Аденоиды и речевые нарушения у детей

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды. Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.
Иконка файла материала Аденоиды и речевые нарушения у детей.doc
Аденоиды и речевые нарушения у детей Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.  Аденоиды   –   избыточное   разрастание   носоглоточной   миндалины,   которое   ведёт   к затруднённому   носовому   дыханию   или   к   полной   невозможности   дышать   носом.   Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют   своими   движениями   реснички   в   носовых   ходах)   и   несогретый   (в   норме воздух   согревается,   проходя   через   носовую   полость).   Это   влечёт   целый   ряд физиологических изменений в организме ребёнка. В таком случае  миндалины  глотки  не могут дезинфицировать  поступающий  в ротовую полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических   примесей,   к   чему   они   не   приспособлены.   Поэтому   они   часто гипертрофируются   и   превращаются   из   органов   дезинфекции   в   рассадник   инфекций, открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным изменениям. Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание. В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда   аденоиды   служат   источником   часто   повторяющихся   острых   воспалений   и хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка. В   результате   затруднения   оттока   крови   и   лимфы   от   головного   мозга,   вызванного застойными   явлениями   в   полости   носа   от   воздействия   аденоидов,   у   детей   нередко возникают  головные  боли.   Это  воздействие   происходит  по  типу  механического  сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления. Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием  холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании  ведут к тому, что мозг ребёнка   постоянно   находится   в   состоянии   кислородной   недостаточности   (в   состоянии гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности   таких   детей.   У   них   наблюдается   повышенная   утомляемость,   снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы. Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной   степени   отвисание   нижней   челюсти),   сглаженность   носогубных   складок, амимичное выражение лица. Описанная   выше   патология   физиологического   развития   неизбежно   влечёт   за   собой тяжёлые речевые нарушения у детей.Нарушения физиологического  дыхания   ведут к  изменениям  речевого  дыхания.  Речевой выдох   становится   коротким.   Фразы,   речевое   высказывание   неожиданно   прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в   результате   чего   нарушается   паузация,   и,   как   следствие   этого,   нарушаются   темпо­ ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога. У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии   носовой   резонатор   полностью   или   частично   выключается   из   процесса голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим,   лишается   своей   выразительности,   интонированности,   модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:  а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением,   к   замене   одних   гласных   другими   ([дама]   =   [дыма])   и,   следовательно,   к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа; б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков (от ~ 1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами), что тоже затрудняет фонематический анализ   произносимых   ребёнком   слов,   членение   слов   на   слоги   в   дальнейшем   является причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза; в)   к   нарушению   произносительной   дифференциации   (из­за   сильного   носового   оттенка голоса) таких звуков, как л, м­б­п, н­д­т ("мебель" = "небель", "Мила" = "мина", "мне" = "не", "Дина" = "Нина", "день" = "нень", "ладно" = "лано" и т.д.)  г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из­ за   глухости   голоса):   б­п,   г­к,   д­т,   ж­ш,   з­с,   в­ф   и   их   мягких   вариантов,   как   по   типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной акустической дисграфии. Аденоиды у детей являются  причиной неразвитости, слабости периферического  отдела речевого анализатора: 1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации; 2)   неразвитости,   слабости   мышц   языка,   особенно   его   кончика   и   спинки,   что   является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть   вход   в   ротовую   полость   от   воздействия   холодного   воздуха.   Это   ведёт   к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:  а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.в)   нарушение   произношения   йотированных   и   нейотированных   гласных,   нарушение   их произносительной и слуховой дифференциации г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров. 3)   неразвитость,   вялость   верхней   губы   у   детей   с   аденоидами   ведёт   к   нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога "в"). Описанная   выше   речевая   патология,   являющаяся   следствием   воздействием   аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.