Активизация мыслительной деятельности на уроках естественнонаучного цикла как одно из средств развития одарённости детей через нестандартные формы работы.
Оценка 5

Активизация мыслительной деятельности на уроках естественнонаучного цикла как одно из средств развития одарённости детей через нестандартные формы работы.

Оценка 5
doc
18.11.2021
Активизация мыслительной деятельности на уроках естественнонаучного цикла как одно из средств развития одарённости детей через нестандартные формы работы.
Статья Азнагуловой.doc

Азнагулова Т.С., учителя биологии и химии МБОУ «ООШ №3», ЯНАО, Г. Губкинский

Активизация мыслительной деятельности на уроках естественнонаучного цикла как одно из средств развития одарённости детей через нестандартные формы работы.

В связи с потребностью общества в неординарной творческой личности проблема одаренности становится в наше время все более актуальной. Современная окружающая среда требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Так как нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система должна вмещать в себя огромное количество нововведений.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в особом внимании и руководстве. Однако в силу особенностей таких детей, они являются   наиболее чувствительными к оценке их деятельности, поведения и мышления, они лучше понимают отношения и связи. Поэтому мы, работающие с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Одаренные дети выпадают из социума, часто опережают в развитии своих сверстников, но им не хватает детства.

Что же  вкладывают в понятие "одаренность"? Гениальность - это чрезвычайно редкий феномен. Проявляется в достижениях мировой значимости. Талант связан с реализацией способности в определенной области. Одаренность, как потенциал, который позволяет личности добиваться успеха в какой-либо деятельности, при меньших энергозатратах, по сравнению с другими людьми. Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный.

Обучать - это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Опыт  работы в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний, способствуют умственному формированию прилежания, аккуратности.

В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не  буду вовлекаться  в активную деятельность на уроках, то любое содержание  материала  вызовет у  них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников необходимо использовать  эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету и организация нестандартной, нетрадиционной деятельности на уроках.

Нестандартный подход к образованию является залогом представления каждому ученику равного шанса достичь определенных высот в образовании. Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования.

Нестандартные уроки - это уроки, которые содержат в себе элементы необычайного, неожиданного, который вызывает   интерес у школьников к учебному предмету,  что  способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке  существует возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся,  способствует превращению  его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.

 Необходимо насыщать  уроки  творческими заданиями, каждое из которых вовлекает учеников в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект. Среди таких  заданий - простые и более сложные (решение нестандартных задач, экспериментальные и проектные, создание химико-литературных, биолого-литературных рассказов, фразеологизмов, объяснение народных погодных примет).

 Для активизации мыслительной деятельности необходимо, чтобы:

- уровень изучаемого материала опирался на реальные достижения учащихся;

         -цели, поставленные нами или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;

- неудача рассматривалась бы не как провал, а  как переход на более высокий уровень;

- акцентировалось внимание деятельности каждого ученика;

- подчёркивалась возможность решения более трудных задач.

Для того чтобы каждый  урок можно было считать успешным, реализующим деятельностный подход, он должен завершаться  обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств, с целью проверки и корректировки сделанного, выработки задач на будущее.

Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем. Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Она  может осуществляться в самых разнообразных видах: индивидуальная, групповая и массовая работы. На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.

На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, предметные недели (декады), где практикуются межпредметные интеллектуальные соревнования. На внеклассных занятиях  необходимо укреплять  и расширять  знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предметам, а затем всячески развивать этот интерес.  Одним из  наиболее распространенных форм работы с  одаренными  детьми  является   работа  в  научных обществах. В нашей школе такое общество  работает с 2000 г. Научно-экологическое общество (далее – НЭО) – добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области биологии и экологии, развивать свой интеллект, приобретать умение и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов.

НЭО выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.

Членами могут быть любые учащиеся средней и старшей школы, любящие природу, желающие внести свой посильный вклад в дело охраны природы.

Работа в обществе ведётся по нескольким направлениям:

1.                 Составление плана мероприятий для учащихся на год, их разработка и проведение.

2.                 Исследовательская работа и подготовка к олимпиадам.

В последние годы наряду с терминами внеклассная и внешкольная работа часто употребляется и термин дополнительное образование. Дополнительное образование школьников тесно связано с внеклассной работой вместе они входят в состав непрерывного школьного  образования.


Азнагулова Т.С., учителя биологии и химии

Азнагулова Т.С., учителя биологии и химии

Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный

Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный

Необходимо насыщать уроки творческими заданиями, каждое из которых вовлекает учеников в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект

Необходимо насыщать уроки творческими заданиями, каждое из которых вовлекает учеников в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект

На внеклассных занятиях необходимо укреплять и расширять знания, полученные на уроках

На внеклассных занятиях необходимо укреплять и расширять знания, полученные на уроках
Скачать файл