Активизация познавательной деятельности на примере работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Я работаю во 2 классе, где обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР).
Они характеризуются сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе.
Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка. Специфика речевого дефекта таких детей и возникающие вторичные отклонения требуют поиска различных методов и приемов работы для успешной коррекционно-образовательной деятельности.
Изучив по данной теме достаточное количество информационного материала, начала применять в своей работе самые разнообразные приёмы, методы и технологии.
1. В контексте использования здоровьесберегающих технологий , физкультурно-оздоровительная работа начинается утром в виде речевой гимнастики, которая обязательно сопровождается музыкой. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Использование музыкотерапии при речевых нарушениях оказалось оправданным. Под влиянием музыки музыкальных упражнений положительно развиваются психические процессы, чище и грамотнее становится речь, развивается ориентировка в пространстве, координация движений.
Дети с тяжелыми нарушениями речи, как правило, плохо владеют собственным телом, нарушена ориентация в пространстве. Поэтому во время зарядки я включаю упражнения на развитие пространственной ориентации: возьми кубик справа и положи на стул; левую руку подними, шагни правой ногой вперед; возьми за руку того, кто слева от тебя; левой рукой достань до правого уха.
В речевую гимнастику включаются дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений. Цель их увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребёнка правильно произносить те или иные звуки, создают условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
2.Затем идёт артикуляционная гимнастика для губ и языка. Она также важна для преодоления нарушений речи у детей. Язык является основной из мышц органов речи. При регулярных занятиях такой гимнастикой можно избавиться от ошибок в произношении звуков.
Я использую упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка.
3. Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Его дети делают с использованием стихотворных строчек. Что тоже способствует развитию памяти, внимания.
Самомассаж рук
Очень холодно зимой, мерзнут ручки ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть, посильнее растереть.
Пилим, пилим, мы бревно - очень толстое оно.
Надо сильно постараться и терпения набраться.
Самомассаж лица, языка
4. Массажные ёжики.
Су-джок терапия, последнее достижение восточной медицины.
Использование такого массажа способствует повышению физической и умственной работоспособности, активизирует развитие психических процессов и речи ребенка, благотворно влияет на весь организм, развивает мелкую моторику.
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипы)
5.Игровой самомассаж
Все части тела с головы до ног массируются в такт стихотворному тексту.
Далее мною эта работа по здоровьесбережению продолжается в классе до конца рабочего дня.
6. Кинезиологические упражнения
Как один из видов, здоровьесберегающей технологии мной применяется кинезиологические упражнения для развития обоих полушарий. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания.
В ходе систематических занятий у ребенка уменьшаются явления дислексии ( избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.) Из моего наблюдения прослеживается положительная динамика. Учащиеся стали более усидчивы и спокойны. Повысилась успеваемость по некоторым предметам и работоспособность детей.
Применение кинезиологических упражнений в период подготовки к экзаменам позволяет повысить продуктивность учебной деятельности, снижает стресс, повышает успешность в ситуации экзамена.
Поэтому эти упражнения можно применять как детям начальной школы, так и среднего и старшего звена.
Сюда относится и биоэнергопластика. Биоэнергопластика используется как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и на фронтальных занятиях. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
7. Пальчиковая гимнастика
В зависимости от поставленной цели мной применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Эти упражнения подготавливают руку к письму, помогают снять напряжение особенно после длительной нагрузки. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать её интересной для ребёнка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.
Игры и упражнения с пальчиками, которые я использую на своих уроках, разнообразны.
Кроме пальчиковой гимнастики использую мешочки с мелким наполнителем для развития мелкой моторики развития тактильной чувствительности. Ребёнок сжимает в руках сенсорный мешочек, при этом у него укрепляются мышцы рук, снимается эмоциональное напряжение.
8. На каждом уроке провожу физические минутки, где в течение некоторого времени повторяю одно и то же стихотворение. Это способствует без усилий выучить это стихотворение, акцентировать внимание на правильном произношении и расширить свой словарный запас.
Обязательна релаксирующая минутка.
Она заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту). Все релаксации - зарядки проводятся под спокойную, расслабляющую музыку
9. Обязательны зарядки для глаз.
Основные плюсы такой гимнастики заключаются в том, что она способна помочь:
· снять усталость – отвлекаясь на время от монотонной работы можно отдохнуть;
· восстановить кровообращение в глазах;
· укрепить глазные мышцы.
Упражнения также помогают расслабиться, подготовиться к дальнейшему решению задач, избавиться от нервозности.
Зарядка показана для детей любого возраста и взрослых. Неограниченное использование гаджетов у подростков тоже приводит к ухудшению зрения, поэтому такую гимнастику для глаз полезно использовать на уроках и в старшей школе.
Кроме здоровьесберегающих технологий использую ряд других.
10. Инновационная технология –библиотерапия
В основе библиотерапии лежит использование различных литературных произведений. Они зачитываются, проигрываются, рассказываются с особой интонацией, мимикой, жестами. Главной целью библиотерапии является улучшение психоэмоционального состояния ребенка. Библиотерапия является эффективной при работе с детьми младшего школьного возраста. Для прочтения детям подбираются произведения, соответствующие всем требованиям ФГОС, которые ориентированны на восприятие художественной литературы. От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те, или иные эмоциональные состояния, свойства личности. Одной из разновидности библиотерапии является сказкотерапия.
Механизмы психотерапевтического воздействия:
1. отождествление себя с героем произведения
2. Сопереживание, эмоциональная разрядка
Виды библиотерапии:
1) Чтение вслух
2) Пересказ
3) Сочинение собственных произведений
4) Иллюстрирование
5) Отождествление
6) Домашнее чтение, с последующим обсуждением.
7) Постановка-экспромт
Библиотерапия, как правило, достаточно эффективна при работе с любыми возрастными категориями людей, испытывающих самые разные эмоциональные состояния в жизненных обстоятельствах и желающих использовать литературу как средство личного развития и совершенствования. Поэтому библиотерапию наиболее эффективно можно проводить и с детьми и подростками, когда только формируется личность, так как подростковый возраст - важнейший период становления личности.
11. Игровая технология
Кроме здоровьесберегающих и инновационных технологий использую игровую технологию. Дети с нарушениями речи лучше всего запоминают то, что их заинтересовало, вызвало яркие эмоциональные переживания.
Игры могут различаться:
v по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
v по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
v по содержанию - музыкальные, математические, логические.
v по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно- ролевые.
Главный компонент игровой технологии систематическое общение педагога и детей.
Игровая технология включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогической деятельности.
В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.
Используя игровые технологии в коррекционной работе, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые фантазии ребенка.
12. Информационно- компьютерные технологии.
Для детей с ТНР большое значение имеет наглядность. Процесс коррекционной работы проходит быстрее. Здесь помогают информационно-компьютерные технологии. Дети на уроках становятся активными, повышается концентрация внимания, улучшается запоминание материала. Дети с тяжёлыми нарушениями речи получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. При такой работе у учеников задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются зрительно-пространственные отношения. Это предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность и работоспособность в течение всего урока, повышая эффективность работы.
Для этого использую различные тренажеры. ИКТ как средство развития коммуникативных навыков у старшеклассников в процессе обучения позволяет стимулировать познавательную деятельность, оказывает мотивирующее воздействие, создает благоприятные отношения между учениками и взрослыми, воспитывает самостоятельность, инициативность, развивает креативность, и, в общем, позитивно сказывается на личности ученика-старшеклассника.
Методов, приемов, технологий используется очень много. Это только часть работы, которую я провожу в этом классе.
Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей логопатов.
Данные методы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции, способствуют оздоровлению всего организма.
Я использую их на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Такой подход предусматривает оптимальную коррекцию речевых дефектов психических функций, укрепление здоровья детей через индивидуальный подход к преодолению нарушений. Необходимые условия коррекционной работы: целенаправленность и системность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.