Активизация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии
Цель: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к биологии.
Обоснование темы
Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования: развития, гуманизации, демократизации, дифференциации, регионализации происходит изменение содержания и методов образования, замена или обновление действующих учебных программ и учебно-методических пособий. Использование деятельностного подхода позволяет быстро реагировать на меняющиеся условия обучения. Реализация принципов деятельности, непрерывности, системности, целостного представления о мире, психологической комфортности и вариативности творчества способствуют воспитанию гармонично развитой творческой личности. Существует множество методов и приемов, которые, если используются в системе, служат цели понимания и актуализации себя как творческого человека. Из многообразия методов в данном выступлении рассмотрим лишь исследовательскую деятельность учащихся.
Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти:
10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.
Исследовательская
работа
Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность
учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке материала, которые бы
обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной
помощи и контроля. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Но не
всегда наши дети умеют работать самостоятельно, поэтому роль учителя сводится
не только к контролю, но и к главной функции двигателя этого процесса.
Этапы процесса исследования:
1. Наблюдение и изучение фактов
и явлений.
2. Определение непонятных или
противоречивых явлений (постановка проблемы).
3. Выдвижение гипотез.
4. Построение плана исследования.
5. Осуществление этого плана.
6. Формулирование решения,
объяснение.
7. Проверка решения.
8. Практические выводы о возможности
и необходимости применения полученных знаний.
Форма работы
может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными являются
индивидуальные исследования учеников. Руководствуясь своими познавательными
интересами и возможностями, а также советами-рекомендациями учителей, учащиеся
готовят творческие отчёты и доклады.
Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания,
полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или
же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований.
Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы ученик мог
овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно
раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше.
Ценность исследовательской работы заключается в
том, что учащиеся, оперируя понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу
на местном материале, учатся предвидеть последствия своих действий. Девизом их
работы является выражение: "Мыслим глобально, действуем локально".
Зато сколько положительных эмоций испытывает ребенок при получении
благодарности за свою работу, а если это ещё и призовое место.
Конечно, имеется и другая сторона данного вида работы, на городских
выступлениях НОУ требования как к дипломной работе ВУЗа, да и отношения у
комиссии как к детям, как к студентам, пришедшим на гос. экзамен.
Результаты:
Учителя нашего МО систематически принимают участие в городских чтениях НОУ, имеются призовые места - чему мы очень рады, считаю в данном виде работ мы преуспели больше чем другие МО.
В.Н. Мясищев отмечает, что, в сущности, личность характеризуют не знания, умения и навыки, а ее отношения. В школьной практике это может выглядеть примерно так: ученик может знать материал, уметь его представить (ответить на вопросы, выполнить задание) и даже потенциально быть готовым преобразовать имеющие знания, но при этом не хотеть включаться в педагогический процесс.
«Не хотеть» - это и есть отношение ученика. Возможно это отношение к учебному предмету, либо к учителю, либо к сложившейся на данный момент педагогической ситуации. В любом случае такое отношение может выражаться в уходе от требований учителя, в нежелании общаться, в дисциплинарном нарушении, в манипуляциях различного рода и другое. Следовательно, чтобы знания, умения, навыки, опыт творчества находили активный отклик у ученика, переходили в практическую плоскость через его действия и поступки, эти знания, умения, навыки, творческая деятельность должны стать значимыми для ученика, стать его потребностью, и к ним у ученика должно проявляться позитивное отношение. «В любом другом случае знания, умения, навыки останутся «мертвыми».
И к сожалению эту параллель « не хотеть» сегодня можно провести и на нашего учителя. Нам необходимо изменить своё отношение к своим поступкам, к предмету, к работе, к детям. Увлечься самим и увлечь детей за собой.
Выводы
1. Исследовательская деятельность
учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
2. Отмечается повышение интереса к
предмету при использовании разных методов обучения.
3. Исследовательская деятельность
способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого
подхода к решению проблем.
4. Отрабатываются навыки работы с
различными источниками дополнительной информации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.