АКТИВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из
актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и
практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности
школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед
школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию
в научно-техническом и социальном прогрессе.
Известно, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от
уровня активности ученика в этом процессе. Ученые определяют познавательную
активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении
к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями
и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации
нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели».
Одним из главных мотивов обучения
является интерес к предмету. Еще Ушинский писал: “…ученье, лишенное всякого
интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению,
без которого далеко не уйдешь".
Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активности личности.
Большое влияние на формирование интересов детей в коррекционных классах оказывают формы организации учебной деятельности. Мощным средством развития познавательного интереса является:
· четкая постановка познавательных задач урока;
· доказательное объяснение материала;
· четкая структура урока;
· порционная дача материала с предварительной подготовкой, с опорой на
предыдущий материал;
· использование наглядности и опытов;
· использование разнообразных работ и заданий.
Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радости, чувство успеха при познании мира, и т.д.)
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости.
Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий:
- избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребёнка;
- не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;
- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
- стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями);
- специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно-поисковые методы обучения.
Учитель должен уметь:
1. Планировать формирование познавательного интереса на уроке.
2. Конструировать урок с учётом отношения учеников к учебному предмету.
3. Проектировать индивидуальный подход к учащимся на уроке.
4. Учитывать при отборе учебного материала познавательные интересы и потребности учащихся.
5. Включать в учебный материал занимательные факты с расчётом на любознательность и любопытство учеников.
6. Насыщать материалом, требующим раздумья и мыслительной активности.
7. Подбирать систему самостоятельных работ.
8. Побуждать учащихся к постановке познавательных вопросов.
9. Проводить объяснение с учётом направленности на самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы.
10. Усложнять самостоятельные задания в ходе урока.
11. Формировать мыслительные приёмы работы, обучать рациональным приёмам решения мыслительных задач.
12. Проводить дифференцированную работу в классе.
13. Оказывать своевременную помощь слабоуспевающим учащимся.
14. Использовать разнообразные формы поощрения.
15. Формировать у учащихся веру в свои возможности.
16. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку.
17. Разнообразить формы домашних заданий
1.4. Условия, способствующие формированию
познавательных интересов.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся умственно отсталых школьников.
1. Первое и главное условие это - коррекция познавательных процессов. Достигается путём внедрения в практику работы элементов инновационных технологий.
2. Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся. В коррекционной школе 8 вида для достижения этого условия используется технология разноуровнего обучения по В. В. Воронковой.
3. Третье условие – опора на жизненный опыт учащихся.
4. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса в коррекционной школе является технология проблемного обучения.
5. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока.
6. Эмоциональная атмосфера обучения — шестое важное условие.
Это условие связывает весь комплекс функций обучения и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на познавательный интерес. Из него вытекает и седьмое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.
7. Благоприятное общение в учебном процессе.
Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.
7. Компетентность олигофренопедагога. Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание образования, но он может обогатить его, путём использования совокупности дидактических средств. Большую роль для формирования интереса к предмету играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.
Виды компетенций, необходимых учителю-дефектологу.
1. Специальная компетенция в области дефектологии, как науки.
2. Профессиональная компетенция в области преподаваемой дисциплины.
3. Методическая компетенция в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.
4. Коммуникативная компетенция в области процессов общения.
5. Дифференциально-психологическая компетенция в области мотивов, способностей, направлений учащихся.
6. Информационная компетенция в области самообразования.
7. Аутопсихологическая компетенция в области достоинства и недостатков собственной деятельности и личности.
8. Социальная компетенция в области взаимодействия с социальными институтами.
1.5. Признаки наличия познавательного интереса
у у/о школьников.
О наличии познавательного интереса у учащихся с нарушением интеллекта можно судить по следующим проявлениям и признакам:
1. Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность. (Вопросы ученика, обращённые к учителю, по существу предмета; стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения; активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений);
2. Другим параметром показателей, по которым учитель может судить о наличии познавательного интереса учащихся, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ученика, (относительная сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость; стремление ученика преодолеть трудности; поглощённость деятельностью, несмотря на посторонние раздражители; реакции учащихся на звонок с урока).
3. Распознавание познавательного интереса возможно не только в сфере учебной деятельности, но и за её пределами, так как школьник руководствуется интересом не только на уроках. Наоборот, его свободная деятельность в ещё большей мере раскрывает нам и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса.
Повышение мотивации учеников.
Планируя работу по повышению мотивации к учению учащихся, предполагала работать комплексно:
¨ использовать все возможности учебного материала;
¨ организовывать учебную деятельность учащихся так, чтобы у учащихся было продвижение вперед, переживание успеха;
¨ организовывать сотрудничество на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение класса к предмету и учебе в целом;
¨ так строить отношения с учениками, чтобы они почувствовали мою заинтересованность в их успехах;
¨ индивидуализировать и дифференцировать обучение, мотивировать каждого опираясь на уже имеющиеся у ученика мотивы;
¨ использовать методы стимуляции мотивации к учению; поощрения, самооценка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.