№ 
урока
Дата 
проведения
Тема
                  Характеристика деятельности обучающихся 
Календарнотематическое планирование по окружающему миру 
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задавайте 
вопросы! 
Что такое 
Родина?
Введение 1час
— задавать вопросы; 
— вступать в учебный диалог; 
—пользоваться условными обозначениями учебника; 
— различать способы и средства познания окружающего мира; 
— оценивать результаты своей работы на уроке
Что и кто? 10 часов
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, 
занятиях жителей; 
— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; 
— рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Что мы знаем о 
народах России?
Что мы знаем о 
Москве?
Проект «Моя 
малая Родина».
Что у нас над 
головой? Что у 
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных 
народов; 
— работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; 
— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; 
— работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
—рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; 
—узнавать достопримечательности столицы; 
— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; 
— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; 
— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; 
— составлять устный рассказ; 
— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);7.
8. 
9.
10.
нас под ногами?
Что общего у 
разных 
растений? Что 
растёт на 
подоконнике?
Что растёт на 
клумбе? Что это 
за листья?
Что такое 
хвоинки?
Кто такие 
насекомые?
Кто такие рыбы?
Кто такие 
птицы? Кто 
такие звери?
Откуда в наш 
дом приходит 
вода и куда она 
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
—наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; 
— моделировать форму Солнца; 
— работать в паре: моделировать форму созвездий;
— работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за 
созвездиями, 
 использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, 
осуществлять самопроверку; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; 
— наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; 
— практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласаопределителя; 
— различать изученные растения; 
— работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине 
комнатных растений, осуществлять самопроверку; 
— приводить примеры комнатных растений; 
— рассказывать об особенностях любимого растения; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; 
— наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; 
— практическая работа: определять растения цветника с помощью атласаопределителя; 
— работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; 
— рассказывать о любимом цветке; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; 
— наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях;Как, откуда и
куда? 5 часов
11.
12.
13.
уходит?
Что вокруг нас 
может быть 
опасным? На что
похожа наша 
планета?
Как живёт 
семья? Проект 
«Моя семья».  
Откуда в наш 
дом приходит 
вода и куда она 
уходит?
Откуда в наш 
дом приходит 
электричество? 
Как 
путешествует 
письмо?
— узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; 
— сравнивать и группировать листья по различным признакам; 
— практическая работа в группе: определять деревья по листьям; 
— понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; 
— различать лиственные и хвойные деревья; 
— практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласаопределителя; 
— сравнивать ель и сосну; 
— описывать дерево по плану; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать 
части тела различных насекомых; 
— работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласаопределителя, 
осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; 
— сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; 
— моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; 
— работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; 
— описывать рыбу по плану; 
— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласаопределителя; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; 
— практическая работа: исследовать строение пера птицы; 
— работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласаопределителя, проводить 
самопроверку; 
— описывать птицу по плану14.
15.
16.
Где и когда? 3 часа
17.
Куда текут 
реки? Откуда 
берутся снег и 
лёд?
Как живут 
растения?
Как живут 
животные?
Как зимой 
помочь птицам?
Откуда в 
снежках грязь?
Когда учиться 
интересно?
Когда придёт 
суббота? Где 
живут белые 
медведи? Когда 
наступит лето?
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; 
— практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; 
— работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласаопределителя, 
проводить самопроверку; 
— устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— характеризовать назначение бытовых предметов;
— находить на рисунке предметы определённых групп; 
— работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; 
  проводить взаимопроверку; 
— приводить примеры предметов разных групп; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— определять составные части компьютера; 
— характеризовать назначение частей компьютера; 
— сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; 
— работать в паре: рассказывать (по рисункусхеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение 
компьютера в нашей жизни; 
— моделировать устройство компьютера; 
— соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; 
— характеризовать опасность бытовых предметов; 
— работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; 
— моделировать устройство светофора; 
— оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; 
— сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— выдвигать предположения и доказывать их; 
— использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; 
— работать в паре: рассматривать рисункисхемы и объяснять особенности движения Земли;18.
19. 
Почему и зачем? 
14. ч
Где живут 
слоны? Когда 
появилась 
одежда? Где 
зимуют птицы?
— моделировать форму Земли; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— выполнять тестовые задания учебника; 
— выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; 
— обсуждать выступления учащихся; 
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
__рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи, 
__ называть по именам членов семьи
__рассказывать  о жизни семьи по рисункам учебника 
__интервьюировать членов семьи
__оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений 
20.
21.
22.
Почему Солнце 
светит днём, а 
звёзды ночью.
Почему Луна 
бывает разной?
Почему идёт 
дождь и дует 
ветер?
Почему звенит 
звонок?
Почему радуга 
разноцветная? 
Почему мы 
любим кошек и 
собак?
Почему мы не 
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— прослеживать по рисункусхеме путь воды; 
— обсуждать необходимость экономии воды; 
— выяснять опасность употребления загрязнённой воды; 
— практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество;
— запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами;
— анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать 
необходимость экономии электроэнергии;
— практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по 
схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; 
— различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; 
— прослеживать по рисункусхеме путь воды из реки в море;будем рвать 
цветы и ловить 
бабочек? Почему
в лесу мы будем 
соблюдать 
тишину? 
— сравнивать реку и море; 
— различать пресную и морскую воду; 
— практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской 
воды; 
Зачем мы спим ночью?
Почему нужно 
есть много 
овощей и 
фруктов?
Почему нужно 
чистить зубы и 
мыть руки?
Зачем нам 
телефон и 
телевизор?
Зачем нужны 
автомобили? 
— оформлять фотовыставку; 
— анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; 
— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в
правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; 
— называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; 
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;
__ сопоставлять видимые и реальные размеры звезд,
__ моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд,
__ наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва,
__ анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем, формулировать
выводы о причинах изменения внешнего вида Луны,
__моделировать из пластилина форму Луны,
__ рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными,
__ наблюдать за изменениями внешнего вида Луны,
__ наблюдать за дождями и ветром,
__ работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя.
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; 
— практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; 
— обсуждать, почему и как следует беречь уши; 
— высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;
— сочинять и рассказывать сказку по рисунку; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
__рассказывать сказочную историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
23.
24.
25
26.27.
28
29.
30.
31.
Зачем нужны 
поезда?
Зачем строят 
корабли?
Зачем строят 
самолёты?
Почему в 
автомобиле и 
поезде нужно 
соблюдать 
правила 
безопасности?
Почему на 
корабле и в 
самолёте нужно 
соблюдать 
правила 
безопасности? 
Зачем люди 
осваивают 
космос? 
Почему мы часто
слышим слово 
«экология»?
— практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с 
инструкциями, формулировать выводы из опытов; 
— наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; 
— наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; 
— прослеживать по рисункусхеме этапы жизни растения; 
— формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; 
— практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; 
: ухаживать за животными живого уголка; 
— наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; 
— обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; 
— запомнить правила подкормки птиц; обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в 
природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; 
— практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; 
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; 
— практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; 
— обсуждать источники появления загрязнений в снеге; 
— формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; 
— сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; 
— Выполнять тестовые задания учебника; 
— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся; 
— оценивать свои достижения и достижения других учащихся
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
— анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; 
— работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; 
— рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. 
— коллективно составлять рассказ о школе и классе; 
— презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); 
— оформлять фотовыставку; 
— анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; 
— работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в
правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; 
— называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; 
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку;32.
33.
Проверим себя и 
оценим свои 
достижения по 
разделу «Почему
и зачем?» 
Презентация 
проекта «Мои 
домашние 
питомцы»
__ сопоставлять видимые и реальные размеры звезд,
__ моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд,
__ наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва,
__ анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем, формулировать
выводы о причинах изменения внешнего вида Луны,
__моделировать из пластилина форму Луны,
__ рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учеными,
__ наблюдать за изменениями внешнего вида Луны,
__ наблюдать за дождями и ветром,
__ работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя.
— понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; 
—— описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и 
рисунку учебника; 
— запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; 
— высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; 
— работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, 
осуществлять взаимопроверку; 
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); 
— обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
— рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой; 
— практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
__формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; 
— устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; 
— сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; 
— определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; 
— объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину;— работать в паре: устанавливать причинноследственные связи (на основе информации учебника), 
осуществлять самопроверку;
— оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) 
рассказов из книги «Великан на поляне»; 
— формулировать правила поведения в природе;
 — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; 
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
— оформлять фотовыставку; 
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей
__ работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласаопределителя, осуществлять 
самопроверку; 
— рассматривать и сравнивать рисунки учебника, 
 оценивать поступки других людей и свои