Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
технология
8 кл
23.01.2017
Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.
Рабочая программа курса «Социально-бытовая ориентировка» в 8 классе СКО VIII вида составлена на основе авторской программы С.А. Казаковой, В.В. Воронковой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 2. – 224с.) Рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1. Закона РФ «Об образовании»; 2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919 3. .Федеральннго перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2065-2017 учебный год 4. Авторской программы под редакцией В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2012
сбо 8кл адаптированная программа.docx
+Ростовская область, Белокалитвинский район, п. Виноградный Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                «Утверждаю» средняя общеобразовательная школа №15. Директор МБОУ СОШ №15 Приказ от _     2016________№____ __________/Ермакова Е.А./  Адаптированная РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА Социально­бытовая ориентировка.                Уровень общего образования (класс)      основное общее­ 8                  Количество часов  ­34 часа+34 часа на самостоятельное изучение                                Учитель                                   Просвирина Н.А..    Программа разработана на основе: ­ типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида 5­9 класс.                                                                                                     п. Виноградный             2016­2017 уч. год 1.Пояснительная записка Рабочая   программа   курса   «Социально­бытовая   ориентировка»   в   8   классе   СКО   VIII   вида   составлена   на  основе   авторской   программы   С.А. Казаковой,   В.В.   Воронковой   (Программы   специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений  VIII  вида:   5­9   кл.:   В   2   сб.   /   Под   ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 2. – 224с.)     Рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1. Закона РФ «Об образовании»; 2. Типового   положения   о   специальном   (коррекционном)   образовательном   учреждении   для   обучающихся,   воспитанников   с   отклонениями   в 3. развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919 .Федеральннго   перечня   учебников,   рекомендованных   (допущенных)   к   использованию   в   образовательном   процессе   в   образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2065­2017 учебный год  Авторской  программы под редакцией В.В.Воронковой.­ М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2012 4. 5. Учебный план  МБОУ СОШ №15 на 2016­2017 уч.год.  6. Годовой календарный график  работы МБОУ СОШ №15 на 2016­2017 уч.год. 7.  Расписания  уроков на 2016­2017 уч. год. Цель: практическая   подготовка   обучающихся   к   самостоятельной   жизни   и   труду   в   современных   экономических   условиях,   к   их   включению   в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.  Задачи: 1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию  электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; 3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; 4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; 5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь) Результатами изучения курса являются: ­в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных  личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность,  любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию. ­владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения,  сравнения, анализа, классификации, обобщения; ­получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных  универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптималь­ных      способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необхо­димую  печатную и электронную информацию. Изучение предмета СБО в школе обеспечивает работу: коррекционно­обучающую; коррекционно – развивающую; коррекционно – воспитательную; воспитание положительных качеств личности; развитие способностей обучающихся к осознанной регуляции трудовой деятельности (ориентирование в задании, планирование хода работы,  контроль за качеством работы).      Независимо   от  технологической  направленности  обучения,  программой   предусматривается  обязательное   изучение   общетрудовых  знаний, овладение   соответствующими   умениями   и   способами   деятельности;   приобретение   опыта   практической   деятельности   по   различным   разделам программы. 2. Общая характеристика учебного курса. Курс социально­бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5­9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их  общего развития. Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности  школьников. Особенностью учебной программы по социально­бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а  также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению  изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом,  происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные  умения и навыки.  Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи,  транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально­этических норм поведения, выработке  навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств:  трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и  гигиены труда. Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения:  объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно­ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация  учебных кинофильмов, ИКТ. Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения  используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее. Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ­вступление, направленный на  подготовку к восприятию нового материала; рассказ­изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ­заключение, обобщающий материал. Беседа – это вопросно­ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для  контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части  подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на  уроках СБО.  Практические работы – в зависимости от задач урока и оснащенности могут использоваться разные формы организации практических работ. Экскурсии – могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт» целесообразно начинать с  ознакомительной экскурсии на железнодорожный вокзал. Текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного  материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о  почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Любая экскурсия не является самоцелью и  используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Сюжетно­ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их  целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно­ролевые игры в основном следует  проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные  ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).  Вариантом сюжетно­ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как  форма организации учебной деятельности.  На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения. На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины);  символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины­автомат и др.);  графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро,  пассажирского транспорта). Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация  воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах. На занятиях по СБО учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий или дома.  Уровни социально­бытовой подготовленности: 1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи; 2. Самостоятелен в решении простейших социально­бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны. 3. Самостоятелен в решении основных социально­бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах. Согласно учебному плану программа рассчитана на 68 ч в год. В неделю – 2 ч. Учебный план школы отводит 1 час в неделю (34 часа) и 34 часа на самостоятельное обучение. 3.Место учебного предмета в учебном плане. 1. Содержание курса. Программа СБО включает разделы:«Личная гигиена», «Одежда», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Средства связи», «Медицинская помощь», «Учреждения, организации, предприятия», «Экономика домашнего хозяйства». По разделам « Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» и других целесообразно проводить практические работы, разделив учащихся на бригады из 4­ 5   человек   для   самостоятельного   выполнения   задания.   Это   позволит   каждому   ученику   независимо   от   его   интеллектуальных   и   физических возможностей овладеть основными способами ухода за одеждой и обувью, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д. В зависимости от задач урока и оснащённости кабинета могут использоваться различные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные. На занятиях следует отводить время для изучения  правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно­гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя до навыка.   В ряде разделов, например « Личная гигиена», « Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определённых умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам. Беседа  на  занятиях   по  СБО  является  одним  из  основных   методов  обучения  и  применяется   в  сочетании   с  сюжетно­ролевыми   играми, различными практическими работами: записями в тетрадь определённых правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятии проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний ­ заключительные беседы. Сюжетно­ролевые   игры   применяются   как   один   из   ведущих   методов   обучения.   В   сочетании   с   другими   методическими   приёмами   их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.  Сюжетно­ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приёмы. Учитель организует игру и руководит ею в соответствии с заранее разработанным планом. Игры могут занимать часть урока или как итоговое занятие на урок или два. Эти занятия имеют весьма важное значение для решения задач обучения и воспитания, они способствуют закреплению различных знаний, умений и навыков учащихся. В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определённого учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.  Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений, зарисовок. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия. Домашние задания, как правило, не задаются.  5. Тематическое планирование.   № урока Тема урока Содержание по темам.   Словарь 1 Вводный инструктаж по  охране труда учащихся в  кабинете СБО. Уточнить и обобщить правила по ТБ работы  в кабинете СБО.   ТБ Питание – 15 часов. Виды деятельности. Практическая работа Дата Приготовление блинов. Тесто, дрожжевое, пресное. Блины. Лапша. завтрак обед ужин Повторить и закрепить  санитарно­гигиенические  правила приготовления  пищи. Дать понятие о тесте. Виды  теста. Сформировать правила  приготовления блинов. Учить заводить тесто и  готовить блины.   Санитарно­гигиенические  требования к приготовлению  пищи Тесто. Виды теста:  дрожжевое, пресное.  Приготовление изделий из  теста. Правила приготовление  блинов.  Приготовление блинов.  Практическая работа. Приготовление пресного  теста. Приготовление лапши.  Практическая работа. Нарезка зелени и фруктов для сушки. Практическая работа. Соление овощей.  Практическая работа.  Заготовка продуктов впрок. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов заготовок. Заготовка продуктов впрок.  Запись рецептов заготовок. Составление меню завтрака. Составление меню обеда. Составление ужина на день. Составление меню на неделю. Обобщающий урок по разделу «Питание». Тестирование. Сформировать знания по  правилам приготовления  пресного теста. Учить приготовлять изделия  из пресного теста Закрепить способы нарезки  зелени, овощей, фруктов для  сущки. Закрепить способы заготовки продуктов впрок. Закрепить и обобщить знания детей о заготовке продуктов  впрок. Закрепить и обобщить знания детей о заготовке продуктов  впрок. Обобщение пройденных тем. Приготовление лапши. Нарезка. Маринование. Запись рецептов заготовок. Запись рецептов заготовок. Тест. Личная гигиена – 2 часа.  Значение косметики для  девушки и юноши. Правила и  приемы ухода за кожей лица.  Практическая работа. Значение здоровья для жизни  и деятельности человека.  Средства и способы  сбережения его. Формировать представление о значении  косметики. Учить распознавать тип кожи и  правилам ухода за кожей лица. Учить  пользоваться косметическими средствами. Формировать представление о значении  здоровья. Учить средствам и способам  сбережения его – воспитание воли,  целеустремлённости, доброты, отзывчивости. И других положительных качеств.   Косметика, лосьон, крем,  скраб. Целеустремленность,  отзывчивость. Культура поведения – 4 часа. Общение. Бижутерия. Тест. Грудной ребенок. Пеленание. Купание, одевание и пеленание  куклы. Мытье посуды, игрушек. Тест. Культура общения юноши и  девушки. Сюжетная игра «Встреча  молодых людей». Внешний вид молодых людей Обобщение тем по разделу  «Культура поведения». Грудной ребенок в семье.  Участие в уходе за грудным  ребенком: кормление из  соски, с ложки. Купание, одевание грудного  ребенка. Пеленание, уборка постели. Упражнения в купании,  одевании, пеленании куклы.  Практическая работа. Правила содержания в  чистоте детской постели,  посуды, игрушек.  Практическая работа. Мытьё  детской посуды, игрушек. Обобщение пройденных тем  по разделу «Семья». Учить  правилам поведения юноши и  девушки при знакомстве. Культурно и  вежливо вести себя при знакомстве и  общении. Учить правилам поведения при встрече и  уметь выполнять их. Сформировать представление к требованиям внешнего вида молодых людей. Учить   выбирать косметические средства,  украшения, прическу, одежду Обобщение пройденных тем. Семья – 6 часов. Формировать правила ухода за грудным  ребенком: правила и периодичность  кормления. Формировать правильность и  последовательность в купании, одевании  грудного ребенка. Формировать правила и последовательность  в пеленании грудного ребенка. Умение  пеленать и убирать постель Учить практически применять знания по  уходу за грудным ребенком. Учить санитарно­гигиеническим  требованиям к содержанию детской постели, посуды, игрушек. Обобщение зун по темам. Одежда, обувь – 7 часов.     Особенности ухода за  одеждой, изготовленной из  шерстенных и синтетических  тканей. Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в  домашних условиях. Правила и приемы утюжки  блузок, рубашек, платков. Утюжка блузок, рубашек,  Дать представление по правилам ухода за  одеждой из шерстяных и синтетических  тканей. Учить правилам стирки и сушки одежды из  шерстяных и синтетических тканей. Дать представление о правилах и приемах  утюжки. Повторить условные обозначения. Учить практически применять правила  утюжки. Дать представление о химчистке. Шерсть, синтетика. Терморегулятор. Химчистка. прачечная Тест платков. Практическая  работа. Химчистка. Прачечная. Правила  пользования. Виды услуг.  Прачечная  самообслуживания. Обобщение пройденного  раздела. Тестирование. Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства,  используемые при уборке  кухни, санузла и ванны. Мытьё кафельных стен,  чистка раковин и ванны.  Практическая работа. Обобщение тем по разделу  «Жилище». Дать представление о прачечной Повторение изученных тем.   Жилище – 4 часа. Формировать представление о правилах и  периодичности уборки кухни, санузла,  ванны. Учить распознавать моющие средства,  используемые при уборке кухни, санузла и  ванны. Учить санитарно­ гигиеническим  требованиям и правилам техники  безопасности при уборке кухни и санузла. Практически применять знания для мытья  кафельных стен, чистки раковины и ванны.  Учить  пользоваться печатными  инструкциями к моющим средствам,  используемым при уборке кухни и санузла. Обобщение пройденных тем. Кухня. Кафель. Мытьё. Тестирование. Медицинская помощь­ 7 часов. Ожог. Солнечный удар. Обморожение. Отравление Утопающий. Игра. Первая помощь при  несчастном случае (ожог,  солнечный удар). Первая помощь при  несчастном случае  (обморожение). Первая помощь при  несчастном случае  (отравление). Первая помощь утопающему. Сюжетная игра – оказание  помощи при несчастном  случае: промывание  предполагаемой раны,  наложение повязки на руку,  ногу, голову; оказание  помощи спасенного из  водоёма. Сформировать знания о мерах по  предупреждению несчастных случаев в быту. Учить правилам и приемам оказания первой  помощи при ожоге, солнечном ударе. Сформировать знания по мерам предупреждения несчастных случаев в быту. Учить  правилам и приемам оказания первой  помощи при обморожении. Сформировать знания по мерам  предупреждения несчастных случаев в быту. Учить правилам и приемам оказания первой  помощи при отравлении. Учить правилам и приемам оказания первой  помощи утопающему. Учить оказывать помощь при несчастном  случае. Дать понятие о глистном заболеваниию Обобщающий урок по темам. Глистные заболевания и меры  их предупреждения. Обобщение тем по разделу  «Медицинская помощь».                     Междугородный  автотранспорт, автовокзал.  Его назначение. Основные  автобусные маршруты.  Расписание движения  автобусов. Порядок  приобретения билетов.  Стоимость проезда до пункта  назначения. Значение водного транспорта  (речного, морского).  Пристань. Порт. Основные  службы. Основные маршруты. Расписание, порядок  приобретения билетов.  Стоимость проезда до  условного пункта назначения. Специализированные  магазины (книжные,  спортивные)  Стоимость основных  промышленных товаров. Экскурсия в магазин.  Вежливое обращение к  продавцу. Обобщение тем по разделу  «Торговля». Виды телефонной связи.  Правила пользования  телефоном – автоматом,  таксофоном, квартирным. Правила пользования  телефонным справочником.  Сюжетно­ролевая игра:  «Телефонная справочная  Транспорт – 3 часа. Дать представление об основных автобусных маршрутах. Учить пользоваться  расписанием, определять стоимость проезда,  покупать билет. Выполнять правила  безопасности при поездке на автобусе.  Дать представление о водном транспорте, о  правилах безопасной поездки на водном  транспорте.     Автобус. Билет. Стоимость. Пристань. Дать представления о  магазинах. Торговля ­4 часа. товар Дать представления о  стоимости товаров. Учить вежливо обращаться к  продавцу. Обобщение пройденных тем. Средства связи – 5 часов Формировать знания о видах  телефонной связи. Учить пользоваться  телефонами. Учить правилам пользования  телефонным справочником. Телефон­автомат. Таксофон. Справочник. Тест Сюжетно­ролевая  игра. служба». Культура разговора по  телефону. Вызов милиции –  02; пожарной команды – 01;  утечка газа – 04; скорой  помощи – 03 и др. аварийные  службы. Получение справок  по телефону – справочная  служба. Междугородная телефонная  связь. Порядок пользования   автоматической телефонной  связью. Обобщение тем по разделу  «Средства связи». Госучреждения: департамент, муниципалитет, префектура.  Их назначение. Милиция. Её назначение. Источники дохода Основные статьи расходов. Основные статьи расходов. Планирование текущих  расходов. Планирование текущих  расходов. Планирование расходов на  Закрепить  номера срочных  вызовов. Учить кратко  объяснить причину звонка по  телефону срочного вызова.  Учить узнавать время и  получать справки по  телефону. Учить пользоваться  междугородней связью. Обобщение тем по разделу. Тест. Учреждения, организации – 4 часа. Сформировать   представление о префектуре, муниципалитете и их  назначении. Обобщить и закрепить знания детей о милиции и её  функции. Префектура. Муниципа­ литет. Милиция. Экономика домашнего хозяйства – 8 часов. Бюджет. Квартплата. Тариф. Расход. Формировать представления  о составных частях бюджета  и его размера. Научить определять  основные статьи расходов в  семье: размер квартплаты,  тарифы на электроэнергию,  газ, телефон. Учить  планировать расходы  на месяц, полмесяца, неделю, день. Уметь планировать расходы  на месяц, полмесяца, неделю, день. Уметь планировать расходы  на месяц, полмесяца, неделю, день. Учить  планировать расходы приобретение вещей  длительного пользования. Содержание жилища. Оплата  жилой  площади и  коммунальных услуг. Обобщение тем по разделу  «Экономика домашнего  хозяйства». Итоговое занятие за год.  Тестирование. на крупные покупки. Обобщить зун по темам. Закрепить зун по разделам за  год. Тестирование  3. Календарно­тематическое планирование.    № ТЕМА ЗАНЯТИЙ ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА 1. Сам.  Правила ухода за кожей лица с помощью  косметических средств.  П.р. № 1 Подбор косметических средств.  Лечебные травы нашей местности    Р.К.  ДАТА П. Ф. 2.0 9 ОДЕЖДА  2 Сам. Стирка изделий из шерстяных и  синтетических тканей в домашних условиях.  П.р. № 2 Стирка изделий из синтетических и  шерстяных тканей   9.09  3. Сам. Утюжка блузок, рубашек, платьев.  П.р.  № 3 Утюжка блузок, рубашек, платьев. 16. 09 Содержание занятий. Значение косметики для юноши и девушки. Правила и  приёмы ухода за кожей лица с использованием средств  косметики: лосьон, кремы, пудра и природные  средства. Косметические дезинфицирующие средства  ( профилактика появления прыщей).  Особенности ухода за одеждой, изготовленной  из  шерстяных и синтетических тканей. Стирка изделий из  синтетических и шерстяных тканей, соблюдая правила  безопасности в использовании стирального порошка.  Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и  синтетических тканей.  Правила и последовательность утюжки изделий.   Виды деятельности и  коррекционная работа. Работать над развитием устной  речи, учить устанавливать  причинно­следственные связи. Работать над развитием внимания и памяти. Развивать умения приводить  одежду в правильный вид.  Работать над развитием устной 4. Сам. Прачечная. Виды услуг. Прачечная самообслуживания. ПИТАНИЕ Приготовление изделий из теста.  П.р. № 4 Приготовление пресного теста  и  блинов. Хлебобулочные  предприятия  нашего района. Р.К. Квашение, соление овощей, варка варенья.  П.р. № 5 Запись рецептов соленья,  консервирования, варенья из ягод и фруктов. Овощи, фрукты и ягоды нашего  огорода.Р.К. Составление меню завтрака, обеда, ужина на  день, на неделю. П.р. № 6 Упражнения в составлении меню. СЕМЬЯ Грудной ребёнок в семье.  П.р. № 7 Упражнения в купании, одевании,  пеленании и кормлении куклы. Правила содержания в чистоте детской  постели, посуды, игрушек. П.р. № 8 Упражнения в мытье детской  посуды и игрушек. КУЛЬТУРА  ПОВЕДЕНИЯ Культура общения юноши и девушки.   П.р. № 9 Сюжетная игра «Встреча молодых  людей».  5 Сам. 6 Сам.. 7 . Сам. 8 Сам. 9 сам 10 сам 23. 09 30. 09 7.10 14. 10 21. 10 11. 11 18 11 речи, логического мышления. Прачечная ­ знакомство с предприятием и правилами  пользования. Виды услуг Правила пользования (метки,  заполнение бланков). Прачечная самообслуживания. Развивать все виды памяти.  Работать над развитием устной  речи, логического мышления. Виды теста. Чтение рецептов и самостоятельный  подбор продуктов. Способы приготовления изделий из  теста. Лапши, выпечка печенья и блинов.  Развивать познавательную деятельность., устную речь. Способы заготовки продуктов впрок из овощей,  фруктов, ягод.  Работать над развитием  долговременной памяти, устной  речи. Составление меню завтрака, обеда, ужина, учитывая  наличие продуктов и правила рационального питания. Развивать мышление, память,  умение анализировать и делать  выводы, устную речь. Правила и периодичность кормления ребёнка из соски  и с ложечки, купания. Правила и последовательность  одевания и пеленания грудного ребёнка.  Развивать мышление, память,  умение анализировать и делать  выводы, устную речь. Санитарно ­ гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.  Правила ухода за грудным ребёнком. Развивать  умение анализировать  и делать выводы, устную речь. Значение тона разговора в установлении  межличностного контакта. Правила поведения юноши  и девушки при знакомстве в общественных местах (в  кино, на танцах и т.д.) и дома  Развивать умение организовывать  свой досуг, устную речь. 11 Сам. Внешний вид молодых людей.  П.р. № 10 Выбор косметических средств,  украшений, причёски, одежды. 25 11 Требования к внешнему виду молодых людей. Индивидуальные особенности, Выбор косметических средств, украшений, причёски, одежды  для турпохода и посещения танцев.  Развивать эстетический вкус,  учить подбирать подходящий  внешний вид к разным жизненным ситуациям. ЖИЛИЩЕ 12 Сам. Уборка кухни. Уборка санузла, ванной комнаты.  2.12 9.12 Правила и периодичность уборки кухни, санузла,  ванны. Санитарно ­гигиенические требования и  правила техники безопасности при уборке кухни и  санузла. Пользование печатными инструкциями к моющим  средствам, используемым при уборке кухни, санузла и  ванны.  Работать над развитием устной  речи,  всех видов памяти,  внимания, логического  мышления. 13 Сам. 14. Сам. Моющие средства, используемые при уборке  кухни, санузла, ванной. П.р. № 11 Мытьё кафельных стен, чистка  раковин. ТРАНСПОРТ Междугородний автотранспорт. Автовокзал.  П.р. № 12  Упражнения в расчётах стоимости  проезда до условного пункта назначения. 16 12 15 Сам. Водный транспорт.  П.р. № 13 Упражнения в расчётах стоимости  проезда до условного пункта назначения. 23 12 Сам. Автостанция. П.р. №14 Экскурсия на автостанцию. Самос.   30 12 16 сам 17 Сам. ТОРГОВЛЯ Специализированные магазины. П.Р. №15 Упражнения в подсчёте стоимости  покупок. Специализированные магазины. П.р. №16 Экскурсия в специализированный  магазин. Р.К.Магазины посёлка.  13 01  20 01 Назначение междугородного автотранспорта.  Основные автобусные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта  назначения. Соблюдение правил безопасности при  поездке на автотранспорте.  Значение водного транспорта (речного, морского).  Пристань, порт. Основные службы. Основные  маршруты. Расписание, порядок приобретения  билетов. Правила безопасной поездки на речном и  морском транспорте.  Правила работы автостанции. Правила дорожного движения. Развивать  умение анализировать  и делать выводы, устную речь. Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь. Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь. Специализированные магазины, назначение. Стоимость  основных промышленных товаров.  Специализированные магазины посёлка.  Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь. Развивать коммуникативные  навыки. СРЕДСТВА СВЯЗИ 18 Виды телефонной связи.  П.р. №17 Сюжетно – ролевая игра «Разговор  по телефону» 19 сам 20 Сам. 21 Сам. 22 сам 23 Сам. Междугородняя телефонная связь. П.р. №18 Упражнения в расчётах за  междугородние телефонные разговоры. Телефонная связь. П.р.№19 Экскурсия на почту­телеграф. Р. К.Телеграф посёлка. МЕДИЦИНСКАЯ  ПОМОЩЬ Первая медицинская помощь при несчастных  случаях (ожогах, обмораживании). П.р. №20 Сюжетная игра ­ оказание помощи  при несчастном случае. Первая медицинская помощь при несчастных  случаях (тепловом и солнечном ударах). П.р. № 21Сюжетная игра ­ оказание помощи  при несчастном случае. Первая помощь утопающему.  П.р. №22 Упражнения в оказании первой  помощи утопающему. 24 Сам. Глистные заболевания.  Меры предупреждения глистных заболеваний. 25 Сам. 26 Сам. Работа поликлиники. П.р. №23 Экскурсия в поликлинику.  Поликлиника посёлка .Р.К. УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ Госучреждения: департамент, префектура, милиция, их назначение. 27 Муниципалитет. 27 01 3. 02 10. 02 17 02   3.03 10. 03 17 03 31 03 Правила пользования телефоном­автоматом,  таксофоном, квартирным. Телефонный справочник.  Кратко объяснить по телефону причину срочного  вызова. Периодичность оплаты телефона. Виды заказа междугороднего телефонного разговора.  Тариф на междугородние телефонные разговоры. Развивать устную речь,  воспитывать культуру общения. Развивать устную речь,  воспитывать культуру общения. Знакомство с кодами городов и тарифами. Расчёт  стоимости разговора. Номера экстренных служб. Развивать устную речь.  Правила и приёмы оказания первой помощи при  несчастных случаях: обработка повреждённого участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней. Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь. Правила и приёмы оказания первой помощи при  несчастных случаях: выведение из состояния  теплового и солнечного удара. Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь. Правила поведения на воде. Приёмы оказания помощи  спасённому из водоёма. Виды глистных заболеваний и меры их  предупреждений. Кабинеты и врачи поликлиники. Виды оказываемой  помощи в поликлинике. Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь. Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь. Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать  устную речь.  7.04 14. Адрес местной префектуры, куда и к кому обращаться  в случае необходимой помощи, соцзащиты, народного  образования, КДН, ЦЗН.  Экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и  Развивать  умение анализировать  и делать выводы. Развивать 04 21 04 28 04   5.05 12 05 19 05  26 05 их возможностями оказания помощи. устную речь. Питание, содержание жилища, одежда и обувь,  культурные потребности, помощь родственникам. Планирование расходов на день, две недели с учётом  бюджета и состава семьи. Размер квартплаты, тарифы на электричество, порядок и периодичность оплаты жилищных и коммунальных  услуг. Экскурсия в ЖЭК, для ознакомления   с видами  деятельности этого учреждения Развивать  умение анализировать  и делать выводы.  Развивать устную речь, все виды  памяти, внимание, логическое  мышление. Порядок  планирования крупных покупок, стоимость  одежды, обуви, мебели и др. Развивать умение анализировать и планировать, устную речь. Подведение итогов за год  Развивать устную речь., память,  внимание, логическое мышление. Сам. П.р. №24Экскурсия в отдел социальной  защиты. ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА Основные статьи дохода семьи. Основные статьи расходов. Расходы на питание.  П.р. № 25 Упражнения в планировании  расходов. Содержание жилища.  П.р. № 26 Снятие показаний счётчика, расчёт  стоимости, заполнение квитанций. Жилищно­коммунальное хозяйство. П.р. №27 Экскурсия в ЖЭК. Крупные покупки.  П.р. № 28 Упражнения в планировании  крупных покупок на конкретном примере. 28 Сам. 29 30 Сам. 31 Сам. 32 33 Сам. Сам. 34 Итоговая промежуточная аттестаия. 7. Учебно­методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы. Учебно­методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение  программы, взятой за основу  при разработке рабочей программы. Может быть представлено в таблице.         Дидактическое обеспечение                                             Методическое обеспечение Домоводство Г.Б.Картушина – издательство «Просвещение» Москва 1970     Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8­го вида Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации 2­е издание  Москва «Просвещение»2011 год Под ред.В. В.Воронковой Социально­бытовая ориентировка учащихся 5­9 в С(К)ОШ VIII вида: пособие для учителя /В.В Воронкова, С.А. Казакова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.   (Коррекционная педагогика). Практический материал к урокам социально­бытовой ориентировки  в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5­9 классы:  пособие для учителя / С.А.Львова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. Социально­бытовая ориентировка учащихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя / под. Ред. А.М. Щербаковой.­ М.: Гуманитар.  Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.                      1. Обучающиеся должны знать:  Виды   питания   и   их   особенности,   значение   первых   и   вторых   блюд,   правила   безопасности   при   использовании 4.Результаты освоения курса. механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.  Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.  Особенности   стирки   цветного   и   белого   белья,   правила   пользования   моющими   средствами,   устройство   стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.  Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.  Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.  Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от  покрытия.  Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб  и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.  Назначение и различие универмага и универсама.  Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.  Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.  Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов. 2. Обучающиеся должны уметь:  Пользоваться   механическими   и   электрическими   бытовыми   приборами,   готовить   первое   и   второе   блюдо   по   рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.  Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.  Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.  Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.  Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.  Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.  Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.  Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.  Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.  Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.  Обращаться с вопросами к работникам предприятия. Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся применительно к различным формам контроля знаний Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.  Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими  словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры. Нормы оценки практической работы Организация труда Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно  спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности,  отношение к труду добросовестное, к инструментам ­ бережное, экономное. Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего  места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники  безопасности. Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации  рабочего места. Приемы труда Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного  вида работ.  Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения  правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены  незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. Качество работы Отметка «5» ставится, если работа выполнена точно по технологической карте; соблюдена последовательность; действия выполнены качественно в  соответствии с требованиями. Отметка «4» ставится, если работа выполнена по технологической карте, соблюдена последовательность, но действия выполнены с ошибкой. Отметка «3» ставится, если работа выполнена по технологической карте с некоторыми отклонениями от качества выполнения. Контрольно­измерительный материал Задание: прочитай вопрос и расставь стрелки. Раздел «Личная гигиена» 8 класс Что может быть общим? Что должно быть личным? Полотенце для рук Расческа Крем для рук Носовой платок Полотенце для ног Туалетное мыло Зубная паста Шампунь Крем для лица Мочалка Туалетная бумага Зубная щетка Выбери и отметь галочкой, что  понадобится для стирки белья Запиши, какого этапа для стирки не  хватает Обозначь цифрами порядок утюжки Как называются способы пришивания  пуговиц? Почему надо ухаживать за одеждой ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО РАЗДЕЛА «ОДЕЖДА» (ТЕСТ) 1) таз 2) крем 3) холодная вода 4) тёплая вода 5) мыло туалетное, мыло хозяйственное 1) налей в таз теплую воду 2)  3) замочи вещи 4) поменяй моющий раствор 5) 6) тщательно прополощи 7) Приготовь гладильную доску, утюг Установи ручку терморегулятора на нужный показатель Сложи бельё аккуратно Проверь состояние подошвы и шнура утюга Прогладь бельё Убери рабочее место 1) чтобы выглядеть опрятно 2) за вещами не надо ухаживать Виды одежды и головных уборов, их назначение (задание) Задание: Определи назначение одежды, обуви и расставь стрелки Виды одежды Стрелки  Назначение  Для занятия спортом, прогулок Для школы, прогулок Для дома Для праздников, вечеринок Лето  Весна  Зима  Осень  Повседневная  Праздничная  Спортивная  Домашняя  Время года Вид  одежды Летняя  Зимняя Демисезонная  Прочитай вопрос Что такое мода? Что делать, если у джинсов протерлась ткань на  коленях? Что делать с пятном от вишни? Как определить свой размер одежды? Тестирование по разделу «Одежда» Отметь нужный вариант ответа Искусство выбирать одежду Часть речи Название одежды Сделаю из них шорты Поставлю декоративную заплату Выброшу Свой ответ Поставить на него заплату Постараться вывести Такую вещь носить не буду В магазине перемерять много вещей, а у той,  которая подойдет, посмотреть размер. Снять мерки Узнать у мамы Что делать если любимые летние брюки стали  короткими? Что делать, если рукава блузки стали  короткими? Пришью отвороты Не стану носить Свой ответ Не буду носить Обрежу и буду носить с короткими рукавами Прочитай вопрос Отметь нужный ответ Тестирование по разделу «Питание» Что такое диетическое питание? Выберете диетические блюда Ясельный возраст ­ это Что такое национальное блюдо? При сервировке праздничного стола должно быть  … Это специально установленный режим  питания для больных людей Название блюда Свой ответ Молочный суп  Жареное мясо Котлеты паровые Вареное куриное мясо Напишите своё блюдо От 3лет до 4 лет От 1года до 3 лет От 0 до 1 года Название блюда Блюдо основное для какой­либо страны Красивая скатерть Украшений не надо Поставить вазу с цветами Заранее ставить столовую посуду Косметический ремонт Краткое объяснение Правила Бережно относится к зданиям Аккуратно выносить мусор Своевременный ремонт в доме Уборка возле дома Косметический ремонт в доме Ведро для  мытья пола Веник  Ведро для  мусора О П Р Салфетка  влажная или  сухая  Я Тряпка для  пола Совок  Щетка  К О Д 1. Сначала возьми ………… и подмети пол. 2. Собери мусор в …………… . 3. Положи его в ………………………………… . 4. Возьми ………………………… и протри пыль. 5. Вымой батареи с помощью ……………….. . 6. Для мытья полов налей воду в …………………… . 7. Протри пол ………………… . Ключевое слово ­ ……………………… Тест по разделу «Торговля»     Вопрос  Варианты ответов Что продают в магазинах промышленных  товаров? Напишите, какие отделы есть в магазинах  промышленных товаров Напишите правила поведения в магазине Как будете покупать товар? Расставьте по  порядку. 1. Продукты 2. Запчасти 3. Одежду 4. Обувь 5. Головные уборы 6. Книги 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5.  Рассмотри товар на витрине.  Обратись к продавцу с просьбой  рассказать о качестве товара.  Заранее подумай, что бы ты хотел купить.  Возьми чек, проверь сдачу.  Обратись к продавцу с просьбой показать  товар.  Положи чек на хранение.  Заплати за товар в кассу. Вопросы и задания Контрольное тестирование 7 класс Варианты ответов Соблюдать режим дня Есть овощи и фрукты Делать по утрам зарядку Весь день смотреть телевизор Не чистить зубы Чистая одежда Грязная обувь Проутюженная одежда Прическа  Ручка Шнур Терморегулятор Подошва Вилка Что такое закаливание организма и его  виды? Чтобы быть здоровым надо: Что такое опрятный вид человека? Назови части утюга Чтобы готовить пищу, что нужно, какие  правила соблюдать? Какие бывают бутерброды? Гигиенические требования к жилому  помещению Назовите части пылесоса? Перечислите общественный пассажирский  транспорт? Что такое автостанция? Что продают в магазинах промышленных  товаров? Ткань Мясо Молоко Одежду Обувь Хлеб  Назовите основные средства связи Виды писем Назовите виды медицинских учреждений Назовите работников медицинских  учреждений Что такое детский сад Что такое школа? Что такое дом культуры Это образовательное учреждение для  ………………………………………… Это образовательное учреждение для  ………………………………………… Это учреждение культуры, в котором  ………………………………………………….... ………………………………………………….. Итоговая промежуточная аттестация по технологии за курс 7 класса. 2015­2015 учебный год. Учитель – Просвирина Н.А., учащийся – Путягин Александр. Критерии оценивания; Оценивание  14­13  правильных ответов ­ 5;  12­10 правильных ответов ­ 4;  7­9  правильных ответов – 3; Фамилия учащегося_____________________________________________________________ Контрольно – проверочный тест     СБО .          Прочитай вопрос Отметь нужный вариант ответа 1.      В каком порядке лучше делать уборку квартиры? Отметь порядок действий 3.Вымыть пол 2.Протереть пыль 1.Подмести пол 2.      При жирной коже лица нужно Умываться с мылом, очищать кожу лосьоном Мыться прохладной водой, смазывать кожу кремом 3.      Отметь описание жирных волос Умываться горячей водой Сальные, висят сосульками Тусклые, секутся Живые, блестящие 4.      Как называется официальный документ, удостоверяющий личность владельца? Проездной билет Диплом Паспорт Аттестат 5.      Мягкая мебель, это­ 6.      Как нужно ухаживать за мягкой мебелью? 7.      Как нужно ухаживать за зеркалом? 8.      Как нужно ухаживать за пластиковой мебелью? Стол, стул Шкаф, комод Кресло, диван Стирать горячей водой с порошком Мыть с мылом Чистить пылесосом, выбивать Мыть горячей водой Протирать влажной тряпкой Чистить специальным средством Вытирать пыль Стирать с порошком Мыть с мылом 9.      Как называется уборка, проводимая через определённые промежутки времени? Регулярная Ежедневная Еженедельная Сезонная 10.  Отметь возраст, по достижении которого нужно поменять паспорт 14 лет                  30 лет 15 лет                  45 лет 20 лет                  50 лет Декабрь Апрель Сентябрь­октябрь Мыльной тряпкой Сухой тряпкой  Мокрой тряпкой Бандероль ­   ____________________кг. Посылка ­       _________________________кг. Цена  посылки не указывается Цена        посылки указывается         11.  Отметь месяц года, в котором нужно утеплять окна в доме 12.  Стёкла окон  после мытья нужно вытирать   13.  Укажи вес почтового отправления 14.  При отправлении ценной посылки

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.

Адаптированная рабочая программа по СБО в 8 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017