Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ключевой фигурой данной работы является социальный педагог. Но не будем здесь говорить о понятии «социальный педагог» в широком смысле, а, в первую очередь, коснёмся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах. Итак, школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению.
Иконка файла материала Актуальность работы социального педагога в.doc
Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях            Ключевой   фигурой   данной   работы   является социальный   педагог.   Но   не   будем   здесь   говорить   о понятии   «социальный   педагог»   в   широком   смысле,   а,   в первую   очередь,   коснёмся   деятельности   социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах. Итак, школьный социальный педагог – действует   в   общеобразовательной   или   профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах,   детских   домах,   школах­интернатах,   школах реабилитации   и   других   образовательных   учреждениях.     В организации   своей   работы   даёт   приоритет   созданию здорового   микроклимата   в   коллективе,   гуманизации межличностных   отношений,   способствует   реализации способностей   каждого,   защите   интересов   личности, организации   досуга,   включению   в   социальную   полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей,   принимает   меры   к   их   решению.   Поддерживает постоянную   связь   с   семьями   учащихся.   Особое   внимание уделяет   проблемам   защиты   ребёнка   от   родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.1    Социально­педагогическая   деятельность  –   это социальная   работа,   включающая   и   педагогическую деятельность,   направленная   на   помощь   ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического 1 Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд­во ТГУ  им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с., ­ с. 151состояния,   на   установление   нормальных   отношений   в семье,  в школе, в обществе.1              В   современных   условиях   в   работе   различных структур   в   области   социальной   защиты   определились основные   направления   социальной   работы,   которой занимается и социальный педагог. Это:   Оказание   материальной   помощи   (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);  Организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);  Влияние на человека.        Процесс   влияния   на   человека   –   это   процесс педагогического   и   психологического   воздействия.   Этим занимается социальный работник, социальный педагог. Выделю,   что   же   является   главным   в   работе социального   педагога,   чем   она   отличается   от   работы педагога школы, педагога – предметника и даже классного руководителя   или   воспитателя   школы   –   интерната   или группы продлённого дня.        Учителю  чаще  всего  приходится  работать  с  классом или   группой,   и,   в   основном,   его   методы   направлены   на работу   с   коллективом.   Социальный   педагог   работает   с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а   если   с   группой,   то   небольшой,   если   с   семьёй,   то   и здесь с каждым в отдельности. 1  Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2­ое изд.  Изд­во ГФ “Полиграф.ресурсы”. ­ М., 1998, ­ стр.14Социальный   педагог   работает   в   области   защиты ребёнка,   подростка,   оказывает   ему   социальную   или медицинскую   помощь;   он   должен   уметь   организовать   его обучение, его реабилитацию и адаптацию.          Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как   первостепенное,   воспитание   ребёнка,   формирование личности,   изменяет   своё   содержание   и   методы   работы. Среди   сфер,   где   особенно   нужен   социальный   педагог,   ­ это школа, и его работа в школе – особый вопрос.          В различных странах существуют два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным работником.          Сотрудничая   со   школой,   прикреплённый   социальный педагог   часто   посещает   школу,   помогает   родителям   и школьникам   в   нормализации   отношений,   выясняет   причины непосещений   учениками   школы.   Он   выявляет   семьи,   где жестоко   обращаются   с   детьми,   детей,   отстающих   в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности.   Чтобы   помочь   ребёнку   или   семье,   он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От   школьного   врача   он   узнаёт   о   длительной   болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.     В Германии социальный педагог введён в штаты школы. Он   работает   с   неблагополучными   семьями,   отстающими учениками,   создаёт   детские   объединения   для   проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.    Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи   детей.   Это   неуспевающие   дети,   которые   в   силусвоих   способностей   не   могут   усвоить   школьного   курса. Это   дети,   которые   переживают   стрессы   или   в   коллективе сверстников   в   школе   или   в   семье.   Это   дети   больные,   с теми   или   иными   недостатками,   школьники,   которые приобщались   к   наркотикам   или   алкоголю.   Чаще   всего   они состоят   на   учёте   в   комиссии   по   делам несовершеннолетних. А также это дети одарённые.                    Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом   случае   –   научить   контролировать   свои   поступки, быть   в   себе   уверенным.   Но   в   том   и   другом   случаях   от социального педагога требуются чуткость и сердечность.        Сегодня   актуальна   нехватка   различных   секций   и клубов,   разнообразных   трудовых,   туристических   и краеведческих   отрядов.   То   есть   в   настоящее   время   мало занято   в   организационном   плане   внеучебное   время школьника.   Социальный   педагог   становится   организатором внеучебного   времени   школьника,   объединяясь   в   своей воспитательной работе с родителями.          Социальный   педагог   координирует   работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с   окружающей   социальной   микросредой   и   общественностью микрорайона,   что   также   немаловажно   сегодня.   Он периодически информирует педагогический коллектив школы о   психологическом   климате   в   классах,   о   каждом   трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.          Социальный   педагог   выявляет   детей­школьников, которые   незаконно   заняты   на   работе   в   учебное   время, решает   вопрос   об   их   учёбе,   проверяет,   выполняются   ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень   остро   в   современных   условиях,   и   эта   проблема сегодня актуальна.   Он   следит   за   детьми­школьниками:   все   ли нуждающиеся   посещают   реабилитационные   центры,   помогает им,   контролирует   получение   всех   социальных   привилегий многодетными   семьями:   бесплатные   «школьные»   завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.        Опыт   работы   социального   педагога   в   школе   широко распространяется. Так, в некоторых школах Волгоградской области   введена   должность   социального   педагога, разработано положение об его обязанностях.          Социальный   педагог   изучает   интересы   детей, проблемы семейных отношений с различным укладом:  Изучает семью;  Помогает семьям в кризисных ситуациях;  Помогает в оздоровлении среды;  Помогает   в   улучшении   психологической   обстановки   и педагогической культуры среды;  Защищает интересы ребёнка;  Налаживает контакты.Работа с семьёй также должна строиться у школьного социального   педагога,   так   как   многое   ребёнок   выносит именно оттуда.1    Для   решения   всех   вышеописанных   задач   социальный педагог   изучает   ребёнка,   его   состояние,   уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших   задач   социального   педагога.   Поддержать ребенка   в   трудную   минуту   ­   дело   не   легкое.   Как   же помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации социальный педагог? Поддержать   духовно,   научить   стойкости,   искать выход,   найти   путь   и   принять   решение,   вселить   веру   в ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к лучшему. Педагог   связывается   со   специалистами,   со   службами социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для этого   необходимо,   чтобы   он   был   профессионально подготовлен,   достаточно   образован   для   ведения воспитательной и учебной работы. Актуальным является наличие у социального педагога организаторских   способностей,   умения   и   быстро   принять решение,   быстро   организовать   реабилитационную   работу. Но главное ­ быть добрым. Итак,   завершая   тему   о   "нужности"   деятельности социального   педагога   в   современный   период,   можно перечислить   следующие   организации   и   учреждения,   где актуально присутствие социального педагога: 1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2­ое изд.  Изд­во ГФ “Полиграф.ресурсы”. ­ М., 1998, стр. 373­375.*0   в   школе,   в   классе,   для   работы   с   детьми   из неблагополучных семей; *1 *2 *3 *4 *5  в школах­интернатах, детских домах, приютах;  в лесных школах, детских санаториях;  в социально­образовательных центрах;  в реабилитационных и коррекционных центрах;   в   культурных   центрах,   центрах   досуга,   молодежных клубах; *6  в летних лагерях труда и отдыха.1 Также   нужно   упомянуть     некоторые   статистические данные   по   социальным   проблемам   и   неблагополучным ситуациям,   касающимся   детей   России   в   современных условиях.   Например,   увеличение   смертности   детей, сокращение   рождаемости,   рост   числа   детей­инвалидов   ­ все   это   результаты   современного   экономического   и политического кризиса в стране. Снижение   жизненного   уровня   населения   сказалось   на детях,   их   нравственном,   физическом   и   психическом здоровье.   Дети   и   подростки   оказались   наиболее незащищенными среди населения страны. Отсутствие   государственных   мер   защиты   детей   и подростков   сказывается   на   их   деятельности,   общении, приводит   к   антиобщественному   поведению,   погоне   за деньгами любыми средствами, росту преступности. Кризис   образования,   остаточное   финансирование вылились   в   нехватку   кадров;   оторванность   школы   от общественных   процессов   сказывается   на   воспитании подрастающего поколения. 1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2­ое изд.  Изд­во ГФ “Полиграф.ресурсы”. ­ М., 1998, ­ стр. 74Сегодня   более   50%   подростков,   совершающих преступления,   из   неполной   семьи;   более   30%   детей   с психическими отклонениями росли без отца. Сегодня   появилось   усыновление   детей­сирот иностранными гражданами, с 1992 г. иностранцы усыновили 12 тыс. детей России. Но   все   же   на     сегодняшний   день   в   России   4   млн. беспризорных,   6   тыс.   преступлений   совершено подростками,   2   тыс.   детей   самоубийц,   573   детей­сирот. Комиссия   по   делам   женщин,   семьи   и   демографии   при Президенте   РФ   отмечает,   что   за   последние   5   лет   число детей­сирот и детей­инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось   число   детей,   которых   берут   под   опеку.   По сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что влечет за собой необходимость увеличения мест в детских домах. Что   касается   детей­беглецов,   то   в   основном   это подростки   15­16   лет,   чаще   дети   из   городских   семей, меньше ­ из сельских. Из   детей,   убегающих   из   семьи,   56,7%   ­   девочки, 43,3% ­ мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены   из   школы,   5%   временно   бросили   школу,   69%   ­ учились, 1% ­ окончили школу. Причиной побега являются волнения   ребенка   из­за   неудач   в   достижении   цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь. Безнадзорность,   стрессовость,   отравления   и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3раза   выросло   число   инфекционных   заболеваний,   на   10% дизентерией, на 15% ­ туберкулезом, на 3% ­ гонореей, в 2,7 раза ­ сифилисом, в 1,8 раза ­ чесоткой.  Сократилось число детей­дошкольников, 17,3% из них имеют   хронические   заболевания,   67,7%   ­   функциональные отклонения.   Только   10%   выпускников   общеобразовательной школы здоровы. Число девушек, имеющих к окончанию школы хронические   заболевания,   составляет   75%,   юношей   ­ 35,3%.1  На 15% увеличилось количество детей­инвалидов до 16 лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни. К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка,   можно   отнести   и   современную   систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп,   отсутствие   нужной   мебели.   В   школе   переход   на пятидневную неделю привел к переутомлению и  увеличению заболеваемо­ сти   детей   с   15%   до   24%.   Уменьшение   числа   санаторно­ курортных   школ   (с   91%   до   85%)   сократила   возможность лечения   детей.   Созданные   школы­интернаты   для   детей­ инвалидов   требуют   финансирования.   Не   хватает оборудования,   средств   для   проведения   оздоровительных мероприятий. Медики   часто   сталкиваются   с   детскими   травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин “синдром избитого ребенка”. 1 О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад. ­ 1994. ­ М., 1995, стр.21Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле   ребенка.   Виновниками   плохого   обращения   являются родители (92,2%), из них 85% ­ родные родители. Из них 60% ­ женщины, 39,2% ­ мужчины. Родители или лица, их замещающие,   плохо   ухаживают   за   ребенком   (88%), совершают   физическое   насилие   (87%).   Родные   матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%). Обобщая   вышеописанное,   можно   сделать   вывод,   что задача   социального   педагога   состоит   в   том,   чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что   такие   дети   часто   привязываются   к   воспитателю,   и здесь   важен   его   профессионализм   и   доверительное отношение к ребенку.1  1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2­ое изд.    Изд­во ГФ “Полиграф.ресурсы”. ­ М., 1998, стр.339