Адаптивная программа по физической культуре

  • Документация
  • Образовательные программы
  • doc
  • 18.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптивная программа по физической культуре для детей с нарушением опорно -двигательного аппарата. Рассчитана на три года обучения.Будет интересна инструкторам по физической культуре ДОУ. рассчитана на возраст от 1.8 лет до 6 лет . Может быть принята дкак шаблон для написания своей программы
Иконка файла материала рабочая программа для детей с ОВЗ.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА» С. ДРУЖБА ПРИКУБАНСКОГО РАЙОНА  КАРАЧАЕВО­ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ   Индивидуальная программа  для детей с ОВЗ Разработала:                                    инструктор по физической культуре Долаева С.И.с.ДРУЖБА 2017 год         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.                  Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям   государственной   политики   в   области   образования.   Об   этом сказано   в   Законе   РФ   «Об   образовании»,  который   гласит:   «Образовательное учреждение   гарантирует   охрану   и   укрепление   здоровья   воспитанников   и создает условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.»          Современная статистика свидетельствует: здоровье детей не улучшается, а   ухудшается.   Многие   дошкольники   имеют   те   или   иные   функциональные отклонения в состоянии здоровья, нарушения опорно­двигательного аппарата, причем   многие   из   них   имеют   сложную   структуру   дефекта,   много   детей   с затянувшимися   межличностными   конфликтами,   нервно­психическими заболеваниями. Обязательная   часть   Программы   реализуется   в   соответствии   с разделом   «Коррекционная   и   инклюзивная   педагогика»   основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»   под   редакцией   Н.Е.   Вераксы,   Т.С.   Комаровой.   М.А.   Васильевой, Адаптированная   программа   сформирована   как   программа   психолого­ педагогической   поддержки   позитивной   социализации   и   индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста с ОВЗ и определяет комплекс основных   характеристик   дошкольного   образования   (объем,   содержание   и планируемые   результаты   в   виде   целевых   ориентиров   дошкольного образования). Программа   направлена   на   создание   условий   развития   дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребёнка с ОВЗ, его всестороннего   личностного   развития,   развития   инициативы   и   творческих способностей   на   основе   сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками   в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности. Образовательные области физическое развитие. Восемь принципов инклюзивного образования: Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать.  1. 2.3. услышанным. 4. 5. Каждый   человек   имеет   право   на   общение   и   на   то,   чтобы   быть Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное   образование   может   осуществляться   только   в   контексте Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, реальных взаимоотношений. 6. 7. что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Основная законодательная база  Программы: Международные документы: • • Декларация прав ребенка, 1959г. Конвенция   о   правах   ребенка.   Принята   Генеральной   Ассамблеей   ООН 20.11.   1989   г.   Ратифицирована   третьей   сессией   Верховного   Совета   СССР 13.06.1990 г. Декларация   Организации   Объединенных   Наций   о   правах   инвалидов. • Принята на ХХХ сессии ООН 09.12.1975 г. Саламанкская   декларация   о   принципах,   политике   и   практической • деятельности   в  сфере   образования   лиц   с   особыми   потребностями.  Принята Всемирной   конференцией   по   образованию   лиц   с   особыми   потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 7­10.06.1994 г. Федеральные документы: 1. «Об   образовании   в   Российской   Федерации» ­   Федеральный   закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ 2. «О   социальной   защите   инвалидов   в   Российской   Федерации» ­   Закон Российской   федерации   от   24   ноября   1995   г.   N   181­ФЗ   с   дополнениями   и изменениями  3.  «О   порядке   и   условиях   признания   лица   инвалидом» ­   Постановление правительства   РФ   от   20   февраля   2006   г.   N   95   (в   ред.   Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 247)4. «Индивидуальная  программа   реабилитации  ребенка­инвалида,  выдаваемая федеральными   государственными   учреждениями   медико­социальной экспертизы». Приложения N2 и N3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.08.2008 г. N 379н  5. «Об   утверждении   классификаций   и   критериев,   используемых   при осуществлении   медико­социальной   экспертизы   граждан   федеральными государственными учреждениями медико­социальной экспертизы»    ­   Приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ 22 августа 2005 г. N 535)  6. «Концепция   долгосрочного   социально­экономического   развития   РФ   на период до 2020 года» ­ Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662­р  7. образовательном   учреждении   для   обучающихся,  «Об   утверждении   Типового   положения   о   специальном   (коррекционном)   воспитанников   с ограниченными возможностями здоровья» ­ Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288 (в ред.  от 10 марта 2009 г.)  8. «Концепция   модернизации   российского   образования   на   период   до   2010 года» – Распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756­р)  9. «О   концепции   интегрированного   обучения   лиц   с   ограниченными возможностями   потребностями)   здоровья   (со   специальными   образовательными   – Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524­6  10.«Об   интегрированном   воспитании   и   обучении   детей   с   отклонениями   в развитии   в   дошкольных   образовательных   учреждениях» ­   Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года N 03­51­5ин/23­03  11. «Об   утверждении   положения   о   психолого   ­медико­педагогической комиссии» ­ Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95  психолого­медико­педагогическом   12.«О   (ПМПк) образовательного   учреждения) ­   Письмо   Министерства   образования консилиуме   Российской Федерации     от 27.03.2000 № 27/901­6)13.«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями   здоровья   и   детьми­инвалидами    »–   Письмо   Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ­150/06  14.«Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов   и   служащих,   раздел   Квалификационные   характеристики должностей работников образования»     ­ Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.  15."О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Опубликовано 5 мая 2012 г. 16."О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 17."О   Национальной   стратегии   действий   в   интересах   детей   на   2012­2017 годы" Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 18."О   мероприятиях   по   реализации   государственной   социальной политики" Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №597 19."О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР­535/07 от 07.06.2013 года. Основные понятия. Дети с ограниченными возможностями здоровья  ­ обучающийся с ограниченными   возможностями   здоровья   ­   физическое   лицо,   имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого­медико­педагогической   комиссией   и   препятствующие   получению образования без создания специальных условий; (ФЗ № 273. ст. 2. П. 16) Понятие   «дети   с   ограниченными   возможностями»  позволяет рассматривать   категорию   лиц   как   имеющих   функциональные   ограничения, неспособных к какой­либо деятельности в результате заболевания, отклонений или   недостатков   развития,   нетипичного   состояния   здоровья,   вследствие неадаптированности   внешней   среды   к   основным   нуждам   индивида,   из­занегативных   стереотипов,   предрассудков,   выделяющих   нетипичных   людей   в социокультурной системе. В   группу   дошкольников   с  ОВЗ  могут   входить   дети   с   разными нарушениями   развития,   выраженность   которых   может   быть   различна. Выделяют следующие категории детей с нарушениями развития: 1. дети   с   нарушениями   слуха  (неслышащие   и   слабослышащие), первичное   нарушение   носит   сенсорный   характер   —   нарушено   слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора; 2. дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение   носит   сенсорный   характер,   страдает   зрительное   восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора; 3. дети   с   тяжёлыми   нарушениями   речи,   первичным   дефектом является недоразвитие речи; 4. дети   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата, первичным   нарушением   являются   двигательные   расстройства,   вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга; 5. дети   с   задержкой   психического   развития,   их   характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных   органических   поражений   центральной   нервной системы (ЦНС); 6. дети   с   нарушениями   интеллектуального   развития,   первичное нарушение —   органическое   поражение   головного   мозга,   обуславливающее нарушения высших познавательных процессов; 7. дети   с   нарушениями   эмоционально­волевой   сферы  (дети   с ранним   детским   аутизмом (РДА)   представляют   собой   разнородную   группу, характеризующуюся   различными   клиническими   симптомами   и психолого­ педагогическими особенностями; 8. дети   с комплексными  (сложными) нарушениями  развития,   у которых   сочетаются   два   и   более   первичных   нарушения(например,   слабовидящие слабослышащие   с детским   церебральным   параличом, с задержкой психического развития и др.).Категорию   детей   с   минимальными   и   парциальными   нарушениями психического   развития   целесообразно   рассматривать   как   самостоятельную категорию,   занимающую   промежуточное   положение   между   «нормальным»   и «нарушенным» развитием, и обозначить её как «группу риска». Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, пребывающих в дошкольном учреждении   Создание   оптимальных   условий   для   обучения   и   развития   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   в   дошкольном   учреждении представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможнос­ тями   здоровья   в   общеобразовательном   пространстве   требует   деликатного   и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии,   могут   успешно   интегрироваться   в   среду   здоровых   сверстников. Индивидуальный   образовательный   маршрут   предполагает   постепенно включение  таких детей в коллектив  сверстников с помощью взрослого, что требует   от   педагога   новых   психологических   установок   на   формирования   у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.  Дети   с   ОВЗ   могут   реализовать   свой   потенциал   лишь   при   условии вовремя   начатого   и   адекватно   организованного   процесса   воспитания   и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития   К группе детей с ОВЗ относятся дети, состояние здоровья которых препятствует   освоению   ими   всех   или   некоторых   разделов   образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. В   нашем     дошкольном   учреждении   проходят   обучение   следующие категории детей с нарушениями развития, имеющие инвалидность:дети   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата,   первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие  органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования Цели   и   задачи   деятельности   ДОУ   по   реализации   адаптированной образовательной   программы   определяются   ФГОС   дошкольного   образования, Уставом   ДОУ,   реализуемыми   комплексными   программами,   приоритетного направления   деятельности   ДОУ   ­   оказание   квалифицированной   психолого­ педагогической   помощи   детям   с   ОВЗ,   обеспечение   равных   стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе.  Цель программы: Развитие личности детей дошкольного возраста с ОВЗ в различных   видах   общения   и   деятельности   с   учетом   их   возрастных, индивидуальных   психологических   и   физиологических   особенностей; всестороннее развитие психических познавательных процессов       Программой   предусматривается   разностороннее   развитие   детей, коррекция   недостатков   в   их   развитии,   в   том   числе   речевом,     а   также профилактика   вторичных   нарушений,   развитие   личности,   мотивации   и способностей детей в различных видах деятельности.                      Программа,   согласно требованиям к структуре   образовательной программы дошкольного образования, направлена на:   Создание   условий   развития   ребёнка,   открывающих   возможности   для   его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих   способностей   на   основе   сотрудничества   со   взрослыми   и сверстниками  и соответствующим возрасту видам деятельности;   Создание   развивающей   образовательной   среды,   которая   представляет   собой систему социализации и индивидуализации детей; сохранение и укрепление здоровья детей; коррекцию нарушений в физическом и психическом развитии детей.   С целью эффективной реализации этих направлений   ДОУ ставит перед собой следующие цель и задачи. Цель:  Обеспечить   построение   целостного   коррекционно­развивающего ­психолого­педагогического   процесса   ,   направленного   на   полноценное всестороннее   развитие   ребёнка   (физическое,   социально­коммуникативное, познавательное,  максимально обеспечивающего   создание   условий   для   развития   ребенка   с   ограниченными возможностями здоровья, его позитивной социализации, личностного развития,   художественно­эстетическое),   речевое, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.            Задачи:  Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;  Осуществлять   раннюю   диагностику,   своевременно   выявлять   детей   с    трудностями адаптации, обусловленными ОВЗ;  Определять особые образовательные потребности детей с ОВЗ; создание   благоприятных условий пребывания детей в ДОУ в соответствии с современными   образовательными,   гигиеническими   требованиями   и требованиями безопасности; внедрение     в   образовательный   процесс   эффективных   педагогических технологий дошкольного образования, направленных на личностное развитие воспитанников, на коррекцию недостатков в физическом   развитии детей, на подготовку к обучению в школе;  объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;  разработка     технологии   подгруппового   и   группового взаимодействия   здоровых   детей   и   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья;   и   внедрение      обеспечение   психолого­педагогической   поддержки   семьи   и   повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, развитие   активных форм вовлечения родителей в образовательный процесс  ДОУ.  Принципы и подходы к формированию программы  Индивидуальный   подход   (выбор   форм,   методов,   средств   обучения   и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка).    Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который   призван   решать   проблему   ребёнка   с   максимальной   пользой   и   в интересах ребёнка.    Системность.   Принцип   обеспечивает   единство   диагностики,   коррекции   и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений   детей   с   ОВЗ,   а   также   всесторонний   многоуровневый   подход специалистов   различного   профиля,   взаимодействие   и   согласованность   их действий   в   решении   проблем   ребёнка;   участие   в   данном   процессе   всех участников образовательного процесса.  Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность  помощи до полного решения проблемы  или определения подхода к её решению.    Вариативность.  Принцип   предполагает   создание   вариативных   условий   для получения   образования   детьми,   имеющими   различные   недостатки   в физическом и (или) психическом развитии.    Рекомендательный   характер   оказания   помощи.   Принцип   обеспечивает соблюдение   гарантированных   законодательством   прав   родителей   (законных представителей) детей с ОВЗ, выбирать формы получения детьми дошкольного образования,   дошкольные   образовательные   учреждения,   защищать   законные права и интересы детей,    Поддержка   детской   самостоятельной   активности   (индивидуализации). Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка.    Социальное взаимодействие (создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса).   Междисциплинарный подход (совместная работа инструктора по физической культуре   ,     воспитателя,   педагога   –   психолога,   при   участии   заместителя заведующего по методической работе).   Вариативность процессов обучения и воспитания.   Партнерское взаимодействие с семьей.    Динамичность   развития   модели   ДОУ   (включение   новых   структурных подразделений, специалистов, развивающие методы, средства)   В   достижении   результатов,   соизмеримых   с   результатами   нормативного   развития детей. Согласно основной цели выделяются следующие  Задачи:   формирование   у   детей   уверенности   в   своих   силах,   готовности   к   любым двигательным   действиям,   преодолению   физических   нагрузок,   а   также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.   Разработанная   программа   является   результатом   обобщения   опыта   работы, педагогических   и   профессиональных   знаний.   Это     попытка   построить коррекционный   процесс   так,   чтобы   дети   с   ограниченными   возможностями здоровья,   стремящиеся   к   включению   в   общество   нормативного   развития сверстников,  были   взаимно  сближены,  поверили   в  свои   силы   и  реализовали свои возможности и умения.  Актуальность          При любой работе с телом основой является дифференциация человеком  ощущений напряжения и расслабления всего тела, его частей или какой­то  группы мышц. Но как объяснить ребенку, что такое напряжение и  расслабление, если его тело находится в постоянном напряжении и  расслабляется только в период ночного сна, причём этот процесс им не  осознается?          Дифференцированный подход в коррекционно­развивающей работе ­ это,  прежде всего, работа с тем потенциалом, который имеет каждый конкретныйребенок, учитывая его особенности и его возможности. Это очень важно ­ идти  от ребенка, его движений, его потребностей. Поэтому работу мы начинаем с  изучения возможностей тела каждого конкретного ребенка. Структура программы : В основу программы  положено 4 ступени 1ступень – разработка и реализация индивидуальной программы  физического развития Содержание  программы определяют следующие принципы:   Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию  специалиста, который признан решать проблему ребенка с максимальной  пользой в интересах ребенка  Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и  развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и  коррекции нарушений у детей  Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям  (законным представителям) непрерывность помощи до решения  проблемы или определения подхода к ее решению  Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий  для получения обучения  Рекомендательный характер оказания помощи. Начальным этапом разработки программы является сбор и анализ информации  (информационно­аналитическая деятельность). Результатом данного этапа  является оценка контингента воспитанников для учета особенностей  физического развития; определения специфики и их индивидуальных  возможностей;  диагностика (диагностическая деятельность) включает качественные критерии  оценки выполнения физических упражнений.  На основе диагностических данных начинается этап планирования и  организации. Определяется цель, задачи, содержание и формы работы,  подбирается  методическое обеспечение. Результатом работы на этом этапе  является разработка индивидуальных занятий  в соответствии с возрастными и  индивидуальными особенностями воспитанника. Оценочный этап включает в себя конкретные достижения воспитанника, его  успехи. 2 ступень – социализация в детское общество через двигательную  деятельность. Игровые задания, которые выполняют дети, увлекают ребенка. Незаметно для  себя он  становится участником образовательного процесса и включается в  двигательную деятельность других детей, выполняя упражнения в силу своих  возможностей. Незаменимую помощь на этом этапе оказывает воспитатель, онвнимательно следит за  действиями ребенка, а воспитатель по физкультуре  направляет и сближает его с действиями других детей.  3 ступень – установление контакта между детьми в процессе  двигательных действий, посредником которого является педагог. Он создает  игровую ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей через  игры в паре, кругу, прохождение полосы препятствий, подвижные игры, игры  соревновательного характера. 4 ступень – взаимодействие со всей группой Включение  во все двигательные задания, подвижные игры с заменой на те,  которые реально выполнит ребенок с нарушением. Взаимодействие  ребёнку  составляют или дети с высокой двигательной активностью, или дети с  эмоционально положительным настроем, или просто друзья. Содержание модели программы : I ступень  Цель: Разработка индивидуальной программы физического развития для каждого  воспитанника с выраженными  функциональными нарушениями  Такая программа сопровождает ребенка  в течение всего времени пребывания  его в детском саду и постоянно меняется в зависимости от изменений  индивидуальных возможностей воспитанника. Принципы реализации программы: Помимо традиционных принципов создания и реализации программ обучения и  воспитания дошкольника, для реализации  индивидуальной программы  физического развития важны: ­ сочетание коррекционно­педагогического воздействия на воспитанника с  медицинским лечением (стационары, санатории, реабилитационные центры) ­ единство требований, предъявляемых  к воспитаннику, со стороны врачей  (ортопеда, невролога), педагогов и родителей. ­ соблюдение единых воспитательных и здоровьесберегающих воздействий на  воспитанника в ДОУ и семье ­ создание единых благоприятных условий организации коррекционно­ педагогического процесса. Основной  метод, используемый  при реализации индивидуального  коррекционно­оздоровительного маршрута: Метод «подводящих движений» Обучение детей двигательным навыкам начинается с движений облегченного  адаптированного варианта. Для каждого ребенка подбирается свой вариант  «подводящего движения».  Задача: подготовить ребенка к выполнению в полном объеме конкретного  двигательного навыка через правильное выполнение элементов  этого  движения. От «подводящих движений» переходим к подготовительной части  занятия. Подготовительная часть:Задача:  обеспечить плавность и постепенность врабатывания детского  организма в ситуацию повышенной двигательной нагрузки. Основная часть: Задача:  отработка и закрепление формируемого двигательного навыка.   Виды основных движений: ­ ходьба с выполнением заданий ­ беговые задания в умеренной нагрузке (Догони меня, догоню тебя, раз, два,  три –вместе беги). ­ ползание, лазание, перелезание ­ метание (катание, бросание, ловля) ­ ОРУ  (с предметами, без предметов) ­ упражнения на координацию ­ игры и игровые упражнения Заключительная часть: Задача: Закрепление усвоенного движения для переноса его в новые  двигательные комплексы. Алгоритм построения индивидуального занятия Общеразвивающая разминка (6 – 8 упражнений с повтором 3 – 4 раза) Динамические упражнения Упражнения на развитие мышечно­суставных ощущений, преодоление  «разболтанности» или, наоборот, тугоподвижности в суставах Игровые задания Индивидуальная  программа  физического развития ребенка с ДЦП базируется  на: ­ программе «От рождения до школы»; ­ программе Э.Я. Степаненковой «Физическое воспитание в детском саду», а  так же на технологии Н.Н. Ефименко, Б.В. Сермеева «Содержание и методика   занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным  параличом»; и  игровых фитнес – разминках «Са – фи – дансе» Таким образом, правильно выполненный индивидуально – оздоровительный  маршрут позволяет воспитаннику с ОВЗ плавно перейти к следующей ступени. II ступень – адаптационная Задача:   адаптация к специалисту и игровому пространству зала.  На данном этапе педагог выявляет у детей предпосылки к коммуникативной и  двигательной деятельности. Игровое пространство спортивного зала  стимулирует ребёнка. Незаметно для себя он становится участником  образовательного процесса и включается в двигательную деятельность других  детей, выполняя упражнения в силу своих возможностей. Методический  приём, который педагоги используют на данной ступени,  является создание игрушки «Пушистик». Сделанный родителями из  экологически чистых материалов, «Пушистик» несёт в себе частичку  домашнего уюта и маминого тепла. Практика показывает, что дети, чувствуятепло мамы, легче переносят адаптационный период, быстрее привыкают к  режимным моментам дошкольного учреждения, что немаловажно для их  дальнейшего пребывания в детском саду.    III ступень модели – взаимодействие со сверстниками в кругу, полосе  препятствий, играх соревновательного характера. Задача:  формирование навыков опосредованного взаимодействия у всех  детей группы.  То есть установление контакта между детьми в процессе двигательных  действий, посредником которого является педагог. Он создает игровую  ситуацию, способствующую общению и взаимодействию детей через игры в  кругу, прохождение полосы препятствий, подвижные игры, игры  соревновательного характера. IV ступень модели – взаимодействие в паре, со всей группой.  Задача:  формирование непосредственного коммуникативного поведения  между 2­3 детьми, а затем и во всей группе на занятиях физической культурой.  Пару ребёнку составляют или дети с высокой двигательной активностью, или  дети с эмоционально положительным настроем, или просто друзья. Таким образом, стандартный комплекс физических упражнений ребёнок  повторяет за детьми в силу своих возможностей. А предложенная модель  «Вхождение детей с ДЦП в двигательный режим» позволяет ребёнку  реализовать свой двигательный потенциал, научиться взаимодействию в  коллективе, снять эмоциональную напряжённость, приобрести уверенность в  себе.          В предлагаемой программе раскрыты оздоровительные и коррекционно­ развивающие основы формирования и развития двигательных навыков и умений с   детьми,   имеющими   нарушения   опорно­двигательного   аппарата,   с использованием   успешной   адаптации,   оптимального   двигательного   режима, обеспечения их физического и эмоционального благополучия.         Программа предполагает последовательное обучение детей двигательным умениям   и   навыкам,   учитывает   возрастные   критерии   подготовки   детей   к обучению основным движениям.            Программа предназначена для детей дошкольного возраста 1.8­6 лет, и рассчитана   на     3   года   обучения.   Реализация   программы   осуществляется посредством   индивидуальных,   подгрупповых   и   фронтальных   занятий   (как преобладающей формой обучения). Паспорт программы Название  программы Проблемы Программа « НАЗВАНИЕ»  детей с ограниченными  возможностями здоровья 1. Рост числа детей с ОВЗ 2. Недостаточная  дифференцированная коррекционно­Назначение  программы Цель  программы Основные  задачи  программы Период и  этапы  реализация  программы Ожидаемые  конечные  результаты педагогическая помощь 3. Необходимость совершенствования методов  физкультурно­оздоровительной и коррекционной   работы 4. Включение детей с ОВЗв двигательный режим ДОУ Программа предназначена для детей с особыми  возможностями здоровья. В   программе отражены оздоровительные и коррекционно­ развивающие   основы   формирования   и   развития двигательных   навыков   и   умений   у   детей   с   ОВЗ. Используются   приемы   для   успешной   адаптации,   для формирования   оптимального   двигательного   режима,   для обеспечения  физического и эмоционального благополучия детей. Целью  программы  является реализация двигательных  возможностей детей с ОВЗ в достижении результатов,  соизмеримых с результатами  нормативного развития   детей. Задачи: 1.Формирование у детей уверенности в своих силах,  готовности к любым двигательным действиям 2.Формирование стремления к преодолению физических  нагрузок 3.Формирование потребности в систематических занятиях  физическими упражнениями. Программа рассчитана на 3 года обучения  ­ вовлечение детей с ОВЗ  в двигательный режим ДОУ ­   сохранение   и   укрепление   психического   и   физического здоровья детей ­ овладение двигательными знаниями и умениями ­ приблизить выполнение движений к уровню нормативного развития детей ­ развитие и совершенствование предпосылок для успешной интеграции в общество. Разработчик  программы Инструктор по физической культуре Долаева Светлана  Исмаиловна.Перечень общеобразовательных программ,    методических пособий и технологий, необходимых для осуществления воспитательно­ образовательного процесса Общеобразовательные программы Основные Дополнительные Стеркина Р.В., Князева О.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Л.Д. Глазырина Физическая культура – дошкольникам.                  Э.Я.Степаненкова Физическое воспитание в детском саду  «Программа коррекционно­ развивающей работы с дошкольниками с ОНР» под редакцией Н.В Нищевой  Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой      «Адаптированная примерная  основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» под   редакцией профессора Л.В. Лопатиной  Педагогические технологии, методические пособия Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников       Пензулаева  Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 3 – 7 лет О.И.Бочкарева. Система работы по формированию здорового образа жизни. М.А Павлова, М.В. Лысогорская Здоровьесберегающая система ДОУ М.Д. Маханёва Воспитание здорового ребёнка Т.С.Никанорова, Е.М. Сергиенко Здоровячок . Система оздоровления дошкольников.  Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. Физкультурные занятия в детском саду. Старшаягруппа. ПензулаеваЛ.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3 – 7 лет  Т.Е. Харченко Утренняя гимнастика в детском саду        Т.Г. Анисимова Физическое воспитание детей 2 – 7 лет Шебеко В.Н., Ермак Н.Н Физкультурные праздники в детском саду.. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания.   Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр.  Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду.  А.П.Щербак Тематические физкультурные занятия и праздники в детском учреждении. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой  в логопедическом детском саду. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. Овчинникова Т.С., Симкина А.А. Музыка. Движение. Воспитание.Овчинникова Т.С., Чёрная О.В., Баряева Л.Б. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Структура программы Программа   по   обучению   дошкольников   с   ОВЗ   естественным   видам двигательных действий включает в себя: 1. Проективный блок Проективный   блок   включает   в   себя   цель   физического   воспитания,   которая заключается в обучении детей естественным видам двигательных действий с дошкольниками   1.8­6   лет,   имеющими   нарушения   опорно­двигательного аппарата на основе компенсаторных (резервных) возможностей организма. В   задачи   по   физическому   воспитанию   введены   оздоровительный, образовательный, воспитательный и коррекционный компоненты. Основной этап в ожидаемом результате – это приблизить выполнение движений к   уровню   нормативного   развития   ребенка,   и,   гибкий   переход   из   группы кратковременного пребывания в группу полного  дня. 2. Процессуальный блок Процессуальный блок содержит основы организации и методики работы по физическому воспитанию. В блоке раскрыты особенности адаптационного периода, организация двигательной активности с описанием алгоритма по разучиванию двигательного действия, рекомендации педагогам. 3. Содержательный блок Содержательный   блок   представлен   содержанием   обучения   (разделами программы) с количеством занятий, учебным планом с количеством часов, содержанием   учебного   материала,   примерным   планированием   на   3   года обучения. 4. контрольно­учётный блок Контрольно­учетный   блок   представляет   собой   методику   проведения диагностического   обследования,   параметры   оценки   развития   движений   и диагностические карты на начало, и конец учебного года.Проективный блок Цель: обучить детей с  ОВЗ  естественным видам двигательных   действий. Задачи:  1. Обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья детей, и их всестороннее развитие 2. Развивать   умения   выполнять   основные     движения,   а   в дальнейшем   формировать   основные   двигательные   навыки   (в ходьбе, беговых упражнениях, лазании, метении) 3. Постепенно развивать согласованность движений 4. Путем   различных   коллективных   действий   содействовать воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, формированию положительных эмоций 5. Формировать у детей интерес и потребность к систематическим занятиям   физическими   упражнениями   с   использованием игровых упражнений и подвижных игр    активности,   Основные задачи по развитию движений 1. Обогащение двигательного опыта 2. Развитие и совершенствование предпосылок необходимых для правильной ходьбы 3. Тренировка равновесия и координации движений 4. Обучение действию двумя руками одновременно в бросании и катании мячей 5. Совершенствование  в лазании, ползании 6. Развитие пространственных и временных ориентировок 7. Коррекция и профилактика плоскостопия и нарушения осанкиОжидаемый результат:  ­ вовлечь детей в двигательный режим ДОУ ­ сохранить и укрепить физическое здоровье детей ­ овладеть двигательными знаниями и умениями ­ приблизить выполнение движений к уровню нормативного развития  ребенка ­   развить   и   совершенствовать   предпосылки   для   успешной   интеграции   в общество. Взаимодействие с родителями. 2.5 Особенности взаимодействия  педагогического коллектива с семьями воспитанников Основными задачами работы дошкольного учреждения с родителями являются   формирование   социально­педагогической   компетентности родителей,   воспитание  детско­родительских   отношений,  обучение   родителей способам   взаимодействия   со  своим   ребенком,   коррекция   внутрисемейных отношений.   Следует   отметить,   что   организация   работы   с   родителями затрудняется   тем,   что   родительский   контингент  по   культурному   уровню, уровню образования и степени ответственности в  воспитании детей очень неоднороден.   Многие   дети   воспитываются   в  неблагополучных   семьях. Родители этих детей обладают низкой степенью  активности, не проявляют заинтересованности   в   вопросах   воспитания   детей.   Есть   родители, эмоционально   отвергающие   детей.   Часть   матерей,   наоборот,   стремится   к симбиотическим отношениям с ребенком: они излишне опекают его, ограждают от  любых   трудностей.   Однако   можно   констатировать,   что   большая   часть родителей  хотят   и   способны   приобрести   необходимые   навыки   работы   со своими  детьми, а  это, в свою  очередь, положительным  образом влияет  на дальнейшее развитие ребенка. Взаимодействие   с   родителями   в   нашем   ДОУ   проходит   как   в традиционных, так и в инновационных формах.  К традиционным относятся:  ­ Создание стендов и папок рекомендаций в родительском уголке; папки рекомендаций содержат:   Правовую  и  процессуальную  информацию:  телефоны  для  связи, расписание   занятий,   режим   работы   ДОУ,   состав   родительского   комитета   с телефонами, адрес электронного ящика группы, ссылка на сайт ДОУ и т.д. Методическую информацию: рекомендации по адаптации, охране жизни и здоровье детей, рекомендации специалистов и т.д. ­   Индивидуальное   консультирование   родителей   проводится специалистами ДОУ;­   Проведение   родительских   собраний,   круглых   столов,   семинаров, практикумов   для   родителей   –   включает   выступление   воспитателя   в   разных формах; ­   Анкетирование   родителей   проводится   специалистами,   воспитатель учувствует в передачи информации родителям и в сборе анкет;           Таким образом, в нашем детском саду работе с родителями предается огромное   значение.   В   результате   этой   работы   у   родителей   формируется адекватное   взаимодействие   в   системах   «педагог­родитель»,   «родитель­ ребенок». Система  взаимодействия  с родителями  включает:  ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;  ознакомление   родителей   с   содержанием   работы     ДОУ,   направленной   на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;  участие   в   составлении   планов:   спортивных   и   культурно­массовых мероприятий, работы родительского комитета   целенаправленную   работу,   пропагандирующую   общественное   дошкольное воспитание в его разных формах;  обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах­практикумах, консультациях и открытых занятиях Этапы взаимодействия с родителями воспитанников в течение учебного года Формы взаимодействия Информационно­аналитический и диагностический этап Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения.  Распространение информации о работе детского сада: сайт дошкольного образовательного учреждения.  Сбор информации : о ребенке:   состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика  протекание адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист) индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения)     выявление детей и семей группы «риска» о семье: состав семьи  материально­бытовые условия психологический микроклимат, стиль воспитания семейные традиции, увлечения членов семьи  заказ на образовательные и оздоровительные услуги позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту социализации (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр) Опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами.  Анализ информации.  Просветительская деятельность: ­наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, рекламные листы), ­  передвижная библиотека (методическая и художественная литература),                                              ­ консультации, ­   индивидуальные беседы; ­   родительские собрания, круглые столы.  Вовлечение родителей в педагогический процесс: ­    дни открытых дверей; подготовка к культурно­ массовым мероприятиям; совместное планирование; организация досуговой    Организационно­методический этап Цель: Создание сообщества единомышленников­родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей и социальной адаптации их в обществе. Повышение педагогической культуры родителей. Повышение профессионализма педагогических кадров. деятельности; совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, досуги);  оформление групп и дошкольного образовательного учреждения, благоустройство территории ДОУ  Участие родителей в управлении ДОУ: ­участие родителей в работе Совета ОУ; ­ работа родительского комитета  Родительские собрания  Круглые столы  Анкетирование Контрольно­оценочный этап Цель:  Организация   и   проведение совместного   анализа   деятельности коллектива   детского   сада   в   вопросах охраны   здоровья   и   личностного развития детей. Привлечение родителей к   участию   в   контрольно­оценочной деятельности.  Процессуальный блок Организация двигательной активности.   последовательность; Работа   по   развитию   движений   начинается   с   выявления   индивидуальных особенностей   двигательной   сферы   ребёнка,   привития   интереса   к   занятиям физической   культуры.   При   разучивании   двигательного   действия   соблюдать определённый   алгоритм   (демонстрация   педагогом   действий   на   себе   с одновременным   комментированием);   совместные действия   взрослого   и   ребёнка.   Для   усвоения   упражнений   на   выработку правильной осанки подобрать игровые упражнения по подражанию и образцу. Используется груз в руках (гантели, мешочки с песком, палка). Упражнения выполняются под контролем взрослого. При обучении движению использовать в соответствии с уровнем развития ребёнка рациональное сочетание методов и приёмов,   наглядный   показ,   совместное   выполнение   движений,   пробовать самостоятельно,   чёткая   последовательность отрабатываемых   движений.   Необходимо   чередовать   движения   из   разных исходных   положений.   На   всех   этапах   необходимо   проговаривать   вместе   с детьми задания, называть выполняемые действия, выполнять  упражнения по образцу,   подражанию,   речевой   инструкции.   Индивидуальный   подход     (учёт особенностей   двигательных   нарушений,   психическое   развитие,   состояние   выполнить   упражнение;здоровья). Включать действия с предметами (мячи разного размера, обручи, кубики), музыкальное сопровождение на занятиях. На   занятиях   воспитатель   по   физической   культуре   должен   учитывать следующее: 1.Учитывать   конкретное   состояние   ребёнка   в   данный   момент   времени   и перестраивать в соответствии с этим план занятий. 2.   Прислушиваться   к   темпу   и   ритму   действия   самого   ребёнка   и приспосабливать к ним действия взрослого. 3. Чередовать периоды активного воздействия на ребёнка с паузами, во время которых взрослый может ожидать от ребёнка ответа на свои действия. 4. Наблюдать за свободным поведением ребёнка в начале занятия и чередовать собственные   интенсивные,   стимулирующие   действия   с   наблюдением   за свободным поведением ребёнка. 5. Прекращать занятие при усталости или возбуждении.                      Способы и направления поддержки детской инициативы                   Программа   обеспечивает  полноценное развитие личности детей во всех   основных   образовательных   областях,   а   именно:   в   сферах   социально­ коммуникативного, познавательного, речевого, художественно­эстетического и физического   развития   личности   детей   на   фоне   их   эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Психолого­педагогические условия  реализации программы: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка   их   положительной   самооценки,   уверенности   в   собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,   соответствующих   их   возрастным   и   индивидуальным   особенностям (недопустимость   как   искусственного   ускорения,   так   и   искусственного замедления развития детей); 3)   построение   образовательной   деятельности   на   основе   взаимодействия взрослых   с   детьми,   ориентированного   на   интересы   и   возможности   каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг   к   другу   и   взаимодействия   детей   друг   с   другом   в   разных   видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников  совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;числе     Условия,   необходимые   для   создания   социальной   ситуации   развития   детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1)обеспечение эмоционального благополучия через:                                                непосредственное общение с каждым ребенком;                                                       уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:  ­создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников  совместной деятельности;         ­создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; ­недирективную   помощь   детям,   поддержку   детской   инициативы   и   самостоя тельности   в   разных   видах   деятельности   (игровой,   исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: ­создание   условий   для   позитивных,   доброжелательных   отношений   между детьми,   в   том   числе   принадлежащими   к   разным   национально­культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том здоровья; ­развитие   коммуникативных   способностей   детей,   позволяющих   разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;  ­развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на  уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со  взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его  индивидуальной деятельности (далее ­ зона ближайшего развития каждого  ребенка), через:                                                                                                             ­создание условий для овладения культурными средствами деятельности;            ­организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и  художественно­эстетического развития детей;     ­поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового  времени и пространства;                                                                                              ­оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие  с родителями  (законными  представителями) по вопросам образования   ребенка,   непосредственного   вовлечения   их   в   образовательную деятельность,  в  том  числе   посредством   создания   образовательных  проектов совместно   с   семьей   на   основе   выявления   потребностей   и   поддержки образовательных инициатив семьи. ограниченные) возможности   2.3 Описание образовательной деятельности    по профессиональной коррекции нарушений развития детейОсновная   задача   коррекционно­педагогической   работы   –   создание условий для всестороннего развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья   в   целях   обогащения   его   социального   опыта   и   гармоничного включения в коллектив сверстников. Содержание   коррекционной   работы   направлено   на   обеспечение коррекции   недостатков   в   физическом   и     психическом   развитии   различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.                      Содержание коррекционной работы  обеспечивает:             ­ выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и   психическом развитии;                                                                                                 ­ ­ осуществление индивидуально ориентированной психолого­медико­ педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с  учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных  возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­ педагогической комиссии) Организационная Кто проводит Время проведения Место проведения форма Утренняя гимнастика Физкультминутки, физкультпаузы, в т.ч. пальчиковая гимнастика Воспитатель, инструктор ФК Воспитатель,  психолог, Ежедневно утром Группа, физкультурный зал зал. Группа, кабинеты специалистов Ежедневно во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности Динамические Воспитатель,   Ежедневно между Группа паузы Занятия ЛФК Инструктор ФК различными видами непосредственно образовательной деятельности индивидуально ГруппаСамостоятельная двигательная деятельность детей в помещении и на прогулке Подвижные игры Воспитатель (наблюдение, оказание помощи по просьбе детей) Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,              Ежедневно Ежедневно Группа, игровая площадка, физкультурный зал Группа, физкультурный зал, музыкальный зал,  игровая площадка Объем   лечебно­оздоровительной   работы   и   коррекционной   помощи   детям   и   другие)   регламентируют (ЛФК,   массаж,   занятия   с   психологом   индивидуально в соответствии с медико­педагогическими рекомендациями. Примерный учебный план по обучению основным движениям Примерное распределение учебного времени на различные виды двигательной  деятельности в процессе физкультурных занятий  (при трехразовых занятиях  по физической культуре) 1 год обучения – дети 2­4 летнего возраста, 3 занятия в неделю по 15 минут 2 год обучения – дети 4­5 летнего возраста, 3 занятия в неделю по 20 минут 3 год обучения – дети 5­6 летнего возраста, 3занятия в неделю по 25 минут. Содержание учебного материала  1 год обучения 3­4 года Основной задачей обучения является формирование у детей умения  действовать по показу воспитателя по его указаниям. Упражнения в построении ­  строиться без равнения с помощью воспитателя, держась за веревку рукой, в  круг; вдоль веревки, лежащей на полу. Упражнения в ходьбе ­ ходьба стайкой за воспитателем и к воспитателю с использованием игрушек ­  ходьба друг за другом за воспитателем­ ходьба самостоятельно друг за другом, держась за веревку ­ходьба с хлопками ­ходьба на носках, пятках ­ходьба с перешагиванием через палку Упражнения в беге ­бег стайкой ­бег за воспитателем и самостоятельно ­бег группой ­бег по узенькой дорожке ­бег вдоль веревки, положенной на пол Упражнения в ползание и лазание ­перелезание со страховкой ­ползать по мягким матам ­ползать по наклонным матам ­подползать под веревку ­залезать на препятствия и спускаться с них (мягкие модули) ­лазание по гимнастической стенке (с первой рейки с пролета на пролет) ­лазание вверх по гимнастической стенке удобным для ребенка способом со  страховкой Упражнения в равновесии ­ходьба по узкой и широкой дорожке, по доске, по наклонной плоскости ­ходьба по бревну, скамейке ­ходьба с перешагиванием через предметы, гимнастические палки ­кружение на месте с переступанием, используя платочки, флажки Упражнения в катании, ловле, бросании ­катание мяча в прямом направлении из разных исходных положений ­катание друг другу ­катание мяча в воротики ­бросок мяча от воспитателя и ловля его, и наоборот ­броски мяча из разных исходных положений в прямом направлении ­метание на дальность правой левой рукой Подвижные игры ­игровые упражнения с использованием мяча, платочков, пушистых шариков,  обручей, игрушек Игры с бегом «Бегите ко мне», «Найди свой цвет», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в  гнездышках», «Догони мяч», «Мой веселый звонкий мяч» Игры с бросанием и ловлей«Давай познакомимся», «Кто дальше бросит мяч», «Попади в круг» Игры на ориентировку в пространстве «Найди, где спрятана игрушка», «Найди свое место» 2 год обучения 4­5 лет Упражнения в построении ­строиться в шеренгу, вдоль веревки, в круг, в колонну с использованием  зрительных ориентиров Упражнения в ходьбе ­ходьба группой ­друг за другом по кругу ­вдоль веревки ­парами ­взявшись за руки ­на носках, на пятках ­с изменением положения рук Упражнения в беге ­бег в заданном направлении ­в заданном темпе ­«змейкой» Упражнения в ползание, лазание ­ползание на животе ­по скамейке на четвереньках ­по наклонной доске ­на четвереньках вперед, назад ­перелезание через модули ­лазанье по гимнастической стенке произвольным способом Упражнения в равновесии ­ходьба вдоль веревки, положенной змейкой ­по балансировочной пирамидке ­по бревну с изменением положения рук ­кружение с последующим приседанием по сигналу ­ходьба с перешагиванием рейки лестницы Упражнения в катании, ловле, бросании­прокатывание мячей друг другу ­бросание мяча друг другу ­бросание мяча двумя руками из­за головы через веревку ­бросание мяча вверх и ловля его двумя руками ­отбивание мяча о землю двумя руками ­метание на дальность правой левой рукой ­метание в вертикальную цель Подвижные игры С ходьбой «Огуречик, огуречик», «Займи себе место» С бегом   «Самолеты», «У медведя во бору», «Найди себе пару», «Перебежки  через вращающуюся скакалку» С прыжками  «Зайка серенький сидит» С бросанием и ловлей  «Подбрось­поймай», «Сбей кегли» На ориентировку в пространстве  «Найди, где спрятано», «Прятки 3 год обучения 5­6 лет Упражнения в построении ­самостоятельно по инструкции воспитателя вставать в шеренгу вдоль черты ­равняться по носкам ­в колонну по одному, по два ­в большой, маленький круг Упражнения в ходьбе ­друг за другом в обход зала ­парами ­с изменением положения рук ­на носках, пятках ­с изменением направления ­змейкой ­с остановкой по сигналу ­с предметом в руках Упражнения в беге ­бег за воспитателем ­самостоятельно ­друг за другом ­с изменением направления ­ между  различными  предметами ­врассыпную­в чередовании с ходьбой ­парами ­за мячом, обручем Упражнения в ползании, лазании ­на четвереньках вперед, назад, вправо, влево ­«пластунским способом» ­лазание вверх по гимнастической стенке, переходить приставным шагом на  другой пролет и спускаться вниз Упражнения в метании ­в вертикальную, горизонтальную цель ­на дальность разными способами ­передача друг другу по кругу одного или двух мячей ­передача мяча друг другу броском снизу, а также ударом о пол ­броски мяча о пол и ловля его ­подбрасывание мяча вверх и ловля его ­отбивание мяча двумя руками на месте, в движении Упражнения в равновесии ­ходьба по бревну, скамейке боком приставными шагами ­ходьба по бревну с перешагиванием через предметы ­сохранение равновесия в положении стоя на одной ноге, руки в стороны ­повороты кругом в ходьбе и беге ­изменением направления в беге друг за другом Подвижные игры С ходьбой  «Не оставайся на полу», «Золотые ворота» С бегом  «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси­лебеди» С ползанием «Кто скорее доберется до флажка» С метанием «Попади в обруч», «Сбей кеглю» Примерный комплекс лечебной физкультуры для детей с ОВЗ Упражнения для детей с ОВЗ. Мяч. Больших размеров мячи помогают развить навыки балансировки и  ориентирования, а мяч маленького размера удобно катать, бросать, толкать и  т.д.1. Поставьте малыша спиной к мячу, так, чтобы ноги опирались на мяч, усадите его по центру, откатите назад. Это помогает развить равновесие. 2. Возьмите мяч, соответствующий росту ребенка, положите малыша на живот,  прямые руки вытянуть вперед. Толкните мяч вперед, держа ребенка на бедра –  так вы вызовите реакцию полного разгибания. 3. Покачивая мяч с лежащим на нем ребенком, добивайтесь снижения  мышечного тонуса. Главное – не переусердствовать, есть опасность вызвать  переразгибание. Упражнения для детей с ОВЗ. Мягкие модули. «Валик». Валик должен соответствовать состоянию, росту ребенка. Используются они  для стабилизации мышечного тонуса, тренировки вестибулярного аппарата. 1. Положите ребенка животом на валик, встаньте перед ним – это заставит  ребенка удерживать голову прямо, оставаясь на прямых ногах. 2. Пусть ребенок, лежа животом на валике, старается дотянуться до  предметов. Стоя на четвереньках, опираясь на валик, перенести вес с рук на  ноги и обратно. 3. Посадите ребенка на валик, плотно прижав стопы к полу, туловище слегка  наклонить вперед, ладони плотно прижать к валику, пропустив между колен.  Медленно покачивайте валик в разные стороны, ребенок должен постараться  удержать тело в первоначальном положении. 4. Посадите ребенка на валик, покачивайте его, а ребенок должен, вытянув  ноги вперед, удерживать равновесие. Потом пусть покачается сам,  отталкиваясь ногами от пола, при этом держа тело в исходном положении. Мягкие модули. «Уголок». Используется для обучения навыкам удержания равновесия при положении  сидя. 1. Положите ребенка на живот, перенесите вес на плечи и локти, прямые  предплечья. 2. Ребенок лежит на животе, плечи на высокой части уголка, голова без опоры.  пусть ребенок пытается дотянуться до предметов. Мягкие модули. «Черепаха». Стимуляция вестибулярного аппарата. 1. Сидя по­турецки на перевернутом панцире, ребенок пытается удержать  равновесие. Вы раскачиваете панцирь. 2. Сидя на панцире, удерживает равновесие, играя с мячом. Упражнения для детей с ОВЗ . Доска. Используется для развития укрепления мышц туловища, координации рука­ глаз и эквилибристической реакции. 1. Залезть и слезть с доски с различных сторон.2. Посадить ребенка по­турецки, раскачивайте доску. Ребенок пытается  удержать равновесие. 3. Сидя на доске, ребенок имитирует плавание. 4. Сидя на корточках, качает головой из стороны в сторону, потом фиксирует  взгляд на предмете. 5. Стоя или сидя, медленно покачиваться взад­вперед. Желательно включить  музыку. Примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики : 1.И.п.: о.с., руки к плечам. 1 ­ наклон вправо, руки в стороны, кисти разогнуть;  2 ­ и.п.; 3 ­ наклон влево, руки в стороны, кисти разогнуть; 4 ­ и.п.; 5 ­ наклон  вправо, шаг левой влево, руки вверх, пальцы врозь; 6 ­ и.п.; 7 ­ наклон влево,  шаг правой вправо, руки вверх, пальцы врозь; 8 ­ и.п. 8­16 раз. Темп средний. 2.И.п.: стойка ноги врозь, руки за голову. 1­2 ­ два пружинящих наклона  вправо; 3 ­ поворот туловища направо; 4 ­ и.п. То же в другую сторону. По 8­16 раз. Темп средний. 3.И.п.: о.с., руки вверх, кисти в замок. 1 ­ наклон назад, правая назад на носок;  2 ­ и.п. То же с другой ноги. По 8 раз. Темп средний. 4.И.п.: широкая стойка ноги врозь. 1 ­ наклон вперед, руками коснуться пола; 2 ­ поворот туловища направо, правая рука в сторону­назад; 3­4 ­ то же вдругую  сторону. По 4­8 раз. Темп средний. 5.И.п.: стойка на коленях, руки к плечам. 1 ­ поворот туловища направо, правую руку в сторону­назад, левую руку вверх; 2 ­ и.п. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп средний. 6.И.п.: стойка на коленях, руки за голову. 1­2 ­ два пружинящих поворота  туловища направо; 3­4 ­ два пружинящих поворота туловища налево; 5­6 ­ сед  на пятки с небольшим наклоном назад, руки вперед ладонями кверху; 7­8 ­ и.п.  4раза. Темп средний. 7.И.п.: стойка на коленях, руки вперед, кисти разогнуть; 1­2 ­ сесть на правое  бедро, руки влево; 3­4 ­ то же в другую сторону. По 4­8 раз. Темп средний. 8.И.п.: стойка на левом колене, правую в сторону на носок, руки в стороны. 1­2  ­ наклон к правой ноге, левой рукой коснуться правого носка, правую руку  назад; 3­4 ­ и.п. То же в другую сторону. По 4­8 раз. Темп средний. 9.И.п.: то же. 1­2 ­ наклон к правой ноге, головой коснуться правого колена,  руки назад; 3­4 ­ и.п. То же в другую сторону. По 4 раза. Темп средний.10.И.п.: стойка на коленях, ноги врозь. 1­3 ­ три пружинящих наклона к  правому колену, руки в стороны; 4 ­ и.п. То же в другую сторону. По 4 раза.  Темп средний. 11.И.п.: сед на левом бедре с упором на левую руку. 1 ­ выпрямить правую ногу и руку в сторону; 2 ­ согнуть правую ногу и руку влево; 3 ­ выпрямить правую  ногу и руку в сторону; 4 ­ и.п. 4 раза. То же в другую сторону. Темп средний. 12.И.п.: упор на коленях. 1­2 ­ правую назад на носок, левую руку вверх; 3­4­  и.п., расслабить мышцы спины. То же в другую сторону. По 8 раз. Темп  медленный и средний. 13.И.п.: упор на правом колене, левую ногу в сторону. 1 ­ согнуть руки; 2 ­ и.п.  То же с другой ноги. По 4­8 раз. Темп средний. 14.И.п.: сед ноги врозь, руки вверх, кисти в замок. 1­3 ­ три пружинящих  поворота туловища направо; 4 ­ и.п. То же налево. По 4­8 раз. Темп средний. 15.И.п.: сед ноги скрестно, руки в стороны. 1 ­ наклон вправо, правая рука за  спину, левую согнуть вверх; 2 ­ и.п. То же в другую сторону. По 4­8 раз. Темп  средний. 16.И.п.: лежа на левом боку с упором на правую руку, левая рука вверх. 1 ­ мах правой ногой в сторону; 2 ­ и.п.; 3 ­ мах правой согнутой ногой в сторону; 4 ­  и.п. То же в другую сторону. 8­16 раз. Темп средний. 17.И.п.: лежа на спине, руки в стороны. 1 ­ ноги врозь; 2 ­ ноги скрестно  приподнять над полом; 3 ­ то же, что на счет 1; 4 ­ и.п. Во время выполнения  упражнения поясницу прижимать к полу. 8 раз. Темп медленный. 18.И.п.: лежа на спине, руки за голову. 1­2 ­ приподнять над полом верхнюю  часть туловища; 3­4 ­ и.п., расслабиться; 5­6 ­ ноги вперед (до угла 30° от  пола); 7­8 ­ и.п., расслабиться. 4­8 раз. Темп средний и медленный. 19.И.п.: лежа на спине, руки вверх. 1­2 ­ наклон вправо, руки за голову; 3­4 ­  и.п., потянуться вверх. То же в другую сторону. По 4­8 раз. То же с  пружинящими наклонами. Темп медленный. 20.И.п.: лежа на животе, правую руку вверх, левую вниз. 1 ­ прогнуться, руки  скрестно перед собой; 2 ­ левую руку вверх.правую вниз; 3­4 ­ то же в другую  сторону; 4­8 раз, не возвращаясь в исходное положение. Темп средний. 21.И.п.: упор лежа на предплечьях. 1­2 ­ упор лежа на бедрах, прогнуться,  поворот головы направо, посмотреть на пятки; 3­4 ­ и.п., расслабиться. То же в  другую сторону. По 4­8 раз. Темп медленный.22. И.п.: лежа на животе, кисти под подбородок. 1­2 ­ наклон вправо, голову  приподнять, правую ногу согнуть, коснуться коленом локтя правой руки; 3­4  ­и.п., расслабиться. То же в другую сторону. По 4­8 раз. Темп медленный. 23.И.п.: лежа на животе, руки вверх. 1­2 ­ правую руку за спину, левую приподнять над полом, левую ногу в  сторону; 3­4 ­ и.п., расслабиться. 4­8 раз. То же в другую сторону. Темп средний. 24.И.п.: лежа на животе, руки в стороны. 1 ­ мах правой ногой назад; 2 ­ правую ногу скрестно за левую, носком коснуться пола; 3 ­ мах правой назад; 4 ­ и.п.  То же с другой ноги. По 4­8 раз. Темп средний. 25.И.п.: лежа на животе, кисти под подбородок. Поочередное сгибание ног  назад. То же с разогнутыми стопами. 8­16 раз. Темп средний.          Выполняя упражнения, дети должны дышать через нос, не задерживая  дыхание. Следует учитывать также, что формированию правильной осанки  способствуют упражнения с предметами. С помощью их можно усилить  эффект воздействия на отдельные мышечные группы.          Работая с телом, можно добиться нормализации поз и положения  конечностей, снижения мышечного тонуса, уменьшения или даже преодоления  насильственных движений. Постепенно малыш учится правильно ощущать свои  движения, положение частей тела, а это самый мощный стимул для  совершенствования двигательных навыков.                Только разумные занятия спортом и физической культурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект.         При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья,  уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Оздоровительный  эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с  повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и  физической работоспособности. Выполнение физических упражнений  положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя  развитию дегенеративных изменений. Увеличивается приток лимфы к  суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики заболеваний опорно­ двигательного  аппарата. Все эти данныесвидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий  оздоровительной физической культурой на организм  ребенка. Контрольно – учетный блок Методика проведения диагностики Обследование детей с ограниченными возможностями это способ выявления  двигательной деятельности, а именно изучение потенциальных возможностей  его двигательной сферы. Для контроля над качеством развития движений в  начале (таблица №1­2) и в конце учебного года ( таблица №3) проводится  диагностирование детей. Предложенные ниже параметры оценки  проводятся с детьми  индивидуально    подгруппой Задания предлагаются не на одном занятии, а на протяжении нескольких. Оценка уровня развития движений Оптимальный уровень ­  задание выполнено самостоятельно Средний уровень ­  задание выполнено по показу или по подражанию Ниже среднего ­  задание не выполнено  ни по подражанию, ни по показу Выявленные данные фиксируются в таблице №3 в виде цветов (красный,  зеленый, желтый). Комментарии к проведению диагностического обследования  Все задания предлагаются в форме игры  Перед началом обследования дать детям четкую инструкцию  На одном занятии дается не более 2­3 заданий Параметры оценки развития движений: Первый год обучения (3­4 года) Ходьба ­  ходить прямо, поднимая ноги ­ ходить с сохранением заданного воспитателем направления­ходить  с выполнением задания воспитателя Бег ­бегать с изменением направления ­ бегать «змейкой» ­ бегать врассыпную Равновесие ­ сохранять равновесие по ограниченной плоскости ­ уверенно ходить по пирамидкам разной высоты ­ свободно перешагивать через предметы ­ кружиться Ползание, лазанье ­ ползать на четвереньках вперед, назад ­ ползать на животе ­ лазать по гимнастической стенке с пролета на пролет (1­2 рейка) Катание ­ катать мяч в прямом направлении ­ катать мяч в заданном направлении ­ катать мяч в паре Бросание ­ бросать мяч двумя руками в прямом направлении из разных исходных  положений ­ ударять мячом о пол двумя руками ­ бросать предметы правой, левой рукой вдаль Ловля ­ бросать мяч вверх 2­3 раза подряд и ловить его. Второй год обучения (4­5 лет) Ходьба ­  ходить с разным положением рук ­ ходить со сменой ведущего ­ ходить с изменением направления Бег ­бегать в разных направлениях ­ бегать с изменением темпа ­ бегать «челночком» Равновесие ­ ходить по гимнастической скамейке, бревну ­ ходить по наклонной доске ­ перешагивать через предметы с мешочком на голове ­ перешагивать через набивные мячи с разным положением рук Ползание, лазанье ­ ползать разными способами­ подлезать под веревку правым, левым боком ­ пролезать в обруч ­ перелезать через гимнастическую скамейку и подлезать под нее ­ лазать по гимнастической стенке с пролета на пролет вправо влево Катание ­ катать мяч, обруч в паре ­ катать мяч между предметами Бросание, ловля ­ бросать мяч в паре способом из­за головы  и снизу ­ ловить мяч в паре ­ перебрасывать мяч через веревку способом из­за головы двумя руками и  одной ­ бросать мяч вверх и ловить его 4­5 раз подряд ­ отбивать мяч о землю двумя руками 5 раз подряд Метание ­ метать предметы на дальность ­ метать в вертикальную цель ­ метать в горизонтальную цель Третий год обучения (5­6лет) Ходьба ­ ходить с выполнением различных заданий воспитателя Бег ­ бегать с преодолением препятствий ­ бегать парами ­ бегать в чередовании с ходьбой Равновесие ­ ходить по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы ­ раскладывать и собирать предметы ­ прокатывать перед собой мяч Ползание, лазанье ­ ползать на четвереньках между предметами ­ ползать на четвереньках толкая головой мяч ­ перелезать через несколько предметов подряд ­ лазать по гимнастической стенке вверх, вниз со страховкой Бросание, ловля, метание ­ принимать правильное исходное положение ­ бросать мяч вверх и ловить его двумя руками не менее 10 раз ­ перебрасывать мяч друг другу стоя, сидя ­ ловить мяч в паре с заданием ­ ударять мяч о землю и ловить его двумя руками на месте, в движении ­ бросать набивной мяч способом из­за головы­ метать предметы вдаль ­ метать в горизонтальную и вертикальную цельФ.И. ребенка_______________________________________________________ Схема обследования детей, имеющих сложные двигательные нарушения №                                          Параметры обследования двигательных возможностей Таблица №2 Первичное обследование Дата__________ Возраст_________ Динамика Дата____________ 1 2 3 4 5 Возраст__________                                                                                       Нарушение координации движений легкая средняя тяжелая                                                                                      Способ передвижения самостоятельно с помощью ходунков по стенке с помощью взрослого                                                                                      Нарушение функций рук правой левой обеих                                                                                       Ведущая рука правая левая                                                                                       Нарушение функций ног правой левой обеих6 7 8                                                                                      Недоразвитие мелкой моторики правой руки левой руки обеих рук                                                                                      Моторика кистей и пальцев рук отсутствие хватания есть хватание, но не может  манипулировать моторика ограничена сохранная                                                                                      Согласованность действий рук отсутствует недостаточная нормальная гиперкинезы пальцев Уровни двигательных возможностей: ­ низкий  ­ ниже среднего ­ средний ­ оптимальныйДиагностическая карта по развитию движений  у детей с ДЦП   Таблица №3  № п/п Фамилия, имя ребенка Ходьба Беговые упражнения  Катани е Бросание Ловля Ползание  лазание Примечание метание                Красный цвет – оптимальный уровень Зеленый цвет – средний уровень Желтый цвет – ниже среднего