Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
окружающий мир
1 кл
27.01.2019
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)
окружающий мир 7.2.docx
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы   Плешакова А.А. «Окружающий мир» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1­4 классы; Учебно­методический комплект «Школа России»  М.,  «Просвещение»)  и  является  приложением  к Адаптированной  основной  общеобразовательной  программе  начального  общего образования   учащихся  общеобразовательная школа №2 г. Верхнеуральска». с   задержкой   психического   развития  Муниципального   общеобразовательного   учреждения   «Средняя Программа отражает содержание обучения по предмету «Окружающий мир» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания  по годам обучения и в календарно­тематическом планировании.  Общая цель  учебного предмета  «Окружающий мир»  в соответствии  с АООП заключается в формировании  начальных  знаний о природе и обществе – предпосылок для изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе.  В соответствии с АООП определяются общие задачи предмета:  сформировать   уважительное   отношение   к     России,   родному   краю,   своей   семье,   истории,   культуре,   природе   нашей   страны,   её современной жизни; сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего мира,  заложить основы экологической грамотности, создать условия для усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; способствовать   усвоению   простейших   взаимосвязей   и   взаимозависимостей   между   миром   живой   и   неживой   природы,   между   деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;  развивать умение устанавливать и выявлять причинно­следственные связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. Общая характеристика и коррекционно­развивающее значение учебного предмета Включение учебного предмета «Окружающий мир» в качестве обязательного для детей, получающих образование обусловлено не только «цензовым» характером их образования. Этот предмет, как никакой другой, способствует формированию картины природного и социального мира. Учащиеся с ЗПР преимущественно не умеют:     вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели; задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях; целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления; выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и явлениях окружающей действительности.                Практическая направленность этого учебного предмета может способствовать повышению сниженной познавательной активности учащихся с ЗПР, пробуждению интереса к природному и социальному окружению. Через предметное содержание у детей формируется элементарная   система   знаний   о   природе   и   обществе.   Помимо   этого   достигаются   запланированные   личностные   результаты   образования: осознание   себя   как   гражданина   России,   формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   российский   народ   и   историю   России,   своей этнической и национальной принадлежности, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.        В соответствии с ФГОС обучение предполагает усиленное внимание к формированию у детей понимания того, в какой стране они живут, закрепление знаний о государственной символике, многонациональном народе нашей страны, закладывает основы этнической толерантности. Специальное внимание уделяется уточнению представлений о семье, профессиях, прошлом и будущем, в том числе индивидуальном.         Изучение предмета имеет большое воспитательное значение. Он учит любить природу, беречь ее, а также принимать меры по сохранению своего здоровья. Обучение происходит с опорой на учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир». Разработана специальная рабочая тетрадь, позволяющая   конкретизировать   и   уточнить   учебное   содержание.   Специфика   познавательной   деятельности   учащихся   и   их   особые образовательные потребности потребовали внесения весьма существенных поправок в предложенную учебником последовательность изучения тем. Для получения более точных представлений   обязательно планируются экскурсии, где ребенок через чувственное восприятие формирует представления об определенном характере погоды, особенностях явлений неживой природы, определяет состояние растительного мира   в конкретный сезон, а также обращает внимание учащихся на характер труда людей, социальные явления.  Таким   образом,   все   предметное   содержание,   предусмотренное   программой,   предполагает   в   первую   очередь   коррекционно­ развивающий эффект. Формируется информационно­содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико­синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно­развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и   навыков   учащихся   с   ЗПР,   «пошаговым»   предъявлением   материала,   опорой   на   практический   опыт   и   непосредственные   впечатления, многократным   повторением,   обучением   переносу   усвоенных   знаний   в   новые   ситуации   взаимодействия   с   действительностью,   а   также упрощением системы учебно­познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету.  Учитель начальных классов может активно привлекать родителей учащегося к изучению предмета «Окружающий мир», поскольку только с их помощью может быть усвоено предметное содержание и повышена степень жизненной компетентности ребенка. Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор учащихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной активности. Место предмета в учебном плане В 1 классе  33 часа (1 ч.  в неделю, 33 учебные недели). Во 2—4 классах на предмет «Окружающий мир», отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34учебных недель в каждом классе). Планируемые результаты изучения учебного предмета « Окружающий мир » Учебный предмет «Окружающий мир» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с АООП позволяет получить: Личностные результаты: осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;  целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;   представление   о   необходимости   бережного,   уважительного   отношения   к   культуре   разных   народов   России   и   народов   мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;  осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);  готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям; личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества; установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе  использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.          Метапредметные   результаты  складываются   из   познавательных,   регулятивных   и   коммуникативных   универсальных   учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом. Познавательные УУД позволяют:  оперировать со знаково­символическими изображениями;  находить по требованию учителя необходимую дополнительную информацию;  понимать содержание учебных текстов, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их; устанавливать причинно­следственные связи между явлениями, объектами. Регулятивные УУД позволяют:  понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);  планировать свои действия в течение урока;                    фиксировать   в   конце   урока   удовлетворённость/   неудовлетворённость   своей   работой   на   уроке   (с   помощью   средств,   разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;  контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД позволяют:  формулировать ответы на вопросы;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;  понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;  готовить сообщения, проекты с помощью взрослых. Результаты формирования сферы жизненной компетенции в соответствии с ФГОС НОО учащихся с ОВЗ и конкретизацией в АООП проявляются в перечисленных ниже знаниях и умениях. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении проявляется: – в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; – в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; –   в   умении   написать   при   необходимости   SMS­сообщение,   правильно   выбрать   адресата   (близкого   человека),   корректно   и   точно сформулировать возникшую проблему. Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляется  в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно­временной организации, проявляется: – в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия учащегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; – в адекватности бытового поведения учащегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; – в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других; – в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; – в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; – в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; – в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; – в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности; – в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; – в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Предметные  результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как: 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира,  осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; 4) развитие   навыков   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные   связи   в   окружающем   мире,   умение   прогнозировать   простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» Человек и природа Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа.  Значение воздуха для растений, животных, человека.  Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет,   тепло,   воздух,   вода).   Животные,   их   разнообразие.   Условия,   необходимые   для   жизни   животных   (воздух,   вода,   тепло,   пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия Человек и общество Семья — самое близкое окружение  человека.  Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Составление режима дня школьника.  Наша   Родина —   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностносмысловое   содержание   понятий   «Родина»,   «Отечество»,  «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России,  Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.  Россия — многонациональная страна.  Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня. Правила безопасного поведения в природе. Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.                                                                                           Тематическое планирование                                                                                                                 1класс Наименование раздела Количество часов Примерное содержание занятий 1.Введение 1 Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем Что и кто? 10 Как, откуда и куда? 22 мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность  дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров  транспортных средств).  Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и  правилами безопасности в пути. Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая  Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма,  размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике  и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и  растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание  деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна  и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения:  корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием  плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с  разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома.  Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером,  домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора,  правила перехода улицы. Наша Родина – Россия. Природа, города, народы  России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными  символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой  страны. Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на  Земле. Изображение нашей страны на глобусе.   Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с  растениями цветника. Что такое зоопарк?   Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с  лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание  листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что  общего у разных растений? Знакомство с глобусом. Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.  Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш  дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с  электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут  растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями,  необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за  комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке.  Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо  известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по  усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище. 5 Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших  приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.   Итого 33                                                                                             Тематическое планирование                                                                                                                    2 класс    Наименование раздела Количество часов Примерное содержание занятий 1. Где мы живем? 2. Природа 2 10 Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название  нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.).  Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения,  животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины,  дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к  окружающему.  Экскурсия: Что нас окружает? Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое  погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о  зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как  люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для  растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и  воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их  существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные  растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы,  звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные  живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними  питомцами. Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для  животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается  по усмотрению учителя). Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых,  неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.  Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и  мерами их охраны. Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в  природе. Практические работы: Знакомство с устройством термометра,  измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными  породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.  Приемы ухода за комнатными растениями Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из  истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на  лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое  экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,  торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс­тавления об отдельных производственных процессах, например от  глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного  трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего  города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).  Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный;  3. Жизнь города и села 5 4. Здоровье и безопасность 5. Общение 6. Путешествия 4 4 9 пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.  Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и  образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору  учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого,  артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению  учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи  в зимнем лесу.  Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с  достопримечательностями родного города. Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим  дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их  предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения  здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и  др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на  улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности,  касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры  безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой,  острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила  безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не  купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы.  Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по­кататься на машине, открыть  дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д. Практические работы:  Отработка правил перехода улицы. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами  семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные  учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила  вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием  гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в  обществен­ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).  Практические работы: Отработка основных правил этикета. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по  компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.  Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное  отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как  читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие  достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны  мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности  родного края. Водоемы родного края.  Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные  приемы чтения карты. Итого 34                                                                                            Тематическое планирование                                                                                                                    3 класс    Примерное содержание занятий Наименование раздела Количество часов 1. Как устроен мир 3 Природа, ее разнообразие. Неживая природа. Живая природа. Растения,  животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между  неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в  жизни людей. Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир  человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания  человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство — части  общества. Человек — часть общества. Человечество. Государство, его  символика. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в  сохранении природного дома человечества. Отрицательное влияние  хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение 2. Эта удивительная природа 9 воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные,  вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Охрана природы:  защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких  растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого  человека за свое поведение в природе.    Экскурсии: ознакомление с  разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа­ определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием  человека. Практические работы: ­посадка дерева или кустарника, ­изготовление  кормушек для птиц. Тела, вещества, частицы. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.  Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений,  животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений  воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений. Вода. Свойства воды.  Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды.  Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека.  Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана  воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.  Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений  температуры. Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы.  Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об  образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение почвы под  действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной  деятельности людей. Охрана почвы от разрушения. Разнообразие растений:  водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Представление о получении  растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении  кислорода. Растения – источник питательных веществ и кислорода для  животных и человека. Размножение и развитие растений: представление об  опылении, распространении плодов и семян, развитии растения из семени.  Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,  птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные,  всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение  человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого  явления. Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных. Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в  Красную книгу нашей страны, а также другие охраняемые виды данной  местности. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране  растений и животных. «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого  круговорота: организмы­производители, организмы­потребители и организмы­ разрушители  Практические работы: ­обнаружение крахмала в продуктах питания;  ­изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра;  ­рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их  приспособленности к распространению ветром, животными;  ­распознавание природных объектов с помощью атласа­определителя. Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки  о человеке: анатомия человека, физиология человека, гигиена. Органы  восприятия: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Мозг, его функции. Кожа, ее функции.  Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог,  ушиб, обморожение). Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического  труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание: продукты питания  растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания. Дыхание человека.  Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов  жизнедеятельности. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные  болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.  Практические работы:  ­знакомство с внешним строением кожи; ­упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи;  ­ изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по  информации на упаковках);  ­подсчет ударов пульса Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия  во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных  служб. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при  3. Мы и наше здоровье 4. Наша безопасность 5 3 5. Чему учит экономика 6 езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки,  их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных  знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно­ указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его  окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная  будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме —  источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное  явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы.  Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др.  Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая  безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.  Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как  защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.  Экскурсии: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.  Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра  для воды. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое  товары и услуги. Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд.  Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. 10 Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи  полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Необходимость бережного  использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке.  Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства.  Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия,  машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.  Деньги. Виды обмена: бартер, купля­продажа. Цена товара. Роль денег в  экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная  плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что  государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.  Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды.  Эко­логические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение  моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы,  их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из 6. Путешествие по городам и  странам 8 важнейших задач общества в ХХI веке.  Практические работы:  ­рассматривание и определение образцов полезных ископаемых;  ­знакомство с культурными растениями, составление устного описания  рассмотренных растений;  ­знакомство с современными российскими монетами. Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль­Залесский, Ростов, Углич,  Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир — слава и гордость всей страны. Их  прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников  истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи: Норвегия, Финляндия, Прибалтийские страны, Польша, Белоруссия, Украина,  Грузия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, Северная Корея, Япония,  США. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте,  столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные  достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места  мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных  стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки (например, Тадж­Махал в  Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.  Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических  объектов. Итого                                                                                                                                                                            Тематическое планирование                                                                                                           4 класс  34   Примерное содержание занятий Наименование раздела Количество часов 1. Земля и человечество 4 Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды,  планеты и спутники планет. Земля ­ планета Солнечной системы. Луна ­  естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времѐн года. Звѐздное небо ­ великая «книга»  природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с  помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на  земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает  истерия. Исторические источники. Счѐт лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных  экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды ­ задача всего  человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей  среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.  Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца,  знакомство с картой звѐздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на  глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами. Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озѐр реки нашей страны. Природные зоны нашей страны. Карта природных зон  России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе,  приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах.  Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными  условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана  природы, виды растений и животных, внесѐнные в Красную книгу России.  Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения.  Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об  экологическом равновесии и необходимости его учѐта в процессе  хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на  физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте  морей, озѐр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России;  рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их  приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне  степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков. Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в  нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека.  Охрана поверхности края. Водоѐмы края, их значение в природе и жизни  человека. Изменение водоѐмов в результате деятельности человека. Охрана  водоѐмов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные  свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем 2. Природа России 3. Родной край ­ часть большой  страны 4 8 крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем  крае. Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных  сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.  Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями  Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений.  Представление о биологической защите урожая, еѐ значении для сохранения  окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.  Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в  природных условиях с помощью атласа­определителя; знакомство с растениями  и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа­ определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоѐма, их  распознавание в природных условиях с помощью атласа­определителя.  Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов  полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание  гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с  помощью атласа­определителя; знакомство с культурными растениями края. Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:  первобытное общество. Древний мир; древние сооружения ­ свидетельства  прошлого Средние века; о чѐм рассказывают христианский храм,  мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время:  достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз,  железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.  Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и  техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на  планете. Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных  славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население  Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь ­ страна городов. Киев ­  столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о  Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в ХШ­Х\/ вв.  Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо­западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья ­  собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван  4. Страницы Всемирной  истории 5. Страницы истории России 3 10 Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы  страны в ХШ­ХУ вв. Наше Отечество в 15­ 17 вв. Патриотический подвиг  Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии  Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в  15­ 17 вв. Россия в XVIII в. Пѐтр Первый ­ царь­преобразователь. Новая столица России ­ Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине  Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.  Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX ­ начале XX вв.  Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь­ освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX ­­начале  XX вв. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай  Второй ­ последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война.  Образование СССР. Жизнь страны в 20­30­е гг. Великая Отечественная война  1941­1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы ­ всенародный  праздник. Наша страна в 1945­1991 гг. Достижения учѐных: запуск первого  искусственного спутника Земли полѐт в космос Ю. А. Гагарина, космическая  станция «Мир». Преобразования в России в 90­е гг. XX в. Культура России в  XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях  городов, посѐлков, улиц, в памяти народа, семьи.  Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного  края (города, села),  Практические работы: найти и показать изучаемые объекты на исторических  картах. Мы ­ граждане России. Конституция России ­ наш основной закон. Права  человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права  ребѐнка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное  собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг,  герб, гимн). Государственные праздники Многонациональный состав населения  России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской  России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа,  хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники  культуры в регионах. 6. Современная Россия Итого 5 34 Материально­техническое обеспечение 1. Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме. 2. Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок. 3. Мультимедийный проектор. 4. Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по окружающему миру.

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру  для обучающихся с ОВЗ. ( 1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2019