Попович Елена Константиновна
учитель-логопед высшей кв.категории
МДОУ ДС «Тополёк» г.Волгодонска
Активизация и развитие словаря детей с тяжелыми нарушениями речи в нерегламентированной деятельности.
Ведущая роль в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, принадлежит специализированным детским садам и группам. Успешная коррекция речи во многом зависит от уровня профессионализма логопеда, но взаимодействие всех специалистов ДОУ в конечном итоге влияет на более эффективное овладение речью.
Работа воспитателя имеет большое значение в речевой активности детей и тесно переплетается с работой логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также он включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует и стимулирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяет словарный запас; развивает фонематический слух; работает над звукобуквенным анализом; совершенствует мелкую моторику; развивает основные психические процессы и т. д.
Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов, поэтому я на них остановлюсь.
Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей, проводимый в теплый период времени на воздухе. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников. Можно попросить детей рассказать о своем настроении, спросить, что интересного произошло с ними в выходные дни. Поиграть в игры на развитие внимания: «Какие машины ты видел по дороге в д/с?», «Во что одета твоя мама?», «Какие деревья растут у тебя во дворе?» Организуя самостоятельную деятельность детей, педагоги с помощью вопросов, предлагая разнообразные игровые материалы, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуют развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей. Воспитателям достаточно создать развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Утро – самое благоприятное время для организации бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло.
При подготовке к завтраку, обеду, ужину педагог следит, чтобы дети правильно использовали лексику, связанную с понятием посуда и ее виды. При этом они употребляют беспредложные конструкции со словами, обозначающими предметы и предложные конструкции. Воспитатель побуждает детей использовать в своей речи словосочетания, состоящие из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки и т. п.), простые предложения с однородными членами. Педагог просит одного из детей рассказать, для чего мы моем руки, другого – повторить правила поведения за столом, третьего – как пройти из умывальной комнаты к своему месту и т. д.
При подготовке к занятиям для закрепления речевых навыков дети правильно называют принадлежности, материалы, используемые на занятиях, и действия, производимые с их помощью.
Перед выходом на прогулку воспитатель обычно обсуждает с детьми, чем будут заниматься, какое оборудование возьмут. При подготовке к прогулке упражнять детей правильно употреблять лексику, связанную с понятиями одежда, обувь, растения, животные, птицы, времена года и др. Использовать в речи относительные прилагательные, образованные от названий: материалов, из которых изготовлена одежда, обувь и т.д. Для закрепления речевых умений дети конструируют простые предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при ответах на вопросы педагога. Например, «Мы идем на прогулку, потому что…», «Я пришел в резиновых сапогах, потому что…». В раздевалке можно предложить следующие игры: «Назови, какие сапоги (туфли)», «Назови столько животных, сколько пуговиц на куртке», «Что произойдет, если осенью мы выйдем на прогулку в легкой одежде?», «Что можно считать парами?»
Чтобы прогулка принесла пользу разностороннему развитию детей, на воздухе организуются: наблюдения в природе, труд по уборке участка, на огороде, цветнике, игры. На прогулке целесообразно организовывать элементарную поисковую деятельность - совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач.
Игра «Найдите гостя». Воспитатель зачитывает письмо: «Пройдите прямо, поверните направо, обойдите веранду, поверните налево и посмотрите под куст сирени». Поисковая деятельность начинается с постановки познавательной задачи и принятия ее детьми. Затем осуществляется ее анализ, выдвигаются предположения, отбираются способы их проверки, формулируется вывод. Важным условием постановки познавательных задач является создание проблемных ситуаций. Все это развивает у детей умение планировать свою деятельность, предвидеть результат и добиваться цели, активизировать речевые умения. Заходя в группу, дети строятся друг за другом и отвечают на вопросы воспитателя по лексической теме (игра «Назови пароль»). Цель такой работы - стимулировать и развивать речевую активность вне группы и кабинета.
Проснувшись, дети могут рассказать о своих сновидениях, побеседовать о планах на вечер. Организуемые в ДОУ оздоровительные мероприятия (гимнастика после сна, босохождение, ходьба по "Дорожкам Здоровья", самомассаж, сопровождаемый речевками, дыхательной гимнастикой,) - также способствуют познавательному развитию, активизации словаря. Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. С детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-драматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и строительные игры. Педагог создает условия для проведения игры. В подготовительной группе ребенок уже умеет сам организовать игру и озвучить ее правила, но корректирующая и направляющая роль воспитателя остается.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в ДОУ, необходимо сопровождать все это речью. Это способствует устранению речевых нарушений, развитию мыслительной активности, логического мышления, умению общаться с детьми и взрослыми, социализации ребенка в обществе.
Игры для активизации и обогащения словаря по теме «Я - человек»
Старшая гр. Утро 1. Предметный словарь: голова, шея, плечи, грудь, колено, локоть, пятка, ступня, спина, нога, рука, живот, кисть, пальцы, ухо, волосы, лицо, рот, нос, щека, глаз, подбородок, лоб, веко, ресницы, бровь, губа, зубы, язык, мышцы, кости, коса, затылок. 2. Глагольный словарь: дышать, смотреть, ходить, сгибать, слышать, нюхать, петь, бегать, прыгать, хмуриться, моргать, мыть, расчесывать, вытирать, стричь, болеть, лечить, смеяться, плакать. 3. Словарь признаков: высокий, низкий, длинный, короткий, курносый, левый, правый, большой, здоровый, чистый, грязный, хмурый, веселый, грустный, удивленный, испуганный, смелый, кудрявый, сильный, слабый. 4. Антонимы: грязный- чистый, здоровый-больной, высокий - низкий, красивый-страшный, короткий - длинный, большой-маленький, трудолюбивый - ленивый, смелый-трусливый. · Игра «Объясни значение»: Голова – всему начало. Хоть бы одним глазком взглянуть. Задрать нос. Голову повесить. · Д/и «Угадай на ощупь»(предметы ухода) · Словесная игра «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов. Подготовка к завтраку, обеду и т.д. Режимные потешки: Кран откройся, Нос умойся, Глаз купайся, Грязь сдавайся. Указочка. Ротик мой умеет кушать, Нос – дышать, а уши – слушать. Могут глазоньки моргать, Ручки – все хватать, хватать. Эмоциональный настрой, вхождение в учебную деятельность. Ручки как у вас лежат? Вот так, вот так. Ножки как у вас стоят? Вот так, вот так. (погрозить пальцем) Ну разок, ну другой Последите за собой. Ответное слово детей: Мы нисколько не шалим, Мы тихонечко сидим. Мы разок, мы другой Последили за собой. (поворот головы) Прогулка Загадки: У зверюшки – на макушке, А у нас – ниже глаз.(Уши.) Два Егорки живут возле горки, Живут дружно, А друг на друга не глядят. (Глаза.) Он бывает самым разным: Добрым, вредным, Гордым, важным, Длинным, маленьким, горбатым, Толстым, тонким, конопатым. (Нос.) Подвижная игра: «Девочки и мальчики». Играющие становятся вкруг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют, согласно его содержания. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. Ножками топают, Ручками хлопают. Головками кивают И тихо приседают. - Ребята, чем вы сейчас хлопали? - Покажите правую, левую (пальцы, ногти, ладонь, локоть…) - Чем вы топали? Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. Дети соединяют руки, образуя круг. И бегаем кругом, И бегаем кругом.
2 половина дня. · Игра «Что можно делать?» Глазами, ногами, руками, зубами. · Игра «Найди ошибку»: Руками прыгают, а ногами трогают; Глазами нюхают, а носом смотрят; Ушами едят, а ртом слушают; Ногами хлопают, а руками топают; Ногтями берут, а руками царапают. · Сюжетно-ролевая игра «Больница»
|
Подготовительная гр. Утро 1. Предметный словарь: скулы, висок, темя, запястье, голень, мочки, ноздри. Сердце, желудок, почки, печень, позвоночник, мозг, сосуды. 2. Обогащение глагольного словаря. Волосы постригают, моют, накручивают, красят, расчесывают. 3. Активизация и обогащение словаря признаков. Глаза: веселые ,грустные, печальные, задумчивые, яркие, счастливые, голубые, серые. 4. Уточнение и активизация словаря наречий. Говорим (как?) – медленно, быстро, понятно, громко. 5. Многозначность: коса, ручка, колено, нос, язык, кисть. · Составление предложений с союзом «чтобы». Для чего нужны: руки, уши, ресницы, колени, легкие и т.д. · Игра «Объясни значение»: Глаза боятся, а руки делают. Руки работают, а голова кормит. Близок локоток, да не укусишь. · Словесная игра «Скажи иначе» (подбор слов-синонимов: смелый красивый, вкусный). Подготовка к завтраку, обеду и т.д. Мойте руки с мылом, Мылом белым, Пропадут микробы навсегда. Защищают тело Солнце, воздух, мыло и вода. Полотенце расправляй, Сухо, сухо вытирай Каждый пальчик, Пальчик-мальчик Ни один не обижай. Вот так, вот так, Ни один не пропускай. Полотенце на место Вешать ты не забывай.
Эмоциональный настрой, вхождение в учебную деятельность. Слушать внимательно, Думать обязательно, Говорить старательно.
Прогулка Всегда во рту, А не проглотишь.(Язык) Пять братьев годами равные, А ростом разные. (Пальцы.) Всю жизнь ходят наперегонки, А обогнать друг друга не могут. (Ноги.) Есть на пальцах наших ногти, На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна. Есть у нас на голове Уха два и мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки нос и две ноздри, Губы зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой! Подвижна игра «Затейники» Один из играющих выбирается затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг, Стой на месте, Дружно вместе Сделаем… вот так. Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети должны его повторить. После 1-2 повторений игры затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3-4 раза. Указания. Затейники придумывают разнообразные движения, не повторяя показанных.
2 половина дня. · Игра « Какая девочка? Какой мальчик» (темноволосая, краснощекий, голубоглазый…) · Словесная игра «Какое слово не подходит?» Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ. Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий. Игра «Что общего и чем отличаются?» Девочка и кукла. Человек и кот. Человек и обезьяна. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.