Ахматова 6 кл
Оценка 4.9

Ахматова 6 кл

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Ахматова 6 кл
ахматова 6 класс.docx

А. А. АХМАТОВА.

«ПЕРЕД ВЕСНОЙ БЫВАЮТ ДНИ ТАКИЕ...».

ПОСТИЖЕНИЕ КРАСОТЫ

Цель: познакомить учащихся с поэтическим миром А. А. Ах­матовой, с выразительностью художественного языка поэтессы.

Задачи: продолжать работу над анализом и интерпретацией учащимися поэтических текстов; прививать любовь к родному языку и культуре.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1.        Вступительное слово учителя.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скромный человек.

В автобиографии «Коротко о себе» Ахматова пишет.

«Я родилась 11 (23) июня 1989 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Цар­ское Село. Там я прожила до 16 лет.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слу­шая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже нау­чилась говорить по-французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было 11 лет».

2.                     Творческая   разминка.

-      Давайте проведем творческую разминку. Тему для этой творческой работы нам подсказала сама Анна Андреевна.

Мы поговорим о весне. Для многих это любимое время года. Для природы это пробуждение ото сна, пора цветения, обновления. Попробуйте в одном предложении выразить то состояние души, которое вызывает у вас весна.

(Учащиеся читают свои примеры, обсуждают вместе с учи­телем.)

3.Знакомство с творчеством А. А. А х м ато в о й .

-    Давайте посмотрим, как А. А. Ахматова в одном предложе­нии, - но развернутом, сложном - передает свое ощущение весен­него пробуждения и природы, и человека.

Читаем стихотворение «Перед весной бывают дни такие...»

-    Какие картины рисует поэтесса?

(Луг отдыхает под снегом, деревья шумят, веет ветерок. Пейзаж здесь так чувственно реален, так нам это все знакомо, привычно! Поэтический мир Ахматовой (мир ее образов) мы слы­шим, видим, осязаем, воспринимаем на вкус.)

-     Обратите внимание на лексику стихотворения, на слова-образы.

(Лексика обыденная, разговорная.)

-      Что, по-вашему, испытывает лирический герой? Почему так трудно в словах выразить это состояние?

(Из обычных слов рождается нечто неуловимое, необычное.)

Учитель. В этом и заключается особенность лирики Ах­матовой: она не говорит о чувствах прямо, предпочитая намеки. И у читателя возникают свои мысли, чувства, ощущения, то есть ас­социации.

Ассоциация - связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое*. (Запись в тетради.)

-     О чем вы вспомнили, что ощутили, читая это стихотворе­ние Ахматовой?

-     Какая строка «подсказывает» нам состояние лирического героя?

(«И песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь».)

 

Эта подробность точно передает душевное смятение лириче­ского героя. Это и есть выразительная художественная деталь.

                     Что необычного есть в языке стихотворения?

(Оно начинается с предлога; ряд последующих предложений начинается с союза «и»; предложения простые, небольшие. Возни­кает ощущение доверительного разговора. Это еще одна особен­ность лирики Ахматовой. Многие ее стихотворения напоминают то дневниковые записи, то отрывки из письма, то жалобу, то пе­сенку вполголоса. Они как бы случайно выхвачены из речевого по­тока.)

4. Комментированное чтение стихотворений

 А. Ахматовой.

Учитель. Продолжим разговор о способности Ахматовой «понимать и любить вещи... в их непонятной связи с переживае­мыми минутами», причем «вещи» высвечены с точностью и обост­ренностью «предметного» видения. Послушайте еще одно стихо­творение.

                                    Молюсь оконному лучу –

                                         Он бледен, тонок, прям.

                                               Сегодня я с утра молчу,

                           А сердце - пополам.

                    На рукомойнике моем

                    Позеленела медь,

                    Но так играет луч на нем,

                                          Что весело глядеть.

                           Такой невинный и простой

                           В вечерней тишине,

                           Но в этой храмине пустой

                           Он словно праздник золотой

                           И утешенье мне.

Учитель. О душевном состоянии почти ничего не сказано, только «сердце - пополам». Остальное чудесным образом понятно без объяснений. Простая бытовая вещь, рукомойник, преображает­ся игрой солнечного луча, который для лирической героини пре­вращается в «праздник золотой» и даже в «утешенье». Обыденная деталь становится значимой. Звонкий слог, легкий ритм, простая лексика оттеняют, заговаривают горе, первое слово и последняя строка как будто закольцовывают композицию стихотворения, лечат отчаяние.

А теперь давайте послушаем, как рождались стихи у А. Ах­матовой.

                 Когда б вы знали, из какого сора

                  Растут стихи, не ведая стыда,

                        Как желтый одуванчик у забора,

                          Как лопухи и лебеда.

                          Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

                        Таинственная плесень на стене...

                           И стих уже звучит, задорен, нежен,

                          На радость вам и мне.

II. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: прочитайте другие стихотворения Ах­матовой; подготовьте выразительное чтение понравившегося сти­хотворения; запишите свои наблюдения: в чем своеобразие лирики А. А. Ахматовой?


 

А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ

А. А. АХМАТОВА. «ПЕРЕД ВЕСНОЙ

Возни­кает ощущение доверительного разговора

Возни­кает ощущение доверительного разговора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021