АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Оценка 4.7

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Оценка 4.7
docx
24.03.2020
АКТИВИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  НА  УРОКАХ  ТРУДОВОГО  ОБУЧЕНИЯ
АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.docx

АКТИВИЗАЦИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА  НА  УРОКАХ  ТРУДОВОГО  ОБУЧЕНИЯ

 

     Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе.
      Известно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.  Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».
    Одним из главных мотивов обучения является интерес к предмету. Еще Ушинский писал: “…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которого далеко не уйдешь".

       Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой  наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активности личности.

      Большое влияние на формирование интересов детей в коррекционных классах оказывают формы организации учебной деятельности. Мощным средством развития познавательного интереса является:

·        четкая постановка познавательных  задач  урока;

·        доказательное объяснение материала;

·         четкая структура урока;

·        порционная дача материала с предварительной подготовкой, с опорой на

предыдущий материал;

·        использование наглядности и опытов;

·        использование разнообразных работ и заданий.

     Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радости, чувство успеха при познании мира, и т.д.)

     Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.

 

 

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:

-         избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;

-         не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

 -         использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

-         стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями); 

-         специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.

 

Учитель должен уметь:

 

 

1.        Планировать формирование познавательного интереса на уроке.

2.        Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.

3.        Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.

4.        Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.

5.        Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.

6.        Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.

7.        Подбирать систему самостоятельных работ.

8.        Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.

9.        Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.

10.     Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.

11.     Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.

12.     Проводить дифференцированную работу в классе.

13.     Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.

14.     Использовать разнообразные формы поощрения.

15.     Формировать у учащихся веру в свои возможности.

16.     Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.

17.     Разнообразить формы домашних заданий

1.4.  Условия, способствующие формированию

познавательных интересов.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся умственно отсталых школьников.

1.     Первое и главное условие это - коррекция познавательных процессов. Достигается путём внедрения в практику работы элементов инновационных технологий.

2.     Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В коррекционной школе 8 вида для достижения этого условия  используется технология разноуровнего  обучения по В. В. Воронковой.

3.     Третье условие – опора на жизненный опыт учащихся.

4.     Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса в коррекционной школе является технология проблемного обучения.

5.     Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока.

6.     Эмоциональная атмосфера обучения — шестое важное условие.

Это условие связывает весь комплекс функций обучения и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на познавательный интерес. Из него вытекает и седьмое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

7. Благоприятное общение в учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

7.     Компетентность олигофренопедагога.  Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание образования, но он может обогатить его, путём использования совокупности дидактических средств. Большую роль для формирования интереса к предмету играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

Виды  компетенций, необходимых учителю-дефектологу.

1.      Специальная компетенция в области дефектологии, как науки.

2.     Профессиональная компетенция в области преподаваемой дисциплины.

3.     Методическая компетенция в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

4.     Коммуникативная компетенция в области процессов общения.

5.     Дифференциально-психологическая компетенция в области мотивов, способностей, направлений учащихся.

6.     Информационная компетенция в области самообразования.

7.     Аутопсихологическая компетенция в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.

8.      Социальная компетенция в области взаимодействия с социальными институтами.

1.5. Признаки наличия познавательного интереса

у у/о школьников.

О наличии познавательного интереса  у учащихся  с нарушением интеллекта можно судить по  следующим проявлениям и признакам: 

1. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность. (Вопросы ученика, обращённые к учителю, по существу предмета; стремление  учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений);

2. Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика, (относительная сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; стремление ученика преодолеть трудности;  поглощённость деятельностью, несмотря на посторонние раздражители; реакции учащихся на звонок с урока).

3. Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за её пределами, так как школьник руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, его свободная деятельность в ещё большей мере раскрывает нам и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса.

 

Повышение мотивации учеников.                                                                         

Планируя работу по повышению мотивации к учению учащихся, предполагала работать комплексно:

¨  использовать все возможности учебного материала;

 

¨     организовывать учебную деятельность  учащихся так, чтобы у учащихся было продвижение вперед, переживание успеха;

 

¨     организовывать сотрудничество на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом;

 

¨     так строить отношения с учениками, чтобы они почувствовали мою заинтересованность в их успехах;

 

¨     индивидуализировать и дифференцировать обучение, мотивировать каждого опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы;

 

¨     использовать методы стимуляции мотивации к учению; поощрения, самооценка.


 

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий: - избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка; - не…

Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий: - избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка; - не…

Условия, способствующие формированию познавательных интересов

Условия, способствующие формированию познавательных интересов

Благоприятное общение в учебном процессе

Благоприятное общение в учебном процессе

Аутопсихологическая компетенция в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности

Аутопсихологическая компетенция в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности

Повышение мотивации учеников.

Повышение мотивации учеников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020