Активные методы и формы обучения
Оценка 4.8

Активные методы и формы обучения

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
22.01.2018
Активные методы и формы обучения
Предложенный материал может быть использован для самостоятельной работы учителя, а также для проведения семинаров, тренингов и педагогических советов. Предлагаются практические материалы,адаптированные в общей педагогической практике. Теоретическое описание приемов поможет разобраться в основах и легко применить изученное в общей учебной практике
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.docx
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Термин «методы активного обучения» (МАО) появился в литературе в начале 60­х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых   в   cистеме  cоциально­психологического   обучения   и   построенных   на использовании  ряда   социально­психологических   эффектов  и феноменов  (эффекта  груп­ пы, эффекта присутствия и ряда других). Вместе с тем активными являются не методы, активным   является   именно   обучение.   Оно   перестает   носить   репродуктивный   характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию cобственного опыта и компетентности  АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВЫЯСНЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, ОЖИДАНИЙ И ОПАСЕНИЙ    Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний»,   «Разноцветные   листы»   позволяют   эффективно   провести   выяснение   ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на первом уроке в начале учебного года следующий метод:  Метод «фруктовый сад»  Цель учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно­ ориентированного подхода к обучающимся. Обучающимся данный метод позволит более четко   определиться   со   своими   образовательными   целями,   озвучить   свои   ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.  Численность :весь класс.  Время :20 минут  Подготовка:  заготовленные   заранее   из   цветной   бумаги   шаблоны   яблок   и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.   Проведение.  Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются   также   заранее   вырезанные   из   бумаги   крупные   яблоки   и лимоны.   Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что   они   ожидают   (хотели   бы   получить)   от   обучения   и чего   опасаются.   Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников   и т.д.  Cвои   ожидания   ученикам   предлагается   записать   на   яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к  соответствующим деревьям и  при помощи скотча прикрепляют фрукты к   ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к  деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.  Примечание Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно   выяснить   цели,   ожидания   и опасения.   Приветствуется,   когда   учитель   (классный руководитель) также участвует в процеccе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАЧАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ   Учитель   просит   учеников   встать   в   круг.   Затем   он   предлагает   им Метод «поздоровайся локтями»  Цель. Встреча друг с другом, приветствие, знакомство  Численность:  весь класс.  Время :10 минут   Подготовка.    Следует   отставить   в   сторону   стулья   и   столы,   чтобы   ученики   могли свободно ходить по помещению.  Проведение.  рассчитаться на первый­второй­третий и сделать следующее:  • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были на­ правлены в разные стороны;  •   Каждый   «номер   второй»   упирается   руками   в бедра   так,   чтобы   локти   также   были направлены вправо и влево;  • Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.  Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом однокласcников, просто   назвав   свое   имя   и коснувшись   друг   друга   локтями.   Через   пять   минут   ученики собираются   в три   группы   так,   чтобы   вместе   оказались  cоответственно   первые,   вторые и третьи   номера.   После   этого   они   приветствуют   друг   друга   внутри   своей   группы. Примечание.   Эта  cмешная   игра   позволяет   весело   начать   урок,   размяться   перед   более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.   АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА   Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные ме­ тоды как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы по­ могут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Метод «Ресторан»  Цель. Выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.  Время: 5 мин. на подготовку; 1­3 мин. каждому участнику (на ответ).  Численность.  Все ученики  Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки  Проведение.   Учитель   предлагает   ученикам   представить,   что   сегодняшний   день   они провели   в ресторане   и теперь   директор   ресторана   просит   их   ответить   на   несколько вопросов:  • Я съел бы еще этого…  • Больше всего мне понравилось…  • Я почти переварил…  • Я переел…  • Пожалуйста, добавьте…  Участники   пишут   свои   ответы   на   карточки   и приклеивают   на   лист   флипчарта, комментируя.  Примечание.   Для   учителя   этот   этап   очень   важен,   поскольку   позволяет   выяснить,   что ребята усвоили  хорошо, а на что необходимо  обратить внимание  на следующем  уроке. Кроме   того,   обратная   связь   от   учеников   позволяет   учителю   скорректировать   урок   на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на   дом   и напоследок   говорит   хорошие   слова   ребятам.   Так   незаметно,   весело,   но эффективно   пройдет   урок   с использованием   активных   методов   обучения   принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.  АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА     представление   нового   материала,   структурирование   материала,   оживление Метод «Инфо­угадайка»  Цели:  внимания обучающихся.  Группы: все участники.  Время.  Зависит от объема нового материала и структуры урока.  Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.  Проведение. Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчарта,  в   его  центре указано название темы.  Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе   сообщения.   Обучающимся   предлагается   обдумать,   о каких   аспектах   темы, возможно,   далее   пойдет   речь   в докладе.   Затем   учитель   раскрывает   тему,   а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые   моменты   маркерами   разных   цветов).   Они   вносятся   на   плакат   по   ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй   сектор   название   второго   раздела   темы,   и так   далее.   Таким   образом,   наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые   моменты.   Существующие   на   момент   начала   презентации   «белые   пятна»   по данной   теме   постепенно   заполняются.   В конце   презентации   учитель   задает   вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и  не осталось ли каких­то не   упомянутых   аспектов   темы.   После   презентации   возможно   проведение   краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. Этот   метод   изложения   материала   помогает   обучающимся   следить   за   аргументацией учителя   и видеть   актуальный   в данный   момент   рассказа   аспект   темы.   Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. «Белые пятна» стимулируют ­ многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ  Метод «Автобусная остановка»  Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.  Группы: 5­7 человек  Численность: весь класс  Время: 20­25 мин.  Материал:  листы   большого   формата   (ватман,   плакат,   блокнот   для   флипчарта), фломастеры.  Проведение.  Учитель   определяет   количество   обсуждаемых   вопросов   новой   темы (оптимально   4­5).   Участники   разбиваются   на   группы   по   числу   вопросов   (5­7   человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часо­ вой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные   предыдущей   группой   нельзя.   Затем   следующий   переход   к новой   автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завер­ шении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит кор­ рективы и подводит итоги работы.  Примечание.   Желательно   организовать   автобусные   остановки   (прикрепить   листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ         «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит опре­ деленный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:   1. Простые вопросы  — вопросы, отвечая на которые, нужно на­ звать какие­то факты, вспомнить   и   воспроизвести   определенную   информацию:   «Что?»,   «Когда?»,   «Где?», «Как?».  2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я  правильно понял, то …?», «Я  могу ошибаться, но, по­моему, вы сказали о  …?». Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумеваю­ щейся.  3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.  Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно­следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью   желтеют?».   Если   ответ   на   этот   вопрос   известен,   он   из   интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.  4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы ...», «Что будет, если ...?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?».  5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что­то хорошо, а что­то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.  6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить ...?», Что можно сделать из ...?», «Где вы   в обычной   жизни   можете   наблюдать   ...?»,   «Как   бы   вы   поступили   на   месте   героя рассказа?».                                                                 ПОПС­ФОРМУЛА   Этот   потрясающий   по   своему   потенциалу   интерактивный   приём,   направленный   на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд­Мэйсоном из ЮАР. По­английски он пишется следующим образом: PRES­formula (Position­Reason­Explanation or   Example­Summary).  Перевёл   её   на   русский   язык   Аркадий   Гутников,   вице­президент ассоциации   «За   гражданское   образование»,   первый   проректор   Санкт­Петербургского Института права. В результате перевода получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического   приёма   заключается   в том,   что   позволяет   учащимся   кратко и всесторонне  выразить собственную позицию по изученной  теме. Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его. В данном случае   учащимся   предлагается   написать   четыре   предложения,   отражающие   следующие четыре момента ПОПС – формулы:      – следствие (или суждение) П      – позиция О Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.  Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».  Второе   предложение   (объяснение,   обоснование   своей   позиции)   начинается   со   слов: «Потому что …».  Третье   предложение   (ориентированное   на   умение   доказать   правоту   своей   позиции   на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …».  И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».      – объяснение (или обоснование) П         – пример С     ИГРА “ТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ” Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам   необходимо   внимательно   выслушать   и передать   содержание   рассказа   или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой   вариант игры – работа с печатным текстом. Это может   быть   отрывок   из   учебника.   Три   простых   предложения   ребята   могут   записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование  в информационном  потоке, а также  умение  составить  план,  конспект, реферат.  РОЛЕВАЯ ИГРА  Ролевая игра это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для   него   роль,   поступает   непривычным   образом.   Ролевая   игра   дает   возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли.  Цели:  • изучить, повторить, закрепить или обобщить материал;  •   проверить   степень   овладения   теми   или   иными   общеучебными   или   специальными умениями и навыками;  • формировать коммуникативные навыки путем работы в группах;  •   способствовать   раскрытию   творческих   способностей   учащихся,   дать   возможность проявить себя каждому.  Компонентами   ролевой   игры   выступают:   Моделирование   формирование   эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации. Инструктаж   вмешательство   ведущего   (учителя),   который   помогает   участникам   группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации. Подкрепление   поощрение,   стимулирующее   правильное   поведение   участников   группы в разыгрываемой ситуации. Положительные стороны ролевой игры:  1.   В процессе   подготовки   и в ходе   самой   игры   углубляются   исторические   знания   уча­ щихся, расширяется круг источников постижения истории.  2. Приобретаемые знания становятся личностно­значимыми, эмоционально­окра­ шенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.  3.   Игровая   форма   работы   создает   определенный   настрой,   который   обостряет   мыс­ лительную деятельность учащихся.  4. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и уче­ ника становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.  5.   Коллективная   работа   позволяет   научить   деловому   общению,   дать   опыт   публичных выступлений.  6.   Ролевая   игра   дает   возможность   отличаться   ученику,   не   обладающему   хорошими знаниями, преодолеть внутреннюю боязнь замечаний учителя и  товарищей по классу. Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.   Примеры использования ролевой игры на уроках  литературы.  1.  “Кто   я?”.  Ученик   в   костюме   какого­то   персонажа   рассказывает   о   нем.   Учащиеся угадывают кто он. Например, “­Благодаря мне жилища людей стали светлыми в   самые темные вечера. Я   помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал   меня”   (Прометей)   Поэма   Гомера   “Илиада”.   “­Завтра   мой   поединок   с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в  пятку” (Ахиллес).  2.   литературному   персонажу   или   автору произведения..   Например:   Вопросы   рыцарю:   Сколько   весили   доспехи?   Что   получал победитель?   и др.   В процессе   игры   дети   познают,   запоминают   новое,   ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.    Метод «Каждый учит каждого»  (также известен по названию «Берешь одно – даешь другое»).  Формируемые навыки:   совместной работы;   управления информацией.  Сущность   метода.   Метод   эффективен   для   передачи   большого   объема   фактической информации среди учеников. Взамен необходимости передачи учителем большого потока информации,   ученики   отбирают   необходимый   материал,   непосредственно   касающейся темы,   и   передают   его   своим   ровесникам.   Согласован   с   методом   «Кластеры», предназначенным,   также,   для   передачи   информации.   Планировка   класса   и   принцип взаимодействия учеников Необходимо большое пространство для удобства передвижения и общения, либо ученикам можно располагаться за партой, группами из четырех человек, в каждой из которых, два ученика переходят в другие группы по истечении определенного времени.  Алгоритм реализации метода  1. Каждому ученику выдан лист бумаги, на котором записана информация о каком­либо факте   или   о   статистических   данных.   Желательно,   чтобы   для   каждого   ученика   была определена разная информация.  2. Ученики знакомятся с предназначенной для них информацией (необходимо убедиться, что ученики понимают ее значение).   “Интервью”   ­   ученики   задают   вопросы 3.   Ученики   свободно   передвигаются   и   делятся   своими   утверждениями   с   другими учениками. Цель их передвижения ­ разъяснение полученной информации наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно.   4.   Ученики   могут   детализировать   свои   объяснения,   предоставляя,   в   случае целесообразности, примеры, или объединяя свои утверждения с утверждениями других учеников.  5.   По   истечении   достаточного   времени   для   обмена   информацией,   ученики   работают   в небольших   группах   для   систематизации   всей   информации,   полученной   в   процессе выполнения задания.  6.   При   последующем   опросе   ученики   объясняют   и   обосновывают   свою   систему классификации.  7. Ученики могут обсудить свою реакцию на различные факты/данные: Что их удивило? Что   их   шокировало?   Что   из   утверждений   опечалило   или   осчастливило   их,   и   что заинтересовало?  8. Ученики могут размышлять о своем собственном обучении: Что они легче запоминают? Что для них является самым сложным?  9. Главные выводы по всем опросам могут быть записаны на доске или на учебном плакате.    Метод «Факт или мнение»  Формируемые навыки: ­ мышления, принятия решений; ­ совместной работы.  Сущность   метода.   Сущность   метода   состоит   в   создании   условий   для   размышлений учеников и формулировки заключений о том, является ли полученная ими информация фактом или рядовым мнением, основанным на системе ценностей. В плюралистическом обществе   разграничение   факта   от   мнения   на   основе   доказательств   является   важным навыком.   Это   непростое   задание   требует   от   учеников   рассмотрения   природы   знаний (возможны случаи отсутствия одного конкретного ответа). Ученики работают в группах для обсуждения своих позиций. Результативным подходом к данному заданию станет опрос после выполнения задания.  Алгоритм реализации метода. 1. Ученикам предлагается ряд разных утверждений по одному вопросу, представляющих позиции противоположных суждений.  2. Ученики анализируют утверждения и определяют их статус: факт или мнение. Ученики обдумывают   обоснование   своего   выбора   и   презентуют   его   перед   классом   в   процессе обратной связи. Далее, ученики изучают тождественность и различия в суждениях между группами.  3. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, ученики концентрируют внимание   на   факторах,   способствующих   сформулированным   суждениям.   Предлагаемые вопросы для проведения опроса: Каким образом группы пришли к единому суждению? Много ли было различных мнений? Был ли достигнут консенсус? Были ли суждения в достаточной степени обоснованы? Были ли суждения аргументировано изложены? Были ли распределены роли внутри группы?  4. На основе обратной связи, ученики могут продолжить изучение вопросов, посредством таких   заданий,   как   «Плюс­минус­интересно»,   «Учет   всех   факторов»,   «Колесо последствий» или «Стратегия причино­следственных связей». Метод «Воздушеый шар»  Формируемые навыки:   совместной работы;   мышления, принятия решений;   управления информацией. Сущность метода. Метод используется в качестве инструмента в процессе планирования. Метод   позволяет   формировать   у   учеников   навыки   сопоставления   проблем, прогнозирования всех возможных последствий и реализации структурированного подхода в вопросах организации и планирования каких­либо мероприятий.  Планировка класса и принцип взаимодействия учеников  Допускается работа учеников у доски, у стены, либо за столом.  Алгоритм реализации метода  1. Ученикам выдается картинка воздушного шара.  2. Предлагается ряд вопросов по определенной теме следующего характера:  ­ Кто должен быть на воздушном шаре? Ученики записывают имена главных действующих лиц по вопросу: людей, чье присутствие на борту необходимо для того, что бы шар взлетел и был управляем.  ­   Что   должно   быть   в   наличии,   чтобы   проект   оказался   успешным?   На   картинке   с изображением   шара   ученики   отмечают   все,   на   их   взгляд,   необходимые   элементы   для успешности проекта.  ­   Что   замедляет   его?   Рядом   с   якорем   ученики   записывают   факторы,   препятствующие успешному старту проекта.  ­   Что   помогает   ему   двигаться   на   большей   скорости?   Ученики   отмечают   факторы,   не имеющие   непосредственного   отношения   к   воздушному   шару,   но   способствующие успешности реализации проекта: работоспособность, мотивация, креативность и др.  ­ Что может сбить шар с намеченного курса? С обеих сторон шара ученики отмечают проблемы, которые могут возникнуть в ходе выполнения проекта.  3.   После   завершения   задания   ученикам   предоставляется   возможность   для   сравнения   и противопоставления своих шаров с целью дальнейшего улучшения процесса планирования.   Метод «Две звезды и одно пожелание»  Формируемые навыки:   совместной работы;   мышления, принятия решений;   самоуправления.  Сущность метода  Метод   способствует   формированию   навыков   конструктивного   взаимооценивания отдельных   лиц   и   групп   учеников   и,   на   его   основе   ­   оценивания   и   совершенствования собственной работы учениками. Использование методики позволит ученикам апробировать различные   подходы,   увидеть   результаты   выполнения   задания   и   внести   своевременные изменения в планирование будущей работы.  Планировка класса и принцип взаимодействия учеников  При   использовании   метода   желательно   чередование   составами   группами   и   свободное перемещение по аудитории. Также допускается передача учениками образцов выполненных работ ученикам других составов групп.  Алгоритм реализации метода  1. Перед началом выполнения задания ученики могут осмотреть свою работу, используя метод «Двух звезд и одного пожелания»  2.   После   завершения   работы,   ученики   могут   чередоваться   составами   групп,   с   целью ознакомления с работами других учеников.  3.   Ученикам   выданы   желтые   стикеры,   на   которых   им   необходимо   зафиксировать   два аспекта, которые им понравились, и одно пожелание, которое, по их мнению, улучшит работу, которую они проанализировали.  4.   Ученики   возвращаются   к   своим   работам   для   ознакомления   и   обсуждения зафиксированной на стикерах  информации, касающейся своей работы. 5. Учениками подготавливается перечень звезд и пожеланий, касающихся их работы, и краткое описание планируемых для использования способов последующего ее улучшения.   Тема урока Цель Критерии успеха   Цельные словосочетания Формировать у учащихся понятие цельного словосочетания,  ознакомить их со значением, функционированием этой  синтаксической единицы в языке и речи; совершенствовать речевые и коммуникативных умения, способствующие формированию  сознательного отбора  цельных словосочетаний  в речи.  Научить использовать полученные знания на практике (ЕНТ) 1. Учащиеся смогут дать определения понятия цельное  словосочетание 2. Учащиеся смогут назвать отличительные признаки цельного  словосочетания 3. Учащиеся смогут определить значение и  роль ЦС в языке.   4. Учащиеся смогут правильно согласовывать подлежащее,  выраженное ЦС, со сказуемым. 5. Учащиеся смогут выделять ЦС в предложении. 6. Учащиеся смогут составлять предложения, используя ЦС Этап урока 1. Мотивационно­ операционный  этап (стадия  вызова) 2.  Операционально­ исполнительский  этап Стадия  осмысления Ход урока Деятельность учителя 1. 1. Знакомит с темой урока «Цельные  словосочетания» 1. 2. Выводит на цель через таблицу «ЗХУ» 1. 3. Прогнозирует результаты урока через   разработку  критериев успеха. 1. 4. Организует работу групп совместного  обучения 2.  1. Изучение нового материала в группах  совместного обучения через предоставленную  обратную связь:  1 группа . Приём «  ПОПС­формула» (позиция – объяснение – пример –  суждение) Задание: Рассмотрите  словосочетания: пять  минут, часть задания, юноша с загорелым  лицом, одного из знакомых. Эти  словосочетания называют цельными.  В   «Словаре  лингвистических терминов» О.С.  Ахмановой  значение «цельный» ­  То же, что  неразложимый». Деятельность ученика Заполняют таблицу Ставят цель Формулируют  критерии успеха   Учитель дает тему  для индивидуальных  размышлений.  Ученики по  отдельности  продумывают в  течение  нескольких  минут. Затем  разбиваются в пары и  высказывают друг  другу, что они думают –  Докажите, используя ПОПС­формулу,  действительно ли неразложимы цельные  словосочетания? Попробуйте оставить в речи  только один какой­либо компонент этого  словосочетания и установите, сохраняется ли  при этом его смысл? по данной теме.   Выбирают спикера и  коллективно  защищают свою тему.  «Я считаю, что ______________, потому что  ___________, я могу это доказать на примере  ______________________, исходя из этого я  делаю вывод о том, что ____________» 2 группа. Приём «Денотатный граф» Задание: Обозначьте  отличительные   признаки ЦС» 3 группа. Приём «Ментальная карта» Задание: составьте ментальную карту по теме  «ЦС» 4 группа Приём «Рыбья кость»  Прочтите текст о ЦС, постройте кластер – фишбоун Голова – вопрос, доказательства – скелет,  вывод – хвост 2.2 Закрепление Карточки после выступления каждой группы (всего 4)  3. Рефлексивно­ оценочный этап 3.1 Выполнение заданий в тестовой форме (индивидуально) 3.2 Колесо баланса 3.3  Возвращение к таблице ЗХУ 4. Домашнее  задание 1. ЦОР 2.  Выполнить РНО по результатам теста с  учётом письменных комментариев учителя.   Дискуссия “Вертушка” Ученики  формулируют свои  индивидуальные  мнения, затем по  очереди сообщают их  друг другу,  соответственно  слушают друг друга,  затем создают новый,  общий ответ путем  дискуссии или  повторного  обсуждения деталей Выполняют тест,  рефлексируют. Обратная связь через  критерии успеха.  «Достиг – стремится» Специфика данной дискуссии заключается в том, что учащиеся обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы. При этом, на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим дискуссии, 10м выступающим, 2­м выступающим и т.д. Таким образом, обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки. Ниже описаны этапы дискуссии­“вертушки”.

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения

Активные методы и формы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018