Артикуляционно-пальчиковая гимнастика для детей.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 30.04.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Артикуляционно-пальчиковая гимнастикика.docx

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика для детей.

Цель - развивать мелкую моторику и улучшить подвижность органов артикуляции (губ и языка) у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией. 

 

1.Яблоки соберем в корзины.

Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям. Дети переплетают пальцы рук «корзинкой». Язык сгибают «чашечкой».

 Яблоки кислые!

(Машут рукой - эх! Морщатся и слегка высовывают язык).

Дома сварим из яблок варенье

(большой палец правой руки поднимают вверх - жест одобрения.

Улыбаются и облизывают верхнюю и нижнюю губу).

Мы поставим в печь пирог

(дети вытягивают по одной руке в стороны ладонями наверх).

Очень ароматный,

(делают вдох-выдох).

Из трубы идет дымок.

(вращают кистями, поднимают руки вверх).

Он такой приятный!

(делают вдох-выдох).

Там за лесом, у реки…

(делают волнообразные движения рукой).

Пекарь Булочка живет.

(показывают руками большой живот).

По утрам печет пирог он.

(переворачивают ладони вверх-вниз).

В гости всех к себе завет.

(делают манящие движения руками к себе).

2.Под яблоней растут грибы.

Инструкция: Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает вашим действиям. Дети делают языком упражнение «грибок»: присасывают язык к небу.

У одних грибов ножки толстые…

(щепотью одной руки показывают толстую ножку,

ладонью другой - шляпку. Меняют положение рук).

Соберем грибы в корзины.

(пальцы рук переплетают «корзинкой». (Язык «чашечкой») ).

  1. Упражнение «Дудочка», «Заборчик»

 

Исходное положение: кисти ладонями вниз.

На счёт раз: губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть.

На счёт 2: губы растягиваются в стороны, показывая зубы (сильно растягивать губы не следует – нужно больше тренировать их в движении вперед), пальцы врозь.

Упражнение выполнять 3-4 раза без перерыва.

 

4.    Упражнение «Дудочка играет»

 

Исходное положение: губы вытягиваются вперед трубочкой («дудочка») пальцы каждой руки собираются в щепоть.

На счёт раз: дудочка двигается вправо, собранные пальцы двигаются вправо (движение двумя кистями вправо одновременно).

На счёт два: дудочка двигается влево, собранные пальцы двигаются влево (движение двумя кистями влево одновременно).

Упражнение повторяется 3-4 раза. Движения губ и кистей синхронизированны.

  1. Упражнение «Расчёсочка»

 

Исходное положение: кисти рук ладонями вверх.

Нижние зубы касаются внешней стороны верхней губы и легко почёсывают её. Кисти рук (ладонями вверх) неподвижны, пальцы рук сгибаются-разгибаются.

Затем такое же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Пальцами рук выполняют те же движения.

 

 

  1. Упражнение «Качели»

 

Исходное положение: рот открыт, язык лежит у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз.

На счёт раз: язык поднимается за верхние зубы.

На счёт два: опускается в и.п.

Синхронно выполняются движения ладонями вверх-вниз.

 

 

7.    Упражнение «Конфетка»

 

Исходное положение: губы сомкнуты. Указательные пальцы рук вытянуты, остальные пальцы сжаты в кулак.

На счёт раз: кончиком языка коснуться внутренней левой стороны щеки и надавить на неё.

На счёт два: внутренней стороны правой щеки и надавить на неё.

Синхронно с движениями языка выполняются движения пальцами  вправо-влево. (остальные пальцы сжаты в кулак).

 

  1. Упражнение «Маляр»

 

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельны столу.

На счёт раз: высунуть язык.

На счёт два: облизать верхнюю губу по кругу.

На счёт три: облизать нижнюю губу по кругу.

На счёт четыре: язык убрать, рот закрыть.

Упражнение выполняется  по часовой и против часовой стрелки.

Кистями рук выполняются вращательные движения, синхронные с движениями языка.