«Активизация познавательной деятельности учащихся через внедрение форм групповой работы на уроках русского языка и литературы»(2)
Оценка 5

«Активизация познавательной деятельности учащихся через внедрение форм групповой работы на уроках русского языка и литературы»(2)

Оценка 5
doc
27.01.2021
«Активизация познавательной деятельности учащихся через внедрение форм групповой работы на уроках русского языка и литературы»(2)
мой опыт 2.doc

Акмолинская область

Жаркаинский район

ГУ «Пятигорская средняя школа»

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта по теме:

«Активизация познавательной деятельности учащихся через внедрение форм групповой работы на уроках русского языка и литературы».

 

 

 

Автор опыта: Тимофеева Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

2021      г

Цели и задачи педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность основывается на осознании цели, которая задает импульс деятельности. Цель определяется как результат проведенной работы. 

Главная цель педагогической деятельности в современных условиях – формирование разносторонне развитой личности, которая будет способна реализовывать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и общественных, государственных.

Задачи педагогической деятельности, проходя изменения, охватывали сферу образования, воспитания, обучения. Сама педагогическая деятельность всегда обладала высокой социальной значимостью, по словам передовых мыслителей.

Исходя из « Основных задач модернизации казахстанского образования – повышения его доступности, качества и эффективности», поставленных в наше время перед школой, государственного стандарта, я определила для себя цель: выявить зависимость результатов познавательной деятельности школьников от выбора формы работы на уроке; выявить положительные и отрицательные стороны групповой формы организации обучения (обеспечение активности учебного процесса; достижение высокого уровня усвоения материала; общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии).

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

Ø    Изучить и описать методику групповой работы на уроках русского языка и литературы.

Ø    Апробировать методику групповой работы на уроках русского языка и литературы с пятого по одиннадцатый класс.

Ø    Показать, что применение групповых технологий в развивающем образовании нацелено на нахождение способа решения поставленных перед группой задач.

Содержание образования

Рисуя траекторию своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие являются результатом готовности участников учебно-воспитательного процесса эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Диалоговое обучение в группах  является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама она становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что участие в групповой работе, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

Работа в парах и микрогруппах  является тем колоссальным ресурсом учебного процесса, который способен воспроизводить различные действия школьников. Ведь для того чтобы у ученика сформировать какие-либо действия, необходимо, чтобы ученик эти действия осуществлял. Если действия не производятся, то они и не формируются.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, учится обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Эта работа протекает в атмосфере совместного согласованного взаимодействия учеников, возникают дружеские отношения, ответственная зависимость и взаимоконтроль, повышается мотивация обучения, развивается самостоятельность. Спокойная доброжелательная обстановка на уроках вселяет уверенность в свои силы у каждого ребёнка.

Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, т.к. в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы. На уроках  использую группы «артистов», «чтецов», «художников» для инсценирования эпизодов, картин из литературных произведений.

При изучении произведения по литературе первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям.

На уроках русского языка на этапе закрепления тем с несколькими компонентами учащимся предстоит работа по распределению компонентов в группах.

На уроках литературы метод групповых проектов использую для закрепления темы «Образ главного героя», «Главные и второстепенные персонажи произведения», «Художественные средства выразительности» и др.

Например, для проверки степени усвоения материала, ученикам была предложена работа по анализу поэтического текста на предмет художественных средств выразительности. Работа проходила в группах. Каждая группа на этапе подготовке проекта должна была определить участников группы и подготовить проект: анализ стихотворения с точки зрения художественных средств выразительности (выявить в поэтическом тексте тропы: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения). Выступают перед классом со своей работой.

Организуя групповую форму работы на уроке, учитель должен стремиться не регистрировать отсутствие знаний, умений и навыков учащихся, а создавать условия, при которых каждый ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе. С этой целью нужно четко планировать материал, разработать перечень основных умений и навыков применительно к изучаемой теме, ориентировать учащихся на тот практический рубеж, который они должны овладеть. Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки. Все группы вместе составляют единое цело. Очень важно, чтобы это единство сохранилось на протяжении всего урока, чтоб не разорвалась цепочка в общении. Для этого необходимо, чтобы каждый ученик работал.

В устной работе  использую такие виды заданий: взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Тем более, что в учебниках нового поколения содержатся дексрипторы для оценивания работы.

Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

С домашним заданием тоже можно поработать устно. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

После изучения  раздела, каждый ученик составляет «карточку – зачет для соседа»; обычно в нее включается один теоретический вопрос (устно) и два практических (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку на карточке, остальные выполняются письменно.

Домашнее задание должно быть творческого характера: написать эссе, лингвистическая сказка, кроссворд, тестовые задания, минипроекты по теме.. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, практикую «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием существительных общего рода, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и находят эти существительные, т.е. выполняют грамматическое задание; или анализируют работу одноклассника по ранее выработанным критериям.

Эффективной является  работа в парах при написании сочинений. При чтении своего или чужого сочинения вслух легко заметить речевые неточности, стилистические ошибки: что-то сам ученик исправит, а что-то сосед увидит, поможет переделать.

Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Анализ особенностей содержания предметов русского языка и литературы и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетентности: ценностно-смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникационные, информационные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.

     Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности  изменяются  в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в групповую деятельность резко отличается от  традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. 

Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными  становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

Таким образом, основная особенность новых подходов на основе диалогового обучения заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока учащиеся

– работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

– критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

– решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

– осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

– аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

– выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер.

Продумывая уроки  изучения нового материала,  всегда стараюсь организовать работу  учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать.

Важный компонент структуры урока – составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в  графической форме. Например, модель   понятия частей речи, членов предложения, частей слова и др. По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение. 

И при изучении нового, и при закреплении активно использую алгоритмы. Алгоритм – ключ к применению правила.

Свою педагогическую мастерскую я могу представить следующей схемой:

·          Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. За собой оставляю роль наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества Ш.Амонашвили.

·                Во-вторых, это создание развивающей среды:

1.   Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

2.     Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

3.     Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

4.     Организация продуктивной групповой работы;

5.     Обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

6.     Усиление практической направленности школьного образования по биологии

   Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей.

·     Формы и методы учебно-воспитательной работы

На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», лингвистические задачи.

Особое внимание уделяю межпредметным связям (русский, казахский, английский языки, русская и казахская, зарубежная литература, история, этика), с помощью которых на уроках удается формировать целостную картину мира и научное мировоззрение.

Для обоснования своей позиции, приведу несколько примеров уроков, где наблюдается межпредметная связь:

Урок русского языка в 9и 5  классах «Конфликт. Сочинительные союзы, их типы» и « Семья. Прямое и переносное значения слов» тесно связаны с самопознанием, психологией и этикой.

Урок русского языка в 5 классе «Язык в жизни человека. Имя существительное» - не может быть представлен без знания истории развития человечества.

Уроки литературы «Жизнь и творчество И.С.Тургенева» в 9 классе и «Герои былин» в 5 классе – построены на знании истории, России и древнерусской» .

Наиболее активно последнее время я использую метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса.

Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

·          В-третьих, необходимым элементом моей педагогической деятельности является диагностика, мониторинг и анализ результатов учебных достижений моих учеников.

Следовательно, применение форм групповой работы дает более высокие результаты в сравнении с традиционными методами.

Использование новых подходов в обучении дает положительные результаты в освоении способов знаний. Мои ученики ежегодно участвуют в олимпиадах, и занимают призовые места. 

Считаю, что успех - важный стимул положительного отношения учащихся к деятельности. «Если ребенок не видит ус­пеха в своем труде, огонек жажды знаний гаснет... Ус­пех в учении - источник внутренних сил, рождающих энергию преодоления труд­ностей, желания учиться», - писал В.А. Сухомлинский.

Успех учебной деятельности, качество ответов, выполненных работ во многом определяется тем, как ученик готовит домашние задания. Зная возможности, сильные и слабые стороны школьников стараюсь давать посиль­ные индивидуальные задания, конкретизирую задание, указываю способы работы; обращаясь к отдельным ученикам, предупреждаю о возможных трудностях и путях их преодоления.

Успешная деятельность учащихся часто тормозится пробелами в зна­ниях, восполнение их осуществляется через индивидуальную работу на уро­ках и дополнительных занятиях.

Успех деятельности закрепляется показом достижений, поощрением (сопутствующим, последующим) результатов деятельности, самостоятельности и инициативы, усилий, старательного отношения, быстроты, аккуратно­сти, трудолюбия и т.д.

Похвала за успех пробуждает готовность к новым усилиям в движении вперед, меняет отношение учащихся к деятельности.

Однако, одно из главных противоречий, с которым  сталкиваюсь в своей практике  – это несоответствие целей работы в группах и оценки конечных результатов, где, соответственно,  главным является деятельностный подход и  знания, причем расширенные и углубленные.

 Результативность опыта

Анализируя свою работу за 3 года, я пришла к выводу, что у обучаемых мною учащихся:

Ø вырос интерес к изучению русского языка и литературы;

Ø сформировано умение самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию;

Ø учащиеся активнее участвуют в олимпиадах и конкурсах по предметам;

Ø отсутствие неуспевающих.

 

Результаты достижения обучающихся

Год

Мероприятие

Уровень

Результат

1.                   

2020

Республиканская олимпиада «Классика русской литературы в цитатах»

Республиканский

Аббасова Ю., 1 место, Балацко О., 1 место

2.                   

2020

Республиканская олимпиада «Занимательная морфемика»

Республиканский

Полищук А., 1 место;

3.                   

2020

Республиканская олимпиада «Занимательная фонетика»

Республиканский

Полищук А., 1 место;

4.                   

2020

Республиканская олимпиада «Синонимы. Антонимы. Омонимы»

Республиканский

Полищук А., 1 место;

5.                   

2020

Международная дистанционная олимпиада «Ученик 21 века»по предмету русский язык

Международный

Полищук А., 3 место; Заболотный А., 3 место, Балацко О., 3 место

6.                   

2020

Международный конкурс чтецов для детей «Стихов немало есть на свете»

Международный

Полищук А., 1 место;

7.                   

2020

1 Республиканского дистанционного конкурса роликов «Я читаю стихи», организованного в рамках программы «Рухани жангыру»

Республиканский

Полищук А., сертификат участника

8.                   

2020

Олимпиада для учащихся «Мой родной русский язык»

Всероссийский

Заболотный А., 1 место,

Кашкимбаева А., 1 место

9.                   

2020

Онлайн-викторина «Великий и могучий русский язык»

Всероссийский

Тюренков И., 1 место

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты профессиональных достижений педагога

Год

Мероприятие

Уровень

Результат

1.                   

2020

Онлайн - конференция «Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе: проблемы, перспективы, роль участников образовательного процесса»

Международный

свидетельство

2.                   

2020

Практикум «Педагогическое творчество как важнейшее условие развития творческого потенциала личности обучающегося»

Международный

свидетельство № МН-10175201

3.                   

2020

Вебинар  «Как решать конфликты в организациях образования»

Республиканский

сертификат

4.                   

2020

Дистанционная  олимпиада «Ученик 21 века»

Международный

Свидетельство

5.                   

2020

1 Республиканский дистанционный конкурс роликов «Я читаю стихи», организованного в рамках программы «Рухани жангыру»

Республиканский

благодарность

6.                   

2020

Всероссийская олимпиада «Мой родной русский язык»

Всероссийский

диплом куратора

7.                   

2020

Международный конкурс чтецов для детей «Стихов немало есть на свете»

Международный

диплом куратора № 179559

8.                   

2020

Педагогическая  олимпиада «Демиург»

Республиканский

диплом 3 степени № ДП013403

9.                   

2020

Республиканская олимпиада по предмету «русский язык»

Республиканский

диплом 1 степени № 107346

10.                

2020

Республиканская  рейтинговая олимпиада по русскому языку

Республиканский

диплом 1 степени №496617721-12184 и сертификат

11.                

2020

Республиканская  рейтинговая олимпиада по педагогике»

Республиканский

диплом 1 степени №546807709-12309 и сертификат

12.                

2020

Тестирование «Теория и методика преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной организации»

Международный

Сертификат

13.                

2020

Олимпиада «Обновленное содержание образования в РК»

Республиканский

диплом 1 степени №0000028 и сертификат

14.                

2020

Республиканская олимпиада «Теория и методика преподавания: русский язык»»

Республиканский

диплом 2 степени №0000006 и сертификат

15.                

2020

Республиканская олимпиада «Профессиональная компетентность: учитель русского языка»

Республиканский

диплом 1 степени №0000025 и сертификат

16.                

2020

Республиканская Национальная Интернет Олимпиада по русскому языку для учителей»

Республиканский

диплом 1 степени №Д-97988545/2020

17.                

2020

Республиканская Национальная Интернет Олимпиада по литературе для учителей»

Республиканский

диплом 2 степени №Д-05191947/2020

18.                

2020

Республиканская олимпиада «Знаток предмета: русская литература»

Республиканский

диплом 1 степени №0000032 и сертификат

19.                

2020

Конкурс  «Современный урок в современной школе»

Всероссийский

диплом № VP172-595569D329731

(1 место)

20.                

2020

Всероссийский конкурс «Горизонты педагогики», блиц-олимпиада «Современные средства оценивания результатов обучения»

Всероссийский

диплом №GPB-1060221, 1 место

21.                

2020

Всероссийский конкурс «Преподавание русского языка в школе и основы лингводидактики»

Всероссийский

диплом № VP425-595565D329726

(1 место)

22.                

2020

За создание личной методической библиотеки

Международный

благодарность

23.                

2020

«За инновационные подходы к педагогической деятельности»

Международный

Почетная грамота

24.                

2020

Международный  практикум «Эффективный урок: слагаемые успеха»

Международный

свидетельство № МН-10183430

25.                

2020

Международный  практикум «Исследование урока. Lesson study»

Международный

свидетельство № МН-10181932

26.                

2020

Международный  практикум «Онлайн- инструменты подготовки педагога к прохождению аттестации»

Международный

свидетельство № МН-10181939

27.                

2020

Прохождение независимой международной аттестации по теме «Целеполагание как этап современного урока»

Международный

сертификат отличия 1 степени № ПТ-367117

28.                

2020

«За личный вклад в развитие образования, просвещения и науки»

Международный

Золотая грамота

29.                

2020

Публикация авторского материала на республиканских и международных сайтах, на образовательных педагогических порталах: «Инфоурок», «Uchitelya.kz», «Мектеп. Кз», «Infourok.ru», «Мultiurok.ru», «Рroshkolu.ru», «Аrt-talant», «Международное сообщество учителей», «Рrosveshenie.kz», «Республиканский центр дистанционных олимпиад», «Ziatker.kz».

 

 

Республиканский

 

Международный

Сертификаты, грамоты, благодарности

 

Успешность внедрения данной технологии в практику работы учителя зависит от поставленных целей , желания учителя и использования различных методов и приемов. Но главным условием успешности является гуманистическая позиция педагога по отношению к ученику: вера в его силы и способности, стремление к сотрудничеству и сотворчеству.

 

 

 

 

 

 

 


Акмолинская область Жаркаинский район

Акмолинская область Жаркаинский район

Цели и задачи педагогической деятельности

Цели и задачи педагогической деятельности

Ведь для того чтобы у ученика сформировать какие-либо действия, необходимо, чтобы ученик эти действия осуществлял

Ведь для того чтобы у ученика сформировать какие-либо действия, необходимо, чтобы ученик эти действия осуществлял

Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки

Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки

Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности

Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности

Продумывая уроки изучения нового материала, всегда стараюсь организовать работу учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно…

Продумывая уроки изучения нового материала, всегда стараюсь организовать работу учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно…

Урок русского языка в 9и 5 классах «Конфликт

Урок русского языка в 9и 5 классах «Конфликт

Результативность опыта Анализируя свою работу за 3 года, я пришла к выводу, что у обучаемых мною учащихся: Ø вырос интерес к изучению русского языка и…

Результативность опыта Анализируя свою работу за 3 года, я пришла к выводу, что у обучаемых мною учащихся: Ø вырос интерес к изучению русского языка и…

Результаты профессиональных достижений педагога №

Результаты профессиональных достижений педагога №

Конкурс «Современный урок в современной школе»

Конкурс «Современный урок в современной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2021