Активизация познавательной деятельности.
Оценка 4.6

Активизация познавательной деятельности.

Оценка 4.6
doc
01.02.2020
Активизация познавательной деятельности.
Активизация интеллектуальной деятельности учащихся через исследовательские работы..doc

Активизация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии 

    Цель: создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к биологии.

    Обоснование темы

  Для осуществления на практике основных принципов общего среднего образования: развития, гуманизации, демократизации, дифференциации, регионализации происходит изменение содержания и методов образования, замена или обновление действующих учебных программ и учебно-методических пособий. Использование деятельностного подхода позволяет быстро реагировать на меняющиеся условия обучения. Реализация принципов деятельности, непрерывности, системности, целостного представления о мире, психологической комфортности и вариативности творчества способствуют воспитанию гармонично развитой творческой личности. Существует множество методов и приемов, которые, если используются в системе, служат цели понимания и актуализации себя как творческого человека. Из многообразия методов в данном выступлении рассмотрим лишь исследовательскую   деятельность учащихся.

Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти:

 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.

    Исследовательская работа
    Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учащихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке  материала, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Но не всегда наши дети умеют работать  самостоятельно, поэтому  роль учителя сводится не только к контролю, но и к главной функции двигателя этого процесса.

    Этапы процесса исследования:
        1. Наблюдение и изучение фактов и явлений.
        2. Определение непонятных или противоречивых явлений (постановка проблемы).
        3. Выдвижение гипотез.
        4. Построение плана исследования.
        5. Осуществление этого плана.
        6. Формулирование решения, объяснение.
        7. Проверка решения.
        8. Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний.   

       Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными являются индивидуальные исследования учеников. Руководствуясь своими познавательными интересами и возможностями, а также советами-рекомендациями учителей, учащиеся готовят творческие отчёты и доклады.
    Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы ученик мог овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть свои способности и двигаться в своем развитии дальше.

Ценность исследовательской работы заключается в том, что учащиеся, оперируя понятиями в глобальных масштабах, выполняют работу на местном материале, учатся предвидеть последствия своих действий. Девизом их работы является выражение: "Мыслим глобально, действуем локально".  Зато сколько положительных эмоций испытывает ребенок при получении   благодарности за свою работу, а если это ещё и призовое место.
 Конечно,  имеется и другая сторона данного вида работы, на городских выступлениях НОУ  требования как к дипломной работе ВУЗа, да и   отношения у комиссии как к  детям, как к студентам, пришедшим на гос. экзамен.

Результаты:

Учителя нашего  МО систематически  принимают участие в городских   чтениях  НОУ, имеются призовые места -  чему  мы очень рады,  считаю в  данном виде работ мы преуспели больше чем другие МО.

В.Н. Мясищев отмечает, что, в сущности, личность характеризуют не знания, умения и навыки, а ее отношения.  В школьной практике это может выглядеть примерно так: ученик может знать материал, уметь его представить (ответить на вопросы, выполнить задание) и даже потенциально быть готовым преобразовать имеющие знания, но при этом не хотеть включаться в педагогический процесс.

 «Не хотеть» - это и есть отношение ученика. Возможно это отношение к учебному предмету, либо к учителю, либо к сложившейся на данный момент педагогической ситуации. В любом случае такое отношение может выражаться в уходе от требований учителя, в нежелании общаться, в дисциплинарном нарушении, в манипуляциях различного рода и другое. Следовательно, чтобы знания, умения, навыки, опыт творчества находили активный отклик у ученика, переходили в практическую плоскость через его действия и поступки, эти знания, умения, навыки, творческая деятельность должны стать значимыми для ученика, стать его потребностью, и к ним у ученика должно проявляться позитивное отношение. «В любом другом случае знания, умения, навыки останутся «мертвыми».

 И к  сожалению эту параллель « не хотеть» сегодня можно провести и на нашего учителя. Нам необходимо  изменить своё отношение к   своим поступкам,  к предмету, к работе, к детям. Увлечься самим и увлечь детей за собой.

 

    Выводы
        1.  Исследовательская  деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала.
        2. Отмечается повышение интереса к предмету при использовании разных методов обучения.
        3. Исследовательская деятельность способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.
        4. Отрабатываются навыки работы с различными источниками дополнительной информации.

 


Активизация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

Активизация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

Конечно, имеется и другая сторона данного вида работы, на городских выступлениях

Конечно, имеется и другая сторона данного вида работы, на городских выступлениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020