Рабочая программа адаптирована для обучения ребенка с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимся. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных программ обучения.Адаптированная программа по математике для ребенка на домашнем обучении
Пояснительная записка
Рабочая программа адаптирована для обучения ребенка с ОВЗ с учетом особенностей
психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Программа
построена с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимся. Представленная
программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы,
отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники
позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших
школьников, на основе принципа вариативности, благодаря этому закладывается возможность
обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной
работы, индивидуальных программ обучения.
Программа строит обучение ребенка с ОВЗ на основе принципа коррекционноразвивающей
направленности учебновоспитательного процесса. Это означает, что учебный материал
учитывает особенности обучающегося,
на каждом уроке включаются задания,
обеспечивающие восприятие учебного материала.
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата
задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического
развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё
отражение в структуре и содержании образования.
Принципы реализация адаптированной образовательной программы в рамках
начального общего образования:
ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии, опора на
практический опыт при овладении навыками;
изменение объема и адаптация содержания программного материала.значительное
упрощение программного материала или использование специальных образовательных
программ и соответствующей дидактики;
наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно решение не
столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение
бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;
разработка индивидуального учебного плана с применением наглядности,
использование специальных приемов и методов работы;
учет принципов здоровьесбережения
Данная программа составлена на основе авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой,
Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (Моро, М. И. [и др.]. Математика.
Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2013.)
Согласно индивидуальному учебному плану для обучающегося с ОВЗ количество учебных
часов составляет 102часа в год 3 часа в неделю.
В 4 классе на изучение курса «Математики» в начальной школе направлено на достижение
следующей цели:
формирование у обучающихся предметных умений и навыков, необходимых для успешного
решения учебных и практических задач и продолжения образования, развитие образного и
логического мышления, воображения, математической речи, освоение основ математическихзнаний, формирование первоначальных представлений о математике как части
общечеловеческой культуры
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс
математики призван решать следующие задачи:
сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для общественного прогресса;
сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного
подхода к учащимся;
заложить основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники
учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов;
учить устанавливать причинноследственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений.
посредством универсальных учебных действий обеспечивать усвоение предметных
знаний и интеллектуальное развитие учащихся,
формировать способность к самостоятельному поиску и усвоению новой
информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения
учиться.
развивать умения аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших
школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного
обучения;
выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий,
носящих нестандартный, занимательный характер.
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения
смежных дисциплин, для продолжения образования;
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления,
характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни
в обществе.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности
математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей
математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также
личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;развитие нагляднообразного и словеснологического мышления;
коррекция нарушений эмоциональноличностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Формы и методы работы:
использование частично поисковых методов;
отработка умения работать самостоятельно;
отработка умения работать по алгоритму; памяткам; инструкциям учителя и др.
использование анализа, синтеза, классификации, обобщения, моделирования,
измерения;
работа в парах, группах.
учёт индивидуальных особенностей каждого ученика при усвоении и проверке знаний;
разработка дифференцированных заданий для самостоятельных и контрольных работ
проверка знаний в устной форме индивидуально;
оптимальное сочетание словесных, практических и наглядных методов, которые
должны соответствовать следующим требованиям:
стимулировать у учащихся развитие самостоятельности при решении поставленных
учебных задач;
формировать умение пользоваться имеющимися знаниями;
иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнеших положений,
ключевых понятий;
содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие,
понимание материала;
поэтапное распределение учебного материала и аналитикосинтетический способ его
преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного
восприятия (особое внимание – выявлению причинноследственных связей и
зависимостей);
акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
опора на ранее усвоенное и имеющийся у обучающихся практический опыт;
достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения
учебного материала, заданий разной степени сложности.
Приемы обучения
нагляднообразные опоры (схемы, чертежи, рисунки);
опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;
обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);
памятки;работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами;
самостоятельные задания с последующей проверкой;
работа по образцу;
дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.
Общие подходы в работе с ОВЗ:
индивидуальный подход;
предотвращение наступления утомляемости;
активизация познавательной деятельности;
обогащение знаниями об окружающем мире;
особое внимание коррекции всех видов деятельности;
проявление педагогического такта.
Планируемые
результаты изучения учебного предмета, курса
У обучающегося будут сформированы:
Личностные результаты
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики,
интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и
творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или
учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя
успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ
(деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания
окружающего мира;осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других
школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей
учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и
пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и
явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к
освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и
письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее
решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях –
самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности,
понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их
свойствах;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях
и процессах и представлять информацию в знаковосимволической и графической
форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать
выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений,
равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно
найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в
расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина,
геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в
знаковосимволической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в
учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в
предложенной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать
знаковосимволические средства для ее представления, для построения моделей
изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения
учебных и поисковотворческих заданий.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы
для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести
диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии
успешной математической игры, высказывать свою позицию;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность
своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего
дела.
Обучающийся получит возможность научиться:умение использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно
познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре,
признавать возможность существования различных точек зрения, корректно
отстаивать свою позицию;
контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и
действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа,
заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета
крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать
пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные
единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные
единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1
кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и
упорядочивать объекты по массе.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и
объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь,
масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0,
выполнять деление вида: а : а, 0 : а;выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками
и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в
него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами
умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице,
на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при
записи решения задачи;
преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход
материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все
указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами,
рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и
выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачирасчеты.
Пространственные отношения Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;Обучающийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном
масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Обучающийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр.квадратный метр), используя соотношения между ними;
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до
прямоугольника.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий,
для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то
…», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное
высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета 4 класс (102ч)
Количество часов, согласно индивидуального плана для ребёнка - инвалида, уменьшено в каждом
разделе.
Повторение и обобщение пройденного.
Числа от 1 до 1000
Нумерация. Счет предметов. Разряды.Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4
действия.
Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел, умножения и деления на
однозначное число.
Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.
Числа, которые больше 1000
Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между
ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними.
Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и
вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства
сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между
компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и
вычитания.
Решение уравнений вида:
х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217 + 163,
х 137 = 500140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и
письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и
делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0;
переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство
умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки
множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число,умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и
результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 х = 429 +120, х 18 = 27050, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей
между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона.
Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество
предметов, масса всех предметов и др.).
Повторение изученного
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них),
требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2—4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;
разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.