1.3 Интернет-ресурсы как средство формирования познавательной активности у младших школьников
Интернет-ресурс (синонимы: веб-ресурс, веб-сайт, веб-сервис, сайт) — это совокупность интегрированных средств технического и программно-аппаратного характера, а также информации, предназначенной для публикации во Всемирной паутине [37].
К интернет-технологиям относятся, например, сайты, чаты, почта, интернет-магазины, форумы и другие сервисы.
В чем же различие интернет технологий от интернет ресурсов.
Интернет-ресурсы — это совокупность информационных технологий и баз данных, доступных через интернет и существующих в режиме постоянного обновления. Они включают в себя электронные библиотеки, базы данных, почтовые сервисы и другие информационные источники.
Интернет-технологии — это автоматизированные средства получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объекты, реализованные в интернете. Они включают в себя машинную и социальную составляющие.
Правила реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентированы Статья 16 ФЗ-273 Об образовании в Российской Федерации.
Данный нормативный документ под электронным обучением понимает организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
В документе сказано, что образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ установленные Правительством Российской Федерации.
При использовании на учебных занятиях интернет-ресурсов необходимо соблюдать требования СанПин [].
Основные требования при использовании интернет-ресурсов на занятиях с детьми младшего школьного возраста:
1. Учитывать психологические особенности. Работа с использованием электронных образовательных ресурсов должна быть чётко продумана и дозирована. 3
2. Использовать ресурсы как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. 3
3. Помогать ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её и запомнить, но не подорвать здоровье. 3
4. Соблюдать правила безопасности. Важно объяснить детям, как правильно использовать интернет, чтобы избежать неприятных и опасных ситуаций. 24
5. Стимулировать собственную активность. При проведении занятия важно придерживаться принципов субъект-субъектного взаимодействия, то есть транслировать ученикам, что они такие же равноправные участники учебного процесса, как и учитель. 4
6. Мотивировать к самостоятельному поиску участниками занятия информации и рефлексии усваиваемого материала. 4
7. Обеспечивать доступность и системность учебного материала. Он должен быть разработан в соответствии с возрастно-психологическими особенностями младших школьников, а также имеющимся у них социальным опытом. 4
Требования к организации образовательного процесса по требованиям САНПИН
1. Устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).
2. Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут. (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20).
3. В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).
Интернет-технологии — это коммуникационные, информационные и иные технологии и сервисы, с помощью которых осуществляется деятельность в Интернете или с его помощью.
Зачем нужны интернет технологии и интернет ресурсы в образовательном процессе
1. Автоматизировать процесс обучения, систематизировать его и позволить выполнять задачи максимально быстро и легко. 1
2. Повысить уровень знаний и качество преподавания. Это стало возможно благодаря тому, что в свободном доступе открыты все необходимые материалы. 1
3. Обеспечить дистанционное обучение. Связь через интернет помогает проводить уроки даже без личного контакта с учеником преподавателя. 1
4. Сформировать у обучающихся навыки поисковой деятельности, исследовательского и креативного подхода к изучению материала. 3
5. Развивать критическое мышление, повышать познавательную деятельность и мотивацию учащихся. 3
6. Расширить кругозор обучающихся. 3
7. Формировать умения и способы деятельности для решения практически важных задач по созданию собственных информационных ресурсов. 4
• Интернет-технологии в школе нужны для облегчения работы педагогов и повышения качества преподавания. Они помогают укрепить мотивацию школьников к обучению, разнообразить учебный процесс и сделать его более увлекательным.
• Интернет-ресурсы в школе нужны для доступа к огромному количеству образовательных материалов, таких как онлайн-курсы, учебники, видеоуроки и лекции. Они позволяют ученикам выбирать удобное время и темп обучения, получать знания от мировых экспертов и практиковаться в разных форматах.
• Интернет-технологии важны в школе потому, что они облегчают взаимодействие между учителями и учениками, делают образовательный процесс более доступным и интересным, а также предоставляют возможность для дистанционного обучения и самообразования.
• Интернет-ресурсы важны в школе, потому что они открывают доступ к огромному количеству информации и образовательных материалов. Это позволяет ученикам изучать разные предметы, выбирать подходящие курсы и получать знания от мировых экспертов.
• Интернет платформы, которые разрешены Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В школах разрешено использовать различные образовательные платформы, такие как «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Яндекс.Учебник», «Учи.ру» и другие.
Интернет-ресурсы сегодня играют огромную роль в образовании. Для младших школьников они могут стать не просто источником информации, но и настоящим инструментом для развития познавательной активности.
Преимущества использования интернет-ресурсов:
1. Доступность: Интернет предоставляет огромный объем информации по любым темам, которую можно получить в любое время и в любом месте.
2. Интерактивность: Многие сайты и приложения предлагают интерактивные задания, игры, виртуальные экскурсии, что делает обучение более увлекательным и запоминающимся.
3. Визуализация: Интернет-ресурсы используют яркие изображения, видео, анимацию, что помогает младшим школьникам лучше усваивать информацию.
4. Разнообразие форматов: От текстовых материалов до видеоуроков и интерактивных симуляторов – интернет предлагает широкий спектр форматов, что позволяет выбрать наиболее подходящий для конкретного ребенка.
5. Индивидуализация обучения: Интернет-ресурсы позволяют ученикам работать в собственном темпе, повторять материал несколько раз, выбирать дополнительные задания.
Как использовать интернет – ресурсы для формирования познавательной активности:
1. Виртуальные экскурсии: Организуйте виртуальные экскурсии в музеи, зоопарки, исторические места, используя панорамные фотографии, видео и интерактивные карты.
2. Образовательные игры: Используйте онлайн-игры для закрепления учебного материала, развития логики, творческого мышления и мелкой моторики.
3. Онлайн-библиотеки: Позвольте детям самостоятельно выбирать книги и читать их в онлайн-формате, что поможет развивать любовь к чтению.
4. Образовательные видео: Используйте видео для объяснения сложных тем, показов экспериментов, иллюстрации исторических событий.
5. Проектная деятельность: Поощряйте детей к созданию собственных проектов, используя интернет-ресурсы для сбора информации, обработки данных, презентации результатов.
Рекомендации по безопасности:
• Контроль содержимого: Тщательно отбирайте ресурсы, убедитесь, что они безопасны и соответствуют возрасту детей.
• Ограничение времени: Установите правила использования интернета, чтобы не допустить переутомления и зависимости от гаджетов.
• Безопасность в сети: Объясните детям основные правила безопасности в сети, например, не разглашать личные данные, не переходить по сомнительным ссылкам.
Важно помнить:
1. Интернет-ресурсы - это лишь инструмент, который должен использоваться в сочетании с традиционными методами обучения.
2. Важно помогать детям анализировать информацию, критически оценивать ее достоверность, развивать навыки работы с информацией.
3. Интернет может стать мощным инструментом для формирования познавательной активности у младших школьников, но ключевую роль в этом процессе играют родители и учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.