«Актуальность экологического воспитания дошкольников»
Оценка 4.9

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

Оценка 4.9
Педсоветы
doc
окружающий мир
Детсад
03.05.2018
«Актуальность экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя. Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития ребенка. Задача воспитателей, учитывая индивидуальность каждого ребенка, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой.Выступление на педсовете.
Актуальность экологического воспитания.doc
Выступление на педсовете  «Актуальность экологического воспитания дошкольников» 2017 год был объявлен в России Годом экологии, а основополагающим документом,   на который   должны   ориентироваться   ДОУ   в экологическом воспитании   дошкольников   с учетом   ФГОС,   стала   Стратегия   развития воспитания   в Российской   Федерации   на   период   до   2025   года,   утв. распоряжением   Правительства   РФ   от   29.05.2015   №   996­р.   Согласно   ей, педагоги   образовательной   организации   должны:   научить   ребенка   понятию экологической  культуры, привить  аккуратное и внимательное отношение к природе окружающего края; сформировать у детей понимание экологической взаимосвязанности   всего   на планете;   воспитать   чувство   ответственности   и развить навык бережливого и заботливого отношения к природным ресурсам. Современная   образовательная   система   признаёт   за   экологическим воспитанием   право   одного   из   приоритетных   направлений   психолого­ педагогической   деятельности   воспитателя,   если   речь   идёт   о   дошкольном детском   развитии.   Столь   раннее   формирование   экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся   фундамент   для   закладывания   осознанного   отношения   к окружающей   природе;   идёт   накопление   ярких   эмоций;   непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.  Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.  Работа   с   малышами   с   2,5   до   6   лет   важна   для   формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие   общих   глобальных   проблем,   а   также   осознание   личной ответственности за состояние планеты.  Принципы,   цели   и   задачи   экологического   воспитания: Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно­нравственного развития малыша, а именно   формирует   сочувственное   отношение   к   окружающему   миру,   то   есть занимается формированием нравственных ценностей;  наполняет   систему   экознаний   и   представлений,   то   есть   развивает интеллект;  учит   видеть   красоту   мира   через   деятельностный   подход   (например, уход за растениями, домашними животными и т.д).  Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего   мира, нужно     формировать   простейшие   представления   о   природе,   о   взаимосвязях всего живого;  приобщать   к   труду,   так   как   это   показатель   заботы   об   окружающем мире;  воспитывать   уважение   и   любовь   к   природе,   а   также   прививать понимание важности заботы о ней.  Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на  реализацию поставленных целей, то есть     формировать и развивать любознательность малышей;  развивать креативность;  давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих   природы   (цвет,   размер,   материал,   форма,   звук,   темп, причины   и   следствия   того   или   иного   явления),   а   также   о взаимоотношениях между ними;  воспитывать уважение к общему дому — планете Земля — и с пиететом (лицо,   проявляющее   пиетет   (лат.   pius)   могло   быть   или   богом,   или человеком,   или   тем   и   другим;   позднее   этот   термин   односторонне употреблялся только по отношению к человеку в смысле благочестия, набожности.   Вне   религии   это   слово   стало   употребляться   в   смысле почтительного   отношения   к   родителям,   предкам,   учреждениям, отечеству) относиться к народам её заселяющим. В   соответствии   с   ФГОС   знакомство   с   окружающим   миром   в дошкольном   учреждении   теперь   регламентируется   стратегией «Познавательное   развитие».   А   вся   работа   приобрела   интеллектуальный   и познавательно­творческий   характер   вместо   исследовательского   и продуктивно­деятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и   экологической   составляющей.   Он   заключается   в   том,   что   траектория обучения  ведётся исходя  из  интересов каждого конкретного малыша.  Так, если   ребёнок   любит   наблюдать   за   птицами,   кормить   их   и   строить скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше рассказывать на приметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают низко, то пойдёт   дождь,   а   если   куры   гуляют   в   ненастье,   то   плохая   погода   скоро сменится   солнечной.   Таким   образом,   усвоение   материала   идёт   легче   и быстрее.                 Программой   Федерального   Государственного   Образовательного Стандарта   предусмотрен   системный   подход   к   воспитанию   экологической культуры   дошкольников.   Это   значит,   что   ежегодно   темы   занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. Например, к аппликациям на заданную тему в младшей группе добавляется конкурс чтецов в средней, а в старшей — иллюстрирование книги о природе. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с  сезонными изменениями в живой и неживой природе;  переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года;  воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной. Одной   из   самых   актуальных   последние   годы   форм   работы   с  детьми считается проект. Этот вид деятельности позволяет объединить компоненты предварительной работы, практической деятельности и сопутствующих форм рассмотрения   темы.   Тематика   проектных   заданий   выбирается   исходя   из индивидуального подхода к обучению, но также и с учётом возраста детей. Младшая группа Вся   работа   детей   в   этой   возрастной   категории   ведётся   совместно   с родителями. «Чудо­огород».   Цели:   формирование   интереса   к   исследовательской деятельности, получение знаний об условиях, необходимых для выращивания растений, знакомство с многообразием семян, развитие сенсорики, воспитание чувства гордости за результаты своего труда, а также уважения к результатам труда других людей. Суть проекта сводится к тому, что в Красном уголке детского   сада   нужно   создать   мини­огород,   для   этого   каждый   ребёнок получает   задание   прорастить   семена   определённой   сельскохозяйственной культуры. Проект долгосрочный. Оформление уголка «Мир природы». Цели: формирование осознанных представлений   о   природе,   развитие   навыков   наблюдения   за   окружающим миром, создание условий для формирования умения предвидеть результаты некоторых своих действий. Суть проекта в том, что дети создают поделки из природного материала, доступного в разное время года. Средняя группа «Здравствуй, дерево». Основная цель этого проекта — познакомиться с деревьями   родного   края.   А   также   формировать   представления   о   жизни деревьев, развивать наблюдательность, фантазию, речь, воспитывать уважение к   природе   родного   края.   Суть   проекта   в   том,   что   дети   совместно   с родителями выбирают дерево, за которым наблюдают 12 месяцев, описывая изменения   с   ним   происходящие.   Эти   наблюдения   представляются   в   виде рисунков, заучивания стихотворений, поделок из природного материала. «Секреты воды». Цели: формировать представления детей о важности воды в жизни, показать свойства воды в разных её состояниях, а также её свойства при этих переходах (изменения вкуса, цвета, запаха). Суть проекта: подборка   загадок,   стихотворений   о   воде,   создание   стенгазеты,   проведение экспериментов по замораживанию, нагреванию воды, а также смешиванию с другими веществами (пищевыми красителями, сахаром, солью). Старшая группа «Чудо­семена».   Цели:   познакомиться   с   семенами   овощей, особенностями   их   высаживания,   проследить   процесс   проращивания   семян, развивать умение сравнивать, делать выводы, применять теорию на практике, развивать   речь,   прививать   уважение   к   труду,   а   также   ответственное отношение к делу. Суть проекта сводится к тому, что дети в период с апреля по май занимаются проращиванием семян овощных культур, сравнивая их, изучая особенности ухода за конкретными растениями. «Чистый   мир».   Цели:   формировать   у   детей   экологические   знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде, умение   творчески   перерабатывать   бросовый   материал,   развивать представления о природе родного края. Суть проекта заключается в том, что дети   регулярно   проводят   уборку   территории,   составляя   фотоотчёт   о проделанной работе, а также выполняя поделки из бросового материала, то есть из безопасного для жизни и здоровья мусора. ФГОС   определены   основные   стратегии   экологического   воспитания дошкольников.   Задача   воспитателей,   учитывая   индивидуальность   каждого ребенка,   найти   правильный   подход   к   малышу,   чтобы   показать,   насколько важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

«Актуальность экологического воспитания дошкольников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2018