Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73"
Подготовила и провела:
Тяпкина Т.А.,
Воспитатель высшей категории
г. Москва, 2020 г.
Пояснительная записка
1. |
Тема урока |
Открытый урок «Единый урок безопасности в сети Интернет» |
2. |
Автор |
Тяпкина Татьяна Алексеевна |
3. |
Возраст участников, |
13-15 лет |
4. |
Актуальность |
Данный урок для 6-8-х классов, направлен на углубление знаний учеников о безопасной работе в Интернете, умении пользоваться ресурсами сети, не нарушая права других пользователей. |
5. |
Тип урока |
Урок-дискуссия |
|
Методы, формы и средства обучения |
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический. Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная. Средства обучения: компьютер, проектор, интернет - ресурсы. |
6. |
Ожидаемые результаты: |
Ø повышение уровня знаний о сети Интернет, создание коллекции презентаций и буклетов на тему «Интернет в современном мире»; Ø научиться анализировать и синтезировать информацию, защищать себя от мошенников, сопоставлять виртуальное с реальной жизнью; Ø выражать личное отношение к проблемам, которые возникают во время работы в Интернете; Ø формирование навыков исследова-тельской работы, сравнительного анализа и ответственности за результаты своей работы; Ø использование компьютерных технологий как инструмента для общения, исследований, организации, оценки информации, владение базовым пониманием этических и правовых вопросов, связанных с доступом и использованием информации. |
|
Источники информации |
http://docplayer.ru/26420587-Viktorina-dlya-9-11-klassa-bezopasnost-shkolnikov-v-seti-internet.html https://www.google.com.ua/search?tbs=sbi:AMhZZitDMY7Ivg49fgnThBTcLa11xEkQayEoxHX_1GhvE1ko3VJq4sLYzc3vcrTZTQfftbVW2ne_1IwuiZyyu9vN6tlQVz-xELxtd0mFYT7fDBrNmq_1fyK6fR26KjZVqHODSRxb8brGdRJG024aAQ2WeDGAeJqR_1wLWohYVzR68AlCAMwp41WlQzc-hI9lPkFDui3zcEBkHA1dtPUg_1rPzGcocrp9_1tw-Ti8P2IS0txWHXTGQ1pAChix405LHJnNTBX5V_14bnrtkWzyvWYoLJ2oBqMqRlVd2-zWKtFR_19QCMf-vTLlHGm6xK8n1OXBxTGZA-8M7jzSt24sUImampNGC6KpIoEp1PyCSQ&hl=ru-UA https://www.google.com.ua/search?q=%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D0%B0+4338+%D0%B3%D0%BE%D0%B4&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwiU_pvF147XAhXBCpoKHU2PCjAQ_AUIDSgE&biw=936&bih=910#imgrc=pgI4WZruTWhI3M:
|
Цели:
Ø расширить и углубить знания о безопасном Интернете;
Ø развивать внимательность, наблюдательность, этическое общение между товарищами, взрослыми, младшими друзьями;
Ø стимулировать у учащихся возникновение избирательного подхода по отношению к предлагаемой информации, развивать навыки критического мышления в отношении рекламы и информации, поступающей к нам из Интернета;
Ø рассмотреть угрозы, подстерегающие юного пользователя в Сети;
Ø освоить конкретные способы защиты от различных угроз в Интернет-пространстве.
Ø проследить влияние компьютерной сети Интернет на мировоззрение человека, выявить положительные и отрицательные стороны Интернета на подрастающее поколение.
Оборудование: презентация для учащихся «Безопасный Интернет», мультимедийная доска, компьютер, проектор, буклеты.
Ход мероприятия
І. Организационный момент. Приветствие (на слайде эпиграф)
Безопасность - это жизнь человека,
Безопасность - это наше будущее
Человек – самый надежный и одновременно
самый уязвимый источник информации.
/Анатолий
Брединский/
Учитель
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об Интернете. Можете ли вы сказать, что такое Интернет? (ответы детей)
Сегодня учащиеся 7 классов подготовили для вас информацию об Интернете, о том, как правильно работать в сети Интернет.
Еще полвека назад, когда не было Интернета, письма от родственников из одной страны в другую плыли пароходом и доставлялись по суше месяцы. Затем столько же люди ждали ответ. С появлением самолетов люди отправку письма и ответа стали ждать уже не месяцы, а недели. С появлением Интернета письмо отправляется и доходит до адресата уже через несколько секунд. И не только письмо, а еще можно увидеть знакомое лицо и услышать родной голос.
II. Мотивация учебной деятельности (создание проблемной ситуации)
Чем еще полезен Интернет и зачем люди его используют?
Безопасно ли пользоваться Интернетом?
Сегодня мы поговорим на тему: «Безопасность в сети Интернет». Мы познакомимся с результатами исследований старшеклассников, которые уже давно знакомы с Интернетом и могут ответить на вопрос «Интернет - добро или зло?». Они расскажут вам, что они знают об Интернете и дадут несколько полезных советов.
III. Актуализация опорных знаний (опережающие задания)
Ученик 1: Первый раз я узнал, что такое Интернет довольно давно. Познакомившись с Интернетом ближе, я понял, что не все то, что кажется добром таким и есть! Ведь я думаю, многие со мной согласятся, что в Интернете множество информации, которую не то что читать, а даже видеть нельзя, особенно подрастающему поколению! Безусловно, Интернет - это большое и удивительное изобретение, с помощью которого человечество сделало огромный скачок в будущее.
Ученик 2: Что такое Интернет?
"Интернет - это глобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромную свободу пользователям" - одна из официальных формулировок. Хорошо звучит? Но так ли это? Такую ли свободу она дает? Человек, который «входит» в первый раз в сеть обычно получает хорошие впечатления об Интернете. Но первое впечатление - обманчиво! И понимаешь это позже. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нем не только плюсы, но и минусы. К сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание, отличить что хорошо, а что плохо.
Ученик 3: Интернет предоставляет нам множество разнообразных услуг.
Доступная информация. В Интернете существуют огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь, ценная научная литература - поскольку обычные книги стоят больших денег. Многие ученые, как это не прискорбно, не могут обеспечить себя необходимой литературой, Интернет дает им такую возможность. Интернет является поистине самым огромным сборником информации, он дает возможность многому научиться, получить профессию или поднять свои навыки на другой уровень. В Интернете можно всегда получить самые свежие новости узкой или широкой тематики.
Ученик 4: Общение. Форумы - лучшая разработка человечества, и, один из наиболее важных аспектов Интернета. Форумы позволяют общаться тысячам, миллионам людей. Они позволяют разделить общение на темы и категории, таким образом, что каждый общается там, где ему интересно. Чаты, Skype и ICQ дают возможность общаться в реальном времени двум и более лицам, находящимся в разных точках мира. При этом они говорят так, будто они находятся рядом.
Ученик 5: Заработок. Появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страницу пользователя, программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу.
Ученик 6: Развитие логической и умственной деятельности. Согласно утверждениям исследователей, поиск в Интернете позволяет активировать ключевые центры мозга, комплексный логический процесс мотивации поведения.
Учитель: А что для Вас значит Интернет?
IV. Формирование новых знаний
Объяснение учителя
Кто из вас и для чего использует Интернет? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели анкетирование среди учащихся 5-8 классов (всего опрошенных обучающихся - 160).
А вот как выглядит результат опроса:
Рисунок 1
Учитель:
Рассмотрим Интернет с другой – отрицательной стороны. Интернет - это не только развлечения и услуги. В сети нас ждет большое количество угроз. Ведь существует много факторов негативного влияния Интернета на человека - это физическое здоровье, стрессовое состояние и, наконец, Интернет – зависимость.
Учитель :
Феномен Интернет - зависимости привлекает сейчас внимание ученых, исследователей сети, средств массовой информации. Интернет - зависимость определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off - line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on - line". В Интернете существуют клубы самоубийц, наркоманов, террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, научиться правильно подбирать и колоть наркотики.
Подведем итоги, с какими именно угрозами мы сталкиваемся в Интернете:
Ø Изготовление, распространение и использование материалов со сценами насилия над детьми;
Ø Настойчивое цепляние в сети, разговоры на темы секса, насилия, "совращения";
Ø Показ несоответствующих возрасту нелегальных и вредных материалов, влияющих на психику, приводят к физическому вреду;
Ø Преследование и запугивание;
Ø КИБЕР-буллинг - это новейшая форма агрессии, предусматривает жестокие действия с целью досадить, навредить, унизить человека с использованием информационно-коммуникационных средств: мобильных телефонов, электронной почты, социальных сетей и тому подобное.
Ø Многие секты и группы, порождающие суицидальные настроения
А сейчас Вашему вниманию видеоролик, который наши исследователи нашли в социальной Сети. Он нам очень понравился. Мы считаем, что его просмотр будет полезным и для вас. (Показ видеоролика)
Правила поведения в сети Интернет.mp4
Учитель: Интернет был создан в начале для пользы, в помощь человеку, так что, безусловно, он полезен, если пользоваться им по назначению. А назначение у каждого свое. Наши 7-ти классники подготовили для вас презентацию и буклеты «Безопасность в Интернете». (Показ презентации, ознакомление с буклетами)
Существуют определенные правила пользования в Интернете социальными сетями и сайтами:
1. Не доверяйте никому вашу личную информацию.
2. Сообщайте администратору чата о случаях оскорбления участников.
3. Если вам неприятно находиться в чате, покиньте его.
4. Если вам что-то не понравилось, обязательно расскажите об этом родителям.
5. Будьте тактичны по отношению к другим людям в чате.
6. Не сообщайте о себе и родителях частную информацию.
7. Не высылайте незнакомым людям свое фото.
8. Не верьте всему, что говорят о себе виртуальные знакомые.
9. Ограничивайте свое время работы и игр в Интернете.
10. Родители должны знать, чем вы занимаетесь, когда сидите у компьютера.
11. Держите системный пароль в тайне.
Учитель: Мы надеемся, что просмотрев эту работу и буклеты наших старшеклассников, многие из вас задумаются о своих поступках и действиях. Необходимо понимать, что все наши действия чреваты последствиями, а проявятся они не сегодня, не завтра, а через поколение. У человека всегда есть выбор, даже, если кажется, что его нет.
V. Закрепление новых знаний
Учитель: А сейчас мы проведем викторину, чтобы выяснить, что мы знаем об Интернете
1.
Какая страна является
родиной Интернета?
Ответ: США
2.
Что такое Интернет?
Ответ: всемирная
компьютерная сеть
3. Что такое «Сетевой этикет»?
Ответ: кодекс правил поведения, общения в Сети, который соблюдает большинство пользователей\
4. Какие ещё названия имеет Интернет?
Ответ: Всемирная компьютерная сеть, Сеть, Всемирная сеть, Всемирная Паутина
5. Какие наиболее популярные услуги Интернета?
Ответ: интернет–магазины, поисковые системы, электронная почта, Интернет-телевидение и радио, социальные сети, форумы, IP-телефония и многие другие.
6. Что означает в Интернете термин «капча»?
Ответ: это специальный компьютерный тест, проводимый для того, чтобы выяснить, кто пользователь — реальный человек или компьютер?
7. Логин – это знаменитый адмирал. А какое отношение слово «логин» имеет к компьютеру и Интернет-пользователю?
Ответ: логин (login) — идентификатор учётной записи пользователя в компьютерной системе
8. Что такое сайт?
Ответ: Сайт – это совокупность электронных документов, сегмент, место, где собраны страницы (может быть одна страница) установленной тематики.
9. Никто не любит получать спам. Что это такое и почему к нему такое отрицательное отношение?
Ответ: спам — это информация, поступающая к нам от незнакомых людей или организаций, которым не было дано на это разрешение. Такая информация, как правило, поступает к нам по электронной почте.
10. Какие вы знаете правила безопасного Интернета?
Ответ: При регистрации на сайтах и в социальных сетях старайтесь указывать минимум личной информации
Ваши пароли – это ваша тайна.
Старайтесь не использовать
веб-камеру при разговоре с незнакомыми людьми.
Хорошо установить на компьютер антивирусное и особое программное обеспечение,
которое будет блокировать распространение вирусов.
11. Какую информацию можно найти в Интернете?
Ответ: В Интернете можно найти практически любую информацию
12. Кому принадлежит Интернет?
Ответ: никому и одновременно всем пользователям сети
А теперь немного вопросов в виде тестов:
13. Что запрещено в Интернете?
· Играть в игры
· Запугивать других пользователей
· Общаться с друзьями.
14. Как распространяются компьютерные вирусы?
· Через мышку
· Посредством электронной почты
· Через клавиатуру
15. Всегда ли можно быть уверенным, что электронное письмо получено от
указанного отправителя?
· Нет, потому что данные отправителя легко подделать
· Да
· Да, если отправитель вам знаком
16. Зачем нужен брандмауэр?
· Он защищает компьютер от вирусов
· Обеспечивает защиту важных документов, хранящихся в компьютере
· Не даёт незнакомцам проникнуть в компьютер и просматривать файлы и документы
17. Что надо сделать, если на экране компьютера появилось непонятное
сообщение?
· Обратиться за советом к родителям, к учителю
· Нажать кнопку «ОК» или «Да»
· Никогда больше не пользоваться Интернетом
18. Вы получили подозрительное сообщение по электронной почте. Какое
действие нужно предпринять?
· Открыть, ведь там может содержаться важная информация
· Удалить, не открывая
· Отправить родителям
19. В ящик входящей почты пришло «письмо счастья». Вас просят переслать
его пяти друзьям. Как правильно поступить?
· Переслать всем друзьям.
· Переслать только пяти друзьям.
· Не пересылать никому.
20. В каких случаях можно, не опасаясь последствий, сообщать в Интернете
свой домашний адрес и номер телефона?
· Когда кто-то об этом просит
· Сообщать с осторожностью людям, которым вы доверяете
22. Коля Умник, бывая в Интернете, часто сталкивается с неприятной информацией, которая “лезет со всех сторон”, она мешает ему работать в Интернете. Как Коле избавиться от ненужной информации, чтобы поль-зоваться только интересными ему страничками.
· Установить антивирусную программу
· Установить на свой браузер фильтр
· Установить новый браузер
23. Вера Непомнящая на уроке информатики создала себе электронный ящик.
Теперь она может обмениваться сообщениями со своими друзьями.
Сегодня на адрес ее электронной почты пришло сообщение: файл с игрой
от неизвестного пользователя. Как поступить Вере?
· Скачать файл, и начать играть
· Не открывать файл
· Отправить файл своим друзьям
24. На уроке окружающего мира Жене задали найти изображения китов. Он захотел скачать картинку в Интернете, нажал кнопку “скачать”, на экране появилось сообщение отправить SMS на указанный номер в Интернете. Как поступить Жене?
· Отправить SMS на указанный номер в Интернете.
· Проверить этот номер в Интернете.
· Не скачивать больше картинки.
Если в Интернете вас просят отправить смс — не спешите! Сначала проверьте этот номер в Интернете, чтобы вас не обманули. Сделать это можно на специальном сайте.
25. Миша Жуков познакомился в Интернете с учеником 10 класса Иваном
Кузнецовым. Иван не учится с Мишей в одной школе, и вообще они
никогда не виделись. Однажды, Иван пригласил Мишу встретится с ним
в парке. Как необходимо поступить Мише?
· Пойти на встречу.
· Пойти на встречу вместе с мамой или папой.
· Не ходить на встречу.
Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета. Многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Выставляют не свои фотографии, скрывают настоящие фамилии, возраст, род занятий. А может это вообще маньяки.
26. У Коли Васечкина появился новый друг, с которым Коля познакомился на
днях в Интернете. Иван Случайный попросил Колю срочно сообщить ему
такую информацию: номер телефона, домашний адрес, кем работают
родители Коли. Как должен поступить Коля?
· Сообщить Ивану нужные сведения.
· Не сообщать в Интернете, а сообщить при встрече.
· Посоветоваться с родителями.
Ребята, никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям: где вы живете, в какой школе учитесь, не давайте свой номер телефона. Это должны знать только ваши близкие друзья и семья!
Учитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо усвоили то, о чем вам рассказали 11-ти классники.
А в заключение хочу предложить вам решить кроссворд. Он интересен тем, что вы узнаете одну интересную вещь
Оказывается, русский писатель, философ и общественный деятель 19 века в романе «4338-й год», написанном в 1837 году, похоже, первым предсказал появ-ление современных блогов и Интернета: в тексте романа есть строки: «между зна-комыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живу-щие на далёком расстоянии общаются друг с другом».
Заполните кроссворд и узнайте фамилию этого философа (Одоевский)
VI. Подведение итогов. Оценивание
Учитель:
Ребята, вы прослушали очень много информации, поучаствовали в викторине.
Скажите, для вас полезной была полученная информация?
Что нового вы узнали?
Как вы думаете, пригодится ли вам эта информация? (Ответы детей)
Спасибо всем тем ребятам, которые помогали мне в подготовке к уроку, всем, активно принимавшим участие в викторине. Все получат отличные оценки.
VII. Домашнее задание
Ребята, я хочу, чтобы вы подготовили небольшие памятки по безопасному использованию сети Интернет и раздали обучающимся 3-9 классов. Определитесь, кто для какого класса будет готовить и обязательно прежде покажите мне, чтобы памятки были понятны детям по возрасту
Ресурсы Интернета:
http://docplayer.ru/26420587-Viktorina-dlya-9-11-klassa-bezopasnost-shkolnikov-v-seti-internet.html https://www.google.com.ua/search?tbs=sbi:AMhZZitDMY7Ivg49fgnThBTcLa11xEkQayEoxHX_1GhvE1ko3VJq4sLYzc3vcrTZTQfftbVW2ne_1IwuiZyyu9vN6tlQVz-xELxtd0mFYT7fDBrNmq_1fyK6fR26KjZVqHODSRxb8brGdRJG024aAQ2WeDGAeJqR_1wLWohYVzR68AlCAMwp41WlQzc-hI9lPkFDui3zcEBkHA1dtPUg_1rPzGcocrp9_1tw-Ti8P2IS0txWHXTGQ1pAChix405LHJnNTBX5V_14bnrtkWzyvWYoLJ2oBqMqRlVd2-zWKtFR_19QCMf-vTLlHGm6xK8n1OXBxTGZA-8M7jzSt24sUImampNGC6KpIoEp1PyCSQ&hl=ru-UA |
https://www.google.com.ua/search?q=%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%BC%D0%B0+4338+%D0%B3%D0%BE%D0%B4&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ved=0ahUKEwiU_pvF147XAhXBCpoKHU2PCjAQ_AUIDSgE&biw=936&bih=910#imgrc=pgI4WZruTWhI3M
ПРИложения
Пример анкеты для детей.
Анкета «Безопасность в Интернете»
(Опрос для учеников)
1. Сколько Вам лет?
• 8-10
• 11-15
• 16-20
Сколько лет Вы пользуетесь Интернетом?
• меньше года
• 1-3 года
• 4-5 лет
• ваш ответ
Сколько Вам было лет, когда Вы начали пользоваться Интернетом?
• менее 8 лет
• 8-10 лет
• 11-15 лет
Где состоялось Ваше первое знакомство с Интернетом?
• дома
• в школе
• в Интернет-клубе
• у друзей
• ваш ответ
Сколько времени Вы проводите в Интернете?
• меньше часа
• 1-3 часа
• 4-5 час.
• больше 5 часов
Контролируют ли родители время работы за компьютером?
• да
• нет
• иногда
Знают ли родители с кем Вы общаетесь в Интернете?
• да
• нет
• не обо всех
Какие сайты Вы используете?
• ваш ответ
Сколько времени Вы проводите с друзьями на улице?
• меньше часа
• 1-3 часов
• 4-5 часов
• ваш ответ
Спрашивали у Вас личные данные (паспорт, адрес, телефоны)?
• да
• нет
Даете ли Вы свои личные данные в Интернете?
• да
• нет
• иногда
Буклеты
БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ.pub
Безопасный Интернет 2.pub
Безопасный интернет1.pub
Публикация1.pub
Публикация2.pub
Публикация3.pub
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.