Активные методы обучения географии в свете ФГОС
Содержание
1.Введение. 3
1.1Актуальность темы. 3
1.2.Методологические подходы в образовании. 4
2.Основная часть. 6
2.1Формы и методы активизации познавательной деятельности в процессе обучения географии. 6
2.1.1.Использование ИКТ. 7
2.1.2.Создание проблемных ситуаций. 8
2.1.3. Технология опорных конспектов. 9
2.1.4. Дидактические игры: 9
2.1.5. Творческие работы. 10
2.1.6. Использование на уроке поэзии. 10
2.1.7. Работа с картой. 11
2.1.8. Ребусы.. 13
2.1.9. Кроссворды, чайнворды. 13
2.1.10. Проектная деятельность учащихся на уроках географии. 13
2.1.11. Работа кружка "Эколог-краевед". (Приложение1.) 14
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
Литература. 18
1.Введение.
1.1Актуальность темы.
Моя тема по самообразованию называется «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС».
В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.
Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших выпускников к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.
В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.
Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать речь учащихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться. Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения».
1.2.Методологические подходы в образовании.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Среди существующих методологических подходов в образовании отвечает этой задаче метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По словам А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, я стала применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.
2.Основная часть.
2.1Формы и методы активизации познавательной деятельности в процессе обучения географии.
Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.
• Обобщение ранее изученного материала (групповая дискуссия, мозговой штурм);
• эффектное предъявление большого по объему теоретического материала (мозговой штурм, деловая игра);
• развитие способностей к самообучению (деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций);
• повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра); отработка изучаемого материала (тренинги);
• применение знаний, умений и навыков (баскет – метод - метод обучения на основе имитации ситуаций);
• использование опыта учащихся при предъявлении нового материала (групповая дискуссия);
• обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);
• эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);
• развитие навыков работы в группе (метод проектов);
• выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод);
• развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций, баскет-метод);
• развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия).
2.1.1.Использование ИКТ.
На своих уроках я широко использую современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Способы организации урока. Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения информационных технологий во все сферы образовательного процесса. Использование ИКТ открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний;
поможет сэкономить время на уроке;
богато иллюстрировать материал;
трудные для понимания моменты показать в динамике;
повторить то, что вызвало затруднения;
дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями.
Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Хочется, чтобы это время прошло с пользой.
Поэтому использование на уроках ИКТ, а в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. Но такие уроки не заменяют учителя, а, наоборот, делают общение с учеником
более наглядным, содержательным, индивидуальным и деятельным.
Кабинет географии в нашей школе оснащён современными средствами
обучения (интерактивная доска СМАРТ, Интернет), которые позволяют проводить уроки с их использованием. Работа с интерактивной доской Работа в спутниковой системе Google Планета Земля.
Учащимся особенно интересна работа в спутниковой системе Google Планета Земля. С её помощью ученики могут не только рассматривать Земной шар во Вселенной, но и совершать виртуальные путешествия по странам и континентам.
Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.
При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.
Подробнее остановлюсь на некоторых из них:
2.1.2.Создание проблемных ситуаций.
Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.
Пример задания: 11 класс: Почему мигранты едут из Азии в Россию? В Европу?
9 класс: Представьте, что вы владелец швейной фабрики, где бы вы построили свою фабрику? (При изучении темы «Факторы, влияющие на размещение предприятий»)
2.1.3. Технология опорных конспектов
Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую опорный конспект в виде схемы, с помощью которой учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф. А также данный метод помогает при работе со слабыми учениками.
2.1.4. Дидактические игры:
“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Белая ворона”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.
Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок. Я в основном использую элементы игры в 6 - 8 классах. Например, угадать страну по описанию, исключить лишнее слово из каждой тройки, и т.д.
2.1.5. Творческие работы.
Сам замысел творческой работы в процессе выполнения, ее результат – все требует от ученика максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.
2.1.6. Использование на уроке поэзии.
На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.
При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.
При изучении понятий “циклон”, “антициклон” в теме “Климат” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”, учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.
Буря мглою небо кроем,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Активизация внимания на уроке часто происходит, если использовать положительные эмоции учащихся. Например, использовать песни, которые по содержанию можно включить в урок. Так при изучении стран Европы в 11 классе на уроке был использован фрагмент, где на видео Эдита Пьеха исполняла песню «Венок Дуная». Учащиеся самостоятельно называли страны, через которые течёт река Дунай, потом всё показали на карте. Такие формы работы повышают интерес, развивают самостоятельность обучающихся.
2.1.7. Работа с картой.
Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Урок на тему «Географическая карта» в 5 классе начать словами из книги Жюля Верна: «До чего люди любят карты! А почему? Да потому, что там ,на картах ,можно потрогать север и юг, восток и запад рукой. А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное – мы будем расти, а оно будет уменьшаться». Или же словами К. Паустовского: «Привычка странствовать, видеть в своем воображении разные места, помогает правильно их увидеть в действительности».
Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.
Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.
И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены данные формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы.
В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности. Практическую направленность исследовательского подхода реализую несколькими путями:
1. Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.
2. Проведение полевых практик по географии, практическое применение навыков исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или индивидуальный).
3. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например в 8-м классе по географии при изучении темы "Население" предлагаю исследовать вопрос о демографических проблемах своего города, села. Вопросы: Почему в школе сокращается численность учащихся? Почему происходит миграция населения?
4.Выполнение учащимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.
5. Задание представляется в виде докладов, рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.
Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.
2.1.8. Ребусы
Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.
2.1.9. Кроссворды, чайнворды
Предмет «География» невозможно представить без разгадывания кроссвордов, чайнвордов, которые нацелены на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности.
2.1.10. Проектная деятельность учащихся на уроках географии.
Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».
По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.
В связи со своими возрастными особенностями шестиклассникам нравится быстро получать осязаемый результат своего труда. Им может стать информационный проект «Вверх по Волге по реке» или «Вниз по Волге по реке». Целью проекта может стать сбор информации о природных и антропогенных объектах на берегах Волги. Работу над такими учебными проектами учащиеся могут выполнять как по группам, так и индивидуально. Учащиеся старших классов могут выполнять более разнообразные и сложные проекты
9 класс - создание буклета «Интересные места Башкортостана (России)»
7 класс. Тема «Карта подводного мира озера Кандрыкуль».
10-11 классы- «Предложи свой путь решения экологических проблем»
2.1.11. Работа кружка "Эколог-краевед". (Приложение1.)
Занятия кружка «Эколог-краевед» в школе решает следующие задачи: изучение особенностей природных компонентов окружающей местности, объектов хозяйственной деятельности (микрорайон школы, село, республика); овладение знаниями, необходимыми для бережного отношения к природе Родины (своего населенного пункта); формирование практических навыков в изучении природы (погоды, почв, рек, озер, растительного и животного мира), хозяйства (отрасли, промышленные центры, ТПК и т.д.) и населения; формирование приемов работы с географическими источниками знаний, приборами и инструментами; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Таким образом, школьное географическое краеведение является важным средством в решении проблемы связи школы с жизнью. Изучение фактов, характеризующие местную природу, население и хозяйство, делает преподавание географии более понятным, переключая его с теории на реальную жизнь. Краеведческая работа позволяет отразить представление о своей малой родине, родном крае.
Изучая свой край, у учащихся развиваются творческие способности через различные творческие работы. На этом этапе начинается работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учатся находить необходимую информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков. В результате появляются целые исследовательские работы, которые учащихся защищают на научно-практических конференциях. Лучшие работы представляются на районные и республиканские конференции по краеведению и экологии. Например: «Гимн воде», «Сохраним леса вместе», «Марш парков», «Пернатая радуга», «Первоцветы» и другие.
(Приложение 2.)
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Главная задача учителя – развивать познавательную деятельность учащихся на уроках. Лучше всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.
Накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной самостоятельности учащихся при обучении географии. Но как нередко учителя сталкиваются с таким явлением, что разработанный урок с применением своеобразных форм, методов и средств не всегда одинаково проходит в разных классах одной параллели. Причина прироста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности, самостоятельности, активности и свой уровень развития. А каждый приём и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приёмы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательной самостоятельности и интереса учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.
Поэтому в данной работе я рассматривала самые основные вопросы этой проблемы. В вышеперечисленных приёмах и методах работы школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
Современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только
учителя, но и учащихся. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.
Из проделанной мною работы (из опыта работы) можно сделать следующие общие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для активизации познавательной самостоятельности учащихся; нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоционального настроения учащихся по решению учебно-воспитательных задач урока, и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, что позволит развить в каждом ученике прежде всего цельную личность, способную адаптироваться в социальной среде и быть востребованной обществом.
Литература
1. Баринова, И.И., Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии. – М.: Просвещение, 1983.
2. Репринцева, Ю.С. Активизация процесса обучения географии как эффективный инструментарий формирования личностных результатов обучающихся // География в школе. – 2013. - № 10.
3. Степанов, П.В., Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной деятельности. - М.: Просвещение, 2014. – 128 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - 2-е изд. - М.,2013.
5. Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. – Режим доступа: http://metodist.edu54.ru/node/34329.
6. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии / под ред.И.С. Матрусова. - М.: Академия педагогических наук, 1963.
7.Сафиуллин, А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1979.
Приложения
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Карамалы-Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
Директор школы
_____________З. Р. Габдрахимова
Программа дополнительного образования детей
«Эколог-краевед»
Возрастная категория: 13-15 лет
Программа рассчитана на 1 год
Составитель:
Р. М. Вахитова учитель географии,
высшая кв. категория
с. Карамалы-Губеево
2018
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
1. Программа для системы дополнительного образования детей «ЭКОЛОГ -КРАЕВЕД».
2. АВТОРЫ: Вахитова Р.М., учитель географии высшей квалификационной категории.
3. РЕЦЕНЗЕНТЫ:Габдрахимов Р.Г.,учитель биологии,географии и физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево,Отличник образования и науки РБ,2005г.
Садыкова Н.М.,учитель истории и культуры Башкортостана высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево, «Учитель года Туймазы-2005»,Отличник образования и науки РБ,2013 г.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬ: МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево, ул. Ленина, 59, тел. 39-137
5. ГЕОГРАФИЯ ПРОГРАММЫ: база МБОУ СОШ с. Карамалы-Губеево.
6. ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ: учащиеся 13-15 лет.
7. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование у обучающихся экологической культуре, одним из проявлений которой является восприятие ребёнком всех живых существ, как равноправных с человеком соседей в общем доме природы.
8. НАПРАВЛЕННОСТЬ: краеведение.
9. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Программа рассчитана на 1 год обучения.
10. ВИД ПРОГРАММЫ: авторская
11. УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: учащиеся среднего и старшего звена общеобразовательной школы
Директор школы Габдрахимова З. Р.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Данная Программа предусматривает разрешение проблемы развития личности ребенка в гармонии с природой.
Основное предназначение Программы познакомить детей с окружающим их миром природы во время наблюдений непосредственно в природе. Это способствует воспитанию в ребенке «активной» доброты. Программа «Юные экологи - друзья природы» дает возможность детям утвердиться в чувстве родства со всеми живыми существами Земли.
ЦЕЛЬ:
Формирование у обучающихся экологической культуры, одним из проявлений которой является восприятие ребенком всех живых существ, как равноправных с человеком соседей в общем доме природы.
ЗАДАЧИ:
1 . Воспитание у детей чувства ответственности по отношению к миру природы
2 . Формирование у детей эмоционально-положительного отношения к природе и навыков поведения в ней.
3 . Активизация познавательных интересов обучающихся.
4. Создание условий для реализации творческого потенциала детей. Формирование трудовых навыков по уходу за животными и растениями.
5. Обучение элементам исследовательской работы.
АДРЕСАТЫ ПРОГРАММЫ:
Программа предназначена для детей в возрасте 13-15 лет, занимающихся в объединениях центров дополнительного образования. Набор в группу обучающихся свободный, по желанию детей. Численность группы 15 человек.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность недельных занятий один час. Всего за год 34 часа.
ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
Программа носит интегрированный характер: обучающиеся приобретают знания по основам ботаники, зоологии, экологии, географии, знакомятся с литературными произведениями о природе, просматривают учебные фильмы, осваивают навыки исследовательской работы, приобретают трудовые навыки.
Учащиеся знакомятся с видовым составом флоры и фауны родного края и его окрестностей. С этой целью в программе предусмотрено большое количество экскурсий в природу.
Изучается биология животных и растений ближайшего природного окружения. Обучающиеся приобретают знания по основам экологии, ведут фенологические наблюдения, оформляют «страничку фенолога». Также принимают участие в природоохранных акциях, проводят опыты с растениями, в условиях закрытого грунта. В ходе экологических праздников и игр развиваются творческие способности детей. Учебный год заканчивается конференцией, на которой учащиеся выступают с рефератами.
Требования к педагогическим кадрам
1.Ф.И.О.педагога Вахитова Рамиля Мусавировна
2.Год рождения 09.10.1961г.
3.Образование высшее, БГПИ, ЕГФ,1987 г.
4. Специальность география, квалификация - учитель географии
4.Категроия высшая квалификационная категория,2015 г.
5.Педагогический стаж 39 лет
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие - 1ч.
Цели, задачи, виды деятельности и этапы работы по программе.
Инструктаж по технике безопасности. Комплексная экскурсия по предметной лаборатории.
1.2 . Экосистемы -( 6 ч.)
Общее понятие об экосистеме и ее компонентах. Изучение экосистемы школьного дендрария , леса, реки, озера и парка.-2 ч.
Экскурсии: «Кто живет и что растет в школьном дендросаду?»
Пищевые цепи в природе: указание живых организмов, являющихся в экосистемах продуцентами (изучение видового состава растений ближайшего природного окружения, консументами (растительноядные и плотоядные животные), редуцентами (грибы и микроорганизмы)-1 ч.
Практические занятия: « Школьный цветник - агроэкосистема» -1 ч.
Экскурсии: «Взаимосвязи деревьев с другими живыми организмами». Антропогенное влияние на экосистемы. «Экология растений» -Рациональное использование природных ресурсов.- 1ч.
Практические занятия: «Чей дом дерево?»-1 ч.
3.Дикие и домашние животные - представители класса Млекопитающих, обитающих в микрорайоне проживания учащихся. (6ч.)
Роль млекопитающих в экосистемах. Суточные и сезонные ритмы в жизни зверей. Определение видового состава.-2 ч.
Практические работы: санитарная чистка территории лесопосадок и лесных полезащитных полос-1 ч.
Экскурсии: посещение краеведческого музея г. Туймазы.-2ч.
Практические работы: рисунки «Следы на снегу»,составление схемы «Млекопитающие - важное звено в цепи питания»
Практическое значение млекопитающих. Природоохранные акции юннатов.
4 . Птицы. (4 ч.)
Класс Птицы. Приспособление птиц к среде обитания, выраженное в особенностях внешнего и внутреннего строения. Типы питания птиц.-2 ч.
Практические работы: изготовление и развешивание кормушек. Подкормка птиц.
Экскурсии: «Определение видового состава птиц».
Миграции птиц. Место обитания и условия существования птиц. -1ч.
Природоохранные акции: «Кормушка», «Скворечник»
Экологический праздник: «День птиц» -1ч.
5 . Насекомые. (2ч.)
Значение насекомых в экосистемах. Многообразие форм. Место насекомых в цепях питания.-1ч.
Практические работы: составление схем «Жизненный цикл развития насекомых»
Экскурсии: «Где зимуют насекомые? »
Практические работы: опыт «Роль насекомых в опылении растений».-1ч.
6. Обитатели водоемов. (2ч.)
Село стоит на берегу реки Усень. Есть искусственные водоемы –пруды. Загрязнение водоемов. Демонстрация: видео фильмы «История старого русла Усени», «Охрана вод»,
«Развитие лягушки», рисунки и таблицы с обитателями водоемов
Вблизи водоемов обитают земноводные: жаба серая, лягушка ;пресмыкающиеся: прыткая и живородящая ящерицы, уж, гадюка, медянка. -1ч.
Практические работы: санитарная чистка берегов водоема.-1ч.
Экскурсии: «Водоем и его обитатели», «Весеннее пробуждение водоема»
Список растений и животных - индикаторов чистых водоемов:
- Растения: кувшинка, кубышка, ольха черная, ива, водокрас, телорез.
- Рыбы: ерш, окунь, лещ, щука, сом, налим, форель, карп, сорошка.
- Беспозвоночные животные: личинки ручейников, личинки беззубки.
7. Растения нашего края. (6 ч.)
Роль растений в жизни человека. Систематика растений. Работа с определителем растений. Определение видового разнообразия деревьев, кустарников, травянистых растений нашего края. Роль растений в экосистеме. Необходимость сохранения растений с точки зрения видового разнообразия.-2ч.
Экскурсии: « Растительность леса».
Пищевые и непищевые взаимосвязи растений и животных. Сезонный и
суточный ритм в жизни растений. «Взаимосвязь растений с другими живыми организмами»
Фотопериодизм и его изменения под влиянием искусственного освещения. Листопад. Распространение плодов и семян. Приспособления растений к зимним условиям существования. Весеннее сокодвижение. Природоохранные акции: «Первоцвет»-2ч.
Практические работы: «Описание ярусности растительности леса», «Определение возраста деревьев». Изготовление: гербарии. Коллекции плодов и семян. -2ч.
8. Озеленение - забота юннатов.(4ч.)
Зелёный патруль.Голубой патруль
Практические работы: «Деревья и кустарники, используемые для озеленения».
Цветочно - декоративное оформление.
Цветочные посадки: клумбы, рабатки, бордюры, групповые посадки, альпинарии. Планировка цветника. Подбор цветочных культур. Подготовка почвы. Посадка растений. Полив, прополка, рыхление.-2ч.
Экологический праздник «День Земли »-1ч.
9. Научно-практическая конференция.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Целью данной программы является формирование экологической культуры.
В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека - к себе, к знанию, к другому, к природе Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром.
В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливает разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
Решению поставленных в программе задач способствует педагогическая технология.
Педагогическая технология - совокупность психолого - педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Данная программа ориентирует учебно - воспитательный процесс на реальную жизнь, на проблему, которую предстоит решать человечеству, в первую очередь - сохранение окружающей среды. А что такое окружающая среда?
Окружающая среда (окружающая человека среда) - среда обитания и производственной деятельности человечества, природный и созданный им материальный мир. Данная программа рассчитана на изучение городской среды. Городская среда включает: природную среду, в различной степени преобразованную антропогенной деятельностью, но развивающуюся, прежде всего по собственным законам, и искусственную - техногенную среду - совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека. Работая по программе, юннаты города внесут посильный вклад в изучение окружающей среды родного края.
Постановка экологического воспитания в этих условиях такова, что знания об экологии у детей более обширны и системны по сравнению с тем. что дает им школа; направленность экологической деятельности, созидательная и социально - значимая, опытничество, мониторинг окружающей среды, охрана животных и растений, активное участие в природоохранных акциях, а также исследовательская работа.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Материально - техническое оснащение программы:
1. Биологические и географические объекты: растения и животные, обитающие в окрестностях села.
2. Техническое оснащение: компьютер, видеокамера, фотоаппарат.
ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
После третьего года обучения:
Должны ЗНАТЬ:
- Наиболее распространенных животных и растения родного края.
- Цикличность природных процессов.
- Стадии жизненного цикла животных и растений.
- Общепринятые понятия экологии.
- Экосистемы.
- Правила поведения в природе.
- Следы животных.
Должны УМЕТЬ:
- Вести фенологические наблюдения.
- Составлять цепи питания в экосистемах города.
- Посадить дерево.
- Составить рацион питания для разных видов зимующих птиц.
- Оформить гербарий.
- Разместить искусственное гнездовье для птиц.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
С целью отслеживания эффективности работы по данной программе предусмотрено проведение анкетирования, тестирования среди обучающихся.
Анкета «Выявление доминирующего мотива обучения ».
Ребятам предлагается указать причину выбора обучения в данном объединении. Анкетирование проводится дважды, в начале и в конце учебного года. Затем педагог делает анализ по результатам анкетирования. Ребенку предлагается несколько вариантов ответов, там, где он посчитает нужным, поставит галочку. Вариантов ответов может быть несколько.
1. Желание себя испытать.
2. Лучше узнать свои возможности по данному предмету.
3. Интерес к предмету.
4. Желание, как можно больше узнать из биологии.
5. Полезно, пригодится в будущей работе.
6. Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования
7. Легко обучаться.
8. Уверенность в успехе по данному предмету.
9. Интересно заниматься со сверстниками по данному предмету.
10.Желание иметь авторитет среди сверстников, т.к. этот вид деятельности
престижен в данном коллективе.
11.Нравится педагог.
12.Желание быть знающим и образованным человеком (в данном виде
деятельности, интересным для друзей.)
13.Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.
14.Получить знания, необходимые для борьбы за сохранение природы.
Анкета «Выявление уровня сформированности экологической культуры обучающихся ».
Ребятам предлагается ответить на вопросы.
Напротив вопроса соответственно ставить да, нет, не знаю.
1. Нравятся ли вам занятия кружка?
2. Считаете ли вы себя экологически грамотным человеком?
3. Нужны ли вам знания, получаемые на занятиях кружка?
4. Переживаете ли вы за дело охраны природы?
5. Можете ли вы что-то сделать для сохранения природы?
6. Зависит ли человек от природы?
7. Нравятся ли вам экскурсии в природу?
8. Интересно ли проходят на занятиях кружка практические работы?
9. Природоохранные акции в которых ты участвуешь нужны природе?
Тест « Умеешь ли ты охранять природу?»
Ребята отвечают на вопросы, затем подсчитывают общее количество баллов.
По общей сумме баллов определяется отношение к природе.
1. Ты нашел на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
A) полюбуюсь им - 1 б
Б) засушу для школы - 2 б
B) осторожно срежу и поставлю в воду - 5 б
2. Ты нашел гнездо с птицами, что ты сделаешь?
A) покормишь птенцов — 3 б
Б) позову ребят, чтобы посмотрели - 5 б
B) буду наблюдать издали - 1 б
3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты сними?
A) пойду, но буду собирать очень осторожно - 5 б
Б) не пойду- 3 б
B) сначала расспрошу об этом педагога - 1 б
4. После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
A) взял бы с собой в город, чтобы сдать - 3 б
Б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился - 5 б
B) закопал бы в землю - 1 б
5. Как ты оцениваешь свои знания по охране природы?
A) почти все знаю и природу охраняю - 1 б
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше - 3 б
B) я люблю природу, но мало что знаю о ней - 5 б
(5-11 баллов) - Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное - не останавливайся, стремись узнать больше.
( 12-18 баллов) - Ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь, но твои знания не полные, и ты сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай о природе и изучай ее.
( 19-25 баллов) – Ты, наверное, любишь природу, но пока мало знаешь о ней. Тебе больше всех нужно изучать жизнь растений и животных.
Тест для родителей «Уровень экологической культуры».
1.Считаете ли Вы необходимым окружать себя, свое жилище растениями и животными:
A) нет-0 б
Б) если есть возможность - 1 б
B) да, даже если это почти не возможно -2 б
2. При использовании воды в бытовых целях вы:
A) используете краны на полную мощность - 0 б
Б) делаете набор минимальным - 1 б
B) используете емкость соответствующего объема - 2 б
3 . Сортируете, ли вы бытовые отходы с последующей утилизацией:
А) нет - 0 б
Б) на пищевые отходы и другие - 1 б
В) на пищевые, упаковочные материалы и химические отходы - 2 б
4 . Если есть машина, то моете ее чаще всего:
А) в любом водоеме или на природе - 0 б
Б) рядом с гаражом или домом - 1 б
В) в специально отведенных местах - 2 б
5 . После пикника на природе:
A) оставляете мусор на месте отдыха - 0 б
Б) собираете в специально отведенные места - 1 б
B) забираете с собой с последующей утилизацией - 2 б
6 . Если вам необходимо разжечь костер на природе:
A) делаете это, как придется -0 б
Б) предпринимаете меры противопожарной безопасности - 1 б
B) аккуратно убираете дерн и кладете его обратно перед уходом - 2 б
7 . Бывая на природе, собираете лекарственные травы, грибы, ягоды:
А) как можно больше, даже, если в этом нет необходимости - 0 б
Б) по мере необходимости - 1 б
В) ничего не собираете, покупая, если необходимо в аптеке, магазине -2 б
Результаты теста:
0-5 низкий уровень
5-10 средний уровень
10-14 высокий уровень
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ и РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Беме Л.Б. Жизнь птиц у нас дома. М.Лесная промышленность , 1986 .
3. Герасимов С.С. , Журавлев И.М. Комнатное цветоводство. М. Нива России , 1992 .
4. Горышина Т.К. Экология растений. М. Высшая школа , 1979 .
5. Гареев А.М.,Мухаметшина Л.М. Георафия и экология Туймазинского района,Туймазы,2005
6. Жданов B.C. Аквариумные растения М., Лесная промышленность , 1981.
7. Захлебный А.Н. , Суровешина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М. Просвещение , 1984 .
8.Плешаков А.А. Атлас-определитель. От земли до неба.М,»Посвещение»,2013
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
1. Акимушкин И. Причуды природы. М. 1992.
2. Батуев A.M. Шесть континентов под одной крышей. Л.: Лениздат, 1972..
3. Бианки В Лесная газета Л.: Дет.лит.. 1990.
4. Гусев В.Г. Наши питомцы. М. Лесная промышленность , 1987.
5. Большой географический атлас школьника. М, «АСТ-ПРЕСС»,2004
Годовой учебный план объединения «Эколог - краевед»
№п/п |
Наименование тем |
всего |
Теория.
|
практ. |
на мест. |
Экскурсии |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
|||
1 |
Введение |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2 |
Экосистемы |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
з |
Дикие и домашние животные |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4 |
Птицы |
4 |
2 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
5 |
Насекомые |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
6 |
Обитатели водоёмов |
2 |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
7 |
Растения родного края |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
8 |
Озеленение-забота юннатов |
4 |
1 |
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
9 |
Организация учебно-аналитической деятельности |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Массовые мероприятия: |
2 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
10 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Итого: |
34 |
13 |
9 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Составила: Вахитова Рамиля Мусавировна
Примерное календарно- тематическое планирование
Дата |
Сентябрь Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности |
1ч. |
теория |
|
||
|
Общее понятие об экосистеме и ее компонентах. Изучение экосистемы школьного дендрария, леса, реки, озера и парка. Составление схемы экосистем «Школьного двора». |
6 ч. |
практика |
|
||
|
Экскурсии: «Кто живет и что растет в школьном дендросаду. Экология растений |
2 ч. |
практика |
|
||
|
Пищевые цепи в природе: указание живых организмов. Практическое занятие: «Школьный цветник агроэкосистема». |
2ч |
теория
практика |
|
||
|
Октябрь |
|
|
|
||
|
Роль млекопитающих в экосистемах города. Суточные и сезонные ритмы в жизни зверей. Определение видового состава. Краткая характеристика обитателей территорий занятых садово - огородными участками: крыса серая, мышь домовая, полевка, мышь малютка, белка, бурундук, хомяк, суслик, хорь – степной, ласка, заяц русак, заяц беляк, еж обыкновенный |
4 ч. |
теория |
|
||
|
Практическая работа: санитарная чистка территории лесопосадок, рисунки «Следы на снегу». Природоохранные акции юннатов |
2 ч |
практика |
|
||
|
Ноябрь |
|
|
|
||
|
Птиц. Приспособление птиц к среде обитания, выраженное в особенностях внешнего и внутреннего строения. Тины питания птиц. Миграции птиц. Место обитания и условия существования птиц. |
4(2) |
теория |
|
||
|
Практические работы: изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Природоохранные акции: «Кормушка» |
2 |
практика |
|
||
|
Декабрь |
|
|
|
||
|
Значение насекомых в экосистемах. Многообразие форм. Место насекомых в цепях питания. Жизненный цикл развития насекомых. Насекомые энтомофаги, регулирующие численность вредителей зеленых насаждений. Насекомые - сапрофаги, их санитарная функция в реализации органических остатков. Вред, приносимый тараканами, фараоновыми муравьями, кровососущими насекомыми |
2 ч.(1) |
теория |
|||
|
Практические работы: опыт «Роль насекомых в опылении растений»,»Где зимуют насекомые» |
1ч. |
практика |
|||
|
Январь |
|
|
|||
|
Вблизи водоемов обитают земноводные: жаба серая, лягушка сибирская, лягушка остромордая, сибирский углозуб; пресмыкающиеся: прыткая и живородящая ящерицы, уж, гадюка. |
2(1) |
теория |
|||
|
Практические работы: Юннаты - участники «голубых патрулей» |
1 ч. |
прак |
|||
|
Февраль |
|
|
|||
|
Роль растений в жизни. Систематика растений. Работа с определителем растений. |
6 ч.(4) |
Теория, на местности |
|||
|
Практические работы: «Определение видового разнообразия флоры города», «Растительность леса и описание ярусности» |
2ч. |
практика |
|||
|
Март |
|
|
|||
|
Озеленение-забота юннатов. |
4ч(1ч) |
теория |
|||
|
Практические работы. Цветочно-декоративное оформление. |
3ч |
Практика, на местности |
|||
|
Природоохранные акции: «Первоцвет». |
|
конкурс |
|||
|
Апрель-Май Экологический праздник «День Земли» |
2 ч. |
|
|||
|
«Зеленый щит» - здоровье города. Деревья и кустарники, используемые для озеленения города |
|
практика |
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.