Данная информация актуальна для воспитателей , учителей, психологов,иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном. Такие крайние варианты нормального развития характера называются акцентуациями.Информацию можно использовать на семинарах, методических объединений в качестве докладов.
для воспитателей Word (3).docx
Ребенок попадает в социальное учреждение из привычной ему среды в
совершенно незнакомую обстановку,
где ему необходимо стать
самостоятельным, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новом
социальном окружении.
Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться, создать такой
психологический климат в учреждении, который способствовал бы
доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал
стать полноправным субъектом такого общения. Ребенок уже с первых минут
должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут.
Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный
эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого,
находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя,
своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами.
Педагог должен уважительно относится к своим воспитанникам.
Дети не любят, когда их воспринимают как маленьких и неразумных. В любом
возрасте они хотят казаться старше. Данный факт необходимо учитывать во
взаимодействии с детьми.
При обращении к ребенку следует обратить внимание на интонацию. Тон
панибратства с детьми недопустим. Например, когда дети рассуждают так: с
взрослым можно все, над ним можно и подшутить. Видя, что все дозволено,
дети могут начать хамить, если вдруг к ним начинают предъявлять какиелибо
требования. Это хамство распределяется и в среде детей. Пресечь такой тон
взрослый уже бессилен, потому что время упущено.
Ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у ребят с
друг другом и с взрослым, возлагается на последнего. Необходимо учитывать
следующие условия для того,
чтобы добиться благоприятного
психологического климата в детском коллективе.
Вопервых, именно взрослый должен задавать позитивный тон во
взаимоотношениях. Все люди заряжаются и заряжают друг друга
(положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому взрослому
просто необходимо следить за своим внешним видом и поведением.
Нервозность, истеричность, уныние в детские группы нередко заносят сами
взрослые. Повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства
воздействия. Перекричать десятки детских голосов вряд ли удастся, а если получится, то ненадолго. Гораздо более действенное средство привлечения
внимания – заинтересовать. Криком или, наоборот, грозным молчанием
трудно добиться от детей желаемого результата. Они, скорее всего,
перестанут воспринимать слова воспитателя, появится психологический
барьер между взрослым и детьми. Наладить испорченные отношения труднее,
чем сдержаться в какойто конкретной ситуации и попробовать решить
проблему мирным путем.
В формировании положительного отношения ребенка к взрослым, удачным
приемом можно признать взаимную презентацию взрослыми друг – друга. То
есть при отсутствии напарника, другой специалист начинает рассказывать о
нем ребятам, формируя положительный образ интересного взрослого. Между
взрослыми всегда должна быть согласованность и если один, например, забрал
игральные карты, то другой ни в коем случае не должен отменять это
решение. Не следует также разговаривать с детьми на следующие темы:
выяснение отношений между взрослыми;
обсуждение детей;
обсуждение администрации учреждения, их решений;
решение вопросов личного характера.
Позитивным межличностным отношениям содействует совместная
деятельность, которая направляет ребят на сотрудничество, поиск точки
соприкосновения.
Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный
эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого,
находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя,
своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами. Акцентуации характера у подростков
Характером называют своеобразное сочетание устойчивых психических
особенностей человека, обусловливающих типичные для него индивидуальные
способы поведения в определенных жизненных условиях и ситуациях.
Своеобразие характера человека проявляется в системе его отношений к
действительности: к другим людям (общительность – замкнутость,
тактичность грубость); к делу (ответственность – недобросовестность,
трудолюбие ленность); к себе (скромность – бахвальство, гордость
униженность); к имуществу (щедрость – жадность, бережливость
расточительность)… Характер тесно связан с моралью, убеждениями и
мировоззрением. Благодаря этой связи черты характера определяют
социальную позицию индивида. Относительная устойчивость характера не
исключает его высокой пластичности, что имеет большое значение для его
целенаправленного формирования.
Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность,
настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном.
Такие крайние варианты нормального развития характера называются
акцентуациями.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а
лишь в определенных условиях, когда жизненная ситуация предъявляет
повышенные требования к наиболее слабому звену характера, и почти не
обнаруживаются в обычных условиях.
Подростковый возраст является периодом становления характера в это
время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом
возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое особенности
нарушений поведения, острых аффективных реакций и неврозов. Изучение
психотипа подростка дает реальную возможность педагогам предвидеть,
прогнозировать в определенной степени его поведение в той или иной ситуации. Знание особенностей психотипа подростка позволяет более
оптимально взаимодействовать с ним, помогать становлению и развитию его
личности, не нарушая при этом естественного природного начала в каждом
ребенке. Работа педагога с акцентуантом в основном заключается в коррекции
или построении особого рода отношений акцентуанта с окружающими с
учетом характера его акцентуации.
Гипертимный тип.
Основные признаки: С детства гипертимные подростки отличаются большой
подвижностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству,
недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет
жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и
стремятся командовать ими. Главная черта гипертимных подростков – почти
всегда очень хорошее, даже приподнятое настроение. Всегда хорошее
настроение, высокий жизненный тонус создают благоприятные условия для
переоценки своих способностей и возможностей. Избыточная уверенность в
своих силах побуждает «показать себя», предстать перед окружающими в
выгодном свете, прихвастнуть. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает
гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со
случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь
туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде,
попасть в асоциальную группу.
Сильные стороны: общительность, активность, оптимизм, высокий жизненный
тонус, щедрость, отсутствие внутренних конфликтов.
Слабые стороны: поверхностность, легкое отношение к морали и законам,
необязательность,
готовность на
безудержный риск, грубость (но без всякого зла).
легкомысленность,
фамильярность,
Конфликтные ситуации:
Строгая регламентация,
•
требованиям;
жесткое подчинение дисциплинарным
•
•
ограничение двигательной активности, вынужденное безделье;
резкое ограничение общения, одиночество.
однообразная обстановка, монотонный труд, требующий тщательной
•
кропотливой работы; Рекомендации:
Необходимо создание таких условий, в которых может проявиться активность
подростка. Поэтому основная задача педагога – обеспечить полезные
направления приложения детских сил и энергии, т.е. идти не по пути
ограничения активности, а по пути ее продуктивного использования.
Желательно поручать руководство в организации дел, развлечений, где
требуется быстрота, разнообразие, находчивость. Особенно полезны занятия
спортом. Из наиболее подходящих видов спорта можно назвать плавание,
снижающее возбудимость нервной системы, и восточные единоборства,
прививающие навыки самоконтроля и самодисциплины.
Повседневная навязчивая опека, постоянные нравоучения и наставления,
«проработка» на виду у других могут вызвать только усиление «борьбы за
самостоятельность», непослушание и нарочитое нарушение правил и
порядков. В воспитании противопоказан мелочный контроль, но недопустим и
недостаток контроля. Избегать чрезмерной директивности. Беседы лучше
вести в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, чаще
передавая инициативу в разговоре самому подростку (не любят, когда
«мямлят»). Особое внимание нужно обращать на соблюдение дистанции,
достаточной для продуктивного взаимодействия.
Предпочитаемая деятельность: работа, связанная с постоянным общением:
организаторская деятельность, служба сбыта, спорт, театр и т.д.; склонны к
смене профессий, места работы; не нравится работа, требующая точности,
систематичности.
Истероидный (демонстративный) тип.
Основные признаки: Главная черта этого типа – беспредельный эгоцентризм,
ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения. На
худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в
свой адрес, но только не безразличие и равнодушие–только не перспектива
остаться незамеченным. Все остальные качества истероида питаются этой
чертой.
Желание привлекать к себе взоры, становится насущной потребностью.
Ярко выраженная тенденция к вытеснению неприятных для него фактов и
событий, лживость, фантазирование и притворство, используемые для привлечения к себе внимания, авантюристичность, тщеславие, «бегство в
болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании.
Сильные стороны: упорство и инициативность, коммуникабельность и
целеустремленность, находчивость и активность, хорошие организаторские
способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство,
энергичность (хотя истероид быстро выдыхается после выплеска энергии).
Слабые стороны: чувствительны к невниманию, потери комфорта, склонность
к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и
бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), учет
только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость
(когда задевают его лично).
Конфликтные ситуации:
•
ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие;
ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих
•
людей, а тем более сознательного игнорирования его личности (потребность
привлечь к себе внимание может привести к попытке самоубийства);
•
•
•
критика достижений, таланта или способностей;
ограничение круга общения, вынужденное одиночество;
ситуации нелепого или смешного положения;
разоблачение, особенно публичное, его вымыслов, а тем более их
•
высмеивание.
Рекомендации:
Для установления контакта необходимо дать подростку почувствовать, что к
нему испытывают интерес как к личности. Учитывая повышенную
потребность во внимании, нужно найти формы, в которых эта потребность
могла бы успешно удовлетворяться.
Взаимодействие с подростком должно быть ровное, спокойное, деловое, без
особого выделения. Исключить атмосферу обожания, необоснованного
признания. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно
– только за реальные достижения и способности. Игнорировать всяческие попытки уклониться (например, используя болезнь)
от работы.
Предпочитаемая деятельность: работа с постоянно меняющимися
кратковременными контактами, актерская деятельность.
Психастенический тип.
Основные признаки: Главными чертами психастенического типа
являются высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к
самоанализу и постоянным сомнениям, тенденция к образованию ритуальных
действий. В детстве робкие, пугливые, склонные к рассуждательству. В
подростковом возрасте у них проявляется нерешительность, тревожная
мнительность. Принять решение или сделать выбор – это для них самая
трудная задача, причем даже после принятия решения вновь следуют долгие
сомнения и раздумывания о правильности сделанного выбора. Люди этого
типа – прирожденные пессимисты, опасающиеся будущего и ожидающие
неудач. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально
выдуманные приметы и ритуалы.
Сильные стороны: дисциплинированность, исполнительность, аккуратность,
серьезность, добросовестность, рассудительность.
Слабые стороны: чувствительность к различного рода испытаниям,
нерешительность,
склонность к бесконечным
рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей и опасений.
безынициативность,
Конфликтные ситуации:
•
•
•
•
•
•
ситуации, когда необходимо принять самостоятельные решения;
ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое;
ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций;
ситуации сильного беспокойства или страха;
ситуации критики самого подростка или его поведения;
ситуации длительных физических или психологических перегрузок.
Рекомендации. Педагогическая помощь этому направлена на преодоление чувства
нерешительности, иногда даже неполноценности, закомплексованности.
Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и
опасений, которые значительно осложняют его жизнь. Поэтому при общении
не надо постоянно обращаться к его чувству ответственности, необходимо
поддерживать любой положительный почин, ни в коем случае нельзя
высмеивать или подавлять инициативу ребенка. Необходимо обеспечить
ребенку ощущение успеха. Сравнивать его нужно только с ним самим и
хвалить за улучшение его собственных результатов.
Благоприятными являются ситуации спокойной,
заранее
регламентированной работы, когда нет необходимости самостоятельно
принимать ответственные решения. Однако следует поощрять решительные
высказывания подростка, готовность самостоятельно принимать решения и в
дальнейшем действовать в соответствии с ними. Чаще хвалить за успехи,
предоставлять возможность больше заниматься любимым делом.
Предпочитаемая деятельность: индивидуальные виды деятельности; не
рекомендуются руководящие должности, профессии, связанные с большой
ответственностью.
Эпилептоидный тип.
Основные признаки: Главными чертами эпилептоидного типа являются
вязкость мышления, скрупулезная педантичность, склонность к злобно
тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, которая проявляется в
виде аффектов, приступов гнева и ярости, конфликтности. Аффекты не
только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может
остыть. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен
хотя бы с незначительным ущемлением интересов. Лидерство проявляется
стремлением властвовать над сверстниками (чего добиваются чаще всего
физической силой). У таких детей замечается недетская бережливость ко
всему «своему», любые попытки покуситься на их ребячью собственность
могут вызывать крайне злобную реакцию.
Сильные стороны: дисциплинированность, аккуратность, тщательность,
бережливость (часто переходящие в излишний педантизм), надежность (всегда
выполняет свои обещания), пунктуальность, внимание к своему здоровью. Слабые стороны: непереносимость длительного состояния внутреннего
напряжения,
жестокость,
нечувствительность к чужому горю, бурное реагирование против ущемления
своих интересов.
чрезмерная требовательность к другим,
Конфликтные ситуации:
•
•
•
•
•
•
Ограничение самостоятельности,
Ущемление прав и интересов ребенка,
Замечания, задевающие самолюбие,
Проигрыши в игре,
Обещания, которые остаются невыполненными,
Изменение устоявшихся порядков и правил,
Ограничение возможности проявить свой авторитет, свою власть над
•
другими людьми.
Важно установить контакт, взаимопонимание с ребенком.
Обстоятельность и неторопливость, чуткость и тактичность – вот что
требуется от взрослого. Такой стиль общения позволяет сформировать у
подростка социально приемлемую модель поведения. Контакт с подростком
целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения,
побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее
интересных для него тем. Очень важно такому подростку найти подходящее
дело, которое отвлекает его от отрицательных эмоций, снимает напряжение,
желательно привлекать к занятиям спортом.
Хорошо помогает
доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его
реальных достижений, которые помогают подростку
самоутвердиться.
Можно поручать руководство небольшими группами. Так как у ребенка
затруднено переключение с одного занятия на другое, вхождение в любую
новую деятельность, то надо давать ему достаточно времени для включения в
работу, не «дергать» и не торопить. Количество переключений следует по
возможности уменьшить и не стоит делать слишком частых перерывов в
занятиях.
Предпочитаемая деятельность: военизированные структуры, физический
труд, ручной труд, атлетические виды спорта; работа, дающая гарантированный рост, ощущение независимости и возможность проявить
себя.
Лабильный тип.
Основные признаки: Главная черта лабильного типа – резкая смена
настроений в зависимости от ситуации. Настроению присущи не только
частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения
данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и
трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким
человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди.
Лабильные подростки –«люди настроения» и от настроения у них все зависит.
Лабильному типу свойственна преданная дружба, от друга они ждут
понимания и способности выслушать их, когда им хочется «поплакаться в
жилетку». Друг у таких детей обычно бывает один. Похвала таким детям
совершенно не вредна, она не приводит к заносчивости. Велика потребность
в сопереживании.
Сильные стороны: общительность, добродушие, чуткость и привязанность,
искренность и отзывчивость (в периоды приподнятого настроения).
Слабые стороны: раздражительность, вспыльчивость, ослабленный
самоконтроль, склонность к конфликтам (в периоды подавленного
настроения). Конфликтные ситуации:
•
•
ситуации сильной конкурентности;
ситуации ущемления чувства собственного достоинства;
ситуации полной дисгармонии его настроению (всем весело, а он в это
•
время страдает);
•
•
•
ситуации угрозы наказания, страха перед чемлибо или кемлибо;
эмоциональное отвержение со стороны значимых для него людей,
утрата близких или разлука с теми, к кому привязан.
Рекомендации:
Так как ярко выражена потребность в сочувствии и сопереживании, то
желательно соответствующее эмпатийное поведение педагога. Как правило,
проявлением эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сопереживания можно достичь того, что не удается сделать никакими другими способами и
усилиями.
Как правило, проявление эмпатии педагогом ведет к быстрому
установлению доверительных отношений с подростком, но следует учитывать
чрезвычайную эмоциональную чувствительность ребенка, и вследствие этого,
высокую изменчивость настроения.
Установление контакта возможно, если подросток видит доброжелательное
отношение к себе, находит сочувствие. Обычно вслед за эмоциональным
реагированием наступает душевное расслабление, в таком состоянии ребенок
становится доступным для продуктивного контакта.
Особое внимание необходимо уделять их взаимоотношениям со
сверстниками. Следует учитывать, что для него важны эмоциональная
поддержка, сопереживание окружающих.
Лабильный подросток легко выходит из подавленного состояния при
ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не всегда
реальной).
Предпочитаемая деятельность: творческие занятия, сфера искусства,
профессии, связанные с близостью к природе, медицина, воспитание и
обучение.
Сензитивный тип.
повышенная впечатлительность,
боязливость,
Основные признаки:
обостренное чувство собственной неполноценности. Подростков этого типа
отличают чрезмерная чувствительность и высокие моральные требования к
себе. В детстве они пугливы, стараются избегать чрезмерно подвижных игр,
предпочтение отдают тихим играм или играм с малышами, очень замкнуты
среди посторонних. Чрезвычайно привязаны к родным. У них рано
формируется чувство долга, поэтому учатся они очень старательно, но
побаиваются контрольных.
высокая внутренняя дисциплинированность,
Сильные стороны: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство
долга,
ответственность,
добросовестность, самокритичность, повышенная требовательность к себе,
стремление преодолеть свои слабые стороны. Слабые стороны: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к
самобичеванию и самоуничижению, растерянность в трудных ситуациях,
повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве. Внутренняя
неуверенность в себе может компенсироваться внешней бравадой.
Конфликтные ситуации:
•
•
насмешки или подозрения в неблаговидных поступках;
недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
Рекомендации:
Основной целью педагогической помощи является постепенное повышение
самооценки, преодоление чувства собственной неполноценности.
Нелегки для установления контакта, но естественная потребность
поделиться своими затаенными переживаниями у них бывает достаточно
сильна. Поэтому необходимо проводить многократные беседы с детальным
разбором и анализом ситуаций, помогающие подросткам осознать свою
мнительность и ложное чувство неполноценности.
Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах
деятельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно. Но
вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток
чувствует себя наиболее слабым. Создавать ситуации, стимулирующие
убежденность подростка в том, что он нужен другим.
Необходимо дозировать нагрузки, поскольку дети с этим складом личности
подвержены астенизации. Желательно оберегать от чрезмерно сильных
впечатлений.
При общении противопоказаны чрезмерная опека, мелочный контроль за
каждым шагом, каждой минутой.
Предпочитаемая деятельность: работа, не требующая широкого круга
общения.
Неустойчивый тип.
Основные признаки:
Характеризуется безволием, которое отчетливо
выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей. В
поиске развлечений также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. В детстве отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во
все лезут, но при этом трусливы, боятся наказания, легко подчиняются
другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом.
Обычно у них нет желания учится. Только при непосредственном и
строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут
случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается
повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью.
Сильные стороны: открытость, быстрота переключения в делах и общении,
любопытство, общительность, доброжелательность.
Слабые стороны: безволие, тяга к пустому времяпрепровождению,
болтливость, лень, хвастовство, безответственность, трусость.
Конфликтные ситуации:
•
жесткое подчинение дисциплинарным требованиям,
необходимость длительных усилий и концентрации сил на какойто
•
работе,
необходимость принимать конкретные решения и нести за них
•
ответственность.
•
Ограничение в общении с людьми, которые помогают развлекаться.
Рекомендации:
Оказание педагогической помощи подростку требует большого терпения,
такта, систематичности и настойчивости. Ребенка нельзя оставлять без
внимания, он должен быть всегда на виду (постоянный контроль). Необходим
суровый, жестко регламентированный режим. Нельзя позволять уклонятся от
выполнения порученного дела, исключать возможность уклоняться от работы,
если заняты все. Необходимо наказывать за безделье. При организации
воспитания целесообразно согласовывать усилия педагогов и родителей.
Только при постоянных и слаженных усилиях может быть получен
положительный результат.
Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых. Именно
слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жесткого
регламентированного режима. Когда
за ними непрерывно следят, не
позволяют отлынивать от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда, да и вокруг все работают – они на время смиряются. Но
как только опека начинает ослабевать, они немедленно устремляются в
ближайшую «подходящую компанию». Слабое место неустойчивых –
безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для
праздности и безделья.
не требующие усилий,
Предпочитаемая деятельность: профессии,
самостоятельно устанавливающие режим работы ( работа «на дому», ж/д
проводник, охранник и т.д).
Циклоидный тип.
Основные признаки: чередование фаз хорошего и плохого настроения с
различным периодом. В детстве циклоиды ничем не отличаются от
сверстников, но с наступлением подросткового возраста у них возникает
первая субдепрессивная фаза (субдепрессия это маловыраженная депрессия,
для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все
валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и
компанией, у них резко снижается работоспособность. Серьезные неудачи в
период субдепрессии могут вызвать аффективную реакцию и суицидальные
попытки.
Субдепрессивная фаза длится 23 недели, после чего настроение повышается,
циклоиды становятся по поведению гипертимами и начинают наверстывать
упущенное в период субдепрессивной фазы.
Сильные стороны: инициативность, жизнерадостность, общительность в
периоды хорошего настроения.
Слабые стороны: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие,
вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к
окружающим (в периоды подъема настроения). Грусть, задумчивость, вялость,
упадок сил, трудности в учебе и в жизни, раздражаемость компаниями
сверстников (во время спада).
Конфликтные ситуации:
•
•
эмоциональное отвержение со стороны значимых для них людей;
коренная ломка жизненных стереотипов.
Рекомендации: Особенности взаимодействия с подростком зависят от фазы. При
установлении контакта важно понять, что ребенок сейчас чувствует, как
относится к себе и окружающим в данный момент. Только после этого можно
начинать содержательную часть беседы.
Если подросток находится в фазе спада, то целесообразнее просто
оказать ему поддержку, помочь справиться с упадком сил; не стоит в это
время пытаться повлиять на него. Если же он находится в стадии подъема, то
можно и нужно поговорить с ним о том, что ему следует делать, чтобы
понимать свои особенности и больше контролировать себя.
Предпочитаемая деятельность: интересы зависят от цикла настроения.
Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.
Астеноневротический тип.
Основные признаки: быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к
депрессиям и ипохондрии (повышенному вниманию к своему здоровью). С
детства характерны признаки невропатии (капризность, ночные страхи,
заикание), повышенная утомляемость, раздражительность. Такие дети
раздражаются по любому поводу, но потом быстро раскаиваются. Дети с
такой акцентуацией плохо переносят поездки в общественном транспорте,
быстро устают от компании. Они не стремятся к близким отношениям изза
своей пугливости и неуверенности в себе, не проявляют инициативы. Круг
друзей у них ограничен, прежде всего, изза их внезапной раздражительности
и частых капризов.
Сильные стороны: аккуратность, дисциплинированность, скромность,
покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.
Слабые стороны: капризность, плаксивость, неуверенность в себе, вялость,
забывчивость. Такие подростки робки, стеснительны, с явно заниженной
самооценкой, не могут постоять за себя.
Конфликтные ситуации:
•
•
•
•
повышенная требовательность, сравнивание с другими детьми;
ситуации грубо выраженных конфликтов,
реальные неудачи, отрицательные отзывы об их работе;
ситуации внезапного физического и психического напряжения, ситуации, когда смеются над ее слабостями, ошибками, неумелыми
•
действиями.
•
изменение внешних обстоятельств, ломка стереотипов.
Рекомендации:
Основной целью педагогической помощи является создание ситуаций, в
которых подросток может проявить уверенность, твердость, смелость.
Маленькие успехи должны быть замечены. Иногда может быть оправданной и
немного завышенная самооценка в целях повышения уверенности в себе.
Нуждаются в похвале.
Особенно важным является спокойная обстановка, доброжелательное
отношение, продуманный режим труда и отдыха, разумное чередование
нагрузок с тем, чтобы ребенок не переутомлялся, предоставление
возможности быть одному. Аффективные вспышки возможны в условиях
соревнования, когда подросток начинает понимать, что он не в состоянии
стать победителем. Поэтому не следует создавать или провоцировать
ситуации соревнования.
Предпочитаемая деятельность: работа, не требующая широкого круга
общения.
Интеллектуально – эстетическая деятельность
Шизоидный тип.
отгороженность,
Основные признаки:
интроверсия,
эмоциональная холодность, проявляющиеся в отсутствии сопереживания,
трудностях установления эмоциональных контактов; недостаток интуиции в
процессе общения.
замкнутость,
Шизоидные черты проявляются раньше других с раннего возраста такие дети
предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, где легче
молчать и как бы оставаться наедине с собой.
В подростковом возрасте у таких детей есть трудности с развитием эмпатии
(сопереживание чужим радостям и печалям), они не умеют вступать в
неформальные контакты, их внутренний мир остается закрытым и
непонятным для окружающих. Подросток может долго терпеть мелочную
опеку в быту, подчиняться установленному для него распорядку жизни и режиму, но реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться
без позволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Любят
подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
Сильные стороны: серьезность, несуетливость, немногословие, устойчивость
интересов и постоянство занятий.
Слабые стороны: замкнутость, холодность, излишняя рассудочность.
Конфликтные ситуации:
•
•
•
установление неформальных эмоциональных контактов,
насильственное вторжение посторонних в его внутренний мир;
критика его образа жизни, его «системы».
Рекомендации:
Установление контакта представляет значительную трудность. Подросток
часто совершенно не выносит попыток «залезть в душу». Поэтому при
налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости,
напористости.
В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного
обсуждения», когда выбирается факт из жизни класса, школы и он
обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить основные жизненные
позиции педагога и подростка. Основным признаком установления контакта
служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе,
подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его
в этот момент не следует, так как, чем больше он говорит, тем больше
раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть
разговора в нужное русло.
Для развития коммуникативных способностей подростка необходимо
включать его в различные групповые и коллективные формы деятельности.
Предпочитаемая деятельность: работа, не требующая широкого круга
общения, интересы к теоретическим наукам, философским размышлениям,
коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике. «Если характер человека создается
обстоятельствами, то надо, стало быть,
сделать обстоятельства человечными».
К. Маркс и Ф. Энгельс
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
"Акцентуации черт характера у подростков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.