Активные методы обучения -
это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Приём "Корзина идей"
Суть данного приема: На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают по изучаемой теме.
Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (2 минуты).
Обмен информацией в парах или группах.
Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения записываются кратко в «корзине идей», даже если они ошибочны.
Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Приём «Верные и неверные утверждения"
Суть данного приема: Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.
Например,
Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
2. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.3. Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам и имеют такие же падежные окончания.
4. В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли обстоятельства.
5. Причастия, как и глаголы, сохраняют: значение качества, возвратность / невозвратность, вид (совершенный / несовершенный), время (настоящее / будущее).
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие? | Толстые? |
Кто…? Что…? | Дайте три объяснения: почему? |
Когда…? Может…? | Объясните: почему…? |
Будет…? Могли…? | Почему вы думаете…? |
Как звать…? | Почему вы считаете…? |
Было ли…? | В чем различие…? |
Согласны ли вы…? | Продолжите: что будет, если…? |
Верно ли…? | Что, если…? |
Приём «Лови ошибку»
Суть данного приема: Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
ВАЖНО, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:
- явные, которые достаточно легко выявить учащимся, исходя из их личного опыта и знаний;
- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.
Приём «Инсерт»
1. Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ - новое,
- - думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал.
V | + | - (думал иначе) | ? |
Приём «Написание эссе»
ЭССЕ – свободное письмо на заданную тему.
ЭССЕ – произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам.
Алгоритм написания эссе:
Обсуждаемая тема (проблема)
Собственная позиция
Краткое обоснование
Возможные возражения, выдвигаемые слушателями
Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной
Заключение
Приём «Напиши письмо»
- Письмо от лица Герасима, героя рассказа «Муму» И.С. Тургенева;
- Страничка из дневника Татьяны Лариной (Евгения Онегина);
- Письмо Митрофанушке, герою комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
Приём «Составление телеграммы»
Суть данного приема: Отбирать важную информацию из прочитанного в сжатом, лаконичном виде.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.