Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
музыка
1 кл—8 кл
12.10.2017
В статье раскрыты приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки. Статья будет полезна и интересна для учителей музыки общеобразовательных школ. используемые в статье приемы и методы адаптированы мной на обучающихся у меня ребятах. Тема интересна и требует изученияФайл в формате Ворлд
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки.docx
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки
Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как
необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы
природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.
Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями,
которые накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность
ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от
случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений,
приобретенных от взрослых либо через средства массовой информации, к системе
познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего
развития школьников и формирования его личности. Сам по себе процесс познания требует
значительной затраты умственных сил и напряжения и осуществляется он в школе через
руководство учителя. Но обучение, при котором ученик действует только по указаниям
учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря потрачены время, сила, и
энергия учителя. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании
главная задача всего учебного процесса.
«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие
окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть
активизирует творческие силы разума», писал В.А.Сухомлинский. Богатейшее поле
деятельности для детей дает программа по музыке, разработанная Э.Б.Абдуллиным,
И.В.Кадобновой, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой под научным руководством
Д.Б.Кабалевского. Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился
этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг
композитором), слушая музыку, нарисовать в своем воображении самые разные
картины(попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на
физкультминутке.
Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… Первое
музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы
учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте
один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его
.Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина,
которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть
этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу,
дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра.
Представим, что в руках у каждого из нас – роза. Вдруг на наших глазах она распускается
и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо
говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка
дыхания от удивления и красоты и… поем звук «фа» на гласный «а». Первое задание,
первое удивление, первое активное познание.
Музыка и жизнь – генеральная тема программы. Изучая музыку, ребята с первого класса
должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. В 5 классе начинаю учебный год с вопроса: «А где берет начало музыка?». Ответы самые
разные. Наиболее часто мнение, что музыка начинается с композитора.
А если отделить композитора от окружающего мира: запереть его в комнате, закрыть окна
шторами. Создаст он новые мелодии?
Нет. Он не увидит природы, не узнает о происходящих событиях, не сможет общаться с
людьми.
А каким словом или словосочетанием можно объединить такие понятия как природа,
происходящие вокруг нас события, человеческие чувства?
Это человеческая жизнь.
Так постепенно мы вместе с ребятами приходим к выводу, что музыка берет свое начало в
жизни, значит, музыка – это сама жизнь. И в 7 классе, начиная разговор о музыкальной
драматургии, мы возвращаемся уже в который раз к этому своему выводу. Если музыка –
это жизнь, значит и жизнь музыкальных образов проходит по законам человеческих
отношений: иногда эти образы живут в музыкальном произведении мирно, дополняя друг
друга (увертюра к опере «Руслан и Людмила»), а иногда находятся в противоречии,
конфликте (« Эгмонт», « Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского).
Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более
доступными для них многие музыкальные понятия. Тема «Интонация», 2 класс. Всегда
оживление в классе, особый настрой вызывает чтение учителем любого известного детям
стихотворения быстро, неразборчиво, монотонно.
Понравилось? (улыбаются)
Нет!
Почему?
Очень быстро, непонятно, невыразительно!
А как бы вы прочитали?
Стараются, читают выразительно. Вывод: прежде, чем чтото сказать, надо подумать, какой
должна быть ваша интонация. А для учителя это естественный переход к теме
«Интонация» в музыке. 5 класс. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было
музыки». Слушая Квартет №2 А.П.Бородина, мы обращаем внимание на интонационную
близость мелодии и человеческой речи. Она искренне «говорит» с нами проникновенно,
задушевно. Виолончель, скрипки «подхватывают» мысль, продолжают беседу, не перебивая
своего собеседника.
Колыбельная песня. Начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том,
что наши современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из
причин всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить
и учиться…
А что на нашем уроке? На минутку зажмуримся, представим себе мамино лицо, мамины
глаза и послушаем, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная,
ласковая, добрая и красивая, как мама. И пусть это не развернутая мелодия, а всего лишь
несколько раз повторенная интонация, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе
все лучшее, что есть в ребячьей душе. И прозвучать она может не только в голосе, но и в
движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней
сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. И каким бы голосочком, какую бы «несуразицу» ребенок ни исполнит потом дома маме, это станет отражением того самого
чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он прикоснулся. Это и есть
начало – начало пути к созданию музыкального образа.
Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его
эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств,
становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого
развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной
деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.