Активизация познавательной деятельности на уроках географиии
Оценка 4.6

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
география
Взрослым
08.05.2017
Активизация познавательной деятельности на уроках географиии
Приёмы развивающего обучения на уроках географии, направленные на активизацию познавательного интереса. Педагогические приёмы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации. В развивающем обучении акцент переносится с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. Основные задачи в развивающем обучении: развитие внимания, памяти, мышления.Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии. Во-первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Использую видео, презентации. Во – вторых, при организации самостоятельной работы. На уроках удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме «Города России» проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, фотографий, дополняющих и углубляющих информацию учебника, для создания которых учащиеся собирали информацию в сети Интернет и ежедневной прессе. Продукт этого проекта – презентации. При опросе использую тесты. В – третьих, развивающие игры, познавательные материалы. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
активизация.docx
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии Бирюлёва Галина Викторовна – учитель географии и биологии  МОУ «Очкуровская СШ» 1 ВВЕДЕНИЕ  В   условиях   модернизации   образования   главным   направлением   развития   средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед   без   активизации   познавательной   деятельности, учителем, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.   внимания   учащихся, Формирование   познавательных   интересов   и   активизация   личности   ­   процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого.   В   самых   разнообразных   трактовках   проблемы   в   классической   педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, "зацепить"   так,   чтобы   учение   для   ученика   стало   желанным,   потребностью,   без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и самостоятельности   учения.   С   этой   точки   зрения   важна   концепция   развивающего обучения  В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Они выделили дидактические принципы, которые позволяют решать поставленные задачи. Изучив   методологические   основы   познавательной   деятельности   учащихся,   я поставила перед собой задачу решения проблемы "активизация познавательной активности на уроках географии". Причиной обращения к проблеме стал и тот факт, что в последнее время наблюдается общее снижение интереса школьников к учебной деятельности. Цель:  обеспечить развитие познавательного интереса обучающихся к учебной деятельности через предмет «география».         Задачи:   поиск   таких   методов,   приемов,   форм   обучения,   которые   позволят   повысить эффективность   усвоения   географических   знаний,   помогут   распознать   в   каждом школьнике   его   индивидуальные   особенности   и   на   этой   основе   воспитать   у   него стремление к познанию и творчеству;    создание   условий   для   активизации   познавательной   деятельности   учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения. 2 Основная часть Изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направляю свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и внеклассной работы.                   При   организации   и   осуществлении   учебно­познавательной   деятельности, стимулировании   и   мотивации,   контроле   и   самоконтроле   в   своей   практике   использую: игровые   моменты   по   теме,   объяснение   с   использованием  стихотворений,   пословиц, кроссворды, занимательный материал,  соревновательность, театрализацию, опережающие задания,   смену   деятельности,   проблемность,   задания   с   недостаточной   информацией, необычность, юмор, физминутки как возможность движения и т.д. В зависимости от дидактических целей урока использую различные нетрадиционные формы урока. Например,   уроки   формирования   новых   знаний   провожу   в   виде   уроков­лекций, семинаров (в старших классах), уроков ­ путешествий, уроков ­ исследований. На уроках повторения   и   обобщения   знаний:   конкурсы,   соревнования,   викторины,   конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ.  При проверке знаний обучающихся и других этапах урока  для повышения интереса к учению использую следующие игровые приёмы, которые направлены: 1 на развитие самостоятельной деятельности учащихся (зачет и семинар с игровыми элементами, опережающие задания, сообщения по плану); 2 на   развитие   внимания   (географический   лабиринт,   буквенный   лабиринт «филворд», игры на внимание); 3 на   развитие   памяти   (проверочные   карточки,   кроссворды,   тесты, викторины,  географические диктанты); 4 на   развитие   логического   мышления   (   географические   задачи,   игру на   развитие   мотивации   (систему   жетонов,   «согласен – не согласен», географические  шарады, задания  на поиск общего, аналогов); 5 опережающие задания, интересные факты,  воображаемые путешествия); 6 гипотетических объектов на основе полученных знаний); 7 8 на развитие аналитических способностей (кроссворд, тест, ребус); на развитие речи учащихся (игра, выступления, мини­сочинения, задания с   творческие   задания, на   развитие   воображения   (описания,   иллюстрации,   создание игровыми элементами); 9 на   проверку   знаний   фактического   материала   (зачет,   олимпиада,   тест, викторина, проверочные задания); 10 на проверку умений оперировать фактическим материалом (викторина, тест, кроссворд, практические работы). Практически   все   задания   имеют   творческий   характер   и   варьируемый   уровень сложности.   Их   можно   использовать   на   разных   этапах   урока:   в   начале   урока,   в   ходе изложения нового материала, для закрепления. Это удобно и для учителя, и для учащихся ­ разряжается   напряженный   ритм   работы,   выпадает   несколько   минут   интеллектуального отдыха,  повышается  активность  учащихся, но  любой   приём   хорош   только   тогда,   когда применяется в нужном месте  в нужное время, т. е. его применение зависит от конкретной ситуации. Приёмы развивающего обучения на уроках географии, направленные на активизацию познавательного интереса. Педагогические   приёмы   зависят   не   от   применяемых   средств   обучения,   а   от конкретной   педагогической   ситуации.  В   развивающем   обучении   акцент   переносится   с изучения   учебного   материала   на   учебную   деятельность   ученика   по   развитию теоретического   мышления   и   на   всестороннее   развитие   личности   учащегося.   Основные задачи в развивающем обучении: развитие внимания, памяти, мышления. Развитие внимания  тесно связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе,   более   точно   воспринимать   предметы   и   явления,   подмечать   их   внешние   и внутренние особенности.  Одним   из   интересных   приёмов   развития   внимания   является   «Географический лабиринт».   Данный   приём   представляет   собой   особый   вид   текста,   рассчитанный   на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ». Опыт   использования   географических   лабиринтов   по   разным   темам   показал,   что учащиеся   с   удовольствием   выполняют  эти   задания.   Большинство   детей   успешно справляются с поставленной задачей. Школьники учатся работать в паре, повышается их самооценка, формируется устойчивая мотивация к изучению предмета, приобретаются и закрепляются необходимые знания. Филворд­ разновидность кроссворда, хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов.  Слова в филворде читаются в разные стороны, сверху вниз и снизу вверх, могут произвольно "ломаться", но никогда не идут "по диагонали" и не пересекаются. После   изучения   темы   «Развитие   географических   знаний   человека   о   Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия» можно провести проверку знаний, поделив класс на команды и предложить им разгадать «буквенный лабиринт» или филворд «Великие   путешественники».   Для   выполнения   этого   задания   нужна   концентрация внимания. Кроме того, необходимо вспомнить и термины, загаданные в задании, а значит, развивается не только внимание, но и память. После того, как ученики найдут искомые слова, они должны соотнести имена путешественников с их портретами. Развитие   памяти  —   одной   из   психических   функций   и   видов   умственной деятельности,   предназначенной   для   сохранения,   накапливания   и   воспроизведения информации.  Память – это процесс, состоящий из трёх последовательных стадий: запоминание, хранение,  воспроизведение и узнавание. Наиболее   интересными   заданиями   по   географии   являются  кроссворды.  Они вызывают у школьников интерес к изучаемой теме, вносят занимательность, заставляют глубже   вникать   в   предмет,   самостоятельно   мыслить   и   работать   с   картой.   Отвечая   на вопросы кроссвордов, школьники лучше усваивают научные термины, запоминают названия географических объектов. В   отличие   от   простой   загадки,   где   основа   идет   на   словесное   описание,  ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание.  Доступные   и   популярные   ребусы   для   учащихся,   позволяют   не   только   развивать логическое   мышление,   но   и   пробуждают   творческую   фантазию,   в   игровой   форме расширяют словарный запас, развивают память, образное мышление. Развитие аналитического, критического мышления.  Задача научить школьников: ­         выделять причинно­следственные связи; ­         рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; ­         отвергать ненужную или неверную информацию; ­         понимать, как различные части информации связаны между собой; ­     выделять ошибки в рассуждениях; ­    избегать категоричности в утверждениях; ­    быть честным в своих рассуждениях; ­   определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам; ­  выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение; ­  уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и  личного  мнения; ­  подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной  речи; ­   отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать  на  первом. Хорошо   известно,   что   ничто   не   привлекает   так   детское   внимание,   как   нечто удивительное. Например, перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или загадку, захватывающую детское воображение. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить   с   точки   зрения   науки   и   содержание   данного   урока   в   этом   поможет.   После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс. Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа: «Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет». Естественно,   учащиеся   заинтересуются   решением   данного   парадокса,   и   более внимательно будут слушать объяснение нового материала. Активизация познавательной деятельности на уроках географии  через использование ИКТ Выделяю три основные формы работы с ИКТ на уроках географии. Во­первых, это их непосредственное применение в учебном процессе. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Использую видео, презентации.  Во   –   вторых,   при   организации   самостоятельной   работы.   На   уроках   удобно использовать технологию учебных проектов. Например, по теме «Города России» проект содержит   несколько   интересных   картосхем,   диаграмм,   фотографий,   дополняющих   и углубляющих   информацию   учебника,   для   создания   которых   учащиеся   собирали информацию в сети Интернет и ежедневной прессе. Продукт этого проекта – презентации. При опросе использую тесты. В – третьих, развивающие игры, познавательные материалы. Использование   современных   информационно­коммуникационных   технологий   на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. Для   активизации   познавательной   деятельности   в   своей   практике   использую диктанты  с географическими  ошибками  позволяют   внести  элементы занимательности  в проверку   усвоения   материала,   в   то   же   время   дают   возможность   выявить   пробелы   у отдельных учеников и помочь им устранить эти пробелы. В небольшой рассказ о морском путешествии   вдоль   берегов   Евразии   умышленно   включаю   в   содержание   ошибки   по номенклатуре   (по   усмотрению   учителя   учащиеся   могут   использовать   атласы):   «Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль   вышел   на   просторы   моря   Лаптевых.   Ледовая   обстановка   препятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у   берегов   полуострова   Врангеля   и   по   водам   Чукотского   моря   подошли   к   Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго­ восток по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка.   Попутное   холодное   течение   Куросио   помогало   нашему   кораблю.   Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно­Сахалинска».            Достаточно эффективным приёмом для привлечения детей к изучению географии считаю использование на уроке дополнительной литературы. Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения,   аналитического   мышления,   эмоционально   обогащает   урок.   При   изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Так в 8 классе при изучении темы: «Природные зоны России», в  конце урока детям предлагается текст с описанием изученной природной зоны и устное задание – выделить характерные признаки тундры. «В тундре – весна. Звенят большие и малые ручьи. Со стоном взламываются речушки в горах.   Дрожат   покрытые   тонкой   пленкой   заморозков   рябоватые   озерца,   лужи,   купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды.  Вода всюду. Ступишь ногой в мох – и мох сочится. Тронешь мшистую кочку – и кочка сочится. Станешь робко ногой на ледок – и из­под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас сплошное болото. Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух. Весна входит в тундру робко и неуверенно. Останавливается. Оглядывается. Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все­таки идет, идет… Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. Уже открылись забереги, но лед еще прочен. Уже появился гусь, но еще нет комара». Б.Л. Горбатов, «Обыкновенная Арктика».  В ответе учащиеся отмечают обилие воды, «робость» наступающей весны, неустойчивость погоды – то северный ветер, то восточный.  Объясняют   причину   заболоченности:   многолетняя   мерзлота   не   позволяет   воде просачиваться в грунт, а из­за низких температур невысокая испаряемость.               Активно использую на уроках групповые формы обучения. Возможности данного метода   обучения   огромны.   Во­первых,   совместная   деятельность   влияет   на   характер межличностных   отношений   в   классе,   что   положительно   отражается   на   сплоченности коллектива учащихся.  Во­вторых, в процессе совместной деятельности развивается самостоятельность, умение посмотреть   на   проблему   с   позиции   другого   человека,   проявляется   склонность   к творческой работе, повышается уровень знаний.  В своей работе я использую элементы игровой технологии:  • настольные игры («Географическое лото», «Узнай силуэт», «Где это находится», и т. д); • игры   –   состязания   («Географический   КВН»,   «Конкурс   знатоков   географии», «Конкурс   юных   топографов»,   «Конкурс   юных   геологов»,   «Лучший   знаток географической карты», соревнования по ориентированию на местности); • ролевые   игры   по   географии   («Путешествие   в   Африку»,   «Путешествие   в Австралию»); • деловые игры («Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы»). Например, «Третий лишний».  Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой­нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор. (Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)).  На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Вопросы для геолото «Геолото». помещаются в коробочку. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам   или   носить   общеобразовательный   характер.   Кроме   вопросов   в   бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро». Ученики, вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки   открываются,   из   них   извлекаются   вопросы,   на   которые   ученики   должны   дать ответы.  В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос.  Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение. Игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. «Флюгер»                 Применяется при  изучении темы «Ориентирование на местности» или «Ветер». Несколько учеников выходит к доске и учитель говорит: «Ветер дует с севера». Все должны повернуться лицом к югу( т.е. отвернуться от ветра). Затем: «Ветер дует с запада», и т. д. 3 Выводы                   На   уроках   географии   важно   создать   атмосферу   интереса   к   знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Цель деятельности учителя ­ развитие познавательных способностей учащихся, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Регулярное использование на уроках географии и во внеурочной работе системы разнообразных   способов   и   приемов,   направленных   на   повышение   мотивации,   развитие познавательных   возможностей   и   способностей,       расширяет   географический   кругозор школьников, повышает качество   географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно   ориентироваться   в   закономерностях   окружающей   их   действительности   и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни.      Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод  о том, что активные формы обучения,  позволяют развивать у обучающихся: ­ познавательные навыки и способность к самообразованию; ­ способность ориентироваться в современном информационном пространстве; ­ целеустремленность и настойчивость; ­ способность взять на себя инициативу и ответственность; ­ критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации; ­ коммуникабельность.      Таким   образом,   применение   активных   форм   обучения   можно   считать   одним   из основных путей, способствующих  активизации познавательной деятельности  учащихся  на уроках  географии.  4 Рекомендации       Накоплен уже немалый опыт по развитию познавательной активности  учащихся при   обучении   географии.   Но   учителя   нередко   сталкиваются   с   таким   явлением: чужой,   списанный   в   литературе,   блестящий   урок   или   прием   при   попытке использовать его в своем преподавании не даст ожидаемых результатов. Причина проста: у каждого  класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития.  А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный   уровень   развития   познавательной   работы   учащихся.   Приемы   и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены     в   любой   класс.   Накопленный   опыт   по   развитию   познавательного интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов. 5 Заключение          Само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития   познавательного   интереса   учащихся,   нужна   только   соответствующая методика   преподавания.   А   правильная   организация   работы   по   данной   проблеме поможет   созданию   эмоционального   настроения   учащихся   по   решению   учебно­ воспитательных задач урока и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии

Активизация познавательной деятельности на уроках географиии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017