Активизация словаря детей с ТНР в нерегламентируемой деятельности
Оценка 4.6

Активизация словаря детей с ТНР в нерегламентируемой деятельности

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
19.10.2020
Активизация словаря детей с ТНР в нерегламентируемой деятельности
Лексика детей с ТНР (2).docx

Попович Елена Константиновна

учитель-логопед высшей кв.категории

 МДОУ ДС «Тополёк» г.Волгодонска

 

Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи  в    нерегламентированной деятельности.

 

            Ведущая роль в коррекционной работе с детьми, имеющими  речевые нарушения, принадлежит специализированным детским садам и группам.    Успешная коррекция речи во многом зависит от уровня профессионализма логопеда, но взаимодействие всех специалистов ДОУ в конечном итоге влияет на более эффективное овладение речью.

            Работа воспитателя имеет большое значение в речевой активности детей и  тесно переплетается с работой логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует и стимулирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; развивает фонематический слух; работает над звукобуквенным анализом; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т. д.

Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов, поэтому я на них остановлюсь.

Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей, проводимый в теплый период времени на воздухе. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников. Можно попросить детей рассказать о своем настроении, спросить, что интересного произошло с ними в выходные дни. Поиграть в игры на развитие внимания: «Какие машины ты видел по дороге в д/с?», «Во что одета твоя мама?», «Какие деревья растут у тебя во дворе?»  Организуя самостоятельную деятельность детей, педагоги с помощью вопросов, предлагая разнообразные игровые материалы, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуют развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей. Воспитателям достаточно создать развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Утро – самое благоприятное время для организации бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло.

При подготовке к завтраку, обеду, ужину педагог следит, чтобы дети правильно использовали лексику, связанную с понятием посуда и ее виды. При этом они употребляют беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы и предложные конструкции.  Воспитатель побуждает детей использовать в своей речи словосочетания, состоящие из прилагательных  и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки и т. п.), простые предложения с однородными членами. Педагог просит одного из детей рассказать, для чего мы моем руки, другого – повторить правила поведения за столом, третьего – как пройти из умывальной комнаты к своему месту и т. д.

При подготовке к занятиям для закрепления речевых навыков дети правильно называют принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые с их помощью.

Перед выходом на прогулку воспитатель обычно обсуждает с детьми, чем будут заниматься, какое оборудование возьмут. При подготовке к прогулке упражнять детей  правильно употреблять лексику, связанную с понятиями одежда, обувь, растения, животные, птицы, времена года и др. Использовать в речи относительные прилагательные, образованные от названий: материалов, из которых изготовлена одежда, обувь и т.д. Для закрепления речевых умений дети конструируют простые предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные  предложения при ответах на вопросы педагога. Например, «Мы идем на прогулку, потому что…», «Я пришел в резиновых сапогах, потому что…». В раздевалке можно предложить следующие игры: «Назови, какие сапоги (туфли)», «Назови столько животных, сколько пуговиц на куртке», «Что произойдет, если осенью мы выйдем на прогулку в легкой одежде?», «Что можно считать парами?»

Чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей, на воздухе организуются: наблюдения в природе, труд по уборке участка, на огороде, цветнике, игры. На прогулке целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач.

Игра «Найдите гостя». Воспитатель зачитывает письмо: «Пройдите прямо, поверните направо, обойдите веранду, поверните налево и посмотрите под куст сирени».  Поисковая деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предположения, отбираются способы их проверки, формулируется вывод. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Все это развивает у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат и добиваться цели, активизировать речевые умения. Заходя в группу, дети строятся друг за другом и отвечают на вопросы воспитателя по лексической теме (игра «Назови пароль»). Цель такой работы -  стимулировать и развивать речевую активность вне группы и кабинета.

Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на вечер. Организуемые в ДОУ оздоровительные мероприятия (гимнастика после сна, босохождение, ходьба по "Дорожкам Здоровья", самомассаж, сопровождаемый речевками, дыхательной гимнастикой,) - также способствуют познавательному развитию, активизации словаря. Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. С детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-драматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и строительные игры. Педагог создает условия для проведения игры. В подготовительной группе ребенок уже умеет сам организовать игру и озвучить ее правила, но  корректирующая и направляющая роль воспитателя остается.

 Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо сопровождать все это речью. Это способствует устранению речевых нарушений, развитию мыслительной активности, логического мышления, умению общаться с детьми и взрослыми, социализации ребенка в обществе.

Игры для активизации и обогащения словаря по теме «Я - человек»

Старшая гр.

Утро

1. Предметный словарь: голова, шея, плечи, грудь, колено, локоть, пятка, ступня, спина, нога, рука, живот, кисть, пальцы, ухо, волосы, лицо, рот, нос, щека, глаз, подбородок, лоб, веко, ресницы, бровь, губа, зубы, язык, мышцы, кости, коса, затылок.

2. Глагольный словарь: дышать, смотреть, ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, бегать, прыгать, хмуриться, моргать, мыть, расчесывать, вытирать, стричь, болеть, лечить, смеяться, плакать.

3. Словарь признаков: высокий, низкий, длинный, короткий, курносый, левый, правый, большой, здоровый, чистый, грязный, хмурый, веселый, грустный, удивленный, испуганный, смелый, кудрявый, сильный, слабый.

4. Антонимы: грязный- чистый, здоровый-больной, высокий - низкий, красивый-страшный, короткий - длинный, большой-маленький, трудолюбивый - ленивый, смелый-трусливый.

·        Игра «Объясни значение»:

Голова – всему начало.

Хоть бы одним глазком взглянуть.

Задрать нос. Голову повесить.

·        Д/и «Угадай на ощупь»(предметы ухода)

·        Словесная игра  «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов.

Подготовка к завтраку, обеду и т.д.

Режимные потешки:

Кран откройся,

Нос умойся,

Глаз купайся,

Грязь сдавайся.

          Указочка.

Ротик мой умеет кушать,

Нос – дышать, а уши – слушать.

Могут глазоньки моргать,

Ручки – все хватать, хватать.

Эмоциональный настрой, вхождение в учебную деятельность.

Ручки как у вас лежат?

Вот так, вот так.

Ножки как у вас стоят?

Вот так, вот так.

(погрозить пальцем)

Ну разок, ну другой

Последите за собой.

Ответное слово детей:

Мы нисколько не шалим,

Мы тихонечко сидим.

Мы разок, мы другой

Последили за собой.

(поворот головы)

Прогулка

Загадки:

У зверюшки – на макушке,

А у нас – ниже глаз.(Уши.)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят. (Глаза.)

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)

Подвижная игра: «Девочки и мальчики».

Играющие становятся вкруг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют, согласно его содержания.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топают,

Ручками хлопают.

Головками кивают

И тихо приседают.

 - Ребята, чем вы сейчас хлопали?

 - Покажите правую, левую (пальцы, ногти, ладонь, локоть…)

 - Чем вы топали?

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Дети соединяют руки, образуя круг.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

 

2 половина дня.

·        Игра «Что можно делать?»

Глазами, ногами, руками, зубами.

·         Игра «Найди ошибку»:

Руками прыгают, а ногами трогают;

Глазами нюхают, а носом смотрят;

Ушами едят, а ртом слушают;

Ногами хлопают, а руками топают;

Ногтями берут, а руками царапают.

·        Сюжетно-ролевая игра «Больница»

 

Подготовительная гр.

Утро

1.    Предметный словарь: скулы, висок, темя, запястье, голень, мочки, ноздри. Сердце, желудок, почки, печень, позвоночник, мозг, сосуды.

2.    Обогащение глагольного словаря.

Волосы постригают, моют, накручивают, красят, расчесывают.

3.    Активизация и обогащение словаря признаков.

Глаза: веселые ,грустные, печальные, задумчивые, яркие, счастливые, голубые,  серые.

4.    Уточнение и активизация словаря наречий.

Говорим  (как?) – медленно, быстро, понятно, громко.

5.    Многозначность: коса, ручка, колено, нос, язык, кисть.

·                 Составление предложений с союзом «чтобы». Для  чего нужны: руки, уши, ресницы, колени, легкие и т.д.

·                 Игра «Объясни значение»:

Глаза боятся, а руки делают.

Руки работают, а голова кормит.

Близок локоток, да не укусишь.

·                 Словесная игра «Скажи иначе» (подбор слов-синонимов: смелый красивый, вкусный).

Подготовка к завтраку, обеду и т.д.

Мойте руки с мылом,

Мылом белым,

Пропадут микробы навсегда.

Защищают тело

Солнце, воздух, мыло и вода. Полотенце расправляй,

Сухо, сухо вытирай

Каждый пальчик,

Пальчик-мальчик

Ни один не обижай.

Вот так, вот так,

Ни один не пропускай.

Полотенце на место

Вешать ты не забывай.

 

Эмоциональный настрой, вхождение в учебную деятельность.

Слушать внимательно,

Думать обязательно,

Говорить старательно.

 

 

 

 

Прогулка

Всегда во рту,

А не проглотишь.(Язык)

Пять братьев годами равные,

 А ростом разные. (Пальцы.)

Всю жизнь ходят наперегонки,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги.)

 Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки нос и две ноздри,

Губы зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Подвижна игра «Затейники»

Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идем за шагом шаг,

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем… вот так.

Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети должны его повторить. После 1-2 повторений игры  затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается.

Повторяется игра  3-4 раза.

Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.

 

2        половина дня.

·      Игра « Какая девочка? Какой мальчик» (темноволосая, краснощекий, голубоглазый…)

·      Словесная игра «Какое слово не подходит?»

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.

Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

 Игра «Что общего и чем отличаются?»

Девочка и кукла. Человек и кот.

Человек и обезьяна.

 


Попович Елена Константиновна учитель-логопед высшей кв

Попович Елена Константиновна учитель-логопед высшей кв

При подготовке к занятиям для закрепления речевых навыков дети правильно называют принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые с их помощью

При подготовке к занятиям для закрепления речевых навыков дети правильно называют принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые с их помощью

Игры для активизации и обогащения словаря по теме «Я - человек»

Игры для активизации и обогащения словаря по теме «Я - человек»

Прогулка Загадки: У зверюшки – на макушке,

Прогулка Загадки: У зверюшки – на макушке,