Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка.
Аденоиды и речевые нарушения у детей
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям
речи у детей, являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к
затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда
воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный (в норме очищение воздуха
осуществляют своими движениями реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме
воздух согревается, проходя через носовую полость). Это влечёт целый ряд
физиологических изменений в организме ребёнка.
В таком случае миндалины глотки не могут дезинфицировать поступающий в ротовую
полость воздух, как это происходит в норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых
механических примесей, к чему они не приспособлены. Поэтому они часто
гипертрофируются и превращаются из органов дезинфекции в рассадник инфекций,
открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь
причиной частых ангин, бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к
деструктивным изменениям.
Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.
В складках аденоидов содержится обильная бактериальная флора (хронический аденоид).
Тогда аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и
хронических заболеваний носоглотки (ринитов, синуитов, отитов, воспалений пазух носа и
т.д.), что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.
В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного
застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко
возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия
кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику
(питание) головного мозга и затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления
или ослабления.
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим
действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг
ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности (в состоянии
гипоксии), а это ведёт, в свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной
истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в
гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение
работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические
процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности,
так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы,
различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок,
амимичное выражение лица.
Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой
тяжёлые речевые нарушения у детей.Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой
выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются
необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох,
в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо
ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит
на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос
приобретает сильный носовой оттенок (так называемая закрытая ринолалия). При закрытой
ринолалии носовой резонатор полностью или частично выключается из процесса
голосообразования, и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится
глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности,
возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь,
приводит:
а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под
ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к
трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков (от ~
1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами), что тоже затрудняет фонематический
анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является
причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;
в) к нарушению произносительной дифференциации (изза сильного носового оттенка
голоса) таких звуков, как л, мбп, ндт ("мебель" = "небель", "Мила" = "мина", "мне" =
"не", "Дина" = "Нина", "день" = "нень", "ладно" = "лано" и т.д.)
г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из
за глухости голоса): бп, гк, дт, жш, зс, вф и их мягких вариантов, как по типу
оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что
зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может
явиться причиной акустической дисграфии.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела
речевого анализатора:
1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;
2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является
результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически
прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к
нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной
дифференциации
б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной
и слуховой дифференциации.в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их
произносительной и слуховой дифференциации
г) трудности, часто невозможность артикулирования соноров.
3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению
произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких
согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога "в").
Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов,
создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников: стёртой формы дизартрии,
нарушения фонематического слуха, а иногда и общего недоразвития речи.