«Актуальность экологического воспитания дошкольников»

  • Педсоветы
  • doc
  • 03.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности воспитателя. Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно-нравственного развития ребенка. Задача воспитателей, учитывая индивидуальность каждого ребенка, найти правильный подход к малышу, чтобы показать, насколько важно жить в гармонии с природой.Выступление на педсовете.
Иконка файла материала Актуальность экологического воспитания.doc
Выступление на педсовете  «Актуальность экологического воспитания дошкольников» 2017 год был объявлен в России Годом экологии, а основополагающим документом,   на который   должны   ориентироваться   ДОУ   в экологическом воспитании   дошкольников   с учетом   ФГОС,   стала   Стратегия   развития воспитания   в Российской   Федерации   на   период   до   2025   года,   утв. распоряжением   Правительства   РФ   от   29.05.2015   №   996­р.   Согласно   ей, педагоги   образовательной   организации   должны:   научить   ребенка   понятию экологической  культуры, привить  аккуратное и внимательное отношение к природе окружающего края; сформировать у детей понимание экологической взаимосвязанности   всего   на планете;   воспитать   чувство   ответственности   и развить навык бережливого и заботливого отношения к природным ресурсам. Современная   образовательная   система   признаёт   за   экологическим воспитанием   право   одного   из   приоритетных   направлений   психолого­ педагогической   деятельности   воспитателя,   если   речь   идёт   о   дошкольном детском   развитии.   Столь   раннее   формирование   экологической направленности в росте личности объясняется тем, что до 7 лет у ребёнка создаётся   фундамент   для   закладывания   осознанного   отношения   к окружающей   природе;   идёт   накопление   ярких   эмоций;   непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.  Современные исследования показали, что на психологическом уровне восприятие окружающего мира у ребёнка до 7 лет формируется на 70%. А вот после достижения этой черты оставшиеся 30% накапливаются уже до конца дней.  Работа   с   малышами   с   2,5   до   6   лет   важна   для   формирования экологической культуры личности. Это понятие подразумевает понимание и принятие   общих   глобальных   проблем,   а   также   осознание   личной ответственности за состояние планеты.  Принципы,   цели   и   задачи   экологического   воспитания:Изучение природы на дошкольном этапе, также как и в последующем, затрагивает все области интеллектуального, духовно­нравственного развития малыша, а именно   формирует   сочувственное   отношение   к   окружающему   миру,   то   есть занимается формированием нравственных ценностей;  наполняет   систему   экознаний   и   представлений,   то   есть   развивает интеллект;  учит   видеть   красоту   мира   через   деятельностный   подход   (например, уход за растениями, домашними животными и т.д).  Для этого на каждом занятии, посвящённому изучению окружающего   мира, нужно     формировать   простейшие   представления   о   природе,   о   взаимосвязях всего живого;  приобщать   к   труду,   так   как   это   показатель   заботы   об   окружающем мире;  воспитывать   уважение   и   любовь   к   природе,   а   также   прививать понимание важности заботы о ней.  Задачи воспитания экологического самосознания должны работать на  реализацию поставленных целей, то есть     формировать и развивать любознательность малышей;  развивать креативность;  давать элементарные представления о себе, других людях, отдельных составляющих   природы   (цвет,   размер,   материал,   форма,   звук,   темп, причины   и   следствия   того   или   иного   явления),   а   также   о взаимоотношениях между ними;  воспитывать уважение к общему дому — планете Земля — и с пиететом (лицо,   проявляющее   пиетет   (лат.   pius)   могло   быть   или   богом,   или человеком,   или   тем   и   другим;   позднее   этот   термин   односторонне употреблялся только по отношению к человеку в смысле благочестия, набожности.   Вне   религии   это   слово   стало   употребляться   в   смысле почтительного   отношения   к   родителям,   предкам,   учреждениям, отечеству) относиться к народам её заселяющим. В   соответствии   с   ФГОС   знакомство   с   окружающим   миром   в дошкольном   учреждении   теперь   регламентируется   стратегией «Познавательное   развитие».   А   вся   работа   приобрела   интеллектуальный   и познавательно­творческий   характер   вместо   исследовательского   и продуктивно­деятельностного, который был ведущим до 2014 года. Между тем сохранился принцип индивидуализации образования в целом, в том числе и   экологической   составляющей.   Он   заключается   в   том,   что   траектория обучения  ведётся исходя  из  интересов каждого конкретного малыша.  Так, если   ребёнок   любит   наблюдать   за   птицами,   кормить   их   и   строить скворечники, то о видах атмосферных осадков ему лучше рассказывать наприметах, связанных с пернатыми. Например, если ласточки летают низко, то пойдёт   дождь,   а   если   куры   гуляют   в   ненастье,   то   плохая   погода   скоро сменится   солнечной.   Таким   образом,   усвоение   материала   идёт   легче   и быстрее.                 Программой   Федерального   Государственного   Образовательного Стандарта   предусмотрен   системный   подход   к   воспитанию   экологической культуры   дошкольников.   Это   значит,   что   ежегодно   темы   занятий повторяются, но при этом добавляются некоторые виды работ. Например, к аппликациям на заданную тему в младшей группе добавляется конкурс чтецов в средней, а в старшей — иллюстрирование книги о природе. В целом же предусмотрено изучение тем, связанных с  сезонными изменениями в живой и неживой природе;  переменой образа жизни растений и животных в связи со сменой времён года;  воздействием человека на окружающий мир зимой, летом, осенью и весной. Одной   из   самых   актуальных   последние   годы   форм   работы   с  детьми считается проект. Этот вид деятельности позволяет объединить компоненты предварительной работы, практической деятельности и сопутствующих форм рассмотрения   темы.   Тематика   проектных   заданий   выбирается   исходя   из индивидуального подхода к обучению, но также и с учётом возраста детей. Младшая группа Вся   работа   детей   в   этой   возрастной   категории   ведётся   совместно   с родителями. «Чудо­огород».   Цели:   формирование   интереса   к   исследовательской деятельности, получение знаний об условиях, необходимых для выращивания растений, знакомство с многообразием семян, развитие сенсорики, воспитание чувства гордости за результаты своего труда, а также уважения к результатам труда других людей. Суть проекта сводится к тому, что в Красном уголке детского   сада   нужно   создать   мини­огород,   для   этого   каждый   ребёнок получает   задание   прорастить   семена   определённой   сельскохозяйственной культуры. Проект долгосрочный. Оформление уголка «Мир природы». Цели: формирование осознанных представлений   о   природе,   развитие   навыков   наблюдения   за   окружающим миром, создание условий для формирования умения предвидеть результаты некоторых своих действий. Суть проекта в том, что дети создают поделки из природного материала, доступного в разное время года. Средняя группа «Здравствуй, дерево». Основная цель этого проекта — познакомиться с деревьями   родного   края.   А   также   формировать   представления   о   жизни деревьев, развивать наблюдательность, фантазию, речь, воспитывать уважение к   природе   родного   края.   Суть   проекта   в   том,   что   дети   совместно   сродителями выбирают дерево, за которым наблюдают 12 месяцев, описывая изменения   с   ним   происходящие.   Эти   наблюдения   представляются   в   виде рисунков, заучивания стихотворений, поделок из природного материала. «Секреты воды». Цели: формировать представления детей о важности воды в жизни, показать свойства воды в разных её состояниях, а также её свойства при этих переходах (изменения вкуса, цвета, запаха). Суть проекта: подборка   загадок,   стихотворений   о   воде,   создание   стенгазеты,   проведение экспериментов по замораживанию, нагреванию воды, а также смешиванию с другими веществами (пищевыми красителями, сахаром, солью). Старшая группа «Чудо­семена».   Цели:   познакомиться   с   семенами   овощей, особенностями   их   высаживания,   проследить   процесс   проращивания   семян, развивать умение сравнивать, делать выводы, применять теорию на практике, развивать   речь,   прививать   уважение   к   труду,   а   также   ответственное отношение к делу. Суть проекта сводится к тому, что дети в период с апреля по май занимаются проращиванием семян овощных культур, сравнивая их, изучая особенности ухода за конкретными растениями. «Чистый   мир».   Цели:   формировать   у   детей   экологические   знания, развивать практические навыки бережного отношения к окружающей среде, умение   творчески   перерабатывать   бросовый   материал,   развивать представления о природе родного края. Суть проекта заключается в том, что дети   регулярно   проводят   уборку   территории,   составляя   фотоотчёт   о проделанной работе, а также выполняя поделки из бросового материала, то есть из безопасного для жизни и здоровья мусора. ФГОС   определены   основные   стратегии   экологического   воспитания дошкольников.   Задача   воспитателей,   учитывая   индивидуальность   каждого ребенка,   найти   правильный   подход   к   малышу,   чтобы   показать,   насколько важно жить в гармонии с природой. И если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о мирном и добрососедском сосуществовании Человека и Природы как о реально существующем понятии, а не как о далёкой мечте.