Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
Взрослым
28.10.2017
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2015г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2015г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированная рабочая программа чтения 5-9 классы .docx
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа
VIII вида № 9
Утверждаю:
Рассмотрено:
директор МКОУ СКОШ VIII вида № 9
на педагогическом совете
__________ А.К.Поставная
Протокол № _________
от «______» _________ 20____г.
Приказ № ________
от «_____» ______ 20____ г.
Адаптированная образовательная
рабочая программа основного общего образования
«Чтение и развитие речи»
59 класс
Мысковский городской округ
1 Программа разработана: Кузнецовой Ж.В. – учителем чтения и развития речи, Ковтун И.Н.
учителем чтения и развития речи, Клещеневой Н.И. учителем чтения и развития речи.
2013 г.
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению и развитию
речи разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных
2 учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В.
Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ
№ 373 от 6 октября 2009 г.).
Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного предмета.
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
5) Содержание учебного предмета.
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7) Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса.
8) Планируемые результаты изучения учебного предмета
Важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование предметных и
универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в
основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью
решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем
предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
В начальной школе чтение и развитие речи служит опорным предметом для изучения
смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и
первоначальное овладение чтением и развитием речи станут необходимыми для подготовки
учащихся с ОВЗ к жизни, овладению доступными профессиональнотрудовыми навыками и
фундаментом обучения
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений.
в основной школе специальных
Адаптированная рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи»
составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.
Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, хочется
отметить, что умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития,
которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах
онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех
обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным
преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в
усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
которые
деятельности,
Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено
особенностями
в
разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия
первой и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся в первую
очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной
активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только
высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях
физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде
всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания обучающегося с
умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно,
выражаются
их
высшей
нервной
3 искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает
негативное влияние на овладение знаниями в процессе школьного обучения.
Развитие всех психических процессов у ребенка с легкой умственной
отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается
уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость
дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и
вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки в окружающей
среде. В процессе освоения учебного предмета это проявляется в замедленном темпе
узнавания и понимания учебного материала. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся
недостатки, обучающийся с умственной отсталостью оказывается значительно более
сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как
анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории
обучающихся из всех видов мышления (нагляднодейственное, нагляднообразное и
словеснологическое)
в большей степени нарушено логическое мышление, что
выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта.
Особые сложности возникают у обучающегося при понимании переносного смысла
отдельных фраз или целых текстов. Обучающемуся с легкой умственной отсталостью
присуща сниженная активность мыслительных процессов
и
слабая
регулирующая роль мышления: как правило, они начинают выполнять работу, не
дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
в
столько
Особенности восприятия и осмысления обучающимся учебного материала
связаны с особенностями его памяти. Запоминание, сохранение и
неразрывно
воспроизведение полученной информации обучающегося с умственной отсталостью также
обладает целым рядом специфических особенностей: лучше запоминает внешние, иногда
случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознается и
запоминается внутренние логические связи; формируется произвольное запоминание,
которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое
опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более
высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются
не
ее
воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная
информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при
этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако
использование различных дополнительных средств и приемов в обучении (иллюстративной,
символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов педагога и т. д.) может
оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Особенности нервной системы школьника с умственной отсталостью проявляется
в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой
и
устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в
процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на какомлибо одном
объекте или виде деятельности.
трудностях получения и
сохранения информации,
сколько
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение. Представлениям обучающихся с умственной отсталостью свойственна
недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь,
сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из
наиболее
значительной несформированностью, что
выражается в его примитивности, неточности и схематичности.
сложных процессов отличается
У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии
нарушение
деятельности, физиологической
является
которых
основой
речевой
4 взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь,
проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающегося с умственной отсталостью
проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости
эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера обучающихся, воспитанников характеризуется слабостью
собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения
учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия,
«соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем виде,
не учитывая изменения условий.
Таковы наиболее характерные черты недоразвития и особенности протекания
познавательных и эмоциональноволевых процессов умственно отсталых школьников.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития
личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 59 классах продолжается формирование
у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной
степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного
произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь
рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая
методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем
более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию
писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В
исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не
всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
Для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их
мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно,
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные
причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому
художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания
обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Адаптированная рабочая программа по чтению и развитию речи, 59 классы
разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида, 59 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В.
Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г. и в соответствии с требованиями Федерального
Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.).
Нормативноправовую базу разработки адаптированной рабочей программы
«Чтение и развитие речи» составляют:
5
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273ФЗ (в
ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99ФЗ, от 23.07.2013 N 203ФЗ);
Нормативнометодические документы Минобрнауки Российской Федерации и
другие нормативноправовые акты в области образования;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования,
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Положение о рабочей программе школы;
Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 5 класс, автор составитель: Малышева З.Ф. М.:Просвещение, 2013г.
Чтение, 6 класс, авторсоставитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.
М.:Просвещение, 2014г.
Чтение, 7 класс, авторсоставитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.
Книга для чтения , 8 класс, авторсоставитель: Малышева З.Ф. М.:
Просвещение, 2013г
Чтение, 9 класс, авторсоставитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова М.:
Просвещение, 2014г.
6 2.Общая характеристика учебного предмета.
терпеливости,
настойчивости,
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением
специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
– коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия,
воли,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль.
самостоятельности,
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано
с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех
видов речевой деятельности;
развитие художественнотворческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научнопознавательными текстами;
обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста;
формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной
России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– нагляднодейственного, нагляднообразного и словеснологического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоциональноволевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
7 Основные виды деятельности на уроке
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида
чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием
нтонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет
специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать
монолог: отбирать и использовать изобразительновыразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои
жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного
высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную
мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными
пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с
учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени выраженности и
структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и
дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и
пониманием прочитанного по учебнику путем, специального опроса по чтению, пересказу или
комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая
проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке.
Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках.
Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают
чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные
тексты примерно следующего объема (на конец года): V —45—60 слов; VIVII —70—80
слов; VIII — IX — 90— 100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения
(правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной
мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по
каждому году обучения.
На уроках чтения в 59 классах продолжается формирование у школьников техники
чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.
Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют
указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения
вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые
произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая
вариативность.
Школьники с нарушениями интеллектуального развития трудно воспринимают
биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в
упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев
читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают
описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для
передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и
8 их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные
причинноследственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе
эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому
художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания
учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и
развитие речи» в средней школе выделяется; в 5м, 6м классах 4 часов в неделю, 136 часов
в год ( 34 учебные недели); в 7х, 8х 9х – 102 часов в год, в неделю 3 часов (34 учебные
недели)
9 4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные УУД
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и
товарищей;
живописи и др.
деятельности;
страны;
понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Метапредметными результатами изучения курса Чтение и развитие речи является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их существования;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать
на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
10 Познавательные УУД
дифференцированно воспринимать окружающий мир,
его временно
пространственную организацию;
использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности
и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку
зрения, аргументировать свою позицию;
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы,
ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики
участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.);
задач;
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
использовать разные источники и средства получения информации для решения
коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
11 5) Содержание учебного предмета, курса;
ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ 5 класс 136 часов
(4 ч в неделю)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, его героизме в труде и ратных
подвигах; политических событиях в жизни страны; труде людей, их отношении к Родине, друг
к другу; родной природе и бережном к ней отношении, жизни животных.
Навыки чтения
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного
произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и соответствующая
содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса),
«драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление
отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих
героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений,
пользование подстрочным словарем.
Ответы на вопросы к тексту.
12 Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление
с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача
содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя:
найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
«Тигрпятиполосик»,
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение1
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной
библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет,
журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное
составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению,
по усмотрению учителя.
Рекомендуемая литература (на выбор )
Бажов П.П. «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Солнечный камень»,
БианкиВ.В.
«Муха и чудовище»,
Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», «Семь подземных королей», «Урфин Джюс и
Гайдар А.П. «Чук и Гек».
Житков Б.С. «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас».
МаминСибиряк Д.Н. «Про комара комаровича, длинный нос», «Сказочка про Козявочку»,
«Сказка о том, как жилабыла последняя муха», «Сказка про храброго зайца — длинные
уши, косые глаза, короткий хвост».
«Горный мастер».
«Музыкальная канарейка», «Храбрый Ваня».
его деревянные солдаты».
Носов Н.Н. «Фантазеры», «Витя Малеев в школе и дома», «Огурцы», «Веселая семейка».
Осеева В А. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».
Паустовский К.Г. «Похождение жуканосорога».
Пермяк ЕЛ. «Семьсот семьдесят семь мастеров».
Полевой Б.Н. «Сын полка».
ПришвинММ. «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Догадливая синичка», «Воришка», «Заботливая
«Снегурушкамилушка»,
Мазая».
мамаша», «Ушан», «Сиротка».
6 Класс 136 часов
(4 ч в неделю)
Примерная тематика
Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из
художественных произведений о: героическом прошлом и настоящем нашей Родины;
событиях в мире; труде людей;
родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в
жизни страны. Навыки чтения
Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами
литературного произношения; чтение «про себя».
Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт
характера действующих лиц.
Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов;
подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя
слов, данных в переносном значении, и образных выражений, характеризующих поступки
героев, картины природы.
Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в
некоторых случаях использование слов самого текста.
Пересказ прочитанного по составленному плану. Полный и выборочный пересказ.
Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться к выразительному
чтению, выделить отдельные места по вопросам, подготовить пересказ.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение1
Систематическое чтение детской художественной литературы, детских газет и журналов.
13 Ведение дневника или стенда внеклассного чтения по данной учителем форме.
сына».
«Морской чертенок».
«У старого рудника», «Уральские были».
Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о
книгах, пересказ содержания прочитанного по заданию учителя, называние главных
действующих лиц, выявление своего к ним отношения.
Рекомендуемая литература (на выбор )
Астафьев В.П. «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростыля?», «Белогрудка», «Злодейка».
Бажов П.П. «Живой огонек», «Аметистовое дело», «Марков камень», «Надпись на камне»,
Беляев А.Р. «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды».
БианкиВ.В. «Дробинка», «Птичья песенка», «Голубые лягушки», «Сумасшедшая птица»,
Волков А. М. «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Кассиль Л.А. «Все вернется», «Держись, капитан», «У классной доски», «Улица младшего
Катаев В.П. «Белеет парус одинокий».
Маршак С.Я. «Быльнебылица», «МистерТвистер», «Почтавоенная», «Ледяной остров»,
МаминСибиряк А.Н. «Умнее всех сказка», «Емеляохотник», «Дедушкино золото»,
Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе»,
Олеша Ю.К. «Три толстяка».
Паустовский К.Г. «Золотой ясень», «Сивый мерин», «Котворюга», «Прощание с летом».
Пермяк Е.А. «Волшебные истории», «Голубые белки», «Лесной», «Волшебная правда».
Пришвин ММ. «Кладовая солнца», «Лесной хозяин», «Наш сад», «Барсук», «Лесной доктор»,
«Птицы под снегом».
Джанни Родари «Путешествие голубой стрелы».
Русские народные сказки.
Сказки народов мира.
Скребицкий Г.А. «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».
Толстой А.Н. «Золотой ключик или приключения Буратино».
.
«Приключения в дороге».
«Приемыш», «Сказка про Воробья Воробеича».
«Незнайка на Луне».
7 Класс 102 часа
(3 ч в неделю)
Примерная тематика
сказки.
Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание моральноэтических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С.
Тургенева, А.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.П. Чехова.
Произведения А.М. Горького, Н.А. Островского, А.Т. Твардовского, С.Я. Маршака, С.В.
Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, А. Рыбакова, А.Г.
Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П. Погодина.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со
знаками препинания.
Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание
их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами
текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
Заучивание наизусть стихотворений.
Внеклассное чтение1
и детских журналах.
Знание основных сведений из жизни писателей.
Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах
14 Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную
мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
«Капалуха».
«Вести из леса».
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье»,
Беляев А.Р. «Чудесное око».
Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик»,
Гайдар А.П. «Судьба барабанщика».
Горький А.М. «Детство».
Дефо Д. «Робинзон Крузо».
Жюль Верн «Дети капитана Гранта».
Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит».
Катаев В.П. «Хуторок в степи».
Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья».
Лагин Л.Н. «Старик Хоттабыч».
Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза»,
Свифт Дж. «Путешествие Гулливера».
Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в
гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник
Сталинграда»),
«Жильцы старого дома».
Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка».
8 Класс 102 часа
(3 ч в неделю)
Примерная тематика
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
баллады. Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере чтения художественной литературы воспитание моральноэтических и
нравственных качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А.
Некрасова, А.В. Кольцова, И.С. Никитина, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А.
Фета, А.П. Чехова.
Произведения А.М. Горького, А.Н. Толстого, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А.
Фадеева, М.А. Шолохова, В.П. Катаева, Б.Н. Полевого, А.А. Суркова, Ю.М. Нагибина, А.Г.
Алексина, Л.И. Ошанина, С.В. Михалкова, А. Рыбакова.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью
учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего
отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений
самостоятельно и с помощью учителя.
значений слов в тексте.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для
обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
15 «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
Рекомендуемая литература (на выбор )
Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах», «Бабушка с малиной»,
Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон просит огня».
Ватиенкин К.Я. Стихотворения.
Гайдар А.П. «Школа».
Есенин С А. Стихотворения.
Искандер ФА. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
Каверин В.А. «Два капитана».
Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).
Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».
Рубцов Н.М. Стихотворения.
Симонов К.М. Стихотворения.
Сурков А.А. Стихотворения.
Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и огорода».
9 Класс 102 часа
(3 ч в неделю)
Примерная тематика
баллады.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков
русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины,
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание моральноэтических и нравственных
качеств личности подростка.
Произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.В. Гоголя, Н.А.
Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.П. Чехова, А.И.
Куприна, И.А. Бунина.
Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А.
Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М.
Шукшина, Ф.А. Абрамова, Ч. Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А. Искандера, А.
Рыбакова, Б. Окуджава.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их
поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности. Пересказ содержания
прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких
произведений. Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение1
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор )
Ахматова АЛ. Стихотворения.
Беляев А.Р. «Человекамфибия».
Богомолов В.О. «Иван».
Бондарев Ю.В. «Последние залпы», «Горячий снег».
Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».
Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».
Жюль Верн «Таинственный остров».
Воскресенская 3. «Сердце матери».
Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».
Есенин С.А. Стихотворения.
16 «Исаак Левитан», «Приточная трава».
Зощенко М.М. Рассказы.
Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема».
Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек»,
Сурков А.А. Стихотворения.
Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно).
Цветаева М.Н. Стихотворения.
Чехов А.П. «Дом с мезонином».
Шукшин В.М. «Кляуза», «Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности;
5 класс 136 часов
В том числе на:
№
п/п
Наименование
разделов и
Всего
часов
тем
Форма
контро
ля
Уроки
компл
ексног
о
приме
не
ния
Уроки
обобще
ния и
система
тизации
знаний
Уроки
контрол
я,
оценки
и
коррекц
ии
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закреп
ле
ния
знаний
17 знаний
знаний
Урок
игра 1
Урок
зачет 1
Тест
Тест
Тест
4
Урок
формиров
а ния
новых
знаний 1
Урок
беседа 2
5
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 4
Урок
соверш
енство
вание
знаний
1
1
2
Навыки
чтения
Правильное,
осознанное
чтение вслух
целыми
словами с
соблюдением
норм
литературног
о
произношения
.
Работа
над беглостью
и
выразительно
стью чтения:
темп
и
соответствую
щая
содержанию и
смыслу текста
интонация
(паузы,
логическое
ударение, тон
голоса),
«драматизаци
я» (чтение по
ролям).
3
Чтение
«про себя» с
выполнением
заданий.
5
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 4
Урок
соверш
енство
вание1
18 4
5
6
Выделение с
помощью
учителя
главной
мысли
художественн
ого
произведения,
выявление
отношения к
поступкам
действующих
лиц.
Выделение с
помощью
учителя
главной
мысли
художественн
ого
произведения,
выявление
отношения к
поступкам
действующих
лиц.
Нахожден
ие в тексте
непонятных
слов
выражений,
пользование
подстрочным
словарем.
и
Урок
беседа 7
10
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 7
9
Урок –
формиров
ание
новых
знаний7
7
Ответы на
вопросы к
тексту.
10
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 6
Урок
8
Деление
текста на
части с
5
10
Вводный
урок1
Медиа
урок1
Урок
игра 1
Тест
Урок
путешес
твие1
Урок
путешес
твие1
Тест
Тест
Урок
путешес
твие1
Урок
игра 1
Тест
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок1
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок1
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок2
19 помощью
учителя
9
Озаглавли
вание частей
текста
и
составление с
помощью
учителя плана
в форме по
вествовательн
ых
и
вопросительн
ых
предложений.
10 Пересказ по
10
плану.
беседа 4
10
Урок
формиров
ания
новых
знаний 5
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 6
11
Использовани
е при
пересказе
слов и
оборотов речи
из текста.
12 Передача
10
Урок
беседа 6
10
Урок
формиров
ания
новых
знаний 6
Урок
формиров
ания
новых
знаний 6
10
13
содержания
иллюстраций
к
произведению
по вопросам
учителя.
Самостоят
ельное чтение
несложных
рассказов с
выполнением
различных
заданий
учителя:
найти ответ
на
поставленный
вопрос,
подготовитьс
Урок
путешес
твие1
Урок
путешес
твие1
Урок
зачет 1
Урок
игра 1
Урок
путешес
твие1
Урок
зачет 1
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок3
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок1
Медиа
урок3
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок2
Урок
соверш
енство
вание3
20 Урок
формиров
ания
новых
знаний 9
Урок
формиров
ания
новых
знаний 5
Урок
формиров
ания
новых
знаний 2
Урок
формиров
ания
новых
знаний 5
Урок
соверш
енство
вание4
Урок
зачет 1
Урок
путешес
твие3
Урок
зачет 1
я к пересказу,
выразительно
му чтению.
14
Заучивание
наизусть
стихотворени
й.
10
5
5
10
15
16
17
Внеклассное
чтение
Формирова
ние
читательской
самостоятель
ности
школьников
Выбор в
школьной
библиотеке
детской книги
на указанную
учителем
тему, чтение
статей
из
детских газет,
журналов.
Беседы о
прочитанном,
чтение
и
пересказ
интересных
отрывков,
коллективное
составление
кратких
отзывов о
книгах,
анализ
учетных
листов по
вне
классному
чтению,
усмотрению
учителя.
по
Повторен
8
18
ие
21 19
Региональн
ый компонент
в том числе
10
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
№
п/п
6 класс136 часов
В том числе на:
Форма
контро
ля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закреп
ле
ния
знаний
Уроки
компл
ексног
о
приме
не
ния
знаний
Уроки
обобще
ния и
система
тизации
знаний
Уроки
контрол
я,
оценки
и
коррекц
ии
знаний
16
Урок
формиров
Медиа
урок2
Урок
игра 1
Урок
зачет 1
Тест
Навыки
1.
чтения
Сознательн
ое, правильное,
беглое,
выразительное
чтение вслух в
соответствии с
нормами
литературного
произношения;
чтение «про
себя».
2.
Выделение
главной мысли
произведения и
его частей.
а ния
новых
знаний 3
Урок
беседа 9
15
10
3.
Опреде
ление основных
черт характера
действующих
лиц.
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 6
Вводный
урок 1
Урок –
лекция5
Урок
формиров
Урок
игра 2
Урок
зачет 1
Тест
Медиа
урок
10
Урок
путешес
твие1
Урок
зачет 1
Тест
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок5
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок1
22 а
ния новых
знаний 6
14
Урок
беседа 10
6
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 2
10
10
Урок
беседа 9
Урок –
лекция1
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 2
10
4.
5.
6.
у
7.
8.
Разбор
содержания
читаемого с
помощью
вопросов
учителя.
Выделение
непонятных
слов; подбор
слов со
сходными и
противо
положными
значениями;
объяснение с
помощью
учителя слов,
данных в
переносном
значении, и
образных
выражений,
характери
зующих
поступки
героев,
картины
природы
Деление
текста на
части.
Составление
под
руководством
учителя
простого плана,
в некоторых
случаях
использование
слов самого
текста.
Пересказ
прочитанного
Медиа
урок3
Урок
игра 1
Тест
Урок
соверш
енство
вание2
Медиа
урок1
Урок
путешес
твие1
Урок
соверш
енство
вание2
Медиа
урок4
Урок
соверш
23
Тест
Урок
игра 1
Урок
путешес
твие1
Урок
путешес
Тест по
составленному
плану
Урок –
беседа8
енство
вание1
твие1
9.
Полный и
выборочный
пересказ.
10
Урок –
беседа8
5
Урок –
беседа4
10.
Самостояте
льное чтение с
различными
заданиями:
подготовиться
к
выразительном
у
чтению,
выделить
отдельные
места
вопросам,
подготовить
пересказ.
по
11.
Заучивание
наизусть
стихотворений.
10
8
8
Урок –
беседа8
Урок –
беседа8
Внеклассное
чтение
12. Систематическ
ое чтение
детской
художественно
й литературы,
детских газет и
журналов
13. Обсуждение
прочитанных
произведений,
коллективное
составление
кратких
отзывов о
книгах,
Урок
соверш
енство
вание2
Урок
соверш
енство
вание1
Урок
соверш
енство
вание
10
24 1
4
№
п/п
1.
пересказ
содержания
прочитанного
по заданию
учителя,
называние
главных
действующих
лиц, выявление
своего к ним
отношения
Повторение
В том числе
региональный
компонент
4
10
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
7 класс 102 часа
В том числе на:
Форма
контро
ля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закреп
ле
ния
знаний
Уроки
компл
ексног
о
приме
не
ния
знаний
Уроки
обобще
ния и
система
тизации
знаний
Уроки
контрол
я,
оценки
и
коррекц
ии
знаний
5
Урок
беседа 5
Тест
25
Навыки
чтения
Доступные
художественны
е произведения
и отрывки из
художе
ственных
произведений
классиков
русской
отечественной
литературы.
Краткие
и сведения об их
жизни
и
творчестве.
На примере
чтения
художественно
й литературы
воспитание
морально
этических и
нравственных
качеств
личности
подростка.
Совершенствов
ание техники
чтения,
соблюдение
логических
пауз, не
совпадающих
со знаками
препинания
Выделение
главной мысли
произведения.
2.
3.
4.
главных
действующих
лиц, описание
их внешности,
характеристика
их поступков,
подтверждение
своего
заключения
словами текста
Составление
характеристики
героя
с
помощью
учителя.
6.
7. Деление
прочитанного
на части,
5. Называние
10
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 3
9
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 2
5
Урок
беседа 5
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 2
10
5
Урок
формиров
а
ния новых
знаний 8
Урок
формиров
3
Тест
Тест
Тест
Урок
игра 1
Медиа
урок2
Урок
соверш
енство
вание7
Урок
соверш
енство
вание7
Урок
соверш
енство
вание2
26 составление
плана.
5
3
8.
9.
Пересказ по
плану.
Выделение в
тексте метких
выражений,
художественны
х определений
и сравнений.
10.Подробный и
10
краткий
пересказ
прочитанного
11. Пересказ с
изменением
лица
рассказчика.
12.
1
3
1
4
1
5
1
6
1
7
Заучивание
наизусть
стихотворений
Внеклассно
е чтение
Знание
основных
сведений из
жизни
писателей
Чтение книг
из школьной и
районной
библиотек
Самостояте
льное чтение
в
статей
газетах
и
детских
журналах.
Обсуждение
статей.
прочитанных
книг,
Составление
отзывов
Умение
передать
главную мысль
произведения,
оценить
поступки
действующих
2
10
5
5
1
2
5
а
ния новых
знаний 3
Урок
беседа 5
Урок
беседа 3
Урок
беседа 10
Урок
беседа 2
Урок
беседа 5
Урок
беседа 5
Урок
беседа 2
Урок
беседа 1
Урок
соверш
енство
вание2
Медиа
урок2
27 лиц.
Повторение
1
8
В том числе
региональный
компонент
7
8
Наименование
разделов и тем
Всего
часов
№
п/п
8 класс 102 часа
В том числе на:
Форма
контро
ля
Уроки
освоения
новых
знаний
Введение
1
Урок
и
закре
пле
ния
знани
й
Уроки
компле
ксного
примен
е
ния
знаний
Уроки
обобще
ния и
система
тизации
знаний
Уроки
контрол
я,
оценки
и
коррекц
ии
знаний
1
Тест
Тест
1.
2.
На примере
чтения
художественно
й литературы
воспитание
морально
этических и
нравственных
качеств
личности
подростка
Навыки
чтения
3.
Совершенст
вование
техники
чтения,
соблюдение
при
чтении
Медиа
урок 11
Урок
путешес
твие1
Урок
зачет 1
Тест
25
Вводный
урок 1
Урок –
Урок
совер
шенст
вован
28 норм русской
орфоэпии.
4.
5.
Выделение
главной мысли
произведения,
составление
характеристики
героев
с
помощью
учителя,
иллюстрирован
ие
черт
характера
героев
примерами из
текста,
обоснование
своего
отношения к
действующим
лицам.
Составлени
е плана в
форме
повествователь
ных,
в том
числе назывных
предложений
самостоятельно
и с помощью
учителя.
лекция3
ие1
Урок
Меди
формиров
а
ания
новых
знаний 6
Вводный
урок1
Урок
беседа 9
урок
1
Меди
а
урок
1
16
Медиа
урок 2
Урок
игра 1
Тест
10
Урок
формиров
ания
новых
Урок
совер
шенст
вован
ие5
7
5
6. Продолжение
работы над
средствами
языковой
выразительност
и
7. Различение
оттенков
значений слов в
тексте.
Медиа
урок 2
знаний 5
.
Урок
формиров
ания
новых
знаний 4
Урок
совер
шенст
вован
ие1
Урок
формиров
ания
новых
знаний 4
Урок
совер
шенст
вован
ие1
29 8.
Пересказ
содержания
прочитанного с
использованием
слов
и
выражений,
взятых
текста.
из
9.
Знание
основных
сведений
жизни
писателей.
о
10.
Заучивание
наизусть
стихотворений,
прозаического
отрывка.
11.
Внеклассно
е чтение
Самостояте
льное чтение
книг, газет и
журналов.
Обсуждение
прочитанного.
12.
Составление
отзыва о книге.
13. Чтение
для
статей на одну
тему из пе
риодической
печати
обсуждения,
оценка
обсуждаемых
событий
помощью
учителя).
(с
14. Повторение
15.
В том числе
региональный
компонент
Урок
формиров
ания
новых
знаний 6
Урок
совер
шенст
вован
ие1
Медиа
урок 2
Урок
зачет 1
10
8
10
5
2
3
1
8
9 класс 102 часа
30 Наименование
разделов и тем
Всего
часов
№
п/п
В том числе на:
Форма
контро
ля
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закреп
ле
ния
знаний
Уроки
компл
ексног
о
приме
не
ния
знаний
Уроки
обобще
ния и
система
тизации
знаний
Уроки
контрол
я,
оценки
и
коррекц
ии
знаний
Навыки
чтения
1.
Совершенс
твование
техники
чтения,
соблюдение
при
чтении
норм русской
орфоэпии.
2.
Выделение
главной мысли
произведения
3.
Составлени
е
характеристик
героев,
обоснование
своего отноше
ния к героям и
их поступкам,
объяснение
причин тех или
иных
по
ступков героев
(с
помощью
учителя).
8
Урок
формиров
а ния
новых
знаний 1
Урок
беседа 1
15
Урок
формиров
ания
новых
знаний
10
15
Урок
формиров
ания
новых
знаний
12
4.
Работа над
планом,
9
Медиа
урок 4
Урок
игра 1
Урок
зачет 1
Тест
Тест
Тест
Урок
Тест
Урок
соверш
енство
вание5
Урок
соверш
енство
вание3
31 игра 1
Урок
путешес
твие1
Урок
зачет 1
Урок
путешес
твие1
Урок
игра 1
Урок
беседа 8
13
Урок
соверш
енство
вание1
Медиа
урок1
Урок
соверш
енство
вание1
Урок
формиров
ания
новых
знаний 9
Урок
формиров
ания
новых
знаний 9
средствами
языковой
выразительност
и.
. Пересказ
содержания
прочитанного;
составление
рассказа по
предложенной
теме на
материале
нескольких
произведений
Знание
основных
сведений о
жизни
писателей.
Заучивание
наизусть
стихотворений,
прозаических
отрывков.
5.
6.
7.
Внеклассное
чтение
8.
9.
Самостояте
льное чтение
книг, газет и
журналов.
Обсуждение
прочитанного.
Составление
отзыва о
прочитанной
книге, статье из
газеты или
журнала.
10.Повторение
В том числе
региональный
компонент
10
10
5
9
8
8
Урок
формиров
ания
новых
знаний 2
Урок
формиров
ания
новых
знаний 4
Урок
соверш
енство
вание1
Урок
соверш
енство
вание5
32 7. Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса
33 Из материально – технического обеспечения имеется в наличии: компьютерный стол,
специализированный стул, компьютер, отдельная комната.
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания
учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов
совершенствования учебновоспитательного процесса является кабинетная система.
Кабинет, в котором проходит обучение чтению соответствует следующим требованиям по
санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.28211 (от 29 декабря
2010 г. N 189)
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится
ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.282110 п.5.4)
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей
и соответствует ростовозрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики
(согласно СанПиН 2.4.2.282110 п.5.2)
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и
расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.282110 п.5.6)
Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими
требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно
СанПиН 2.4.2.282110 п.7.1.)
В кабинете используется ТСО: компьютер,
установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)
проектор (технические средства
Материальнотехническое обеспечение учебного предмета «Чтение и развитие речи»,
(59 классы)
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. Учебнометодические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради).
2. Детские книги разных типов из круга детского чтения
3. Детская справочная литература, словари по русскому языку
4. Методические пособия для учителя.
Печатные пособия
1. Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой.
2. Репродукции картин и художественные фотографии.
3. Портреты поэтов и писателей.
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
1. Мультимедийные презентации.
Технические средства обучения
1. Персональный ноутбук.
2. Образовательные ресурсы (диски).
3. Аудиозаписи.
Игры и игрушки
1. Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.
34 Оборудование класса
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский с тумбой.
3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 5 класс, автор составитель: Малышева З.Ф. М.:Просвещение, 2013г.
Чтение, 6 класс, авторсоставитель: Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.
М.:Просвещение, 2014г.
Чтение, 7 класс, авторсоставитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.
Книга для чтения , 8 класс, авторсоставитель: Малышева З.Ф. М.: Просвещение,
2013г
2014г.
Чтение, 9 класс, авторсоставитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова М.: Просвещение,
Линия УМК «Чтение» для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида создана по программе под редакцией В. В. Воронковой.
Линия УМК для старших классов продолжает работу по развитию полноценного восприятия
доступных по содержанию художественных произведений, научнопопулярных статей,
правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план
произведения, но и на его внутренний подтекст.
5 класс. В учебнике представлены произведения устного народного творчества,
художественные произведения классиков русской и отечественной литературы, а также
произведения зарубежных писателей. Изучаемые произведения сопровождаются вопросами и
заданиями, направленными на понимание и усвоение материала школьниками.
Методический аппарат нацелен на формирование читательской деятельности школьников, в
задания включены вопросы проблемного и развивающего характера, помогающие школьникам
понять авторскую позицию, выявить настроения, переживания героев, осмыслить их поступки.
6 класс. В учебник включены разноуровневые произведения отечественных и зарубежных
авторов, подобранные с учётом преемственности литературного материала, изучаемого в
предшествующих и последующих классах.
Содержание текстов и методического аппарата направлено на решение образовательных,
дидактических, коррекционновоспитательных задач с учётом познавательных,
интеллектуальных и личностных особенностей учащихся с нарушением интеллекта.
7 класс. При переработке в учебник для большей заинтересованности учащихся и повышения
читательской мотивации были дополнительно включены юмористические рассказы и
стихотворения, а также произведения, в основе которых лежит романтикоприключенческий
сюжет.
35 8 класс. В учебнике представлены произведения устного народного творчества, а также
художественные произведения русских писателей XIX–XX в. Изучаемые произведения
сопровождаются краткой биографической статьёй об авторе, вопросами и заданиями,
реализующими принцип сознательности и активности обучения.
Методический аппарат направлен на решение вопросов развития речи и мышления учащихся,
а также способствует совершенствованию техники чтения и понимания прочитанного. В
задания включены вопросы проблемного и развивающего характера.
9 класс. В учебнике представлено устное народное творчество, произведения классиков
русской и отечественной литературы, а также зарубежных писателей.
Демонстрационные пособия
Портреты писателей, репродукции картин ( 25 шт, ф А4 )
Компьютерные программы и пособия, таблицы, карточки, ребусы
36 8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Предметными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» является
сформированность следующих умений:
5 класс
Минимальный уровень
читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не
сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.
читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения заданий
учителя;
отвечать на вопросы учителя полным ответом;
наизусть 3 4 стихотворения;
Достаточный уровень
наизусть 3 5 стихотворений
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты
самостоятельно.
6 класс
Минимальный уровень
наизусть 4 5 стихотворений;
читать вслух правильно, выразительно доступные тексты и (про себя);
выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя;
пересказывать текст по данному плану;
Достаточный уровень
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
отвечать на вопросы учителя по предметному содержанию произведения;
пересказывать текст по плану полно и выборочно.
7 класс
Ми
наизусть 4 5 стихотворений;
читать вслух правильно, выразительно (про себя);
выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя;
давать оценку поступкам действующих лиц;
пересказывать текст по плану;
Достаточн
ен ь
отвечать на вопросы по содержанию теста;
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
нималь
уров
ый
ный
уров
ен ь
37 ен ь
ный
уров
нималь
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
пересказывать содержание прочитанного;
учить стихотворения наизусть.
8 класс
Ми
пересказывать прочитанный текст с опорой на план;
выделять незнакомые слова и давать им объяснения;
читать вслух правильно, выразительно (про себя);
выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточн
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
уров
ый
ен ь
обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста;
учить стихотворения наизусть.
9 класс
Ми
читать про себя доступные по содержанию тексты и пересказывать их с опорой на
нималь
уров
ный
ен ь
авторскую лексику;
ый
ен ь
уров
читать вслух правильно, выразительно ;
выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточн
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста;
участвовать в анализе произведения;
учить стихотворения наизусть.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся 5 класса должны знать:
наизусть 6 8 стихотворений
Обучающиеся 5 класса должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию
самостоятельно.
38 Обучающиеся 6 класса должны знать:
наизусть 8 1 0 стихотворений
Обучающиеся 6 класса должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
определять основные черты характера действующих лиц;
пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Обучающиеся 7 класса должны знать:
наизусть 1 0 стихотворений
Обучающиеся 7 класса должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся 8 класса должны знать:
наизусть 1 0 стихотворений, прозаический отрывок
Обучающиеся 8 класса должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки,
обосновывая своё отношение к ним;
пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из
текста.
Обучающиеся 9 класса должны знать:
• наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
• Обучающиеся должны уметь:
•
•
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
• выделять главную мысль произведения;
• давать характеристику главным героям;
• высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с
прочитанным.
Оценивание ЗУН
Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки
техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных
особенностей обучающихся.
Оценивание результатов
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с
соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения
или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает
их с помощью учителя (в VIII—IX классах легкие тексты самостоятельно); называет главных
действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаст
39 содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст
стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает
однудве ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих
интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли
произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в
делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;
допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их
самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну
две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова —по
слогам; допускает тричетыре ошибки при чтении; однудве ошибки — в соблюдении
синтаксических пауз; тричетыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или
части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью
учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их
поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает
искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок
при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль
произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет
главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы
и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не
использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает
при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает
смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение
40 Список литературы
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99ФЗ).
2.
разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (проект).
Адаптированная основная образовательная программа общего образования,
3.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 "Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 59
классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010 г.
Сб. 1.
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования
(приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).
6. Устав МКОУ СКОШ VIII вида № 9.
Положение о Рабочей программе
7.
Муниципального казенного специального
(коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями
(коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида № 9
специальной
здоровья
41
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Адаптированная образовательная программа по чтению и развитию речи, 5-9 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.