Павлов Александр Константинович –
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(РФ, СЗФО, Республика Карелия, г. Петрозаводск),
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
Актуализация субъектного опыта обучающихся в условиях внедрения и реализации ФГОС
(личностно-ориентированный подход)
Использование личностно-ориентированного подхода в процессе обучения предполагает реализацию принципа субъектности и включение в учебное занятие приёмов и методов актуализации субъектного опыта обучающихся. Без опоры на уже сформированные знания, умения, навыки, компетенции и компетентности учеников, без проявления ими своих субъектных качеств трудно представить личностно-ориентированный урок и возможность достижения его целевых ориентиров в условиях внедрения и реализации ФГОС.
Под актуализацией субъектного опыта обучающихся в условиях внедрения и реализации ФГОС нами понимается совокупность действий педагога, направленных на стимулирование желания ребёнка использовать в той или иной учебной ситуации ранее приобретённые компетенции и компетентности. Эти действия учитель осуществляет для того, чтобы решить следующие педагогические задачи:
- во-первых, способствовать осознанному восприятию обучающимися нового учебного материала;
- во-вторых, содействовать установлению в сознании ребёнка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
- в-третьих, обеспечить включённость в процесс познания механизмов самодеятельности обучающегося.
В ходе урока ситуация актуализации субъектного опыта учащихся редко возникает самопроизвольно. Его организация предусматривает проведение учителем деятельности, в процессе которой соблюдаются следующие педагогические условия:
1. Осознание учителем важности и необходимости проявления развития субъектных возможностей учеников, их жизненного опыта.
2. Теоретическая и методическая готовность педагога к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта учащихся на различных стадиях освоения учебного материала.
3. Знание педагогом групповых и индивидуальных особенностей учащихся класса. Это позволяет учителю составлять учебные задания, адекватные возможностям детей и способствующие их развитию. Педагогу надо иметь отчётливое представление не только об уровне обученности детей по преподаваемому предмету, но и о сформированности их компетенций и компетентностей по смежным и другим учебным дисциплинам, так как довольно часто межпредметные связи служат опорой при моделировании и построении ситуации актуализации субъектного опыта учеников.
4. Готовность и способность обучающегося оперативно и умело применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности. Результативность развития этих качеств повышается, если педагог помогает ученикам овладеть умением систематизировать, рефлексировать и презентовать свой опыт, накопленный в процессе обучения и других сферах жизнедеятельности. В качестве хорошего тренинга данного умения можно рассматривать сами ситуации актуализации субъектного опыта учащихся, создаваемые в ходе личностно-ориентированного урока.
5. Сформированность в учебном сообществе детей и взрослых благоприятного эмоционально-психологического климата. Если ребёнок чувствует себя в классе комфортно и защищённо и всё происходящее на уроке вызывает у него положительные эмоции и интерес, то возрастает его желание проявить и обогатить свой жизненный опыт, занять открытую позицию в учебном взаимодействии.
6. Использование педагогом специальных технологических приёмов и методов «вызова» ранее накопленных детьми знаний, умений и навыков. Учитель должен владеть широким спектром приёмов и методов актуализации субъектного опыта обучающихся и умело их применять в зависимости от содержания и способов организации учебного занятия, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, специфики конкретной учебной ситуации.
7. Педагогическое обеспечение культуры развития актуализированного опыта учащихся. Актуализация субъектного опыта ученика – то не самоцель, а лишь одно из условий обеспечения развивающего влияния процесса обучения на личность ребёнка. Данную ситуацию можно создавать на уроке только тогда, когда она служит прологом (начальным звеном) в цепочке учебного взаимодействия, направленного на обогащение индивидуального багажа знаний, умений и навыков ученика ценностями общечеловеческого опыта и культуры.
В процессе опытно-педагогической работы по подготовке и проведению личностно-ориентированных учебных занятий в условиях внедрения и реализации ФГОС мы осознали необходимость применения приёмов и методов актуализации субъектного опыта учащихся практически на всех этапах урока. Для нас стала очевидной целесообразность опоры на накопленные учеником компетенции и компетентности на всех стадиях изучения нового учебного материала. Поэтому и появились в наших разработках три разновидности ситуации актуализации субъектного опыта учащихся:
1) актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой учебной информации;
2) актуализация обогащаемого опыта, используемая на стадиях усвоения нового учебного материала;
3) актуализация закрепляемого опыта, происходящая на этапе закрепления и проверки знаний, умений и навыков учеников.
Приведём примеры применения технологических приёмов и методов актуализации субъектного опыта обучающихся.
Актуализация первичного опыта. На уроке географии в 7 классе по теме: «Природная зона Арктических пустынь» в начале учебного занятия учитель попросил обучающихся рассказать о том, что они знают об арктических пустынях. И хотя изучался новый учебный материал, многие учащиеся сразу же высказали свои суждения, большинство из которых оказались верными. В данном случае педагогом был успешно использован приём опоры на житейский опыт детей.
Актуализация обогащаемого опыта. В ходе объяснения нового учебного материала на уроке истории Санкт-Петербурга в 9 классе по теме: «Санкт-Петербург в начале ХХ века» учитель даёт обучающимся задание ответить на вопросы:
1. Существует ли взаимосвязь процессов, происходивших в Санкт-Петербурге, с общегосударственными?
2. Если да, то в чём это проявляется?
Одна часть учеников, опираясь на имеющиеся знания по истории России и полученную на данном уроке информацию по краеведению, записывает свои предположения в тетрадь. Запись ведётся в два столбика: «предположения» и «факты».
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ |
ФАКТЫ |
|
|
Другой части обучающихся, которые испытывали затруднения в выборе фактов для подтверждения предположений, предлагается воспользоваться учебным пособием по истории Санкт-Петербурга или сборником документов.
Использованные учителем приёмы актуализации обогащаемого субъектного опыта учащихся способствовали более глубокому осмыслению новой информации, установлению более прочных связей между уже имеющимися и ещё формирующимися знаниями.
Актуализация закрепляемого опыта. На уроке обществознания в 10 классе при закреплении изучаемого материала по теме «Безработица» учитель предлагает обучающимся выполнить проблемное задание. Им необходимо установить: является ли верным утверждение о том, что полная занятость населения означает полное отсутствие безработицы? Свои аргументы «За» и «Против» учащиеся излагают письменно в виде таблицы.
ЗА |
ПРОТИВ |
|
|
Задание имеет чётко выраженную практическую направленность и формирует способность учеников оперативно, умело и доказательно применять свои знания и убеждения в процессе познавательной деятельности. Защита школьниками своих версий быстро превращается в коллективную дискуссию, что может свидетельствовать о личной значимости для них изучаемого материала.
Подобные задания способствуют формированию у обучающихся умения выделять главное в изученном учебном материале и правильно систематизировать полученную информацию, содействуют росту личностной значимости и интереса к данному учебному предмету и познавательной деятельности в целом.
Таким образом, актуализация субъектного опыта обучающихся является не только важным элементом личностно-ориентированного урока в условиях внедрения и реализации ФГОС, но и необходимым условием развития у детей интереса к познанию, желания и умения занимать субъектную позицию в учебной и других видах деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.