Тема: «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста»
Агрессивное поведение – одно из самых распространённых нарушений среди детей
дошкольного возраста, так как это быстрый и эффективный способ достижения цели.
Прежде чем продолжить разговор, необходимо развести понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам
существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и
неодушевлённым), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них
психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к
агрессии.
Различают два тип агрессии: враждебная и инструментальная. Источник враждебной агрессии –
причинить вред. В случае инструментальной агрессии стремление причинить вред не самоцель,
а средство достижения какой-либо позитивной цели.
Всё многообразие форм агрессивности можно также разделить на два класса: это
гетероагрессия, направленная на других, и аутоагрессия, направленная на себя.
А.Басе и А.Дарки выделяют пять основных типов агрессии:
· Физическая агрессия (физические действия против кого-либо);
· Раздражение (вспыльчивость, грубость);
· Вербальная агрессия (угрозы, ругань, крики и т.п.);
· Негативизм (оппозиционная манера поведения);
· Косвенная агрессия – направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.)
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей любого возраста, с самого раннего возраста.
Выделяют множество факторов, влияющих на её появление:
1. стиль воспитания в семье (гипер- и гиппоопека);
2. повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. нестабильная социально-экономическая обстановка;
4. индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.)
5. социально-культурный статус семьи и т.д.
Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и
воспитание, т.е. характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта
границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия. Если родители
ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не
препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут
повсеместными и станут чертой характера.
Агрессивность ребёнка может быть физически и психически обусловленной:
1.агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев
как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности
функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм);
2.агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет ещё и
защитную функцию – функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если
это поведение нетипично для ребёнка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли
определённые трудности и он нуждается в помощи окружающих.
Одной из причин проявления агрессивных реакций может быть внутренняя
неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще
стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков,
опрятность;
- обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
- организаторские способности;
- широта кругозора;
- позитивная оценка взрослого и т.д.
И если сверстники по той или иной причине не признают ребёнка, а ещё хуже – отвергают его,
то агрессивность, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребёнок считает
причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием
ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. со стороны взрослого.
Ещё одной причиной проявления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги
и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребёнок, скорее всего, неоднократно
подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина
использования которого – неудовлетворённая потребность в общении и любви.
Агрессивность может выступать и форме протеста против ограничения каких-нибудь
естественных желаний и потребностей ребёнка, например потребности в движении, в активной
деятельности.
Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существует общая стратегия
окружающих по отношению к нему.
1.Если возможно сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно передпроявлением,
остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка.
2.Показать ребёнку неприемленность агрессивного поведения. Физической или вербальной
агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение поведения,
демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3.Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.
4.Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них
эмпатии, сопереживания.
5.Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку
эмоции.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стол надувным молотком и т.д.
Предлагается так же использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:
- занятия психогимнастикой:
- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
- этюды и игры релаксационной направленности;
- игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, показывает
высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой,
с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами,
ладошками, ступнями.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным
агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри,
рыцари и т.п.).
Необходимо использовать в работе подвижные игры, способствующие нейтрализации агрессии,
снятию накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т.д.
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия
пальчиковой гимнастики. Их могут проводить и родители, и педагоги.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его
выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание
ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на
негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение.
Этого мало. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную
самооценку, уверенность в своих силах.
После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включать в
коллективную для того, чтобы ребёнок (под контролем специалиста) получил позитивную
обратную связь, смог научиться бескон6флитно взаимодействовать с окружающими.
Рекомендации для родителей
Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К, сожалению, многие родители сами не умеют управлять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения агрессии. Ниже даны общие рецепты, которые помогут родителям избежать влияния их собственного гнева на отношение с ребёнком.
1.Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
- слушайте своего ребёнка;
- проводите вместе с ним как можно больше времени;
- делитесь с ним своим опытом;
- рассказывайте ему о своём детстве, детских поступках, победах и неудачах;
- если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но уделяйте своё «безраздельное» внимание и каждому из них в отдельности.
2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия:
- если вы раздражены, по возможности отложите или отмените все совместные с ребёнком дела, пока вы не успокоитесь;
- если какая-нибудь ситуация требует вашего вмешательства, обращайтесь с ребёнком спокойно, не выражайте свои отрицательные эмоции;
- старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии:
- прямо говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить: примите тёплую ванну, душ; выпейте чаю; позвоните друзьям; сделайте «успокаивающую» маску для лица; просто расслабьтесь, лёжа на диване, послушайте любимую музыку и т.п.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
- не давайте ребёнку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
- не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чём-то приятном) и ситуацией.
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка:
- изучайте силы и возможности вашего ребёнка;
- если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, гости и т.д.), отрепетируйте всё заранее;
- если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки.
Поскольку поведение агрессивных детей часто деструктивно и связано с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребёнка приемлемым способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. Существует четыре основных способа обращения с гневом:
· Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, дав выход отрицательным эмоциям;
· Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно почувствует необходимость выплеснуть гнев из себя, но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто подвернется под руку, кто слабее и не может дать отпор. Такое выражение гнева
· Сдерживать свой гнев, загоняя его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства способствуют возникновению стресса;
· Сдерживать агрессию заранее, не давая ей возможности развиться. При этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить её в кратчайший срок.
Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:
- подраться с подушкой;
- использовать физические силовые упражнения;
- рвать бумагу;
- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;
- использовать «мешочек для криков»;
- поколотить стол надувным молотком и т.д.
Предлагается так же использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:
-занятия - этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
- этюды и игры релаксационной направленности;
- игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми, показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43
Коррекционные игры с дошкольниками для родителей
на снятие агрессии, тревожности, на развитие коммуникативных способностей
Автор: Глухова Ольга Николаевна
воспитатель I квалификационной категории
1. «Маленькое приведение»
Цель: научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у импульсивного ребёнка гнев.
Нарушение: Агрессивность.
Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Описание игры: Ведущий: «Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного по-хулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение, (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду хлопать тихо, вы будете произносить звук «У» тихо. Если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, мы добрые приведения и хотим слегка пошутить».
По завершению упражнения слова ведущего: «Молодцы! Пошутили, достаточно. Давайте снова станем детьми».
Примечание: В первое время, играя в эту игру, дети стараются, как можно сильнее напугать друг друга и громче крикнуть, не обращая внимания на сигналы взрослого и после окончания игры могут долго «не выходить из образа приведения». Для того, чтобы дети начали слышать взрослого, необходимо несколько раз провести игру. Очень важно в конце игры похвалить детей, напомнить им, что это была шутка, и закончить игру предложением «стать опять детьми». Это помогает детям переключить своё внимание с одного действия на другое.
2. «За что меня любит мама»
Цель: повышение значимости каждого ребёнка в глазах окружающих его детей.
Нарушение: Тревожность (застенчивость).
Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Описание игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребёнка. При затруднении другие дети могут помочь ему.
После того, как все дети выскажутся целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что всё, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Примечание: Чтобы показаться значимыми, дети говорят о том, что они помогают маме мыть посуду, протирают пыль, убирают игрушки и т.п. На предложение повторить, за что мама любит других людей, дети повторяют только то, что сказали их друзья. Считаю, что это упражнение необходимо продолжать выполнять и далее и
- постараться подвести детей к пониманию того, что мама любит своего ребёнка не за что-то, а то, что он есть.
- постараться помочь понять детям, что надо слушать и относиться внимательно ко всем окружающим, а не только к близким и друзьям.
3. «Покатай куклу»
Цель: игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребёнка.
Нарушение: Тревожность (застенчивость), агрессивность.
Возраст: любой.
Количество играющих: 1 – 2 ребёнка
Описание игры: Ребёнку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится кататься на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить её быть смелой. Сначала ребёнок, имитируя движения качелей, слега покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребёнка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать её, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно повторить ещё раз.
Некоторые дети не могут сами высказать предположение, что должна делать кукла, чтобы преодолеть свой страх, при этом они начинают плакать или находят другое занятие. Тогда необходимо дать детям отдохнуть и предложить это упражнение позднее. Важно помочь ребёнку самому почувствовать уверенность в себе и тогда его кукла станет смелее.
4. «Аквариум» ( Т. Зинкевич-Евстигнеева).
Цель: развитие тактильной чувствительности, снятие напряжения.
Нарушение: агрессивность, тревожность (застенчивость), СДВГ.
Возраст: 3 – 5 лет.
Количество играющих: 1 – 2, не более.
Необходимые приспособления: миска с водой, пуговицы разного размера и формы.
Описание игры: в миску кладут 2-3 пуговицы и объясняют ребёнку, что это аквариум, а пуговицы – рыбки. После этого предложите ребёнку «опустить в аквариум» ещё несколько «рыбок». Попросите его закрыть глаза, опустить руку в «аквариум» и найти «рыбок», которые жили в аквариуме изначально.
Комментарий: когда ребёнок научиться узнавать «рыб», их количество можно увеличить.
Взаимодействие с водой очень важно для саморазвития ребёнка. Дети очень любят играть с водой. Играя с водой, ощущения ребёнка обогащаются, напряжение снимается, настроение улучшается. Изначально это упражнение лучше проводить индивидуально с каждым ребёнком. Когда ребёнок сможет «распознавать» 5 – 7 «рыб», можно дать выполнять это упражнение одновременно двум детям, что способствует формированию умения договариваться друг с другом, т.е. развитию коммуникативных способностей.
5. «Ухо – нос».
Цель: развитие внимание, моторной координации.
Нарушение: СДВГ, ЗПР, тревожность (застенчивость), агрессивность.
Возраст: 3 – 4 года.
Количество играющих: два и более.
Описание игры: выбирается ведущий. Он называет слова «ухо» или «нос», при этом в первом случае нужно взять себя за ухо, а во втором – за нос. Ведущий делает всё так же, как и другие, но через некоторое время он начинает «ошибаться»: при слове «ухо» берёт себя за нос, и наоборот. Дети должны внимательно слушать команды и не обращать внимания на ошибочные действия ведущего. Если ребёнок ни разу не ошибается, он становится ведущим. Совершивший ошибку, выбывает.
Эта игра заставляет детей быть более внимательными, одновременно выслушивать инструкцию и правильно выполнять действие. По началу, дети выполняли упражнения, подражая взрослому и повторяя его ошибки. Периодически, проводя это упражнение, дети стали более внимательными, и стали меньше ошибаться. Когда большинство детей станет справляться с заданием, можно добавлять другие части тела, при этом закрепляя ориентировку на себе.
Когда ребёнок научится выполнять это упражнение без ошибок, он почувствует себя более уверенным в себе, и сам сможет занимать место ведущего.
6. «Сиамские близнецы» (К. Фопель)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.
Нарушение: агрессивность, застенчивость / тревожность.
Возраст: 5 – 8 лет.
Количество играющих: кратное двум.
Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.
Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребёнка и левую – другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться, что они будут рисовать. Время на рисование 5 – 6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».
Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогло.
7. «Небоскрёб». (К. Фопель)
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость / тревожность.
Возраст: 5 - 8 лет.
Количество играющих: 5 – 6.
Необходимые приспособления: складной метр, 2 – 3 деревянных кубика (можно – разного размера) на каждого ребёнка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскрёб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскрёб не упал. Если хотя бы один кубик упадёт, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.
8. «Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые»
(О.Хухлаева, О.Хухлаев)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, РДА, агрессивность.
Возраст: 3 -5 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
9. «Падающая башня» (Н.Кряжева)
Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие целеустремлённости, снятие агрессивности.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: старше 3-х лет.
Количество играющих: 1 - 2 и более, до 5-ти.
Необходимые приспособления: подушки.
Описание игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять её штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель – тот, кто первым взберётся на башню, не разрушив её.
Комментарий: важно обезопасить детей от травм, заранее убрать опасные предметы.
Строительство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем её покорение. Тем более, что это будет оказывать ещё и терапевтический эффект, даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания.
10. «Высвобождение гнева» (К. Рудестам)
Цель: отреагирование негативных эмоций.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: любой.
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.
Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребёнком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадбинтоновой ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Комментарий: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребёнку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он ещё и взрослым помог очистить помещение от пыли.
Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребёнок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.
Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.
11. «Крик»
Цель: разрядка чувства фрустрации, гнева, ярости и т.д.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: любой.
Количество играющих: один или более.
Описание игры: Для выполнения этого упражнения необходимо набрать в грудь воздуха и закричать изо всех сил, предварительно убедившись, что никто не услышит ваш крик! Если такой возможности нет, то можно использовать другой способ, например, сесть на стул, положить себе на колени большую мягкую подушку, сделать глубокий вдох, а затем закричать как можно громче (во всю силу своих лёгких), прикрыв лицо подушкой. Повторять этот процесс нужно несколько раз, пока не возникнет чувство опустошённости.
Комментарии: Единственным недостатком этого упражнения, является то, что в процессе его выполнения может заболеть горло или же можно охрипнуть. Поэтому необходимо научиться правильно, выполнять это упражнение, кричать нужно не поверхностно, а из глубин лёгких.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.