Ключевой фигурой данной работы является социальный педагог. Но не будем здесь говорить о понятии «социальный педагог» в широком смысле, а, в первую очередь, коснёмся деятельности социальных педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а точнее, в школах. Итак, школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению.
Актуальность работы социального педагога в
школе в современных условиях
Ключевой фигурой данной работы является
социальный педагог. Но не будем здесь говорить о
понятии «социальный педагог» в широком смысле, а, в
первую очередь, коснёмся деятельности социальных
педагогов, работающих в образовательных учреждениях, а
точнее, в школах. Итак, школьный социальный педагог –
действует в общеобразовательной или профессиональной
школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных
приютах, детских домах, школахинтернатах, школах
реабилитации и других образовательных учреждениях. В
организации своей работы даёт приоритет созданию
здорового микроклимата в коллективе, гуманизации
межличностных отношений, способствует реализации
способностей каждого, защите интересов личности,
организации досуга, включению в социальную полезную
деятельность, изучает специальные проблемы школьников и
учителей, принимает меры к их решению. Поддерживает
постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание
уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской
жестокости, эгоизма, вседозволенности.1
Социальнопедагогическая деятельность – это
социальная работа, включающая и педагогическую
деятельность, направленная на помощь ребёнку
(подростку) в организации себя, своего психологического
1 Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Издво ТГУ
им. Г.Р. Державина. 1998. 240 с., с. 151состояния, на установление нормальных отношений в
семье, в школе, в обществе.1
В современных условиях в работе различных
структур в области социальной защиты определились
основные направления социальной работы, которой
занимается и социальный педагог. Это:
Оказание материальной помощи (денежная,
патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
Организация социальной заботы (работа с людьми,
подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего
опыта);
Влияние на человека.
Процесс влияния на человека – это процесс
педагогического и психологического воздействия. Этим
занимается социальный работник, социальный педагог.
Выделю, что же является главным в работе
социального педагога, чем она отличается от работы
педагога школы, педагога – предметника и даже классного
руководителя или воспитателя школы – интерната или
группы продлённого дня.
Учителю чаще всего приходится работать с классом
или группой, и, в основном, его методы направлены на
работу с коллективом. Социальный педагог работает с
отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком,
а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и
здесь с каждым в отдельности.
1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2ое изд.
Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, стр.14Социальный педагог работает в области защиты
ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или
медицинскую помощь; он должен уметь организовать его
обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Сегодня образование, взяв в своей деятельности,
как первостепенное, воспитание ребёнка, формирование
личности, изменяет своё содержание и методы работы.
Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог,
это школа, и его работа в школе – особый вопрос.
В различных странах существуют два подхода к его
работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой,
или он является её штатным работником.
Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный
педагог часто посещает школу, помогает родителям и
школьникам в нормализации отношений, выясняет причины
непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где
жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в
физическом и умственном развитии, детей, страдающих от
обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он
привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции.
От школьного врача он узнаёт о длительной болезни
ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание
в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.
В Германии социальный педагог введён в штаты школы.
Он работает с неблагополучными семьями, отстающими
учениками, создаёт детские объединения для проведения
свободного времени, привлекает к этому родителей.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной
помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силусвоих способностей не могут усвоить школьного курса.
Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе
сверстников в школе или в семье. Это дети больные, с
теми или иными недостатками, школьники, которые
приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они
состоят на учёте в комиссии по делам
несовершеннолетних. А также это дети одарённые.
Иногда помощь этим детям может состоять только в
том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В
другом случае – научить контролировать свои поступки,
быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от
социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Сегодня актуальна нехватка различных секций и
клубов, разнообразных трудовых, туристических и
краеведческих отрядов. То есть в настоящее время мало
занято в организационном плане внеучебное время
школьника. Социальный педагог становится организатором
внеучебного времени школьника, объединяясь в своей
воспитательной работе с родителями.
Социальный педагог координирует работу
педагогического коллектива с трудными детьми, семьями,
с окружающей социальной микросредой и общественностью
микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он
периодически информирует педагогический коллектив школы
о психологическом климате в классах, о каждом трудном
ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в
подготовке и составлении плана социальной работы школы.Особое внимание требуется от социального педагога к
детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в
другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детейшкольников,
которые незаконно заняты на работе в учебное время,
решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли
правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит
очень остро в современных условиях, и эта проблема
сегодня актуальна.
Он следит за детьмишкольниками: все ли
нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает
им, контролирует получение всех социальных привилегий
многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки,
приобретение одежды, транспортные расходы.
Опыт работы социального педагога в школе широко
распространяется. Так, в некоторых школах Волгоградской
области введена должность социального педагога,
разработано положение об его обязанностях.
Социальный педагог изучает интересы детей,
проблемы семейных отношений с различным укладом:
Изучает семью;
Помогает семьям в кризисных ситуациях;
Помогает в оздоровлении среды;
Помогает в улучшении психологической обстановки и
педагогической культуры среды;
Защищает интересы ребёнка;
Налаживает контакты.Работа с семьёй также должна строиться у школьного
социального педагога, так как многое ребёнок выносит
именно оттуда.1
Для решения всех вышеописанных задач социальный
педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень
кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из
главнейших задач социального педагога. Поддержать
ребенка в трудную минуту дело не легкое. Как же
помочь ребенку? Как должен вести себя в такой ситуации
социальный педагог?
Поддержать духовно, научить стойкости, искать
выход, найти путь и принять решение, вселить веру в
ребенка, убедить его, что все в жизни можно изменить к
лучшему.
Педагог связывается со специалистами, со службами
социальной защиты, которые способны помочь ребенку. Для
этого необходимо, чтобы он был профессионально
подготовлен, достаточно образован для ведения
воспитательной и учебной работы.
Актуальным является наличие у социального педагога
организаторских способностей, умения и быстро принять
решение, быстро организовать реабилитационную работу.
Но главное быть добрым.
Итак, завершая тему о "нужности" деятельности
социального педагога в современный период, можно
перечислить следующие организации и учреждения, где
актуально присутствие социального педагога:
1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2ое изд.
Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, стр. 373375.*0
в школе, в классе, для работы с детьми из
неблагополучных семей;
*1
*2
*3
*4
*5
в школахинтернатах, детских домах, приютах;
в лесных школах, детских санаториях;
в социальнообразовательных центрах;
в реабилитационных и коррекционных центрах;
в культурных центрах, центрах досуга, молодежных
клубах;
*6
в летних лагерях труда и отдыха.1
Также нужно упомянуть некоторые статистические
данные по социальным проблемам и неблагополучным
ситуациям, касающимся детей России в современных
условиях. Например, увеличение смертности детей,
сокращение рождаемости, рост числа детейинвалидов
все это результаты современного экономического и
политического кризиса в стране.
Снижение жизненного уровня населения сказалось на
детях, их нравственном, физическом и психическом
здоровье. Дети и подростки оказались наиболее
незащищенными среди населения страны.
Отсутствие государственных мер защиты детей и
подростков сказывается на их деятельности, общении,
приводит к антиобщественному поведению, погоне за
деньгами любыми средствами, росту преступности.
Кризис образования, остаточное финансирование
вылились в нехватку кадров; оторванность школы от
общественных процессов сказывается на воспитании
подрастающего поколения.
1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2ое изд.
Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, стр. 74Сегодня более 50% подростков, совершающих
преступления, из неполной семьи; более 30% детей с
психическими отклонениями росли без отца.
Сегодня появилось усыновление детейсирот
иностранными гражданами, с 1992 г. иностранцы усыновили
12 тыс. детей России.
Но все же на сегодняшний день в России 4 млн.
беспризорных, 6 тыс. преступлений совершено
подростками, 2 тыс. детей самоубийц, 573 детейсирот.
Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при
Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число
детейсирот и детейинвалидов увеличилось на 70%. Резко
сократилось число детей, которых берут под опеку. По
сравнению с 1994 г. на 50% сократилось усыновление, что
влечет за собой необходимость увеличения мест в детских
домах.
Что касается детейбеглецов, то в основном это
подростки 1516 лет, чаще дети из городских семей,
меньше из сельских.
Из детей, убегающих из семьи, 56,7% девочки,
43,3% мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были
исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69%
учились, 1% окончили школу. Причиной побега являются
волнения ребенка изза неудач в достижении цели,
конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или
пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в
раннюю половую жизнь.
Безнадзорность, стрессовость, отравления и
несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3раза выросло число инфекционных заболеваний, на 10%
дизентерией, на 15% туберкулезом, на 3% гонореей, в
2,7 раза сифилисом, в 1,8 раза чесоткой.
Сократилось число детейдошкольников, 17,3% из них
имеют хронические заболевания, 67,7% функциональные
отклонения. Только 10% выпускников общеобразовательной
школы здоровы. Число девушек, имеющих к окончанию школы
хронические заболевания, составляет 75%, юношей
35,3%.1
На 15% увеличилось количество детейинвалидов до 16
лет. Особый разговор о здоровье подростков. Это раннее
курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало
половой жизни.
К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье
ребенка, можно отнести и современную систему
образования. В детском саду наблюдается переуплотнение
групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на
пятидневную неделю привел к переутомлению и увеличению
заболеваемо
сти детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно
курортных школ (с 91% до 85%) сократила возможность
лечения детей. Созданные школыинтернаты для детей
инвалидов требуют финансирования. Не хватает
оборудования, средств для проведения оздоровительных
мероприятий.
Медики часто сталкиваются с детскими травмами,
которые являются результатом плохого отношения к детям
в семье. Существует термин “синдром избитого ребенка”.
1 О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад. 1994. М., 1995, стр.21Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на
теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются
родители (92,2%), из них 85% родные родители. Из них
60% женщины, 39,2% мужчины. Родители или лица, их
замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%),
совершают физическое насилие (87%). Родные матери
виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще,
чем отцы (75% против 41%).
Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что
задача социального педагога состоит в том, чтобы
создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку
выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить,
что такие дети часто привязываются к воспитателю, и
здесь важен его профессионализм и доверительное
отношение к ребенку.1
1 Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2ое изд.
Издво ГФ “Полиграф.ресурсы”. М., 1998, стр.339