Спорт высших достижений-гордость России
Оценка 5

Спорт высших достижений-гордость России

Оценка 5
docx
14.12.2024
Спорт высших достижений-гордость России
Методика.docx

 

 

 

 

 

 

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Тематическое направление

Спорт высших достижений – гордость России

Тема методической разработки

 

 

 

 

 

 

Автор: Осмаева Тамила Хамзатовна

Заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «СОШ с.Борзой»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3

1.1) тематическое направление 3

1.2) тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность) 3

1.3) целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса) 4

1.4) роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) 5

1.5) цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия 5

1.6) форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора  6

1.7) педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов 7

1.8) ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) 8

1.9) рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей_ 8

2. Основная часть 10

2.1) описание подготовки воспитательного мероприятия 10

2.2) описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.) 12

 

 


1. Пояснительная записка

1.1) тематическое направление

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Воспитание патриотизма, гражданской ответственности, осознанности значимости и ценности собственного Отечества – необходимые и важные компоненты образовательного процесса, которые присутствуют в учебных программах преподавания различных дисциплин. Например, учебные курсы по обществознанию, истории, географии, родному и государственному языку прямо или косвенно затрагивают обозначенные темы. Даже естественнонаучные дисциплины в какой-то мере прививают чувство гордости за свою страну, когда знакомят школьников с достижениями отечественных ученых в физике, химии, биологии.

Однако, несмотря на широкую базу патриотического воспитания в школе, можно назвать, по крайней мере, две причины, по которым данное направление требует дополнительного времени. Во-первых, заложенные патриотическим воспитанием качества, способствуют формированию зрелой, ответственной и всесторонне развитой личности, что является одной из ключевых задач образования. Во-вторых, существуют сферы общественной жизни, которые играют огромную роль в формировании национальной идентичности у детей и воспитанию у них чувства патриотизма, но которые не получили должного освещения в рамках общеобразовательных программ. Одной из таких сфер является спорт высоких достижений.

1.2) тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

Тема воспитательного мероприятия (урока) звучит как «Спорт высших достижений – гордость России». Актуальность заявленной темы обуславливается популярностью и значимостью такого социального явления, как спорт высоких достижений (в современном мире близок к терминам «большой спорт», «профессиональный спорт») в российском обществе. Для ребенка среднего школьного возраста и подростков, спорт является одним из социальных ориентиров. Выдающиеся спортсмены известны в обществе, спортивные достижения широко освещаются в СМИ и являются предметом неформальной дискуссии во всех социальных и возрастных группах (со своими особенностями в зависимости от социально-демографических характеристик аудитории).

Обилие международных соревнований по популярным видам спорта позволяет ребенку проводить четкую градацию между «своими», представляющими Россию спортсменами и «другими». Причем это разделение «свой-другой» в большинстве случаев не носит негативный оттенок, так как спортивные соревнования, несмотря на острое соперничество, все же проходят в соответствии с принципами честной борьбы и уважения к соперникам, которые зафиксированы в Олимпийской хартии.

Увлеченность, заинтересованность детей в наблюдении за спортивными соревнованиями способствует возникновению чувства сопричастности успехам российских спортсменов, которое возникает на фоне понимания российской идентичности у детей. В свою очередь, это чувство способствует развитию и укреплению патриотизма.

1.3) целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)

Целевую группу воспитательного мероприятия составляют ученики 5-го класса общеобразовательной школы (возраст 11-12 лет).

Возраст 11-12 лет позволяет детям воспринимать различную многоаспектную информацию. В этом возрасте дети уже имеют конкретные знания о России, родном городе, регионе, о ключевых событиях в истории страны, о месте страны на карте мира и т.д. Это способствует тому, что у детей уже присутствуют общие представления о патриотизме, о естественности любви к Родине, о гордости за свою страну и родной регион.

Поэтому мероприятия, направленные на патриотическое воспитание и формирование российской идентичности у такой аудитории, имеют отклик у детей, могут восприниматься в качестве ценного дополнения к уже имеющимся знаниям.

 

1.4) роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Воспитательные мероприятия по патриотическому воспитанию и формированию у школьников российской идентичности согласуются с функциональной наполненностью работы классного руководителя, так как именно классный руководитель является ключевой фигурой в процессе развития разносторонней личности учащегося. От успешности деятельности классного руководителя зависит формирование социальных отношений между учащимися, забота о социальном благополучии детей, решение проблем их досуга, первичное сплочение коллектива, формирование соответствующей эмоциональной атмосферы. Именно классный руководитель способен оказывать решающее влияние на личностное развитие ребенка. Кроме того, классный руководитель является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.    Все это предопределяет возможности классного руководителя в патриотическом воспитании учащихся.

1.5) цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цели воспитательного мероприятия:

1. Сформировать у учащихся прочную ассоциативную связь между успехами спортсменов на международных соревнованиях и успехами страны;

2. Расширить и углубить знания школьников об особенностях международных спортивных соревнований в современную эпоху;

3. Способствовать появлению у школьников понимания важности патриотизма через сопереживание выступлениям российских спортсменов;

4. Закрепить полученные знания через игровой метод и метод тестирования.

Задачи воспитательного мероприятия:

1.Формирование у школьников навыка усвоения общественно значимой информации, обобщения материала, творческой инициативы;

2. Развитие патриотических устремлений при освоении общественно значимой информации;

3. Формирование у учащихся национальной идентичности через понимания общности всех жителей России, которое достигается с помощью заинтересованности в исходе международных соревнований.

 

1.6) форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Патриотическое воспитание может реализовываться через разные формы: тематический урок, встреча с известной личностью, экскурсия и др.

Форма проведения воспитательного мероприятия «Спорт высших достижений – гордость России» предлагается провести в виде тематического урока. Для этого можно использовать один классный час или предусмотреть тематический урок в виде факультета.

Преимущества тематического урока в качестве выбранной формы патриотического воспитания:

- оптимальный хронометраж мероприятия, что позволяет не перенапрягать учащихся обилием информации;

- возможность использование нескольких педагогических технологий/методов/приемов;

- привычный для учащихся формат занятия.

1.7) педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Предлагается использовать несколько методик. Это:

1. Использование информационно-коммуникативных технологий.

2. Использование наглядного метода.

3. Использование дидактических игр (игровой метод).

Представлю предложенные методы более подробно. Внедрение ИКТ на уроках практически по всем учебным дисциплинам позволяет реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. На тематическом уроке «Спорт высших достижений – гордость России» уместно использовать компьютер, видеопроектор. Например, показ коротких видеороликов о спорте способен заинтересовать учеников больше, чем устный рассказ.

Если говорить более конкретно, то можно дополнить устное изложение на тематическом уроке «Спорт высших достижений – гордость России» презентацией. В презентации к уроку патриотического воспитания можно использовать разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагать ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Кроме того, можно демонстрировать не только статичную информацию, но и различные явления в динамике с применением цвета, графики, «оживления» иллюстраций. Использование фотографий и других иллюстративных средств в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять материал.

На тематическом уроке «Спорт высших достижений – гордость России» поставлена задача духовно-нравственного развития ребёнка, а это лучше делать через практику. Поэтому и эффективно использовать на этом уроке игровые технологии.  Игра может использоваться на разных этапах урока и решать определённые задачи. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых. В играх воспитывается умение контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других. Игра учит детей общению.  В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают взрослого с детьми, помогают установить с ним более тесный контакт. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех на уроке. С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и донесение до него основ патриотического воспитания. В тоже время формат урока не предполагает длительной игры, поэтому необходимо рассмотреть вариант короткой игры на одном из этапов тематического урока.

 

1.8) ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Кадровые ресурсы.

Урок проводит классный руководитель, который имеет возможность самостоятельно использовать все имеющиеся педагогические технологии для достижения поставленных целей.

Методические ресурсы.

В качестве основной методики используются представленные в данном документе материалы.

Материально-технические ресурсы (оборудование):

1. Компьютер с выходом в сеть Интернет.

2. Большой экран для аудитории (Видеопроектор).

3. Карточки для тестирования.

4. Карточки для дидактической игр.

Информационные ресурсы.

Данные, размещенные в свободном доступе в сети Интернет.

1.9) рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

 

Проведения воспитательного мероприятия «Спорт высших достижений – гордость России» рекомендуется в преддверии крупных спортивных соревнований – Олимпиады, чемпионатов мира и Европы по популярным видам спорта. Например, данная методика разрабатывалась в преддверии Летних Олимпийских Игр в Токио в июле-августе 2021 г. Привязка к конкретным соревнованиям позволит закончить урок пожеланием школьникам болеть за российских спортсменов на конкретном соревновании.

При проведении тематического урока «Спорт высших достижений – гордость России» учителям из разных регионов страны следует найти региональные примеры, так как дети лучше всего воспринимают близкие ситуации, проецируя на себя возможное их развитие. Поэтому если рассказывать на тематическом уроке «Спорт высших достижений – гордость России» о спортсменах, которые добились успеха будучи уроженцами того, села, города, региона, в котором проходит воспитательное мероприятия, то эффективность воспринимаемой информации значительно повысится.

2. Основная часть

2.1) описание подготовки воспитательного мероприятия

 

Подготовительный организационный этап воспитательного мероприятия состоит из двух частей: информационной и технической.

При информационной подготовке классному руководителю следует изучить данные из открытых источников из сети Интернет и из рекомендованных Министерством образования РФ учебных пособий, которые касаются темы занятий. Классный руководитель должен свободно оперировать данными, которые касаются наиболее популярных видов спорта, крупнейших международных соревнований, имен выдающихся российских спортсменов современности. В тоже время, учитывая масштабность поднятой тематики, классному руководителю не следует досконально изучать все особенности спортивной деятельности. Объем изученной информации должен быть достаточен для ответов на наиболее общие вопросы и оперированием широко известными фактами.

Особое внимание следует уделить поиску и систематизации информации о наиболее известных спортсменах региона, добившихся успеха на международных соревнованиях.

Технические аспекты подготовки воспитательного мероприятия должны охватывать следующие моменты:

1. Подготовка презентации в формате Microsoft Power Point.

2. Подготовка видеороликов.

3. Подготовка карточек для дидактической игры (спортивное лото).

4. Подготовка карточек для тестирования.

Для конкретного урока предлагается следующая презентация:

Слайд 1. Тема тематического урока «Спорт высших достижений – гордость России».

Слайд 2. Зарождение спорта в России: эпоха Российской империи.

Слайд 3. «Золотое время» российского спорта: эпоха СССР.

Слайд 4. Современное состояние российского спорта.

Слайд 5. Достижения России в большом спорте: летние виды спорта.

Слайд 6. Достижения России в большом спорте: зимние виды спорта.

Слайд 7. Чеченская республика в российском спорте.

Слайд 8. Исраил Арсамаков – первый чеченский победитель Олимпиады в 1988 г. в составе сборной СССР

Слайд 9. Ислам-Бек Альбиев – первый чеченский победитель Олимпиады в 2008 г. в составе сборной России

Слайд 10. Призеры Олимпийских игр из Чеченской республики.

Слайд 11. Уроженцы г. Грозный – гимнастка Людмила Турищева и пловчиха Юлия Ефимова.

Слайд 12. Россия – спортивная страна (краткие итоги презентации).

Видеоролики должны быть короткими (15-20 секунд) и показывать единение общества вокруг победы российских спортсменов. Это может быть показ ликующих болельщиков на трибунах и на улицах российских города с государственными флагами, лозунгами поддержки. Это могут быть и ролики, где показан триумф спортсменов с радостными эмоциями. В этом случае в роликах должны обязательно быть отражены элементы государственной символики на форме спортсменов. Это могут и ролики с награждением российских спортсменов. В этом случае акцент лучше сделать на поднятии государственного флага России в сопровождении гимна страны.

Дидактическая игра проводится по аналогии с игрой «лото». Необходимо подготовить игровые поля, которые раздаются учащимся. На полях располагаются вопросы о российском спорте. Также необходимо подготовить карточки с иллюстративными ответами на вопросы. Например, вопрос «Самый титулованный российский боец смешанного стиля». Карточка с ответом на вопрос: «Хабиб Нурмагомедов». На карточке изображение спортсмена, желательно с российской государственной атрибутикой. Преподаватель последовательно озвучивает вопросы, дети раскладывают карточки по своим игровым полям. Кто первый закрывает поле – выигрывает. Игру можно проводить несколько раз, общее время – 10 минут. Для выигравших можно предусмотреть символические призы на усмотрение классного руководителя. Игра позволят учащимся лучше ориентироваться в мире большого спорта, порождает прочные ассоциации спорта и патриотизма, так как речь идет о спортсменах России и их достижениях.

Подготовка карточек для анкетирования (тестирования) не должно занять много времени. Так как анкетирование (тестирование) направлено на выявление осведомленности учащихся, на проверку их понимания связи патриотизма и спорта, вопросов не должно быть слишком много, и они должны быть максимально простыми. Так как тест проводится в ускоренном формате, рекомендуется закрытая форма вопросов с несколькими вариантами ответов. Учащиеся ставят галочку там, где они считают необходимым.

Примеры вопросов анкеты:

1. Любители ли вы наблюдать за спортивными соревнованиями?

- да

- нет

2. Какие ваши любимые виды спорта?

- футбол

- хоккей

- легкая атлетика

- фигурное катание

 - борьба

- художественная гимнастика

- другие виды спорта

3. Любят ли в вашей семье спорт, смотря ли спортивные соревнования по телевизору / ходят на спортивные арены?

- да, часто

- да, иногда

- нет

4. Когда вы смотрите международные соревнования, за какие команды/спортсменов болеете?

- за представителей России

- за представителей других стран

- мне все равно

5. Напишите вашего любимого спортсмена

-

- нет любимых спортсменов

 2.2) описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

 

Карта воспитательного мероприятия «Спорт высших достижений – гордость России»

Этап тематического урока

Задачи этапа

Деятельность преподава­теля

Деятель­ность учащихся

Время (в мин)

1. Вводный этап.

Создать благо­приятный пси­хологический настрой на урок

Приветствие, проверка под­готовленности к мероприятию, проверка состава класса, организа­ция внимания школьников.

Включаются в деловой ритм урока.

3

2. Начальный этап. Мотива­ция познавательной дея­тельности учащихся.

Обеспечение мотивации учениками, приня­тие ими целей занятия, за­интересован­ность основ­ными аспек­тами темы.

Мотивирует учеников, вме­сте с ними определяет цель предстоящего тематического урока; акцентирует внимание уча­щихся на зна­чимость темы.

Слушают преподава­теля, отме­чают значи­мость темы.

5

3. Этап актуа­лизации.

Актуализа­ция опорных знаний в области спорта, обоснование связи спорта и патриотизма.

Презентация «Спорт высших достижений – гордость России» при по­мощи демон­стра­ционного компьютера и видеопро­ектора, а также демонстрация видеороликов.

Участвуют в работе по изучению темы: в ходе проведе­ния презента­ции ученики фиксируют ключевые моменты.

20

4. Работа с аудиторией: дидактическая игра

Сменить форму воздействия на аудиторию, в игровой форме объяснить ученикам ключевые моменты темы.

Организа­ция и кон­троль за процессом тестирова­ния.

Ученики должны заинтересоваться игрой, правильно и оперативно отвечать на вопросы.

5

5. Анкетирование

Дает преподавателю картину предпочтений учеников в области спортивной деятельности. Позволяет преподавателю судить о понимании учениками темы урока.

Организация и контроль за процессом анкетирования.

Заполнение анкеты.

10

6. Рефлек­сия (подве­де­ние ито­гов урока)

Краткий этап подведения итогов.

Подводит итоги урока в целом.

Делают выводы по результатам услышанного и увиденного на уроке. Сдаются карточки анкеты и материалы игры.

2

 

Примерный сценарий воспитательного мероприятия «Спорт высших достижений – гордость России».

1. Вводный этап.

Преподаватель проверяет наличие технических средств для презентации, тестирования. Проверяются по спискам количество присутствующих учеников. Раздаются карточки дидактической игры и карточки тестирования для обратной связи по итогам тематического урока «Спорт высших достижений – гордость России».

2. Начальный этап. Мотивация познавательной деятельности учащихся.

Основная цель тематического урока состоит в том, чтобы сформировать у учащихся прочную ассоциативную связь между успехами спортсменов на международных соревнованиях и успехами страны. Преподаватель кратко и доступным языком излагает задачи тематического урока. Особое внимание уделяется успехам России на международной арене, подчеркивается, что Россия спортивная страна и спортсмены представляют именно нашу страну в мире.

3. Актуализация знаний.

Презентация «Спорт высших достижений – гордость России» при помощи демонстрационного компьютера и видеопроектора в аудитории способствует лучшему усвоению новой информации. Преподаватель демонстрирует слайды и зачитывает сопутствующий текст. Презентация может сопровождаться различными формами обратной связи для улучшения контакта с аудиторией. Например, во время демонстрации слайда преподаватель может обращаться с вопросами к аудитории: «Знаете ли такого спортсмена?», «Чем он знаменит?» и т.д. В презентации раскрываются основные смысловые блоки, связывающие успехи в спорте с патриотизмом и национал идентификацией. Особое внимание уделяется элементам постоянной связи между спортсменами и Родиной: Россия как государство много внимания уделяет подготовке каждого спортсмена, в свою очередь спортсмен всегда представляет свою страну и в случае успеха прославляет ее. Затем для подчеркивания значимости спортивных побед для национального единения преподаватель демонстрирует видеоролики с успехами российских спортсменов.

4. Работа с аудиторией: дидактическая игра.

Игра «спортивное лото» призвана на контрасте с наглядным материалом презентации закрепить полученные знания и понимание значимости спорта в формировании патриотизма. Ученики получают дополнительную мотивацию в виде возможности выиграть в игре. Даже есть никакие призы не предусмотрены, для детей среднего возраста характерно стремление к выигрышу, первенству. Особенно это касается мальчиков. В игровой форме учащимся подается идея о том, что спортсмены представляют свою страну и их успех – наш общий успех.

5. Анкетирование (тестирование).

В данном мероприятии анкетирование (тестирование) не несет в себе задачи строгой оценки знаний школьников и носит скорее прикладной характер: по результатам теста преподаватель имеет возможность оценить вовлеченность школьников в тему урока, понимание ими сущности патриотизма, применительно к рассмотренной ситуации.

6. Рефлексия (подведение итогов урока).

В заключительной части занятия в течение двух минут, после ответов на тестовое задание, преподаватель подводит итоги (определяет учеников, которые наиболее активно работали на уроке). Кроме того, в заключительном слове классный руководитель обращается к классу с призывом посмотреть предстоящие соревнования и поболеть за Россию. Заключительные слова могут быть такими:

«Через несколько дней начнутся Олимпийские игры [другое спортивное мероприятие]. Российские спортсмены долго готовились к этим стартам, и вся страна ждет от них хорошего результата. В составе нашей сборной выступают и наши земляки, уроженцы Чеченской республики [называются имена]. Но не только они представляю Россию, а спортсмены из многих регионов нашей Родины. В эти ответственные дни им очень нужна ваша поддержка. Они должны понимать, что за них болеют, их поддерживают и переживают за их выступления. Поэтому найдите немного времени и поболейте за них перед экраном телевизора. И тогда мы все обязательно увидим наш российский флаг в честь победителя соревнований!»


 

Скачано с www.znanio.ru

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 1

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 3 1

Пояснительная записка 1.1) тематическое направление

Пояснительная записка 1.1) тематическое направление

Выдающиеся спортсмены известны в обществе, спортивные достижения широко освещаются в

Выдающиеся спортсмены известны в обществе, спортивные достижения широко освещаются в

Воспитательные мероприятия по патриотическому воспитанию и формированию у школьников российской идентичности согласуются с функциональной наполненностью работы классного руководителя, так как именно классный руководитель является ключевой…

Воспитательные мероприятия по патриотическому воспитанию и формированию у школьников российской идентичности согласуются с функциональной наполненностью работы классного руководителя, так как именно классный руководитель является ключевой…

Способствовать появлению у школьников понимания важности патриотизма через сопереживание выступлениям российских спортсменов; 4

Способствовать появлению у школьников понимания важности патриотизма через сопереживание выступлениям российских спортсменов; 4

Предлагается использовать несколько методик

Предлагается использовать несколько методик

В играх воспитывается умение контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других

В играх воспитывается умение контролировать свои поступки, правильно оценивать поступки других

Проведения воспитательного мероприятия «Спорт высших достижений – гордость

Проведения воспитательного мероприятия «Спорт высших достижений – гордость

Основная часть 2.1) описание подготовки воспитательного мероприятия

Основная часть 2.1) описание подготовки воспитательного мероприятия

Слайд 4. Современное состояние российского спорта

Слайд 4. Современное состояние российского спорта

Игру можно проводить несколько раз, общее время – 10 минут

Игру можно проводить несколько раз, общее время – 10 минут

Когда вы смотрите международные соревнования, за какие команды/спортсменов болеете? - за представителей

Когда вы смотрите международные соревнования, за какие команды/спортсменов болеете? - за представителей

Работа с аудиторией: дидактическая игра

Работа с аудиторией: дидактическая игра

Презентация «Спорт высших достижений – гордость

Презентация «Спорт высших достижений – гордость

Рефлексия (подведение итогов урока)

Рефлексия (подведение итогов урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2024