Адаптированная программа

  • Образовательные программы
  • doc
  • 31.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная программа по трудовому обучению для начального профессионального образования ШВЕЯ для глухих обучающихся с нарушением интеллекта 9 – 11 классы. Разработана на основе программы специальных коррекционных, образовательных учреждений I вида, сборник 2 « Трудовое обучение» 5 – 11 классы М. «Просвещение» 2004г., раздел Начальное профессиональное обучение профессия Швея.Адаптированная программа по трудовому обучению для начального профессионального образования ШВЕЯ для глухих обучающихся с нарушением интеллекта 9 – 11 классы.
Иконка файла материала Адаптированная программа начального профессионального образования ШВЕЯ для глухих УО 9-11 классы.doc
(Полное наименование ОУ) Рассмотрено на заседании Педагогического совета  протокол № __ от _______. (сокращенное наименование ОУ) Утверждено (сокращенное наименование ОУ) приказом от _______ № ____                              Адаптированная программа начального профессионального обучения «ШВЕЯ» код профессии 19601 по направлению «трудовое обучение» для обучающихся со сложной структурой дефекта  нарушение слуха и интеллекта (глухие) 9 – 11 классы вариант для девочек                                                                                                                                  Составил: трудового обучения Е. В. Зорина 2016­2017 учебный год 1ПРОФЕССИЯ — ШВЕЯ Пояснительная записка Адаптированная программа «Трудовое обучение» профессиональная подготовка 9 – 11  классов, для  глухих детей, обучающихся со сложной структурой дефекта нарушение слуха   и   интеллекта   (глухие),   разработана   на   основе   программы   специальных коррекционных, образовательных учреждений I вида, сборник 2 « Трудовое обучение» 5 – 11   классы   М.   «Просвещение»   2004г.,   раздел   Начальное   профессиональное   обучение профессия Швея.                                                                  Целью   начального   профессионального   обучения   является   подготовка самостоятельного,   активного   и   профессионально   грамотного   работника   швейного производства в процессе формирования умений, знаний и навыков по профессии швея­ мотористка   на   широкой   политехнической   основе.   Опираясь   на   опыт   и   трудовую подготовку   предшествующих   этапов   трудового   обучения   в   5   –   7,   8   классах,   глухие обучающиеся   осваивают   свою   первую   профессию,   начинают   профессиональную деятельность,   к   которой   у   них   проявился   устойчивый   интерес   и   способности. В   этот период   целенаправленно   осуществляется   трудовая   и   социально­профессиональная адаптация   глухих   старшеклассников,   требующая   не   только   формирования профессиональных   знаний   и   умений,   но   и   освоения   норм   и   ценностей   конкретного трудового коллектива (глухих, слышащих или смешанного), особенностей и возможностей адаптации в нем. Содержание программы начального профессионального обучения профессии швеи по   образовательной   области   «Трудовое   обучение»   в  9   –   11    классах   школ   глухих разработано на основе системного анализа швейного производства и трудовых функций швей во взаимосвязи с программами профильного обучения в 8 классе и изучением основ наук в школе. Программа   определяет   содержание   теоретического   и   практического   обучения, содержит перечень знаний и умений, формируемых у учащихся 9 – 11  классов. В процессе теоретического обучения старшеклассники знакомятся: ­  охраной   труда   (организацией   труда   на   швейных   предприятиях,   комбинатах бытового обслуживания и ателье индивидуального пошива) ­ с новыми видами технологического оборудования ­ технологиями обработки швейных материалов ­ основными свойствами и областями применения современных тканых, нетканых и других материалов, применяемых в швейном производстве.  В изучение всех тем программы должны входить вопросы современной техники и технологии производства, безопасности труда, научной организации труда и конкретной экономики. Учащиеся должны получать представление о правилах чтения и выполнения конструкторской и технико­технологической документации, об основах стандартизации и метрологии,   о   методах   моделирования   и   конструирования   швейных   изделий,   о необходимости   поиска   новых   технических   решений,   преодоления   технических противоречий и др. В   разделе   программы   «Теоретическое   обучение»   следует   обратить   внимание   на изучение   основ   технологии   изготовления   деталей   швейных   изделий,   основные   швейные технологические   операции,   способы   и   приемы   моделирования,   конструирования   и разработки фасонов, на знание наиболее широко применяемых в швейной промышленности материалов,   порядок   организации   рабочего   места,   методы   рациональной   работы,   на закономерности   развития   техники   и   пути   реализации   достижений   научно­технического 2прогресса, на повышение уровня научно­технических  знаний  при изучении современной техники и доступных высоких производственных и информационных технологий. Основной   задачей   практического   обучения  является   формирование профессиональных  умений  и  навыков  выполнения   основных  технологических  операций, приемов применения ручных инструментов и приспособлений, использования контрольно­ измерительных   средств   и   лекал,   рационального   выбора   технологической   оснастки   и дальнейшее закрепление этих навыков в процессе практических работ, производственно­ трудовой практики и производительного труда. На учебных занятиях и в ходе производительного труда особое внимание следует   электробезопасности, обращать   на   соблюдение   правил   безопасности   труда, противопожарных мероприятий, санитарии и гигиены труда. С   целью   повышения   эффективности   воспитания   у   глухих   старшеклассников интереса к профессиональной деятельности рекомендуется привлекать их к выполнению расчетно­графических   задач   и   заданий   производственного   характера   с   использованием технической   и   справочной   литературы,   к   разработке   моделей,   конструкций   и   фасонов одежды и швейных изделий, к участию в творческих работах. Для ознакомления учащихся со структурой предприятий швейной промышленности, с   основными   этапами   производственного   процесса   изготовления   швейных   изделий   из тканых и нетканых материалов, с работой современных швейных машин и оборудования, условиями   труда   и   отдыха   рабочих   в   программу   включены   экскурсии   на   швейные предприятия, комбинаты и в ателье. В   процессе   начального   профессионального   обучения   необходимо   широко использовать   бригадные   и   коллективные   формы   организации   труда,   организовывать ученическое   самоуправление,   конкурсы   профессионального   мастерства,   обеспечивать моральное и материальное поощрение, планирование и оплату труда старшеклассников. В   процессе   обучения   осуществляется   контроль   по   изучению   теоретического материала в форме: ­ контрольных работ ­ тестовых заданий ­ промежуточной и итоговой аттестации по темам, по предметам. Контроль за практическими освоением осуществляется выполнением практических работ, комплексных работ. К окончанию начального профессионального обучения в школе глухие выпускники должны пройти курс теоретического обучения и получить основные профессиональные умения и навыки. Итогом   обучения   является   выпускной   квалификационный   экзамен,   который проводиться в 2 этапа: теоретическая часть и практическая. После квалификационного экзамена   учащимся   присваивается   2   разряд   по   профессии   Швея.   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  Швея 1 – 2­го разряда должна знать: способы   и   приемы   выполнения   простых   технологических   операций технические условия выполнения технологических операций; последовательность   обработки   деталей,   изделий   и   выполнения  раскроя и соединения деталей и пошива швейных изделий;   технологических операций на конвейере, в потоке;  швейных машин;  приспособлениями и оборудованием; устройство и назначение промышленных  универсальных  и специальных правила   эксплуатации   и   ухода   за   швейными   машинами, 3правила регулирования натяжения нитей и частоты строчки; правила выбора машинных игл по номерам и их установки; правила закрепления нитей; правила смены и установки шпуль; виды основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение и      пошивочные свойства;   санитарии, электро­ и пожарной безопасности. виды и причины брака, меры его предупреждения; правила   и   инструкции   по   технике   безопасности,   промышленной Швея 1 – 2­го разряда должна уметь: устанавливать и регулировать высоту подъема лапки и величину давления регулировать   скорость   машины   и   длину   стежка   при   выполнении регулировать натяжение нити в шпульном колпачке, наматывать и менять  выполнять   вручную,   на   универсальных   или   специальных   швейных машинах с приспособлениями и без них технологические операции обработки деталей и пошива изделий из различных основных и вспомогательных швейных материалов;  ее на ткань;  различных видов строчек и швов, закреплять нити;  шпули;  заправлять   и   регулировать   натяжение   верхней   и   нижней   нитей, ликвидировать  обрыв нитей,  проверять исправность,  менять и устанавливать  машинные иглы;  вида шва (стачной, двойной, запошивочный и др.);  брак;  электро­ и пожарной безопасности. проверять   качество   выполненной   работы,   предупреждать   и   устранять соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, располагать  и направлять ткань под лапкой  машины  в зависимости  от 4для обучающихся со сложной структурой дефекта нарушение слуха и интеллекта (глухие)   НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ код профессии 19601 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Профессия –  Швея Учебная нагрузка  полный курс обучения  – 1462ч. 9 класс – 9 часов в неделю 10класс – 16 часов в неделю 11класс – 18 часов в неделю № п/п Предметы  Теоретическое обучение. Технология обработки, кроя и пошива швейных изделий 1. 1.1 Основные сведения о швейном производстве 1.2 Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность 1.3 Классификация швейных машин. Устройство и работа машин 1.4 1.5 Моделирование и конструирование 1.6 Материаловедение  1.7 Основы проектирования и технического творчества 1.8 Основы предпринимательства и экономики 2 3 4 5 Практическое обучение. Производственно­трудовая практика Консультации  Квалификационный экзамен всего 9 кл. I пол­е II пол­е недели 16 1/0 1 1 1 1 1 – – 1 6 ­ ­ 425 10 24 40 130 128 56 18 18 425 612 9 3 18 – 1 1 1 1 1 – – 1 6 ­ ­ Сроки обучения о г е с в 170 4 8 28 50 56 24 – – 170 204 ­ ­ I пол­е 16 – 1 – 2,5 1 1 1 1 4 6 ­ ­ 11 кл. II пол­е недели 17 – 1 – 2,5 1 1 1 1 4 6 ­ ­ 1 – – – – – – – – – 9 3 о г е с в 204 4 8 – 66 66 24 18 18 204 204 9 3 г е с в о 10 кл. II пол­е пол­е I недели 16 1/0 1 1 2 1 1 – – 4 6 ­ ­ 18 – 1 1 2 1 1 – – 4 6 ­ ­ 51 3 8 12 14 6 8 – – 51 204 ­ ­ 5Всего в неделю: Всего: Полный курс: 9 9 16 16 18 18 306 544 612(+12) 1462 (+12) 6Программа 9 класс Примерный перечень основных тем по четвертям Для  глухих детей, имеющих задержку психического развития 9 часов в неделю, 306 часа Основные темы Стандартизация и контроль качества продукции Основные сведения о швейном производстве Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность Классификация швейных машин. Устройство и работа машин Технология обработки кроя и пошива постельного белья I четверть Теоретическое обучение 1 2 3 4 5 Материаловедение швейного производства 6 Практическое обучение Производственно­трудовая практика 1 2 Производственное обучение в учебных мастерских Рабочее место швеи. Безопасность и гигиена труда, электро­ и  пожарная безопасность на рабочем месте Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Освоение приёмов работы на промышленных швейных машинах 3 Обработка деталей кроя и пошив постельного белья Основные сведения о швейном производстве Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность Классификация швейных машин. Устройство и работа машин Технология обработки кроя и пошива постельного белья 4 5 Моделирование и конструирование и крой постельного белья 6 II четверть Теоретическое обучение 1 2 3 4 5 Материаловедение швейного производства 6 Практическое обучение Производственно­трудовая практика 1 2 Производственное обучение в учебных мастерских Рабочее место швеи. Безопасность и гигиена труда, электро­ и  пожарная безопасность на рабочем месте Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Освоение приёмов работы на промышленных швейных машинах Стандартизация и контроль качества продукции Обработка деталей кроя и пошив постельного белья 4 5 Моделирование, конструирование и крой постельного белья 6 III четверть Теоретическое обучение 1 Основные сведения о швейном производстве 3 Кол. ч/нед Общ. кол. в четверти 72 12 1 1 1 – 1 – 1 4* 1 1 – – 1 1 1 1 – 1 – 1 1 1 – 2 4 4 – 2 – 4 4 2 2 – – 4 2 4 2 – 4 – 4 2 2 – 12 48 12 72 12 12 48 12 72 12 7Стандартизация и контроль качества продукции Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность Классификация швейных машин. Устройство и работа машин Технология обработки кроя и пошива постельного белья 2 3 4 5 Материаловедение швейного производства 6 Практическое обучение Производственно­трудовая практика 1 2 Производственное обучение в учебных мастерских Рабочее место швеи. Безопасность и гигиена труда, электро­ и  пожарная безопасность на рабочем месте Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Освоение приёмов работы на промышленных швейных машинах 3 Стандартизация и контроль качества продукции Обработка деталей кроя и пошив постельного белья Основные сведения о швейном производстве Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность Классификация швейных машин. Устройство и работа машин Технология обработки кроя и пошива постельного белья 4 5 Моделирование, конструирование и крой постельного белья 6 IV четверть Теоретическое обучение 1 2 3 4 5 Материаловедение швейного производства 6 Практическое обучение Производственно­трудовая практика 1 2 Производственное обучение в учебных мастерских Рабочее место швеи. Безопасность и гигиена труда, электро­ и  пожарная безопасность на рабочем месте Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Освоение приёмов работы на промышленных швейных машинах 4 5 Моделирование, конструирование и крой постельного белья 6 Итого  Обработка деталей кроя и пошив постельного белья 3 1 1 1 1 – 1 – 1 1 1 – 1 1 1 1 1 1 – 1 1 1 4 2 4 2 – 4 – 4 2 2 – 4 4 5 4 4 4 – 4 3 10 12 48 12 90 21 21 48 21 306 *Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное производство или швейную фабрику м.б.  организована в любой четверти, на усмотрение педагога ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ    ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШВЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ       Место швейной промышленности среди других отраслей, производящих промышленные товары и работающих в сфере обслуживания. Общая характеристика современной швейной промышленности   массового   и   индивидуального   пошива   (фабрики,   комбинаты,   ателье, мастерские). Основные виды швейных производств и работ: подготовительно­раскройные, пошивочные,   Профессионально­квалификационная характеристика профессии швеи­мотористки.   влажно­тепловые,   отделочные. 8ОХРАНА И ГИГИЕНА ТРУДА, ЭЛЕКТРО­  И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ       Мероприятия   по   охране   труда   на   швейных   предприятиях.   Основные   положения законодательства   по   охране   труда.   Охрана   труда   подростков.   Правила   поведения   на территории   предприятия   и   в   цехе,   мастерской.   Предохранительные   и   оградительные устройства швейных машин и электрических аппаратов. Изоляция токоведущих частей и заземление электрооборудования. Изучение производственной инструкции по безопасности труда и правилам поведения в цехах и в мастерских. Основные понятия о гигиене труда, режиме   труда   и   отдыха.   Рабочая   поза   при   работе.   Освещенность   и   температурно­ влажностный режим на рабочем месте. Требования к одежде работающего. Инструкции по технике  безопасности,   по  гигиене   и  производственной  санитарии,   электро­  и  пожарной безопасности. Виды   и   причины   травматизма   и   меры   его   предупреждения.   Первая   помощь   при несчастных   случаях.   Противопожарные   мероприятия.   Противопожарный   режим   на предприятии.   Действия   при   обнаружении   пожара   на   строительстве   или   территории предприятия.  КЛАССИФИКАЦИЯ ШВЕЙНЫХ МАШИН.  УСТРОЙСТВО И РАБОТА МАШИН       Технологическая   и   заводская   классификация   швейных   машин   и   технологического оборудования,   изготавливаемых   машиностроительными   заводами   России   и   зарубежных стран. Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и   автоматизации   технологического   процесса.   Классы   швейных   машин.       Рабочие   органы   швейных   машин.   Детали   для   соединения   частей   швейных   машин. Механизмы   для   передачи   вращательного   движения   и   преобразования   движений.   Их устройство, применение.       Устройство   и   работа   электропривода   швейной   машины,   пусковая   и   защитная аппаратура   промышленных   швейных   машин,   приспособления   малой   механизации.       Правила и приемы работы на швейных промышленных машинах, их обслуживания и ухода за ними. Заправка и регулировка узлов и механизмов машины. Машинные стежки, строчки   и   швы,   их   назначение,   образование   и   применение:   соединительные,   краевые, отделочные. разновидности, принцип   действия       и   Челночный стежок, его назначение, строение и свойства. Взаимодействие рабочих органов   швейной   машины   в   процессе   образования   челночного   стежка.       Шпульный колпачок, его устройство. Способы установки при шитье тонких, средних и толстых   тканей.   Регулировка   величины   стежка.   Подбор   игл   по   ГОСТу   и   способы   их установки. Виды   неполадок   работы   швейных   машин,   причины   их   возникновения   и   способы устранения: петление сверху и снизу нитей, тугая и слабая строчки, обрывы нижней или верхней нитей, пропуск стежков, плохое продвижение ткани, поломка иглы и др. Назначение   и   конструкции   различных   приспособлений   к   машинам:   линеек­ направителей, рубильников, запошивателей. Лапки для сборок, втачки шнура, прокладки кромки,   настрочки   сутажа.   Приспособления   для   окантовки   деталей   лентой   и   тесьмой, втачки канта, осноровки низа брюк и др. Приспособления для ручных работ, их роль в улучшении   качества   обработки   изделий   и   повышении   производительности   труда. Технические   условия   на   выполнение   машинных   и   ручных   работ   и   на   качество   их выполнения. Отклонения, допустимые в швах и строчках, предупреждение и исправление дефектов швейных работ. 9ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КРОЯ  И ПОШИВА ПОСТЕЛЬНОГО       Ручные швейные работы. Оборудование рабочего места для ручных работ. Виды ручных стежков   и   строчек   (сметочные,   обметочные,   подшивочные,   стачные,   петельные, копировальные)   и   их   разновидности,   частота   стежков.   Пришивание   галантерейной фурнитуры. Ручные декоративно­отделочные работы. Ручные и машинные швейные работы при   пошиве   постельного   белья.   Виды   и   назначение   постельного   белья.   Требования   к тканям,   применяемым   при   пошиве   изделий.   Размеры   стандартные   и   нестандартные. Технические   условия   на   пошив   изделий   постельного   белья.   Требования   к   готовым изделиям и комплектам белья. Разработка   фасонов   и   конструкций   изделий   с   учетом   требований   ГОСТа   на постельное   белье.   Построение   чертежей   деталей   постельного   белья.   Раскрой   деталей постельного белья. Правила, приемы и технологическая последовательность выполнения операций по обработке деталей и пошива простыней, наволочек, пододеяльников и их отделки. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ  ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА       Значение   текстильной   промышленности   и   перспективы   ее   развития   в   стране. Требования, предъявляемые к текстильным волокнам и к тканям из них, применяемым при пошиве постельного и нижнего белья и спецодежды. Понятия: волокно, пряжа, нить, ткань. Текстильные волокна: натуральные, искусственные и синтетические. Хлопок. Понятие о хлопке­сырце и хлопке­волокне. Строение хлопкового волокна. Состав, физические, химические (действие воды, щелочей, кислот, света, температуры и др.) свойства волокна. Натуральные волокна       Лен.  Сведения   о   льняных   волокнах   и   их   получении.   Строение,   состав   и   физико­ химические свойства льноволокна. Его классификация.       Шерсть.  Понятие о шерсти. Виды шерсти: тонкая, полутонкая, полугрубая и грубая. Состав шерстяного волокна и его физико­химические свойства. Классификация шерсти. Натуральный шелк. Общие сведения о получении шелка­сырца. Строение и состав шелкового волокна. Физико­химические свойства натурального шелка. Виды натурального шелка. Механические,   технологические   и   гигиенические   свойства   (длина,   толщина,   температура   обработки, растяжимость, воздухопроницаемость,   гигроскопичность   и   др.)   хлопка,   льна,   шерсти   и   натурального шелка. Качественные показатели и пошивочные свойства тканей из натуральных волокон.   износостойкость,   прочность,   усадка,       Искусственные волокна Основные   виды   искусственных   волокон.   Сырье   для   искусственных   волокон. Получение   искусственных   волокон.   Строение,   физические   и   химические   свойства вискозного, ацетатного и медно­аммиачного волокна. Механические, технологические и гигиенические  свойства   волокон.  Виды  тканей,  качественные  показатели  и  пошивочные свойства тканей из искусственных волокон. 10Синтетические волокна Виды   синтетических   волокон.   Сырье   для   синтетических   волокон.   Получение, строение   и   физико­химические   свойства   синтетических   волокон.   Их   преимущества   и недостатки.   Технологические   и   гигиенические   свойства.   Качественные   показатели   и пошивочные свойства тканей из синтетических волокон. Процесс образования пряжи из волокон. Общие сведения о прядильных машинах. Показатели качества пряжи: прочность, тонина, крутка и др. Переплетение нитей в ткани. Краткая   характеристика   процесса   образования   ткани   на   ткацком   станке.   Полотняное, саржевое,   сатиновое   (атласное)   и   сложное   переплетения   нитей.   Зависимость   внешнего вида, свойств и качества тканей от способов переплетения нитей. Понятие о сортности ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, кромки, продольной и поперечной нитей (нити основы и утка). Крашение и способы окраски тканей, образование и виды рисунков на ткани, определение прочности окраски тканей. Прочность тканей: на разрыв, на истирание, на растяжимость, на износостойкость. Усадка тканей, зависимость величины усадки   от   материала   ткани,   причины   усадки,   влияние   усадки   на   технологию   пошива изделия. Сыпучесть кроя тканей и учет ее при пошиве изделий из разных видов ткани. Учет прорубаемости, прокалываемости и скольжения  ткани при пошиве изделий на швейных машинах. Лабораторно­практические работы. 1. Определение видов тканей из натуральных, искусственных и синтетических волокон и их физических свойств. 2. Определение видов переплетения, продольной и поперечной нитей, лицевой и изнаночной сторон ткани. СТАНДАРТИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ        Сущность стандартизации. Государственная система стандартизации (ГСС). Категории стандартов и объекты стандартизации: государственный (ГОСТ), республиканский (РСТ), отраслевой (ОСТ), предприятия (СТП). Виды стандартов. Стандарт на швейные изделия бытового назначения  «Определение  сортности».  Стандартизация  и качество  продукции. Термины   и   определения   в   области   качества.   Формы   и   методы   контроля   качества. Современные методы испытаний и контроля качества. Статистические методы контроля качества. Виды контроля на производстве и его значение. Места и способы измерений швейных изделий  при  контроле  качества;  техническая  документация, применяемая  при определении сортности готовых швейных изделий. Система бездефектного изготовления продукции.   Понятие   о   системе   управления   качеством   продукции.   Организация технологического   контроля   на   предприятиях.   Качество   продукции,   критерии, определяющие   качество.   Система   управления   качеством   продукции.   Оценка   уровня качества   продукции.   Брак   и   его   предупреждение.   Экономическая   эффективность повышения качества и методы поощрения за повышение качества продукции.       Лабораторно­практическая   работа. производственной документации на швейные изделия.  Знакомство   с   ГОСТами,   ОСТами,   чтение ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ШВЕИ­МОТОРИСТКИ. БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИГИЕНА ТРУДА,  ЭЛЕКТРО­ И ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ       Ознакомление с рабочим местом швеи­мотористки, типом, классом и маркой швейной машины,   принадлежностями   и   приспособлениями,   электрооборудованием.   Изучение 11инструкций по технике безопасности, электро­ и пожарной безопасности, правила приема (в начале работы) и сдачи (в конце работы) рабочего места и швейной машины. ЭКСКУРСИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОШИВА       Ознакомление   с   организацией   работ   по   пошиву   одежды   в   комбинатах   бытового обслуживания, ателье и мастерских индивидуального пошива. Индивидуальная и бригадная работа швей­мотористок. ОСВОЕНИЕ ПРИЕМОВ РАБОТЫ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ШВЕЙНЫХ МАШИНАХ       Ознакомление   с   устройством   и   основными   частями   швейной   машины   и   пусковой аппаратуры. Пуск, остановка и регулирование скорости швейной машины. Подбор номеров машинных   игл   и   ниток.   Знакомство   с   работой   механизма   движения   иглы,   механизма нитепритягивателя,   механизма   челнока,   механизма   двигателя   ткани.   Освоение   приемов установки  игл,  заправки   верхней   и  нижней   нитей,  регулировки   их  натяжения,  приемов выполнения   и   регулировки   размеров   основных   машинных   стежков,   строчек   и   швов. Выявление   и   устранение   неполадок,   возникающих   при   работе   швейных   машин.   Смазка машин. МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И КРОЙ ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ       Определение размеров простыни, наволочки и пододеяльника с учетом фасона изделий и   требований   ГОСТа   на   постельное   белье.   Построение   чертежей   деталей   постельного белья. Раскрой  деталей  постельного белья с припусками  на швы. Отделка  постельного белья. ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ КРОЯ  И ПОШИВ ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ       Проверка наличия и качества кроя, подготовка кроя к работе. Ручные и машинные швейные   работы   при   пошиве   постельного   белья   согласно   технологической последовательности   выполнения   операций   по   обработке   деталей   и   пошива   простыней, наволочек,   пододеяльников   и   их   отделки.   Ручные   декоративно­отделочные   работы. Пришивание галантерейной фурнитуры. Проверка качества готовых изделий и комплектов постельного белья. Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 9 класса Обучающиеся должны знать: ­ сведения о гигиене труда, производственной санитарии и профилактике травматизма; ­ инструкции по технике, электро­ и пожарной безопасности; ­ сведения об оборудовании швейных предприятий; ­ устройство и работу основных узлов, механизмов и электропривода промышленной  швейной машины, правила и приемы работы на ней; ­ основные неисправности швейных машин, их причины, способы предупреждения поломок  и их устранения; ­ наименование и способы применения ручных и машинных швейных инструментов и  приспособлений; 12­ свойства, строение и получение текстильных волокон, пряжи, нитей и натуральных,  искусственных и синтетических тканей; ­ технологический процесс производства тканей; ­ технологический процесс производства швейных изделий; ­ технологию и операции пошива постельного белья; ­ наименование деталей изделий постельного белья, способы и приемы их обработки и  пошива белья; ­ технические условия выполнения операций, обработки деталей и пошива изделий; ­ назначение стандартов и приемы контроля качества и точности выполняемой работы; ­ сведения по стандартизации и контролю качества продукции; ­ специальную терминологию и пользоваться ею. Обучающиеся должны уметь: ­ соблюдать требования промышленной санитарии, гигиены и безопасности труда, правила  электро­ и пожарной безопасности; ­ соблюдать требования трудовой, производственной дисциплины, внутреннего распорядка  и режима работы; ­ работать на промышленных швейных машинах, налаживать их и устранять простейшие  неисправности; ­ выполнять ручные и машинные стежки и швы; ­ конструировать и кроить детали постельного белья; ­ обрабатывать детали и шить изделия (постельное белье); ­ контролировать качество и точность выполненных работ. 10 КЛАСС Примерный перечень основных тем по четвертям Для  глухих детей, имеющих задержку психического развития 16 часов в неделю, 544 часа Основные темы I четверть Теоретическое обучение Техника безопасности 1 2 Оборудование швейных предприятий 3 Моделирование и конструирование нижнего белья 4 5 6 Практическое обучение 1 2 3 Технология обработки кроя и пошива нижнего белья Влажно­тепловые работы и оборудование для их выполнения Современные технологии швейного производства Производственное обучение в учебных мастерских Организация рабочего места швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Обработка деталей и пошив нижнего белья 4 Моделирование и конструирование и крой нижнего белья 5 Производственно­трудовая практика II четверть Кол. ч/нед Общ. кол. в четверти 128 40 1 1 1 1 1 1 1 4* 1 1 4 8 10 10 5 3 40 40 48 128 4 4 16 16 13Теоретическое обучение Техника безопасности 1 2 Оборудование швейных предприятий 3 Моделирование и конструирование нижнего белья 4 5 6 Практическое обучение 1 2 3 Технология обработки кроя и пошива нижнего белья Влажно­тепловые работы и оборудование для их выполнения Современные технологии швейного производства Производственное обучение в учебных мастерских Организация рабочего места швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Обработка деталей и пошив нижнего белья 4 Моделирование и конструирование и крой нижнего белья 5 Производственно­трудовая практика III четверть Теоретическое обучение Техника безопасности 1 2 Оборудование швейных предприятий 3 Моделирование и конструирование нижнего белья 4 5 6 Практическое обучение 1 2 3 Технология обработки кроя и пошива нижнего белья Влажно­тепловые работы и оборудование для их выполнения Современные технологии швейного производства Производственное обучение в учебных мастерских Организация рабочего места швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Обработка деталей и пошив нижнего белья 4 Моделирование и конструирование и крой нижнего белья 5 Производственно­трудовая практика IV четверть Теоретическое обучение Техника безопасности 1 2 Оборудование швейных предприятий 3 Моделирование и конструирование нижнего белья 4 5 6 Практическое обучение 1 2 3 Технология обработки кроя и пошива нижнего белья Влажно­тепловые работы и оборудование для их выполнения Современные технологии швейного производства Производственное обучение в учебных мастерских Организация рабочего места швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Обработка деталей и пошив нижнего белья 4 Моделирование и конструирование и крой нижнего белья 5 Производственно­трудовая практика Итого: 1 1 1 1 1 1 1 – 1 1 1 1 1 1 1 1 1 – 1 1 1 1 2 2 1 – 1 – 2,5 2,5 40 40 40 48 128 40 40 40 48 160 56 56 56 48 544 4 8 10 10 5 3 4 – 18 18 4 8 10 10 5 3 4 – 18 18 4 4 20 20 8 – 4 – 26 26 14*Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное производство или швейную фабрику м.б.  организована в любой четверти, на усмотрение педагога ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ШВЕЙНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ  Обметочные   и   стачивающе­обметочные   машины.   Назначение   и   техническая характеристика   обметочных   и   стачивающе­обметочных   машин.   Процесс   образования двухниточного   и   трехниточного   обметочного   стежков.   Устройство,   принцип   работы   и регулировка   механизмов   машин.   Уход   за   машинами.   Заправка   ниток.   Выполнение обметочных   работ.   Назначение   и   применение   швейных   машин,   выполняющих   потайные строчки.   Устройство,   принцип   работы   и   регулировка   машин,   выполняющих   цепные потайные строчки и челночные потайные строчки. Заправка машины и приемы работы на ней.       Назначение и применение швейных машин для изготовления закрепок и пришивания фурнитуры.   Назначение   и   применение   швейных   машин   для   изготовления   петель,   для вышивания и отделочных работ. Заправка машин и приемы работы на них. Назначение и применение закройных машин стационарных ленточных, с вертикальными и дисковыми   ножами,   осноровочных   машин,   машин   для   промера   длины,   ширины   и разбраковки тканей и др. МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ НИЖНЕГО БЕЛЬЯ        Понятия   о   моде,   стиле,   форме   и   силуэте   одежды.   Сведения   о   моделировании   и художественном   оформлении   одежды.   Особенности   моделирования   для   массового, серийного и индивидуального производства. Факторы, учитываемые при моделировании, покрое   и   художественном   оформлении   одежды:   назначение   одежды,   силуэты,   линии   и пропорции, свойства и цвет ткани, пол и возраст потребителя, виды и способы отделки и др.       Конструирование одежды в зависимости от телосложения, роста, полноты, фигуры и пропорций человека. Методы измерения фигуры человека и основные измерения (мерки), необходимые  для  построения  чертежей,  лекал  и выкроек.  Снятие  основных мерок  для конструирования и построения чертежей (полуобхват груди, шеи, талии, бедер, ширина спины и груди, длина до талии, длина рукава, изделия). Расчет припусков и прибавок. Понятие о системах кройки. Правила и методы построения чертежей одежды. Последовательность,   методы   и   приемы   разработки   конструкций   и   чертежей мужского, женского и детского нижнего белья из хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей. Подготовка выкроек и лекал к раскрою. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КРОЯ И ПОШИВА НИЖНЕГО БЕЛЬЯ       Раскрой деталей нижнего белья с учетом припусков и прибавок. Подготовка кроя к шитью, проверка деталей кроя, уточнение контрольных надсечек, складок, вытачек. Технологическая   последовательность   обработки   деталей   и   узлов   нижнего   белья. Пошив изделия с учетом технических условий на пошив. Соединение основных деталей. Технические   условия   соединения   основных   деталей.   Контрольные   знаки.   Правила   их совмещения при соединении деталей кроя. Обработка изделия по линии талии стачными и накладными   швами.   Оформление   низа   изделия.   Способы   оформления   нижнего   края   с 15учетом структуры, свойств ткани и фасона. Подшивание низа вручную и на специальной машине.   Окончательная   отделка   и   влажно­тепловая   обработка.   Дефекты   изделий, возникающие в процессе пошива. Способы их устранения и меры предупреждения. Лабораторно­практическая работа. Изучение технологической документации на пошив изделия. ВЛАЖНО­ТЕПЛОВЫЕ РАБОТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ       Виды ВТО (влажно­тепловой обработки), их сущность и характеристика. Оборудование ВТО.   Устройство   электрических   утюгов   со   спиральными   и   пластинчатыми нагревательными   элементами   и   терморегуляторами.   Утюги   с   увлажнителями. Преимущества утюгов с трубчатыми и пленочными электронагревательными элементами. Тип, вес и мощность утюгов. Металлы и сплавы для деталей утюга. Способы определения степени   нагрева   утюга.   Режимы   ВТО   одежды   из   различных   тканей   и   материалов. Оборудование   рабочего   места   утюжильщика.   Гладильные   машины,   электрические   и паровые   прессы   для   отпаривания   и   глажения.   Правила   безопасности   труда   при   ВТО швейных   изделий.   Экономия   электроэнергии   при   пользовании   утюгами.   Способы увлажнения изделий. Терминология влажно­тепловых работ. Приспособления для влажно­ тепловых работ, обеспечивающие безопасность работы. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА       Основные направления научной организации труда (НОТ) на швейных предприятиях, комбинатах   бытового   обслуживания   и   в   ателье   индпошива.   Понятия   и   определения: механизация,   комплексная   механизация,   автоматизация   производственных   процессов. Развитие   механизации   и   автоматизации   на   швейном   предприятии.   Объекты   и   средства механизации   и   автоматизации   основного   и   вспомогательного   производства.       Дистанционное и компьютерное управление оборудованием. Автоматические линии и конвейеры — основа   комплексной   автоматизации   участков,   цехов,   фабрик.   Гибкое автоматизированное   производство   (ГАП).   Роль   автоматизации   и   механизации   швейного производства   в   изменении   и   облегчении   содержания   трудовой   деятельности   швеи­ мотористки. Перспективы развития швейного производства, его роль в развитии народного хозяйства страны. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И РАБОТЫ ШВЕИ­МОТОРИСТКИ         Правила   внутреннего   распорядка.   Расстановка   учащихся   по   рабочим   местам. Ознакомление с организацией рабочего места и инструкциями безопасной работы. Правила пользования технологическим инструментом, оснасткой, оборудованием. Порядок приема и   сдачи   оборудования   и   рабочего   места.   Причины   производственного   травматизма,   их предупреждение. Оказание помощи пострадавшим. Демонстрация лучших работ учащихся и объектов работы на учебный год. ЭКСКУРСИЯ НА ШВЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ       Ознакомление со структурой предприятия (подготовительный, раскройный, швейный цехи,   экспериментальный   участок   и   участки   влажно­тепловой   обработки   и   упаковки, склады тканей и готовой продукции и др.). Виды продукции, выпускаемой предприятием. 16МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И КРОЙ НИЖНЕГО БЕЛЬЯ       Определение   роста,   полноты   и   пропорций   человека.   Измерения   фигуры   человека (снятие мерок), необходимые для построения чертежей, лекал и выкроек. Снятие основных мерок для конструирования и построения чертежей: полуобхват груди (длина окружности груди, деленная на два), полуобхват шеи, полуобхват талии, полуобхват бедер. Ширина спины и груди. Длина до талии, длина рукава, длина изделия (сорочки, трусов, рубашки и др.). Расчет припусков и прибавок. Построение чертежей изделий нижнего белья. Сделать выкройки   деталей   нижнего   белья.   Разработать   конструкции   и   чертежи   на   одно —   три изделия мужского, женского и детского нижнего белья, сделать выкройки на детали этих изделий. ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ КРОЯ И ПОШИВ НИЖНЕГО БЕЛЬЯ       Подготовить крой к шитью, проверить детали кроя, уточнить контрольные надсечки складок, вытачек. Разутюживание, заутюживание швов и срезов деталей, приутюживание складок, сборок, воланов. Составить план обработки деталей и узлов нижнего белья. Шить изделия с учетом технических условий на пошив. Соединение основных деталей и узлов изделия   и   деталей   отделки   и   фурнитуры   машинными   и   ручными   стежками   и   швами. Оформление   низа   изделия.   Подшивание   низа   вручную   и   на   специальной   машине. Окончательная отделка и влажно­тепловая обработка. Дефекты изделий, возникающие в процессе пошива. Способы их устранения и меры предупреждения. Примерный   перечень   объектов   труда:   сорочки   женские   на   бретелях,   с   круглым вырезом, ночные, бюстгальтеры, трусы, блузки, мужские трусы, сорочки, майки, футболки, детские трусы­фонарики, купальники, распашонки и др. ПРОИЗВОДСТВЕННО­ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА       На   базе   швейного   предприятия:   выполнение   машинных,   ручных   работ   по   сборке   и отделке швейных изделий; контроль их качества под наблюдением мастера и учителя. Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 10 класса Обучающейся должны знать:       технологический процесс производства швейных изделий;       устройство и назначение обметывающих и стачивающе­обметочных машин;       устройство и назначение утюгов;       виды неполадок в работе швейных машин и способы их устранения;       показатели качества готовой продукции; виды и причины брака, меры его  предупреждения и устранения;       виды приспособлений к швейным машинам, их назначение и применение;       виды основных и вспомогательных швейных материалов, их назначение и свойства;       наименование деталей изделий и способы их обработки;       перспективы научно­технического прогресса, автоматизации и механизации швейного  производства;       специальную терминологию и пользоваться ею. Обучающейся должны уметь:       соблюдать требования безопасности труда, внутреннего распорядка, электро­ и  пожарной безопасности;       моделировать, конструировать, делать чертежи и выкройки на изделия;       кроить и обрабатывать отдельные детали нижнего белья;       определять различными способами виды швейных материалов; 17определять простейшие неполадки в работе швейных машин и устранять их;       проверять качество кроя, соответствие цвета изделий, ниток, пуговиц;       осуществлять влажно­тепловую обработку швейных изделий;       выполнять отделку готового изделия. 11 КЛАСС Примерный перечень основных тем по четвертям Для  глухих детей, имеющих задержку психического развития 18 часов в неделю, 612 часа Основные темы Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность Технология обработки кроя и пошива спецодежды Основы проектирования и техническое творчество Основы экономики и предпринимательства I четверть Теоретическое обучение 1 2 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 3 4 5 Производственно­трудовая практика Практическое обучение 1 2 3 Производственное обучение в учебных мастерских Организация работы швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Обработка деталей и пошив спецодежды Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность 4 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 5 Производственно­трудовая практика II четверть Теоретическое обучение 1 2 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 3 4 5 Производственно­трудовая практика Практическое обучение 1 2 3 Технология обработки кроя и пошива спецодежды Основы проектирования и техническое творчество Основы экономики и предпринимательства Производственное обучение в учебных мастерских Организация работы швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Обработка деталей и пошив спецодежды 4 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 5 Производственно­трудовая практика III четверть Теоретическое обучение Кол. ч/нед Общ. кол. в четверти 144 48 1 1 1 1 1 1 4* 2 3 6 1 1 1 1 1 1 – 2,5 3 6 48 48 48 144 48 48 48 48 4 18 18 4 4 4 4 16 24 48 4 18 18 4 4 4 – 20 24 48 144 48 18Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность Технология обработки кроя и пошива спецодежды Основы проектирования и техническое творчество Основы экономики и предпринимательства 1 2 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 3 4 5 Производственно­трудовая практика Практическое обучение 1 2 3 Производственное обучение в учебных мастерских Организация работы швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику Обработка деталей и пошив спецодежды Охрана и гигиена труда, электро­ и пожарная безопасность 4 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 5 Производственно­трудовая практика IV четверть Теоретическое обучение 1 2 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 3 4 5 Производственно­трудовая практика Практическое обучение 1 2 3 Технология обработки кроя и пошива спецодежды Основы проектирования и техническое творчество Основы экономики и предпринимательства Производственное обучение в учебных мастерских Организация работы швеи Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное  производство, швейную фабрику 1 1 1 1 1 1 – 2,5 3 6 1 3 3 1 1 1 – 48 48 48 180 66 48 66 66 Обработка деталей и пошив спецодежды 4 Моделирование и конструирование и крой спецодежды 5 Производственно­трудовая практика *Экскурсия на предприятие индивидуального пошива, швейное производство или швейную фабрику м.б.  организована в любой четверти, на усмотрение педагога 1,5 4 6 4 18 18 4 4 4 – 20 24 48 4 24 24 7 7 4 – 22 40 48 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСКРОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ       Виды, фасоны и конструктивные особенности женской и мужской спецодежды. Выбор ткани. Мерки, необходимые для построения чертежа. Припуски и их расчеты. Правила построения   чертежа   спинки,   полочки,   подворотника,   рукава,   подборта,   кармана   и   т. п. Построение   чертежей   халатов,   юбок,   блузок,   пиджаков,   брюк,   комбинезонов   и   др. Основные   выкройки   изделий   спецодежды.   Проверка   и   раскладка   выкроек   на   ткани, раскрой деталей одежды. Методы и приемы размножения лекал. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КРОЯ И ПОШИВА СПЕЦОДЕЖДЫ       Последовательность обработки деталей и узлов специальной и рабочей одежды. Виды и формы вытачек, значение вытачек с большими и малыми растворами, а также переходящих в складки и защипы. Правила обработки различных вытачек с учетом расположения их на деталях   изделия,   вида,   свойств   и   рисунка   ткани.   Разрезные   и   неразрезные   вытачки. 19Обработка сборок и буф. Виды кокеток. Правила обработки овальной и фигурной кокеток с глухим и отлетным краями. Правила обработки кокетки с кантом. Виды строчек для отделки кокеток. Правила расположения отделочных строчек. Виды карманов. Накладные и   прорезные   карманы,   их   разновидности.   Правила   обработки   накладных   карманов   с оборкой, кантом. Правила обработки прорезных карманов с прямой прорезью, с клапаном и листочкой. Особенности обработки каждого вида карманов. Виды и способы обработки застежек   и   петель.   Технологическая   последовательность   пошива   изделия.   Технические условия на пошив и обработку основных (спинки, воротники, рукава, карманы и др.) и мелких (манжеты, листочки, клапана, пояса, хлястики, бретели и др.) деталей одежды и на их соединения. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО       Понятие о творческой деятельности. Роль технического творчества в создании новой техники и технологии. Понятие о технологической творческой задаче, о проектировании, о последовательности   разработки   проектов   на   изделие.   Формы   и   методы   поиска   новых технических решений. Понятие об изобретении, рационализаторском предложении. Патент, заявка   на   изобретение,   заявление   на   рационализаторское   предложение.   Использование достижений науки и техники в проектировании и техническом творчестве. Применение ЭВМ в проектировании и решении творческих задач. Научно­технические общества (НТО) и их роль в развитии изобретательской и рационализаторской деятельности трудящихся. Практическая работа.  Решение несложной технической задачи с использованием коллективных   форм   и   методов   поиска   новых   решений.   Разработка   проекта   на   пошив изделия. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА       Планирование   и   стимулирование   количества   и   качества   выпускаемой   продукции. Организация и организационные формы труда (индивидуальные, бригадные, с разделением труда) на предприятиях разных форм собственности. Нормирование труда, квалификация швеи­мотористки   и   ее   влияние   на   заработную   плату,   стимулирование   труда. Высокоэкономичные   технологии.   Понятие   о   себестоимости   продукции, производительности   труда,   окупаемости   производства   и   получении   прибыли, рентабельности. Права и обязанности работников, администрации и дирекции, основные положения   КЗОТ   (Кодекс   законов   о   труде).   Основные   нормативные   и   разрешающие документы для организации индивидуальной трудовой деятельности. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШВЕИ­МОТОРИСТКИ       Демонстрация лучших работ учащихся и объектов работы на учебный год. Расстановка учащихся   по   рабочим   местам.   Ознакомление   с   организацией   рабочего   места   и инструкциями   по   правилам   безопасной   работы.   Электро­   и   пожарная   безопасность. Экономия материалов и электроэнергии. ЭКСКУРСИЯ НА ШВЕЙНУЮ ФАБРИКУ       Ознакомление   учащихся   с   работой   швеи­мотористки   на   предприятии,   с технологическим   процессом   изготовления   белья   и   спецодежды,   с   устройством   и оборудованием   рабочих   мест   для   ручной,   влажно­тепловой   и   машинной   работы,   с 20хранением основных и вспомогательных материалов и фурнитуры, с организацией работы на швейном предприятии. МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСКРОЙ СПЕЦОДЕЖДЫ        Фасоны спецодежды в зависимости от вида труда человека, от его возраста и фигуры, от вида ткани и галантерейной фурнитуры. Подразделение моделей по фасонам, сложности изготовления, по виду тканей, по росту и размерам. Снять мерки и выполнить чертежи деталей.   Изготовить   выкройку   по   чертежу   и   снятым   меркам.   Настил   (накат)   ткани, раскладка и обмеловка выкроек с учетом направления нитей утка и основы и цвета ткани. Раскрой деталей изделия. ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ КРОЯ И ПОШИВ СПЕЦОДЕЖДЫ       Проверить детали кроя. Обработать крой мелких деталей. Обработка петель (обтачных, в рамку, из вытачного и плетеного шнуров, из прямой плоскости ткани). Изготовление петель на специальной  машине. Обработать вырезы горловины (подкройной обтачкой и косыми бейками). Обработать застежки (планками, одной обтачкой). Обработать воротник. Обработать   вытачки,   сборки   и   буфы   различных   видов   и   форм.   Обработать   кокетки различной формы. Обработать карманы накладные, прорезные, с листочкой и с клапаном. Обработать   рукава   (одношовные   и   двухшовные).   Обработать   низ   рукавов   с различного   рода   застежками,   с   манжетой   и   без   манжеты.   Сметать   изделие,   сделать примерку,  стачать детали  и  узлы,  выполнить  отделку   и проутюжить  изделие.  Пришить пуговицы и мелкие детали. Самоконтроль качества. Предупреждение, выявление и устранение дефектов. Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 11 класса Обучающейся должны знать:       общие требования, предъявляемые работнику современного производства;       технические условия выполнения операций, технологическую последовательность  обработки деталей;       наименование деталей изделий и способы их обработки;       передовые способы работы и организации труда и рабочего места;       общие сведения по экономике и организации труда на предприятии, о Кодексе  законов о труде, трудовые права и обязанности молодежи;       специальную терминологию и пользоваться ею. Обучающейся должны уметь:       соблюдать требования безопасности труда, внутреннего распорядка и пожарной  безопасности;       соблюдать требования трудовой, производственной дисциплины, правила  внутреннего распорядка и режима работы;       контролировать качество выполненных работ, выявлять и устранять брак;       выполнять различные виды работ по пошиву изделий на универсальных и  специальных швейных машинах с применением приспособлений в соответствии с  установленными технологическими требованиями;       работать в составе ученических бригад, в бригадах кадровых рабочих. Материально техническая база 1. Обучающая литература 21№ п/п 1 № класса с 5го по 11ый Программа Название учебников ­ Программа специальных  (коррекционных) образовательных учреждений I вида, сборник № 2,   М. «Просвещение», 2004г. ­ «Швейное дело», под редакцией Г. Б.  Картушина, Г.Г. Мозговой, 2004г. ­ «Технология обработки тканей», под  редакцией В. Н. Чермякова 2001г., В. Д.  Симоненко, 2005. 2 Поурочные разработки 5, 6, 7 классы 2. Методическая литература 1 Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе 2 Художник в каждом ребёнке 3 Пособие: коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с ЗПР, Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина 4 Программа коррекционной работы в школе. Психолого­педагогическое  сопровождение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика,  профилактика и коррекция в школе. 1 1 1 1 3. Плакаты Электробезопасность Техника безопасности при ручных и машинных работах 1. Обучающие 1 Краеобметочная машина 51 класса ПМЗ 2 Регулировки и уход за швейной машиной 3 Универсальная машина бытового назначения 4 5 Натуральные растительные волокна 6 Натуральные животные волокна 7 8 Машинные швы 9 Дефекты и способы их устранения (юбка) 10 Классификация текстильных волокон 11 Прядение. Системы прядения и продукты процесса прядения 12 Текстильные переплетения 13 Виды пряжи 14 Соединительные и закрепляющие строчки 15 Работа с тканью 16 Обработка застежки 17 Обработка горловины и проймы в изделии без воротника и рукавов 18 Обработка ночной сорочки 19 Обработка фартука с нагрудником 20 Обработка воротников 21 Обработка шапочки 22 Обработка верхнего среза юбки 23 Как разметить детали на ткани 24 Отделка деталей изделий: рюшами, воланом, оборками 25 Обработка накладных карманов 26 Дефекты в изделиях и способы их устранения (полочка) 27 Соединение воротника с горловиной 28 Раскрой швейных изделий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2229 Обработка воротников 2. Информационные 1 Памятка личной безопасности обучающихся Материалы для практических работ обучающихся 4. 1 Набор готовых лекал и выкроек по изготовлению программных изделий: ­ ночная сорочка ­ полочка (спинка/лиф) ­ мужские трусы ­ плавки ­ классическая юбка ­ пижамные брюки ­ классические брюки ­ рукав 2 Картонные шаблоны: ­ накладные карманы ­ воротники ­ волан 1 1 Разные размеры Разные виды 5. Литература для практических работ 1 2 3 Рабочая тетрадь Технология, обслуживающий труд Тетрадь по обслуживающему труду 6,7,8,9 классы Рабочая тетрадь, технология Обслуживающий труд, 5 – 8 классы, дрофа, 2015г. 1 4 4  6. Обучающая и воспитательная информация: видеофайлы, презентации на дисках. 7. Контрольно­измерительные материалы: тесты, контрольные, самостоятельные и проверочные работы 23