Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
английский язык
2 кл
15.10.2018
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения английскому языку для детей с ОВЗ по слуху в образовательных организациях начального общего образования. В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе. При разработке данной программы соблюдены особенности работы с детьми с ОВЗ по слуху.
aop_narushenie_sluha_3_klass новая.docx
Ростовская область, Октябрьский (с) район
п. Верхнегрушевский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №33
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________ Т.В. Долматова
Приказ от «___»____2018 г. № _____
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающегося 2 класса
с ОВЗ (нарушение слуха)
по учебному предмету «Английский язык»
начального общего образования
Количество часов: 68ч. (2 часа в неделю)
Учитель: Магдалинова Ирина Александровна Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для организации процесса обучения
английскому языку для детей с ОВЗ по слуху в образовательных организациях начального общего
образования.
Программа разработана на основе:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (ФГОС),
примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с нарушением слуха,
ив соответствии с авторской программой «Программа курса английского языка к УМК
«English» для 24 классов»под редакцией авторов Кузовлева В. П., Лапа Н. М.,
Перегудовой Э. Ш.(издательство «Просвещение»).
Программа составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.12 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам —
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобрнауки России от19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010
№ 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 Санитарноэпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях обучающихся с
ограниченными возможностями»;
В настоящей программе учтены основные положения Концепции духовно — нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, а также программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе. При разработке данной программы соблюдены
особенности работы с детьми с ОВЗ по слуху. Адаптированная образовательная программа обучения
по английскому языку направлена на удовлетворение как общих, так и особых образовательных
потребностей ребёнка с ОВЗ.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на
изучение английского языка в начальной школе отводится 2ч. в неделю в каждом классе. Программа
рассчитана на 68 часов во 2 классе (34 учебные недели).
Общая характеристика учебного предмета
В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных
направлений модернизации современного школьного образования, что обусловлено целым рядом
причин.
Коренным образом изменился социальный статус иностранного языка как учебного предмета.
Цивилизационные изменения общепланетарного масштаба (глобализация, поликультурность,
информатизация, взаимозависимость стран и культур) в совокупности с переменами, произошедшими
в последние десятилетия внутри страны (изменение социальноэкономических и политических основ
Российского государства, открытость и интернационализация всех сфер общественной жизни,
расширение возможностей международного и межкультурного общения, необходимость интеграции в
мировое сообщество), привели к возрастанию роли иностранного языка в жизни личности, общества и
государства. Из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании
обучающихся на одном из последних мест по степени значимости, иностранный язык превратился в
средство, реально востребованное личностью, обществом и государством.
Стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно
только при определённом уровне иноязычной грамотности его членов. Иноязычную грамотность в
сложившихся условиях следует рассматривать как экономическую категорию. Интегрируясь с
техническими науками, материальным производством, она превращается в непосредственную
производительную силу.
Роль иностранного языка как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС,
где «развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и
освоение мира составляют цель и основной результат образования». Переход от знаниевой парадигмы
к образовательной делает огромный образовательный потенциал предмета «Иностранный язык» особо
востребованным. «Иностранный язык» поистине уникален по своим образовательным возможностям
и способен внести свой особый вклад в главный результат образования воспитание гражданина
России.
Иностранный язык открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству
другого народа, повышает уровень гуманитарного образования обучающегося, способствует
будущему вхождению в мировое сообщество благодаря воспитанию уважения к иным культурам.
Знакомство с культурой народа (народов) изучаемого языка способствует более глубокому
осознанию своей родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. Знание иностранного языка и культуры устраняет барьеры недоверия, даёт возможность нести и
распространять свою культуру, создавать положительный образ своей страны за рубежом.
В линии УМК «2» особое внимание отводится развитию умения учиться. Младшие школьники
овладевают рациональными приёмами изучения английского языка и универсальными учебными
действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить
информацию в учебники и т.д.
Коррекционные цели и задачи
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях
личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций обучающихся, то
есть активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и
психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию
информации в условиях целенаправленной, специально организованной деятельности по развитию
слухового восприятия в образовательном процессе, а так же на повышение коммуникативной
функции речи в комплексном слухозрительном восприятии и продуцировании речи. Развитие
слухового восприятия как целостная педагогическая система имеет свои задачи, содержание,
приемы работы, в ней находят отражение общепедагогические принципы и методы, формы
организации педагогического процесса.
Цели:
организовать индивидуальный образовательный маршрут на уроке для обучающегося, исходя из
его индивидуальных особенностей.
реализовывать требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухозрительной
основе или на слух), к совершенствованию произносительной стороны речи (оформлению
учащимся своих высказываний, контроль над произношением и исправление допускаемых
ошибок)
формирование коммуникативной функции речи как средства общения ребенка с нарушением
слуха.
подготовить ребенка к реальному общению на иностранном языке в социальнобытовых
ситуациях на базовом уровне;
создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их англоязычной
грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество
ребенка через знание основ английского языка.
Задачи:
формирование представлений об английском языке как средстве общения, позволяющем
добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/ пишущими на английском языке,
узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
обеспечение коммуникативнопсихологической адаптации младших школьников кновому
языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера ииспользования
английского языка как средства общения;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных
лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для
овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти
ивоображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе
овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей
сиспользованием английского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания
наанглийском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного,
бытового, учебного общения;
духовнонравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких
нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о
младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с
разными компонентами учебнометодического комплекта (учебником, рабочей тетрадью,
аудиоприложением, мультимедийным приложением и т.д.), умением работать в паре, в
группе.
Особенности обучения английскому языку слабослышащих детей
Особенности развития слабослышащих детей
Слабослышащие дети дети с частичной потерей слуха, приводящей к нарушению речевого
развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15 — 20 дб до 75 дб. В отличие
от глухих слабослышащие дети обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового
восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему
фонетическому оформлению.
Слуховое восприятие слабослышащего ребенка не находится в стабильном состоянии.
Большая или меньшая ограниченность словарного запаса слабослышащего ребенка сопровождается
неправильным пониманием значений слов и неправильным их употреблением. Слова, входящие в
единую смысловую группу, часто заменяются одно другим. Кроме того, наблюдается замещения
слов, близких по звучанию.
Характерно, что в процессе обучения слабослышащие дети сравнительно легко усваивают
произношение звуков, но не всегда правильно употребляют их в словах. Ребенок в одних словах
произносит данный звук правильно, а в других замещает его звуком, сходным по звучанию. Причина
неправильностей лежит в недостаточном овладении звуковым составом слов вследствие
неполноценного восприятия их на слух. Некоторые недостатки произношения могут возникнуть в
результате самого незначительного понижения слуха (15— 20 дб), если слуховой дефект возник в
самом начале речевого развития.
Грамматический строй речи у слабослышащих детей так же, как правило, нарушен. У детей,
которые с раннего возраста слышат речь разговорной громкости только вблизи ушной раковины,
высказывания часто совсем не оформлены в предложения. При попытке построить предложения
дети опускают то одни, то другие его члены. Не менее выражены в речи у слабослышащих детей и отклонения от морфологических норм языка. Не расслышав безударное начало или конечную часть
слова, они либо опускают их, либо употребляют в искаженном виде.
Особенности обучения английскому языку слабослышащих детей
Иностранный язык, хотя и относится в педагогической литературе к числу общеобразовательных
дисциплин, очень сильно отличается от других предметов. Специфичность преподавания этого
предмета в его речевой направленности. Учитывая тот факт, что слабослышащие дети имеют
недоразвитие речи различной степени, специфика преподавания иностранного языка проявляется в
способах проведения самих занятий, в их построении, в методах подачи учебного материала, в
приёмах, обеспечивающих его усвоение.
Обучение слабослышащих школьников английскому языку строится на основе синтеза
подходов и методов, используемых для обучения родному языку при нарушенном слухе и обучения
иностранному языку при сохранном слухе. Оба процесса протекают в условиях целенаправленного,
специально организованного обучения языку.
Методы и приемы, используемые при специальном обучении слабослышащих родной речи,
эффективно переносятся на обучение учащихся с нарушенным слухом иностранному языку. При
изучении английского языка можно использовать дактиль родного языка, что помогает лучше
запомнить произношение иностранного слова. Кроме того, приступая к изучению иностранного
языка, слабослышащие учащиеся уже обладают опытом целенаправленно осваивать язык при
нарушенной слуховой функции. Эти навыки они переносят на изучение нового языка.
В нашей школе учащиеся начинают изучать английский язык в возрасте 89 лет, то есть со 2
класса, имея уже определённую учебную базу. Поэтому одной из важных задач методики и
организации процесса обучения иностранному языку становится создание условий, в которых этот
перенос осуществляется в возможно более полном виде. Тем самым в значительной степени могут
быть компенсированы трудности овладения языком, повышена эффективность.
Основными факторами, определяющими содержание обучения английскому языку, являются:
реальный объем учебного времени, темп изучения языка, доступный для учащихся с нарушенным
слухом, а также данные, определяющие предпочтительные для таких учащихся области дальнейшего
использования полученных языковых знаний.
По очевидным причинам обучение иностранному языку при слуховых нарушениях не может
вестись путем прямого использования существующихметодик, применяемых при обучении лиц,
обладающих нормальным слухом. То же справедливо и в отношении программ.
Под влиянием специальных тренировочных упражнений слабослышащий ребенок приучается
к максимальному использованию своего остаточного слуха. Он научается лучше дифференцировать
доступные его слуху звуковые раздражения. Слуховое восприятие слабослыщащего ребенка
особенно развивается в процессе овладения речью. Специальное обучение речи с детальным
анализом ее звукового состава вырабатывает у ребенка навыки более дифференцированного
восприятия доступных ему звуков.
Перед учителем иностранного языка стоит задача обеспечить не только усвоение значений
слов, обозначающих конкретные предметы, действия, признаки предметов, но и постоянные
накопления слов с абстрактными значениями. Именно поэтому, работа над речью органично входит в
каждый урок по английскому языку. Письменная и дактильная речь воспринимаются зрительно и воспроизводятся с помощью
соответственных движений руки. Эти виды словесной речи наиболее доступны детям.
Однако в целях более полного преодоления последствий дефекта неслышащие дети должны
овладеть и устным словом, поскольку оно является наиболее употребительным средством общения.
Овладение словесной речью необходимое условие персонального развития ребенка вообще и
слабослышащего в частности. Это главная задача учителя, организующего учебнопознавательный
процесс. Язык, как средство развития речевой деятельности расширяет познавательные возможности
неслышащего ребенка, обеспечивает постепенный его переход от нагляднообразного к словесно
логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на личностное развитие, способствуя
включению его в общество слышащих, помогая социализироваться в развивающем мире.
В специально создаваемой для слабослышащих речевой среде языковой материал должен
быть представлен в специально упорядоченном, систематизированном виде. Вся организация
процесса овладения языковым материалом должна быть направлена на то, чтобы создать условия для
его активного усвоения и тем самым сформировать механизмы, обеспечивающие развитие
самостоятельной речевой деятельности (чтения и письма).
Каждому учителю необходимо каждую минуту помнить о том, что слабослышащими
школьниками информация в основном считывается по губам, что нельзя стоять за спиной у ребенка,
что он может не понять значение какихлибо слов, употребленных учителем для объяснения нового
материала в устной форме.
Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное
представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не
понимает смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность.
У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению
хода общего развития (нарушение слуха — общее нарушение познавательной деятельности —
недоразвитие речи).
Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует
как функциональное на фоне аномального развития психики в целом. Это осложняет социальное
взаимодействие слабослышащего ребенка.
Именно в сфере речевого общения слабослышащие оказываются в невыгодном по отношению
к своим слышащим сверстникам положении.
Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях
нарушенного слухового восприятиянакладывают отпечаток на ход развития познавательной
деятельности. Это, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты
языка в процессе их функционирования в речевой деятельности.
Опыт работы показывает, что слабослышащие дети могут учиться по общеобразовательной
программе, но для этого требуется значительно большее количество времени. Учебный материал
необходимо дробить, предлагая его детям небольшими порциями, перемежая игровые и учебные
виды деятельности.
Начиная работу со слабослышащими детьми на уроках английского языка, необходимо
поставить ряд методических задач, которые необходимо решить:
1) Как учить? Выявить ограничения, которые мешают освоению общеобразовательного
стандарта по иностранному языку слабослышащими детьми. Помня, что основную информацию
учащиеся получают через зрительный канал и что зрительная память у слабослышащих развита лучше, учитель иностранного языка опирается на фонетические, лексические и грамматические
наглядности при ознакомлении с новым материалом программы и во время тренировки
совершенствования речевых навыков и умений.
Чтобы понять говорящего, учащиеся должны видеть артикуляцию. Значит, в обучении
аудированию использовать аутентичные аудио материалы практически невозможно (только при I
степени потери слуха) и необходимо использовать видео материалы. Но лучше всего опираться на
адаптивную речь учителя, так как в этом случае возможно регулирование темпа и громкости речи,
упрощение, повторение и т.д.
В обучении говорению возможно добиться построения монологического высказывания,
однако их объем должен быть уменьшен по сравнению с обычными классами. Организация
диалогической речи затруднена, особенно если неизвестно, что скажет собеседник. В работе со
слабослышащими детьми возможно воспроизведение ролевых диалогов с ограниченным набором
программной лексики / грамматики. При выражении такого коммуникативного намерения, как,
например, выражение согласия / несогласия, благодарности, привлечения внимания. Наиболее
целесообразно использовать доступные для понимания обиходные ситуации.
Что касается таких видов речевой деятельности как чтение и письмо, то в этом случае
возможностей больше и можно удовлетворить в полном объеме. На чтение следует отвести больше
учебного времени и уделить особое внимание подбору текстов для чтения, с учетом лексики и
грамматического материала, интереса детей определённого возраста. Совершенствование техники
чтения возможно только на основе транскрипции.
В обучении фонетике следует добиваться понимания слабослышащими учащимися
особенностей произношения специфических английских звуков, соблюдения долготы и краткости
гласных.
Отличительной особенностью урока является:
а)
проведение работы по РСВ (развитие слухового восприятия) и произношению в ходе
всего образовательного процесса с применением звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА) групповой и
индивидуальной; специальных упражнений, направленных на развитие слухового восприятия,
слуховых представлений, использование экрана, способствующего активизации функции слухового
анализатора в процессе слухо зрительного восприятия речи.
При отборе материала важно учитывать и привлекать:
материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком обучающимся (Какой сейчас
урок? Кого нет в классе? Что изучали на прошлом уроке? Прочитай тему урока и т.д.);
фразы, связанные с организацией урока (Кто сегодня дежурный? Какой сегодня дежурный
звук? Саша, иди к доске. Паша, прочитай задание и
т.д.);
проведение дыхательно голосовой зарядки;
сообщение целевых установок типа: на уроке будем изучать, повторять, обобщать, отвечать на
вопросы и т.д.;
материал, характерный только для данного типа урока или темы урока;
степень сохранности слуха обучающегося, уровень развития речи, встречную речевую
активность, сложность речевых конструкций, возрастные и индивидуальные особенности
обучающихся;
дозировку звуковой нагрузки и в подборе материала (постепенное нарастание трудности
предъявляемого речевого материала, его объемом и сложностью речевых конструкций,
предлагаемых для восприятия на слух).
б) проведение фонетической зарядки на уроке;
в) словарная работа на уроке.
2) Какие проблемы могут возникнуть на уроке и как их решать?
Одна из главных трудностей на уроке иностранного языка добиться понимания, что
предстоит делать. Для этого в планконспект урока необходимо включать этап «разбор плана
урока». В начале урока следует разобрать со всеми учащимися учебные задачи и этапы их
реализации.
Большую часть материала нужно предъявлять учащимся и проверять в письменной форме
взаимодействия: это требует создания дополнительного раздаточного материала индивидуальных и
адаптационных карточек.
Главная задача учителя иностранного языка на этапе тренировки активной лексики и
грамматики у слабослышащих детей это выработка речевых навыков. Если у учащихся
вырабатывается алгоритм действий, это улучшает скорость понимания и решения коммуникативных
учебных задач. При работе с упражнениями на развитие социокультурной компетенции
целесообразно использовать параллельный перевод; при выполнении грамматических тренировочных
упражнений, содержание которых не связано с разговорными темами русский подстрочник. Вместе
с учащимися на основе грамматического материала учебника можно составлять индивидуальные
карточки обобщающего характера. Кроме того, для проверки грамотности выполнения
письменных упражнений можно использовать карточки «проверь себя», содержащие правильные
варианты.
Учитель в работе со слабослышащими детьми должен учитывать их индивидуальные
возможности при презентации материала и организации парной и групповой работы. В задачу
учителя обязательно входит подбор ученику подходящего партнера для общения на уроке.
Нужно помнить, что при фронтальной работе мотивация слабослышащего ученика снижается.
Для решения этой проблемы можно использовать индивидуальные карточки. В работе с ними
слабослышащие учащиеся, как правило, успешны не менее других.
Индивидуальные особенности учащихся накладывают свой отпечаток на освоение речью, в
таком виде речевой деятельности, как говорение. Но если есть мотивация на достижение результата,
то качество работы становится достаточно высоким. Если удаётся объяснить слабослышащему
ученику, чего от него хотят, то можно даже выйти на творческие работы, в том числе речевые
проекты. С распространением компьютеров владение английским языком в письменной форме
открывает перед слабослышащими учащимися не меньше перспектив, чем перед обычными
выпускниками школы. Обучение чтению и письму на основе интерактивных средств помогает решать
методические задачи на качественно новом уровне.
Кроме того, у учащихся с нарушением слуха есть значительные трудности в
звукопроизношении иностранных слов.
Для формирования произношения огромное значение имеют фонетические зарядки,
составленные на основе изучаемого лексического и грамматического материала. Они направлены на
развитие речевого аппарата. Большое значение для компенсации нарушения слуха имеет развитие зрительного восприятия,
поэтому на каждом уроке необходимо использовать наглядность, зрительные опоры, памятки,
наборы схем, таблицы. Для сильных учеников при аудировании зрительные опоры убираются, и
работа проходит на слуховой основе. Для более слабых учеников и для учеников с высокой степенью
тугоухости работа проводится на слухозрительной основе.
Особую роль для мотивации учебного процесса, для развития лингвистических навыков, для
достижения многих образовательных целей играют дидактические игры и игровые упражнения.
Для снятия напряжения и усталости, а также для согласования двигательной и языковой
активности необходимы физкультминутки.
Для развития диалогической речи, для активизации лексического материала можно
использовать элемент методики КСО, в частности методику «Взаимный тренаж», когда два ученика
работают в режиме « учительученик». После того, как «учитель» даст оценку «ученику»,
происходит обмен позициями.
Для формирования успешной работы по переводу целесообразно использовать параллельные
тексты на английском и русском языках с тем,
чтобы, с одной стороны, показать особенности построения английского предложения и, с другой
стороны, обогатить и уточнить лексический запас.
Таким образом, можно привести ряд положений, которые, по сути, являются отправными для
обучения слабослышащих обучающихся иностранному языку.
С учетом особой роли зрительного восприятия при нарушенном слухе в учебном процессе,
возможно, более широко опираться на наглядность. С этой целью следует использовать
всевозможный изобразительный материал, учебные тексты и т. п. Составляемые учителем
микротексты желательно соотносить с картинками, иллюстрациями и предлагать к ним проблемные
задания на отгадывание, подстановку слов, выбор фактов из текста, сравнение.
Особое значение необходимо придавать письму. Активное использование письма является
важнейшим средством обучения и контроля степени усвоения при овладении языком.
Решающее методическое значение в лексикограмматической работе имеет опора на речевой
англоязычный образец, одновременное освоение лексического и грамматического значения слова,
раскрытие этих значений в словосочетаниях, предложениях, контекстах.
Учитывая особое значение репродуктивного овладения слабослышащими устной речью для
овладения ими рецептивным её видом (в форме слухозрительного восприятия), а также языком, как
целостной системой, необходимо уделять внимание произносительной стороне изучаемого языка.
В пределах, допускаемых учебным временем, должна проводиться работа по развитию слухо
зрительного и слухового восприятия речи на английском языке на основе использования методов и
приёмов, применяемых для этой цели в практике обучения слабослышащих родному языку.
Учитывая тот факт, что слабослышащие ученики получают на уроках значительно большую
психофизическую нагрузку, чем нормально слышащие, целесообразно активное использование
игровых упражнений, упражнений занимательного характера.
Что необходимо знать и выполнить учителю для работы в классах с детьми с
ОВЗ по слуху. Учитель имеет право:
•
•
уменьшить объем изучаемой лексики;
выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике; •
•
подобрать упрощенные тексты;
снизить требования к изучению иностранного языка.
Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и
усилия учащихся.
Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно
произнести звук или слово, не понимаютграмматический материал. Дети с ОВЗ по слуху требуют к
себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними
работает.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения иностранного языка в начальной школе:
общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе;
осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого
иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной
литературы, традиции).
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в начальной школе:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах
речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые
и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование
мотивации к изучению иностранного языка;
овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно
методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и
т.д.).
В области познавательных УУД обучающийся научится:
ориентироваться в учебной книге и других книгах комплекта, умение находить нужную
информацию и использовать ее в поставленных целях;
работать с разными видами подачи информации (таблицы, текст, иллюстрации, схемы в
доступном данному возрасту виде);
работать с текстом (прогнозировать содержание по заголовку, данным к тексту рисункам,
списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения и т. п.);
действовать по образцу при выполнении упражнений.
В области коммуникативных УУД обучающийся научится:
начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая
вопросы и переспрашивая;
работать в разных формах учебной кооперации (работа в паре, группе) и проигрывать разные
социальные роли;
владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций.
В области регулятивных УУД обучающийся научится:
осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в доступных младшему школьнику
пределах;
Предметные результаты
1. Речевая компетенция
Говорение
Ученик 2го класса научится:
осуществлять диалогическое общение на элементарном уровне по образцу
приветствовать собеседника, используя языковые средства, адекватные возрасту собеседника и
целям общения;
прощаться после разговора, используя при этом разные речевые клише;
описывать человека, животное, предмет, картину;
представляться самостоятельно, назвав имя, возраст, место и дату рождения, основное занятие;
просить о помощи или предложить свою помощь;
запрашивать необходимую информацию о комлибо или о чемлибо;
приглашать к совместной деятельности (например, к игре)
обменяться мнениями о прочитанном или увиденном, аргументируя свою точку зрения.
Аудирование понимать и реагировать на устное высказывание партнеров по общению в пределах сфер, тематики
и ситуаций общения, обозначенных программой;
понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями
в классе;
понимать общее содержание учебных и аутентичных текстов (рассказы, стихи, считалки)
полностью и точно понимать короткие сообщения, в основном монологического характера,
построенные на знакомом учащимся языковом материале.
догадываться о значении некоторых слов по контексту;
догадываться о значении слов по словообразовательным элементам или по сходству звучания со
словами родного языка;
«обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста;
переспрашивать с целью уточнения содержания с помощью клише типа: «Excuseme?»
Чтение
выразительно читать вслух;
читать про себя с целью:
а) понимания основного содержания учебных, а также несложных аутентичных текстов;
б) поиска необходимой (интересующей) информации (приемы поискового чтения).
читать про себя с целью полного и точного понимания содержания учебных
и адаптированных аутентичных текстов, построенных на знакомом учащимся языковом материале
или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться;
читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила
произношения и соответствующую интонацию.
Письмо
писать короткое поздравление (с днем рождения, Новым годом, Рождеством) с опорой на образец,
выражать пожелание;
составлять и записывать план прочитанного;
составлять и записывать рассказ на определенную тему;
списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические
упражнения, используя в случае необходимости словарь;
письменно отвечать на вопросы по прочитанному тексту (с опорой на текст);
составлять план устного сообщения в виде ключевых слов, делать выписки их текста;
писать краткое письмо или поздравление зарубежному сверстнику по образцу на доступном
уровне и в пределах изученной тематики, используя словарь в случае необходимости.
Языковые средства и навыки оперирования ими
Графика, каллиграфия, орфография воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы алфавита
пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нем;
отличать буквы от знаков транскрипции.
применять основные правила чтения и орфографии (умение их применять при чтении и письме).
группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
уточнять написание слова по словарю
Фонетическая сторона речи
произносить все звуки английского алфавита;
различать на слух звуки английского и русского алфавита;
соблюдать интонацию перечисления;
читать изучаемые слова по транскрипции;
грамотно в интонационном отношении оформлять различные типы предложений.
различать оглушение/неоглушение согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения
согласных перед гласными; словесное и фразовое ударение, членение предложений на смысловые
группы; ритмикоинтонационные особенности основных коммуникативных типов предложений
(утверждения, вопроса, побуждения).
Лексическая сторона речи
узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе
словосочетания, в пределах тематики;
употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
узнавать простые словообразовательные элементы;
опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные
слова).
узнавать лексические единицы, простейшие устойчивые словосочетания, оценочную лексику и
репликиклише как элементы речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка
(употребление и распознавание в речи).
узнавать о способах словообразования (словосложение и аффиксация), о заимствованиях из других
языков (интернациональные слова).
Грамматическая сторона речи
употреблять речевые образцы с глаголами tohave, tobe, модальными и смысловыми глаголами в
настоящем времени;
употреблять правильный порядок слов в предложении;
употреблять единственное и множественное число;
распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные,
прилагательные, модальные/смысловые глаголы).
Содержание курса В основу определения содержания обучения положен анализ реальных или возможных
потребностей учащихся в процессе общения. Программа вычленяет круг тем и проблем, которые
рассматриваются внутри учебных ситуаций (units), определенных на каждый год обучения. При этом
предполагается, что обучающиеся могут сталкиваться с одними и теми же темами на каждом
последующем этапе обучения, что означает их концентрическое изучение. При этом, естественно,
повторное обращение к той же самой тематике предполагает ее более детальный анализ,
рассмотрение под иным углом зрения, углубление и расширение вопросов для обсуждения,
сопоставление аналогичных проблем в различных англоязычных странах, а также в родной стране
учащихся.
Сферы общения и тематика, в рамках которых происходит формирование у учащихся
способности использовать английский язык для реальной коммуникации, на элементарном уровне,
соотносятся с различными типами заданий и текстов. В большинстве своем в УМК включаются
тексты, подвергшиеся необходимой адаптации и сокращению. Они включают в себя фабульные
тексты фольклорных жанров (сказки, стихи, песни), странички из путеводителей, а также тексты из
всемирной сети Интернет.
Содержание обучения включает следующие компоненты:
1) сферы общения (темы, ситуации, тексты);
2) навыки и умения коммуникативной компетенции:
речевая компетенция (умения аудирования, чтения, говорения, письменной речи на
начальном уровне);
языковая компетенция (лексические, грамматические, лингвострановедческие знания и
навыки оперирования ими на начальном уровне);
социокультурная компетенция (социокультурныезнания и навыки вербального и
невербального поведения на начальном уровне);
учебнопознавательная компетенция (общие и специальные учебные навыки, приемы
учебной работы);
компенсаторная компетенция (знание приемов компенсации и компенсаторные умения).
Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и
воспитательным целям, учитывает интересы младших школьников, их возрастные особенности и
включает в себя следующие модули:
2класс
Предметное содержание речи
Предметное содержание речи реализуется в воспитательном, развивающем, познавательном
(социокультурном) и учебном аспектах иноязычной культуры.
Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, профессии, черты характера. Обязанности членов
семьи и их взаимоотношения. Любимые занятия членов семьи. Семейные праздники и традиции.
Подарки. Совместное времяпрепровождение. Отдых с семьей. Работа по дому и в саду. Покупки.
Любимая еда. Мой день. Распорядок дня. Занятия в будни и выходные дни.
Мой дом. Дом/квартира: комнаты и предметы мебели и интерьера. Моя комната.
Я и мои друзья. Знакомство. Приветствие, прощание. Мои друзья: черты характера, внешность,
одежда, что умеют делать, совместные игры, любимые занятия. Письмо зарубежному другу.
Мир моих увлечений. Любимые игры и занятия. Игрушки, песни, книги. Зимние и летние виды
спорта, занятия различными видами спорта.
Моя школа. Классная комната. Школьные принадлежности. Учебные предметы. Распорядок дня в
школе. Занятия детей на уроке и на перемене. Школьные ярмарки. Каникулы. Занятия детей на
каникулах. Летний лагерь.
Мир вокруг меня. Домашние питомцы и уход за ними. Любимые животные. Животные в цирке, на
ферме и в зоопарке.
Погода. Времена года. Путешествия. Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду.
Семейные путешествия. Виды транспорта.
Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Названия континентов, стран и городов.
Достопримечательности. Столицы. Национальные праздники и традиции. Мой город/деревня:
общественные места, места отдыха.
Литературные произведения, анимационные фильмы и телевизионные передачи. Сказочные
персонажи, герои детских стихов, сказок и рассказов, герои этнических легенд, черты характера, что
умеют делать, любимые занятия.
Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка (в школе, на улице, во
время совместного времяпрепровождения).
Учебнотематический план
Класс: 2 базовый уровень
Количество часов на учебный год: 68; в неделю: 2
Плановых контрольных уроков: 4
Планирование составлено на основе:
1. Федерального государственного стандарта начального общего образования.
2. Примерной программы начального общего образования по иностранному языку.
3.
Авторского учебно – методического комплекса «English2» (авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.
М., Перегудова Э. Ш. и другие, 2012).
4. Учебного образовательного плана МБОУ СОШ №33
5.
№ Наименование разделов
Из них Проектные уроки Контрольные уроки
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Всего
часов
18
20
1 Парад
2 Я и моя семья.
Члены семьи, их имена и черты
характера. Любимые занятия
членов семьи.
Обязанности
членов семьи, их взаимоотно
шения и работа по дому. Лю
бимая еда.
Я и мои друзья. Знакомство.
Мои друзья, что умеют делать.
Совместные игры,
любимые
занятия. Знакомство со сверст
никами и взрослыми, привет
ствие, прощание.
3 Мир моих увлечений.
14
1ч
Игрушки, песни. Любимые игры
и занятия. Зимние и летние виды
спорта,
занятия различными
видами спорта.
Мир вокруг меня.
Домашние питомцы. Любимые
животные. Что умеют делать
животные.
16
1ч
4 Страна/страны изучаемого
языка и родная страна.
Названия континентов, стран и
городов. Описание местности.
Достопримечательности:
скульптуры сказочных героев.
Национальный праздник (День
благодарения).
и
Новый год: герои рождествен
ского и новогоднего праздника,
их черты характера и любимые
занятия, новогодние костюмы.
Коренные американцы и пред
меты их быта.
Итого:
Рождество
68 ч
4ч
4ч
Специфические образовательные потребности: увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы;
нагляднодейственный характер содержания образования;
упрощение системы учебнопознавательных задач, решаемых в процессе образования;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом
функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов
обучающихся;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира
и во взаимодействии с ним;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной
саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей,
формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально
одобряемого поведения в условиях максимально расширенных.
Работа с детьми с ОВЗ опирается на принципы коррекционноразвивающего обучения:
Принцип динамичность восприятия.
1.
Реализация на уроке этого принципа:
задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному); включение заданий,
предполагающих использование различных доминантных анализаторов: слухового, зрительного и
кинестетического анализаторов через использование наглядности, опорных таблиц и схем,
использование раздаточного материала (мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы
и цифры для индивидуальной или парной работы у доски), изготовление приглашений, поздравлений с
краткими надписями на иностранном языке.
2. Принцип продуктивной обработки информации. Реализация этого принципа на уроке: задания,
предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку, дозированная
поэтапная помощь; перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное
задание (работа по аналогии, по образцу).
3. Принцип мотивации к учению. Реализация на уроке: четко сформулированные задания, уверенность
в возможности использования подсказки, опоры по алгоритму; включение в урок материалов
сегодняшней жизни; задания — с условиями, приближенными к действительности; использование
межпредметной связи.
Используемые формы обучения: индивидуальные (обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск
решения проблемы);
групповые (творческие группы, динамические группы);
коллективные (соревнования, поисковые)
дидактические и ролевые игры;
песни, стихи, рифмовки
Используемые методы обучения:
репродуктивный;
поисковый;
исследовательский;
проблемный.
здоровьесберегающие технологии (динамические паузы, чередование различных видов
деятельности учащихся на уроке с целью снятия напряжения и усталости)
нестандартные формы уроков;
–
–
методы и формы контроля
Ведущие
:
методы устного и письменного контроля, дидактические тесты. Методы устного
контроля – включают в себя беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д.
устный контроль проводится как в форме монологического высказывания
обучающегося, так и в форме диалога или полилога (например, ролевая игра).
письменный контроль (контрольная работа, личное письмо, открытка) обеспечивает
глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и
умений ученика.
проектная работа является одним из способов контроля и включает в себя письменный
и устный метод контроля и может быть выражен в разных формах (составление
книжкималышки, открытки, рисунка и т.д.)
Формы итогового контроля: контрольные работы по окончании изучения каждого раздела, итоговая
контрольная работа по окончании курса по всем видам речевой деятельности (говорение, чтение,
восприятие на слух, письмо)
Критерии оценки
Уровни
освоения
учебного
материала
Язык
ребенка
Критерии Оптимальный
уровень
«Я сам»
Учащийся правильно без ошибок выполняет письменные работы,
допуская исправления и не больше 2 ошибок. Старается делать
задания самостоятельно, используя только организующую
помощь учителя.
На уроках, при устных ответах, занимает активную позицию,
находит пути решения поставленной задачи или старается найти
по наводящим вопросам учителя.
Допустимый
уровень
«Помогите,
и я сделаю»
При выполнении письменных работ учащийся допускает не
больше 6 ошибок (половина заданий). С направляющей,
развёрнутой помощью может выполнить задания.
На уроках мало проявляет активность, не самостоятелен, ждёт
помощь учителя, отвечает на вопросы простой односложной
фразой, чаще просто повторяя ответ товарища. Умеет
воспользоваться необходимой опорной табличкой.
Критический
уровень
«Мы вместе»
При выполнении письменных работ учащийся больше половины
заданий сделал неверно. Задания делаются по типу «я начну, а ты
продолжи» с максимальноразвёрнутой помощью.
На уроках не активен, может только повторить ответ товарища
с помощью учителя. Не может воспользоваться опорной
табличкой.
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
образовательного процесса
Учебник «Мир английского языка 2».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Примернаяпрограмманачального общего образованияпоанглийскомуязыку
Примерная адаптированная программа для детей с ОВЗ по фгос.
Авторская программа по английскомуязыкуавторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и
др., (издательства «Просвещение»).
Книги для учителя к УМК «Мир английского языка 2». Двуязычные словари
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Адаптированная программа для обучающихся 2 класса с ОВЗ (нарушение слуха)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.