Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики
Оценка 4.7

Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики

Оценка 4.7
Контроль знаний
doc
математика
8 кл—9 кл
22.01.2018
Активные формы контроля знаний учащихся  на уроках математики
Предлагаю некоторые формы контроля. Метод устного контроля. Уплотненный опрос. Беглый счет. Равный счет. Активный отдых (авторская форма контроля). Учащиеся делятся по рядам (группам), у каждого есть свой порядковый номер. Показывается или просто называется пример. Встают те учащиеся, у которых порядковый номер совпадает с ответом. Такая игра охватывает учеников всего класса, каждому приходится быть участником этой игры, в ходе которой развивается внимание, чувство товарищества. Карточки-консультанты. Метод самоконтроля. Самопроверка по образцу. Опрос по парам. Очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельной, контрольной работы. Можно осуществить данный настрой с помощью лозунгов - настроев: «Будь внимателен», «У тебя все получится» и т.д. Математические сочинения. Математические сказки и рассказы. “разрезные” теоремы для опроса теоретического материала Эти виды позволяют максимально охватить учащихся, заставить их мыслить, принимать решения, критически оценивать ситуации и находить оптимальный выход, увеличивают шансы для творческой деятельности, выдумки, фантазии. Продумывая организацию любого вида работы, нужно психологически подготовить ребят, постепенно закрепляя в них уверенность в своих силах.статья Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики
публ11.doc
Л.Л. Смердова, СШ № 28, г. Астана Современные формы контроля знаний учащихся  на уроках математики  «…химия – правая рука физики, Математика – ее глаза»  М.В.Ломоносов» Математика   в   жизни   современного   общества   играет   большую   роль, превращается  в сильное орудие познания. Ни одна область нынешней деятельности человека   не     обходится   без   математики.   В   результате   появляется   возможность познать явления только количественно, но и качественно числом и мерой. И   задача   педагогов   ­   научить   детей   со   школьной   скамьи   поставить   эту ценность себе в услужение. В тесной связи происходит модернизация образовательного процесса, которая выражается в разработке различных технологий обучения.  Контроль   знаний   учащихся   осуществляется   в   полном   соответствии   с принципами  обучения.   Он   должен   быть   систематичным,   последовательным, обеспечивать сознательность и активность учащихся в обучении, быть наглядным и доступным, способствовать формированию устойчивых и прочных знаний, умений и   навыков.   Содержание   контроля   изменяется   в   зависимости   от   места   его осуществления на уроке,  Учебники   математики   насыщены   новым   материалом,   подчас   трудным   и непонятным для учащихся, что сразу вызывает нелюбовь, страх к этому предмету. Поэтому каждый из нас, учителей, старается сделать урок математики интересным, применяя различные формы обучения. Но при этом и формы контроля знаний и умений   учащихся   должны   быть   тоже   разнообразными,   увлекающими   ребят   и непринужденно заставляющими думать.  Предлагаю некоторые формы контроля, которые использую в своей  работе. Метод устного контроля.  Уплотненный опрос.  Этот вид опроса охватывает всех     учащихся   класса.   Одновременно   вызываются   к   доске   5­6   человек. Назначается   столько     же   экспертов   из   учащихся   класса,   каждый   из   которых анализирует ответы товарищей у доски. Остальные внимательно слушают, чтобы в случае   необходимости   быть     готовыми   к   ответу.   Как  правило,   разные   вопросы устного   характера   предъявляются   одновременно   всем   вызванным   учащимся. Выслушивается один ученик, затем мнения остальных учеников у доски, в случае необходимости,   мнение   экспертов   и   всех   желающих.   Задания,   требующие письменного   оформления,   выполняются   на   доске.   Анализируются   экспертами   с привлечением   учащихся   класса   и   оцениваются.   Вся   процедура   занимает   10­15 минут   урока.   За   это   время   проверяется   на   содержательном   уровне   глубина усвоения теории и применение теории к решению задач. Уплотненный вид опроса формирует у учащихся быстроту реакции, умение анализировать ответ товарища. Беглый   счет.  Сначала   учащиеся   устно   выполняют   действия,   которые предлагаются и показываются на карточках и сообщают ответы. Карточки быстро сменяют   одна   другую,   но   последующие   вопросы   задаются   уже   не   с   помощью карточек,     а   в   устной   форме.   Этот   метод   устного   контроля   подкрепляет   и зрительное и слуховое восприятие учащихся. Равный счет.  На доске записываются примеры с ответом. Ученики, должны придумать   свои   примеры   с   таким   же   ответом.   Их   примеры   на   доске   не записываются.   Ребята   должны   на   слух   воспринимать   и   определять,   верно,   ли составлен пример. Активный отдых  (авторская форма контроля).  Учащиеся делятся по рядам (группам),   у   каждого   есть   свой   порядковый   номер.   Показывается   или   просто называется пример. Встают те учащиеся, у которых порядковый номер совпадает с ответом. Такая игра охватывает учеников всего класса, каждому приходится быть участником   этой   игры,   в   ходе   которой   развивается   внимание,   чувство товарищества. Так   же   в   своей   работе   использую  карточки­консультанты,   которые   при самостоятельной работе, при ответе у доски, во время ответов на вопросы учителя помогают  ученику решить задачу или пример. В этой карточке  содержатся все узловые  моменты изучаемой темы, а также алгоритм решения задания. Привлекаю к составлению карточек консультантов­учащихся. В процессе такой работы они приобретают   ряд   полезных   навыков,   учатся   выделять   главные   вопросы   в прочитанном   тексте,   составлять   алгоритмы   для   решения   задач.   Работа   по составлению   карточек     прививает   интерес   к   предмету,   учит   творчески воспринимать учебный материал. Метод самоконтроля. Очень часто причиной плохого выполнения письменных работ   контролирующего   характера   кроется   в   отсутствии   у   учащихся   умения осуществлять   самоконтроль.   Это   умение   надо   последовательно   формировать. Интерес к самоконтролю может вызвать такая форма проверки кратковременных самостоятельных   работ:   после   истечения   времени,   отведенного   на   выполнение самостоятельного   задания,   предлагается   учащимся   обменяться   тетрадями   и проверить   самостоятельную   работу   товарища.   Это   не   только   воспитывает внимание,   но   и   вызывает   познавательный   интерес   к   содержанию   учебного материала.   Такая   форма   работы   учит   учащихся   не   только   проверять,   но   и качественно выполнять задания, предложенные на самостоятельных и контрольных работах. Если ученик, который занимается слабо или пишет небрежно, получил для проверки тетрадь с хорошо выполненным и красиво записанным заданием, то такой прием оказывает на проверяющего учащегося большое воспитательное воздействие. Самопроверка по образцу. Эта форма, как правило, применяется на первом уроке   после   объяснения   нового   материала.   Образец   решения   записан   на   доске заранее.  Сначала   тетради  у   учащихся   закрыты.  Ребята   рассматривают   решение­ образец   и   устно   его   комментируют.   Затем   они   открывают   тетради,   и   каждый ученик   проверяет   свою   работу   по   образцу,   подчеркивает   ошибки   (простым карандашом)   и   ставит   отметку.   Этот   способ   проверки   развивает   внимание, способствует формированию познавательных мотивов учения. Опрос   по   парам.   Учащиеся   первого   варианта   объявляются   «учителями»,   а второго ­ «учениками». «Учитель» задает вопрос, «ученики» вполголоса отвечают и   наоборот.   Главное   в   таком   опросе   ­   повторить   теоретический   материал, закрепить его, подготовиться к изучению нового. Проблема   организации   и   проведения   самостоятельной   работы   учащихся многогранна и широка, поэтому трудно осветить все стороны. Но чтобы правильно подойти к анализу и оценке результатов этой работы, можно выделить следующие рекомендации: самостоятельная работа должна быть организована на каждом этапе обучения,  она   должна   быть   посильна,   т.е.   использовать   разноуровневый   подход применять разнообразные ее виды, варьирование, провоцирующие задачи, устную и письменную, самостоятельную работы. Но   нельзя   забывать,   что   на   успехи   ученика   огромное   влияние   оказывает психологический   настрой   учителя.   Очень   важно   создать   в   классе доброжелательную атмосферу, особенно во время выполнения самостоятельной, контрольной работы.  Можно осуществить данный настрой с помощью лозунгов ­ настроев: «Будь внимателен», «У тебя все получится» и т.д. При   обучении   математики   имеет   большое   значение   процесс   развития мышления и создание положительных эмоций у школьников. Знания ученика будут прочными, если они не механически заучены, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате его творческой деятельности над учебным материалом.   По   любому   разделу   математики   можно   сконструировать   такие упражнения,   выполнение   которых   действительно   содержало   бы   элементы творчества, то есть творческие задания. Одной   из   возможных   форм   творческой   работы   учащихся   при   обучении математики являются  математические сочинения. Эта форма работы редко используется, ибо она трудна, нет разработанных методик для ее проведения, но применять ее необходимо. Для выполнения такого задания   нужно,   конечно,   научить   детей   писать   математические   сочинения,   а начинать надо с 5­го класса, и начинать с математических сказок и рассказов. Они готовят   к   изучению   курса   геометрии,   который   требует   развитого   воображения, умения обдумать предложенную ситуацию, выявить и использовать необходимую информацию для принятия решения. Сама по себе сказка – непривычное явление на уроках, тем более на уроках математики, и поэтому вызывает интерес. Конечно, не всем задание сочинить сказку или рассказ, действующими лицами которой были бы некоторые математические понятия, по силам, поэтому и сказки бывают разные: у некоторых ребят ярко выражено и математическое содержание, и законченность сюжетной линии, и необычные персонажи, а у некоторых ребят не все получается. Но берутся писать все. Главное, чтобы все работы не остались незамеченными.  Старшеклассникам   уже   можно   давать   задание   написать   математическое сочинение. Причем на написание домашних сочинений должно быть предоставлено достаточно   времени   –   это   зависит   от   темы,   объема   работы.   Целесообразно предлагать   ученикам   несколько   тем   сочинений,   предоставив   им   право   выбора одной   из   них.   В   процессе   работы   над   сочинением   лучше,   если   ученики   будут подбирать   литературу   самостоятельно,   их   к   этому   желательно   постепенно приучать. При написании математических сочинений ученики выполняют разные виды   деятельности:   самостоятельное   изучение   литературы;   отбор   материала   по выбранной   теме;   связное   изложение   материала;   проведение   небольших самостоятельных исследований; подбор и (или) самостоятельное составление задач и их решение. Глубина   изложения,   строгость   обоснования   в   сочинениях   могут   быть различными, но в любом случае ученик, выполняя задание, должен будет проявить самостоятельность, находчивость, изобретательность, оригинальность, инициативу, “добывая” информацию для своего сочинения. Кроссворды,  как   форму   проверки   знаний   учащихся,   лучше   применять   на уроках систематизации и обобщения знаний учащихся по той или иной теме. Работа с кроссвордами может быть индивидуальной, парной, групповой. Групповая работа с кроссвордами является одним из приемов активизации деятельности учащихся на уроках с элементами соревнования, когда класс разбит на команды (уроки – КВНы, уроки – викторины и т.д.). Можно на таких уроках давать задание составить хотя бы небольшой кроссворд по теме урока за определенное время, а можно такое задание предлагать учащимся в качестве домашней работы. Начинать эту работу с учащимися   нужно   уже   в   5­ом   классе,   составляя   простейшие   чайнворды,   и постепенно переходить к  кроссвордам. В процессе работы над кроссвордом ребята работают самостоятельно с учебником, еще раз повторяя пройденный материал, прорешивают   некоторые   задачи,   подбирают   вопросы   из   дополнительной литературы,   что   дает   большой   простор   для   практической   направленности     и самостоятельной деятельности учащихся.  В   каждом   классе   общеобразовательной   школы   есть   очень   слабые   дети, которые просто не могут усвоить геометрический материал, а значит и не могут ни доказывать   теоремы, ни решать задачи. К таким   детям нужен индивидуальный подход, ведь обучать их все равно надо. Для таких учащихся можно применять “разрезные”   теоремы  для   опроса   теоретического   материала   или   дать возможность доказывать теорему по ранее  заготовленному учителем плану. Тогда у   ребят   срабатывает   зрительная   память   в   первом   случае   и   выстраивается логическая цепочка доказательства теоремы во втором случае. Эти виды позволяют максимально охватить учащихся, заставить их мыслить, принимать   решения,   критически   оценивать   ситуации   и   находить   оптимальный выход,   увеличивают   шансы   для   творческой   деятельности,   выдумки,   фантазии. Продумывая организацию любого вида работы, нужно психологически подготовить ребят, постепенно закрепляя в них уверенность в своих силах.      Литература: 1. Жилина   Е.И.   Математические   сочинения   при   обучении   школьников. //Математика в школе. Москва, 1995 г., №3. 2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва,1990 г.  3. Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! Москва, 1998 г.

Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся  на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся  на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся  на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся  на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся на уроках математики

Активные формы контроля знаний учащихся  на уроках математики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018