Адаптивная физическая культура для детей с диагнозом РАС
Оценка 4.9

Адаптивная физическая культура для детей с диагнозом РАС

Оценка 4.9
docx
психологическая работа
09.05.2020
Адаптивная физическая культура  для детей с диагнозом  РАС
1.docx

 

 

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

·  медленно и четко выполнять движения, комментируя их;

·  описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;

·  проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;

·  начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;

·  растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);

·  одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;

·  сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;

·  помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

 

 

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.

 

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ

обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

-)развитие имитационных способностей (умения подражать);

-)стимулирование к выполнению инструкций;

-)формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);

-)воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.

Министерство социального развития

Новосибирской области

государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области

 «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

 

РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ    РОДИТЕЛЕЙ

 

разработаны в рамках проекта 

 

«Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»

 

Адаптивная физическая культура

 для детей с диагнозом

РАС

 

- развитие аутичного ребенка искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром;

- аутичного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем.

Всем детям с расстройствами аутистического спектра необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия с окружающим миром

 

2016

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение, а затем переходят к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

·         начинать обучение с коротких перемещений по прямой;

·         постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;

·         облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии "старт" и "финиш", а также "зону отдыха";

·         формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например, "Проползи рядом со мной", "Пробеги по линии";

·         показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;

·         сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т.д., что является существенной помощью ребенку;

·         формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;

·         не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;

·         собственного тела, дозировать нагрузку;

·         двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;

·         поощрять даже малейшие успехи.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

·         сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;

·         выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;

·         использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например, "зону для выполнения упражнений", "зону для игр", "зону для отдыха" и др.;

·         давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;

·         создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например, "Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит";

·         исправлять неправильные движения ребенка;

·         радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

·         предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);

·         соблюдать правило "от взрослого к ребенку": взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;

·         соблюдать правило "от простого к сложному": начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;

·         соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;

·         соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);

·         обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);

·         соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.


 

·        

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо: · медленно и четко выполнять движения, комментируя их; · описывать выполняемые упражнения просто,…

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо: · медленно и четко выполнять движения, комментируя их; · описывать выполняемые упражнения просто,…

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение, а затем переходят к упражнениям на преодоление и обход внешних…

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение, а затем переходят к упражнениям на преодоление и обход внешних…
Скачать файл