"Активные формы обучения на уроках биологии и химии"
Оценка 4.8

"Активные формы обучения на уроках биологии и химии"

Оценка 4.8
docx
15.12.2024
"Активные формы обучения на уроках биологии и химии"
Активные формы обучения .docx

МКОУ «Хуцеевская СОШ»

Учитель биологии и химии Разакова Хадижат Алиевна

Активные формы обучения на уроках биологии и химии

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. Поэтому необходимо научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. Использование активных форм обучения, по – моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
    Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповой способ обучения (ГСО) и коллективный способ обучения (КСО).

Одна из главных проблем современного обучения – обеспечить деятельностью на протяжении всего урока всех учащихся класса. Использование активных форм обучения, по – моему, как раз этому и способствует, где каждый ребенок может проявить себя.
    Актуальность использования активных форм обучения обусловлена тем, что в современных условиях обостряются противоречия:
- между теоретическими знаниями учащихся и умением их применять на практике в жизни;
- между наличными, имеющимися, укрепившимися у учащихся навыками и новыми требованиями, например при смене учителя, при переходе из начальных классов в среднее звено, при переходе в другую школу и т.д.;
- в методах обучения: руководящая роль учителя и развитие самостоятельности учащихся;
- между единым одинаковым темпом работы класса и большим различием в способностях и трудолюбии учащихся.

Не удовлетворял и уравнительный подход, равнение на «среднего ученика». От этого больше всего страдают две категории школьников: «слабые», не поспевающие за общим продвижением класса и превращающиеся в отстающих, и «сильные», вынужденные топтаться на месте, не использующие всех своих возможностей. Именно активные формы обучения способствуют разрешению этих противоречий. Что же это такое?

    Активные формы обучения – это такие формы обучения, которые стимулируют развитие мыслительных способностей учащихся, развитие интереса к учебной деятельности и творчества. К ним относится игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповой способ обучения (ГСО) и коллективный способ обучения (КСО).
    Ещё в глубокой древности было замечено, что «кто учит других, учится сам». Я.А. Каменский в «Великой дидактике» объясняет это тем, что человек, передающий свои знания другим, не только путём повторения укрепляет в себе свои знания, но и «получает возможность глубже проникать в вещи». Идею взаимного обучения поддерживала Н.К. Крупская: «Привлечение самих детей к делу преподавания имеет громадное воспитательное значение… ребёнку, превращающегося на время в педагога, становится ясной недостаточность его знаний, необходимость их пополнить. Постоянная самопроверка, самооценка – вещь чрезвычайно важная в педагогическом отношении». А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар.

Использование активных форм обучения — основа развития познавательной компетентности школьника

Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

 

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.

В.А. Сухомлинский

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные.

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения

Лекция

5%

Чтение

10%

Аудио-визуальный метод

20%

Демонстрация

30%

Групповые дискуссии

50%

Активное обучение

70%

Обучение других / немедленное применение

90%



Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:

сформированность ряда коммуникативных умений;

развитие мышления учащихся;

опыт оценочной деятельности.

В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:

I этап

Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.

Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.

II этап

Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.

III этап

Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников. Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:

выделение основных целей усвоения учебного материала;

отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;

определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:

1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

ситуация неожиданности;

ситуация конфликта;

ситуация несоответствия;

ситуация неопределенности;

ситуация предположения;

ситуация выбора.

3. использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

4. использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов, фреймов и кейсов.

5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие фактологические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.

Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата.

6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

7. Реализация индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).

8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами:

максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

поддержка альтернативности и множественности мнений;

педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.

Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся. В классах с низким уровнем мотивации лучше всего проводить уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитие творческого потенциала детей.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие — предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках различных предметов. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе. Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач.

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке. Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов. «Верю — не верю»: учителем называются утверждения, ученики должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.). Данный приём можно применять также и в письменном виде.

10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление).

11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).

Однако использование выше обозначенных активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций;

переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и учащимися;

постоянный рост самостоятельной работы учащихся;

методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;

обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др.

Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.

Словесные методы.

Здесь есть свои требования:

1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух

задания воспринимаются неточно, детали быстро

забываются, учащиеся вынуждены часто

переспрашивать)

2) нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники

заданий для учащихся.

Я, как и многие учителя, пользуюсь раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа (Г.М. Муртазин, 1989 г.):

1. Дидактические материалы для самостоятельной работы

учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без

предварительного объяснения их учителем.

1) Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу

или план.

2) Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в

словесные ответы.

3) Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения

демонстрационных наглядных пособий.

 

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с

целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

 

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с

целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса – 2-4 варианта. И как

индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

 

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания,

хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. Для того, чтобы избежать таких случаев, работаю над разными формами тестов.

 

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

1) выдвижение проблемного вопроса,

2) создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

3) создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

4) демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль учителя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

5) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все

учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Задачи начинают применять уже в 6-м классе. И более сложные,

творческого характера в старших классах.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого характера – сильным ученикам.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учеников на этом не акцентирую внимание. Каждый ученик получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

 

Наглядные методы.

 

1. Частично-поисковый.

При применении этого метода я руковожу работой класса. Организую

работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрирую опыт до объяснения нового материала; сообщаю лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

2. Метод опорных сигналов.

Опорные конспекты применяю и в виде схем. А также в виде рисунков, таблиц, схем.

 

Практические методы.

 

1. Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний

путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.

До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

В своей работе также использую методы устного изложения – рассказ, беседу и лекции.

При подготовке лекций планирую последовательность изложения

материала, подбираю точные факты, яркие сравнения, высказывания

авторитетных ученых, учителей, общественных деятелей.

На своих уроках использую приемы управления познавательной

деятельностью учащихся:

 

1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и

сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала

интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса

благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и

явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения

материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической

ценностью;

 

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения

изучаемого материала.

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью

наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет

развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных

наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

 

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе

воспроизведения полученных знаний.

а) прием натурализации – выполнение заданий с использованием

натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;

б) прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде

схемы показать взаимосвязь между ними;

в) прием символизации.

На уроках в 6-7-х классах в целях активизации познавательной

деятельности применяю загадки, ребусы, кроссворды. В 6-7-х классах при

изучении биологии растений использую игровые моменты, в основном в конце урока. В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала.

В старших классах использую групповой метод. При этом делю класс на

группы по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание и выполняет его. В основном этот метод применяю на уроках биологии 10-11 класса при изучении темы «Экология».

Ребятам (группам) выдаются карточки-задания, с экологическими

задачами и они, посовещавшись, должны решить задачу.

В конце изучения темы провожу семинарские занятия и тематический

зачет. Но эти формы приемлемы в старших классах, и подразумевают хорошую подготовку учащихся, изучение ими рекомендованной литературы, участие в дискуссии.

В более младших классах (6-8-х) провожу обобщающие уроки в виде

игры.



    Коллективное обучение – это обучение по способностям всех и каждого, достижение каждым высших результатов и помощь другим в том, чтобы они тоже достигли таких же, а может быть и более высоких результатов, что обеспечит самые высокие темпы развития всех.
Если эти качества формируются с начальной школы, то они у каждого, а не только у избранных, постоянно развиваются и закрепляются, и вполне естественно, что выпускники начальной школы, переходя в среднее звено, уже не смогут работать ниже своих способностей.
     В коллективном способе обучения выделяются следующие этапы организации.
• Определение целей деятельности.
• Инструктаж (установление правил деятельности).
• Распределение функций:

а) сотрудничество по горизонтали;
б) сотрудничество по вертикали;
в) смешанное сотрудничество.

• Подведение итогов.

 

Рассмотрим несколько примеров.
Игра «Карусель».

Цель деятельности: закрепление таблицы умножения и деления (тема может быть любая).
Инструктаж: У каждого на парте лежит карточка с выражениями. Например: 8 • 7; 9 • 6; 28 : 4; 42 : 6; 32 : 8; 5 • 9; 18 : 3; 3 • 7; 15 : 3 и т.д.
По команде дети находят их значения и записывают результаты в тетрадь для коллективных работ. Переворачивают карточку и проверяют правильность своих ответов с теми, которые написаны на обратной стороне карточки. Затем записывают результат.
Например: П. (правильность) – 4 из 4, или 2 из 4, или 3 из 4 и т.д.
Формирование пар, распределение функций. Дети 1 варианта берут свои карточки и образуют внутренний круг. Они проверяют. Дети 2 варианта образуют внешний круг. Они обучающиеся. Таким образом, образовались пары. По часовой стрелке по команде будет двигаться только внешний круг, и находить значения выражений на карточках. Если допускается ошибка, то проверяющий говорит «нет» и дает возможность исправить ошибку. Если значения всех выражений на карточке найдены верно до команды, то карточка считается выполненной.
Затем дети меняются местами. Дети 2 варианта становятся проверяющими со своими карточками, а дети 1 варианта обучающимися.
Проводится работа в динамических парах.
Подведение итогов. В тетрадях дети снова анализируют свою работу.
Эта игра может проводиться в разных формах.

Рассмотрим ещё одну форму игры на примере темы «Правописание безударных окончаний глаголов» (тема может быть любая).

Например: отход . т прыга . шь смотр . шь игра . т нос . т ненавид . т и т.д.
Карточки дети составляли сами, выполняли их в тетрадях, они проверены учителем и могут быть запущены.
Например, дети 1 варианта - проверяющие. Они слушают объяснение правописания. Дети 2 варианта – обучающиеся. Они объясняют правописание. Как только карточка выполнена полностью проверяющий поднимает руку, что он освободился, и к нему идет другой обучающийся, а первый переходит к другому освободившемуся проверяющему.
Затем дети анализируют работу.

 

    В практике коллективного обучения я активно использую и методику М.А. Мкртчяна «Взаимообмен заданиями». Рассмотрим её на примере отработки орфографического письма (темы могут быть разные). У каждого ребенка своя карточка с двумя словами на одну орфограмму.

Например: л . п . тать прелес . ный х . л . дает напрас . ный и т.д.
Сначала они работают в парах постоянного состава. Первый берет тетрадь второго, в ней письменно объясняет правописание первого слова с карточки и возвращает тетрадь. Затем второй в своей тетради по образцу объясняет правописание второго слова в этой же карточке. Затем аналогично выполняется карточка второго ученика из пары. После этого пара распадается и образуется новая при помощи перехода одного из учеников из пары к другому. Одной из форм этой методики являются взаимные диктанты. Тексты должны быть насыщены орфограммами и не быть громоздкими. Дети заготавливают их сами, а учитель проверяет. Только после этого они могут быть запущены в работу.
Рассмотрим ход работы.
• Первый ученик из пары читает свой текст по предложениям, а второй его записывает.
• Затем второй ученик читает свой (другой) текст по предложениям, а первый его записывает.
• После этого каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и без заглядывания в карточку проверяет записанный текст.
• Затем текст проверяется по карточке. Допустивший ошибки делает сначала их устный разбор, а затем записывает в тетради.
• После этого партнёры снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи (напр.: проверял Петров).
• Затем меняются карточками, один переходит к другому партнёру, т.е. образуется новая пара.
• Новенькому диктуется тот же текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом над диктантом каждый ученик работает дважды.

 

А.Г. Ривин является автором метода поабзацной проработки текстов (статей). «Ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передаёт другим: узнал что – нибудь и тут же расскажи, объясни другому, примени на практике. Да ещё, если нужно, то и не один раз, иногда и много раз».
В своей практике этим методом я пользуюсь на уроках литературного чтения и окружающего мира. Рассмотрим примерный ход работы (каждый учитель может его корректировать).
• Любой из пары читает первый абзац текста.
• Затем партнёры анализируют его:
- о чём в нём говорится?
- какое заглавие ты бы предложил?
- почему ты считаешь, что это заглавие выражает содержание абзаца?
- можно ли дать более точное? (в процессе анализа абзац перечитывается, дети спорят, шлифуют словесную формулировку)
• После этого пара распадается, образуется другая.
• Новые партнёры рассказывают друг другу то, что проработали с предыдущими и переходят ко второму абзацу.
• Работа продолжается пока не будет проработан весь текст.

К активным формам обучения относится и групповая работа. Рассмотрим, что же это такое? Какова технологическая схема ГСО? Какие бывают формы ГСО?
Групповым обучением называется такое обучение, при котором не коллектив обучает каждого своего члена, а один человек одновременно обучает целый класс или несколько учеников.
В групповом способе обучения выделяют следующие этапы организации.
• Подготовка к выполнению группового задания:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- раздача дидактического материала по группам.
• Групповая работа:
- выбор ведущего;
- выслушивание мнений каждого по выполнению задания;
- подведение итогов группового задания.
• Заключительная часть:
- сообщение о результатах работы в группе;
- общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Формы ГСО.
1) индивидуальная форма ГСО.
2) работа в парах постоянного состава.
3) групповая форма ГСО.

















Использование активных форм обучения — основа развития познавательной компетентности школьника

Образование — важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества, в противном случае оно совершенно бесполезно.

Р. Киплинг

 

Воспитывает ребенка каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается.

В.А. Сухомлинский

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, — эти знания более прочные.

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения

Лекция

5%

Чтение

10%

Аудио-визуальный метод

20%

Демонстрация

30%

Групповые дискуссии

50%

Активное обучение

70%

Обучение других / немедленное применение

90%



Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

В настоящий момент методы творческого проектирования, исследовательской работы больше ориентированы на средние и старшие звенья школьного обучения, в начальной школе распространены крайне мало. Между тем, учитывая безусловные достоинства проектного, исследовательского методов как формы активного обучения и возрастные возможности учащихся начальной школы, а также беря во внимание опыт работы, можно считать внедрение их в начальное звено школы реальным и целесообразным.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:

сформированность ряда коммуникативных умений;

развитие мышления учащихся;

опыт оценочной деятельности.

В процессе применения активных форм обучения нужно выделять следующие этапы:

I этап

Мотивационный: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи.

Планово-подготовительный: определяется тема и цели проекта, формируются задачи, вырабатывается план.

II этап

Информационно-оперативный: ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет, и сам является информационным источником.

III этап

Рефлексивно-оценочный: ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависят результаты обучения, развития и воспитания школьников. Алгоритм активной познавательной деятельности школьников складывается из трёх основных «шагов»:

выделение основных целей усвоения учебного материала;

отбор содержания учебного материала, промежуточных выводов;

определение познавательных действий и результатов деятельности в целом.

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:

1. нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

2. постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

ситуация неожиданности;

ситуация конфликта;

ситуация несоответствия;

ситуация неопределенности;

ситуация предположения;

ситуация выбора.

3. использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

4. использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов, фреймов и кейсов.

5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей». Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие фактологические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.

Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата.

6. Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).

7. Реализация индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).

8. Нетрадиционные виды уроков, которые отличаются от традиционных следующими принципами:

максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

поддержка альтернативности и множественности мнений;

педагогически обоснованная дифференциация учащихся по следующим критериям: учебные возможности, интересы и склонности, характер мышления.

Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся. В классах с низким уровнем мотивации лучше всего проводить уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитие творческого потенциала детей.

9. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические). В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие — предпочитают классические формы учебного процесса. Для дальнейшего развития игровых технологий и более полного использования их педагогических возможностей, особенно с точки зрения развития личности учащихся, представляет интерес выявление особенностей развития игровых технологий, мнений учащихся и учителей о педагогических играх.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках различных предметов. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.

Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно невротизированных, слабых и неуверенных в себе. Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач.

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке. Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов. «Верю — не верю»: учителем называются утверждения, ученики должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.). Данный приём можно применять также и в письменном виде.

10. Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление).

11. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета (терминологического, учебной встречи с элементами соревнования, зачета по номенклатуре, хронологического).

Однако использование выше обозначенных активных форм организации обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

активная заинтересованность педагога в формировании не столько ЗУНов, сколько образовательных компетенций;

переход к «субъект-субъектному» варианту взаимодействия между учителем и учащимися;

постоянный рост самостоятельной работы учащихся;

методическое обеспечение практического обучения по учебным дисциплинам;

обновление материальной базы и ее соответствие современным технологиям образования и др.

Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.

Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.

Словесные методы.

Здесь есть свои требования:

1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух

задания воспринимаются неточно, детали быстро

забываются, учащиеся вынуждены часто

переспрашивать)

2) нужно как можно меньше времени тратить на

запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники

заданий для учащихся.

Я, как и многие учителя, пользуюсь раздаточными дидактическими материалами.

Их условно делят на три типа (Г.М. Муртазин, 1989 г.):

1. Дидактические материалы для самостоятельной работы

учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без

предварительного объяснения их учителем.

1) Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу

или план.

2) Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в

словесные ответы.

3) Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения

демонстрационных наглядных пособий.

 

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с

целью закрепления и применения знаний и умений.

1) Карточка с вопросами для размышлений.

2) Карточка с расчетной задачей.

3) Карточка с заданием выполнить рисунок.

 

3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с

целью контроля знаний и умений.

1) Карточка с немым рисунком.

Использую в нескольких вариантах. Для всего класса – 2-4 варианта. И как

индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

 

2) Тестовые задания.

Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания,

хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. Для того, чтобы избежать таких случаев, работаю над разными формами тестов.

 

4) Метод проблемного изложения.

На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

Данный метод включает в себя:

1) выдвижение проблемного вопроса,

2) создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,

3) создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

4) демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера (задания см. в приложении). Роль учителя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

5) Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все

учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

Задачи начинают применять уже в 6-м классе. И более сложные,

творческого характера в старших классах.

Но в каждой параллели задачи дифференцирую – более сложные, творческого характера – сильным ученикам.

А аналогичные – слабым. При этом у самих учеников на этом не акцентирую внимание. Каждый ученик получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

 

Наглядные методы.

 

1. Частично-поисковый.

При применении этого метода я руковожу работой класса. Организую

работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрирую опыт до объяснения нового материала; сообщаю лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

2. Метод опорных сигналов.

Опорные конспекты применяю и в виде схем. А также в виде рисунков, таблиц, схем.

 

Практические методы.

 

1. Частично-поисковый лабораторный метод.

Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний

путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента.

До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

В своей работе также использую методы устного изложения – рассказ, беседу и лекции.

При подготовке лекций планирую последовательность изложения

материала, подбираю точные факты, яркие сравнения, высказывания

авторитетных ученых, учителей, общественных деятелей.

На своих уроках использую приемы управления познавательной

деятельностью учащихся:

 

1) Активизирующие деятельность учащихся на этом этапе восприятия и

сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

а) прием новизны – включение в содержание учебного материала

интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации – в основе лежит возбуждение интереса

благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и

явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости – создание установки на необходимость изучения

материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической

ценностью;

 

2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения

изучаемого материала.

а) эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью

наводящих вопросов приводят к ответу.

б) эвристический прием – обсуждение спорных вопросов, что позволяет

развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.

в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных

наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

 

3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе

воспроизведения полученных знаний.

а) прием натурализации – выполнение заданий с использованием

натуральных объектов, гербариев, коллекций, влажных препаратов;

б) прием схематизации – перечисляются организмы, необходимо в виде

схемы показать взаимосвязь между ними;

в) прием символизации.

На уроках в 6-7-х классах в целях активизации познавательной

деятельности применяю загадки, ребусы, кроссворды. В 6-7-х классах при

изучении биологии растений использую игровые моменты, в основном в конце урока. В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала.

В старших классах использую групповой метод. При этом делю класс на

группы по 3-4 человека. Каждая группа получает свое задание и выполняет его. В основном этот метод применяю на уроках биологии 10-11 класса при изучении темы «Экология».

Ребятам (группам) выдаются карточки-задания, с экологическими

задачами и они, посовещавшись, должны решить задачу.

В конце изучения темы провожу семинарские занятия и тематический

зачет. Но эти формы приемлемы в старших классах, и подразумевают хорошую подготовку учащихся, изучение ими рекомендованной литературы, участие в дискуссии.

В более младших классах (6-8-х) провожу обобщающие уроки в виде

игры.

 

 

Активизацию познавательной деятельности провожу также на внеклассных

мероприятиях.

Для 6а класса проводила игру: «Путешествие в страну комнатных

растений».

При этом ребята выступали в роли цветоводов и жителей разных стран.

«Путешествие» сопровождалось «перемещением» по карте и демонстрацией цветов.

Цель: показать взаимосвязь строения со средой обитания,

приспособление растений к разным условиям, активизировать деятельность учащихся специальными домашними заданиями.

 

 

1.4. Влияние использования методов активизации познавательного процесса на результат.

 

За пять лет работы над данной темой достигнуты следующие результаты:

1) Повысилась успеваемость учащихся (см. приложение).

2)Составила список литературы по активизации познавательной

деятельности, содержащейся в учительской библиотеке.

3) Составила список литературы, статей, опубликованных по этой

тематике в журнале «Биология в школе» с 19990 года.

4) Закончила курсы «экологический менеджмент», «Наша окружающая среда» (1-8 кл.)

5) Участвовала в двух семинарах по экологии для учителей-экологов и

директоров школ города, которые проводились в нашей школе.

6) Ежегодно учащиеся принимают участие в городских олимпиадах по

биологии.

В 1996-1997 уч.г. II место по биологии среди учащихся 8 классов

занял Томилов Роман.

В 1999-2000 уч.г. III место по биологии среди учащихся 11 классов

заняла Киселева Света.

7) Ежегодно учащиеся 9-11 классов пишут и защищают рефераты по

биологии и экологии. В 1997-98 учебном году ученица 9а класса Куликова Аня заняла 4 место в городе.

8) Ежегодно учащиеся принимают участие в слетах экологов, проводимых на станции юннатов и на станции туристов «Полюс».

В 1998-1999 году команда учеников 9-11 классов заняла I место в

экологических состязаниях на слете «Зеленая волна»

9) Каждый год выпускники 11 классов поступают в медучилище, НТГПИ на ХБФ, мединститут. По окончании прошлого учебного года 4 человека поступили

в медучилище, 2 человека на ХБФ и одна ученица поступила в мединститут г. Екатеринбурга.

1.5. Противоречия, возникшие в процессе реализации проекта.

 

1) При групповой и коллективной работе не охватываются более слабые

ученики. Они предпочитают «отсиживаться». А более активные берут инициативу в свои руки. Это ярко проявляется при групповой работе. Т.к. даже в однородной по силам группе существует свой лидер.

2) При тестовых работах, применяю открытые и закрытые тестовые

задания. В открытых заданиях ученик сам вписывает ответ, а в закрытых он выбирает ответ из нескольких предложенных вариантов, среди которых правильный один. Закрытые тесты более разнообразны и я чаще использую именно их. Но тестовые задания лучше проводятся в старших классах при изучении или повторении больших тем. Более младшим школьникам сложнее сконцентрировать знания большой темы. Поэтому для них я выбираю небольшие и посильные тестовые задания.

3) При преподавании ориентируюсь на сильного ученика, в результате

реализуется больше намеченного. Уроки получаются более интересными. Но при этом из поля зрения выпадают слабые ученики.

Список литературы.

 

1. Анастасова Л.Н. Самостоятельные работы учащихся по общей

биологии. –М.: 1989.

2. Дмитров Г.Н. Познавательные задачи по ботанике и их решения.

–Арктоус, 1996.

3. Леонтьева О.М. Биология. 6 класс. Пособие для учителя. –М.:

1998.

4. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. –М.:

Просвещение, 1989.

5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. –М.:

Просвещение, 1981.

6. Константинов В.М., Михеев А.В. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе. –М.: Академия, 1999.

7. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика,

1980.

8. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.:

Педагогика, 1990.

9. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. –М.: Педагогика,

1982.

 

 


 

МКОУ «Хуцеевская СОШ» Учитель биологии и химии

МКОУ «Хуцеевская СОШ» Учитель биологии и химии

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя…

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог – общение всех детей, используя…

Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности

Именно форма активного обучения — это первая искорка, зажигающая факел любознательности

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора

Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся

Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся

Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление)

Выполнение школьниками заданий творческого характера (мини-сочинение, эссе, фотовыставка, сюжет видеофильма, кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление)

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы

Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения

Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения

Частично-поисковый лабораторный метод

Частично-поисковый лабораторный метод

Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний

Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний

Если эти качества формируются с начальной школы, то они у каждого, а не только у избранных, постоянно развиваются и закрепляются, и вполне естественно, что выпускники…

Если эти качества формируются с начальной школы, то они у каждого, а не только у избранных, постоянно развиваются и закрепляются, и вполне естественно, что выпускники…

Затем дети анализируют работу.

Затем дети анализируют работу.

После этого пара распадается, образуется другая

После этого пара распадается, образуется другая

Использование активных форм обучения — основа развития познавательной компетентности школьника

Использование активных форм обучения — основа развития познавательной компетентности школьника

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным

Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т

Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т

Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы)

Элементы — «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы)

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов

Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся

Тестовые задания. Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом

Тестовые задания. Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом

Наглядные методы. 1. Частично-поисковый

Наглядные методы. 1. Частично-поисковый

Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала

Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала

Каждая группа получает свое задание и выполняет его

Каждая группа получает свое задание и выполняет его

Закончила курсы «экологический менеджмент», «Наша окружающая среда» (1-8 кл

Закончила курсы «экологический менеджмент», «Наша окружающая среда» (1-8 кл

При преподавании ориентируюсь на сильного ученика, в результате реализуется больше намеченного

При преподавании ориентируюсь на сильного ученика, в результате реализуется больше намеченного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2024