Активная оценка - новая и эффективная стратегия обучения
В любой деятельности человека необходимыми ее элементами являются контроль и оценка. Именно они выступают регуляторами этой деятельности, дают человеку информацию о том, насколько успешно идет процесс, какие существуют сложности. Это позволяет в случае необходимости корректировать свои действия. В большинстве традиционная практика контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе характеризуется следующим:
- единственным контролером и оценщиком на уроке является учитель, ученики и родители лишены соответствующих полномочий;
- оцениваются только результаты обучения (то, как идет процесс усвоения знаний остается без внимания);
- содержание контроля (что будет оцениваться) часто не афишируется;
- на уроках много времени тратится на контроль (нужно же выставить отметки);
- применяется только бальная или рейтинговая оценка;
- оценки иногда используются как средство давления на учеников.
Результатами такого контроля являются многочисленные отрицательные последствия. Как сделать так, чтобы оценки и отметки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости учащихся на уроке.
Введение федерального государственного стандарта требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Стандарт предусматривает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы на каждом уровне.
В качестве инновационных систем оценивания в образовательных учреждениях используют тестирование, модульную и рейтинговую системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебное портфолио.
Ученые педагоги все больше склоняются к идее активной оценки, т.к. именно она дает надежду на правильное направление изменений. Это понятие трудно определить однозначно, поскольку оно заключает в себе много смыслов:
· обучающая оценка;
· осмысление результатов деятельности;
· рефлексия;
· размышление над процессом учения;
· оценка, которая улучшает процесс учения-обучения;
· оценка, которая помогает учиться;
· самооценка и взаимооценка;
· оперативная оценка;
· не только бальная, но и вербальная оценка;
· метод обучения;
· представление информации, которая помогает учащимся учиться;
· средство обратной связи;
· оценка процесса учения-обучения;
· перманентная оценка, оценка, которая сопряжена с мониторингом;
· участие обучающихся в оценке хода работы и её результата.
Понятие «активная оценка» является содержательным обобщением указанных пониманий.
Активная оценка — это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и этому радоваться), ошибки (и работать над ними); владеть процедурами оценки, управлять личным обучением.
Стратегия «Активная оценка» — это не просто набор определённых методик, приёмов и методов. Это целая философия, система. В руках педагога эта система превращается в настоящий инструмент, который даёт возможность детям управлять своим учением. Ребёнок знает, куда он идёт, как он идёт и что ждёт его дальше. Он не боится ошибиться, ибо в этой философии ошибки — это благо, ведь благодаря им он знает, куда и как ему двигаться дальше. Владение учителем данной стратегией предполагает изменение его роли и места учащихся в образовательном процессе.
Активная оценка является наиболее эффективным методом для повышения учебных достижений, поэтому она популяризируется и используется в разных странах. Наиболее важные статьи, книги, программное обеспечение и результаты исследований содержит сайт «Formative assessment: for those who believe in better education!» («Активная оценка: для тех, кто верит в лучшее образование»).
Активную оценку (Formative assessment) еще называют оценкой для обучения, формативной оценкой. Термин был заимствован педагогом Бенджамином Блумом — автором знаменитой таксономии педагогических целей — у Майкла Скривена, который впервые в 1967 г. разграничил понятия активной (формативной) оценки и суммирующей оценки. В 1968 г. Бенджамин Блум в своей книге «Обучение для искусства» рассматривал активную оценку как инструмент для улучшения процессов преподавания и обучения. Во второй половине 80-х годов прошлого века Британское общество образовательных исследований инициировала создание исследовательской группы для проведения реформы оценочной деятельности Assessment Reform Group. По заказу этой группы в 1998 г. Пол Блэк и Дилан Уильям подытожили результаты исследований и поместили их в работе Assessment and Classroom Learning, где проанализировали более 500 научных статей, которые показывали влияние активной оценки на эффективность обучения. Позже Блэк и Уильям написали еще одну статью «Внутри черного ящика». Вывод был однозначным: использование активной оценки — это очень надежный способ повысить эффективность обучения. Две брошюры авторства Блэка и Уильяма, посвященные исследованиям оценочной деятельности и способам донесения метода активной оценки в школы, стали самыми авторитетными и цитируемыми источниками педагогической науки в следующих десятилетиях.
Образовательная сообщество Великобритании признало результаты тех исследований и публикации по этой теме весьма существенными, и в 2002 г. британские аналоги Министерства образования выступили с инициативой под названием «Оценка, которая помогает учиться». Тем временем Assessment Reform Group продолжала действовать, инициировать и поддерживать новые исследования, создавать пилотные программы. Результаты этой деятельности изложены в 2006 г. в работе Assessment and Learning. Однако метод активной оценки стал популярным не только в Великобритании. В 2002 г. Международная организация развитых стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) при непосредственном участии Центра образовательных исследований и инноваций начали исследовательскую программу, направленную на пересмотр оценочной деятельности в странах ОЭСР. Результатом этого стал доклад, который был представлен в 2005 г. в Париже, где активная оценка была признана эффективным инструментом улучшения образования. В США активной оценкой начали более пристально интересоваться с 2002 г. Крупнейшая американская образовательная организация ASCD (Association for Supervision and Curriculum Development) регулярно проводит конференции, научные исследования. При ее участии в США издано много методических пособий по активной оценке для учителей. В Чехии процесс реформы оценочной деятельности начался в 2010 году. Там активную оценку внедряют «сверху» — инициатива идет от Национального института образования. В Польше активную оценку популяризируют общественные организации, начиная с 2003 г. Практически каждый польский учитель может попасть на семинар или дистанционное обучение Центра Гражданского образования — большой общественной организации, к которой прислушивается Министерство образования. Этот центр занимается повышением квалификации учителей еще со времен первой посткоммунистической реформы образования, причем тренерами и преподавателями в этом центре являются сами учителя-практики. Благодаря такой горизонтальной системе образования учителей Польша достигла лучших в Европе показателей роста качества среднего образования. Согласно исследованиям PISA Польша находится в числе стран, имеющих показатели выше средних в странах ОЭСР.
Активная оценка сегодня применяется педагогами во многих странах мира. Практика свидетельствует, что именно эта система обучения дает наибольший образовательный эффект. Лучшим аргументом в ее поддержку может быть образовательный опыт Финляндии, где активная оценка — наиболее распространенная методика. Финские ученики занимают самые высокие позиции в исследованиях РISА (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Благодаря той же активной оценке, в пятерку самых успешных европейских стран по итогам РISА-2012 входят Эстония и Польша.
С 2009 г. методика активной оценки реализуется в школах России, Беларуси, Кыргызстана и др. и распространяется педагогами-новаторами с помощью семинаров, конференций и обучающих дистанционных курсов.
Активная оценка способствует:
– мотивации к обучению;
– повышению результативности обучения;
– формированию ключевых компетенций: учить учиться;
– образованию учащихся, имеющих трудности в обучении;
– формированию позитивного сотрудничества между педагогом и ребёнком.
Метод активной оценки ― это не что-то новое. Это только приведение в систему тех методов и приемов, которые известны педагогам и которые часто интуитивно используются ими в зависимости от группы и ситуации. Активная оценка означает сознательное и целевое использование учителем этих методов, подчинение их одной цели. Если хочется учить эффективно, следует сделать активную оценку центральным организационным пунктом обучения, работы учителя и учительского коллектива. Тогда процессы преподавания и обучения могут стать более совершенными. Именно такой способ проведения активной оценки можно назвать реформой образования, проведенной изнутри, ― самостоятельно учителем и педагогической общественностью.
Образовательный процесс, организованный в рамках стратегии активной оценки предполагает следование ряду дидактических принципов, сформулированных С.Д. Шакура для контроля и оценки на содержательно-оценочной основе:
· Приоритетная самооценка. Этот принцип предполагает, что оценке (и тем более отметке) учителя должна предшествовать самооценка учащихся. Причём эта самооценка может быть и прогностической (оценка предстоящей работы и её результатов), и пошаговой (оценивается процесс),и ретроспективной (оцениваются полученные результаты); она может сочетаться со взаимооценкой;
· Критериальности, т.е. субъекты образовательного процесса в своей деятельности и при оценке её результатов ориентируются на совокупность специально выработанных критериев;
· Непрерывности – процедуре оценки подвергается весь процесс деятельности, а не только её результаты;
· Гибкости и вариативности инструментария оценки: требование использовать в образовательном процессе различные оценочные шкалы и средства, выбор которых зависит от образовательной ситуации;
· Естественности процесса контроля. Контроль и оценка должны иметь естественный характер, т.е. для их осуществления не обязательно организуются специальные испытания для учащихся;
· Единства качественной и количественной оценки, т.е. фиксации приращений в саморазвитии личности учащихся и того, насколько полученные результаты овладения учебным материалом соответствуют требованиям учебных программ;
· Преемственности в ценностях, целях, содержании, методах и средствах оценки на различных этапах обучения;
Список можно дополнить ещё двумя:
· Соответствия индивидуальному стилю учителя. Каждый педагог имеет возможность «приспособить» стратегию активной оценки к сложившейся у него дидактической системе;
· Партнёрских связей с родителями. Существует императив: успех обучения в большей степени зависит от того, насколько родители активны в контрольно-оценочной деятельности своих детей.
Применение активной оценки создает атмосферу, которая способствует обучению. В этой атмосфере у учащихся усиливается ощущение собственной значимости, повышается их познавательная мотивация и ответственность за учебные успехи и неудачи, возрастает уровень самостоятельности, есть условия для сотрудничества, ученики лучше понимают процесс учения. Предметом активной оценки являются не только когнитивные и творческие результаты, но и сама деятельность по их получению.
Активная оценка требует от педагога:
· понимания того, зачем он этому учит своих учеников; чего он хочет достичь;
· приобщения учащихся к целям занятий;
· сообщения учащимся того, на что он во время работы учащихся и по её завершении будет обращать внимание;
· проверки того, в какой степени цели достигнуты;
· помощи учащимся в оценке ими хода работы и степени достижения целей.
Позиция обучающегося в образовательном процессе выражается следующими характеристиками: Я лучше учусь, если:
· знаю, зачем и чему я должен учиться;
· педагог беседует со мной о моём прогрессе и каждую минуту знает, на каком этапе освоения материала я нахожусь;
· учитель даёт мне информацию о том, что я сделал хорошо, что и как я должен улучшить и как я могу развиваться дальше;
· осуществляю контроль и оценку своей деятельности и её результатов, что даёт мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
· сознательно отвечаю за свой прогресс в учении;
· использую знания и умения моих одноклассников.
Многие исследователи сделали ещё один важный вывод: активная оценка особенно полезна для слабоуспевающих учащихся, что уменьшает разницу в учебных достижениях. Любые успехи для этих учащихся особенно важны, поскольку молодые люди, которые видят себя неспособными учиться, отдаляют себя от общества и становятся источниками и жертвами серьёзных социальных проблем.
При переходе на активную оценку педагог должен познакомить учеников с её элементами:
· Мы будем в начале каждого урока договариваться о цели работы, чтобы вы знали, что и зачем вы будете учить, а также, чтобы по завершении урока вы смогли оценить то, насколько ваши цели достигнуты.
· Всегда буду вас знакомить с критериями оценки, это значит указывать на то, что будет оцениваться. Затем я буду у вас оценивать только то, что было определено заранее. Таким образом, проверка будет осуществляться частично – только того, о чём была предварительная договорённость.
· Я буду ставить вам вопросы, чтобы вы их самостоятельно решали; буду создавать проблемные ситуации, вы будете видеть в них проблемы, которые будем вместе решать. Вы будете сами проявлять инициативу, а не только следовать моим указаниям.
· Вместо отметок вы часто будете получать комментарии к вашим ответам: что вы сделали хорошо, а над чем следует ещё поработать. Таким образом, мы будем сотрудничать в процессе учения. Эти комментарии вы будете получать устно или письменно. Вы будете или принимать мои замечания и предложения или оспаривать, представляя свои аргументы.
· Я буду спрашивать ваше мнение о том, как вы хотите, чтобы вас учили. Буду стараться ваши мнения учитывать.
· Я буду часто просить вас обсудить ваши ответы на мои вопросы в парах.
· Буду стараться ставить вам в начале занятия ключевой вопрос, на который мы вместе будем искать ответ.
· Отметки вы будете получать в основном за проверочные работы по результатам каждого раздела.
· Вы часто будете оценивать работы друг друга, а также ставить друг другу вопросы, давать советы.
· Вы также будете оценивать себя сами и на этой основе планировать своё дальнейшее развитие.
Образовательный эффект от введения активной оценки будет значимым, если средства применяются не хаотично, не эпизодически, а системно. При принятии этой стратегии необходимо учитывать, что учащийся является субъектом образовательного процесса, то есть он участник определения целей, планирования работы, он учится, а учитель создает для этого условия. Важно согласиться, что оценке учителя должна предшествовать самооценка (возможно, взаимооценка) учащихся. Для оценки необходимы критерии, поэтому следует проверять у учащихся только то, что задано совокупностью предложенных им критериев.
На сегодняшний день можно назвать ряд трудностей в применении активной оценки. Наиболее значимое препятствие — это традиции, профессиональные, психологические и возрастные стереотипы, которые сложились у учителей, например: решение о том, чему и как учить учеников принимает учитель, он же единственный оценщик на уроке. Второе ограничение: планирование педагогом уроков, предполагающих активную оценку, связано с большими, чем обычно, трудозатратами. Еще одно ограничение – на применение активной оценки необходимо учебное время, которого всегда не хватает. Не так просто ввести в практику стратегию активной оценки и совместить эту стратегию с требованиями большой «накопляемости» отметок. Препятствием могут оказаться представления о сущности и субъектах контрольно-оценочной деятельности, которые, зачастую, имеются у проверяющих.
Нормы системы оценки результатов учебной деятельности учащихся, требования учебных программ к знаниям и умениям учащихся предоставляют педагогу критериальную базу для включения в оценочную деятельность самих учащихся и их родителей. Широко применяемое безотметочное обучение в начальной школе и на факультативных занятиях также является частью активной оценки.
Возможна ситуация, когда только небольшая группа педагогов владеет стратегией активной оценки. Однако образовательный эффект будет большим, если весь коллектив освоит данную стратегию и будет применять в своей практической деятельности. Для успешного продвижения этой инновации полезно участие руководителей и учителей в соответствующих тренингах, затем – организация работы творческих групп, оценка их опыта, решение педагогического совета о применении в школе АО, обучение всего коллектива, последующая методическая и психологическая поддержка учителей.
Список литературы:
1. Запрудский, Н. И. Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. — М.: Сэр-Вит, 2012.
2. Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб: Питер, 2001.
3. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки / Г. А. Цукерман. — М.—Рига: Эксперимент, 1999.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.