«Утверждаю»
Директор
________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА
201_ – 201_ уч.г.
Учитель физической культуры
_________________
Пояснительная записка
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Цели и задачи программы
- Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию
физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию
двигательных функций организма.
Цель программы:
- Развитие физических качеств и способностей, совершенствование
функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4. Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
6. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная
физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Сотрудничество с родителями;
7. Воспитательная работа.
Ожидаемый результат: повышение
реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и
поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие
координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных
занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
1. физические упражнения;
2. корригирующие упражнения;
3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4. наглядные средства обучения.
Содержание программы:
Раздел 1. Основы теоретических знаний
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
Раздел 2. Дыхательные упражнения
Под специальными навыками понимается:
1. умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;
2. хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
3. умение задерживать дыхание на определенное время;
4. умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
5. владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.
Раздел 3. Упражнения на мышцы брюшного пресса
Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками.
Раздел 4. Упражнения на гибкость
«Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего напряжения, более экономично.
Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм.
Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими (повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.
Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже говорилось выше, профилактику травматизма.
Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков).
Раздел 5. Элементы спортивных игр
Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической культуры элементы спортивных игр.Знание правил и жестов судей по спортивным играм (баскетбол, волейбол, футбол).
№ урока |
Кол-во часов |
Дата |
Тема урока |
Основные виды деятельности |
Знания, умения, навыки |
|
план |
факт |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
1 |
|
|
Техника безопасности на уроках ЛФК |
Соблюдений правил т/б |
Знать и выполнять правила т/б на уроках ЛФК |
2 |
1 |
|
|
Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
Самостоятельное составление комплекса упражнений |
Уметь составлять комплекс из 5-6 упражнений |
3 |
1 |
|
|
Утренняя гимнастика |
Самостоятельное составление гимнастического комплекса |
Уметь составлять комплекс из 5-6 упражнений |
4 |
1 |
|
|
Закаливающие упражнения |
Формирование основ здорового образа жизни |
Знать основные способы закаливания |
5 |
1 |
|
|
Зарождение и развитие Олимпийского движения |
Реферат на тему: «Зарождение и развитие Олимпийского движения» |
Знать основные этапы развития Олимпийского движения |
6 |
1 |
|
|
Дыхательные упражнения |
Овладение навыками различных типов дыхания |
Уметь выполнять упражнения на дыхание |
7 |
1 |
|
|
Упражнения на координацию движений |
Самостоятельное составление комплекса упражнений |
Уметь составлять комплекс из 3-4 упражнений |
8 |
1 |
|
|
Режим дня и его организация |
Составление режима дня |
Уметь распределять время в течение дня |
9 |
1 |
|
|
Осанка и ее формирование |
Составление комплекса упражнений для правильной осанки |
Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений |
10 |
1 |
|
|
Первая помощь при травмах на уроках физической культуры |
Реферат по теме |
Знать правила наложения повязки на голеностопный сустав |
11 |
1 |
|
|
Жесты судей по баскетболу, волейболу и футболу |
Изучение жестов судей |
Уметь демонстрировать жесты судей на выбор |
12 |
1 |
|
|
Плоскостопие |
Составление комплекса упражнений по предупреждению плоскостопия |
Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений |
13 |
1 |
|
|
XXII летние Олимпийские игры в г. Москва 1980 г. |
Сроки проведения, участники, Олимпийские виды спорта, символика Олимпийских игр |
Просмотр видеоматериалов по теме |
14 |
1 |
|
|
Упражнения на брюшной пресс |
Составление комплекса упражнений на брюшной пресс |
Уметь составлять комплекс из 5-6 упражнений |
15 |
1 |
|
|
Личная гигиена при регулярных занятиях физической культурой и спортом |
Правила личной гигиены |
Знание и соблюдение правил личной гигиены |
16 |
1 |
|
|
Упражнения на гибкость |
Составление комплекса упражнений на гибкость |
Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений |
17 |
1 |
|
|
XXII зимние Олимпийские игры в г. Сочи 2014 г. |
Сроки проведения, эмблема, логотип, талисманы, страны-участницы, Олимпийские виды спорта |
Просмотр видеоматериалов по теме |
18 |
1 |
|
|
Физкультминутка и ее значение |
Применение физкультминуток во время умственной и физической нагрузки |
Уметь составлять комплекс из 3-5 упражнений |
19 |
1 |
|
|
Здоровый образ жизни |
Основные составляющие здорового образа жизни |
Знать составляющие здорового образа жизни |
20 |
1 |
|
|
Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
Роль ОРУ и корригирующих упражнений |
Составление комплекса из 5-6 упражнений |
21 |
1 |
|
|
Современное Олимпийское движение |
Значение современного Олимпийского движения |
Знать значения современного Олимпийского движения |
22 |
1 |
|
|
Силовые упражнения |
Силовые упражнения с гантелями |
Составление комплекса из 3-5 упражнений |
23 |
1 |
|
|
Жесты судей по баскетболу, волейболу и футболу |
Повторение жестов судей |
Уметь демонстрировать жесты судей |
24 |
1 |
|
|
Участники Олимпийских игр из Оренбургской области |
Участники, награды |
Просмотр видеоматериалов по теме |
25 |
1 |
|
|
Общеразвивающие и корригирующие упражнения |
Составление комплекса упражнений с использованием предметов (мяч, обруч, гимнастическая палка) |
Составление комплекса из 3-5 упражнений |
26 |
1 |
|
|
Выдающиеся тренеры России |
Выдающиеся тренеры, подготовившие чемпионов мира и чемпионов Олимпийских игр из России (по видам спорта) |
Знать тренеров и подготовленных ими чемпионов |
27 |
1 |
|
|
Упражнения на брюшной пресс |
Составление комплекса упражнений на брюшной пресс |
Составить комплекс из 5-6 упражнений |
28 |
1 |
|
|
Дистанция «Комплексное плавание» |
Последовательность стилей при прохождении дистанции «Комплексное плавание» |
Знать последовательность и описание стилей |
29 |
1 |
|
|
Упражнения на координацию движений |
Самостоятельное составление комплекса упражнений |
Уметь составлять комплекс из 3-4 упражнений |
30 |
1 |
|
|
Олимпийские игры в Древней Греции |
История развития Олимпийского движения |
Знать период проведения, кто мог участвовать, основные виды спорта и др. |
31 |
1 |
|
|
Дыхательные упражнения |
Различные типы дыхания |
Уметь выполнять упражнения на дыхание |
32 |
1 |
|
|
Пьер де Кубертен и его заслуги |
Пьер де Кубертен и возрождение Олимпийских игр |
Изучить информацию по теме |
33 |
1 |
|
|
Осанка и ее формирование |
Составление комплекса упражнений для правильной осанки |
Уметь составлять комплекс из 4-5 упражнений |
34 |
1 |
|
|
Баскетбол, волейбол, футбол |
Правила игры |
Знать правила проведения, расстановка игроков одной из игр на выбор |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.