Адаптивные программы для детей с умственной отсталостью (легкая степень) на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под ред. И.М. Бгажноковой, находящихся на домашнем обучении
Оценка 4.9

Адаптивные программы для детей с умственной отсталостью (легкая степень) на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под ред. И.М. Бгажноковой, находящихся на домашнем обучении

Оценка 4.9
Домашнее обучение
docx
математика
3 кл
06.01.2017
Адаптивные программы для детей с умственной отсталостью (легкая степень) на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под ред. И.М. Бгажноковой, находящихся на домашнем обучении
раб пр. математике 3 кл..docx

Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа Ильский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №52

поселка городского типа Ильского

муниципального образования Северский район

 

                                                                                                               УТВЕРЖДЕНО

 

                                                                      решением педагогического совета

                                                                      от «28»08. 2015 года протокол № 1

                                                                      Председатель _______ Купреева Т.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по    математике

 

Уровень образования (класс)  начальное общее образование  3 класс

                                               (Индивидуальное обучение на дому)

 

Количество часов                    136 ч                

 

 

Учителей                                 Иноземцева Оксана Васильевна

 

 

Рабочая программа разработана  на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под ред.И.М.Бгажноковой.Авторы программы:  М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова, «Просвещение», Москва, 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

                   Рабочая программа по математике   для 3 класса  составлена  на основе авторской программы «Математика. 0 - 4 классы» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2011 год и разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

2.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.№253)

3.Адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под ред. И. М. Бгажноковой. Авторы программы:  А. К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская, «Просвещение», Москва, 2011 г.

5. Учебный план школы.

6.Устав школы.

     Цель: подготовить учащихся с интеллектуальным недоразвитием к социальной реабилитации адаптации в современном обществе. Формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов.

     Задачи: подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов, воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности. Максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения

2.Общая характеристика учебного предмета.

                Рабочая программа  по математике для 3 класса разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации. В рабочей программе реализованы современные подходы к формированию у учащегося математических знаний и умений, в основе которых лежит принцип коррекционно-развивающей направленности обучения. 

          В курсе математики изучается «Арифметика» и «Элементы наглядной геометрии». Учащиеся должны не только овладеть определённым объёмом математических знаний, но уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объёма и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счёт», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики даётся геометрический материал на различение простейших геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертёжными приборами. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного и вычислительного характера.

    Самое серьёзное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей.

     В результате изучения дисциплины ученик должен усвоить следующие базовые представления: о круглых десятках в пределах 100,   о получении двузначных чисел из десятков и единиц; о разложении полных двузначных чисел на десятки и единицы,  о счёте в пределах 100 разрядными единицами и равными числовыми группам в прямой и обратной последовательности,  о счёте порядковом и количественном, об увеличении и уменьшении числа на несколько десятков и единиц, о сётных и нечётных числах,  об однозначных и двузначных числах, о единицах измерения стоимости, длины, массы, времени, ёмкости; о соотношениях единиц измерения стоимости, длины, времени; о действиях умножения и деления на равные части, о порядке действий I  и  II ступени, о названиях компонентов и результатов действий сложения, вычитания, а также умножения и деления, о центре и радиусе окружности (круга, о многоугольнике и названии его элементов, о прямоугольнике (квадрате) и свойствах его сторон и углов, о новом названии сторон в прямоугольнике: противоположные.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

           В связи с тем, что программа  не предусматривает деление  количества часов по темам, то в рабочей программе произведена градация разделов и тем по часам. Учебным планом предусматривается 4 часа в неделю, поэтому количества часов  соответствует учебному плану.

         Общий объём учебного времени по учебной дисциплине "Математика" составляет  136 часов.

Таблица тематического распределения количества часов.

 

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая  программа

 

 

 

136

1.

Повторение

 

6

2.

Нумерация

 

21

3.

Единицы измерения и их соотношения

 

28

4.

Арифметические действия

 

45

5.

Арифметические задачи

 

8

6.

Геометрический материал

 

16

7

Повторение изученного материала за год

 

11

 

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения дисциплины ученик должен знать:

  • о круглых десятках в пределах 100;
  • о получении двузначных чисел из десятков и единиц;
  • о разложении полных двузначных чисел на десятки и единицы;
  • о счёте в пределах 100 разрядными единицами и равными числовыми группам в прямой и обратной последовательности;
  • о счёте порядковом и количественном;
  • об увеличении и уменьшении числа на несколько десятков и единиц;
  • о чётных и нечётных числах;
  •  об однозначных и двузначных числах;
  • о единицах измерения стоимости, длины, массы, времени, ёмкости; о соотношениях единиц измерения стоимости, длины, времени;
  • о действиях умножения и деления на равные части, о их связи и взаимной обратности;
  • о переместительном свойстве умножения;
  • о порядке действий I  и  II ступени;
  • о названиях компонентов и результатов действий сложения, вычитания, а также умножения и деления;
  • о центре и радиусе окружности (круга);
  • о многоугольнике и названии его элементов;
  • о прямоугольнике (квадрате) и свойствах его сторон и углов, о новом названии сторон в прямоугольнике: противоположные.

 

  • Учащиеся должны уметь:
  • получать, называть, сравнивать,  записывать  круглые  десятки;
  • считать круглыми десятками в пределах 100   в прямой и обратной  последовательности;

§  получать двузначные  числа  из десятков и единиц; раскладывать двузначные числа на десятки и единицы;

  • откладывать на абаке, счётах, линейке любые числа в пределах 100 разными способами;
  • считать в прямой и обратной последовательности по единице и равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4, в пределах 100;
  • различать однозначные и двузначные, чётные и нечётные  числа;
  • сравнивать числа в пределах 100;
  • увеличивать и уменьшать количество и число в несколько раз
  • пользоваться единицами измерения стоимости (рубль, копейка), длины (метр), массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, месяц, год), ёмкости (литр); соотносить изученные меры ;
  • различать числа, полученные при счёте и измерении;
  • определять порядок месяцев в году;
  • пользоваться различными табель-календарями, отрывными календарями;
  • определять время с точностью до получаса, до четверти часа, до 5 минут (двумя способами);
  • употреблять в речи названия компонентов действий сложения и вычитания;
  • складывать и вычитать числа с переходом через десяток в пределах 20;
  • называть арифметические действия умножения и деления (на равные части);
  • пользоваться таблицами умножения и деления чисел в пределах 20;
  • решать примеры на порядок действий и со скобками;
  • решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, на деление на равные части, на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на нахождение стоимости по цене и количеству и составные задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач;
  • находить точку пересечения линий (отрезков);
  • называть, показывать окружность, круг, дугу, центр, радиус;
  • чертить окружности разных радиусов;
  • называть, показывать многоугольник и его элементы;
  • чертить многоугольник по заданным точкам (вершинам);
  • измерять стороны многоугольника;
  • называть и показывать противоположные стороны прямоугольника (квадрата);
  • называть свойства сторон и углов прямоугольника (квадрата).

 

5. Содержание учебного предмета.

3 класс ( 136 ч )

Повторение ( 6ч).

Отрезок числового ряда от 11 до 20.

Счёт в пределах 20 (количественный, порядковый).

Сложение и вычитание, название компонентов и результатов действий.

II.    Нумерация  (21ч.)

Нумерация чисел в пределах 100.

Получение и запись круглых десятков.

Счёт десятками до 100. 

Запись круглых десятков.

Получение  полных двузначных чисел из  десятков и единиц, их запись.

 Разложение  полных двузначных чисел на десятки и единицы. 

Числовой ряд 1 -100.

Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). 

Присчитывание и отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5,  по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности).

Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду;  сравнение чисел по количеству десятков и единиц. 

Числа чётные и нечётные.

III.   Единицы измерения и их соотношения.  (28ч.)

Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. 

Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.)  одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.)

 Размеры бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты  50 к.)  по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.). 

Соотношение: 1 р. =100 коп.

Единицы измерения длины: метр. Обозначение: 1 м.

Соотношение: 1 м. =10 дм., 1 м. =100 см.

 Единицы измерения  массы: килограмм.  Обозначения: 1 кг.

Единицы измерения  ёмкости: литр.  Обозначения: 1 л.

 Единицы измерения  времени: минута, год. 

 Обозначения: 1 мин., 1 год.                  

Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут.=24 ч., 1мес.=28, 29, 30, 31 сут., 1 год=12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.

Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения.

Сравнение записей,  полученных при счёте и  измерении.

 Определение времени  по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин. (10ч. 45 мин., без 15 мин.  11ч.) с точностью до часа.

 IV.   Арифметические действия.  45ч).

     Называние компонентов и результатов действий сложения и вычитания (в речи учителя).   Сложение и вычитание в пределах 20  с  переходом через  десяток. Сложение и  вычитание  чисел в пределах 100 без перехода через разряд  (60+30, 60+7,  60+17,65+1,61+7,  61+27, 61+9, 61+29, 92+8, 61+39  и соответствующие случаи вычитания).   Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.

    Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых. Знак умножения «х».  Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением.  Запись и чтение действия умножения.  Деление на две равные части, или пополам.  Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5  равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «:».  Чтение действия деления.

     Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).

    Таблица  деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя).  Взаимосвязь действий умножения и деления.

     Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, и деления на 3,  4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения.  Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

     Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

      Скобки.  Действия  I  и  II  ступеней. Порядок выполнения действий в примерах со скобками.

V.    Арифметические задачи.  (8ч.)

 Простые  арифметические  задачи  на нахождение произведения, частного (деление на равные части);  увеличение в несколько раз,  уменьшение  в  несколько  раз.

Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

Составные арифметические задачи в два действия, составленные из раннее решаемых простых задач.

VI. Геометрический материал ( 16ч.)

 Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному.

  Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.

 Обозначение точки пересечения  буквой.

  Окружность, круг.  Циркуль.  Центр и радиус.

  Построение окружности с помощью циркуля. 

  Обозначение центра окружности буквой О.

  Дуга как часть окружности.

  Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника.

  Название многоугольника в зависимости от количества углов. 

  Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. 

  Четырёхугольник.

   Прямоугольник (квадрат). 

  Противоположные стороны.  Свойства сторон, углов.

VII. Повторение изученного материала за год (11 ч.)

6. Тематическое планирование.

3 класс ( 136 ч)

№ п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

I

Повторение

 

6

   Отрезок числового ряда от 11 до 20.   Счёт в пределах 20 (количественный, порядковый). Сложение и вычитание, название компонентов и результатов действий.

II.

Нумерация.

21

Нумерация чисел в пределах 100.

Получение и запись круглых десятков.

Счёт десятками до 100. 

Запись круглых десятков.

Получение  полных двузначных чисел из  десятков и единиц, их запись.

 Разложение  полных двузначных чисел на десятки и единицы. 

Числовой ряд 1 -100.

Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). 

Присчитывание и отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5,  по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности).

Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду;  сравнение чисел по количеству десятков и единиц. 

Числа чётные и нечётные.

III.

Единицы измерения и их соотношения.

28

Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. 

Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.)  одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.)

 Размеры бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты  50 к.)  по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.). 

Соотношение: 1 р. =100 коп.

Единицы измерения длины: метр. Обозначение: 1 м.

Соотношение: 1 м. =10 дм., 1 м. =100 см.

 Единицы измерения  массы: килограмм.  Обозначения: 1 кг.

 Единицы измерения  ёмкости: литр.  Обозначения: 1 л.

 Единицы измерения  времени: минута, год. 

 Обозначения: 1 мин., 1 год.                  

Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут.=24 ч., 1мес.=28, 29, 30, 31 сут., 1 год=12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.

Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения.

Сравнение записей,  полученных при счёте и  измерении.

 Определение времени  по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин. (10ч. 45 мин., без 15 мин.  11ч.) с точностью до часа.

IV.

Арифметические действия.

51

Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. 

Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.)  одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.)

 Размеры бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты  50 к.)  по 5 р., 10 р. (монет по 5 коп., 10 коп.). 

Соотношение: 1 р. =100 коп.

Единицы измерения длины: метр. Обозначение: 1 м.

Соотношение: 1 м. =10 дм., 1 м. =100 см.

 Единицы измерения  массы: килограмм.  Обозначения: 1 кг.

Единицы измерения  ёмкости: литр.  Обозначения: 1 л.

Единицы измерения  времени: минута, год. 

 Обозначения: 1 мин., 1 год.                   

Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут.=24 ч., 1мес.=28, 29, 30, 31 сут., 1 год=12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.

Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения.

Сравнение записей,  полученных при счёте и  измерении.

 Определение времени  по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин. (10ч. 45 мин., без 15 мин.  11ч.) с точностью до часа.

V.

Арифметические задачи.

6

Простые  арифметические  задачи  на нахождение произведения, частного (деление на равные части);  увеличение в несколько раз,  уменьшение  в  несколько  раз.

Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

Составные арифметические задачи в два действия, составленные из раннее решаемых простых задач.

VI.

Геометрический материал.

24

Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному.

Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.

Обозначение точки пересечения  буквой.

Окружность, круг.  Циркуль.  Центр и радиус.

 Построение окружности с помощью циркуля. 

 Обозначение центра окружности буквой О.

 Дуга как часть окружности.

 Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника.

 Название многоугольника в зависимости от количества углов. 

 Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. 

Четырёхугольник. Прямоугольник (квадрат).Противоположные стороны. Свойства сторон, углов.

VII

Повторение изученного материала за год

11 ч

 

 

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Печатные пособия.

Учебник  «Математика» для 3  класса специальных общеобразовательных (коррекционных)  школ. Автор:  В.В.Эк.    Издательство  «Просвещение»,   Москва, 2002 год.

Технические средства обучения.

     1. Ноутбук

                                                  

СОГЛАСОВАНО                                                                                 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                          Заместитель директора по МР

методических объединений                                            __________ Миколаевская Н.В.

учителей начальных классов                                                      «___ » ________  2015 г.

МБОУ СОШ№52

от  «__»_____2015 г  № __                                                  

 ______________ Бакулина Л.В.                                            


 

Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа

Краснодарский край, Северский район, поселок городского типа

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В рабочей программе реализованы современные подходы к формированию у учащегося математических знаний и умений, в основе которых лежит принцип коррекционно-развивающей направленности обучения

В рабочей программе реализованы современные подходы к формированию у учащегося математических знаний и умений, в основе которых лежит принцип коррекционно-развивающей направленности обучения

В связи с тем, что программа не предусматривает деление количества часов по темам, то в рабочей программе произведена градация разделов и тем по часам

В связи с тем, что программа не предусматривает деление количества часов по темам, то в рабочей программе произведена градация разделов и тем по часам

I и II ступени; о названиях компонентов и результатов действий сложения, вычитания, а также умножения и деления; о центре и радиусе окружности (круга); о многоугольнике…

I и II ступени; о названиях компонентов и результатов действий сложения, вычитания, а также умножения и деления; о центре и радиусе окружности (круга); о многоугольнике…

Содержание учебного предмета. 3 класс ( 136 ч )

Содержание учебного предмета. 3 класс ( 136 ч )

Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р

Монета 50 коп., бумажные купюры достоинством 50 р

Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз

Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков

Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков

Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут

Соотношения: 1ч.=60 мин., 1сут

Сравнение записей, полученных при счёте и измерении

Сравнение записей, полученных при счёте и измерении

VI. Геометрический материал

VI. Геометрический материал
Скачать файл