Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения
Оценка 4.8

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
31.03.2019
Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения
В последнее время, в связи с подготовкой и переходом на новые образовательные стандарты, изменились приоритетные направления в обучении школьников. Широко внедряемая в практику современная концепция модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности ОУ «должна стать не система ЗУН сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информативной и прочих сферах». При работе я выдвигаю ключевую идею: развитие общеучебных умений, формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, обучение умению самостоятельно выполнять задания по русскому языку и творческие задания по литературе.
Активные формы работы на уроках русского языка .docx
Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения Гильмуллина Альфида Баляковна   В   последнее   время,   в   связи   с   подготовкой   и   переходом   на   новые   образовательные стандарты,   изменились   приоритетные   направления   в   обучении   школьников.   Широко внедряемая в практику современная концепция модернизации образования предполагает, что основным результатом деятельности ОУ «должна стать не система ЗУН сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско­правовой, коммуникационной, информативной и прочих сферах». При работе я выдвигаю ключевую идею: развитие общеучебных умений, формирование языковой,   коммуникативной   и   лингвистической   компетенции   учащихся,   обучение   умению самостоятельно выполнять  задания по русскому языку и творческие задания по литературе. В   результате   обучения   русскому   языку   учащиеся   должны   достаточно   свободно пользоваться им во многих общественных сферах его употребления, связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, самостоятельно обогащать свой словарный запас, чему также способствуют и уроки литературы. Выстраиваю учебный процесс в рамках личностно ­ ориентированного обучения.   Так как оно предполагает осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием   его   развития.   Следовательно, моя   позиция   предполагает:1)оптимистический подход   к   ребенку   и   его   будущему,   стремление   педагога   видеть   перспективы   развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие им же самим;2)отношение   к   ребенку   как   субъекту   собственной   учебной   деятельности,   как   к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и активность;3)опора на личностный смысл и интересы (социальные и познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию. Изучение содержания примерных программ по русскому языку, созданных на основе федерального   компонента   государственного   стандарта   основного   и   среднего   (полного) общего   образования,   показало,   что   оно   отобрано   и   структурировано   на   основе компетентностного подхода в обучении. В соответствии с этим в 5 – 9 классах формируются и   развиваются,   а   в   старших   классах   развиваются   и   совершенствуются   коммуникативная, языковая,   лингвистическая   (языковедческая)   и   культуроведческая   компетенции.   Эти   три компетенции находятся в неразрывной связи, что обеспечивает интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное  владение  языком  в  разных  сферах  и  ситуациях  общения,  что,  в свою  очередь, является, в конечном счете, целью обучения русскому языку и литературе  в школе. К   теме   самообразования   «Активные   формы   работы   на   уроках   русского   языка   и литературы   как   фактор   развития   ключевых   компетенций   учащихся   на   основе   технологии проблемного обучения» я пришла, столкнувшись со следующими  проблемами:  большинство детей не умеют выражать свои мысли, как в устной, так и в письменной форме,   качество знаний по русскому языку и  литературе в старших классах остается недостаточно высоким; многие учащихся еще имеют воспроизводящий уровень сформированности знаний, выполняют задания в стандартных ситуациях. Цель   работы:   обосновать   эффективность   технологии   проблемного   обучения   через использование   активных   форм   работы   на   уроках   литературы,   способствующих   развитию ключевых компетенция учащихся. Исходя из цели, я поставила следующие задачи: ­   показать   эффективность   технологии   проблемного   обучения   на   уроках   литературы через активные формы работы; ­ исследовать развитие ключевых  компетенций через создание проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся; ­ выявить  готовность учеников использовать усвоенные знания  и умения в  реальной жизни для решения практических задач с помощью анкетирования. В своей работе я выдвинула гипотезу: если на уроках   русского языка и   литературы использовать активные формы работы с применением технологии проблемного обучения, то творческие способности учащихся будут развиты на более высоком уровне, т. к. повысится интерес к предмету, сформируются ключевые компетенции, улучшится качество знаний по предметам. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое   овладение   профессиональными   знаниями,   навыками   и   развитие   мыслительных способностей. Проблемные   ситуации   могут   создаваться   на   всех   этапах   обучения:   при   объяснении, закреплении, контроле, она создается с помощью активизирующих действий, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные признаки объекта познания, и формирует у   учащихся   следующие   компетенции:   коммуникативную,   учебно­познавательную, информационную. Таким   образом,   активные   формы   работы   с   применением   технологии   проблемного обучения   формируют   у   учащихся   ключевые   компетенции,   что   способствует   развитию познавательной потребности, потребности в непрерывном самообразовании, эмоциональную чувствительность, нравственные основы. Для   меня   урок   –   это   общение,   совместная   деятельность   учителя   и   ученика   на творческой основе. А каково отношение самих учащихся к таким урокам? На вопрос анкеты для старшеклассников:   «Какие работы на уроках вас больше всего волнуют   и   почему?»   ­   многие   ответили,   что   интерес   у   них   вызывают   уроки,   на   которых поднимаются какие­нибудь проблемы, на которых имеешь возможность высказать свою точку зрения, анализировать произведение.  Задача каждого учителя – вызвать интерес к своему предмету, помочь сформировать убеждения и взгляды в соответствии с общечеловеческими ценностями – и решению этой задачи   помогают   инновационные   технологии,   раскрывающие   способности   учащихся   и создающие условия для их самоактуализации и саморазвития. Поэтому основу современного урока литературы должна составлять активная деятельность самих учащихся. В   своей   профессиональной   деятельности   стараюсь   учитывать   образовательные потребности   детей,   их   индивидуальные   способности.   Выявляя   познавательный   и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность  в   соответствии   с   этим,   ставя   конкретные   цели   и   задачи   для   каждого   уровня   развития ребёнка. Но самым главным на уроках литературы считаю развитие речи и воспитание личности, способной отстаивать свое мнение. Поэтому больше внимания стараюсь уделять диспуту, который начинается с постановки проблемного вопроса учителем.    Урок­диспут,   урок­дискуссия   –   наиболее   развернутые   формы   самостоятельной читательской деятельности учащихся, наиболее яркое проявление технологии проблемного обучения, где формируются коммуникативная, учебно­познавательная компетенции.   Такие уроки   являются   одной   из   важных   форм   активизации   учащихся   посредством   поднятия интереса   к   чтению,   к   литературе   как   к   учебному   предмету,   развивают   устную   речь, стимулируют творческую самостоятельность. Идейный спор по волнующей его участников проблеме   помогает   становлению   нравственной   убежденности,  позиции.     активной   гражданской По этой же  причине я применяю   в своей  работе   такие   методы: метод  глубокого ситуативного анализа, исследовательский метод, метод ролевой игры. Само   применение   данных   методик   помогает   развить   в   детях   такие   важные   для дальнейшей   жизни   качества   как:   коммуникабельность,   социальная   активность,   умение правильно   представить   своё   мнение   и   выслушать   мнение   другого   человека.   Применение вышеперечисленных методик помогает создать на уроке атмосферу взаимопонимания. Реальную   ситуацию   для   анализа   может   составлять   на   занятиях   публицистическая литература, художественная литература. Особое значение придаю использованию приёмов рефлексии ­ обратной связи, которая создаёт возможность практически проводить следующий этап управления образовательным процессом – корректирование знаний и умений учащихся. Считаю   очень   важным   вырабатывать   у   детей   умение   реально   оценивать   себя,   свои ответы и свои возможности.   Это необходимо не только мне как учителю для того, чтобы чувствовать, насколько эффективен тот или иной приём, метод, технология, насколько дети осознали учебный материал; умение самооценки важен для каждого отдельного ученика как необходимое   умение   для   успешной   самореализации   в   дальнейшей   «взрослой»   жизни.  Обратная   связь   на   основе   самооценок   знаний   и   умений   учащихся   по   материалу   курса, пройденному   за   определенный   отрезок   времени,   позволяют,   как   самим   учащимся систематически   следить   за   своей   подготовкой,   так   и   педагогу   позволяет   своевременно оказывать помощь учащимся. Я практикую такие виды контроля: ­   взаимоконтроль   в   парах   с   использованием   образца   правильного   ответа   и   без использования образца (в зависимости от возраста учащихся), самоконтроль;   ­ тестовый контроль с использованием тестов  ЕГЭ и презентаций, критический анализ своего ответа, своей работы, устный анализ своей активности на уроке и прогнозирование своей оценки с обоснованием её выбора. Независимо от того,   по какой схеме не был бы построен урок, к какому типу бы не относился   –   главное   для   меня,   чтобы   эти   уроки   были   уроками   –   сотрудничества,   когда каждый   ученик   чувствует,   что   он   способен   справиться   с   заданием   учителя.   Атмосфера успеха  очень  важна  для  любого  урока, но для уроков,  цель  которых  есть  подтолкнуть  и направить   детей   на   собственное   творчество,   на   развитие   собственной   мысли,   на формирование общечеловеческих ценностей. Только в таком случае способно высвобождение огромных   скрытых   творческих   возможностей   учащихся.   Получилось   ли   у   меня   раскрыть таланты своих учеников? Хочется верить, что да. Ученики  принимают активное участие при проведении     недели   русского   языка   и   литературы,   в   конкурсе   «Русский   медвежонок», становятся призерами  и победителями на  школьных и районных олимпиадах.  В практике работы стараюсь использовать современные образовательные технологии, практиковать   проведение   нестандартных   форм   уроков   с   применением   компьютерных презентаций. Мною   накоплена   уже   достаточно   большая   коллекция   презентаций   к   урокам.   Кроме этого,   в своей работе я использую материалы и других  образовательных ресурсов, имеется собственная коллекция тематических презентаций, содержащих дополнительную информацию к урокам. Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая, сочетаясь с учебной, ведёт к общей образовательной цели. Провожу игры,  викторины и другие познавательные мероприятия. Такая работа также создаёт условия для формирования творческих умений. Для подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках применяю тестовые   материалы, провожу проверочные работы по типу ЕГЭ. Такая форма работы помогает учащимся в дальнейшем успешно сдавать экзамен по литературе и русскому языку. В   своей   профессиональной   деятельности   я   учитываю   образовательные   потребности детей   следующим   образом:   включаю   материал   развивающего   и   опережающего   характера, провожу индивидуальную работу, организую индивидуально­групповые занятия. Решающую роль   отвожу   дифференциации   заданий   по   степени   оказания   помощи   ученику   со   стороны учителя, по степени самостоятельности учащегося при выполнении задания. Это особенно важно для слабых учеников. Моя задача  – довести этих учащихся до уровня средних, обучить их   приёмам   рациональной   умственной   деятельности.   Организую   работу   так,   чтобы   со временем степень самостоятельности школьников возрастала, а помощь учителя снижалась. Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности учащихся я большее предпочтение отдаю технологии   разноуровневого (дифференцированного) обучения. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему.    В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится   полностью   самореализоваться.   Работа   ведется   не   только   по   учебнику,   но   и используется   дополнительная   литература,   справочники,   словари   разного   типа,   карточки   с заданиями,  проецирование наглядного  материала (иллюстрации картин художников, опорные схемы­таблицы и др.). На своих уроках стараюсь поставить учащихся в такие условия, чтобы они ощутили необходимость прикладывать определенные усилия в процессе образования. Моя задача – заметить эти усилия, поддержать ребенка, обеспечить условия для дальнейшего продвижения вперед, а для слабых детей стараюсь создать ситуацию, где бы они показали свою успешность. Акцентирую   внимание   на   практической   направленности   обучения   русскому   языку   и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения   занятия,   практикую   такие   уроки:   традиционный,   урок­исследование,   диспут, урок­соревнование,   КВН,   зачет,   семинар.   При   этом   использую   формы   работы:  индивидуальную,   работа   в   парах,   в   группах,   фронтальную   (задания   могут   быть   как репродуктивные, так и творческие), самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в классах. Это позволяет   разнообразить   уроки,   создать   ситуацию   успеха,   мотивировать   учащихся   на добывание знаний.    стандарты,     образовательные Для   достижения   этого   в   своей   деятельности   использую   следующие   педагогические технологии: проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка, технология   уровней   дифференциации   на   основе   обязательных   результатов   позволяет отработать неуспеваемость. Развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей   презентацией   работы   в   виде   рефератов,   докладов   и   т.д.  Обучение   в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей   при   поддержке   своих   товарищей.   В   результате   обучения   с   использованием проектной технологии повышается мыслительная деятельность школьников, обеспечивается овладение учащимися знаний, умений и навыков по изучаемому предмету. предупредить   Для   взаимодействия   с   классом   на   уроках   и   вне   их,   обеспечения   сотрудничества обучающихся на уроке учитель обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между   учителем   и   учеником,   вовлекать   школьников   в   активную   самостоятельную деятельность. Особое место отвожу таким формам работы, как семинар, урок­исследование, урок­зачёт.   Они   способствуют   творческому   осмыслению   материала,   воспитанию самостоятельности учащихся в овладении знаниями, формированию навыков монологической речи, учат анализу языкового материала. На уроках ­ зачётах осуществляю групповую работу, что способствует воспитанию коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных особенностей учеников. Кроме того,   на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик – ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает сотрудничество учитель – ученики. На   своих   уроках   я   применяю   приёмы   включения   всех   учащихся   в   активную мыслительную деятельность. Стараюсь тщательно продумывать уроки, чётко ставить цели и задачи, правильно использовать средства обучения, ориентируя учащихся на приобретение знаний по теме, определяя воспитательную направленность урока. Благодаря использованию активных форм работы на основе технологии проблемного обучения на уроках,   уровень познавательной деятельности учащихся заметно возрастает.   . Любовь к русскому языку и литературе помогла некоторым учащимся и в выборе профессии.

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения

Активные формы работы на уроках  русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся на основе технологии проблемного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019