Актуализация знаний как этап урока в рамках ФГОС
Оценка 4.9

Актуализация знаний как этап урока в рамках ФГОС

Оценка 4.9
Руководства для учителя
pptx
преподавание
СCУЗ, ВУЗ
18.06.2024
Актуализация знаний как этап урока в рамках ФГОС
Актуализация знаний как этап урока в рамках ФГОС.pptx

Актуализация знаний как этап урока в рамках

Актуализация знаний как этап урока в рамках

Актуализация знаний как этап урока в рамках ФГОС

Учитель географии и биологии
МКОУ СОШ п. Ключи
Кирово-Чепецкого района
Криваль Анна Алексеевна

2022

Актуализация [лат. actio — действие, деятельность] — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или…

Актуализация [лат. actio — действие, деятельность] — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или…

Актуализация [лат. actio — действие, деятельность] — процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию.

Актуализация знаний обучающихся является основой качественного формирования новых знаний. Однако, бытует мнение, что актуализация – это то же самое, что и опрос, только термин новый. Но это далеко не так. Актуализировать – значит «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти, подготовить аудиторию к успешному выполнению основной учебной задачи.

Дидактическая задача этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,

Дидактическая задача этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,

Дидактическая задача этапа: актуализировать прежние знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке,
Содержание этапа: организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока.
Условия достижения положительных результатов:
чтобы объяснение было понятным, ученикам необходимо напомнить предыдущий изученный материал, на базе какого будут усваиваться новые знания;
отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания;
количество заданий не должно быть большим, чтобы, с одной стороны, не рассеивать внимание детей, а с другой - не затягивать данный этап: его продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Корзина идей Этот приём применяется как индивидуально, так и фронтально

Корзина идей Этот приём применяется как индивидуально, так и фронтально

1. Корзина идей
Этот приём применяется как индивидуально, так и фронтально. С его помощью учитель может узнать, что известно учащимся по теме, которая будет обсуждаться на занятии, или их предположения на этот счет. На доске рисуется или прикрепляется макет корзины, в которую дети поместят все, что классу известно по обсуждаемому вопросу.
Например, урок в 6 классе «Дыхание и обмен веществ растений». Для этого способа можно использовать таблицу.

Приёмы актуализации знаний

Знаю

Узнал

Важно

Кислород, углекислый газ, …
Дыхание-свойство живых организмов

 

Да – нет Этот приём позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс

Да – нет Этот приём позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс

2. Да – нет
Этот приём позволит детям быстрее включиться в мыслительный процесс. При его использовании формируются навыки оценки ситуации, фактических сведений; анализа имеющейся информации; формулирования и выражения своей точки зрения.

Для организации работы учитель готовит несколько высказываний по теме урока и предлагает детям выразить к ним свое отношение по категории «да-нет», а также разъяснить, почему они так думают.

Сыр, мясо, молоко - это питательные вещества

Сыр, мясо, молоко - это питательные вещества

1. Сыр, мясо, молоко - это питательные вещества. 2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функции. 3. Глотка является частью пищеварительного тракта. 4. В состав эмали зуба входят соли кальция 5. У каждого зуба имеется только выступающая в ротовую полость коронка и шейка. 6. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию, обеззараживанию 7. Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т. е. всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала. 8. Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок. 9. Аппендикс - это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит. 10. В глотке пищеварительный путь совмещается с дыхательным путем.

Шаг за шагом На уроке ученики при выходе к доске должны каждый шаг сопровождать терминами или понятиями, относящимися к теме урока

Шаг за шагом На уроке ученики при выходе к доске должны каждый шаг сопровождать терминами или понятиями, относящимися к теме урока

3. Шаг за шагом
На уроке ученики при выходе к доске должны каждый шаг сопровождать терминами или понятиями, относящимися к теме урока.
Например, названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или представителя круглых червей, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё.

Определи логическую связь Детям называем три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически

Определи логическую связь Детям называем три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически

4. Определи логическую связь
Детям называем три слова, два из которых каким-то образом между собой связаны логически. Даем задание ученикам: подобрать четвертое слово, находящееся с третьим в аналогичной связи.
Например,
рыбы – чешуя = птицы (покровы тела) – оперение.
Гепард – Саванна = Горилла -? (среда обитания) Джунгли
Урал – Каспий = Сырдарья - ? (место впадения) Аральское море

Задания на развитие мышления Для того, чтобы учащиеся могли быстро включиться в работу на уроке предлагается упражнение на развитие мышления

Задания на развитие мышления Для того, чтобы учащиеся могли быстро включиться в работу на уроке предлагается упражнение на развитие мышления

5. Задания на развитие мышления
Для того, чтобы учащиеся могли быстро включиться в работу на уроке предлагается упражнение на развитие мышления.
Например:
Задание 1: На доске записаны следующие пункты:
хыниеда
иптеаин
жвдиеени
Устно к нему задаем вопрос: Расшифруйте слова. Какое из жизненных свойств меньшей степени присуще растениям?

• Задание 2: На доске записаны следующие пункты:
клеби
ыржи
влугдыео
 Вопрос учителя: Какое из веществ образуется в процессе фотосинтеза?

Ключевые слова Определяем несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока

Ключевые слова Определяем несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока

6. Ключевые слова
Определяем несколько ключевых слов, тесно связанных с материалом урока. На доске записываем эти несколько слов. Используя их, учащиеся составляют предложение или небольшой текст.
Например,
• Эволюция
• Дарвин
• Экспедиция
• Бигль
• Исследования
• Идея.
Примерный вариант ответа: На корабле «Бигль» Чарльз Дарвин отправился в кругосветную экспедицию. Проведенные исследования подтолкнули его к идее эволюции.

Горячий стул К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске

Горячий стул К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске

7. Горячий стул
К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя термина, характеризуют его. Отвечающий должен определить термин, понятие.

Блиц Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр

Блиц Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр

8. Блиц
Учитель готовит для детей карточки с понятиями, именами, датами, названиями и пр. Учащимся предлагается за ограниченное время (30 секунд - 1 минута) объяснить классу указанные данные, не используя однокоренных слов, описывая его признаки и т. д.
Например,
Морской житель, имеет тело, похожее на ракету.
У него десять щупалец, два из которых длиннее, чем другие.
Он развивает скорость до 70 км/ч

Задания – загадки С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и тому подобное

Задания – загадки С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и тому подобное

9. Задания – загадки
С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные варианты заданий на смекалку: шарады, ребусы, кроссворды, загадки, задачи-шутки, пиктограммы и тому подобное.

Первое можете в море искать, Но за него вам нельзя заплывать

Первое можете в море искать, Но за него вам нельзя заплывать

Первое можете в море искать,
Но за него вам нельзя заплывать.
А на втором раньше землю пахали -
Трактора встарь люди даже не знали.
Целое - это животное тоже,
Очень оно на второе похоже.
(Буй + Вол = Буйвол)

Листок зеленый –
Труженик хваленый.
Лучик света мы поймали
И в крахмал упаковали.
(Фотосинтез у зеленых растений.)

Цепочка фактов С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные факты о каком-то процессе, термине, понятии

Цепочка фактов С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные факты о каком-то процессе, термине, понятии

10. Цепочка фактов
С целью актуализировать знания учащихся им предлагаются различные факты о каком-то процессе, термине, понятии. Учитель их зачитывает по одному до тех пор, пока учащиеся не догадаются о чём идёт речь.
Например, 9 класс тема «Фотосинтез».
Задание классу: Догадайтесь по перечисленным фактам, о каком процессе идет речь:
Огромные успехи в изучении механизмов этого процесса были достигнуты лишь во второй половине ХХ века
Это практически единственный процесс в природе, где происходит преобразование одного вида энергии в другую.
Благодаря этому процессу мы пользуемся энергетическими ресурсами планеты.
Этот процесс способствует предохранению Земли от парникового эффекта и образованию защитного озонового слоя.
В результате этого процесса образуются сложные органические вещества из неорганических.
Продуктивность этого процесса составляет на планете в год 130 000 млн. тонн вещества. Для сравнения: все сталелитейные заводы все вместе в год выпускают 350 млн. т стали, все цементные заводы – 300 млн. т цемента
О нем писал в своей книге «Солнце, жизнь и хлорофилл» К. А. Тимирязев

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024