Активные формы обучения на уроках информатики
Оценка 4.6

Активные формы обучения на уроках информатики

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
информатика
6 кл—8 кл
28.08.2019
Активные формы обучения на уроках информатики
Актуальность темы Необычная форма урока делает познавательную деятельность учащихся коллективной, активной и творческой, стимулирует самостоятельность, интерес к процессу познания и, в итоге, позволяет успешно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к информатике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Таким образом, активные формы проведения уроков позволяют систематизировать и обобщать учебный материал, а вследствие этого являются толчком к углублению и опережению обучения.
Активные формы обучения на уроках информатики.docx
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Автор: Хамбалеева Анастасия Юрьевна           МБОУ «СШ №19»    учитель информатики 1 НИЖНЕВАРТОВСК, 2019 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение……………………………………………………………………………….…3 2. Что скрывается за понятием активные методы обучения?............................................5 3. Использованием дидактических игр при организации учебного процесса………….7 4. Заключение ……………………………………………………………………………..11 5. Список литературы……………………………………………………………………..12 3 ВВЕДЕНИЕ Урок – клеточка педагогического процесса.  В нем, как солнце в капле воды, отражаются все  его стороны. Если не вся, то значительная часть  педагогики концентрируется в уроке.  Скаткин М. Необычная   форма   урока   делает   познавательную   деятельность   обучающихся   коллективной,   активной   и     творческой,   стимулирует   самостоятельность,   интерес   к   познания   и,   процессу     в   итоге,   позволяет   успешно   решать   образовательные, воспитательные   и   развивающие   задачи   урока.   Существует   несколько   разновидностей нетрадиционных   форм   урока,   каждая   из   которых   решает   свои   образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес обучающихся к учебе и к информатике и, тем самым, повысить эффективность обучения. Для   обучающихся   нетрадиционный   урок,   урок   проходящий   в   активной   форме обучения     ­   переход   в   иное   психологическое     состояние,   это   другой   стиль   общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Такой урок ­ это возможность развивать   свои   творческие   способности   и  личностные   качества,   оценить   роль   знаний   и увидеть   их   применение   на   практике,   ощутить   взаимосвязь   разных   наук;   это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя   активная форма проведения урока, с одной стороны ­ возможность лучше   узнать   и   понять   учеников,   оценить   их   индивидуальные   особенности,   с   другой стороны   –   это   возможность   для   самореализации,   творческого   подхода   к   работе, осуществления собственных идей. Отмеченные выше особенности активного обучения требуют от преподавателей и обучающихся, очевидно,   гораздо более высокого уровня профессиональной подготовки, чем   объяснительное   обучение.   Именно   поэтому   я   считаю,   что   данная   тема   является актуальной и  актуальной является задача внедрения активных методов обучения с целью создания   комплекса   методических   и   технических   средств,   которые   бы   активизировали творческий   потенциал  преподавателя  и   учащихся   и  формировали  в  них  потребности  в постоянном самосовершенствовании. 4 Цели:  систематизировать   материалы   и   накопленный   опыт   в   части   активизации   работы обучающихся на уроках и использования этого как отправной точки для возникновения и развития их любознательности и познавательного интереса.  Задачи, которые я поставила перед собой, работая над этой темой:  1. 2. 3. 4. Изложить основные методические приёмы, нацеленные на развитие познавательного интереса и творчества обучающихся на уроках информатики.  Провести   анализ   основных   педагогических   технологий,   способствующих активизации развития личности обучающегося.  Систематизировать     основные   методические   приемы   и   дидактический   материал, нацеленный на  развитие творчества и активности на уроках информатики. Дать   оценку   эффективности   педагогической   деятельности,   нацеленной   на использование активных методов на уроках. 5 ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА ПОНЯТИЕМ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ? Используются ли эти формы в школе? Прежде чем переходить к "педагогической теории", поспешу заверить вас, что некоторые из этих форм давно и успешно используются в средней школе. Так, например, в начальной школе широко используется игра как метод обучения, а в средней и старшей школе широко распространен метод проектов. Однако в целом   в   школу   активные   методы   внедряются   довольно   тяжело,   как   правило,   это проявление инициативы, профессионального мастерства отдельно взятого педагога. Под   активными   формами   обучения   понимаются   формы,   которые   реализуют установку на большую активность субъекта в учебном прогрессе, в противоположность так называемым "традиционным подходам", где ученик играет гораздо более пассивную роль. Близкое   содержание   вкладывается   в   понятия   "активное   социально­психологическое обучение",   "инновационное   обучение",   "интенсивные   методы   обучения".   Называть   эти методы   "активными"   не   совсем   корректно,   поскольку   пассивных   методов   обучения   в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со   стороны   субъекта,   ибо   без   нее   обучение   вообще   невозможно.   Но   степень   этой активности действительно неодинакова. Включение   активных   форм   в   учебный   процесс   активизирует   познавательную активность  обучающихся,  усиливает  их  интерес   и  мотивацию,  развивает   способность  к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь   между   обучающимися   и   преподавателями.   Исследователи   активных   методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре до 90%.  В   преподавании   информатики   накоплен   уже   достаточно   большой   опыт использования конкретных активных методов обучения.  Активные формы и виды уроков п/п 1. Уроки в форме соревнования и игр Формы уроков 2. Уроки, основанные на формах, жанрах  и методах работы, известных в  общественной практике Вид урока конкурс, турнир, эстафета, КВН,  деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п. исследование, изобретательство, мозговая  атака, интервью, репортаж. 6 3. Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала 4. Уроки, напоминающие публичные  формы общения 5. Уроки, опирающиеся на фантазию 6. Уроки, основанные на имитации  деятельности учреждений и  организаций урок мудрости, урок­блок, урок­«дублер»  начинает действовать». пресс­конференция, аукцион, дискуссия,  телепередача, телемост, «живая газета»,  устный журнал. урок­сказка, урок­сюрприз, урок­проект суд, следствие, трибунал, патентное бюро,  конструкторское бюро, ученый Совет. 7. Перенесенные в рамках урока  КВН, «следствие ведут знатоки»,  традиционные формы внеклассной  работы: «посиделки», «клуб знатоков». 8. Интегрированные уроки Информатика­математика, информатика­ 9. Трансформация традиционных  способов организации урока: география, информатика­ИЗО, информатика­ история и т.д. лекция­парадокс, урок­зачет (защита оценки),  урок­консультация, Интернет­урок, защита  проектов, интерактивный урок. 7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одной   из   активных   форм   урока   является   дидактическая   игра.   Дидактическая   игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать “учебную усталость”, которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю   требуются   специальные   усилия,   чтобы   удерживать   внимание   класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов. Игра,   обладая   широким   спектром   специальных   игровых   методических   приемов,   и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более   глубокому   и   прочному   пониманию   изученных   понятий.   Следовательно,   игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации. В ходе игрового взаимодействия происходит улучшение отношений между участниками игры и педагогами.  Использование дидактических  игр  на уроке не только способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и развитию логического  речи,   развитию  наблюдательности,   внимания   и   интереса   к мышления, информатике. Дидактические   игры   конструируются   по­разному.   В   некоторых   из   них   есть   все элементы   ролевой   игры:   сюжет,   роль,   действие,   игровое   правило,   в   других   —   только отдельные   элементы:   действие   или   правило,   или   то   и   другое.   Поэтому   по   структуре дидактические игры делятся на сюжетно­ролевые и игры­упражнения, включающие только отдельные   элементы   игры.   В   сюжетно­ролевых   играх   дидактическая   задача   скрыта сюжетом,   ролью,   действием,   правилом.   В   играх­упражнениях   она   выражена   явно. Дидактическая игра особенно необходима в обучении и воспитании детей. В ней удается сконцентрировать внимание даже самых инертных школьников. Вначале они проявляют интерес   только   к   игре,   а   затем   и   к   тому   учебному   материалу,   без   которого   игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.  8 На своих уроках информатики я использую такие формы игр как аукционы, урок соревнование, урок экскурсия (путешествие), деловая игра, урок типа «Что? Где? Когда?». Рассмотрим некоторые виды уроков в форме игры. Урок Аукцион Цель:  ­ повторение и обобщение материала по определенной теме.           ­  активизация деятельности обучающихся на уроке. Наибольшая   трудность   при   подготовке   к   уроку­аукциону   –   это   подбор   нужных предметов, вещей для аукциона, т.к. глядя, на эти предметы обучающиеся  должны сами рассказать   о   повторяемом   материале.   При   подготовке   к   уроку­аукциону   учитель   и консультанты   организуют   приобретение   нужных   предметов,   записывают   музыку   для музыкальных пауз, подбирают необходимый реквизит: молоток, волчок, фишки. Аукцион  ­ это распродажа, но не за деньги, а за знания. Рассмотрим   вариант   использования   дидактической   игры   на   примере   темы "Массивы". Игра Аукцион Тема урока: "Массивы"(10 класс) Дидактические   цели:  закрепить   навыки   работы   с   массивами   ­   ввод   и   вывод элементов   одномерного   массива,   обработка   элементов   массива,   найти   новые   способы применения предметов ­ их использование в новых, необычных условиях. Класс   делится   на   4­5   команд.   С   помощью   проектора   на   экран,   или   доску, проецируется лот № 1 ­пять задач. Первая команда выбирает задачу и назначает ей цену от 1 до 5 баллов. Если назначенная цена выше предложенной другими командами, то она получает задание и решает его. Остальные задачи выбирают другие команды. В случае, если задание выполнено верно, команде начисляются баллы (цена задания), в противном случае эти баллы (или их часть) снимаются. Следует обратить внимание на  достоинства этой   игры,   коим   является   сравнение   обучающимися   всех   пяти   задач   и   мысленного "прокручивания" хода решения. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Задания, которые вызвали затруднения, учитель решает с учениками по окончанию игры. Цель: ­ обобщение и повторение материала по определенной теме; Урок – соревнование 9 ­   закрепление  умений и навыков практической работы; ­   активизация деятельности обучающихся на уроке. Подготовка   к   такому   уроку   начинается   за   неделю.   Обучающиеся   знакомятся   с программой соревнований и конкурсов. Класс делится на команды, в команде выбирается капитан,   который   должен   проконтролировать   распределение   заданий   внутри   команды, оказать помощь тем, кто испытывает трудности. В качестве жюри могут выступать как сам учитель, так и родители, старшеклассники, учителя­предметники.  Во   время   урока­соревнования   должны   чередоваться   индивидуальные,   парные, групповые конкурсы, письменные и устные.  Примером   такого   урока   является  игра­соревнование   «Состав   компьютера». Данный   урок   проводится   для   обучающихся   5   класса.   Во   время   урока   проводятся различные   соревнования:   конкурс   кроссвордов;   конкурс   капитанов;   конкурс   «Найди ошибку»; теоретическая разминка; различные эстафеты; дидактические игры. Урок – экскурсия (путешествие) Уроки­экскурсии могут быть очными (экскурсии на предприятие, в музей и т.д.) и заочными   (экскурсия   в   страну,   город…).   Уроки­экскурсии   можно   проводить   и   на начальном этапе и на заключительном этапе того или иного материала. В подготовке и в ходе   его   проведения   принимают   участие   различные   специалисты.   Во   время     урока используется   групповое   выполнение   творческих   заданий,   основанных   на   применении творческих     знаний   (отвечают   на   вопросы,   отгадывают   кроссворд,   пишут   сочинения). Например, Урок­повторение по теме «Путешествие в страну Алгоритм ». Данный урок построен   на   деятельной   основе   с   использованием   игровой   технологии   и   драматизации. Главная   цель   урока   ­   повторить   и   обобщить   знания   о   свойствах,   типах,   способах построения   алгоритмов   ­   достигнута   за   счет   самостоятельного   поиска   и   осмысления дополнительного материала вовремя игры. Игровую форму при моделировании урока я выбрала,   исходя   из   типа   и   задач   урока.   На   уроке   реализованы   принципы   научно­ технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью игровой технологии. Урок очень нравится детям, они смогут проявить себя в неординарной ситуации, повторить, показать и обобщить свои знания. Уроки такого вида развивают   в   детях   чувство   ответственности   и   сопереживания   за   деятельность   всей команды.  Урок – деловая игра 10 Цель:  обобщение ранее изученного материала;  показ связи обучения с жизнью;  развитие инициативы, творчества, включение в познавательную деятельность всех видов памяти;                   развитие умения выполнять работу коллективно. Во время  урока – деловой игры на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка,   в   которой   выполняются   конкретные   действия,   выбирается   оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В ходе игры каждому   участнику   необходимо   найти   правильную   линию   поведения,   максимально мобилизовать   свои   знания,   опыт,   воображение.   Особенно   ценно   то,   что   здесь   дело   не сводится лишь к механическому использованию программного материала. В процессе игры вырабатывается   умение   мыслить   системно,   продуктивно,   пробуждается   стремление   к поиску новых идей. Примером такого типа урока является обобщающий урок по теме «Графический и текстовый редакторы». Деловая игра «Журналист»  Урок   построен   на   деятельной   основе   с   использованием   приемов   моделирования решения задачи в реальной  жизни.  Объект игры  выбран с  учетом интересов  учащихся. Сюжет разработан таким образом, чтобы в нем присутствовал динамизм и перспективы. При разработке сюжета учитывалось, в чем состоит процесс издания в реальной жизни и как он соотносится с решением учебной задачи.  При  разработке содержания игры были поставлены игровые и учебные цели, определен объем необходимых знаний, функции и роли   участников   игры,   инструкции   участникам,   критерии   оценки.   Урок   носит практический характер и обеспечивает развитие познавательной деятельности и решение поставленных учебных задач. В результате работы над своими «печатными изданиями» дети   обобщили   знания   по   работе   с   программами­редакторами   и   получили   навыки составления электронного и бумажного документа, что в дальнейшем окажет им огромную помощь при составлении текстов докладов или рефератов по другим предметам школьного курса.   Сами   издания   красочно   оформляются   и  coдержат   очень   интересные,   зачастую злободневные статьи, после окончания игры они представвляются на специальном стенде для всеобщего обозрения. Итак, какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть 11 разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности обучающихся. Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе обучения, она не   должна   являться   самоцелью.   Предметная   сторона   содержания   игры   всегда   должна выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в развитии детей и воспитания интереса их к предмету. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким   образом,   особенности   активных   форм   обучения   заключаются   в   решении   высоком   уровне   мыслительной психологических   проблем   в   коллективе, (интеллектуальной), аналитической деятельности как преподавателя, так и школьников. К тому   же   практическая   деятельность   способствует   более   прочному   усвоению   знаний   у обучающихся. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и дает эмоционально­интеллектуальный отклик на обучение. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Развиваются творческие и коммуникативные способности. С   развитием   научно­технического   прогресса,   увеличивается   объем   информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Активные методы обучения решают проблему формирования   в   обучающемся   таких   качеств   мышления,   которые   позволили   бы самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию.  Выводы  Активные   формы   обучения   создают   необходимые   условия   для   развития умений   самостоятельно   мыслить,   ориентироваться   в   быстро   меняющейся   ситуации, находить   свои   подходы   к   решению   проблем,   что   наиболее   актуально   при   обучении информатике.    Активные формы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей   профессиональной   деятельности.   Вооружают   их   основными   знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки   по   решению   прикладных   задач,   которые   сегодня   не   мыслимы   без   применения компьютера. 12  Использование   преподавателями   активных   форм   в   процессе   обучения способствует   постоянному   совершенствованию   методики   обучения,   выработке   новых подходов   к   профессиональным   ситуациям,   развитию   творческих   способностей   как   у преподавателя, так и у обучающихся. В   результате   использования   активных   форм   в     информатике   повышается эмоциональный   отклик   школьников   на   процесс   познания,   мотивацию   учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абдуллина,   О.А.   Общепедагогическая   подготовка   учителя   в   системе   высшего педагогического образования ­ М.: Просвещение, 1990. ­ 141с 2. Глейзер,   Г.Д.   Новая   Россия:   общее   образование   и   образующееся   общество Педагогика. ­ 2000. ­ № 6.  3. Лазарев, В.С. О развивающихся педагогических системах Педагогика. ­ 2000. ­ №8.  4. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения Издательство: Педагогика Год:  1988 13

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики

Активные формы обучения на уроках информатики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019