АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
Оценка 4.8
Документация +6
doc
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл
26.01.2017
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ в 9 классе
ТЕМА урока: АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА
Цели урока :
- расширить знания о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомиться с её адресатам;
- отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова;.
- совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Урок по Лермонтову.doc
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА
Цели:
расширить знания о любовной лирике М. Ю. Лермонтова, познакомиться с её
адресатам;
отметить мотивы любовной лирики М. Ю. Лермонтова;.
совершенствовать навыки анализа поэтического текста.
Эпиграф
Пускай историю страстей и дел моих
Хранят далекие потомки.
Ход уроков
I. Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания:
1. Перечислить основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.
2. Чтение (наизусть) стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»
II. Слово учителя.
Вы, конечно, догадались, что на этом уроке мы с вами поговорим о жизни
сердца в поэзии М.Лермонтова, о том, как он любил, как он страдал.
Исследователи отмечают такую особенность интимной лирики
Лермонтова, как стремление передать в ней собственные философские
переживания, свое отношение к миру, вызванное любовью.
«Гимн чистоте, нежности, душевной красоте», сказал Сергей Наровчатов о
лирике любви в творчестве Лермонтова
Запишите тему урока и эпиграф.
III. Новый материал.
А как вы считаете, что такое любовь?
В большинстве стихотворений Лермонтова о любви она является в
трагическом облике. Кокетливая Екатерина Сушкова заставила юношу испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман. Ей
посвящено стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году.
Об одном и том же событии Михаил Лермонтов и Екатерина Сушкова
вспоминают поразному.
Вот, например, отрывок из записок Е. А. Сушковой: «Он дряхлою
дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему
мелких денег... "Пошли вам Бог счастие, добрые господа; а вот намедни
приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо
мной; наложили полную чашечку камушков, Бог с ними!.."»
А вот как воссоздал это событие М. Ю Лермонтов: (чтение
стихотворения)
Куска лишь хлеба он просил
И взор являл живую муку,
И ктото камень положил
В его протянутую руку...
Сравните описание нищего Лермонтова с описанием Сушковой.
Лермонтов не только изменил реальный факт, но и заменил смиренную
речь нищего ярким и выразительным его описанием: не «камушки» кладут, а
камень, не в «чашечку», а в протянутую руку. Оставлено в стихотворении
только то, что подчеркивает бессердечие «дающих», их издевательство над
несчастным. Все это вызывает чувство гнева против кощунства.
Насколько уместным вам кажется название, выбранное автором для этого
стихотворения? (Лирическим героем действительно является нищий, к нему
приковано внимание читателей).
Из скольких частей состоит это стихотворение?
(«Нищий» необычно по форме: две строфы из трех посвящены убогому
нищему, последняя — чувству неразделенной любви, обманутым надеждам.)
Почему автор использует древнерусское старославянское слово врата, а не
двери или ворота? Почему он использует «обитель святая» вместо того, чтобы
написать просто и понятно – церковь? попытайтесь сделать подстановку:
«врата» ворота, «святая обитель» церковь. Что изменилось? Какую
интонацию создают использованные автором слова?(Торжественную).
Прочитайте второй стих. какое слово привлекает ваше внимание? Почему
автор использует причастие «просящий», а не, например, слово нищий?
(Чтобы вызвать сочувствие). Где стоит просящий? (святое место). Почему он
стоит именно на этом месте? (Около Божьего храма человек молит о помощи,
кощунственно ему не помочь, насмеяться над ним). Какие слова помогают нарисовать образ бедняка? (Эпитет иссохший
бедняк, человек испытывает голод, жажду, страдание).
Как вы думаете, что для автора в данном случае важнее – назвать
конкретные жизненные обстоятельства, жертвой которых стал бедняк, или
изобразить с наибольшей выразительностью обобщенный образ страдальца?
Перестройте 5 и 6 стих в соответствии с нормами литературного языка:
подлежащее – сказуемое – дополнение. Что изменилось? какое средство
языковой выразительности использует автор? (Инверсию, смысловое ударение
падает на слова просил, мука.)
Вы обратили внимание на одинаковое начало строк? какое средство
выразительности использует автор?(Анафору) Какой по смыслу союз там
должен был бы стоять? Он просил хлеба, и взор являл муку, и ктото положил
камень. В чем драматизм такого порядка событий? (В протянутую руку как
будто положили подаяние).
Кто обманул нищего?
Какой смысл имеет использование неопределенного местоимения?
(Автору, возможно, неинтересен такой человек, недостоин названия.)
Почему автор дважды использует наречие так? К кому он обращается?
(Сравнивает с отношением к нему Сушковой.)
Покажите смысловые соотнесения лирического героя с нищим: (запись на
доске) молил любви просил подаяния; со слезами горькими, с тоскою – взор
являл живую муку, ктото положил камень – ты обманула чувства.
Можно ли в стихотворении о любви опустить первые строфы и оставить
только строки, которые являются обращением лирического героя к
обманувшей его женщине? (Лирическому герою так же тяжело, как и
несчастному нищему. Тот и другой обмануты. Одно чувство усиливает
другое. В этом органическая внутренняя связь строф стихотворения, его
оригинальность.)
Переживания лирического героя доминируют над всеми остальными
чувствами: жалостью, состраданием. Не случайно поэтому слово обмануты
имеет огромное значение в стихотворении, являясь ключевым в выражении
чувств лирического героя. Обманут нищий, получивший камень вместо хлеба,
обмануты и мечты героя о взаимной любви.
Развернутое сравнение, одна часть которого представляет собой картину
«у врат обители святой», а другая монолог, усиливает впечатление от переживаний героя, драматизируя его чувства, заставляет задуматься и
учащихся об отношениях между людьми.
Чем отличается ситуация разлуки в стихах Пушкина от ее разработки в
стихотворении М.Лермонтова? На что обречен лирический герой
Лермонтова?
Несмотря на кратковременные увлечения, неизменно, всю жизнь
Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину. По словам троюродного
брата Лермонтова Акима Павловича ШанГирея, чувство Лермонтова к
В.А.Лопухиной «было истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до
самой смерти своей..» Но судьба разлучила их: вынужденный навсегда
покинуть Москву, поэт потерял и любимую: в 1835 году Варенька вышла
замуж за Н. Ф. Бахметева — вышла, как Татьяна Ларина, от безнадежности
своей любви к Лермонтову (он лишь незадолго до этого окончил гвар
дейскую школу)
Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоем.
В последние недели жизни рядом с Лермонтовым была его кузина Катя
Быховец. В письме, написанном уже после гибели поэта, она вспоминала: «Он
мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала,
государь его не любил, великий князь ненавидел, не могли его видеть,— и тут
еще любовь: он был страстно влюблен в В. А. Бахметеву, он и меня оттого
любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был».
Так родилось одно из последних стихотворений поэта «Нет, не тебя так
пылко я люблю...». При жизни поэта оно не печаталось.
Чтение стихотворения. Анализ.
В чем необычность признания в любви?
( Две лирические героини, реальная женщина, ее поэт видит, с ней ведет
таинственный разговор без слов. Другая героиня – в памяти поэта, в его
сердце, может быть, ее нет уже в живых. Но память о прошлой любви
оказывается сильнее впечатлений настоящего
Обращается к той, кто покорила его сердце своей «красой», лирический
герой начинает признание с отрицания.)
Какое настроение владеет лирическим героем и как оно передается в
стихотворении?
Лирический герой вспоминает свою молодость
Каким поэту представляется прошлое? (любовь – отзвук прошлого
страдания) Какие чувства он испытывает к адресату «таинственного разговора»,
«подруге юных дней»?(Он ее любит)
Как использует Лермонтов в этом стихотворении такие приемы, как
сопоставление и противопоставление? (Внешне собеседница напоминает поэту
«подругу юных дней», но таинственный разговор ведется с женщиной,
оставшейся в прошлом, которая пробуждала пылкие чувства.
Это впечатление усиливается по контрасту с настоящей собеседницей, чьи
глаза живые, чья краса блистает.)
Найдите антитезы (Любовь – страдание, на тебя смотрю – занят
разговором не с тобой).
Укажите оксюморон
«огонь угаснувших
очей»(взаимоисключающие понятия). Автор подчеркивает отличие «юной»
любви от сегодняшней пылкости.
Вывод: Свет пережитого чувства озаряет земное бытие, подобно солнцу,
хотя любовь была страданием, погубила его жизнь («люблю в тебе я прошлое
страданье и молодость погибшую мою»)
Вареньке Лопухиной посвящено и стихотворение «Молитва» (1837),
которое С. Наровчатов назвал шедевром любовной лирики Лермонтова.
Бескорыстное, благоговейное и нежное чувство, лишенное всякой примеси
эгоизма, полное самоотречения в заботе о любимой, хотя лирическому герою,
«страннику безродному», самому нелегко в этом холодном мире, — таков
пафос стихотворения.
Читая его, будем иметь в виду, что молитва — по смыслу слова — это
мольба, покаяние и благодарность. В данном случае — мольба, горячая
просьба.
Чтение стихотворения.
Каким вы представляете себе лирического героя? (странник безродный,
нелегко в холодном мире, о себе не молится, может быть, зная, что благодать
его не коснется. И все же он сохранил чувство любви, которое сближает его с
той, к кому он обращается. Трагедия глубокого одиночества не разрушила его
глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека)
Первые две строфы — не только обращение к Матери Божией с просьбой,
но и объяснение просьбы, отречение от своих, может быть, даже
эгоистических желаний во имя благополучия любимой.
На первый план выступает образ героини, что выделяет в нем автор?
(Нравственная чистота, беззащитность перед враждебными силами мира
холодного) Две последние строки второй строфы можно, по словам С. Наровчатова,
рассматривать как наиболее значительные, кульминационные:
Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного.
В этой антитезе «теплая заступница» — «мир холодный» отражается
мировосприятие самого поэта.
Последние две строфы стихотворения — непосредственная мольба о
счастье любимой. О чем же просит лирический герой? (Не забывает герой
стихотворения ни забот молодости, ни трудностей старости, ни часа
прощального.
Стихотворение состоит из трех предложений, каждое из которых отли
чается особым пафосом, особой интонацией. От мольбы и объяснения мольбы
о жизни достойной — к мольбе о легкой смерти:
...Ты воспринять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу
прекрасную.)
Сопоставим стихотворения «Молитва» и «Расстались мы, но твой
портрет...», а также «Молитву» с «Мадонной» Пушкина.
Что касается стихотворений М. Ю. Лермонтова, то их сближает пафос,
благоговейное отношение лирического героя к любви, бескорыстное отно
шение к любимой, чувство благодарности к незабываемому прошлому:
Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все Бог!
При сопоставлении стихов Пушкина и Лермонтова нужно обратить на то,
что их роднит, — воспевании любви как светлого, чистого, прекрасного
чувства. Однако стихи Пушкина зовут к гармонии, примирению, а
стихотворения Лермонтова полны драматизма, неуспокоенности.
IV. Итог урока.
Главную мысль всех стихотворений Лермонтова о любви можно выразить
словами самого поэта:
Пусть я когонибудь люблю:
Любовь не красит жизнь мою.
Стансы
Может быть, Лермонтов не был создан для счастья в обычном понимании
этого слова, но он никогда не променял бы своего дара (быть гениальным
поэтом) на покой и домашний уют. Быть поэтом – тоже счастье.
Домашнее задание.
1. Выучить наизусть понравившееся стихотворение Лермонтова, дать
письменный анализ.
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА (план урока по литературе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.