Адаптивная физкультура. Рабочая программа. Индивидуальный маршрут.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптивная физкультура. Рабочая программа. Индивидуальный маршрут.
Иконка файла материала АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА.docx

                                                                                                       «Утверждаю»

                                                                                                                             Директор

                                                                                                                                      ________________

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА

201_ – 201_ уч.г.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                   Учитель физической культуры

                                                                                                                                                    _________________

 

 

Пояснительная записка

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки.  В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.

Цели и задачи программы
- Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.

Цель программы:
- Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

 Задачи программы

Образовательные задачи:

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.  Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4.  Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.

Развивающие задачи:

1.                 Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).

2.                 Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.

3.                 Развитие пространственно-временной дифференцировки.

4.                 Обогащение словарного запаса.

Оздоровительные и коррекционные задачи:

1.                 Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.

2.                 Активизация защитных сил организма ребёнка.

3.                 Повышение физиологической активности органов и систем организма.

4.                 Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

5.                 Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,   плоскостопия).

6.                 Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные задачи:

1.                 Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

2.                 Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

3.                 Воспитание   устойчивого   интереса к занятиям физическими упражнениями.

4.                 Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся: 
1. Создание мотивации; 
2. Согласованность активной работы и отдыха; 
3. Непрерывность процесса; 
4. Необходимость поощрения; 
5. Социальная направленность занятий; 
6. Сотрудничество с родителями; 
7. Воспитательная работа. 

Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. 
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений. 
Формами подведения итогов реализации программы являются: 
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий; 
- проверка выполнения отдельных упражнений; 
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий. 

Средства, используемые при реализации программы:

1.                 физические упражнения;

2.                 корригирующие упражнения;

3.                 коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;

4.                 наглядные средства обучения.

Содержание программы:

Раздел 1. Основы теоретических знаний

Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

Раздел 2. Дыхательные упражнения

Под специальными навыками понимается:

1.                 умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;

2.                 хорошее владение навыком прерывистого дыхания;

3.                 умение задерживать дыхание на определенное время;

4.                 умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;

5.                 владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.  

Раздел 3. Упражнения на мышцы брюшного пресса

Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками.

Раздел 4. Упражнения на гибкость

 «Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего напряжения, более экономично.

Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм.

Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими (повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.

Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже говорилось выше, профилактику травматизма.

Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков).

Раздел 5. Элементы спортивных игр

Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической культуры элементы спортивных игр.Знание правил и жестов судей по спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол).

 

 

 

 

 

 

 

№ урока

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

 

Знания, умения, навыки

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

1

1

 

 

Техника безопасности на уроках ЛФК

Соблюдений правил т/б

Знать и выполнять правила т/б на уроках ЛФК

2

1

 

 

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

Самостоятельное составление комплекса упражнений

Уметь составлять комплекс из 5-6 упражнений

3

1

 

 

Утренняя гимнастика

Самостоятельное составление гимнастического комплекса

Уметь составлять комплекс из 5-6 упражнений

4

1

 

 

Закаливающие упражнения

Формирование основ здорового образа жизни

Знать основные способы закаливания

5

1

 

 

Зарождение и развитие Олимпийского движения

Реферат на тему: «Зарождение и развитие Олимпийского движения»

Знать основные этапы развития Олимпийского движения

6

1

 

 

Дыхательные упражнения

Овладение навыками различных типов дыхания

Уметь выполнять упражнения на дыхание

7

1

 

 

Упражнения на координацию движений

Самостоятельное составление комплекса упражнений

Уметь составлять комплекс из 3-4 упражнений

8

1

 

 

Режим дня и его организация

Составление режима дня

Уметь распределять время в течение дня

9

1

 

 

Осанка и ее формирование

Составление комплекса упражнений для правильной осанки

Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений

10

1

 

 

Первая помощь при травмах на уроках физической культуры

Реферат по теме

Знать правила наложения повязки на голеностопный сустав

11

1

 

 

Жесты судей по баскетболу, волейболу и футболу

Изучение жестов судей

Уметь демонстрировать жесты судей на выбор

12

1

 

 

Плоскостопие

Составление комплекса упражнений по предупреждению плоскостопия

Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений

13

1

 

 

XXII летние Олимпийские игры в г. Москва 1980 г.

Сроки проведения, участники, Олимпийские виды спорта, символика Олимпийских игр

Просмотр видеоматериалов по теме

14

1

 

 

Упражнения на брюшной пресс

Составление комплекса упражнений на брюшной пресс

Уметь составлять комплекс из 5-6 упражнений

15

1

 

 

Личная гигиена при регулярных занятиях физической культурой и спортом

Правила личной гигиены

Знание и соблюдение правил личной гигиены

16

1

 

 

Упражнения на гибкость

Составление комплекса упражнений на гибкость

Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений

17

1

 

 

XXII зимние Олимпийские игры в г. Сочи 2014 г.

Сроки проведения, эмблема, логотип, талисманы, страны-участницы, Олимпийские виды спорта

Просмотр видеоматериалов по теме

18

1

 

 

Физкультминутка и ее значение

Применение физкультминуток во время умственной и физической нагрузки

Уметь составлять комплекс из 3-5 упражнений

19

1

 

 

Здоровый образ жизни

Основные составляющие здорового образа жизни

Знать составляющие здорового образа жизни

20

1

 

 

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

Роль ОРУ и корригирующих упражнений

Составление комплекса из 5-6 упражнений

21

1

 

 

Современное Олимпийское движение

Значение современного Олимпийского движения

Знать значения современного Олимпийского движения

22

1

 

 

Силовые упражнения

Силовые упражнения с гантелями

Составление комплекса из 3-5 упражнений

23

1

 

 

Жесты судей по баскетболу, волейболу и футболу

Повторение жестов судей

Уметь демонстрировать жесты судей

24

1

 

 

Участники Олимпийских игр из Оренбургской области

Участники, награды

Просмотр видеоматериалов по теме

25

1

 

 

Общеразвивающие и корригирующие упражнения

Составление комплекса упражнений с использованием предметов (мяч, обруч, гимнастическая палка)

Составление комплекса из 3-5 упражнений

26

1

 

 

Выдающиеся тренеры России

Выдающиеся тренеры, подготовившие чемпионов мира и чемпионов Олимпийских игр из России (по видам спорта)

Знать тренеров и подготовленных ими чемпионов

27

1

 

 

Упражнения на брюшной пресс

Составление комплекса упражнений на брюшной пресс

Составить комплекс из 5-6 упражнений

28

1

 

 

Дистанция «Комплексное плавание»

Последовательность стилей при прохождении дистанции «Комплексное плавание»

Знать последовательность и описание стилей

29

1

 

 

Упражнения на координацию движений

Самостоятельное составление комплекса упражнений

Уметь составлять комплекс из 3-4 упражнений

30

1

 

 

Олимпийские игры в Древней Греции

История развития Олимпийского движения

Знать период проведения, кто мог участвовать, основные виды спорта и др.

31

1

 

 

Дыхательные упражнения

Различные типы дыхания

Уметь выполнять упражнения на дыхание

32

1

 

 

Пьер де Кубертен и его заслуги

Пьер де Кубертен и возрождение Олимпийских игр

Изучить информацию по теме

33

1

 

 

Осанка и ее формирование

Составление комплекса упражнений для правильной осанки

Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений

34

1

 

 

Баскетбол, волейбол, футбол

Правила игры

Знать правила проведения, расстановка игроков одной из игр  на выбор