Активизация мыслительных процессов детей дошкольного возраста через использование занимательного математического материала.
Строя работу с детьми в своей группе по данной теме, я часто обращаюсь к советам русского педагога, основоположника научной педагогики в России К.Д.Ушинского.
Он дал ценнейшие советы по развитию мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Основной закон детской природы К.Д. Ушинский видел в том, что "... дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью".
Поэтому главное в решении задач по активизации и развитии детского мышления – рациональная организация всего воспитательного процесса: создание проблемных ситуаций, которые в эмоциональном плане порождают интерес, мотивацию к решению, выдвижению собственных идей; соблюдение принципа диалогичности при проведении совместной деятельности с детьми, дать возможность каждому высказать свою точку зрения, а так же привлекать к обсуждению тех детей, которые предпочитают отмалчиваться.
Роль занимательного материала в активизации мыслительных процессов и развитии мышления в целом велика, они делают совместную деятельность с детьми более интересную, разнообразную, вносят оживление, дети лучше усваивают материал и занимаются с удовольствием. Занимательный материал активизирует умственную деятельность, развивает самостоятельность мышления, творческое отношение к учебному материалу, инициативу, расширяет и углубляет математические представления детей.
Для более успешного развития и активизации мыслительных процессов в группе создан уголок с занимательным математическим материалом, в соответствии с возрастом и уровнем развития детей.
1. Настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, игры на передвижение («Винни-Пух», «Цветовое лото», «Сбор урожая», «Гномы-огородники» и т.п.).
2. Головоломки, пазлы, лабиринты.
3. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, цветные счетные палочки и прилагаемые к ним схемы.
4. «Танграм», «Волшебные круги», «Кубики для всех» и т.п.
5. Магнитные доски, фланелеграф с прилагаемыми для них геометрическими фигурами, цифрами.
6. Математические развлечения, загадки, сказки.
С большим удовольствием дети играют в игру «Блоки Дьенеша». Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.
Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.
Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции ( то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.
Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!
Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.
Набор состоит из 48 логических блоков разных:
· цветов ( красные, желтые синие)
· форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)
· размеров (большие и маленькие)
· толщиной (толстые и тонкие)
В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.
Игры с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.
Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники». А, если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самого разного возраста. Удачи!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.