Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)
Оценка 4.7

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
русский язык
7 кл
22.10.2019
Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)
Адаптированная программа по русскому языку для обучающихся 7 (VII вида) построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении обучающимися, причиной которых являются различного характера задержки психического развития. Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса.
Русский язык. 7класс.docx
Пояснительная записка Адаптированная   рабочая   программа   по   русскому   языку   для   учащихся   7 класса    построена   с   учетом   специфики   усвоения   учебного   материала, испытывающими трудности в обучении учащимися, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.  Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности   в   обучении   и   требующих   специальной   коррекционно­развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи   с   этим   сниженная   познавательная   активность   и   работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые   навыки   самостоятельной   работы   и   самоконтроля,   инертность психических   процессов,   слабая   память   ­   все   эти   и   другие   особенности обучающихся VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе. ЗПР проявляется прежде всего в замедлении темпа психического развития. У детей   с   ЗПР   обнаруживается   недостаточность   общего   запаса   знаний, ограниченность   представлений   об   окружающем   мире,  незрелость   мыслительных процессов,   недостаточная   целенаправленность   интеллектуальной   деятельности, преобладание игровых интересов.  Учебный   предмет   «Русский   язык»   имеет   познавательно­практическую направленность, то есть даёт обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Но работа с учащимися с задержкой психического развития требует от учителя особого подхода. Исключены трудные для усвоения темы «Формы функционирования современного русского языка» (из раздела «О языке»), «Слова категории состояния (слова состояния)» (раздел «Наречие»). В ознакомительном   плане   даются   темы   по   культуре   речи:   «Наречие   в художественном   тексте»   (наблюдение),   «Правильное   употребление   предлогов   в составе   словосочетаний»   (ограниченное   число   предлогов),   «Наблюдение   за использованием частиц как средством выразительности речи»,  «Трудные случаи разграничения языковых явлений». Выработаны иные (упрощенные) требования к творческим работам (сочинения в разных жанрах). При   изучении   ряда   тем   возникает   необходимость   в   предварительном формировании   практических   речевых   навыков,   уточнении   и   расширении словарного   запаса   и   грамматических   конструкций,   накоплении   языковых наблюдений и обобщений. Это, в свою очередь, требует проведения упражнений, развивающих речь учащихся, практически на каждом уроке. В   связи   с   особенностями   памяти,   основных   мыслительных   процессов, деятельности школьников с ЗПР больше времени занимают процессы осознания грамматических   правил,   выполнения   тренировочных   упражнений   для формирования умений и навыков грамотного письма. Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления  практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления: Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие  мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие  артикуляционной моторики.  Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –  развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти;  коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о  свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных  представлений и ориентации; развитие представлений о времени.  Развитие различных видов мышления: развитие наглядно­образного  мышления;  развитие словесно­логического мышления (умение видеть и устанавливать  логические связи между предметами, явлениями и событиями).  Развитие основных мыслительных операций: развитие умения  сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие  понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;  умение планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы:  развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;  формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности  принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование  устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою  деятельность; воспитание правильного отношения к критике.  Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия;  коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической  речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико­грамматических средств  языка.  Расширение представлений об окружающем мире и обогащение  словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Задачи учебного предмета       графики,   орфоэпии,   лексики,   орфографии,   1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности;   обеспечить   усвоение   определенного   круга   знаний   из   области фонетики,   морфемики, словообразования,   морфологии,   синтаксиса,   пунктуации,   стилистики,   а   также формирование умений применять эти знания на практике;   2)   развивать   речь   учащихся:   обогащать   их   активный   и   пассивный   запас   слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения   устной   и   письменной   речью   во   всех   основных   видах   речевой деятельности;  3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; 4)формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения; 5)формировать   умения   анализировать   и   составлять   тексты   разных   жанров   и стилей. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане на изучение русского языка в 7 классе отводится 136 часов, 4часа в неделю.  Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение   предмета   «Русский   язык»   на   уровне   основного   общего   образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о   единстве   и   многообразии   языкового   и   культурного   пространства   России,   о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение   русского   языка   направлено   на   развитие   и   совершенствование коммуникативной   компетенции     речевой   и социолингвистический   ее   компоненты),   лингвистической   (языковедческой),   а также культуроведческой компетенций. (включая   языковой, Коммуникативная   компетенция   –   владение   всеми   видами   речевой деятельности   и   основами   культуры   устной   и   письменной   речи,   умениями   и навыками   использования   языка   в   различных   сферах   и   ситуациях   общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая   (языковедческая)   компетенция   –   способность   получать   и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве,   развитии   и   функционировании;   общие   сведения   о   лингвистике   как науке   и   ученых­русистах;   об   основных   нормах   русского   литературного   языка; способность   обогащать   свой   словарный   запас;   формировать   навыки   анализа   и оценки   языковых   явлений   и   фактов;   умение   пользоваться   различными лингвистическими словарями. Культуроведческая   компетенция   –   осознание   языка   как   формы   выражения национальной   культуры,   взаимосвязи   языка   и   истории   народа,   национально­ культурной   специфики   русского   языка,   владение   нормами   русского   речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение  русским   языком,  умение   общаться,  добиваться   успеха  в  процессе коммуникации   являются   теми   характеристиками   личности,  которые   во   многом определяют   достижения   обучающихся   практически   во   всех   областях   жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания   художественной   литературы   как   искусства   слова,   закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение  русским   языком,  умение   общаться,  добиваться   успеха  в  процессе коммуникации   являются   теми   характеристиками   личности,  которые   во   многом определяют   достижения   обучающихся   практически   во   всех   областях   жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания   художественной   литературы   как   искусства   слова,   закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Целью   реализации   основной   образовательной   программы   основного   общего образования по предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания   предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения   в   соответствии   с   требованиями,   установленными   Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Главными задачами реализации Программы являются:  формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры,   как   государственному   языку   Российской   Федерации,   как   языку межнационального общения;  усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;  овладение   функциональной   грамотностью   и   принципами   нормативного использования языковых средств;  овладение   основными   видами   речевой   деятельности,   использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания. В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия   для   развития   личности,   ее   духовно­нравственного   и   эмоционального совершенствования;  для   развития   способностей,   удовлетворения   познавательных   интересов, самореализации   обучающихся,   в   том   числе  лиц,   проявивших   выдающиеся способности;  для   формирования   социальных   ценностей   обучающихся,   основ   их гражданской идентичности и социально­профессиональных ориентаций;  для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования   у   них   лидерских   качеств,   опыта   социальной   деятельности, реализации социальных проектов и программ;  для знакомства обучающихся с методами научного познания;   для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно­исследовательскй и художественной деятельности;  для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий. Речь. Речевая деятельность Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог,   диалог,   полилог).   Основные   особенности   разговорной   речи, функциональных   стилей   (научного,   публицистического,   официально­делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа,   спор);   научного   стиля   и   устной   научной   речи   (отзыв,   выступление, дискуссия);   публицистического   стиля   и   устной   публичной   речи   (выступление, обсуждение); официально­делового стиля (расписка, заявление) информация. Текст как продукт речевой деятельности. Формально­смысловое единство и его   коммуникативная   направленность   текста:   тема,   проблема,   идея;   главная, второстепенная    Функционально­смысловые   типы   текста (повествование, описание, рассуждение).  Специфика художественного текста. Анализ текста.  Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления,   выражения   эмоций,   выражения   речевого   этикета   и   т. д.).   Диалоги разного   характера   (этикетный,   диалог­расспрос,   диалог­побуждение,   диалог   – обмен   мнениями,   диалог   смешанного   типа).   Полилог:   беседа,   обсуждение, дискуссия. Овладение   различными   видами   чтения   (изучающим,   ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание   устных   высказываний   разной   коммуникативной   направленности     в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).  Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Культура речи Культура   речи   и   ее   основные   аспекты:   нормативный,   коммуникативный, этический.  (орфоэпические,   лексические,   грамматические, Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного   стилистические, языка   орфографические,   нормы.   Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.   пунктуационные).   Вариативность   Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингво­культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.  Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского   народа,   государственный   язык   Российской   Федерации   и   язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Выявление   лексических   и   фразеологических   единиц   языка   с   национально­ культурным   компонентом   значения   в   произведениях   устного   народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский   язык   –   язык   русской   художественной   литературы.   Языковые особенности   художественного   текста.   Основные   изобразительно­выразительные средства   русского   языка   и   речи,   их   использование   в   речи   (метафора,   эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).  Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Фонетика, орфоэпия и графика Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков   в   речевом   потоке.   Фонетическая   транскрипция.     Слог.   Ударение,   его разноместность,   и   словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.  Фонетический анализ слова.   при   формо­   подвижность Соотношение   звука   и   буквы.   Состав   русского   алфавита,   названия   букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия   как   раздел   лингвистики.   Основные   нормы   произношения   слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;   ударение   в   отдельных   грамматических   формах)   и   интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.  Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемика и словообразование Состав   слова.   Морфема   как   минимальная   значимая   единица   языка.   Основа слова   и   окончание.   Виды   морфем:   корень,   приставка,   суффикс,   окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы   образования   слов   (морфологические   и   неморфологические).   Словообразующая   морфема. Производящая   и   производная   основы, Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.  Применение   знаний   по   морфемике   и   словообразованию   в   практике правописания. Лексикология и фразеология Слово   как   единица   языка.   Лексическое   и   грамматическое   значение   слова. Однозначные   и   многозначные   слова;   прямое   и   переносное   значения   слова. Лексическая   сочетаемость.   Синонимы.   Антонимы.   Омонимы.   Паронимы. Активный   и   пассивный   словарный   запас.   Архаизмы,   историзмы,   неологизмы. Сферы   употребления   русской   лексики.   Стилистическая   окраска   слова. Стилистические   пласты   лексики   (книжный,   сниженный). Стилистическая   помета   в   словаре.   Исконно   русские   и   заимствованные   слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.   нейтральный, Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления   слова   в   соответствии   с   его   точным   лексическим   значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Оценка   своей   и   чужой   речи   с   точки   зрения   точного,   уместного   и выразительного словоупотребления. Морфология Части   речи   как   лексико­грамматические   разряды   слов.   Традиционная классификация   частей   речи.   Самостоятельные   (знаменательные)   части   речи. Общекатегориальное   значение,   морфологические   и   синтаксические   свойства каждой   самостоятельной   (знаменательной)   части   речи.  Служебные   части   речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные   морфологические   нормы   русского   литературного   языка   (нормы образования   форм   имен   существительных,   имен   прилагательных,   имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Единицы   синтаксиса   русского   языка.   Словосочетание   как   синтаксическая единица,   его   типы.   Виды   связи   в   словосочетании.   Типы   предложений   по   цели высказывания   и   эмоциональной   окраске.   Грамматическая   основа   предложения. Главные   и   второстепенные   члены,   способы   их   выражения.   Типы   сказуемого. Предложения   простые   и   сложные.   Структурные   типы   простых   предложений (двусоставные   и   односоставные,   распространенные   –   нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных   предложений.   Однородные   члены   предложения,   обособленные члены   предложения;   обращение;   вводные   и   вставные   конструкции.   Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений   между   частями   сложного   предложения.   Сложные   предложения   с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. сложносочиненного   предложения; Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения     нормы   построения сложноподчиненного   предложения;   место   придаточного   определительного   в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с   придаточным   изъяснительным,   присоединенным   к   главной   части   союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения;   нормы   построения   предложений   с   прямой   и   косвенной   речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография.   Понятие   орфограммы.   Правописание   гласных   и   согласных   в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация.   Знаки   препинания   и   их   функции.   Одиночные   и   парные   знаки препинания.   Знаки   препинания   в   конце   предложения,   в   простом   и   сложном предложениях,   при   прямой   речи   и   цитировании,   в   диалоге.   Сочетание   знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. Русский язык 5­9 класс. Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание   обучения   русскому   языку   и   реализует   основные   идеи   стандарта второго   поколения   для   основной   школы.   Программа     предназначена     для проведения   уроков   русского   языка   по   учебно­методическому   комплексу   М.М. Разумовской и др. в 5­9  классах. Раздел 1.Планируемые предметные результаты изучения предмета «Русский язык»  Личностные универсальные учебные действия  7 класс:  Ученик научится:  ­   Понимать   определяющую   роль   родного   языка   в   развитии   интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.  ­   Анализировать   и   характеризовать   эмоциональные   состояния   и   чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.  Регулятивные универсальные учебные действия  7 класс  Ученик научится:  ­ Умению контроля.  ­ Принятию решений в проблемных ситуациях.  ­ Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).  Ученик получит возможность научиться:  ­ Основам саморегуляции.  ­ Осуществлению познавательной рефлексии.  Познавательные универсальные учебные действия  7 класс  Ученик научится: ­   осуществлять   поиск   нужного   иллюстративного   и   текстового   материала   в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;  ­ осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;  ­   пользоваться   знаками,   символами,   таблицами,   диаграммами,   схемами, приведенными в учебной литературе;  ­ строить  сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;  ­ находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;  ­   воспринимать   смысл   познавательных   текстов,   выделять   информацию   из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;  ­ анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  ­ осуществлять синтез как составление целого из частей;  Коммуникативные универсальные учебные действия  7 класс  ­ Чтение и аудирование.  Выразительно   читать   текст   публицистического   стиля.   Просматривать   местную газету,   ориентироваться   в   содержании   номера   по   заголовкам   статей,   а   в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать   главное   содержание   прочитанного   в   виде   тезисов.   Слушать информационные   теле­   и   радиопередачи   с   установкой   на   определение   темы   и основной мысли сообщения.  ­ Анализ текста.  Определять стиль речи; находить в текс­ те языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением  (описание   состояния   человека,   рассуждение­размышление,   отдельные языковые   средства,   передающие   оценку   предметов,   действий,   состояний)   и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.  ­ Воспроизведение текста.  Подробно,   сжато   и   выборочно   (устно   и   письменно)   пересказывать   тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.  ­   Создание   текста.   Уметь   видеть   проявление   физического   и   психического состояния   человека   во   внешности   людей   (в   выражении   лица,   мимике,   жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном   общении   (возможная   учебная   ситуация   «Игра   в   портреты»). Создавать   устные   и   письменные   высказывания   художественного   и публицистического стилей, раскрывая в них своё  отношение   к   предмету   речи,   оценивая   явления   и   поступки   людей:   писать сочинения­описания   внешности   и   состояния   человека,   сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного   сюжета,   на   материале   жизненного   опыта   учащихся);   сочинения­ размышления, сочинения дискуссионного характера на морально­этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.  ­ Совершенствование текста.  С   учётом   стиля   речи   совершенствовать   написанное:   повышать   выразительность речи,   художественного   и публицистического   стилей   выразительные   языковые   и   речевые   средства,   в   том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно­ответную форму изложения.    используя   в   высказываниях   разговорного, Предметные результаты обучения  7 класс  по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;  по морфемике и словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные   модели;   опознавать   основные   способы   словообразования (приставочный,   суффиксальный,   бессуффиксный,   приставочно­суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;  по   лексике   и   фразеологии:   свободно   пользоваться   лексическими   словарями разных видов;  по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;  по   орфографии:   характеризовать   изученные   орфограммы,   объяснять   их правописание;   правильно   писать   слова   с   изученными   орфограммами;   свободно пользоваться орфографическим словарём;  по   синтаксису:   определять   синтаксическую   роль   частей   речи;   различать   и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;    по пунктуации:   обосновывать   и   правильно   употреблять   знаки   препинания   на основе изученного в 5—7 классах.  Раздел 2. Содержание учебного предмета «Русский язык» 7 класс 7 КЛАСС  О ЯЗЫКЕ – 1 ч.  Русский   язык   как   развивающееся   явление.   Формы   функционирования современного русского языка. РЕЧЬ – 13 ч.  Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.  Т е  к  с т.  Прямой и обратный (экспрессивный) порядок  слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно­падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же.  Стили   речи:   публицистический   стиль   (сфера   употребления,   задача   речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение.   Типы речи: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения­размышления.  ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ – 41 ч.  Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование   знаменательных   частей   речи.   Правописание:   орфография   и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол,   его   спрягаемые   формы.   Правописание   личных   окончаний   глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.  МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ – 80 ч.  НАРЕЧИЕ (41 ч.)  Наречие   как   часть   речи:   общее   грамматическое   значение,   морфологические признаки,   роль   в   предложении.   Степени   сравнения   наречий:   положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на ­о (­е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные  и обстоятельственные. Слова  категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение   орфографическим,   толковым,   орфоэпическим,   этимологическим словарями для получения необходимой справки.  Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев.  Культура   речи.   Правильное   произношение   употребительных   наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.  СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ – 33 ч.  ПРЕДЛОГ (10 ч.)  Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные   и   производные.   Правописание   предлогов.   Культура   речи. Правильное   употребление   предлогов   в   составе   словосочетаний   (отзыв   о   книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.  СОЮЗ (12 ч.)  Общее   понятие   о   союзе.   Разряды   союзов:   сочинительные   и   подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.  Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов. выделительные,   вопросительные, ЧАСТИЦА (11 ч.)  Общее   понятие   о   частице.   Разряды   частиц:   формообразующие   и   модальные (отрицательные,   усилительные   и   др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем   речи.  Правильное   произношение   частиц.  Наблюдение   за  использованием частиц как средством выразительности речи.  МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА – 6 ч.  Общее   понятие   о   междометиях   и   звукоподражательных   словах.   Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с   междометиями.   Культура   речи.   Правильное   произношение   и   употребление междометий и звукоподражательных слов.  ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ  Семантико­грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по­прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.  Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 1 ч.  Основные виды устных и письменных работ на уроках русского языка в 7 классе Устно:  устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий  анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц Письменно:свободный   диктант,   объяснительный   диктант,   предупредительный диктант,   творческий   диктант,   словарный   диктант,   диктант   «Проверяю   себя», выборочно­распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами,   подробное   и   сжатое   изложение,   работа   с   деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини­сочинения на лингвистические темы. Формы обучения Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный  урок, урок­беседа, повторительно­обобщающий урок,   урок ­ путешествие, урок­игра, урок­исследование,  урок­практикум, урок развития речи. Методы и приёмы  обучения ­обобщающая беседа по изученному материалу; ­индивидуальный устный опрос; ­фронтальный опрос; ­ опрос с помощью перфокарт; ­ выборочная проверка упражнения; ­ взаимопроверка; ­ самоконтроль  (по словарям, справочным пособиям); ­   различные   виды   разбора   (фонетический,   лексический,   словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический); ­ виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана); ­   составление   учащимися   авторского   текста   в   различных   жанрах   (подготовка устных сообщений, написание  творческих работ); ­ наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; ­изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; ­ написание сочинений; ­письмо под диктовку; ­комментирование орфограмм и пунктограмм. Тематический план 7 класс Содержание Количество часов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 О языке. Русский язык в кругу других  славянских языков.  Повторение. Повторение. Правописание: орфография и  пунктуация. Повторение. Лексика и фразеология Повторение. Морфология и синтаксис Речь. Публицистический стиль МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ Наречие. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ Предлог. Союз. 1 14 21 2 4 5 41 11 13 12 3 3 10 140 10 Частица. 11 Междометия и звукоподражательные слова. 12 13 Омонимия слов разных частей речи Обобщающее повторение и итоговый  контроль. Календарно­тематическое  планирование Тема урока №  урока Содержание Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения в  определенном национальном коллективе, как  явление развивающееся изменяющееся с течением  времени. Повторение и обобщение изученного о стилях. Расширение круга сведений о речевых средствах,  характерных для художествен ной, деловой, научной и разговорной речи.  Деятельность лингвиста Г.О.Винокура. Систематизация знаний по теме на основе схем  учебника. Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и  логическое ударение; интонация. Орфоэпическая  норма. Русский язык как  развивающееся явление.  РР  Повторение изученного о  тексте, стилях и типах  речи. Звуковая сторона речи:  звуки   речи. Звуковая сторона речи:  словесное и логическое  ударение; интонация. 1 2 3 4 Словообразование  знаменательных частей  речи. Способы  образования слов. Разбор слова по составу. Словообразовательные  цепочки и гнезда  однокоренных слов. Новые способы  образования слов. К Контрольная работа №  1 по фонетике и  словообразованию. РР Расширение  представления о языковых средствах, характерных  для разных типов и стилей речи. РР Контрольное  изложение по рассказу  Ю. Казакова «Арктур –  гончий пес». Правописание:  орфография и  пунктуация.  Разделительные Ь и Ъ. 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Словообразование знаменательных изменяемых  частей речи. Способы словообразования.  Морфемный (по составу) разбор слова. Проверка знаний по словообразованию,  морфемике, фонетике, орфоэпии Лексический повтор, местоимение, синоним как  средства связи. Употребление последовательной  связи в текстах разных стилей. Контрольное  изложение Повторение изученного в 5 классе по орфографии  пунктуации (общие сведения) Повторение правила правописания Ъ и Ь  (таблица), тренировочные упражнения для  закрепления этого навыка Буква Ь для обозначения  мягкости согласного.  Буква Ь как показатель  грамматической формы. Буквы О­Ё после  шипящих и Ц. Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова,  суффиксе и окончании Правописание приставок. Правила правописания приставок.  Орфографический и пунктуационный разбор. Орфограммы в корнях  слов. Правописание суффиксов. Орфограммы в корнях слов. Выделение корня  слова. Постановка ударения. Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов,  причастий. Правописание суффиксов  прилагательных и  причастий с Н и НН. Правописание окончаний. Правила написания безударной гласной в Правила написания Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий. в окончаниях  существительных, прилагательных,  глаголов и причастий, применение их на письме. Правила слитного и раздельного написания НЕ с  разными частями речи. Применение правил на  письме. Алгоритм. Знать правила употребления дефиса в предлогах,  сложных существительных и прилагательных,  местоимениях. Приводить примеры. Грамотно  употреблять дефис в изученных группах слов Лексика русского языка как богатство. Работа с  лексическими группами, анализ лексического  материала. Деятельность и заслуги ученого­лингвиста  Д.Н.Ушакова С. И. Ожегова Слитное и раздельное написание НЕ с разными  частями речи. НЕ и НИ в  отрицательных  местоимениях Употребление дефиса. Лексическая система  языка. Словарное  богатство русского языка. Словарное богатство  русского языка.  Грамматика: морфология  и синтаксис. Понимать, что такое грамматика. Закрепление  навыков разграничения частей речи и членов  предложения. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Глагол, его спрягаемые  формы. 28 Причастие и  деепричастие. 29 30 31 32 33 34 35 36 Повторение и обобщение  по теме «Закрепление и  углубление изученного в 6 классе». К Контрольная работа №  2. Диктант с  грамматическим заданием РР Публицистический стиль:  сфера употребления задача речи, характерные языковые  средства. РР Заметка в газету. РР Сочинение в жанре  заметки в газету. Наречие как часть речи:  общее грамматическое  значение,  морфологические  признаки, роль в предложении. Отличие наречий от  созвучных форм других  частей речи. Разряды наречий по  значению: определи тельные и  обстоятельственные.  Понимать, что такое грамматика. Знать её  основные разделы. Опознавать части речи и их  морфологические признаки. Проводить  морфологический разбор слов; проводить  синтаксический разбор в рамках изученного  материала Знать её основные разделы. Опознавать части речи и их морфологические признаки. Проводить  морфологический разбор слов; проводить  синтаксический разбор в рамках изученного  материала Подготовка к контрольному диктанту Проверка знаний, работа над ошибками Знакомство с публицистическим стилем: сфера  применения, задачи, характерные черты. Знакомство с публицистическим стилем: сфера  применения, задачи, характерные черты. Контрольная работа Дать понятие о наречии как части речи.  Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от  других  словоформ. Наречие и созвучные формы других частей речи.  Порядок морфологического разбора наречия. Разряды наречий по значению. 37 Степени сравнения  Образование степеней сравнения наречий. 38 39 наречий. Степени сравнения  наречий. Степени сравнения  наречий. Морфологический разбор  наречий. Образование степеней сравнения наречий. Образование степеней сравнения наречий. План  морфологического разбора наречия. 40­41 Словообразование наречий. Образование наречий с помощью приставок и  суффиксов. 42 К Конт рольная работа  № 3 по теме  «Наречие». Проверка знаний 43­44 Слитное и раздельное  написание наречных слов. Правила  слитно­раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ. 45 Правописание НЕ с  наречиями на ­о (е). 46­47 Буквы Н и НН в наречиях  48 49 50 51 на –о (­е). Буквы О и Е на конце  наречий после шипящих РР Рассуждение­ размышление. РР Контрольное сочинение– рассуждение  на морально­этическую  тему. Буквы О и А на конце  наречий. Закрепление правила слитного и раздельного  написания НЕ с прилагательными,  существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания  НЕ с наречиями на ­О, ­Е Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила  написания Н и НН в прилагательных. Буквы о,е в конце наречий после шипящих. Тексты публицистического стиля. Фрагменты  рассуждения­размышления в тексте. Виды  рассуждений. Композиция сочинения­ рассуждения. Контрольная работа ­О и –А на конце наречий с приставками ИЗ­, ДО­, С­, В­, НА­, ЗА­ 52­53 Употребление дефиса в  наречиях. Дефис в наречиях. Повторение: дефис в местоимениях. 54 Правописание НЕ и НИ в  наречиях. Не и ни в отрицательных наречиях и  местоимениях. 55 56 57 58 Буква Ь после шипящих на  конце наречий. Обобщенное правило    употребления   ь   после  шипящих в конце слов разных частей речи. Употребление наречий в речи. Произношение наречий. Морфологические признаки наречия.  Правописание наречий. Наречие в  словосочетании. Наречие как средство связи  предложений. Наречие в художественном тексте (наблюдение). Использование  местоименных наречий как средства связи предложений в  тексте. Правильное произношение  употреби тельных наречий.  Обобщение и повторение  изученного по теме  «Наречие». Свободное владение  орфографическим,  толковым, орфоэпическим, этимологическим  словарями для получения  необходимой справки. 59 К Контрольная работа №4  по теме «Наречие»Диктант с грамматическим  заданием. 60  Работа над ошибками РР Описание состояния  человека. 61­62 РР Сочинение по картине  Ф.П.Решетникова «Опять  двойка!» с описанием          состояния человека. РР Сочинение – воспоминание «Как я в  63 Контрольный диктант Текст со значением описания состояния человека. Проверка знаний, умений и навыков по теме Тема сочинения. План сочинения. Материалы к  сочинению. 64 65 66 первый раз…» с описанием состояния человека. Самостоятельные и  служебные части речи.  Классификация  частей речи. Общее понятие о  предлогах. Предлог как часть речи. Роль предлогов в  словосочетании и предложении. Разряды предлогов:  простые, сложные и  составные; непроизводные  и производные. Разряды предлогов по строению и значению. 67 Морфологический разбор  предлога. Правописание предлогов. План морфологического разбора предлога. Слитное и раздельное написание производных  предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении,  слитное и раздельное написание, орфограмма  «буква Е на конце предлогов». Морфологический  разбор предлога. Употребление предлогов в речи. Работа с  текстами. Употребление предлогов в речи. Работа с  текстами. Анализ сочинения­рассуждения. Прямой порядок слов в речи. «Данное» и «новое»  как смысловые части предложения, формировать  умение располагать их последовательно в  спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной  монологической речи, его особенности в текстах  разных типовых значений. Предложения, не  членящиеся на данное и новое. Обратный порядок слов, усиливающий  эмоциональность речи. 68 69 70 71 Правописание  производных предлогов. Правильное употребление  предлогов в составе  словосочетаний  (ознакомление) Употребление существительных с  предлогами (ознакомление) 72­73 РР Прямой порядок слов в предложениях текста. 74­75 РР Обратный  (экспрессивный) порядок  слов в предложениях  текста. Средства связи  предложений — наречия и предложно­ падежные сочетания со  значением места и времени, союзы и,  да, а, но, же. 76­77 РР Контрольное изложение текста публицистического  стиля с использованием обратного порядка слов.  Анализ изложений.Общее  понятие о союзе. 78 79 80 Разряды союзов: сочини тельные и подчини тельные. Разряды союзов по  строению: простые и  составные.  Морфологический разбор  союза. 81­82 Правописание союзов типа  83 84 85 зато, чтобы, также, тоже,  соотносимых с формами  других частей речи. Употребление союзов в  простых и сложных  предложениях. Союзы как средство связи  членов предложения и  средство связи  предложений.  Обобщение и повторение  по темам «Предлог» и  «Союз». Контрольная работа Сведения о союзе как части речи;   союзы в  предложении,   схемы предложения и  их  грамотное оформление   на письме. Разряды союзов по значению. Разряды союзов по строению: простые и  составные. План морфологического разбора  союза. Формировать умение правильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. Сочинительные и подчини тельные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных  предложениях. Союзы как средство связи членов предложения и  средство связи предложений. Подготовка к контрольному диктанту 86 К Конт рольная работа № 5 по  темам «Предлог» и  «Союз». Диктант с  грамматическим заданием. Контрольный диктант 87­88  Работа над ошибками РР Описание внешности  человека. Описание внешности человека. Презентация:  способы выражения признаков описания  внешности, портреты. 89 90 91 РР Сочинение­миниатюра  «Человек, который мне  нравится» с описанием  внешности человека. Общее понятие о частице. Разряды частиц:  формообразующие и  модальные  (отрицательные, вопроси тельные, выдели тельные, усилительные ) 92 Модальные частицы.  Морфологический разбор  частицы. 93 Правописание частиц БЫ,  ЛИ, ЖЕ, ­ТО, ­КА. 94 95 Правописание частицы НЕ  с различны ми частями речи. Правописание частицы НИ  в составе предложения. 96­97 Правописание частиц НЕ и  98 99­ 100 НИ с различны ми частями речи и в  составе предложения. Различение частиц и  приставок НЕ и НИ. Употребление частиц в  соответствии со смыслом  высказывания и стилем  речи.  Наблюдение за  использованием частиц как средством  выразительности речи. Тексты со значением описания внешности  человека Частица как часть речи.  Разряды частиц по значению. Группы модальных частиц, их смысловые оттенки. Схема морфологического разбора частицы. Формирование умения раздельно­дефисного  написания  частиц.  Закрепление умения определять, к какой части речи относится  слово. Правила написания НЕ с различными частями  речи. Правила написания частицы НИ в составе  предложения. НЕ и НИ с различными частями речи и в составе  предложения. НЕ и НИ с различными частями речи и в составе  предложения. Объяснять смысловую роль частицы   в  анализируемом высказывании. 101 Правильное произношение  предлогов, союзов, частиц. Упражняться   в   правильном произношении    предлогов, 102 Правописание предлогов,  союзов, частиц. 103 Повторение и обобщение  темы «Служебные части  речи». союзов, частиц. Правила написания предлогов, союзов,  частиц. Подготовка к контрольному диктанту 104 К Контрольная работа № 6 по теме «Служебные части  речи». Диктант.  Анализ контрольной  работы. Общее понятие о  междометиях. 106 Правописание  105 междометий. Знаки  препинания в  предложениях с  междометиями.            107 Общее понятие о  звукоподражательных  словах. Правописание  звукоподражаний. Семантико­ грамматический анализ  внешне сходных явлений  языка. Омонимия слов разных  частей речи РР Характеристика  человека РР Сжатое изложение по  тексту К.И. Чуковского  «О Чехове». Анализ  изложения РР Сочинение – характеристика человека  «Что за человек …» или  108­ 109 110­ 111 112­ 113 114­ 115 116 Контрольный диктант Работа над ошибками Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употр­ных междометий.  Распознавать междометия разных семантических  разрядов. Уметь определять роль междометий в  высказывании. Наблюдать за использованием  междометий в разговорной речи и худ.  произведениях.  Совершенствовать навыки выразительного чтения  высказывания Различать грамматические омонимы на основе  семантико­грамматического анализа Иметь представление о краткой и полной  характеристике человека. Анализировать  характеристики персонажа в художественном  произведении Создавать текст типа характеристики или  самохарактеристики, где чередуются фрагменты «Я». 117 Фонетика. Орфоэпия. Состав слова и  словообразование. Лексика и фразеология. со значением описания предмета и рассуждения­ доказательства Повторить изученный материал по фонетике и   орфоэпии, развитию речи Знать способы образования слов с помощью  морфем: приставочный, суффиксальный,  приставочно­суффиксальный, сложение. 118­ 119 120­ 121 122 123 124 Грамматика: морфология и синтаксис. Части речи. Опознавать части речи и их морфологические  признаки.  Грамматика: морфология и синтаксис. Члены  предложения. Проводить морфологический разбор слов;  проводить синтаксический разбор в рамках  изученного материала Грамматика: морфология и синтаксис.  Морфологический и  синтаксический разборы. Проводить морфологический разбор слов;  проводить синтаксический разбор в рамках  изученного материала 125 Орфография.  Правописание корней. 126 Орфография.  Правописание приставок и  суффиксов. 127 Орфография. Слитное,  раздельное и дефисное  написание. 128 Орфография. Написание Н и НН в разных частях речи. 129 Орфография.  Правописание НЕ и НИ с  разными частями речи. 130 Пунктуация.  Пунктуационный разбор  предложений. 131 Повторение и обобщение  по курсу 7 класса.  132­ К Контрольная работа № 7 Повторить изученный материал по орфографии и  развитию речи Повторить изученный материал по орфографии и  развитию речи Пользоваться орфографическим словарём Опознавать при письме и верно писать не со  словами разных частей речи. Пользоваться  орфографическим словарём Называть пункт. знаки; знать и применять  изученные правила употр. запятой, тире,  двоеточия, кавычек Повторить изученный  материал по орфографии и пунктуации, развитию  речи Повторить изученный материал по фонетике и  орфоэпии, морфемике и словообразованию, 133 (итоговая). Работа над  ошибками лексике и фразеологии, грамматике, орфографии  и пунктуации, развитию речи 134 РР Стили и типы речи.  Итоговый тест в конце года Различать стили и типы речи. Обобщение и повторение  по разделу «Речь». РР Контрольное сочинение о человеке. Соединение  характеристики человека и описания его внешности Резервные уроки 135­ 136 137­ 140 Перечень учебно­методического обеспечения Учебно­методический комплект включает в себя:  У ч е б н и к: Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией   М.М.   Разумовской,   П.А.   Леканта,   М.:   Дрофа,   2017.   Рекомендовано Министерством   образования   и   науки   Российской   Федерации,   соответствует обязательному минимуму содержания  основного общего образования по русскому языку. П о с о б и е  д л я  у ч и т е л я :                Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс» / под редакцией М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2017. Учебно­методический   комплект   дополняет   литература,   используемая   при реализации данной программы: 1. Ларионова, Л. Г. Русский язык. 7класс : рабочая тетрадь / Л. Г. Ларионова. – М. : Дрофа, 2013. – 112 с. 2.  Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку : книга для учителя / Н. М. Лебедев. – 2­е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2000. – 160 с. 3. Львов, В. В. Тетрадь для оценки качества знаний по русскому языку. 7 класс / В. В. Львов. – М. : Дрофа, 2009. – 64 с. 4. Львов, В. В. Русский язык. 7 класс. Учебно­методическое пособие к учебнику под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта : книга для учителя / В. В. Львов, Ю. Н. Гостева. – М. : Дрофа, 2010. – 311 с. Словари и справочники: 1 Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. ­ СПб.:отд­ние изд­ва «Просвещение», 1994.­271с 2 Лексические   трудности   русского   языка: А.А.Семенюк   М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.   Словарь­справочник:   руководитель   и   автор   коллектива),   И.Л.Городецкая, 3 М.А.Надель­Червинская.   Толковый   словарь   иностранных   слов. (Общеупотребительная лексика для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов­на­ Дону, «Феникс», 1995г. С.608. 4 Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; ­ 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с. 5 Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2­е изд., стер. М., 1990. 6 Школьный   орфографический  словарь.Д.Н.Ушаков,   С.Е.Крючков,15   000 слов 7 Учебный   словарь   синонимов   русского   языка/Авт.   В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа­пресс, 1994. – 384с. 8 Электронные   словари:   Толковый   словарь   русского   языка.   С.И.   и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова             Цифровые образовательные ресурсы: 1. http://repetitor.1c.ru/ ­ Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно­диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др. 2. http://www.gramota.ru/­Все   о   русском   языке   на   страницах   справочно­ информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные   документы,   связанные   с   языковой   политикой.   Статьи,   освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики. 3. http://www.gramma.ru/  ­  Пишем   и   говорим   правильно:   нормы   современного русского   языка.   Помощь   школьникам   и   абитуриентам.   Деловые   бумаги   ­   правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. 4. http://www.school.edu.ru/ ­Российский образовательный портал 5. http://www.1september.ru/ru/ ­ газета «Первое сентября» Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 5­9 классах VII вида  для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку Приложение № 2 Классификация ошибок в письменной речи обучающихся: I­ орфографическая V­ пунктуационная Г­ грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание   слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ  предложения и др.) Л­ логопедические Р­ речевая лексическая   (коричневые волосы вместо каштановых) Лог.­ логическая Ф­  фактическая           (териодор вместо Теодор Нетте) V­ пропусков слов [ ]­ лишняя часть Z­ абзац Z­ абзац не нужен                                     Нормы оценивая диктантов в 5­9 классах 7 вида Вид диктанта Нормы оценок  (количество ошибок) «5» «4» «3» «2» контрольны й 1 негрубая  орфографическ ая +  1 негрубая  2  орфографическ 6  орфографическ 8 орфографическ их пунктуационна я +  1  логопедическая ие + их +  2  пунктуационны е +  4  пунктуационны е 3  логопедические + 4  логопедические + 8 пунктуационны х + 6 логопедических и более 1  орфографическ ая + 4  пунктуационны е + 3  логопедические 5  орфографическ их + 5  пунктуационны х + 4  логопедических 7  орфографическ их + 7  пунктуационны х + 5  логопедических Словарный 0 1­2 3­4 до 7 Примечание: Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений. При   наличии   в   контрольном   диктанте   пяти   и   более   поправок   (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое   количество   поправок   оценка   не   может   быть   снижена   до неудовлетворительной.  учитывает однотипные ошибки как обычные; При  оценивании   диктантов   нередко  имеют  место  случаи  как  завышения,  так  и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:  в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;   все исправления считает за ошибку. Завышение оценки происходит по следующим причинам:  учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;  оценка не снижается за многочисленные исправления;  все однотипные ошибки считаются как одна. Обстоятельства,   которые   необходимо   учитывать   при   проверке   и   оценке диктанта: 1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.  К неверным написаниям относятся:  ошибка на правило, не изучаемое в школе;  ошибка в переносе слова;  ошибка   в  слове   с   непроверяемым   написанием,  над   которым   не   проводилась специальная работа. 2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая): К негрубым орфографическим относятся ошибки:  в исключениях из правил;  в переносе слов;  буквы   э­е   после   согласных   в   иноязычных   словах   (рэкет,   пленэр)   и   после гласных в собственных именах (Мариетта);  в   выборе   прописной   или   строчной   буквы   в   составных   собственных наименованиях;  при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);  в   случаях   слитного   или   раздельного   написания   приставок   в   наречиях, образованных   от   существительных   с   предлогами,   правописание   которых   не регулируется   правилами   (в   разлив,   за   глаза   ругать,   под   стать,   в   бегах,   в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);  в   случае   раздельного   или   слитного   написания   не   с   прилагательными   и причастиями в роли сказуемого;  в написании ­ы и ­и после приставок;  в случаях трудного различения ­не и –ни;  в собственных именах нерусского происхождения; К негрубым пунктуационным  относятся ошибки:  в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;  в пропуске одного из сочетающихся   знаков препинания или в нарушении их последовательности;  при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при   общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов); При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. 3. Повторяющиеся и однотипные ошибки: Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же   правило   (например,   вырощенный,   возраст),   а   в   пунктуации,   например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные –  это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических   (пирожек,   счерчек)   особенностях   данного   слова.  Первые   три однотипные   ошибки   принято   считать   за   одну,   каждая   последующая   –   как самостоятельная.  Нельзя   считать   однотипной   ошибкой   написание,   которое проверяется   опорным   словом:   сомнительные   и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.     безударные   гласные,   Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.         Оценка дополнительного задания к диктанту. Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту Оценка Уровень выполнения задания «5» «4» «3» «2» Все задания  выполнены  верно Правильно  выполнены не менее ¾  всех заданий Правильно  выполнено не  менее ½  заданий Не выполнено более  половины  заданий Оценка сочинений и изложений Основными   формами   проверки   речевого   развития   обучающихся   являются сочинения   и   изложения.   Это   комплексные   работы,   с   помощью   которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:  коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.  языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.  навыки правописания – орфографические и пунктуационные                         Требования к объему сочинений и изложений Примерный текста   объем 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Подробное   изложение (количество слов) 100­130 130­170 170­220 220­300 300­350 Классное (количество страниц) сочинение   0,5 ­ 1 1 – 1,5 1,5 ­ 2 2 ­ 3 3 ­ 4 Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических,   пунктуационных   и   языковых   норм.   Обе   отметки   считаются отметками по русскому языку. Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений Фактические ошибки Логические ошибки В изложении: Неточности,   искажения   текста   в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно­следственных связей.   ­ нарушение в последовательности в  высказывании ­ отсутствие связи между частями  сочинения (изложения) и между  предложениями ­ неоправданное повторение  высказанной ранее мысли В сочинении: искажение   имевших   место   событий, неточное воспроизведение источников,   имен   собственных,   мест событий, дат   ­ раздробление одной микротемы  другой микротемой ­ несоразмерность частей   высказывания или отсутствие  необходимых частей ­ перестановка частей текста (если  она не обусловлена заданием к  изложению) ­ неоправданная подмена лица, от  которого ведется повествование. К  примеру, повествование ведется  сначала от первого, а потом от  третьего лица Речевые ошибки К   речевым   ошибкам   относятся   ошибки   и   недочеты   в   употреблении     слов   и построении   текста.   Первые   в   свою   очередь   делятся   на   семантические   и стилистические.           К   речевым   семантическим   ошибкам   можно   отнести   следующие нарушения:  употребление   слова   в   несвойственном   ему   значении,   например:   мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;  неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как  плетень;, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;  нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;  употребление   лишних   слов,   например:   опустив   голову   вниз;   он   впервые познакомился с Таней случайно;  пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке); стилистически   неоправданное   употребление   ряда   однокоренных   слов ( например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе. Стилистические   ошибки   представляют   собой   следующие   нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:  неоправданное   употребление   в   авторской   речи   диалектных   и   просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;  неуместное   употребление   эмоционально   окрашенных   слов   и   конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);  смешение лексики разных исторических эпох;  употребление штампов;  речевые ошибки в построении текста.  Речевые ошибки в построении текста:        бедность и однообразие синтаксических конструкций;  нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм ( например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);  стилистически неоправданное построение слов;  неудачное   употребление   местоимений   для   связи   предложений   или   частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи ( например,   Иванов закинул удочку и она клюнула);  неудачный порядок слов.                                 Грамматические ошибки Грамматические  ошибки   –   это   нарушение   грамматических   норм   образования языковых единиц и их структуры. Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок:  словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении   слов   нормативного   языка   (например,   надсмешка,   подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;  морфологические, связанные с ненормативным   образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной   темноте;   одни   англичаны;   спортсмены   в   каноях;   ихний   улыбающий ребенок, ложит и т.д.).  синтаксические а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении ( например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе; б) ошибки в структуре простого предложения: ­ нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны) ­ нарушение границы предложения ( например, Собаки напали на след зайца. И стали  гонять его по вырубке); ­   разрушение   ряда   однородных   членов   (   например,   настоящий   учитель   верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн); ­ ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами ( например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени); ­ местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего ( например, Кусты, они покрывали берег реки); ­   пропуски   необходимых   слов,   (например,   Владик   прибил   доску   и   побежал   в волейбол. в) Ошибки в структуре сложного предложения: ­ смешение сочинительной связи ( например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами); ­ отрыв придаточного от определяемого слова ( например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); г) смешение прямой и косвенной речи; д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки ( например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная). Грамматические   ошибки   следует   отличать   от   орфографических. Орфографическая   ошибка   может   быть   допущена   только   на   письме,   ее   нельзя услышать.   Грамматическая   ошибка   не   только   видима,   но   и   слышима.   Простой прием   чтения   вслух   по   орфоэпическим   правилам   помогает   разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании « браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так   как   нарушено   согласование,   что   является   грамматической   нормой.   И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое. Оценка 1 «5» Нормы оценивания сочинений и изложений Основные критерии оценки Содержание и речь 2 1. Содержание работы полностью  соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют, в  изложении сохранено не менее 70%  исходного текста. Грамотность 3 Допускается 1 негрубая  орфографическая 1 пунктуационная «4» «3» 3. Содержание работы излагается  последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики,  точностью употребления слов,  разнообразием синтаксических  конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и  выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании. 1. Содержание работы в основном  соответствует теме, имеются  незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном  достоверно, но имеются единичные  фактические неточности, при этом в работе  сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения  последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй  речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и  достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в  содержании и не более 3­4 речевых  недочетов. 1. Имеются существенные  отклонения от  заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем  содержании, но в ней допущены 3­4  фактические ошибки. Объем изложения  составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение  последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые  синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление  слов. 6. Стиль работы не отличается единством,  речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в  1 грамматическая 1 логопедическая  ошибка Допускаются: 2 орфографические  + 3 пунктуационные  + 3 грамматические  + 3 логопедические  ошибки. 1 орфографическая  + 3 пунктуационные  + 3 грамматические  + 3 логопедические  ошибки. 0 орфографических  + 4 пунктуационные  + 3 грамматические  + 3 логопедические  ошибки. Допускаются: 0 орфографических  + 5­7  пунктуационных (с  учетом  повторяющихся и  негрубых) + 4  логопедических  ошибок. 6 орфографических  + 7 пунктуационных  + 4 грамматических  + 4 логопедических  ошибок. «2» содержании и 5 речевых недочетов. 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических  неточностей; объем изложения составляет  менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует  связь между ними. Текст сочинения  (изложения) не соответствует заявленному  плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские  образные выражения и обороты речи почти  отсутствуют. Работа написана короткими  однотипными предложениями со слабо  выраженной связью между частями, часты  случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до  7 речевых недочетов. Допускаются: 7 и более грубых  орфографических  ошибок независимо  от количества  пунктуационных. 8 и более  пунктуационных  ошибок (с учетом  повторяющихся и  негрубых)  независимо от  количества  орфографических. Общее количество  орфографических и  пунктуационных  ошибок более 8 при  наличии более 7  грамматических. Примечание: 1.   При   оценке   сочинения   необходимо   учитывать   самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл. 2. Если объем сочинения в полтора­два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание. 3.  Первая   оценка  (содержание   и   речь)   не   может   быть   положительной,  если   не раскрыта   тема   сочинения,   хотя   по   остальным   показателям   оно   написано удовлетворительно. 4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых   ошибках,   а   также   о   сделанных   учеником   исправлениях   (см.   раздел «Оценка диктантов»). Приложение №3 Примерная тематика коррекционных занятий 1.     Выделение начального звука из слов. 2.     Выделение звука из середины слова. 3.     Выделение конечного звука в слове. 4.     Составление слов из изученных букв. 5.     Деление слова на слоги. 6.     Определение ударного слога. 7.     Составление слоговой схемы слова. 8.     Составление звуковой схемы слова.  9.  Составление схемы предложения. 10. Составление предложения из слов. 11. Составление деформированных предложений. 12. Составление деформированного текста. 13. Составление устных рассказов по сложенным картинкам. 14. Формирование навыков каллиграфического письма (умения видеть строку,  соблюдать размеры букв, правильно их соединять). 15. Развитие умения плавного послогового чтения. 16. Восполнение пробелов по теме ___________ . 17. Развитие опосредованного запоминания. 18. Развитие логического мышления. 19. Развитие целенаправленного внимания. 20. Развитие слуховой памяти. 21. Развитие зрительной памяти. 22. Формирование правильного чтения при записи вида _________ . 23. Развитие долговременного запоминания. 24. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 25. Развитие пространственных представлений, ориентации. 26. Развитие координации движения. 2. Развитие зрительного восприятия. 28. Развитие слухового восприятия. 29. Развитие навыков самоконтроля в поведении. 30. Развитие умения исключать лишний предмет. 31. Формирование причинно­следственных связей. 32. Разъяснение смысла пословиц. 33. Формирование умения разгадывать ребус, шараду. 34. Формирование умения разгадывать загадки. 35. Обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений  и др.

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)

Адаптированная программа по русскому языку 7 класс (VII вида)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2019