Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя. Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития ребенка. Задача воспитателей, учитывая индивидуальность каждого ребенка, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой.Выступление на педсовете.
Актуальность экологического воспитания.doc
Выступление на педсовете
«Актуальность экологического
воспитания дошкольников»
2017 год был объявлен в России Годом экологии, а основополагающим
документом, на который должны ориентироваться ДОУ в экологическом
воспитании дошкольников с учетом ФГОС, стала Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв.
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996р. Согласно ей,
педагоги образовательной организации должны: научить ребенка понятию
экологической культуры, привить аккуратное и внимательное отношение к
природе окружающего края; сформировать у детей понимание экологической
взаимосвязанности всего на планете; воспитать чувство ответственности и
развить навык бережливого и заботливого отношения к природным ресурсам.
Современная образовательная система признаёт за экологическим
воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого
педагогической деятельности воспитателя, если речь идёт о дошкольном
детском развитии.
Столь раннее формирование экологической
направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка
создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к
окружающей природе; идёт накопление ярких эмоций; непосредственное
восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.
Современные исследования показали, что на психологическом уровне
восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот
после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца
дней.
Работа с малышами с 2,5 до 6 лет важна для формирования
экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и
принятие общих глобальных проблем, а также осознание личной
ответственности за состояние планеты.
Принципы,
цели и
задачи экологического воспитания: Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем,
затрагивает все области интеллектуального, духовнонравственного развития
малыша, а именно
формирует сочувственное отношение к окружающему миру, то есть
занимается формированием нравственных ценностей;
наполняет систему экознаний и представлений, то есть развивает
интеллект;
учит видеть красоту мира через деятельностный подход (например,
уход за растениями, домашними животными и т.д).
Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего
мира, нужно
формировать простейшие представления о природе, о взаимосвязях
всего живого;
приобщать к труду, так как это показатель заботы об окружающем
мире;
воспитывать уважение и любовь к природе, а также прививать
понимание важности заботы о ней.
Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на
реализацию поставленных целей, то есть
формировать и развивать любознательность малышей;
развивать креативность;
давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных
составляющих природы (цвет, размер, материал, форма, звук, темп,
причины и следствия того или иного явления), а также о
взаимоотношениях между ними;
воспитывать уважение к общему дому — планете Земля — и с пиететом
(лицо, проявляющее пиетет (лат. pius) могло быть или богом, или
человеком, или тем и другим; позднее этот термин односторонне
употреблялся только по отношению к человеку в смысле благочестия,
набожности. Вне религии это слово стало употребляться в смысле
почтительного отношения к родителям, предкам, учреждениям,
отечеству) относиться к народам её заселяющим.
В соответствии с ФГОС знакомство с окружающим миром в
дошкольном учреждении теперь
регламентируется стратегией
«Познавательное развитие». А вся работа приобрела интеллектуальный и
познавательнотворческий характер вместо исследовательского и
продуктивнодеятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между
тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе
и экологической составляющей. Он заключается в том, что траектория
обучения ведётся исходя из интересов каждого конкретного малыша. Так,
если ребёнок любит наблюдать за птицами, кормить их и строить
скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше рассказывать на приметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают низко, то
пойдёт дождь, а если куры гуляют в ненастье, то плохая погода скоро
сменится солнечной. Таким образом, усвоение материала идёт легче и
быстрее.
Программой Федерального Государственного Образовательного
Стандарта предусмотрен системный подход к воспитанию экологической
культуры дошкольников. Это значит, что ежегодно темы занятий
повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. Например, к
аппликациям на заданную тему в младшей группе добавляется конкурс чтецов
в средней, а в старшей — иллюстрирование книги о природе. В целом же
предусмотрено изучение тем, связанных с
сезонными изменениями в живой и неживой природе;
переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой
времён года;
воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью
и весной.
Одной из самых актуальных последние годы форм работы с детьми
считается проект. Этот вид деятельности позволяет объединить компоненты
предварительной работы, практической деятельности и сопутствующих форм
рассмотрения темы. Тематика проектных заданий выбирается исходя из
индивидуального подхода к обучению, но также и с учётом возраста детей.
Младшая группа
Вся работа детей в этой возрастной категории ведётся совместно с
родителями.
«Чудоогород». Цели: формирование интереса к исследовательской
деятельности, получение знаний об условиях, необходимых для выращивания
растений, знакомство с многообразием семян, развитие сенсорики, воспитание
чувства гордости за результаты своего труда, а также уважения к результатам
труда других людей. Суть проекта сводится к тому, что в Красном уголке
детского сада нужно создать миниогород, для этого каждый ребёнок
получает задание прорастить семена определённой сельскохозяйственной
культуры. Проект долгосрочный.
Оформление уголка «Мир природы». Цели: формирование осознанных
представлений о природе, развитие навыков наблюдения за окружающим
миром, создание условий для формирования умения предвидеть результаты
некоторых своих действий. Суть проекта в том, что дети создают поделки из
природного материала, доступного в разное время года.
Средняя группа
«Здравствуй, дерево». Основная цель этого проекта — познакомиться с
деревьями родного края. А также формировать представления о жизни
деревьев, развивать наблюдательность, фантазию, речь, воспитывать уважение
к природе родного края. Суть проекта в том, что дети совместно с родителями выбирают дерево, за которым наблюдают 12 месяцев, описывая
изменения с ним происходящие. Эти наблюдения представляются в виде
рисунков, заучивания стихотворений, поделок из природного материала.
«Секреты воды». Цели: формировать представления детей о важности
воды в жизни, показать свойства воды в разных её состояниях, а также её
свойства при этих переходах (изменения вкуса, цвета, запаха). Суть проекта:
подборка загадок, стихотворений о воде, создание стенгазеты, проведение
экспериментов по замораживанию, нагреванию воды, а также смешиванию с
другими веществами (пищевыми красителями, сахаром, солью).
Старшая группа
«Чудосемена».
Цели:
познакомиться с семенами овощей,
особенностями их высаживания, проследить процесс проращивания семян,
развивать умение сравнивать, делать выводы, применять теорию на практике,
развивать речь, прививать уважение к труду, а также ответственное
отношение к делу. Суть проекта сводится к тому, что дети в период с апреля
по май занимаются проращиванием семян овощных культур, сравнивая их,
изучая особенности ухода за конкретными растениями.
«Чистый мир». Цели: формировать у детей экологические знания,
развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде,
умение творчески перерабатывать бросовый материал,
развивать
представления о природе родного края. Суть проекта заключается в том, что
дети регулярно проводят уборку территории, составляя фотоотчёт о
проделанной работе, а также выполняя поделки из бросового материала, то
есть из безопасного для жизни и здоровья мусора.
ФГОС определены основные стратегии экологического воспитания
дошкольников. Задача воспитателей, учитывая индивидуальность каждого
ребенка, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько
важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать
всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет
естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском
сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии,
а не как о далёкой мечте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.