Азнагулова Т.С., учителя биологии и химии МБОУ «ООШ №3», ЯНАО, Г. Губкинский
Активизация мыслительной деятельности на уроках естественнонаучного цикла как одно из средств развития одарённости детей через нестандартные формы работы.
В связи с потребностью общества в неординарной творческой личности проблема одаренности становится в наше время все более актуальной. Современная окружающая среда требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Так как нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система должна вмещать в себя огромное количество нововведений.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Существует мнение, что одаренные дети не нуждаются в особом внимании и руководстве. Однако в силу особенностей таких детей, они являются наиболее чувствительными к оценке их деятельности, поведения и мышления, они лучше понимают отношения и связи. Поэтому мы, работающие с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Одаренные дети выпадают из социума, часто опережают в развитии своих сверстников, но им не хватает детства.
Что же вкладывают в понятие "одаренность"? Гениальность - это чрезвычайно редкий феномен. Проявляется в достижениях мировой значимости. Талант связан с реализацией способности в определенной области. Одаренность, как потенциал, который позволяет личности добиваться успеха в какой-либо деятельности, при меньших энергозатратах, по сравнению с другими людьми. Так вот, одаренный человек не всегда талантливый, а вот талантливый - всегда одаренный.
Обучать - это значит постоянно использовать приемы, стимулирующие самостоятельный поиск, с помощью которого ученик находит, открывает для себя новые знания. Опыт работы в школе убеждает в том, что наиболее эффективны те методы обучения, которые способствуют развитию мышления учащихся и получению ими прочных знаний, способствуют умственному формированию прилежания, аккуратности.
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не буду вовлекаться в активную деятельность на уроках, то любое содержание материала вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников необходимо использовать эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету и организация нестандартной, нетрадиционной деятельности на уроках.
Нестандартный подход к образованию является залогом представления каждому ученику равного шанса достичь определенных высот в образовании. Цель нестандартного подхода к обучению - обеспечить каждому ученику условия для развития в процессе освоения содержания образования.
Нестандартные уроки - это уроки, которые содержат в себе элементы необычайного, неожиданного, который вызывает интерес у школьников к учебному предмету, что способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. На уроке существует возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способствует превращению его из пассивного объекта воздействия в активного субъекта деятельности.
Необходимо насыщать уроки творческими заданиями, каждое из которых вовлекает учеников в познавательную деятельность, пробуждает интерес и повышает интеллект. Среди таких заданий - простые и более сложные (решение нестандартных задач, экспериментальные и проектные, создание химико-литературных, биолого-литературных рассказов, фразеологизмов, объяснение народных погодных примет).
Для активизации мыслительной деятельности необходимо, чтобы:
- уровень изучаемого материала опирался на реальные достижения учащихся;
-цели, поставленные нами или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;
- неудача рассматривалась бы не как провал, а как переход на более высокий уровень;
- акцентировалось внимание деятельности каждого ученика;
- подчёркивалась возможность решения более трудных задач.
Для того чтобы каждый урок можно было считать успешным, реализующим деятельностный подход, он должен завершаться обдумыванием и анализом совершенных действий, возникших мыслей и чувств, с целью проверки и корректировки сделанного, выработки задач на будущее.
Внеклассная работа по предмету является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем. Внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Она может осуществляться в самых разнообразных видах: индивидуальная, групповая и массовая работы. На практике все три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом.
На сегодня наиболее распространенными формами внеклассной работы по-прежнему остаются факультативы, кружки, предметные недели (декады), где практикуются межпредметные интеллектуальные соревнования. На внеклассных занятиях необходимо укреплять и расширять знания, полученные на уроках. На них можно лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и выявить среди них одаренных, проявляющих интерес к предметам, а затем всячески развивать этот интерес. Одним из наиболее распространенных форм работы с одаренными детьми является работа в научных обществах. В нашей школе такое общество работает с 2000 г. Научно-экологическое общество (далее – НЭО) – добровольное творческое формирование учащихся школы, стремящихся совершенствовать свои знания в области биологии и экологии, развивать свой интеллект, приобретать умение и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов.
НЭО выполняет роль экспертизы одаренности и является средством повышения социального статуса знаний.
Членами могут быть любые учащиеся средней и старшей школы, любящие природу, желающие внести свой посильный вклад в дело охраны природы.
Работа в обществе ведётся по нескольким направлениям:
1. Составление плана мероприятий для учащихся на год, их разработка и проведение.
2. Исследовательская работа и подготовка к олимпиадам.
В последние годы наряду с терминами внеклассная и внешкольная работа часто употребляется и термин дополнительное образование. Дополнительное образование школьников тесно связано с внеклассной работой вместе они входят в состав непрерывного школьного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.