Адаптировано-коррекционная программа психологической помощи слабослышащим дошкольникам "Школьная готовность"
Оценка 4.9

Адаптировано-коррекционная программа психологической помощи слабослышащим дошкольникам "Школьная готовность"

Оценка 4.9
doc
14.10.2021
Адаптировано-коррекционная программа психологической помощи слабослышащим дошкольникам "Школьная готовность"
Программа педагога-психолога для дошкольников 2011.doc

Департамент общего образования Томской области

Томское областное государственное казённое образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №15 I, II вида»

 

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната  №15

Протокол №__

от «__»____2010 г.

Директор

_______А.В. Маланина

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы протокол №___

от «__»____2010 г.

Заместитель

директора по НМР

___________Л.Д.Дузькряченко                   

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

протокол №___

от «__»____2010 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

Адаптивно-коррекционная

ПРОГРАММА

психологической помощи

слабослышащим дошкольникам

 «Школьная готовность»

 

 

Программа разработана на основе Учебного пособия «Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе» рекомендованного Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

 

 

 

Программу разработала:

Р.И. Моисеева

 

 

 

ТОМСК

2010 г.

Пояснительная записка

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для него. Она создаёт такие формы регламентации жизни, с которыми дошкольник ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его –  вполне реальная задача.

Как показывают исследования отечественных специалистов в области сурдопедагогики и сурдопсихологии, поражение слуха представляет собой не изолированное выпадение анализатора, а нарушение всего хода развития ребёнка, что, безусловно, сказывается на подготовке детей к школьному обучению.

Готовность слабослышащих детей к школьному обучению можно рассматривать как одно из важных и необходимых условий дальнейшего успешного развития личности, социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания эффективной комплексной психолого-педагогической системы, которая позволит не только укрепить психологическое здоровье слабослышащих дошкольников, но и сформировать у них физическую, мотивационную, коммуникативную, интеллектуальную, эмоционально-волевую готовность к школьному обучению.

Гипотеза: работа по формированию мотивации, укрепления психологического здоровья слабослышащих дошкольников будет эффективнее:

если новые образовательные технологии будут использоваться в комплексе с традиционной психолого-педагогической, оздоровительной работой;

если в работе будут присутствовать формы, направленные на привлечение родителей, педагогов к сохранению и укреплению здоровья детей, обучающихся и воспитывающихся  в условиях школы-интерната

Цель программы: формирование психологической готовности детей к обучению в школе.

Формирование у дошкольников осознанного отношения к обучению в школе, значимость данной программы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода в процессе сохранения психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей коррекционно-развивающего обучения.

Представленная модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая адаптивно-коррекционная деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим выраженные отклонения в развитии.

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

Ø    исследование уровня психического развития;

Ø    коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

Ø    развитие и коррекция мотивационной готовности к школе, формирование познавательных и социальных мотивов;

Ø    развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях.

Программа «Школьная готовность» включает три основных составляющих: исследование, коррекцию и развитие, без которых невозможно работать с детьми, имеющими дефицитарное развитие.

В первую очередь исследование характеризуется объективностью, доказательностью, точностью. Без исследование нельзя перейти к коррекции. Коррекция – исправление, поправка особенностей психического развития. Через исследование и коррекцию – развитие ребёнка – движение вперёд, к цели.

Далее нами были выделены принципы реализации программы:

Ø    Принцип доступности;

Ø    Принцип системности (проведение занятий 2 раза в неделю);

Ø    Принцип диагностики и коррекции (коррекционно-развивающие занятия могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка);

Ø    Принцип учёта психофизиологических особенностей ребёнка (учёт особенностей познавательного, социального и личностного развития детей с нарушениями слуха; его умственных способностей, типа темперамента и другие индивидуальные особенности);

Ø    Принцип комплексности методов психологического воздействия (психокоррекционное воздействие охватывает личностную, познавательную, социальную сферу);

Ø    Принцип рефлексивности - закрепление усвоенного материала (на каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы) При затруднении детям предлагается знакомый стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры, предлагается повторение игровых упражнений).

 

Содержание программы «Школьная готовность»

 

Программа рассчитана на детей 6-7 лет и включает в себя 6 разделов:

Ø    Диагностика.

Ø    Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки.

Ø    Релаксационные занятия.

Ø    Занятия на развитие умственной готовности к школе.

Ø    Проверка эффективности работы по программе.

Ø    Индивидуальное консультирование, групповые мероприятия.

1-ый раздел. Диагностика эмоционально-волевой готовности включает определение уровня эмоционально волевой регуляции; выявление уровня развития волевых действий и произвольности внимания.

Диагностика умственной готовности предполагает определение уровня речевого развития детей с нарушениями слуха, уровня развития познавательных действий (восприятия), наглядно-образного мышления и основных мыслительных операций.

Диагностика мотивационной готовности направлена на определение отношения к учению в школе.

2-ой раздел. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки. Помочь ребёнку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, правильно на них реагировать, декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления, понимать свои эмоции, воспроизводить эмоции, развивать умение управлять своими чувствами, организовывать своё поведение

3-ий раздел. Релаксационные занятия. Развивать умение расслабляться, «входить» в состояние покоя. Учить выполнять произвольные усилия типа аутогенной тренировки.

4-ый раздел. Занятия на развитие умственной готовности к школе. В целях сенсорного развития слабослышащих дошкольников использовать игры и упражнения, направленные на формирование целостности восприятия предметов и явлений; восприятие свойств и качеств предметов, пространственных отношений; овладение способами обследования предметов, их сопоставления  и т.д.

5-ый раздел. Составление списка рекомендаций по дальнейшему индивидуально-коррекционному сопровождению детей.

6-ой раздел. Совместная деятельность всех звеньев психолого-педагогического процесса, с учётом социальной действительности.

Данная программа включает в себя 34 занятия, по 2 занятия  в неделю. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут. На наш взгляд, такое количество занятий и примерно равное распределение материала по разделам является оптимальным для формирования психологической готовности к школе детей с нарушениями слуха: выработке познавательной мотивации к обучению, социальных навыков взаимодействия, развития и коррекции познавательной сферы дошкольника.

В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие включает в себя: вводную, основную и заключительную часть. Такое построение обеспечивает эффективную коррекцию личностных и психических особенностей слабослышащего ребёнка, динамичную смену видов деятельности, снижает утомляемость, научает рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни. Если на групповом занятии у ребёнка наблюдаются проблемы, то с ним проводится индивидуальная углублённая работа.

С целью повышения эффективности программы «Школьная готовность» в процесс психологической подготовки включаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: дети, педагоги, родители. Их просвещение осуществляется через проведение консультаций, информационных листовок, анкет, проведение групповых мероприятий, семинаров-практикумов, бесед  и т.д. (см. раздел №6).

К концу реализации программы предполагается, что ребёнок с нарушениями слуха будет психологически готов к обучению в школе: ведущими мотивами станут познавательные и социальные. Он получит представления:

Ø   о правилах школьной жизни;

Ø   возрастёт его интерес к учебной деятельности;

Ø   ребёнок получит социальный опыт;

Ø   научится выстраивать бесконфликтное общение со сверстниками и взрослыми;

Ø   повысится уровень развития познавательных процессов: способность к анализу, обобщению, классификации, сериации, высокой концентрации и переключаемости внимания;

Ø   сформируется способность к опосредованному запоминанию, становлению предпосылок для словесно-логического мышления.

В результате ребёнок сможет легко адаптироваться к школьному учреждению и успешно осуществлять свою учебную деятельность.

Поскольку программа «Школьная готовность» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, умений и навыков, задействована и обширная материально-техническая база:

Ø    кабинет релаксации (помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям);

Ø    оборудование: переносная доска. магнитофон, диктофон, диски, телевизор, проектор с набором слайдов, фотоаппарат, компьютер, презентационные материалы;

Ø    материалы для работы: инструменты для рисования в нужном количестве,  ножницы, линейки, карандаши, магниты, скотч  и т.д.

Ø    различные материалы: белая и цветная бумага, картон. тесто, клей, фломастеры, краски, гуашь и т.д.

 

Программа рецензирована специалистом НИИ психического здоровья СО РАМН: Карауш И.С. – психотерапевтом, врачом-педиатром.

 

Тематический план программы «Школьная готовность» для слабослышащих детей дошкольного возраста

№ занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Диагностика

 

Диагностика эмоционально-волевой

готовности к школе. Задание 1.

Определение уровня эмоционально-волевой регуляции.

Задание 2.

Выявление уровня развития волевых действий

 и произвольности внимания (субтесты Векслера)

3

 

Диагностика умственной готовности к школе.

 Задание 1. Выявление объёма словарного запаса

и оценка понимания обращённой речи.

Задание 2. Определение уровня

развития познавательных действий (восприятия).

Задание3. Определение уровня развития

 наглядно-образного мышления.

Задание 4. Диагностика уровня мыслительных операций.

3

 

Диагностика мотивационной готовности к

школе.

Задание 1. Индивидуальная беседа:

Выяснение степени осведомлённости о школе;

общее эмоциональное отношение к

предстоящему обучению;

выяснение мотивов учения

(использование картинного, речевого материала)

3

Раздел 2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной

самооценки

1

«Давайте познакомимся». Этому занятию стоит

уделить особое внимание, поскольку оно вводное.

Все последующие занятия проводятся в

контексте предложенных игр, игровых

упражнений. Дети эмоциональны. Это естественно,

так как именно эмоции, воздействуя на все

компоненты познания, ускоряют или замедляют

развитие личности. Положительные эмоции

улучшают запоминание, ускоряют мыслительные

процессы, стимулируют воображение.

Рефлексия:

Что ты сегодня узнал нового для себя?

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось?

1

2

«Что такое школа?»  Цель: Вызвать интерес к

Школе с помощью использования

компьютерных технологий.

Рефлексия: Что нового я сегодня узнал?

Что показалось сложным или не совсем понятным?

Что было самым интересным?

1

3-4

«Моё настроение»

Цель: Помочь ребёнку освоить те  практические

умения, которые помогут ему спокойно и

уверенно чувствовать себя в любой ситуации

общения и взаимодействия.

Рефлексия: Что я узнал  сегодня нового о себе самом?

2

5

«Как справиться с плохим настроением?»

Цель: умение организовать свое поведение,

произвольно регулировать собственные

эмоциональные состояния.

Развитие самоконтроля,

выдержки, сдержанности

1

6-7

Лёгкое слова «Да». Трудное слово «Нет»

Цель: развитие эмоциональной сферы,

умения выражать различные

эмоциональные состояния. Видеть и понимать эмоции. Эмоциональные состояния и чувства других людей.

Рефлексия: Что нового я сегодня узнал?

Что показалось сложным или не совсем понятным?

Что было самым интересным?

2

8

«Чем мы отличаемся друг от друга?»

Цель: Подвести к осознанию, пониманию того, что

каждый человек – это индивидуальность, нет похожих

людей, все люди разные. Люди отличаются друг от друга

не только внешними данными, но и характером,

поступками, отношением к тому или иному делу и т.д.

Рефлексия: Что я узнал  сегодня нового о себе самом

(о своих товарищах)?

1

9-10

Учусь говорить себе «Стоп»

Цель: развитие навыков общения,

умение просить и отказывать,

развитие уверенности в себе

2

11

Итоговое занятие включает в себя игры на закрепление

по предыдущим пройденным темам. Определяется

уровень усвоения материала, намечается

дальнейшая корректировка

1

Раздел 3. Релаксационные занятия

12-13

Рисуночная релаксация «Раскрась свои чувства»

Представьте себе, что этот человечек – сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек

может испытывать разные чувства, и его ощущения

живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:

Радость – жёлтым;

Счастье – оранжевым;

Удовольствие – зелёным;

Гнев – ярко-красным;

Чувство вины – коричневым;

Страх – чёрным. Анализ рисунков. Данные анализа

являются конфедециальной информацией, которая

не обсуждается с детьми. Результаты использовать для индивидуальной работы, а также ориентироваться на них

при подборе партнёров и ролей в упражнениях во время занятий.

2

14-15

Аппликационная релаксация «Цвета радуги»

Цель: стимулировать мотивацию участников

к творчеству, создавать условия для «запуска»

процесса дивергентного

(интуитивного, разнонаправленного) мышления

2

16-17

Тестопластика «Цветик-семицветик».

Цель: создавать условия для переживания и

осознания интеллектуального

удовольствия, сопровождающего процесс

создания нового – творческий процесс, в каких бы

видах деятельности он не происходил

2

18-19

Игровое мероприятие « Цепочка».

Цель: обучение работе в команде.

Развитие

внимания, наблюдательности.

Рефлексия: Что нового я сегодня узнал?

Что показалось сложным или не совсем понятным?

Что было самым интересным?

2

20-21

«Релаксация с помощью ароматов,

музыки (классической)»

Рефлексия: Поделитесь своими впечатлениями.

Что показалось интересным?

2

22

«Способы саморегуляции»

Цель: развитие навыков

психологической саморегуляции в

ситуации выбора

1

Раздел 4. Занятия на развитие умственной готовности к школе

23

«Помоги товарищу»  собрать портфель,

собраться на прогулку,

навести порядок в комнате и т.д.

Цель: совершенствование навыков

межличностной коммуникации,

развитие эмпатии.

Рефлексия: Что нового я сегодня узнал?

Что показалось сложным или не совсем понятным?

Что было самым интересным?

1

24-25

«Найди различия»

(парные картинки с изображением различных сюжетов)

2

26-27

«Найди неточности в отражении»

2

28-29

«Найди спрятанные предметы»

(зашумлённые, заштрихованные, наложенные)

2

30-31

«Какой фигуры не хватает?»

2

32-33

«Четвёртый лишний» с применением

компьютерных технологий (презентация).

Рефлексия: Что нового я сегодня узнал?

Что показалось сложным или не совсем понятным?

Что было самым интересным?

2

34

«Я почти ученик» - итоговое занятие, включающее

сюжетно-ролевую игру  «В школу» с

участием первоклассников, игру «Правильно-неправильно»,

в которой детям предлагаются ситуации (на картинках и

в устной форме), встречающиеся в школьной жизни.

Цель: формирование внутренней позиции

школьника, развитие познавательной мотивации

1

Раздел 5. Проверка эффективности работы по программе

 

Диагностика эмоционально-волевой готовности к школе.

Рекомендации для индивидуальной работы

3

 

Диагностика умственной готовности к школе.

Рекомендации для индивидуальной работы

3

 

Диагностика мотивационной готовности к школе.

Рекомендации для индивидуальной работы

3

Раздел 6. Индивидуальное консультирование, групповые мероприятия

 

Групповые коррекционно-развивающие занятия с

детьми и родителями.

Цель: обеспечение взаимодействия психолога, родителей

и детей для создания оптимальных условий

 развития и формирования комплекса важнейших

социальных навыков

5

 

Индивидуальные консультации для родителей.                                                                                          

5

 

Индивидуальные консультации для педагогов.

5

ИТОГО

 

66 ЧАС

 

Групповое мероприятие для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (относится к разделу №6)

 

1.

Возраст

Проблемы

Ресурсы

 

8-10 лет, 3 класс

Все дети имеют сенсоневральную тугоухость (СНТ), вторично страдает речевая деятельность, когнитивные процессы, в целом познавательная деятельность ребёнка

Большую часть информации воспринимает зрительный анализатор, выполняющий компенсаторную функцию слухового анализатора

2.

Тема мероприятия

Актуальность

Необходимость

 

Помогите ребёнку стать уверенным

Родители чаще обращают внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения, поэтому данная тема поможет родителям в первую очередь отметить достижения ребёнка

Оценить по достоинству положительные качества, которые являются главной базой для формирования уверенности, что весьма важно при переходе в среднее звено

3.

Форма

Тип

Обоснование

 

Беседа, просветительская работа

Комбинированный (начало ознаменовано выступлением детей)

Родители не читают педагогической и психологической литературы, в т.ч. коррекционная литература им не понятна, они слабо осведомлены о структуре сложного дефекта

4.

Форма приглашения

Текст  приглашения

% присутствующих

 

Письменная, с помощью объявления

Уважаемые родители: Андрей Иванович и Мария Александровна! Будем рады видеть Вас, в среду (указывается число) в 16 часов, в 208 кабинете. Вас ждут весёлые «Гномы» и Раиса Ивановна

Количество учеников класса не превышает 7 человек, поэтому на данном мероприятии присутствует 14 взрослых, что составляет 100%

5.

Организация пространства встречи

 

Кабинет психолога (208, 3-ий этаж)

Участники смотрят театрально-музыкальную постановку «Гномики» на музыку и стихи Устинова

После просмотра постановки участники садятся в круг, лицом друг к другу

6.

Сценарий встречи

Ученики показывают родителям театрально-музыкальную постановку «Гномики», далее переходят в игровую комнату, где остаются под присмотром классного руководителя.

Задание 1 «Вводная беседа»

Информация, которую педагог-психолог сообщает родителям

Что значит быть уверенным в себе? Мы часто плохо разграничиваем два понятия – уверенность в себе и самоуверенность. Для того, чтобы разобраться в психолого-педагогических тонкостях этих человеческих качеств (или черт характера), определимся сначала в самом значении этих слов.

Уверенность – твёрдая вера в кого-то, во что-нибудь.

Уверенный (ая) – твёрдый, не колеблющийся, не сомневающийся. Уверен в себе, не сомневается в своих словах.

Самоуверенный (ая) – слишком уверенный в себе, выражающий пренебрежение к другим. Даже первый взгляд на семантическую характеристику этих понятий даёт нам возможность увидеть одно значительное отличие. Самоуверенность, прежде всего, связана с пренебрежением. Добавим, что это пренебрежение может быть связано не только с людьми. Самоуверенный человек может пренебречь явной опасностью, обстоятельствами и даже собственной некомпетентностью. Поведение такого человека приводит к проблемам с окружающими людьми. Уважаемые родители, чтобы развивать в детях уверенность, не нужны крупномасштабные мероприятия. Большой эффект могут давать даже небольшие усилия. Часто, чтобы быть по-настоящему уверенным в себе, ребёнку не хватает определённой информации или знания, как поступить в том или ином случае, внимания и поддержки взрослых.

Задание 2 «Что мне нравится в себе?»

Запишите два-три качества, которые вам нравятся в себе (которые вы считаете своими достоинствами). Кроме того, подумайте, как эти качества помогают вам в жизни, в работе (вспомните какую-нибудь историю, иллюстрирующую ваше мнение). После выполнения участники делятся впечатлениями.

Вопросы к обсуждению

Просто ли было определить свои достоинства? Почему? Можно ли такую игру предложить членам своей семьи? Полезна ли она? Чем она полезна?

В процессе обсуждения подвожу присутствующих к тому, что осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям. Это прекрасный повод для содержательного личностного общения (без назидания).

Задание 3 «Я и ты»

Уважаемые родители, вы когда-то были детьми. Дети всегда с большим удовольствием слушают истории о своих первых годах жизни. Обмен воспоминаниями, смешными историями, которые раньше не касались такими весёлыми, могут помочь даже самым близким людям лучше узнать и понять друг друга. Заполните таблицу воспоминаний. Вспомните самые яркие и значительные события, относящиеся к указанному возрасту, в вашей жизни и в жизни вашего ребёнка.

Таблица воспоминаний

ВЫ

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

 

 

 

 

 

 

Ваш ребёнок

5 лет

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

 

 

 

 

 

 

Когда придёте домой, попросите вашего ребёнка заполнить такую же таблицу, сравните, что помните о нём вы, а что помнит он сам. Побеседуйте об этом. Пусть каждый из членов семьи заполнит таблицу о себе. Можно устроить «Семейные посиделки», во время которых каждый из членов семьи расскажет о том, что ему удалось вспомнить о своём детстве. Ещё можете вместе с вашим ребёнком составить «Летопись семьи», объединив записи из всех таблиц, это поможет вам сблизиться со своим ребёнком.

Задание 4 «Один дома»

Бывает так, что ваш ребёнок должен остаться один дома. Во многих семьях это большая проблема. В отсутствии взрослых некоторые дети чувствуют себя незащищёнными, взрослые же опасаются, что ребёнок может растеряться, если вдруг дома что-нибудь случится, например, прорвёт водопроводную трубу, или произойдёт короткое замыкание электропроводки, или ещё что-нибудь. Как вы решаете эту проблему в вашей семье? Знают ли ваши дети, как вести себя в различных сложных ситуациях, если рядом нет взрослых?

Участники делятся своим опытом.

Домашнее задание

 В конце мероприятия каждый участник получает печатный материал, в котором предложены способы решения проблем и некоторые задания, которые родители попробуют  выполнить дома с детьми.

7.

Самоанализ встречи (рефлексия)

Позитивное

Трудности

 

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.

Какие возникли трудности?

Что показалось вам интересным?

О чём ещё хотелось бы поговорить?

 

 - Я посмотрела на своего ребёнка со стороны, не думала что он у меня такой артист.

 - Я обязательно попробую провести с родственниками экскурс в детство – заполнение таблицы воспоминаний.

 - Я бы хотела услышать советы, как научить своего ребёнка заботиться о других.

 - Ведь это так просто делиться со своим ребёнком впечатлениями, даже не думала об этом, спасибо вам!

 - У меня в общении со своим ребёнком всегда возникают трудности, потому что я боюсь навредить своему ребёнку, часто не знаю даже как вести себя в той или иной ситуации. Всё из-за того, что он плохо слышит. Теперь мне понятно,  что я могу  обратиться за советом к вам

8.

Мысли и чувства

 

Работа с родителями – одно из самых сложных  направлений в профессиональной деятельности педагога-психолога. Взрослая аудитория, как правило, гораздо более «закомплексована» и инертна. При взаимодействии с родителями важно обеспечить высокое качество контакта. Поэтому во время занятий я стараюсь принимать участие в выполнении всех упражнений наравне с участниками группы. Это очень продуктивно, так как помогает быстрее создать атмосферу доверия в группе, расположить к себе родителей. Родители преодолевают чувство дискомфорта, выходят из состояния «зажатости», «скованности», переходят в состояние открытости, доверчивости.

 

 

Литература:

1.        Богданова, Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 224 с.

2.        Вархотова, Е.К., Дятко, Н.В., Сазонова, Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов.-2-е изд., стер.- М.: Генезис, 1999.-48с.

3.        Глозман, Ж.М., Потанина, А.Ю., Соболева, А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. [Текст] – СПб.: Питер, 2006. – 80с.: кн. – (Серия “Детскому психологу”)

4.        Данилина, Т.А. В мире детских эмоций : пособие для практ. Работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я.Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.-160с. – (Библиотека психолога образования).

5.        Здравствуй школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю/ Под. ред. Пилипко Н.В.

6.        Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. М.:.изд. ценр ВЛАДОС. 2004 134 с.

7.        Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с., ил.

8.        Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Текст] – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.

9.        Осипова, А.А., Малашинская, Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 104с.

10.   Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А.Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995г. – 291с.

11.   Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розоновой.

12.   Речицкая, Е.Г., Пархалина, Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 192с.: ил.

13.   Широкова, Г.А./ Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. [Текст] – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 320с.


Департамент общего образования

Департамент общего образования

Пояснительная записка В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе

Пояснительная записка В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе

Программа «Школьная готовность» включает три основных составляющих: исследование, коррекцию и развитие, без которых невозможно работать с детьми, имеющими дефицитарное развитие

Программа «Школьная готовность» включает три основных составляющих: исследование, коррекцию и развитие, без которых невозможно работать с детьми, имеющими дефицитарное развитие

Диагностика умственной готовности предполагает определение уровня речевого развития детей с нарушениями слуха, уровня развития познавательных действий (восприятия), наглядно-образного мышления и основных мыслительных операций

Диагностика умственной готовности предполагает определение уровня речевого развития детей с нарушениями слуха, уровня развития познавательных действий (восприятия), наглядно-образного мышления и основных мыслительных операций

К концу реализации программы предполагается, что ребёнок с нарушениями слуха будет психологически готов к обучению в школе: ведущими мотивами станут познавательные и социальные

К концу реализации программы предполагается, что ребёнок с нарушениями слуха будет психологически готов к обучению в школе: ведущими мотивами станут познавательные и социальные

Векслера)3 Диагностика умственной готовности к школе

Векслера)3 Диагностика умственной готовности к школе

Рефлексия: Что я узнал сегодня нового о себе самом?2 5 «Как справиться с плохим настроением?»

Рефлексия: Что я узнал сегодня нового о себе самом?2 5 «Как справиться с плохим настроением?»

Раскрасьте эти чувства: Радость – жёлтым;

Раскрасьте эти чувства: Радость – жёлтым;

Цель: совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии

Цель: совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии

Индивидуальные консультации для педагогов

Индивидуальные консультации для педагогов

Уважаемые родители: Андрей Иванович и

Уважаемые родители: Андрей Иванович и

Запишите два-три качества, которые вам нравятся в себе (которые вы считаете своими достоинствами)

Запишите два-три качества, которые вам нравятся в себе (которые вы считаете своими достоинствами)

Сценарий встречи Ученики показывают родителям театрально-музыкальную постановку «Гномики», далее переходят в игровую комнату, где остаются под присмотром классного руководителя

Сценарий встречи Ученики показывают родителям театрально-музыкальную постановку «Гномики», далее переходят в игровую комнату, где остаются под присмотром классного руководителя

Литература: 1. Богданова,

Литература: 1. Богданова,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021