Статья
Оценка 4.7

Статья

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русская литература
Взрослым
16.05.2019
Статья
Исследовательская статья о роли учебно-исследовательской деятельности при изучении литературы в старших классах. В статье рассмотрены понятия учебно-исследовательской деятельности, методологическая основа,и результаты работы обучающихся при данном виде деятельности. Взаимосвязь классной и внеклассной работы и способы организации данного вида деятельности у обучающихся
статья.docx
УДК 372.882 Е.В. Евдокимова студентка 5 курса ЛПИ филиала СФУ г. Лесосибрск, РФ vohuhu86@mail.ru РОЛЬ УЧЕБНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ Аннотация     Современная   российская школа должна создавать необходимые условия для полноценного развития творческого и исследовательского потенциала каждого учащегося,   темп   формирования   которого   напрямую   зависит   от   навыков владения школьниками способами самостоятельного приобретения знаний, что говорит   о   важности   обучения   в   условиях   учебно­исследовательской деятельности.   Подобные   требования   ФГОС   к   данному   виду   деятельности подразумевают формирование у учащихся метапредметных результатов, то есть, универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных),   являющихся   фундаментом   для   овладения   ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Ключевые слова: Учебно­исследовательская деятельность, учебный процесс, литература. Вовлеченность   школьников   в   учебно­исследовательскую   работу   представляет собой один из действенных методов повышения учебной мотивации и интереса к изучаемому предмету. Так, учебно­исследовательская работа на уроках литературы и во внеурочное время способствует формированию следующих качеств у учащихся: ­ ­ развитие природных способностей и творческого потенциала; создание   условий   для   формирования   у   каждого   обучающегося универсальных учебных действий (УУД); ­ создание на занятии ситуации «успеха»; ­ подготовка учащихся к жизни в современном обществе, которому присуще наличие   проблемных   ситуаций   в   разнообразных   сферах   человеческой деятельности [1]. Также   отметим,   что   при   правильной   организации   учебно­исследовательская деятельность на уроках литературы способна стать основой личностного роста ученика. Выделим основные параметры результативности деятельности учителя по   итогам   проведения   учебно­исследовательской   работы   в   образовательном процессе: ­ ­ ­ ­ устойчивый познавательный интерес школьников к литературе; положительная динамика уровня обучаемости; качественная динамика мотивации учебной деятельности; прочные навыки учебно­исследовательской деятельности [1]. Как   правило,   в   школьном   курсе   литературы   учебно­исследовательскую деятельность можно осуществить на следующих уровнях: учебно­исследовательский – кроме навыка работы с первоисточниками от ­ школьника требуется способность провести эксперимент, подобрать данные для построения графиков, таблиц, диаграмм; ­ научно­исследовательский   ­   практическая   значимость   выбранной   темы, новизны ее разработки, собственные логические умозаключения, предложения по проведению исследования, анализа его результатов и т. д. [2] Таким образом, учебно­исследовательская работа представляет собой одну из наиболее   действенных   форм   учебной   деятельности   в   школьном   курсе литературы. Это обусловлено ее спецификой ­ данный тип работы способствует установлению тесной взаимосвязи между учебной деятельностью и внеклассной работой,   помогает   успешно   развивать   коммуникабельность   у   школьников посредством поиска и подбора материала в Интернете, музеях, библиотеках, архивах   и   т.   д.   Правильно   организованная   учебно­исследовательская деятельность   способна   научить   старшеклассников   общаться   с   людьми,   брать интервью, выслушивать и записывать ответы. Важной   чертой   учебно­исследовательской   работы   на   занятиях   по   литературе является   важное   значение   результата,   который   непременно   должен   быть материальным (отчеты, презентации и т. д.) и «способствующим формированию новой   информационной   культуры   школьников»   [3,   c.   37].   Значимым представляется   и   участие   родителей   школьников   в   процессе   работы   над проектом   по   литературе,   тем   самым   создавая   прочную   связку   «родитель­ ребенок­школа». Отметим,   что   учебно­исследовательская   деятельность   старшеклассников   в процессе обучения литературе подразумевает под собой введение как общих, так и частных методов научного познания на каждом ее этапе: от восприятия до реализации   на практике.  Реализация  осуществляется  при  помощи  введения  в содержания   изучаемого   материала,   фактов   из   истории   литературы   и   ее современного состояния, а также информации, которая знакомит школьников с методами научного познания литературы как науки. Также   специфической   особенностью   учебно­исследовательской   работы является личностно­ориентированный характер, способствующий   возрастанию интереса и вовлеченности  обучающихся в работу по мере ее выполнения,  что приносит   удовлетворение   школьникам,   наблюдающим   продукт   собственной работы. Итак, организация  учебно­исследовательской работой школьников в школьном курсе литературы – непростая задача, требующая от преподавателя большой самоотдачи,   терпения,   эрудиции,   самообладания   и   увлеченности.   Для эффективной работы педагог должен поддерживать и координировать работу учащихся на протяжении всего процесса исследования, помогать школьникам искать и находить способы решения трудностей. Таким образом, можно сказать, что специфика учебно­исследовательской работы в школьном курсе литературы заключается не только в развитии различных навыков и умений у школьников, но и в повышении профессиональной компетенции учителя.  1. Миндеева   Е.О.   Методика   организации   учебно­исследовательской деятельности  по географии в профильной школе  на основе  технологии работы   ученического   научно­исследовательского   общества.   –   Известия Российского   государственного   педагогического   университета   им.  А.   И. Герцена, 2008. – С. 394­400. 2. Нуруллаев   А.Д.,   Лунгуль   А.А.   Исследовательская   деятельность   как способ   развития   познавательной   активности   учащихся   при   изучении русской   литературы.   ­   Научные   разработки:   евразийский   регион: материалы Третьей международной научной конференции теоретических и   прикладных   разработок   (г.   Москва,   22   июля   2017   г.).   –   Москва: Издательство Инфинити, 2017. – С. 104­106. 3. Захарова Т.В., Бахор Т.А. и др. Учебно­исследовательская и проектная деятельность учащихся в школе: основные направления: учеб. пособие. – Красноярск: Сибирский федеральный ун­т, 2015. – 163 с. © Е.В. Евдокимова, 2019

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья

Статья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2019