Как насчет уроков из истории, могущих якобы помочь в осуществлении перемен? В нашей мыслительной культуре уделяется очень много внимания изучению истории, ибо мы находим ее настоящей лабораторией для изучения человеческого поведения в рамках различных систем.
Во времена последнего Ренессанса мыслители продвигались вперед в своих исканиях гораздо быстрее, оглядываясь назад, чем когда смотрели вперед. Это было весьма необычное положение вещей. Мыслители открыли для себя богатейшее наследие греческой, римской и арабской школ мышления. Это было превосходно само по себе и еще прекраснее в противопоставлении с закосневшим мышлением средневекового общества.
аккумулированная мудрость
Как насчет уроков из истории, могущих якобы помочь в осуществлении
перемен? В нашей мыслительной культуре уделяется очень много внимания
изучению истории, ибо мы находим ее настоящей лабораторией для изучения
человеческого поведения в рамках различных систем.
Во времена последнего Ренессанса мыслители продвигались вперед в своих
исканиях гораздо быстрее, оглядываясь назад, чем когда смотрели вперед.
Это было весьма необычное положение вещей. Мыслители открыли для себя
богатейшее наследие греческой, римской и арабской школ мышления. Это
было превосходно само по себе и еще прекраснее в противопоставлении с
закосневшим мышлением средневекового общества.
Эта аккумулированная мудрость веков могла быть извлечена и
использована посредством обретения образованности. Образованность стала
важнейшим компонентом интеллектуальной традиции в пору становления
последней. Она полностью отвечала потребностям своего времени. Сегодня
потребность в образованности гораздо ниже, поскольку мы способны
получить намного больше пользы, заглядывая в будущее, нежели в прошлое.
Образованность по-прежнему играет немалую роль и в основном призвана
оберегать и развивать интеллектуальные ресурсы.
Имеет место чрезмерное увлечение историей. Исторические знания растут,
поскольку мы все больше узнаем и поскольку сами ежедневно творим
историю. Приятно бывает взять историю «на зубок» нашего нынешнего
интеллектуального уровня. История привлекает нас, так как всегда есть
возможность отыскать в ней нишу для изучения и всегда есть
вознаграждение за проделанную работу—в сравнении с другими отраслями
знания, где годы усилий могут не приносить никаких плодов. Привлекательно
для ума и то, что здесь имеет место преобладание анализа над дизайном
(лишь в России можно переписывать историю, перекраивать ее посредством
дизайна). Кроме того, иногда история является удобным прибежищем для
ума, который не может достигнуть многого в иных областях.
История действительно играет большую роль. Однако западная
мыслительная традиция, установившаяся со времен последнего Ренессанса,
уделяет ей явно завышенное внимание. Примерно в двадцать раз внимание,
уделяемое нами истории, превышает внимание, уделяемое нами дизайну. А
ведь мышление с уклоном в сторону дизайна столь же важно, что и история.
Описывать историю не представляет особого труда. По этой причине
литературная культура временами кажется культурой «трупов», где давно
умершим и прошлому уделяется впечатляющая порция внимания.
Исторически сложилось, что образование в первую очередь всегда заботила
передача знаний. Человек получал знания о культурных ценностях от своей
семьи и церкви. Он изучал ремесло, работая подручным у своего отца или
будучи в подмастерьях у других людей. Назначением образования было
передать знания тем, кто мог ими воспользоваться. Знаниям легко обучать,
поскольку их можно изложить в книге. Знания также легко подвергнуть
проверке.Достаточно ли обладать знанием? Когда студент оканчивает университет,
ему приходится работать в категориях будущего: решения, выбор,
альтернативы, планы, инициативы. Даже если бы мы обладали полным
знанием прошлого, использование этих знаний на практике в отношении
будущей деятельности требует «мышления». К своей базе знаний необходимо
присовокупить навыки мышления. Именно для того, чтобы описать эти навыки
мышления, я предложил много лет назад термин «опера-ционность».
Операционность подразумевает такие вещи, как рассмотрение последствий
своих действий, учет относящихся к делу факторов, оценку приоритетов,
внимание к интересам других людей, определение целей и так далее. Всему
этому можно учить в школе с ранних лет — например, в рамках обучающей
программы CoRT[6]. Многие страны мира (США, Канада, Китай, Австралия,
Болгария, Малайзия, Венесуэла, Сингапур и другие) в настоящее время
находят применение этой программе. Она является обязательным предметом
в Венесуэле и используется в лучших школах Китая. В США масштаб ее
использования растет, а правительство Сингапура в настоящее время
планирует ввести ее в качестве учебного предмета во всех школах — после
проведения соответствующего апробирования. Важный момент заключается в
том, что мыслительные навыки в рамках операцион-ности очень отличаются
от навыков ведения спора и критического мышления. Навыки критического
мышления образуют одну часть программы — но всего лишь часть.
Знаний и умения критически мыслить недостаточно. Обычно людям,
занятым в сфере образования, требуется очень длительное время, чтобы это
понять. Это отчасти объясняется тем, что образование легко становится
миром самим в себе, в котором отбираются, устанавливаются и достигаются
собственные приоритеты без особого внимания к реальным нуждам внешнего
мира.