Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения
Оценка 4.7

Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения

Оценка 4.7
docx
25.06.2024
Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения
+++++Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения.docx

Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения

В любой деятельности человека необходимыми ее элементами являются контроль и оценка. Именно они выступают регуляторами этой деятельности, дают человеку информацию о том, насколько успешно идет процесс, какие существуют сложности. Это позволяет в случае необходимости корректировать свои действия. В большинстве традиционная практика контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе характеризуется следующим:

- единственным контролером и оценщиком на уроке является учитель, ученики и родители лишены соответствующих полномочий;

- оцениваются только результаты обучения (то, как идет процесс усвоения знаний остается без внимания);

- содержание контроля (что будет оцениваться) часто не афишируется;

- на уроках много времени тратится на контроль (нужно же выставить отметки);

- применяется только бальная или рейтинговая оценка;

- оценки иногда используются как средство давления на учеников.

Результатами такого контроля являются многочисленные отрицательные последствия. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке.

Введение федерального государственного стандарта требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Стандарт предусматривает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне.

В качестве инновационных систем оценивания в образовательных учреждениях используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебное портфолио.

Ученые педагоги все больше склоняются к идее активной оценки, т.к. именно она дает надежду на правильное направление изменений. Это понятие трудно определить однозначно, поскольку оно заключает в себе много смыслов:

·         обучающая оценка;

·         осмысление результатов деятельности;

·         рефлексия;

·         размышление над процессом учения;

·         оценка, которая улучшает процесс учения-обучения;

·         оценка, которая помогает учиться;

·         самооценка и взаимооценка;

·         оперативная оценка;

·         не только бальная, но и вербальная оценка;

·         метод обучения;

·         представление информации, которая помогает учащимся учиться;

·         средство обратной связи;

·         оценка процесса учения-обучения;

·         перманентная оценка, оценка, которая сопряжена с мониторингом;

·         участие обучающихся в оценке хода работы и её результата.

Понятие «активная оценка» является содержательным обобщением указанных пониманий.

Активная оценка — это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и этому радоваться), ошибки (и работать над ними); владеть процедурами оценки, управлять личным обучением.

Стратегия «Активная оценка» — это не просто набор определённых методик, приёмов и методов. Это целая философия, система. В руках педагога эта система превращается в настоящий инструмент, который даёт возможность детям управлять своим учением. Ребёнок знает, куда он идёт, как он идёт и что ждёт его дальше. Он не боится ошибиться, ибо в этой философии ошибки — это благо, ведь благодаря им он знает, куда и как ему двигаться дальше. Владение учителем данной стратегией предполагает изменение его роли и места учащихся в образовательном процессе.

Активная оценка является наиболее эффективным методом для повышения учебных достижений, поэтому она популяризируется и используется в разных странах. Наиболее важные статьи, книги, программное обеспечение и результаты исследований содержит сайт «Formative assessment: for those who believe in better education!» («Активная оценка: для тех, кто верит в лучшее образование»).

Активную оценку (Formative assessment) еще называют оценкой для обучения, формативной оценкой. Термин был заимствован педагогом Бенджамином Блумом — автором знаменитой таксономии педагогических целей — у Майкла Скривена, который впервые в 1967 г. разграничил понятия активной (формативной) оценки и суммирующей оценки. В 1968 г. Бенджамин Блум в своей книге «Обучение для искусства» рассматривал активную оценку как инструмент для улучшения процессов преподавания и обучения. Во второй половине 80-х годов прошлого века Британское общество образовательных исследований инициировала создание исследовательской группы для проведения реформы оценочной деятельности Assessment Reform Group. По заказу этой группы в 1998 г. Пол Блэк и Дилан Уильям подытожили результаты исследований и поместили их в работе Assessment and Classroom Learning, где проанализировали более 500 научных статей, которые показывали влияние активной оценки на эффективность обучения. Позже Блэк и Уильям написали еще одну статью «Внутри черного ящика». Вывод был однозначным: использование активной оценки — это очень надежный способ повысить эффективность обучения. Две брошюры авторства Блэка и Уильяма, посвященные исследованиям оценочной деятельности и способам донесения метода активной оценки в школы, стали самыми авторитетными и цитируемыми источниками педагогической науки в следующих десятилетиях.

Образовательная сообщество Великобритании признало результаты тех исследований и публикации по этой теме весьма существенными, и в 2002 г. британские аналоги Министерства образования выступили с инициативой под названием «Оценка, которая помогает учиться». Тем временем Assessment Reform Group продолжала действовать, инициировать и поддерживать новые исследования, создавать пилотные программы. Результаты этой деятельности изложены в 2006 г. в работе Assessment and Learning. Однако метод активной оценки стал популярным не только в Великобритании. В 2002 г. Международная организация развитых стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) при непосредственном участии Центра образовательных исследований и инноваций начали исследовательскую программу, направленную на пересмотр оценочной деятельности в странах ОЭСР. Результатом этого стал доклад, который был представлен в 2005 г. в Париже, где активная оценка была признана эффективным инструментом улучшения образования. В США активной оценкой начали более пристально интересоваться с 2002 г. Крупнейшая американская образовательная организация ASCD (Association for Supervision and Curriculum Development) регулярно проводит конференции, научные исследования. При ее участии в США издано много методических пособий по активной оценке для учителей. В Чехии процесс реформы оценочной деятельности начался в 2010 году. Там активную оценку внедряют «сверху» — инициатива идет от Национального института образования. В Польше активную оценку популяризируют общественные организации, начиная с 2003 г. Практически каждый польский учитель может попасть на семинар или дистанционное обучение Центра Гражданского образования — большой общественной организации, к которой прислушивается Министерство образования. Этот центр занимается повышением квалификации учителей еще со времен первой посткоммунистической реформы образования, причем тренерами и преподавателями в этом центре являются сами учителя-практики. Благодаря такой горизонтальной системе образования учителей Польша достигла лучших в Европе показателей роста качества среднего образования. Согласно исследованиям PISA Польша находится в числе стран, имеющих показатели выше средних в странах ОЭСР.

Активная оценка сегодня применяется педагогами во многих странах мира. Практика свидетельствует, что именно эта система обучения дает наибольший образовательный эффект. Лучшим аргументом в ее поддержку может быть образовательный опыт Финляндии, где активная оценка — наиболее распространенная методика. Финские ученики занимают самые высокие позиции в исследованиях РISА (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Благодаря той же активной оценке, в пятерку самых успешных европейских стран по итогам РISА-2012 входят Эстония и Польша.

С 2009 г. методика активной оценки реализуется в школах России, Беларуси, Кыргызстана и др. и распространяется педагогами-новаторами с помощью семинаров, конференций и обучающих дистанционных курсов.

Активная оценка способствует:

– мотивации к обучению;

– повышению результативности обучения;

– формированию ключевых компетенций: учить учиться;

– образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;

– формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.

Метод активной оценки ― это не что-то новое. Это только приведение в систему тех методов и приемов, которые известны педагогам и которые часто интуитивно используются ими в зависимости от группы и ситуации. Активная оценка означает сознательное и целевое использование учителем этих методов, подчинение их одной цели. Если хочется учить эффективно, следует сделать активную оценку центральным организационным пунктом обучения, работы учителя и учительского коллектива. Тогда процессы преподавания и обучения могут стать более совершенными. Именно такой способ проведения активной оценки можно назвать реформой образования, проведенной изнутри, ― самостоятельно учителем и педагогической общественностью.

Образовательный процесс, организованный в рамках стратегии активной оценки предполагает следование ряду дидактических принципов, сформулированных С.Д. Шакура для контроля и оценки на содержательно-оценочной основе:

·         Приоритетная самооценка. Этот принцип предполагает, что оценке (и тем более отметке) учителя должна предшествовать самооценка учащихся. Причём эта самооценка может быть и прогностической (оценка предстоящей работы и её результатов), и пошаговой (оценивается процесс),и ретроспективной (оцениваются полученные результаты); она может сочетаться со взаимооценкой;

·         Критериальности, т.е. субъекты образовательного процесса в своей деятельности и при оценке её результатов ориентируются на совокупность специально выработанных критериев;

·         Непрерывности – процедуре оценки подвергается весь процесс деятельности, а не только её результаты;

·         Гибкости и вариативности инструментария оценки: требование использовать в образовательном процессе различные оценочные шкалы и средства, выбор которых зависит от образовательной ситуации;

·         Естественности процесса контроля. Контроль и оценка должны иметь естественный характер, т.е. для их осуществления не обязательно организуются специальные испытания для учащихся;

·         Единства качественной и количественной оценки, т.е. фиксации приращений в саморазвитии личности учащихся и того, насколько полученные результаты овладения учебным материалом соответствуют требованиям учебных программ;

·         Преемственности в ценностях, целях, содержании, методах и средствах оценки на различных этапах обучения;

Список можно дополнить ещё двумя:

·         Соответствия индивидуальному стилю учителя. Каждый педагог имеет возможность «приспособить» стратегию активной оценки к сложившейся у него дидактической системе;

·         Партнёрских связей с родителями. Существует императив: успех обучения в большей степени зависит от того, насколько родители активны в контрольно-оценочной деятельности своих детей.

Применение активной оценки создает атмосферу, которая способствует обучению. В этой атмосфере у учащихся усиливается ощущение собственной значимости, повышается их познавательная мотивация и ответственность за учебные успехи и неудачи, возрастает уровень самостоятельности, есть условия для сотрудничества, ученики лучше понимают процесс учения. Предметом активной оценки являются не только когнитивные и творческие результаты, но и сама деятельность по их получению.

Активная оценка требует от педагога:

·         понимания того, зачем он этому учит своих учеников; чего он хочет достичь;

·         приобщения учащихся к целям занятий;

·         сообщения учащимся того, на что он во время работы учащихся и по её завершении будет обращать внимание;

·         проверки того, в какой степени цели достигнуты;

·         помощи учащимся в оценке ими хода работы и степени достижения целей.

Позиция обучающегося в образовательном процессе выражается следующими характеристиками: Я лучше учусь, если:

·         знаю, зачем и чему я должен учиться;

·         педагог беседует со мной о моём прогрессе и каждую минуту знает, на каком этапе освоения материала я нахожусь;

·         учитель даёт мне информацию о том, что я сделал хорошо, что и как я должен улучшить и как я могу развиваться дальше;

·         осуществляю контроль и оценку своей деятельности и её результатов, что даёт мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;

·         сознательно отвечаю за свой прогресс в учении;

·         использую знания и умения моих одноклассников.

Многие исследователи сделали ещё один важный вывод: активная оценка особенно полезна для слабоуспевающих учащихся, что уменьшает разницу в учебных достижениях. Любые успехи для этих учащихся особенно важны, поскольку молодые люди, которые видят себя неспособными учиться, отдаляют себя от общества и становятся источниками и жертвами серьёзных социальных проблем.

При переходе на активную оценку педагог должен познакомить учеников с её элементами:

·         Мы будем в начале каждого урока договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока вы смогли оценить то, насколько ваши цели достигнуты.

·         Всегда буду вас знакомить с критериями оценки, это значит указывать на то, что будет оцениваться. Затем я буду у вас оценивать только то, что было определено заранее. Таким образом, проверка будет осуществляться частично – только того, о чём была предварительная договорённость.

·         Я буду ставить вам вопросы, чтобы вы их самостоятельно решали; буду создавать проблемные ситуации, вы будете видеть в них проблемы, которые будем вместе решать. Вы будете сами проявлять инициативу, а не только следовать моим указаниям.

·         Вместо отметок вы часто будете получать комментарии к вашим ответам: что вы сделали хорошо, а над чем следует ещё поработать. Таким образом, мы будем сотрудничать в процессе учения. Эти комментарии вы будете получать устно или письменно. Вы будете или принимать мои замечания и предложения или оспаривать, представляя свои аргументы.

·         Я буду спрашивать ваше мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили. Буду стараться ваши мнения учитывать.

·         Я буду часто просить вас обсудить ваши ответы на мои вопросы в парах.

·         Буду стараться ставить вам в начале занятия ключевой вопрос, на который мы вместе будем искать ответ.

·         Отметки вы будете получать в основном за проверочные работы по результатам каждого раздела.

·         Вы часто будете оценивать работы друг друга, а также ставить друг другу вопросы, давать советы.

·         Вы также будете оценивать себя сами и на этой основе планировать своё дальнейшее развитие.

Образовательный эффект от введения активной оценки будет значимым, если средства применяются не хаотично, не эпизодически, а системно. При принятии этой стратегии необходимо учитывать, что учащийся является субъектом образовательного процесса, то есть он участник определения целей, планирования работы, он учится, а учитель создает для этого условия. Важно согласиться, что оценке учителя должна предшествовать самооценка (возможно, взаимооценка) учащихся. Для оценки необходимы критерии, поэтому следует проверять у учащихся только то, что задано совокупностью предложенных им критериев.

На сегодняшний день можно назвать ряд трудностей в применении активной оценки. Наиболее значимое препятствие — это традиции, профессиональные, психологические и возрастные стереотипы, которые сложились у учителей, например: решение о том, чему и как учить учеников принимает учитель, он же единственный оценщик на уроке. Второе ограничение: планирование педагогом уроков, предполагающих активную оценку, связано с большими, чем обычно, трудозатратами. Еще одно ограничение – на применение активной оценки необходимо учебное время, которого всегда не хватает. Не так просто ввести в практику стратегию активной оценки и совместить эту стратегию с требованиями большой «накопляемости» отметок. Препятствием могут оказаться представления о сущности и субъектах контрольно-оценочной деятельности, которые, зачастую, имеются у проверяющих.

Нормы системы оценки результатов учебной деятельности учащихся, требования учебных программ к знаниям и умениям учащихся предоставляют педагогу критериальную базу для включения в оценочную деятельность самих учащихся и их родителей. Широко применяемое безотметочное обучение в начальной школе и на факультативных занятиях также является частью активной оценки.

Возможна ситуация, когда только небольшая группа педагогов владеет стратегией активной оценки. Однако образовательный эффект будет большим, если весь коллектив освоит данную стратегию и будет применять в своей практической деятельности. Для успешного продвижения этой инновации полезно участие руководителей и учителей в соответствующих тренингах, затем – организация работы творческих групп, оценка их опыта, решение педагогического совета о применении в школе АО, обучение всего коллектива, последующая методическая и психологическая поддержка учителей.

Список литературы:

1.    Запрудский, Н. И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. — М.: Сэр-Вит, 2012.

2.    Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001.

3.    Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. — М.—Рига: Эксперимент, 1999.


 

Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения

Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения

Понятие «активная оценка» является содержательным обобщением указанных пониманий

Понятие «активная оценка» является содержательным обобщением указанных пониманий

Оценка, которая помогает учиться»

Оценка, которая помогает учиться»

Активная оценка означает сознательное и целевое использование учителем этих методов, подчинение их одной цели

Активная оценка означает сознательное и целевое использование учителем этих методов, подчинение их одной цели

Партнёрских связей с родителями

Партнёрских связей с родителями

Мы будем в начале каждого урока договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока…

Мы будем в начале каждого урока договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока…

На сегодняшний день можно назвать ряд трудностей в применении активной оценки

На сегодняшний день можно назвать ряд трудностей в применении активной оценки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2024