Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ
Оценка 5

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Оценка 5
Образовательные программы
docx
физическая культура
3 кл
25.11.2019
Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ
Программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы «Адаптивная физическая культура» для обучения детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственно отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями. Авторы программы А.Н.Андреева, И.А. Покровская, Санкт – Петербург, 2014 год.
Адаптивная физкультура программа.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа по адаптивной физической культуре составлена на основе программы «Адаптивная физическая культура» для обучения детей с умеренной, тяжёлой и глубокой  умственно отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями.  Авторы программы А.Н.Андреева, И.А. Покровская, Санкт – Петербург, 2014 год.

Дети с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития ) отличаются не только крайне замедленным темпом психомоторного развития, но и явными нарушениями физического статуса. Степень тяжести этих нарушений усугубляется общим недоразвитием двигательного опыта, бедной организацией произвольных движений, скованностью и напряженностью мышечного тонуса. У многих детей отмечаются нарушения осанки, сколиоз, деформации костно-мышечной системы, изменения формы стопы, контрактуры конечностей.

Глубокая и тяжелая умственная отсталость – множественный дефект, в котором, прежде всего, выделяются интеллектуальное и психическое недоразвитие. Выраженные нарушения сенсорно-перцептивных процессов усугубляют восприятие ребенком собственного тела, что дополнительно затрудняет произвольное овладение движениями и их синхронизацию.

Адаптивная физическая культура (АФК) для детей с ТМНР является направленным педагогическим процессом, а также методом активной терапии. Следовательно, физическое сопровождение должно органично сочетаться с другими коррекционными мероприятиями и учитываться при определении режима деятельности учащегося.

При разработке данной программы использовалась следующая классификация по характеру и степени тяжести двигательных нарушений у учащихся:

• К первой группе относятся дети, имеющие несложные двигательные нарушения. Они ходят самостоятельно без вспомогательных приспособлений. Ограничения отмечаются в сложных согласованных моторных действиях (ДЦП 1-2 уровня по шкале GMFCS).

• Ко второй группе относятся дети с ограничениями двигательной активности, не использующие ходьбу в повседневной жизни, но передвигающиеся самостоятельно или с помощью технических средств (3-4 уровень по шкале GMFCS).

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которым требуется частичная или полная помощь для удержания позы, перемещения в пространстве (4-5 уровень по шкале GMFCS).

Цель программы – развитие двигательных возможностей на уроках АФК у учащихся с нарушением интеллекта в сочетании с двигательными нарушениями.

Задачи программы:

- поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы, мышечной и других физиологических систем);

- улучшение качества имеющихся движений, предупреждение их нарушений;

- стимуляция появления новых движений;

- обучение переходу из одной позы в другую;

- освоение новых способов передвижения;

- развитие и закрепление функционально важных навыков, необходимых для использования в повседневной жизни;

- мотивация двигательной активности;

- развитие моторной ловкости;

- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;

- формирование ориентировки в пространстве;

- получение нового сенсомоторного опыта.

Программа предполагает всестороннюю оценку специалистами по АФК физического состояния ребенка с ТМНР и понимание ими того, что учащиеся не достигнут качественного и полноценного развития движения. Программа не предполагает общепринятого распределения содержания по годам обучения, так как специфика физического развития обучающихся не соответствует их биологическому возрасту.

Программа состоит из четырех разделов: «Восприятие собственного тела», «Обучение двигательным навыкам», «Развитие физических способностей», «Функция руки».

В каждом из разделов материал излагается по принципу от простых навыков к более сложным. При этом не предполагается, что в процессе обучения ученик плавно переходит от одного раздела к другому или в рамках одного раздела двигается от первого пункта к последнему. Учитель должен сам выбрать из предложенного содержания актуальные темы для работы.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

№ п/п

Раздел

Тема

1

Восприятие собственного тела

Цель: УЧИТЬ УЗНАВАТЬ СВОЕ ТЕЛО И ОСОЗНАВАТЬ ЕГО.

1. Восприятие тактильных раздражителей

2. Восприятие вестибулярных/кинестетических раздражителей

3. Восприятие тела как единое целое

4.  Восприятие различных частей тела 

5. Развитие сенсомоторной координации

2

Обучение двигательным действиям

Цель: ОБУЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ КОНТРОЛИРОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ

СВОИМ ТЕЛОМ.

1.      Контроль положения головы

2.      Контроль тела в положении лежа

3.      Контроль тела в положении сидя

4.      Контроль тела в положении стоя

5.      Передвижение (перемещение) в пространстве

с использованием технических средств.

3.

Развитие физических способностей

Цель: СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

1.      Развитие силовых способностей

2.      Развитие выносливости

3.      Развитие гибкости

4.      Развитие способности ориентироваться в пространстве

5.      Развитие чувства ритма

4.

Развитие функции руки

Цель: способствовать восприятию кистью тактильных раздражителей

и умению адекватно реагировать на них.

1.      Знакомство с предметами с помощью рук

2.      Обучение функциональным действиям руками

Дети с ТМНР отличаются друг от друга своими двигательными возможностями и нуждаются в разной степени поддержки во время занятий и в повседневной активности. Описывать способности ребенка необходимо через его уровень активности и степень поддержки со стороны взрослого.

 

Уровень активности ребенка

Степень поддержки со стороны взрослого

 

а) Ребенок проявляет очень мало активности и способен (полностью или частично) приспосабливаться к выполнению определенных действий/браться за них.

Действие или движение выполняется взрослым, участие ребенка в «подстраивании» под действия взрослого (не сопротивляется)

 

б) Ребенок имеет определенную способность, если ему помогает взрослый

От максимального до небольшого объема помощи со стороны взрослого

 

с) С помощью вспомогательного средства и/или соответствующим образом оборудованного пространства ребенок может выполнять действие самостоятельно.

Возможно, требуется присутствие взрослого рядом

Описываются условия, при которых ребенок что-либо делает самостоятельно.

 

д) Ребенок может выполнять какое-то действие самостоятельно

Возможно, требуется присутствие взрослого рядом

 

 

Под способностью к приспособлению понимается умение принимать предлагаемое внешнее воздействие (не сопротивляться, следовать за движением другого человека).

Цели должны ориентироваться на потенциал ребенка и на постоянное увеличение степени его самостоятельности.

Постановка целей должна быть очень конкретной и описывать уровень помощи и условия выполнения того или иного умения/навыка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом). Методическое пособие / Под редакцией А.А. Потапчук. – СПб, СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 228 с.

2.  Восстановительное лечение детей с поражением центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2004. -317 с.

4. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л.М. Шипициной и Е.В. Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.

5. Истомина Л.А. Рекомендуемые положения тела и способы ношения ребенка с проблемами двигательного развития (методические рекомендации для воспитателей и родителей)/ Истомина Л.А. – СПб.: РЕМДОМ, 2011. – 32 с.

6. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы C.В. Андреева, С.Н. Бахарева, Е.А. Виноградова и др. / Под ред. А.М. Царева. Псков: издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ

Адаптивная программа по физической культуре для детей с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2019