Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках музыки

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 12.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье раскрыты приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыки. Статья будет полезна и интересна для учителей музыки общеобразовательных школ. используемые в статье приемы и методы адаптированы мной на обучающихся у меня ребятах. Тема интересна и требует изученияФайл в формате Ворлд
Иконка файла материала Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки.docx
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке музыки  Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как  необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы  природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека. Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями,  которые накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность  ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от  случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений,  приобретенных от взрослых либо через средства массовой информации, к системе  познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего  развития школьников и формирования его личности. Сам по себе процесс познания требует значительной затраты умственных сил и напряжения и осуществляется он в школе через  руководство учителя. Но обучение, при котором ученик действует только по указаниям  учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря потрачены время, сила, и  энергия учителя. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании ­  главная задача всего учебного процесса. «Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие  окружающего мира, углубляет представление о предметах и явлениях, то есть  активизирует творческие силы разума», ­ писал В.А.Сухомлинский. Богатейшее поле  деятельности для детей дает программа по музыке, разработанная Э.Б.Абдуллиным,  И.В.Кадобновой, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой под научным руководством  Д.Б.Кабалевского. Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился  этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг  композитором), слушая музыку, нарисовать в своем воображении самые разные  картины(попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на  физкультминутке.  Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые…   Первое  музыкальное задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы  учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте  один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его  .Сначала получается не у всех, потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина,  которая необходима для восприятия музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть  этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу,  дети это замечают сами. Значит, надо поучиться. Дальше игра. Представим, что в руках у каждого из нас – роза.  Вдруг на наших глазах она распускается  и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо  говорим: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка  дыхания от удивления и красоты и… поем звук  «фа» на гласный «а». Первое задание,  первое удивление, первое активное познание. Музыка и жизнь – генеральная тема программы. Изучая музыку, ребята с первого класса  должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.В 5 классе начинаю учебный год с вопроса: «А где берет начало музыка?». Ответы самые  разные. Наиболее часто мнение, что музыка начинается с композитора.    ­ А если отделить композитора от окружающего мира: запереть его в комнате, закрыть окна шторами. Создаст он новые мелодии? ­ Нет. Он не увидит природы, не узнает о происходящих событиях, не сможет общаться с  людьми. ­ А каким словом или словосочетанием можно объединить такие понятия как природа,  происходящие вокруг нас события, человеческие чувства? ­ Это человеческая жизнь. Так постепенно мы вместе с ребятами приходим к выводу, что музыка берет свое начало в  жизни, значит, музыка – это сама жизнь. И в 7 классе, начиная разговор о музыкальной  драматургии, мы возвращаемся уже в который раз к этому своему выводу. Если музыка –  это жизнь, значит и жизнь музыкальных образов проходит по законам человеческих  отношений: иногда эти образы живут в музыкальном произведении мирно, дополняя друг  друга (увертюра к опере «Руслан и Людмила»), а иногда находятся в противоречии,  конфликте (« Эгмонт», « Ромео и Джульетта» П.И.Чайковского). Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более  доступными для них многие музыкальные понятия. Тема «Интонация», 2 класс.  Всегда  оживление в классе, особый настрой вызывает чтение учителем любого известного детям  стихотворения быстро, неразборчиво, монотонно.  ­ Понравилось?  (улыбаются) ­ Нет! ­ Почему? ­ Очень быстро, непонятно, невыразительно! ­ А как бы вы прочитали? Стараются, читают выразительно. Вывод: прежде, чем что­то сказать, надо подумать, какой должна быть ваша интонация. А для учителя это естественный переход к теме  «Интонация» в музыке. 5 класс. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было  музыки». Слушая Квартет №2 А.П.Бородина, мы обращаем внимание на интонационную  близость мелодии и человеческой речи. Она искренне «говорит» с нами ­ проникновенно,  задушевно. Виолончель, скрипки «подхватывают» мысль, продолжают беседу, не перебивая своего собеседника. Колыбельная песня. Начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том,  что наши современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из  причин всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить и учиться… А что на нашем уроке? На минутку зажмуримся, представим себе мамино лицо, мамины  глаза и послушаем, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная,  ласковая,  добрая и красивая,  как мама.  И пусть это не развернутая мелодия, а всего лишь несколько раз повторенная интонация, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе  все лучшее, что есть в ребячьей душе. И прозвучать она может не только в голосе, но и в  движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней  сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. И каким бы голосочком, какую бы«несуразицу» ребенок ни исполнит потом дома маме, это станет отражением того самого  чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он прикоснулся. Это и есть начало – начало пути к созданию музыкального образа. Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его  эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств,  становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого  развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной  деятельности.