МБОУ «Северная СОШ» Первомайского района
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания.
Автор работы: учитель истории МБОУ «Северная СОШ»
Ребус Оксана Михайловна.
Аннотация:
Проблема неуспеваемости обучающихся и способы ее предупреждения является актуальной для многих образовательных организаций, в том числе и для нашей школы. Сегодня мы имеем дело с ростом неуспеваемости школьников. Обучающимся приходится сталкиваться с большим объёмом информации, а учителям – с нежеланием школьников учиться. В решении данной проблемы важным является совершенствование процесса обучения, активизация познавательной деятельности обучающихся. Системно-деятельностный подход, который заложен в основе современного ФГОСа, перед каждым учителем ставит задачу «разбудить» познавательную деятельность учащихся. Следовательно, перед учителем стоит вопрос «Как же сделать так, чтобы все были вовлечены в учебный процесс?».
Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания»
Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деятельности на уроках истории и обществознания.
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания»
Использование активных форм на уроках истории и обществознания способствуют формированию универсальных учебных действий, т.е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Использование педагогом приемов активизации учения школьников должно прослеживаться на всех этапах учебного процесса.
На этапе актуализации знаний:
Необходимо специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.
Слайд. Я использую проверку знаний через исторический диктант: «О ком или о чем идет речь?»
1) Провинциальные дворяне, несшие обязательную службу и получавшие за нее поместье.
2) Высший совещательный орган при государе, в который входили думные чины – бояре, окольничие, думные дворяне.
3) Система содержания должностных лиц за счет местного населения.
4) Форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца.
5) Территория с неблагоприятными для земледелия климатическими условиями
В этот этап можно включить задания, похожие на задания из ОГЭ или ЕГЭ. К примеру, найти лишнее в предложенном ряду или определить верность суждений.
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Слайд. Активизация познавательной деятельности на мотивационно-целевом этапе.
Это совместное обсуждение задач учебной работы, создание проблемной ситуации. Эти приемы носят дидактический характер.
Рассмотрение ситуаций, вызывающих неоднозначные оценки и подходы (актуализация знаний, постановка проблемной задачи).
«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно» . А. Н. Радищев
«Петербург основан на слезах и трупах». Н.М. Карамзин.
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского». В.Г. Белинский
Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями? (История России 8 класс. Начало правления Петра I)
Слайд. Визуализация: карта, рисунок, фотография не только задействуют образное мышление, но и могут стать началом обсуждения проблемы.
Можем ли мы сравнить строение почвы с современным обществом? Что у них может быть общего? (Социальная структура общества. Обществознание 8 класс ).
Слайд. Работа с афоризмом или притчей.
Например для определения проблемы при изучении темы «Политика и власть» (обществознание 9 класс) использую притчу о Конфуции.
Однажды
Конфуций проезжал неподалеку от горы, где какая-то женщина рыдала над могилой.
Склонившись в знак почтения на передок колесницы, Конфуций слушал
ее рыдания.
А затем послал к той женщине своего ученика, и тот спросил
ее:
- Вы так убиваетесь, - похоже, скорбите не впервой?
- Так оно и есть, - ответила женщина. - Когда-то от когтей
тигра погиб мой свекор.
После от них же погиб мой муж. А теперь
вот от них погиб и мой сын.
- Отчего же вы не покинете эти места? - спросил
Конфуций.
- Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина.
- Запомни это, ученик, - сказал Конфуций.
-
Жестокая власть- свирепее тигра.
Вопросы к классу:
- О чем эта притча?
- Какие уроки из нее можно извлечь?
Предположите, о чем мы будем говорить.
Слайд. Использование ребусов и загадок для определения темы урока.
Этап открытия нового знания.
Этап открытия нового знания предоставляет учителю широкие возможности для того чтобы привлечь внимание обучающихся к теме урока.
Организую работу в микро группах, используя прием «мозговой штурм»: давайте попробуем дать определение термину, опираясь на ваши знания и ассоциации со словом.
Здесь использую различные приемы активизации познавательной деятельности:
активные диалогические формы одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности, учащихся на уроке является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», « Откуда это вытекает?», « Как это проверить?», « Что является причиной?». Ещё одна диалогическая форма - опросно-ответные семинары
На уроках в старших классах при выполнении проблемных заданий использую групповую форму работы.
Организую исследовательскую деятельность, которая проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и проявлениях. Часто использую в своей работе такой прием как работа с источниками. Это связано с особенностью исторического познания.
Слайд. Документ как почва для размышлений.
При изучении темы « Германия на пути к европейскому лидерству» (Всеобщая история 9 класс), используется выдержка «Из конституции 1871 года Германской империи»:
«Его Величество Король Прусский, от имени Северо-Германского Союза, Его Величество Король Баварский, Его Королевское Высочество великий герцог Баденский и Его Королевское Высочество великий герцог Гессенский, стоящий также во главе тех частей герцогства, которые расположены по Рейну к югу от Майна, заключаем вечный союз для защиты союзной территории и применяемого на её протяжении права, а также для обеспечения благосостояния немецкого народа. Этот союз будет именоваться Германской Империей».
Какой процесс нашёл отражение в данном документе?
Предположите, о каком государстве пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Различные источники создают базу для активной учебно-познавательной деятельности школьников, предполагают сопоставление свидетельств, поиск совпадений и противоречий. Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущими историческим памятникам языком, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения и развития интереса учащихся к истории.
Использование работы с текстом учебника.
Слайд. Составление опорного конспекта (схемы, кластеры), заполнение таблиц.
Использование тестов и практических заданий. Приращивание знаний достигается за счет того, что учащиеся самостоятельно прочитывают текст параграфа при выполнении заданий. Такой подход способствует более прочному и полному усвоению материала по курсу истории и обществознания.
Кроме того, данные методы способствует формированию и развитию читательской грамотности.
Слайд. Дидактическая развивающая игра является одной из универсальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала («Да-нет», создание и работа с кроссвордами, игра «Лови ошибку», «Лото» (Правоохранительные органы урок обществознания в 9 классе).
Деловые игры - это средство обучения, изображающее ситуации, которые могут совершаться в современном мире. Такие игры помогают решать практические задачи, учат сотрудничать и работать в группах, вырабатывать деловые качества.
Слайд. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания:
Информационные технологии позволяют мне по-новому
использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую
и видеоинформацию. Введение современных информационных
технологий позволяет активизировать познавательную деятельность школьников,
даёт доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных
форм организации деятельности школьников, а также преобладания речи учителя.
Работа с видеоматериалами на уроках: использую видеофрагменты на уроках истории (России видео История Государства Российского. Н.М. Карамзин). Они вызывают интерес при изучении темы урока.
Использую видеосюжеты на уроках обществознания. В ходе обсуждения просмотренного, учащиеся самостоятельно анализируют, дают оценку, создают эмоциональную окраску событий. (Например просмотри обсуждение на уроке обществознания в 9 классе видео «СМИ ВОЗДЕЙСТВУЕТ»: Объясните название видеосюжета. Дайте свою оценку видеосюжету.
Работа с презентацией.
В программе Power Point мной составляются презентации, позволяющие создать информационную поддержку при проведении уроков истории, обществознания. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство учащихся, фиксируя их внимание на изучаемом объекте. (Работа с исторической картой, работа с фотографиями и карикатурами изучаемого периода).
Работа с таблицами (История России 8 класс: таблица Расстановка сил накануне Северной войны. Сравните расстановку сил накануне войны, и сделайте выводы).
Работа с схемами (Социальная структура Российского общества)
Работа с диаграммами, графиками.
Слайд. Обучающиеся работают с диаграммой, графиком. Рассматривая результаты социологических исследований, опросов, обучающиеся отвечают на вопросы и поясняют свое мнение. Например: на уроке обществознания по теме Семья под защитой закона использую статистические данные по соотношению браков и разводов в России (К каким выводам мы можем прийти, анализируя эти данные? Как вы думаете, почему количество браков растет?)
Данный метод позволяет сформировать способность анализировать, систематизировать, сопоставлять, находить взаимосвязь.
Слайд. Работа с исторической картой.
Слайд. Стадия первичного осмысления и закрепления проводится мною с использованием приёма «Подскажи словечко» - на слайде записано определение термина, надо назвать соответствующее понятие. Он позволяет закрепить изученные на уроке термины.
Слайд. Дидактическая игра «Да-нет»
Слайд. Неоконченное предложение - возможность дополнить текст, восстановить смысл потерянной информации.
Слайд. Решение ситуационных задач.
Решение ситуационных задач ( Правовые ситуации по теме «Правоохранительные органы РФ» ).
Способствуют активизации познавательной деятельности учащихся и электронные образовательные ресурсы. Использование онлайн-тестирования (РЭШ, Учи.ру)
Слайд. Рефлексия учебной деятельности проводится мною через «Лесенку успеха» - каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный «человечек».
Упражнение «Незаконченная фраза»
- во время урока я узнал…..
- было трудно…..
- могу себя похвалить за……
- а еще я хочу сказать …
Заключение .
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
• важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
• одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;
• с целью развития познавательного интереса учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету.
Список литературы:
· Обществознание. 8,9 классы: учебник для общеобразовательных организаций; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – 6-е изд., – М.: Просвещение.
· Обществознание. Поурочные 8,9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, под редакцией Л.Ф. Ивановой, - М.: «Просвещение».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.