Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника
Оценка 4.8

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
география +1
Взрослым
25.03.2019
Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника
Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника Аннотация. В статье рассмотрены возможности географического краеведения для формирования и развития таких важнейших качеств личности учащихся, как трудоспособность, самостоятельность, творчество, инициативность, гражданственность. Показана система методических средств и приёмов активизации познавательной активности школьников в изучении курсов географии родного края. Ключевые слова: познавательная активность, учебно-познавательная деятельность, активные методы обучения, личность учащегося как субъекта своей жизнедеятельности.
Статья на конференцию 2018 секция 7.doc
Секция   7.   «Активизация   познавательной   деятельности   обучающихся   на уроках естественных дисциплин» Герман Ольга Ивановна, методист методического центра управления образования администрации города Макеевка                                                                                       Просвирякова Татьяна Олеговна,                               учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №58 города Макеевки»  Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника  Аннотация. В статье рассмотрены возможности географического краеведения для формирования и развития таких важнейших качеств личности учащихся,  как трудоспособность, самостоятельность, творчество, инициативность, гражданственность. Показана система методических средств и приёмов активизации познавательной активности школьников в изучении курсов географии родного края. Ключевые   слова:  познавательная   активность,   учебно­познавательная деятельность,   активные   методы   обучения,   личность   учащегося   как   субъекта   своей жизнедеятельности.  В   соответствии   с   требованиями   образовательного   стандарта   среднего общего   образования   к   освоению   учащимися   основной   образовательной программы, конечной целью обучения является не только вооружить учащихся определённой   суммой   предметных   компетенций,   научить   продуктивно применять их   в стандартных и нестандартных жизненных ситуациях. Главной целью является развитие личности учащегося. Все важнейшие качества личности формируются в субъектно­активной деятельности. Учение, познание  – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого и решаются основные задачи школы:   подготовить   выпускников   к   жизни,   к   труду,   к   комфортному   и преобразующему   пребыванию   в   социуме.     Этот   подход   подразумевает   такое качество   учебной   деятельности,   для   которого   характерен   высокий   уровень мотивации   и   осознанная   потребность   в   усвоении   знаний   и   умений, результативность и соответствие социальным нормам.  Актуальность активизации познавательной деятельности учащихся  ­ была и будет во все времена основной проблемой педагогической науки. При решении проблемы   активизации   познавательной   деятельности   основной   целью   часто видится   повышение   теоретического   уровня   преподаваемого   материала   с параллельным   ознакомлением   и   обучением   школьников   методам   познания, вооружения их приёмами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария   познания.   Однако   возможности   целенаправленного   освоения операций мыслительной деятельности в современных условиях реализуются не полностью. Основная причина заключается в том, что достижение определенных результатов в обучении не всегда оказывает достаточное влияние на умственное и личностное развитие школьников. Учащиеся приобретают определенный запас знаний и умений, но не всегда умеют продуктивно их использовать в жизни, не всегда   умеют   проявить   свою   индивидуальность,   творчество,   инициативу, лидерские качества.   Цель статьи – проанализировать возможности реализации принципа  активности в обучении географическому краеведению для развития важнейших  качеств личности выпускника с учётом имеющегося педагогического опыта  работы.  Анализ   педагогических   исследований   учёных   ­   педагогов В.И.Дружининой, Ю.К.Бабанского,   И.П.Подласого,     Г.И.Щукиной,   И.Я.Лернера,   работ   Г.К.Селевко,   Т.И.Шамовой   и   др.   М.Н.Скаткина, свидетельствуют   о   многогранности,   многоаспектности   трактовки   понятия познавательной   деятельности   и   разнообразных   способах   деятельности   по   её активизации.   И.Г.Щукина   познавательную   деятельность   характеризует   как интеграцию   поисковой   направленности   в   учении   при   помощи   различных источников знаний и комплексной системы методических средств обучения [2]. Т.И.   Шамова   [3]   рассматривает   познавательную   активность   как   качество личности, проявляющееся в стремлении к овладению знаниями и способами их получения,   в   мобилизации   волевых   усилий   в   достижении   цели   обучения.   В трудах  Г.К.Селевко [4] содержательные параметры, концептуальные позиции и целевые   ориентиры,   особенности   методики   различных   педагогических технологий ориентированы на:  ­активизацию и интенсификацию познавательной деятельности учащихся; ­развитие   и   воспитания   таких   важнейших   качеств   личности   как самостоятельность, конкурентноспособность и др.    трудоспособность,   творчество,   инициативность, Большинство   авторов   утверждают,   что   педагогу   для   повышения активности   на   уроке,   важно   управлять   этой   активностью,   подчинять   её педагогическим задачам, т.е. стимулировать организованную активность, чтобы у учащихся не было времени проявлять неорганизованную активность. Главным является   мотив   познавательной   деятельности.  Побуждающим   познавательную активность   средством   может   служить   постановка   перед   обучающими   такой познавательной задачи, которая задевает их самолюбие, требует от них волевых усилий,   даёт   возможность   проявить   творческие   способности, самостоятельность, вызывает положительные эмоции, создаёт ситуацию успеха. Однако,   самореализация   познавательной   активности   учащихся   в   работе «Активизация   познавательной   деятельности   учащихся   в   условиях реформирования  общеобразовательной школы» З.И.Валиевой [6, с.112] зависит прежде   всего   от   результата   усилий   педагога   в   организации   учебной деятельности по формированию навыков добывания и обработки информации, операций  мыслительной деятельности (анализа, сравнения, синтеза, обобщения и   т.   д.),   развитию     логического   и   критического   мышления.   Г.К.Селевко   в «Энциклопедии   образовательных   технологий»   [4,с.195]отмечает,   что   любая педагогическая   технология   имеет   цель   и   обладает   средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Исходя из этого,   наибольший   активизирующий   эффект   на   занятиях   дают   ситуации,   в которых учащиеся сами должны:  отстаивать свое мнение;  принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;  ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;  рецензировать ответы товарищей;  оценивать ответы и письменные работы товарищей;   заниматься обучением отстающих, объяснять более слабым учащимся  непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание;  находить несколько вариантов возможного решения познавательной  задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных  познавательных и практических действий; решать познавательные задачи  путем комплексного применения известных им способов решения. Таким образом, только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и, повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения,   можно   добиться   развития   познавательного   интереса   к   учебному предмету.  Учёные и философы  признают огромную роль географической среды в развитии   общества   (Н.Н.Баранский,   И.С.Матрусов,   Л.В.Финогенова   и   др.) Географическая  среда представляет  собой арену труда, естественную  основу деятельности человека, предпосылку материального и духовного производства. Трудно   переоценить   значение   содержания   краеведческих   курсов   географии: «Физическая география родного края» (8 класс) и «Социально­экономическая география   родного   края»   (9   класс)     в   изучении   этой   среды   и   возможности реализации задач развития личности каждого учащегося.  Изучение   краеведческого   материала   производится   не   отвлечённо, абстрактно, с тесной привязкой к делу, к действительности. Проблемы, очень близкие для самих учащихся, касающиеся непосредственно их семей и своего города, района, вызывают стремление и готовность знать их глубже и самим в них   участвовать.   Поэтому   особой   популярностью   пользуется   выполнение заданий   социологических   учебных   проектов.   Они   создают   условия   для раскрытия   личностного   потенциала   учащихся,   самопознания,   самосознания, саморегуляции,   развития   культуры   межличностных   отношений,   способствуют социальной активности. На   протяжении   обучения   курсов   географии   в   8   и   9   классах,   ребятам предлагается   принять   участие   в   различных   краткосрочных   и   долгосрочных   их   тематика:   «Географическая   грамотность   населения», проектах.   Вот   «Профессии   моих   родителей»,   «Энергосберегающая   семейная   политика», «Поддержим местного производителя», «Зелёная архитектура Макеевки» и др. Инструментарий   этих   проектов   включает   составление   социологических анкет, анкетирование и опрос жителей посёлка, построение диаграмм, таблиц, написание   сравнительного   анализа,   презентацию   своей   работы.     Учащиеся вынуждены работать в команде, им приходится словесно общаться, принимать решения,   определять   собственную   роль   в   проекте,   социуме.   С   особенным интересом   ребята   участвуют   в   социологических   опросах   и   исследованиях, которые касаются энергосберегающей политики семьи, семейного бюджета. Они учатся   составлять   алгоритм   выполнения   проекта.   Творческие   задания   дают возможность учащимся создавать свой собственный образовательный продукт, презентовать его и испытывать чувство гордости за выполненную работу. При этом важно формирование критического мышления, особенно при обсуждении различных проблемных вопросов, осознание своих успехов и неудач. Реализация   развивающего   потенциала   активной   познавательной деятельности в процессе изучения географического краеведения продолжается и   во   внеурочное   время.   Игры,   вечера,   посещение   краеведческого   музея помогают   создать   в   сознании   будущих   выпускников   представления   о непреходящей   ценности духовных  богатств  людей, в каком  бы  они  месте не жили,   признанию   за   всеми   права   на   творчество,   счастье,   любимую   работу. Результативность   этого   направления   работы   педагога   выше   в   совместных действиях с родителями, коллегами. Интегрированные уроки, классные часы, школьные   праздники,   субботники   способствуют   позитивной   социализации растущего   поколения,   сдерживают   негативное   влияние   имеющей   место стихийной социализации. Краеведческий материал на уроках должен иметь яркую эмоциональную окраску ­ это обогащает и активизирует мышление. Однако в тоже время важно помочь ученику, научить его «строить мостик» от чувственного восприятия к практической   мыслительной   деятельности.   Процесс   сбора   разнообразного краеведческого материала помогает развивать наблюдательность и формировать исследовательские навыки, а детальное познание своей местности даёт важное ощущение практической ценности получаемых знаний и приобретаемых умений, так как они могут пригодиться в повседневной жизни. На   практике   вышеперечисленные   положения   можно   реализовать   по­ разному.   Уроки   выстраиваем   так,   чтобы   у   каждого   обучающегося   была возможность   раскрыть   свой   творческий   потенциал.   В   основе   лежит деятельностный   способ   обучения,   когда   происходит   личностное   включение школьника в процесс, который дает наиболее стойкий результат  при изучении таких тем как «Донецкий край на карте мира», «Топонимика».  Для   развития   коммуникативных   навыков,   сотрудничества   особое значение имеют такие методы как учебный диалог, решение проблемных  задач. Учебный   диалог представляет   собой   систему   вопросов   поисковой направленности.   Необходимо   тщательно   продумывать   каждый   этап     урока (Табл.1)                                              Таблица 1 Технологическая схема урока способствующего развитию познавательной активности Этапы урока I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний III. Мотивация учебной деятельности IV. Изучение нового материала V. Закрепление изученного материала Содержание деятельности Приветствие, определение отсутствующих, проверка  готовности учащихся к уроку   разминка»,     логических   цепочек,   «Свободное   письмо», Беседа.   Использование   раздаточного   материала. Тестовые   задания   разных   типов.   Взаимоопрос, взаимопроверка, блицопрос. Интеллектуальные игры («Верю – не верю», «Мозговой штурм», «Ораторы», «Интеллектуальная «Свободный микрофон»).   Дидактические   игры   (кроссворд, «Третий лишний», «Найди ошибки в тексте» и др.) Видеоролик.   Загадка.   Проблемный   вопрос.   Приемы «Удиви!»,   «Отложенная отгадка».   Эмоциональная   разрядка   (стих,   афоризм, шутка...). Метод свободного выбора (выбор действия, способа действия, свобода творчества) Задания   на   составление   схем,   таблиц,   опорных конспектов,   построение «дерева»   определенного   понятия.   Использование дидактического   материала   (наглядных   пособий, видео,   как возможности инициирования дискуссии, обсуждения. Работа   в   группах,   парах.   Деловые   и   ситуационные игры Дидактические игры («Найди ошибки», «Верно – не   «Воображаемое верно», путешествие»,   кроссворд). («Интеллектуальная Интеллектуальные разминка»,   «Эрудит­лото»,   «Что?   Где?   Когда», «Мозговой штурм»). Дискуссия. Решения задач (в т. ч.   ситуационных). Выполнения лабораторных работ. Творческие задания (составить   стихотворение,   сказку,   рассказ   по   теме урока).   Задания   на   составление   схем,   таблиц, логических цепочек   компьютерных   демонстраций)   проблемных,   творческих,   «Третий   лишний»,   построение   грозди,   игры Верным является утверждение, что если нет познавательной задачи, нет  Решение и   работы   мысли,   есть   задача   –   есть   и   поиск   её   решения. исследовательских задач, как и проблемных, проходит через  анализ ситуации и постановку   проблемы   (Что   известно,   что   неизвестно   и   что   нужно   узнать?); попытку   решения   проблемы   известным   способом   или   поиск   нового   способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождение нового способа решения путем   догадки;   проверку   правильности   найденного   объяснения   (чаще   всего­ поиск аналогии), поэтому для отработки навыков решения исследовательских задач на уроках применяю проблемные вопросы   и задачи на прогнозирование географических ситуаций краеведческого характера. Изменения,   происходящие   сегодня   в   обществе   диктуют   широкое использование   ИКТ,   познавательных   игр   в   обучении   географическому краеведению.  Как   показывает   педагогический   опыт,   усиление   практической направленности в изучении краеведческих курсов географии,   ориентация на развитие   личностных   качеств,   системное   использование   технологического педагогического   инструментария   познавательной деятельности в обучении.     является   базой   для   активизации Литература 1. Валиева З.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования  общеобразовательной школы» //Проблемы и   перспективы   развития   образования:материалы   Международной научной конференции(г.Пермь,апрель 2011г.).Т.1.­ Пермь:Меркурий, 2011. – С.112­114 2. Формирование   познавательного   интереса   школьников.   //Под редакцией Щукиной Г.И. Л., 2000 3. Шамова   Т.И.   Активизация   учения   школьников.   –   М.,   Педагогика, 1982. – 208 с. 4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. ­ М.,: НИИ школьных технологий. 2006., Т.1, ­ С.195­227, Т.2, ­ С.99, 110­ 135 5. Беспалько   В.П.   Проектирование   учебного   предмета.   Журнал «Школьные технологии» г.Москва, 2006, №6.,С.76­89

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника

Активизация познавательной деятельности на уроках географического краеведения как средство развития важнейших качеств личности выпускника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019