Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:
· медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
· описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
· проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
· начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
· растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
· одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
· сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
· помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.
ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ
обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:
-)развитие имитационных способностей (умения подражать);
-)стимулирование к выполнению инструкций;
-)формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
-)воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.
Детей с аутизмом сначала рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела — начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходя к движениям туловищем и ногами.
Министерство социального развития
Новосибирской области
государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области
«Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
разработаны в рамках проекта
«Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»
Адаптивная физическая культура
для детей с диагнозом
РАС
- развитие аутичного ребенка искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром;
- аутичного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем.
Всем детям с расстройствами аутистического спектра необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмысленного взаимодействия с окружающим миром
2016
Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение, а затем переходят к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.
Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:
· начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
· постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
· облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии "старт" и "финиш", а также "зону отдыха";
· формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например, "Проползи рядом со мной", "Пробеги по линии";
· показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
· сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т.д., что является существенной помощью ребенку;
· формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
· не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
· собственного тела, дозировать нагрузку;
· двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
· поощрять даже малейшие успехи.
Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:
· сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
· выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
· использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например, "зону для выполнения упражнений", "зону для игр", "зону для отдыха" и др.;
· давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
· создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например, "Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком — и он зазвенит";
· исправлять неправильные движения ребенка;
· радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.
В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:
· предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
· соблюдать правило "от взрослого к ребенку": взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
· соблюдать правило "от простого к сложному": начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
· соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем — спины и ног;
· соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала — стоять на коленях, потом — на выпрямленных ногах и т. д.);
· обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства — нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
·
соотносить степень оказания помощи с той
ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности,
упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассивно-активно,
первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией
помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.