Тип урока: Изучения нового материала
Вид урока: Комбинированный
Для учителя:
Цель: создать условия для формирования и развития представлений об анализаторах, их
роли в жизни и практической деятельности человека.
Задачи:
Предметные:
раскрыть значение системы анализаторов в жизни человека;
знать различия между понятиями «анализатор» и «органы чувств»;
понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности
полученной информации;
учить устанавливать причинноследственные связи, пользуясь различными
источниками информации;
формировать представления о связи теории с практической жизнью, развивать
интерес и положительную мотивацию к предмету;
учить подбирать и группировать материал по теме;
учить сотрудничать при решении учебных задач;
учить выслушивать и объективно оценивать другого.
Метапредметные:
развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков (сравнение, анализ,
обобщение), навыков работы с разными источниками информации;
формирование практических умений по конструированию анализаторов.
Личностные:
осуществление валеологического воспитание;
умение видеть и оценивать красоту и многообразие окружающего мира;
воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные маршрутные листы оценивания,
информационные листы с заданиями, презентация, мультимедийный урок ( «Дрофа»,диск
«Человек и его здоровье» )
Ход урока.
I Организационный момент
Звучат стихи под музыку.
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.
Ветерок с полей тепло приносит,
Горький дух лозины молодой...
О, весна! Как сердце счастья просит!
Как сладка печаль моя весной! Добрый день. Какое сегодня прекрасное утро, как здорово, что мы можем увидеть
весенний день, услышать пение птиц, почувствовать дуновение весеннего ветерка.
II Мотивация
Какая она всетаки удивительная природа человеческого организма! Борис Пастарнак
называл наше тело пустым собранием висков, губ и глаз, ладоней, плеч и щек. И вот это
собрание способно мыслить, чувствовать, ощущать. Кроме того, мы стремимся не только
понять законы физических явлений, мы пытаемся объяснить, откуда берутся наши мысли,
чувства, переживания. Мы пытаемся понять природу своих ощущений. А ощущения это
наши проводники в окружающий мир. Мир этот богат красками, запахами, звуками. Мы
воспринимаем его, то с восхищением, а то и с опаской.
Перед вами лежит предмет, попробуйте дать ему полную характеристику.
(виноградинка)
Каким путём вы получили информацию о предмете?
Об отдельных свойствах предмета нам сообщают наши ощущения.
Ощущения – это средство, с помощью которого формируются наши знания об
окружающем мире.
Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря сенсорным системам.
Сколько их у человека?
Как они называются?
Забота мирная семей,
Готовых с утра в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни. (А.С. Пушкин)
Нынче удались цветы повсюду,
Вдоволь им дано покрасоваться.
Я смотрю на землю как на чудо,
Просто не могу налюбоваться.
Вот раскрылся лютик, милый, милый,
А на холм, где расцвела ромашка,
Где калина руки заломила,
Вышел клевер в розовой рубашке.(А. Прокофьев)
Один цветок, который не возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых чувств,
Неведомых тобой…
А вместе все в один венок душистый
Сплетясь пестро, сливая ароматы
В одну струю, зажгут все чувства разом.(А.Н. Островский)
Для того, чтобы человек увидел, услышал, почувствовал запах или ощутил прикосновение,
в организме происходят сложные многоступенчатые процессы. Я предлагаю нам вместе
познать путь возникновения ощущений. И ответить на
проблемный вопрос:
Как складываются ощущения человека? Для поиска ответа будем работать индивидуально и совместно, заполнять индивидуальные
листы самоконтроля знаний.
Тема урока «Анализаторы»
Органы чувств помогают воспринимать красоту окружающего мира, но от поэзии
вернемся к сухому языку науки и исследуем механизм наших ощущений.
Ощущения – это непосредственное отражение свойств предметов и явлений
внешнего и внутреннего мира.
Долгое время было не ясно, как именно события внешнего мира преобразуются в
ощущения. Объяснение нашёл российский физиолог Иван Петрович Павлов. Он создал
учение об анализаторах, или сенсорных системах.
Повторим путь изысканий великого учёного.
Сложная система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений
называется анализатор.
Для того чтобы понять, как работает анализатор, представим себя его частями.
Каждая группа – отдел анализатора, ваша задача, выполнить задания по индивидуальному
маршруту и подготовить сообщение для остальных.
III Погружение в тему.
Работа в группах.
1)Каждая группа работает по маршрутному листу, выполняет задания и готовит отчёт.
2)Каждая группа на доску вывешивает в определённое место свой участок анализатора.
3) Каждый обучающийся заполняет свою часть сводной таблицы.
1 группа Рецепторы 2 группа
Чувствительные
нервы
3 группа
Центральный
Отдел
Чем представлен
Функции
1 группа «Щупальца мозга»
(описать рецептор и продемонстрировать, как он работает)
Периферический отдел анализатора представлен рецепторами, воспринимающими
внешние и внутренние раздражения
Рецепторы – специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в
нервное возбуждение. Рецепторы первыми воспринимают раздражения внешнего мира и
внутренней среды. В них, как писал академик Павлов, энергия внешнего мира
перерабатывается в нервный процесс. Рецепторы расположены в специальных органах
чувств.
Рецепторы глаза – это расположенные на сетчатке глаза палочки и колбочки, которые
воспринимают чёрно – белое и цветное изображение. (модель глаза) Рецепторы вкуса –вкусовые почки (рецепторы) сосредоточены, в основном, на сосочках
языка. Больше всего вкусовых рецепторов имеется на кончике, краях и в задней части
языка. Рецепторы вкуса располагаются также на задней стенке глотки, мягком небе,
миндалинах, надгортаннике.( модель ротовой полости)
Слизистая оболочка верхнего отдела носовой полости содержит рецепторы обоняния.
(модель носа)
Рецепторы слуха расположены во внутреннем ухе – это волосковые клетки, которые
образуют кортиевый орган. (модель уха)
Каждый рецептор специфично воспринимает только свои раздражители. Мы не можем
увидеть ухом или услышать языком. Говорят, что каждый рецептор имеет свою
модальность, т. е. свою зону восприятия раздражения. При повреждении какогото вида
рецептора, ощущения человека нарушаются.
Все рецепторы делятся на две группы: дистантные и контактные.
Дистантные рецепторы способны воспринимать раздражения, источник которых
находится на значительном расстоянии от организма (зрительные, слуховые, обонятельные
рецепторы).
Контактные рецепторы возбуждаются при непосредственном соприкосновении с
источником раздражения. К ним относятся тактильные, температурные, вкусовые
рецепторы.
Рецепторы трансформируют энергию раздражения в энергию нервного импульса.
Почему же рецепторы называют «щупальцами мозга»
Итак, мы узнали, что
рецепторы первыми воспринимают раздражение
рецепторы преобразуют раздражение в нервные импульсы
каждый рецептор обладает своей модальностью.
(проверка заполнения листа самоконтроля)
2 группа «Невидимый проводник»
Проводниковый отдел анализатора представлен нервными путями, проводящими
нервные импульсы от органа чувств в центральный отдел нервной системы –
соответствующую зону коры больших полушарий: лобную, затылочную, височную,
теменную.
Каждый анализатор имеет свой проводниковый путь: зрительный нерв, слуховой нерв,
блуждающий, лицевой и языкоглоточной нерв, обонятельный нерв.
Итак, что вы записали в листах самоконтроля знаний?
(проверка заполнения листа самоконтроля)
3 группа «Центральная»
Центральный, или мозговой, отдел анализатора — определенные области коры
большого мозга. В клетках коры большого мозга нервные импульсы являются основой для возникновения ощущения. На базе ощущений возникают более сложные психические акты
— восприятие, представление и абстрактное мышление.
Центральная часть анализатора (ядро) состоит из высоко дифференцированных в
функциональном отношении нейронов, которые осуществляют высший анализ и синтез
информации, поступающей к ним.
На основе ощущений, благодаря деятельности коры больших полушарий образуются
восприятия, которые отражают в нашем сознании не отдельные свойства вещей, а их в
целом.
Каждая зона коры больших полушарий получает и обрабатывает информацию от
определённого органа:
Затылочная зона – зрение;
Височная зона – слух;
Зона боковой борозды вкус.
Зона нижнего отдела задней центральной извилины – обоняние.
(Закрасить разными цветами зоны коры больших полушарий)
Подведём итог работы этой группы:
Центральный отдел анализатора представлен соответствующей зоной коры больших
полушарий.
В зонах происходит анализ и синтез полученной информации
Формируется целостный образ предмета.
(проверка заполнения листа самоконтроля)
Итак, мы выяснили структуру анализатора.
Как устроен анализатор?
(Анализатор состоит из трех частей рецептора, пути передачи и соответствующей зоны
коры полушарий головного мозга.)
какие функции осуществляет рецептор?
(Воспринимает информацию )
Какие функции выполняет проводник?
(Проводит импульсы от рецепторов в головной мозг)
Какие функции выполняет зона коры полушарий большого мозга?
(Проводит анализ поступившей информации)
Чем отличается понятие «орган чувств» и «анализатор»?
(орган чувств – это первый отдел анализатора)
Заполняем схему строения анализатора в листах самоконтроля знаний.
Настало время отдохнуть.
Проведём эту минутку с пользой для здоровья и ещё раз вспомним об органах чувств. Закройте глаза и представьте, что вы пришли в сад и хотите сорвать с высокого дерева
спелое яблоко. Мысленно опишите, в каком состоянии находится ваше тело. А теперь вы
должны положить яблоки в корзину, стоящую под деревом. Мысленно опишите, в каком
состоянии находится ваше тело. Вдруг, вы слышите какойто шум и поворачиваете голову
направо, а затем налево. Мысленно опишите, в каком состоянии находится ваше тело. А
теперь вы отдаёте яблоко своему соседу слева, справа.
Почему возможно, описать состояние своего тела?
От мышц, сухожилий, суставных капсул, связок постоянно идут импульсы,
информирующие головной мозг о состоянии органов опорнодвигательного аппарата.
Это кожномышечная чувствительность.
IV Эмпирическая деятельность.
Предлагаю вам, в следующем задании построить систему анализаторов: зрительного,
вкусового, обонятельного, слухового (используя опорную схему на слайде)
Каждый анализатор несёт информацию об определенных свойствах предмета. Предлагаю
вам дать характеристику предмета, используя только ваш анализатор.
(Описываем яблоко: цвет, звук, вкус, запах).
1)Палочки и колбочки зрительный нерв зрительная зона коры полушарий головного
мозга
2)Вкусовые сосочки языка подъязычный нерв вкусовая зона коры полушарий головного
мозга
3)Слизистая оболочка верхнего отдела носовой полости лицевой нерв обонятельная
зона коры полушарий головного мозга.
4)Кортиевый орган слуховой нерв слуховая зона коры полушарий головного мозга
Чем человек воспринимает ощущения? (анализаторами)
Главное условие деятельности анализатора – это его целостность.
V Подведение итогов.
Мы воспринимаем не только отдельные свойства, но и весь предмет в целом. Т. е. наш
мозг анализирует, выделяет эти свойства и тут же синтезирует, объединяет их, схватывает
предмет в целом. Это и называется восприятием.
Восприятие – результат деятельности системы анализаторов.
Особые участки коры – ассоциативные зоны – обеспечивают взаимодействие разных
анализаторов.
Большую роль в восприятии играет и прошлый опыт. Поэтому каждый человек по – своему
воспринимает один и тат же предмет.
Игра «Профессиональный взгляд»
VI Проверка уровня усвоения знаний.
Итак, подведём итог нашей совместной работы.
Вставить пропущенные слова 1)Человек воспринимает окружающий мир с помощью анализаторов.
2)Каждый анализатор даёт информацию об определённых свойствах предмета.
3)Анализатор состоит из трёх частей: рецептор, чувствительный нерв, зона коры
больших полушарий.
4)Рецепторы получают информацию о раздражителях, чувствительные нервы передают
информацию в зону коры больших полушарий, в зонах коры больших полушарий
происходит анализ, синтез полученной информации, формируется целостный образ
предмета, его восприятие.
Проверка по ключу, самооценка.
10 верных – «5»
9,8 верных – «4»
6,7 верных – «3»
Меньше 6 верных – «2»
VII Домашнее задание.
1.Изучить п. 48, составить схемы анализаторов, встречающихся в тексте учебника.
2. Подготовить сообщение (презентацию) «Ошибки восприятия»
3. Объясните выражение
«Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино
разрозненные факты, им наблюдаемы » Д. Хевеши.*
Я желаю вам видеть, слышать, чувствовать окружающий мир не только головой, но и
сердцем. И тогда, мир раскроется перед вами во всём своём многообразии.
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
Игра Анализаторы по информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.