АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

  • docx
  • 24.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.docx

АКТИВИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  НА  УРОКАХ  ТРУДОВОГО  ОБУЧЕНИЯ

 

     Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
      Известно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.  Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».
    Одним из главных мотивов обучения является интерес к предмету. Еще Ушинский писал: “…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которого далеко не уйдешь".

       Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой  наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активности личности.

      Большое влияние на формирование интересов детей в коррекционных классах оказывают формы организации учебной деятельности. Мощным средством развития познавательного интереса является:

·        четкая постановка познавательных  задач  урока;

·        доказательное объяснение материала;

·         четкая структура урока;

·        порционная дача материала с предварительной подготовкой, с опорой на

предыдущий материал;

·        использование наглядности и опытов;

·        использование разнообразных работ и заданий.

     Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радости, чувство успеха при познании мира, и т.д.)

     Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.

 

 

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

-         избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

-         не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

 -         использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

-         стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями); 

-         специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

 

Учитель должен уметь:

 

 

1.        Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2.        Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

3.        Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4.        Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

5.        Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.

6.        Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

7.        Подбирать систему самостоятельных работ.

8.        Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.

9.        Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

10.     Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.

11.     Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

12.     Проводить дифференцированную работу в классе.

13.     Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

14.     Использовать разнообразные формы поощрения.

15.     Формировать у учащихся веру в свои возможности.

16.     Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

17.     Разнообразить формы домашних заданий

1.4.  Условия, способствующие формированию

познавательных интересов.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся умственно отсталых школьников.

1.     Первое и главное условие это - коррекция познавательных процессов. Достигается путём внедрения в практику работы элементов инновационных технологий.

2.     Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В коррекционной школе 8 вида для достижения этого условия  используется технология разноуровнего  обучения по В. В. Воронковой.

3.     Третье условие – опора на жизненный опыт учащихся.

4.     Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса в коррекционной школе является технология проблемного обучения.

5.     Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока.

6.     Эмоциональная атмосфера обучения — шестое важное условие.

Это условие связывает весь комплекс функций обучения и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на познавательный интерес. Из него вытекает и седьмое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

7. Благоприятное общение в учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

7.     Компетентность олигофренопедагога.  Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание образования, но он может обогатить его, путём использования совокупности дидактических средств. Большую роль для формирования интереса к предмету играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

Виды  компетенций, необходимых учителю-дефектологу.

1.      Специальная компетенция в области дефектологии, как науки.

2.     Профессиональная компетенция в области преподаваемой дисциплины.

3.     Методическая компетенция в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

4.     Коммуникативная компетенция в области процессов общения.

5.     Дифференциально-психологическая компетенция в области мотивов, способностей, направлений учащихся.

6.     Информационная компетенция в области самообразования.

7.     Аутопсихологическая компетенция в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.

8.      Социальная компетенция в области взаимодействия с социальными институтами.

1.5. Признаки наличия познавательного интереса

у у/о школьников.

О наличии познавательного интереса  у учащихся  с нарушением интеллекта можно судить по  следующим проявлениям и признакам: 

1. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность. (Вопросы ученика, обращённые к учителю, по существу предмета; стремление  учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений);

2. Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика, (относительная сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; стремление ученика преодолеть трудности;  поглощённость деятельностью, несмотря на посторонние раздражители; реакции учащихся на звонок с урока).

3. Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за её пределами, так как школьник руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, его свободная деятельность в ещё большей мере раскрывает нам и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса.

 

Повышение мотивации учеников.                                                                         

Планируя работу по повышению мотивации к учению учащихся, предполагала работать комплексно:

¨  использовать все возможности учебного материала;

 

¨     организовывать учебную деятельность  учащихся так, чтобы у учащихся было продвижение вперед, переживание успеха;

 

¨     организовывать сотрудничество на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом;

 

¨     так строить отношения с учениками, чтобы они почувствовали мою заинтересованность в их успехах;

 

¨     индивидуализировать и дифференцировать обучение, мотивировать каждого опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы;

 

¨     использовать методы стимуляции мотивации к учению; поощрения, самооценка.