Активизация познавательной деятельности у школьников на уроках биологии
Оценка 4.7
Научные работы +1
docx
биология
9 кл—11 кл
01.11.2017
Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности.
Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес?
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.Одной из актуальных задач педагогики является активизация познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся учебной активности.
Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес?
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь своей необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся только созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.
Статья.docx
Активизация познавательной деятельности у школьников на уроках
биологии
Решительности мышления – первый шаг в изменение
действий.
Джон Дьюи.
Одной из актуальных задач педагогики является активизация
познавательной деятельности обучающихся. Под этим подразумевается
целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у обучающихся
учебной активности.
Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная
самостоятельность – залог успешного обучения. Известно, что познавательная
активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому
предмету. Но как сформировать этот интерес?
В развитии интереса к учебному предмету нельзя полностью полагаться
на содержание изучаемого материала. Наука может увлечь своей
необычностью, с одной стороны, и узнаваемостью фактов с другой. Новое,
неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогает им усвоить даже сложный учебный материал. Однако без
активной деятельности содержательный материал вызовет у учащихся только
созерцательный интерес к предмету, который не сменится познавательной.
Основными приемами, стимулирующими познавательную активную
деятельность учащихся, можно считать создание на уроках проблемных,
поисковых и эвристических ситуаций. Они являются эффективным средством
развития творческих способностей учащихся и позволяют решить на уроках
ряд конкретных дидактических задач:
1. закрепить знания школьников по определенной части темы (благодаря
многократному повторению обсуждаемого материала); 2. повысить интерес к изучаемому предмету (с помощью таких приёмов,
как генерализация (обобщения) идей, отработка умений решать
проблемы, различные типы построения учебного процесса);
3. создать стимул к самостоятельному приобретению дополнительных
знаний по теме (за счет обязательной самостоятельной работы учащихся
на каждом уроке и разумной дифференциации предлагаемых заданий);
4. научить работать в коллективе (используя игровые методы и
соревновательность, и взаимоопрос по каждой теме).
Таким образом, для поддержания интереса учащихся к изучаемому
материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных
(репродуктивных) методов, соотнесение их выбора с содержанием материала,
дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся,
уровнем подготовленности и способностями обучающихся.
Развитию умению исследовать истину способствует также сократичный
прием. В Древней Греции философ Сократ строил беседу с учениками таким
образом, чтобы вызывать их на обсуждение спорных вопросов. Он направлял
ход беседы в такое русло, чтобы она приобрела характер дискуссии. На
уроках биологии есть возможности для того, чтобы ученики пытались
доводить и свои рассуждения, используя запас знаний или наглядность.
Отличия между корневищем растений и корнем, ученики сначала не могут
дать правильный ответ, но предлагают разные рассуждения, иногда
ошибочные (корневище растет горизонтально, а корень – вертикально; на
корневище есть почки, а на корнях их нет; корневище может зеленеть на
свете, а корни не зеленеют и тому подобное). Обсуждение этих рассуждений
сопровождается изучением раздаточного материала – живых растений или
образцов гербариев. В конечном итоге, ученики приходят к выводу, что
корневище – это видоизменен побег, который хоть и не имеет зеленых
листков, но владеет всеми другими признаками, характерными для побега. В процессе учебы ученики под руководством учителя добывают новые для
них знания. Чтобы вызывать у учеников познавательный интерес к новому
учебному материалу, нужно использовать разнообразные методические
приемы: создание проблемной ситуации, прием новизны, значимости,
динамической, исследовательский прием и другое. Все они возбуждают
любознательность, познавательный интерес и могут быть использованы на всех
этапах изучения учебного материала.
Активизация познавательной деятельности у школьников на уроках биологии
Активизация познавательной деятельности у школьников на уроках биологии
Активизация познавательной деятельности у школьников на уроках биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.